Борьба с бедностью как цель экономического развития (на примере Республики Бенин)

Нуше Коджо Гиврэ1, Захарова Н.В.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56006512

Аннотация:
Статья посвящена анализу тенденции развития в борьбе с бедностью в Республике Бенин. Проведен обзор существующих научных исследований о бедности в Бенине с 1990-х годов по настоящее время. В качестве элемента статьи, имеющего признаки научной новизны, авторами позиционируется оценка перспектив сокращения бедности в Республике Бенин с учётом последних реформ правительства западноафриканского государства. Эта оценка заключается в выявлении эффективности проведенных реформ и выполненных проектов. Подчеркивается, что реформы правительства с одной стороны направлены на реструктуризацию системы управления в различных секторах таких как социальная, образовательная, медицинская и многие другие, а с другой стороны на строительство инфраструктуры с целю восполнения пробела и создания более благоприятных условий жизни, особенно для самых уязвимых слоев населения

Ключевые слова: бедность, экономика, развитие, Республика Бенин, Африка, монетарная бедность, немонетарная бедность

JEL-классификация: F63, I32, I38, N37



Введение

С момента зарождения цивилизаций, бедность была и остается серьезной проблемой для человечества. Бедность, определяется как минимальный уровень благосостояния, которого должен достичь человек, чтобы соответствовать стандартному уровню жизни в референтном обществе. [12] Бедность, можно также определить как состояние лишений, при котором люди или сообщества не имеют доступа к ресурсам и предметам первой необходимости, важным для здоровой и достойной жизни.

Концепция бедности тесно связана с благосостоянием людей, тем не менее, оценка благосостояния остается деликатной задачей. Борьба с бедностью является постоянной заботой правительств всех стран так как она представляет собой довольно сложное явление, имеющее множество аспектов. В рамках сокращения бедности, необходимо создать условия для экономического роста, который будет как высоким, так и более благоприятным для малоимущих. Такие условия позволят создать в их сфере занятости, возможности для трудоустройства и деятельности, приносящей доход.

Особый интерес представляет изучение тенденции развития бедности в Республике Бенин, где правительство предпринимает усилия для создания благоприятных условий, которые позволят в дальнейшем эффективно снизить уровень бедности.

Анализ различных аспектов бедности даётся в научных публикациях таких экспертов как, Корчагина И.И., Прокофьева Л.М., Тер-Акопов С.А. [8], Ж. Урриез, Л. Бернар [17], Захарова [6,7], М. Раваллион [28] и друние. Оценка общих тенденций развития бедности в Республике Бенин выделены в работах таких экспертов как, М. Атанассо [12], Д. Мустафа, К. Водону [13], Ф. Айссун, М. Агбо [16], Нуше [9, 10] и другие.

Общим во всех этих работах является то, что они проводились до реализации программы действий правительства Бенина. Поэтому крайне важно пересмотреть их выводы с учетом последних событий.

Цель исследования – проанализировать эволюцию бедности в Бенине за последние десятилетия, выявить факторы, способствующие продолжению этой ситуации, оценить действия правительства в борьбе с бедностью в процессе развития.

В качестве элемента статьи, имеющего признаки научной новизны, авторами позиционируется оценка перспектив сокращения бедности в Республики Бенин с учётом последних реформ правительства западноафриканского государства.

Авторы считают, что выполнение плана развития правительства Республики Бенин может служить основой для улучшения условий жизни, наиболее обездоленной части населения в краткосрочной перспективе и снижения уровня бедности в долгосрочной перспективе.

Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы – метод анализа особенностей бедности в Бенине, позволяющий понять ее эволюцию.

Бедность в мире

По данным Всемирного Банка, за последние несколько десятилетий мир добился значительного прогресса в сокращении бедности на глобальном уровне. В 1990 году, 1,9 миллиарда человек жили в условиях крайней нищеты, что составляло 36% населения мира. К 2019 году это число сократилось до 9,2%, что составляет около 703 млн человек. [1] Однако пандемия COVID-19 оказала глубокое влияние на мировую экономику, что привело к массовому сокращению рабочих мест, закрытию предприятий и сбоям в цепочках поставок. Это угрожает свести на нет многолетний прогресс, достигнутый в борьбе с крайней нищетой и неравенством доходов во всем мире.

