Современные реалии повышения уровня жизни населения в махаллях в условиях развития нового Узбекистана
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Цитировать:
Беркинов Б.Б., Неделькина Н.И., Амирджанова С.С. Современные реалии повышения уровня жизни населения в махаллях в условиях развития нового Узбекистана // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.122031.
Введение.
Актуальность темы. Любое государство в своем развитии по законам экономики в той или иной степени сталкивается с различными проблемами, в числе которых снижение экономической состоятельности, что приводит к росту бедности отдельных слоёв населения. При этом, важным становится признание странами необходимости принятия усиленных мер для внедрения наиболее эффективных способов социальной поддержки населения, живущего в худших условиях, защиты людей, находящихся в группе риска на бедность.
Следует отметить, что несмотря на постоянный рост экономики Узбекистана пока еще имеются безработные и отдельные категории населения с низким уровнем денежного обеспечения. Как показывают статистические данные [1] уровень безработицы в 2023 году снизился до 6,8%, что на 2,1% ниже, чем в 2022 году. За 6 месяцев 2024 года 113 тыс. безработных прошли обучение профессиональным и предпринимательским навыкам с целью повышения занятости и сокращения бедности. Вместе с тем, определенная часть населения все еще находится в черте бедности. Безработице способствуют: нехватка рабочих мест и неравномерное их распределение среди регионов; недостаточные инвестиции в экономику; демографический фактор, при котором численность населения в стране увеличивается на 700-800 тыс. человек в год создавая дополнительное напряжение на рынке труда и другие факторы.
Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев в своей книге «Современность и Новый Узбекистан»: «Моя главная мечта – полное устранение в стране бедности и безработицы. Убежден, такие дни настанут, и для этого я готов посвятить все свои силы и возможности» [2, с. 208]. Исходя из этого, для решения в стране проблем бедности и безработицы президентом страны поставлен вопрос о необходимости, в первую очередь, усилить роль местных органов власти для трудоустройства малообеспеченной части населения в махаллях через механизмы: а) финансовой поддержки предпринимателей; б) выделения земельных участков для земледелия и животноводства в сельских махаллях; в) активизировать малый семейный бизнес в городской среде и в районных центрах. Все это указывает на научно-практическую актуальность и значимость задач в условиях сокращения бедности и повышения уровня жизни населения в республике.
Целью данного исследования является оценка динамики макроэкономических показателей страны, характеризующих уровень жизни населения в Узбекистане. Научная новизна данного исследования состоит в определении многоуровневых контуров макроэкономического роста экономики страны, на анализе доходов и расходов домохозяйств обосновании направлений активизации привлечения семей в частное предпринимательство в махаллях для повышения уровня жизни и снижения безработицы.
В данном исследовании авторами сформулированы следующая научно-исследовательская гипотеза. Практически во всех странах мира имеются нищие и бедные слои населения. С 2022 года Всемирный банк обновил черту крайней бедности, которая составила 2,15 доллара на человека в день [3]. География проживания людей в условиях нищеты исследованы многими учеными. Таким слоям населения оказывается продовольственная, медицинская и гуманитарная помощь донорами из различных стран. Однако, если страна находится в глубоком социально-экономическом кризисе победить нищету не представляется возможным.
Другой вопрос – поэтапное выведение населения из черты бедности и повышение их уровня жизни. На наш взгляд, бедность людей в основном зависит от экономического состояния государства, а также от уровня образования, полученных знаний и состояния здоровья людей. Поэтому, в Узбекистане принят ряд стратегически важных документов [4-6], направленных на сокращение бедности в стране, повышение занятости населения и развития частного предпринимательства.
Учитывая все это, можно сказать, что идея искоренения бедности в стране должна быть ориентирована на оценку макроэкономических факторов роста уровня жизни населения, динамики изменения доходов и расходов домохозяйств в махаллях. Все это нам дало возможность определить новые направления и задачи искоренения бедности в Узбекистане.
Литературный обзор. Уровень жизни населения является довольно-таки широко изученной сферой для экономики. Исследование, приведенное в статье, опирается на теоретико-методологические основы проблематики повышения уровня жизни населения, которые многократно исследованы как отечественными, так и зарубежными авторами. Наиболее ранние исследования касательно вопросов общественного производства и благосостояния, образа и уровня жизни отмечены в теоретических подходах, разработанных видными учеными А. Смитом, А. Маршалом, В. Парето, А. Пигу и другими.