За последние три года уровень бедности в бедных странах резко вырос, при этом число дополнительных людей, живущих менее чем на 3,65 доллара в день, достигнет 165 миллионов в 2023 году, согласно аналитическому обзору Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), озаглавленному «Человеческая цена бездействия: бедность, социальная защита и обслуживание долга, 2020–2023 гг.». [30] Совокупность этих дополнительных бедняков проживает в странах с низкими доходами и доходами ниже среднего, при этом 20% беднейших слоев населения в странах с низкими доходами страдают больше всего, поскольку их доходы все еще ниже до-пандемического уровня в 2023 году. [29]

Доля населения, живущего в условиях крайней нищеты в странах Африки к югу от Сахары, за последние три десятилетия сократилась с 53% в 1990 году до 35% в 2022 году. Однако это самый медленный спад среди регионов мира. С 1992 года население Африки росло более быстрыми темпами, чем в любом другом регионе, в результате чего увеличилось число людей, живущих в бедности, с 275 миллионов в 1990 году до 426 миллионов в 2022 году. В результате, более 62% населения мира, живущего в крайней нищете (живущего менее чем на 2,15 доллара в день), проживает в странах Африки к югу от Сахары. [15]

Стоит отметить, что долгое время, анализ бедности в развивающихся странах, как правило, фокусировался на измерении монетарной бедности в определенный момент или на сравнении бедности во времени с использованием – двух - разных исследований. Из этого следует, что если уровень бедности увеличивается, то невозможно приписать эту эволюцию появлению новых бедняков или существованию динамического процесса, вызывающего выходы и входы в бедность, причем число входов выше числа выходов. Однако этот переход может оказаться важным, и различие между двумя явлениями может иметь последствия с точки зрения экономической политики, направленной на борьбу с бедностью.

По мнению современных ученых бедность должна интерпретироваться как многомерный феномен, и с этой точки зрения монетарная бедность является не более чем одной из форм многомерной бедности. [8] [28] Для более глубокого понимания ситуации с бедностью, проводится различие между монетарной и немонетарной бедностью. Монетарная бедность — определение бедности в денежном выражении. Анализ монетарной бедности основывается на показателе уровня жизни, представленном потребительскими расходами домохозяйства, на основе которого рассчитываются индексы бедности по социально-экономическим и демографическим характеристикам главы домохозяйства [17]. Монетарная бедность определяется на основе показателей дефицита ресурсов, и тесно связана с трудностями на рынке труда, такими как безработица или неполная занятость.

Немонетарная бедность — это многомерное понятие, охватывающее бедность с точки зрения богатства или активов. Немонетарная бедность определяется методом депривации, то есть лишений или социальной исключенности, когда человек, например, не может себе позволить горячее мясное блюдо два раза в неделю, не может купить лишнюю пару обуви и т.д. Немонетарная бедность дает возможность анализировать такие сферы, как здравоохранение, жилье, образование и др.

Эти два подхода используются потому, что расходы домохозяйств сами по себе не дают хорошего понимания концепции бедности. Поэтому, также необходим немонетарный подход, чтобы в полной мере учесть многоаспектный характер бедности.

Основные тенденции бедности в Бенине

Важность, придаваемая сокращению бедности в различных правительственных программах развития, особенно в программах предыдущих и текущего правительств Республики Бенин, позволяет провести довольно уместную диагностику ее эволюции и различных факторов, влияющих на нее.

С 1990 года было проведено немало исследований бедности в Республике Бенин. Исследования, проведенные в период с 1990 по 2000 год, показали, что бедность является явлением, сокращение которого представляет собой серьезную социально-экономическую проблему. Эти исследования выявили показатели с довольно тревожным уровнем из-за сильного влияния неравенства на масштабы бедности по сравнению с сельскими районами, учитывая сильное неравенство, наблюдаемое в распределении доходов в городских районах. Рекомендации этих исследований касались поощрения роста в пользу создания более благоприятного экономического климата для более уязвимых за счет улучшения их производственного потенциала [13]. Эти исследования определили, что бедность в Бенине носит в основном сельский характер. Это значит, что политика сокращения бедности должна быть сосредоточена, среди прочего, на строительстве дорог и проектах социально-экономической инфраструктуры в сельских районах. Также была подчеркнута необходимость финансирования массового школьного образования и обучения грамоте взрослых. Некоторые особенности наблюдаются в зависимости от места жительства (городского или сельского). Обязательным условием для принятия мер, является более точное определение областей и/или социально-экономических групп.

В 2006 году Национальный институт статистики и экономического анализа Бенина (INSAE) создал систему сбора данных от домохозяйств посредством Комплексного модульного обследования условий жизни (EMICoV). Результат анализа данных первого сбора, был опубликован в августе 2006 г., затем последовала вторая публикация в 2011 г. после последующего сбора данных, проведенного в 2010 г., затем была третья публикация в 2015 г. Это обследование представляет собой постоянный мониторинг показателей об условиях жизни домохозяйств и позволяет лучше понять, среди прочего, эволюцию бедности как в сельских, так и в городских районах. Результаты обследования (EMICoV) показывают, что с 2009 по 2015 год уровень немонетарной бедности снизился на примерно 2 процентных пункта (с 30,85% до 28,7%) [19]. Это свидетельствует об улучшении условий жизни некоторой части населения. Кроме того, наблюдения показывают, что сельские районы больше страдают от немонетарной бедности, чем городские районы. Результаты EMICoV показывают, что в период с 2009 по 2015 год в сельской местности уровень немонетарной бедности составлял от 35,2% до 36%, в то время как в городских районах этот уровень составлял от 20,4% до 23,15% (с отрицательной тенденцией) [16] [19].

Сопоставление результатов EMICoV (2009-2015 гг.) и ранее проведённых исследований, подчеркивает актуальность выводов исследований 1990-2000 гг. То есть, не смотря на улучшение, которое безусловно имело место, бедность, как монетарная, так и немонетарная, остается проблемой в Бенине.

Стремясь бороться с бедностью на национальном, а также на региональном уровне, 8 стран-членов ЗАЭВС, в 2018–2019 годах провели Гармонизированное обследование условий жизни домохозяйств (EHCVM). Первая сессия сбора данных проводилась с сентября по декабрь 2018 года, а вторая — с апреля по июль 2019 года. Это исследование позволило оценить уровень монетарной и немонетарной бедности в Бенине.

Для измерения монетарной бедности оценивался уровень жизни людей (годовое потребление на душу населения) и определялась черта бедности, по которой каждый человек классифицируется в соответствии с его положением (ниже или выше порога). Этот подход анализируется по обычным показателям распространенности, глубины и остроты бедности. Согласно EHCVM, общая годовая черта бедности в Республике Бенин оценивается в 246 542 франков КФА (≈ 36 232,09 руб.). Этот порог состоит из пищевого компонента (146 793 FCFA ≈ 21 572,86 руб.) и непищевого компонента (99 749 FCFA ≈ 14 659,22 руб.). [1] Анализ расходов бенинских домохозяйств показывает, что 38,5% населения жило за чертой бедности в 2019 году [21] [22]. Однако за этим общим уровнем скрываются различия в зависимости от места жительства.

Распространенность монетарной бедности (P0) в городах составляет 31,4% против 44,2% в сельской местности. Такие же тенденции наблюдаются на уровне глубины бедности (Р1) и тяжесть бедности (Р2).

Таблица 1

Монетарная бедность по месту жительства в 2019 г.

Table 1

Monetary poverty by place of residence in 2019

Место жительства
Распространенность монетарной бедности (P0) в %
Глубина монетарной бедности (P1) в %
Тяжесть монетарной бедности (P2) в %
Городское
31,4
8,6
3,4
Сельское
44,2
12,5
5,0
Бенин
38,5
10,8
4,3

Источник: Национальный Институт Статистики и Экономического Анализа, Краткая записка о бедности в 2019 году [22]

Сравнение данных за 2019 год с данными за 2015 год показывает небольшое снижение монетарной бедности. Уровень монетарной бедности составил 38,5% в 2019 году против 39,3% в 2015 году, что на 0,8 процентного пункта меньше.

Рисунок 1: Динамика масштабов монетарной бедности с 2015 по 2019 год в зависимости от места жительства

Figure 1: Dynamics of the scale of monetary poverty from 2015 to 2019 depending on place of residence

Источник: Национальный Институт Статистики и Экономического Анализа, Краткая записка о бедности в 2019 году [22]

Монетарная бедность в Бенине больше распространена в сельской местности (Рисунок 1). Несмотря на то, что снижение уровня бедности более заметно в городских районах, в 2019 году положение сельских домохозяйств также улучшилось.

С немонетарной точки зрения, бедность рассматривался через композитный индекс уровня жизни. Этот показатель отражает общий комфорт, в котором проживает домохозяйство (жилье, наличие товаров длительного пользования итд.).