В Узбекистане современным проблемам сокращения бедности и повышения уровня жизни населения посвящены работы академика К.Х. Абдурахманова [7], Н.К. Зокировой [8], Г.К. Абдурахмановой, Т.Б. Гайибназарова, С.П. Курбанова [9], М.М. Мухаммедова, С.А. Исхаковой [10], Ш.Д. Кудбиева [11] и др. Среди современных российских авторов, в исследованиях которых затронуты вопросы повышения уровня жизни населения, отметим труды В.М. Жеребина и А.Н. Романова [12], Н.А. Гореловой [13], В.Н. Бобкова и Т.Е. Бобковой [14], В.И. Борисевич и Г.А. Кандуаровой [15], И.И. Елисеевой [16]. Между тем, во встречающихся исследованиях отечественных и зарубежных авторов понятие «уровень жизни» используется вместе с синонимами и близкими по значению терминами «качество жизни», «условия жизни», «образ жизни».
В.М. Жеребин и А.Н. Романов выделяют две категории определений уровня жизни - гуманитарно-концептуальные и параметрические (расчетно-статистические) [12, с. 29-31]. В кратком экономическом словаре, составленном В.Г. Слагода [17, с. 108], приводится такое определение уровня жизни - «стоимость доходов на душу населения, степень организации доступности материальных и духовных благ, качественность удовлетворения совокупной системы потребностей (понятие - синоним – «уровень благосостояния»)».
Уровень жизни, как пишет Н.А. Горелов [13, с. 77], «это интегрированная, существенная параметрическая величина, отражающая на определенный период степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, оцениваемых системой показателей». В.Н. Бобков и Т.Е. Бобкова [14] определили, что «уровень жизни характеризует потребление людей, их социальных групп и общества во всех сферах жизнедеятельности и является относительной (в сравнении с социальными стандартами) стоимостной характеристикой жизни, обеспечивающей то или иное ее качество».
Уровень жизни В.И. Борисевич и Г.А. Кандуарова [15, с. 26] характеризуют как «степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами». И.И. Елисеева [16, с. 72] делает акцент на том, что понятие в широком его смысле включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т.д. В таком случае чаще употребляется термин «качество жизни».
Белорусские ученые ТА. Войтеховская и В.В. Коптева [18, с. 45] уровень жизни населения характеризуют как «степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени», а В.А. Кобяков к этому добавляет «...исходя из сложившихся потребностей» [19, с. 45].
В зарубежных исследованиях взгляды касательно уровня жизни более широкие и его приоритетом выступают социально-экономические ценности. Многие основные системы показателей, по мнению Ричард Янг (США) [20, с. 19], сливаясь с другими понятиями, дают более гуманистическую интерпретацию того, что составляет благополучие, удовлетворение, то есть, само качество жизни.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно выделить основные схожие черты уровня жизни: а) приоритетами выступают как социально-экономические ценности, так и ценности материального благополучия; б) характеризуется степенью величины потребления конкретных благ, обеспеченности различными услугами и значимостью удовлетворения населения духовными ценностями; в) часто сравнивается посредством анализа уровня дохода или потребления домашними хозяйствами; г) выделяют одинаковые четыре уровня жизни населения - достаток, нормальный уровень, бедность и нищета.
Между тем, экономическое содержание понятия «уровень жизни» безусловно, неразрывно связано с понятием «экономический рост». По мнению Адамс Р., Равайон M. и Чэнь Ш. экономический рост является наиболее эффективным способом «вытащить людей из бедности и добиться их более широкие цели для лучшей жизни» [21, 22]. Приведенные этими авторами оценки показывают, что 10-процентное увеличение среднего дохода в стране снизит уровень бедности на 20–30%. В среднем однопроцентное увеличение дохода на душу населения снижает бедность на 1,7%. Авторы Раньери Р., Рамос А. [23] приводят довод о том, что рост доходов богатых слоев населения на 1% приводит к снижению темпов роста ВВП в стране на 0,08 % в последующие 5 лет. В то время как рост доходов среднего класса и бедных может привести к повышению темпов роста ВВП на 0,38%.
Анализ вышеприведенных авторских исследований показал, что имеется определенная многогранность и сложность вопросов, связанных уровнем жизни, что предлагает различные подходы к их изучению и решению. При этом, важным является междисциплинарный подход и необходимость учета местных условий и специфики территорий при разработке и реализации направлений повышения уровня жизни населения и снижения уровня бедности.