Рисунок 2: Динамика немонетарной бедности с 2015 по 2019 год по месту жительства

Figure 2: Dynamics of non-monetary poverty from 2015 to 2019 by place of residence

Источник: Национальный Институт Статистики и Экономического Анализа, Краткая записка о бедности в 2019 году [22]

Немонетарная бедность затронула 26,1% населения Бенина в 2019 году по сравнению с 28,7% в 2015 году. Несмотря на то что сельские районы в большей степени подвержены немонетарной бедности (как и монетарной бедности), в сельских домохозяйствах в 2019 г. наблюдалось некоторое улучшение по сравнению с 2015 г. (уровень заболеваемости снизилась с 36,0% до 28,6%), в отличие от городских домохозяйств, в которых зафиксировано ухудшение (23,0% в 2019 г. против 20,5% в 2015 г.). Отчасти это связано с оттоком населения из сельской местности, которое, переселяясь в города, оседает в пригородах и создает агломерации в районах, не отвечающих условиям благополучного жилья, а также лишенных базовой инфраструктуры. В то же время предпринимаются усилия по устранению недостатка инфраструктуры в сельской местности, поскольку эти потребности четко определены. Постепенное сокращение немонетарной бедности в последние годы, особенно в сельских районах, является признаком улучшения доступа к базовой инфраструктуре.

Факторы, влияющие на монетарную и немонетарную бедность, хотя и различаются, но взаимосвязаны. Строительство социальной инфраструктуры оказывает прямое положительное влияние на населения и способствует уменьшению немонетарной бедности. Например, строительство медицинского центра или школы в сельской местности позволит населению иметь доступ к качественному медицинскому обслуживанию или качественному образованию. Это в долгосрочной перспективе снизит уровень - немонетарной - бедности, так как между бедностью и неграмотностью существует достаточно сильная корреляция. То же самое относится и к таким факторам, как материнская и младенческая смертность.

Уровень материнской смертности в Бенине снизился с 397 смертей на 100 000 живорождений в 2006 году до 391 смерти на такое же количество живорождений в 2018 году, согласно отчету о демографии и здравоохранении в Бенине [20]. Это снижение уровня материнской смертности связано с рядом инициатив, предпринятых правительством Бенина в области здравоохранения, в частности с бесплатным кесаревым сечением. Эта мера позволила беречь здоровье матерей и детей за счет достижения определенных положительных результатов, таких как резкое снижение материнской и неонатальной смертности.

По данным Всемирного Банка, в 2020 году в Бенине было зарегистрировано 2500 случаев материнской смертности, что несмотря на прогресс последних лет, всё же является высоким показателем [4]. Для сравнения, в 2020 году в Российской Федерации было 200 материнских смертей, по данным Всемирного банка [5].

Что касается уровня младенческой смертности, то в Бенине в 2020 и 2021 годах было 57 и 55 смертей на 1000 рождений соответственно [2]. Для сравнения, в Российской Федерации было по 4 случая смерти на 1000 родившихся в 2020 и 2021 годах [3].

Оценка государственных реформ и проектов

Для борьбы с проблемой младенческой и материнской смертности, правительство Бенина приняло «Оперативный план снижения материнской смертности на 2018 – 2022 годы». Этот план определял действия Министерства здравоохранения, ведомственных управлений здравоохранения и санитарных зон по снижению материнской и неонатальной смертности. Он предусматривал инвестиции в размере тринадцати (13) миллиардов франков КФА (1,9 млрд руб.) в течение пяти (5) лет. Были определены следующие цели [25]:

- охватить каждую беременную женщину и каждого новорожденного высокоэффективными мероприятиями по выживанию и развитию;

- обеспечить эффективную помощь в критические периоды, а именно в родах и в первую неделю жизни новорожденного;

- укрепить систему здравоохранения, полномочия родителей, семей и сообществ принимать решения, чтобы закрепить результаты;

- улучшить информационную систему здравоохранения для принятия решений и подотчетности в режиме реального времени.

Результаты реализации программы пока не опубликованы. Но само собой разумеется, что для достижения целей потребуется сильное национальное и ведомственное руководство, эффективное управление и прозрачность на всех уровнях, а также подотчетность перед сообществами.

Более глобальный диагноз сектора здравоохранения показывает, что государство, через публичные больницы, не в состоянии обеспечить качественное медицинское обслуживание части населения. Неадекватное предоставление государственных медицинских услуг в основном связана с:

i) отсутствием эффективного управления сектором; ii) отсутствием инфраструктуры; iii) плохим распределением и плохим управлением человеческими и финансовыми ресурсами; iv) отсутствием контроля качества оказываемой помощи; v) низкой финансовой доступностью населения к медицинскому обслуживанию; и, vi) анархией в осуществлении деятельности и установке в частной практике [27].

Кроме того, чрезмерная политизация сектора и распространение поддельных лекарств усугубляют незащищенность здоровья населения.

Столкнувшись с этой ситуацией, правительство решило принять конкретные меры для улучшения социально-санитарных условий населения; в частности, это улучшение навыков руководителей и управления ресурсами в секторе здравоохранения, обеспечение всеобщего доступа к медицинским услугам и более высокое качество медицинской помощи, работа над укреплением партнерства в интересах здоровья. Кроме того, приняты были важные меры по улучшению условий труда медицинского персонала. Следует отметить, что эти реформы предусматривают реструктуризацию Министерства здравоохранения путем создания новых управлений и агентств, а также органа по регулированию сектора здравоохранения в Республике Бенин.

Имеются также планы по строительству эталонного университетского больничного центра, строительству и оснащению пяти новых районных больниц, строительству районной больницы и медицинских центров в сельских районах, расширению возможностей медицинского обучения в области водных и энергетических ресурсов и модернизация и укрепление технической базы и инфраструктуры здравоохранения.

Цель правительства состоит в том, чтобы реорганизовать систему здравоохранения для более эффективного охвата услугами здравоохранения.

В сфере социальной защиты, правительство сделало выбор в пользу значительного улучшения условий жизни наиболее уязвимых слоев населения и сокращения социального неравенства посредством социальной защиты для всех и ухода за уязвимыми группами, детьми, инвалидами и пожилыми людьми. Для этого правительство создало систему медицинского страхования, пенсионного обеспечения и страхования жизни для фермеров, торговцев, перевозчиков и ремесленников. Это «Страхование по укреплению человеческого капитала» (ARCH), которое создано через Национальное Агентство Социальной Защиты (ANPS) и его филиалы.

Правительство Бенина проводит множество реформ для улучшения условий жизни населения. Однако, поскольку бедность представляет собой сложную проблему, усилия по ее сокращению должны сопровождаться сильным и устойчивым экономическим ростом, чтобы обеспечить закрепление результатов.

Экономический рост является самым мощным инструментом сокращения бедности и повышения уровня жизни в развивающихся странах. Как межстрановые исследования, так и страновые тематические исследования предоставляют убедительные доказательства того, что быстрый и устойчивый рост имеет решающее значение для более быстрого прогресса в сокращении глобальной доли людей, живущих в бедности [14].

Бенин продемонстрировал замечательные экономические показатели в последние годы. Экономический рост Бенина составил 7,2% в 2021 году по сравнению с 3,8% в 2020 году и 1,8% в 2015 году, что является лучшим показателем за несколько лет [24]. Экономика Бенина оказалась устойчивой к последствиям недавних кризисов (COVID-19, ситуация с безопасностью на севере страны и мировая экономическая ситуация). Несмотря на эти потрясения, рост реального ВВП в 2022 году составил 6% [11].

Множество реформ и проектов было сделано для обеспечения доступа к электричеству, воде, образованию и основным социальным услугам.

Ситуация в энергетическом секторе до 2016 года характеризуется серьезными и устойчивыми нарушениями, которые привели к неудовлетворенному спросу на электроэнергию. Помимо проблем электрификации городов, уровень электрификации сельской местности был очень низким. Поэтому потребовалась реструктуризация со стороны правительства, которое сделало ставку на повышение уровня электрификации сельских районов за счет политики автономного производства электроэнергии.

Эти реформы проводились в рамках Проекта электрификации сельских районов (PERU), завершение которого планируется в 2025 году. Этот проект касается расширения и уплотнения электрических распределительных сетей в сельских местностях. Он направлен, в том числе, на укрепление энергетического потенциала страны и улучшение условий жизни населения. Проект охватывает всю территорию Бенина за исключением самого крупного города страны, Котону. Текущая реализация этого проекта должна привести к полному покрытию потребностей в электроэнергии по всей стране за счет 224 новых микроэлектростанций (в том числе 205 солнечных, 10 биомассовых и 9 гидравлических) к 2030 году [27].

Индексы эффективности сектора показывают, что уровень электрификации Бенина увеличился с 27,7% в 2015 году до 30,6% в 2020 году, при этом уровень доступности электричества на национальной территории составил 46,6% и 55,1% соответственно [27] [2].

В середине мая 2023 года, уровень реализации проекта электрификации сельской местности (PERU) оценивался в 41,73% против 35,29% после последней наблюдательной миссии Африканского Банка Развития (АфБР) в октябре 2022 года [23].

Перспективы сокращения бедности

В Бенине реализуется ряд реформ и проектов для решения проблем электрификации. Видны некоторые результаты этих реформ, а также наблюдается сокращение энергетического разрыва. Бенин планирует стать самодостаточным в производстве электроэнергии к 2025 году и иметь уровень производства, достаточно высокий для покрытия внутренних потребностей.