Постоянное поддержание определенного уровня занятости в экономике является непростой задачей, особенно в проявлении тех или иные кризисных явлений, но является одним из основных факторов, способствующих улучшению жизни. Важным является выявлять проблемы и препятствия, с которыми люди сталкиваются, устраняя их и развивая свободу выбора. Исходя из этих констант, в данном исследовании, на уровне с показателями, характеризующими уровень жизни населения в домашних хозяйствах, произведем анализ динамики макроэкономических показатели развития Узбекистана, как одного из основ, влияющего на улучшение жизни населения в махаллях.
Анализ и основные результаты исследования
В настоящее время развитие Узбекистана характеризуется стабильным макроэкономическим ростом показателей в расчете на душу населения. Статистические показатели за последние пять лет (2019-2023 годы) приведены в табл. 1. Как показываю данные таблицы физический объема ВВП в расчете на душу населения в текущих ценах увеличился в 1,8 раза и составил 29291,4 тыс. сум, производство промышленной продукции с 9604,9 (2019 г.) до 18011 (2023 г.) тыс. сум [1]. Потребительские товары за такой же период, произведенные в республике, увеличились с 3285,3 до 5190,8 тыс. сум или на 1,6 раза, а объем оказанных услуг в 2,2 раза.
Объем продукции (услуг) сельского, лесного и рыбного хозяйства на душу населения в 2023 году составил 11706,7 тыс. сум, а по сравнению с 2019 годом возрос 1,8 раза. Такой рост в основном связан с увеличением производства продукции сельского хозяйства, в том числе объема производства мяса, молока, яиц, зерна, картофеля, винограда, рыбы и другой продукции. Развитию малого предпринимательства в городских и сельских территориях Узбекистана отводится важное значение, а реализуемые сегодня реформы и меры позволяют обеспечить значительное их участие в показателях экономики. В 2023 году деятельность субъектов малого предпринимательства в ВВП составила 51,2%, в производстве промышленной продукции 26,9%, в производстве продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства 94,8%.
Таблица 1.
Динамика роста экономических показателях на душу населения
Узбекистана, тыс. сум
Показатель
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
ВВП
|
15863,8
|
17688,5
|
21149,2
|
24919,7
|
29291,4
|
Производство промышленной продукции
|
9604,9
|
10771,8
|
12935,0
|
15520,0 |
18011,0
|
Производство потребительских товаров
|
3285,3 |
3778,6 |
4354,6
|
5551,3 |
5190,8
|
Производство продукции сельского, лесного и рыбного
хозяйства
|
6678 |
7650 |
9080
|
10226 |
11706,6
|
Освоение инвестиций в основной капитал
|
5834,6 |
6140,3 |
7015,9
|
7468,6 |
9668,8
|
Совокупные доходы
|
10891,3
|
12122,2
|
14869,8
|
17772,8
|
20015,9
|
Объем услуг
|
5768,2
|
6426,1
|
8145,1
|
10292,0
|
12915,6
|
Источник: составлена авторами по статистическим данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан
На начало 2024 года в стране численность постоянного населения составила 36799,7 тысяч человек, из них 50,9% - в городах и 49,1% - сельской местности. В территориях городов и сел двенадцати областей страны, Республики Каракалпакстан и городе Ташкенте имеется в 9349 махаллей, в которых находятся 7257,8 тыс. домохозяйств. Сложившиеся демографические условия неразрывно связаны с решением экономических проблем таких категорий, как пожилого населения, женщин, молодого поколения и детей и повышением уровня жизни в махаллях.
Сегодня приняты и реализуются программных документов, в числе которых «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» (от 28.01.2022 г. №УП-60), «Стратегия-2030» (от 11.09.2023 г. №УП-158) и другие, в которых обозначены меры и механизмы выполнения поставленных целей и задач. Их реализация направлена на дальнейшее реформирование экономики, приводящая к динамичному её росту, укреплению социальной сферы, к значительному импульсу для устойчивого развития страны. В частности, проводится государственная поддержка роста доходов населения, реализуется новая национальная модель учета и адресной поддержки бедных слоев населения. Одной из самых значительных реформ в этом стала система «Махаллабай», направленная на решение социальных и экономических проблем на уровне махаллей. С 2022 по 2024 годы в рамках программы «Махаллабай» было выдано малых займов на сумму 1,7 млрд. долл., что позволило создать 977,6 тысяч новых семейных предпринимательских инициатив. Для поддержки этих инициатив также было выделено около 52 млн. долл. в виде субсидий для 152 тыс. человек [24]. Внедрена информационная система “Единый реестр социальной защиты”, проводится адресная поддержка населения, включенных в “Женскую тетрадь”, “Молодежную тетрадь” и “Железную тетрадь”, что показало высокую эффективность в улучшении уровня жизни населения и создании новых возможностей для самозанятости.