Доступ к электричеству безусловно позволяет жить лучше, но доступ к питьевой воде является важнейшей опорой качества жизни. Правительство Бенина прилагает усилия к тому, чтобы питьевая вода была доступна каждому на всей территории страны. Значительное улучшение систем питьевого водоснабжения в сельских районах Бенина стало эффективным благодаря реализации программы AQUA-VIE. Средний охват услугами водоснабжения в сельской местности в 2022 году составляет 73% по стране против 42% в 2017 году [26]. Отмечается значительный прогресс в плане доступа к чистой питьевой воде. Следует отметить, что Бенин планирует к 2026 году достичь 100-процентного охвата населения питьевой водой.

Доступ населения к электричеству и питьевой воде безусловно является важным фактором в процессе развития любой страны. Но никакое развитие не может происходить без компетентного человеческого капитала. Образованное население является наиболее важным фактором для любой страны, которая хочет получить компетентный и инновационный человеческий капитал.

Развитие компетентного и конкурентоспособного человеческого капитала требует наличия эффективной системы образования. Имеющиеся данные показывают, что уровень грамотности в Бенине в 2018 году составлял 42,8% [18]. Реформы, программы и проекты, инициированные с целью содействия образованию детей и взрослых, классифицируются по 5 направлениям: (i) улучшение координации в секторе образования; (ii) повышение качества образования; (iii) адаптация системы образования к реальным потребностям страны и компаний; iv) реструктуризация и перепозиционирование исследовательского сектора и v) продвижение грамотности и образования взрослых [27].

Цель правительства Бенина состоит в том, чтобы в ближайшие годы иметь качественный человеческий капитал, который имеет доступ к основным услугам, таким как вода, электричество, санитарная инфраструктура, и способен в полной мере внести свой вклад в развитие страны.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сказать, что искоренение бедности является глобальной целью. Несмотря на успехи, достигнутые за последние десятилетия, следует отметить, что кризисы последних лет могут привести к тому, что значительная часть населения вновь окажется в нищете. Африканское население в наибольшей степени страдает от бедности, и сокращение бедности здесь происходит медленнее всего. Отсутствие инфраструктуры в сельской местности стран континента способствует усугублению бедственного положения населения. Решение этой важной проблемы в первую очередь, сократит немонетарную бедность в краткосрочной перспективе, а в среднесрочной и долгосрочной перспективе - монетарную бедность.

В Бенине бедность является серьезной проблемой, с которой необходимо бороться. В 2019 году почти 40% населения жили за чертой бедности. Снижение конечно замечается, но оно медленное. В Бенине бедность особенно распространена в сельских районах. Сохранению такой ситуации способствует отсутствие базовой инфраструктуры во многих районах территории страны. Правительство Бенина осуществляет ряд проектов, направленных на снижение доли населения, живущего в бедности. Проводятся реформы в социальной сфере, в сферах здравоохранения, образования, доступа к питьевой воде и электричеству. Некоторые из этих реформ, такие как бесплатное кесарево сечение, более строгое наблюдение за новорожденными и уход за матерями после родов, позволили снизить материнскую и младенческую смертность. Цифры остаются высокими, но предпринятые инициативы должны позволить улучшить ситуацию в среднесрочной перспективе. Сокращение или искоренение бедности требует развития с сильным и устойчивым ростом. Показатели Бенина в этой области замечательны. Это дает возможность привлекать инвесторов и финансировать важные проекты. Правительство Бенина прилагает усилия чтобы решить важнейшие проблемы, которые замедляют продвижение к развитию. Это, например, охват территории страны поставками электроэнергии и питьевой воды. Были поставлены четкие цели, и движение к их достижению идет большими шагами. Образование и социальная защита также являются секторами, в которых осуществляется ряд реформ и проектов. Реализация проектов и достижение поставленных целей позволит Бенину сделать гигантский шаг в процессе своего развития и сокращения бедности.

Целью любого экономического развития, направленного на сокращение масштабов нищеты, должно быть расширение прав и возможностей бедных. Поэтому крайне важно создать необходимые условия для предпринимательства и инноваций. В Бенине, как и во многих африканских странах, довольно низкий уровень грамотности. Следствием этого является низкий уровень доступа населения к банковским услугам. Большое количество предпринимателей, не имеющих доступа к кредитам, не в состоянии финансировать проекты, которые могут оказать прямое влияние на население. Для сельского населения доступ к микрокредитам является решением, даже если суммы остаются низкими. В Бенине, в дополнение к частным инициативам, правительство в течение нескольких лет учредило программу микрокредитования, ориентированную на беднейшие слои населения. Эффективность этой программы еще предстоит продемонстрировать.