В рамках последовательного полного охвата всех нуждающихся мерами социальной защиты в стране реализуется система профессионального обучения населения. Это способствовало тому, что в 2020 г. по сравнению с 2017 г. уровень малообеспеченности населения снизился с 11,9% до 11%, в том числе на селе с 14,8% до 13,9% (рис. 1). В последние три года в статистических показателях республики начал определяться уровень бедности. За 2021 – 2023 гг. уровень бедности снизился на 6,6 п.п.
Источник: составлена авторами по статистическим данным Агентства статистики при Президенте РУз.
Рисунок 1. Изменение уровня малообеспеченности (2001-2020 гг.)
и уровня бедности (2021-2023 гг.) населения в Узбекистане, %
Доходы населения и заработная плата, наряду с характеристиками образования и состояния здоровья населения определяют систему основных индикаторов, непосредственно влияющих на уровень развития. Совокупные доходы на душу населения увеличились с 10891,3 тыс. сум (2019 г.) до 20015,9 тыс. сум (2023 г.) или в 1,8 раза. Заработная плата в республике за анализируемый период имеет стабильный рост и характеризуется ее повышением. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Узбекистане увеличилась в 2022 г. на 21,2% (+20,3% в 2021 г.), а в целом за период 2018-2022 гг. возросла на 2,1 раза. Рост заработной платы происходил на фоне увеличения минимальной заработной платы. Таким образом, возможность занятости населения, проживающего в махаллях, является жизненно важным и необходимым условием для роста уровня жизни и благосостояния общества.
Благодаря реформам в социальной сфере республики улучшился доход 3,5 млн. человек, охват социальной защиты населения был увеличен в 4,5 раза. Доля населения, получающих социальные пособие в общей численности населения (пособия лицам с инвалидностью до 16 лет, по случаю потери кормильца семьи) возросла с 1% (2001 г.) до 1,7% (2022 г.). В 2023 году на эти цели социальной защиты населения было выделено 12,3 триллиона сум. Кроме того, распределено 260 тысяч гектаров земли среди 800 тысяч человек, в основном молодежи в качестве доходного актива для ведения сельского хозяйства.
В табл. 2 приведены показатели объемов совокупного дохода населения в среднем в расчете на одну махаллю. Это расчётные данные, исходя из статистических показателей объемов совокупного дохода, реального совокупного дохода и реального совокупного располагаемого дохода, количества махаллей и домохозяйств.
Таблица 2.
Объем совокупного дохода населения в среднем в расчете на одну махаллю по видам и в разрезе регионов за 2023 год, млрд. сум
Регионы
|
Объем совокупного дохода населения
|
Объем реального совокупного дохода населения
|
Объем реального совокупного располагаемого дохода населения
|
Республика
Каракалпакстан
|
68,4
|
62,2
|
58,6
|
Андижанская
область
|
69,1
|
62,9
|
59,3
|
Бухарская область
|
87,5
|
79,7
|
76,0
|
Джизакская
область
|
86,4
|
78,5
|
75,2
|
Кашкадарьинская
область
|
69,7
|
63,5
|
60,9
|
Навоийская
область
|
101,5
|
92,5
|
86,9
|
Наманганская
область
|
58,4
|
53,3
|
50,6
|
Самаркандская
область
|
62,4
|
56,8
|
53,9
|
Сурхандарьинская
область
|
62,3
|
56,8
|
54,7
|
Сырдарьинская
область
|
64,5
|
58,6
|
55,7
|
Ташкентская
область
|
61,4
|
55,9
|
52,3
|
Ферганская
область
|
59,5
|
54,3
|
50,8
|
Хорезмская
область
|
75,5
|
68,7
|
66,0
|
город Ташкент
|
230,1
|
206,7
|
161,8
|
Региональная структура объемов совокупного дохода населения в среднем в расчете на одно домохозяйство приведена рис. 2.
Источник: разработана авторами
Рисунок 2. Объем совокупного дохода населения в среднем в расчете
на одно домохозяйство по видам и в разрезе регионов за 2023 год
Рассмотрим структуру расходов домашних хозяйств в долях, в том числе потребительских и непотребительских, которая приведена в табл. 3. Значительные расходы домохозяйств приходятся на потребительские расходы, доля которых в них в 2023 году составили почти 90%, а по сравнению с 2019 г. увеличились на 5,2 п.п.
Домохозяйства в республике больше тратятся на продукты питания, которые в потребительских расходах занимают значительную долю (55,5%). В целом, если рассматривать изменения в динамике, то можно отметить, что в 2023 г. по сравнению с 2019 г. снижение долей в потребительских расходах наблюдается касательно доли услуг (-3,4 п.п.) и непродовольственных товаров (-2,2 п.п.). В расходах домохозяйств снижение наблюдается также доли непродовольственных товаров на -5,4 п.п.
Таблица 3.
Структура расходов домашних хозяйств в Узбекистане
за 2019-2023 годы, %
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Изменение показателя
(2023 г. к 2019 г.), п.п. |
Расходы домашних хозяйств, всего | ||||||
Потребительские
расходы |
84,6 |
87 |
90 |
91,1 |
89,8 |
5,2 |
Продукты питания
|
38,8
|
40,3
|
51,8
|
52,2
|
49,8
|
11
|
Услуги
|
17,8
|
17,8
|
14,6
|
13,7
|
14,4
|
-3,4
|
Непродовольственные товары
|
28 |
28,9 |
22,5 |
25,2 |
25,6 |
-2,2 |
Потребительские
расходы
| ||||||
Продукты питания
|
45,8
|
46,3
|
57,6
|
57,3
|
55,5
|
9,7
|
Услуги
|
21
|
20,4
|
16,3
|
15
|
16
|
-5
|
Непродовольственные товары
|
33,2 |
33,3 |
26,1 |
27,7 |
28,5 |
-4,7 |
Непотребительские
расходы
| ||||||
Непотребительские расходы
|
15,4 |
13 |
10 |
8,9 |
10 |
-5,4 |
Источник: разработана авторами по статистическим данным Агентства статистики при Президенте РУз.
В Узбекистане диапазон принятых нормативно-правовых документов, где обозначены механизмы и пути улучшения жизни населения, снижения уровня бедности, обширен. В недавно утвержденном Указе Президента Республики Узбекистан «О выведении на новый этап мер по сокращению бедности и повышению благосостояния населения» [5] первостепенной задачей государственной социально-экономической политики установлено выведение из бедности в оставшийся период 2024 года 500 тысяч жителей и 1 миллиона — в 2025 году.
Для получения результатов Постановлением Президента страны [6] определены первые меры по реализации программы «От бедности к процветанию», включающие в себя семь блоков. Определены направления улучшения их уровня жизни и вывода из бедности население (рис. 3). Таким образом, с принятием такой программы в республике положено начало новому этапу в искоренении бедности и улучшению условий жизни населения в махаллях.
Рисунок 3. Направления улучшения жизни и вывода из бедности населения Узбекистана
Источник: разработаны авторами
Почему именно на домохозяйства и их развитии в махаллях обращено особое внимание всех органов власти в республике и акцент сделан на привлечение семей в предпринимательство. Это, прежде всего, связано с тем, что видов домашней работы в домохозяйствах с низким уровнем достатка намного выше. Членам семей в таких домохозяйствах приходится заменять продукты и осуществлять услуги, которые им недоступны из-за нехватки денежных средств. Поэтому, очень часто женщинам приходится уходить с оплачиваемой работы, чтобы проводит эти работы и услуги самими дома. Это еще больше усугубляют ситуацию в бедном домохозяйстве из-за отсутствия женщин в составе рабочей силы и их лишает дополнительного дохода.