Отсутствие информации о платежеспособности или надежности заемщика ограничивает возможности этой программы. Внедрение финансовых технологий может позволить создать базу данных с целью выявления надежных заемщиков и наиболее нуждающихся [6] [7] [10]. Это позволит поддерживать проекты с сильным социальным воздействием, исходящие от местного населения, путем кредитования более крупных сумм надежным заемщикам [9]. Таким образом, роль финансовых технологий в сокращении бедности представляет собой интересную тему, которая может стать предметом научного исследования.

[1] В моменте написания статьи 1 франк КФА = 0,15 рублей (01.07.2023)

[2] Уровень электрификации – это доля населения, имеющего доступ к электричеству через коммунальные услуги. Уровень доступности – это отношение количества электрифицированных населенных пунктов к общему количеству населенных пунктов.


Источники:

1. Всемирный Банк. Бедность. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/poverty/overview (дата обращения: 10.06.2023г.).
2. Всемирный Банк. Коэффициент детской смертности – Бенин. [Электронный ресурс]. URL: https://donnees.banquemondiale.org/indicator/SP.DYN.IMRT.IN?locations=BJ (дата обращения: 01.07.2023г.).
3. Всемирный Банк. Коэффициент детской смертности – Российская Федерация. [Электронный ресурс]. URL: https://donnees.banquemondiale.org/indicator/SP.DYN.IMRT.IN?locations=RU (дата обращения: 01.07.2023г.).
4. Всемирный Банк. Число материнских смертей – Бенин. [Электронный ресурс]. URL: https://donnees.banquemondiale.org/indicator/SH.MMR.DTHS?locations=BJ (дата обращения: 01.07.2023г.).
5. Всемирный Банк. Число материнских смертей – Российская Федерация. [Электронный ресурс]. URL: https://donnees.banquemondiale.org/indicateur/SH.MMR.DTHS?locations=RU (дата обращения: 01.07.2023г.).
6. Захарова Н.В. Формирование инновационной экономики и инновационных систем стран Европейского союза. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М. Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова, 2010. – 46 c.
7. Захарова Н.В. Экономика стран Евросоюза: особенности развития и будущее европейского строительства. / Монография. - М. Российский государственный торгово-экономический университет, 2007. – 146 c.
8. Корчагина И.И., Прокофьева Л.М., Тер-Акопов С.А. Материальные депривации в оценках бедности // Материальные депривации в оценках бедности. – 2019. – № 2. – c. 51-63. – doi: 10.24411/1561-7785-2019-00015.
9. Нуше К. Г. Технология как эффективный фактор развития экономик развивающихся стран // Мир в эпоху глобализации экономик и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: Сборник статей по итогам работы кругового стола с международным участием. 15-16 января 2021 г. – Москва: ООО «Конверт». Москва, 2021. – c. 276.
10. Нуше К. Г. Особенности банковского дела на Африканском континенте // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. – 2021. – № 2. – c. 100-108. – doi: 10.28995/2782-2222-2021-2-100-108.
11. African Development Banque, Perspectives économiques au Bénin. [Электронный ресурс]. URL: https://www.afdb.org/fr/pays-afrique-de-louest-benin/perspectives-economiques-au-benin (дата обращения: 08.07.2023г.).
12. Attanasso, Marie-Odile « Analyse des déterminants de la pauvreté monétaire des femmes chefs de ménage au Bénin » // Mondes en développement. – 2004. – № 4. – p. 41-63.
13. MOUSTAPHA D., VODONOU C. Etat de Lieux de L'analyse de la Pauvrete au Benin de 1990 a 2000, INSAE, 2002. [Электронный ресурс]. URL: https://www.afristat.org/wp-content/uploads/2022/04/DEX02_Synthese_Etudes-Pauvrete-Benin.pdf (дата обращения: 24.06.2023г.).
14. Department of International Development UK, Growth, Growth. Building jobs and prosperity in developing countries. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/derec/unitedkingdom/40700982.pdf (дата обращения: 17.06.2023г.).
15. Development Initiatives, Economic poverty trends: Global, regional and national. [Электронный ресурс]. URL: https://devinit.org/documents/1343/Economic_poverty_factsheet_June_2023.pdf (дата обращения: 17.06.2023г.).
16. AÏSSOUN F., AGBO M. Facteurs explicatifs de la pauvreté non monétaire dans la commune de Tchaourou au Bénin. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceetbiencommun.pressbooks.pub/tchaourou/chapter/facteurs-explicatifs-de-la-pauvrete-non-monetaire-dans-la-commune (дата обращения: 24.06.2023г.).
17. L'approche monétaire de la pauvreté : méthodologie et résultats Hourriez Jean-Michel, Legris Bernard. L'approche monétaire de la pauvreté : méthodologie et résultats. In: Economie et statistique, n°308-310, Octobre 1998. pp. 35-63; doi : https://doi.org/10.3406/estat.1998.2590
18. Index Mundi, Taux d'alphabétisation Bénin. [Электронный ресурс]. URL: https://www.indexmundi.com/g/g.aspx?c=bn&v=39&l=fr (дата обращения: 08.07.2023г.).
19. Institut National De La Statistique et de l'Analyse Économique, Enquete modulaire integree sur les conditions de vie des menages 3ème édition (EMICoV-2015). [Электронный ресурс]. URL: https://instad.bj/images/docs/insae-statistiques/enquetes-recensements/EMICoV/2015/Rapport_pr%C3%A9liminaire_Emicov_2015.pdf (дата обращения: 17.06.2023г.).
20. Institut National De La Statistique et de l'Analyse Économique, Enquête Démographique et de Santé au Bénin (ESDB-V), 2017-2018. [Электронный ресурс]. URL: https://instad.bj/images/docs/insae-statistiques/enquetes-recensements/EDS/2017-2018/1.Benin_EDSBV_Rapport_final.pdf (дата обращения: 01.07.2023г.).
21. Institut National De La Statistique et de l'Analyse Économique, Note sur la pauvreté en 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://instad.bj/images/docs/insae-publications/autres/Note-sur-la-pauvrete/Note%20synth%C3%A8se%20sur%20la%20pauvret%C3%A9%20en%202019.pdf (дата обращения: 17.06.2023г.).
22. Institut National de la Statistique et de la Demographie, Premiere edition de l’Enquete Harmonisee sur les Conditions de Vie des Menages (EHCVM). [Электронный ресурс]. URL: https://instad.bj/images/docs/insae-statistiques/enquetes-recensements/EHCVM/EHCVM_Document%20des%20principaux%20indicateurs.pdf (дата обращения: 24.06.2023г.).
23. La Nation Projet d’électrification rurale au Bénin: le taux d’exécution physique s’affiche à 41,73%. [Электронный ресурс]. URL: https://lanation.bj/articles/projet-delectrification-rurale-au-benin-le-taux-dexecution-physique-saffiche-a-4173 (дата обращения: 08.07.2023г.).
24. Ministère de l\'Économie et des Finances, Croissance : la remontada économique du Bénin malgré la conjoncture mondiale. [Электронный ресурс]. URL: https://finances.bj/croissance-la-remontada-economique-du-benin-malgre-la-conjoncture-mondiale/ (дата обращения: 08.07.2023г.).
25. Ministère de la Santé, Plan opérationnel de réduction de la mortalité maternelle 2018 – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prb.org/wp-content/uploads/2020/06/Benin-Plan-Operationnel-de-Reduction-de-la-Mortalite-Maternelle-et-Neonatale-au-Benin.pdf (дата обращения: 01.07.2023г.).
26. Présidence de la République du Bénin, Accès à l'eau potable en milieu rural : La Banque Mondiale approuve un financement additionnel de 250 millions de dollars au Bénin. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gouv.bj/article/1830/acces-potable-milieu-rural-banque-mondiale-approuve-financement-additionnel-250-millions-dollars-benin/#:~:text=L\'am%C3%A9 (дата обращения: 08.07.2023г.).
27. Présidence du Bénin, Bénin Révélé, PAG 2016-2021. [Электронный ресурс]. URL: https://beninrevele.bj/pag-2016-2021/ (дата обращения: 08.07.2023г.).
28. Ravallion M. On multidimensional indices of poverty // Journal of Economic Inequality. – 2012. – № 9. – p. 235–248.
29. UNDP, 165 million people fell into poverty between 2020 to 2023 as debt servicing crowded out social protection, health and education expenditures. [Электронный ресурс]. URL: https://www.undp.org/press-releases/165-million-people-fell-poverty-between-2020-2023-debt-servicing-crowded-out-social-protection (дата обращения: 01.10.2023г.).
30. UNDP, The Human Cost of Inaction: Poverty, Social Protection and Debt Servicing. [Электронный ресурс]. URL: https://www.undp.org/publications/dfs-human-cost-inaction-poverty-social-protection-and-debt-servicing-2020-2023 (дата обращения: 01.10.2023г.).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:58