В Узбекистане, как показывают данные, 43% женщин желают работать, но не могут найти работу из-за необходимости заботиться о детях. По данным выборочного обследования домашних хозяйств республики, проведенного в 2018 году, среднее число часов в неоплачиваемой домашней работе у мужчин составляло 2,15 и женщин 5,27. Между тем, в 2023 г. число таких часов возросло до 2,18 у мужчин и 5,36 у женщин. Поэтому, решение этой ситуации видится в обеспечении политики, позволяющей родителям выбирать правильный баланс между работой и заботой о семье. В основном, это конечно касается женщин, начиная с предоставления мест в доступный детский сад до предоставления прав на гибкий и неполный рабочий день. Кроме того, возможно может быть предоставление универсального кредита для семей с низким уровнем достатка под минимальный процент, но с достаточным требованием ежемесячной отчетности о расходах. Такая система поддержки позволяет большему количеству женщин работать по времени сколько им необходимо, и не в ущерб семьи.
Подытоживая вышеприведенный анализ отметим, что перспективы дальнейшей разработки темы, рассмотренной в данном исследовании, заключаются в расширении изучения факторов, влияющих на уровень жизни населения, с обоснованием их взаимосвязи с уровнем социально-экономического развития страны.
Заключение
Логически исследование построено с позиции осветить в рамках статьи вопросы снижения бедности и повышения уровня жизни населения в махаллях и рассмотреть объективные возможности реализации мер, принятых в республике, по сокращению бедности. Мы придерживаемся мнения о том, что уровень бедности не может рассматриваться только как следствие экономических процессов, влияющих на снижение уровня жизни населения до такого уровня. Поэтому, усилия по улучшению уровня жизни и снижению бедности направляются на устранение экономических, институциональных, а также политических причин и рисков.
По результатам исследования авторами сформулированы следующие основные выводы и рекомендации.
1. Дефиниция «уровень жизни» встречается практически в каждом исследовании, если оно изучает вопросы развития экономики и социальной сферы, проблемы формирования доходов населения и другие аспекты.
2. Результаты анализа показали, что меры, принимаемые на государственном уровне, и направления повышения уровня жизни, способствовали сокращению доли населения, находящегося за чертой бедности.
3. Мировая практика показывает, что низкий уровень жизни влияет на людей по-разному, но в целом на уровне любого государства такое явление отражается на силе и устойчивости сообществ. Население, живущее в бедности, чаще сталкивается с проблемами, связанными со здоровьем, имеют трудности с поиском и сохранением работы, оказываются в системе уголовного правосудия и нуждаются в различной социальной поддержке и помощи.
4. Домохозяйствам, в которых семьи находятся в трудной жизненной ситуации, необходимо наиболее полно снизить давление на семейный бюджет, касательно ценового давления. Это возможно осуществить за счет расширения доступа населения к системам здравоохранения и образования, являющиеся одними из важных с точки зрения развития человеческого капитала.
5. Касательно здравоохранения, то можно отметить, что сейчас в республике уже находит свое решение медицинское страхование, но это касается только предоставление базовых медицинских услуг в поликлиниках и больницах. Остается вопросом предоставление бедным слоям населения услуг, которые доступны только через частные клиники.
6. Снизить давление на семейный бюджет домохозяйств республики, имеющих низкий уровень дохода, можно посредством дальнейшего решения вопросов предоставления компенсации расходов на коммунальные услуги. Не является секретом, что для многих семей и одиноких пенсионеров покрыть расходы за используемые электроэнергию, холодную и горячую воду является затруднительно. Поэтому, целесообразно, для пенсионеров разработать специальную шкалу, определив исходя из суммы получаемой ими пенсии, процент дотации на погашение коммунальных услуг. Для домохозяйств такую компенсацию возможно определить исходя из их прожиточного минимума. Это позволит в какой-то степени снизить давление на бедные домохозяйства.
7. Улучшению условий жизни и снижению бедности населения можно добиться за счет стабильной занятости и высоких доходов. Сегодня в стране этот вопрос уже активно решается. Поэтому необходимо и дальше развивать взаимовыгодное сотрудничество с предпринимателями и реализовать «драйверные» проекты в территориях областей республики для увеличения занятости населения в махаллях. Кроме того, дальнейшего активного решения требуют вопросы сдачи малоимущим семьям земли в аренду для привлечения их к предпринимательству.
8. Развитие инфраструктуры в махаллях является тем фактором, от реализации которого зависит ситуация с созданием благоприятных условий жизни населения. Сюда входит бесперебойное обеспечение махаллей электроэнергией, улучшение его транспортного сообщения с центрами сельских районов, ремонт внутренних дорог и улучшение возможности обеспечения оросительной водой махаллей, ускоренное комплексное развитие сельских территорий.
Страница обновлена: 05.11.2024 в 11:02:52