Бедность работающего населения: анализ основных тенденций и опыт регионов по снижению ее уровня
Селиванова О.В.1, Разумов А.А.1
1 ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 76 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 2 (Февраль 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50322657
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена анализу основных современных тенденций бедности в регионах России, включая бедность работающего населения, и механизмам ее сокращения. Определены основные характеристики российской бедности и выявлены факторы, формирующие бедность трудоспособного населения. Показано, что бедность является результатом экономического неравенства трудоспособного населения на рынке труда, взаимосвязана со спросом и предложением на рабочую силу, региональными различиями в оплате труда по видам экономической деятельности, возрастом работников. На основе анализа отраслевой структуры занятости сформулированы выводы о повышении рисков распространения бедности в субъектах Российской Федерации, обусловленных безработицей, сокращением рабочего времени, низкой производительностью труда, перетеканием трудовых ресурсов в отрасли с невысокой добавленной стоимостью и невысокой оплатой труда. Особое внимание уделено мерам содействия занятости, содержащимся в региональных программах снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Определены основные направления совершенствования действующего регионального инструментария по преодолению бедности работающего населения. Результаты исследования могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке механизмов сокращения бедности на основе реализуемых на федеральном и региональном уровнях мер по содействию занятости.
Ключевые слова: бедность, занятость, работающие бедные, региональные программы, заработная плата, программы содействия занятости, доходы
JEL-классификация: I32, J21, J28, J31, J38
Введение. Основные теоретико-методологические подходы
Борьба с бедностью является одним из важнейших направлений государственной социально-экономической политики в России. В периоды глобальных экономических и политических кризисов, так или иначе затрагивающих жизнь каждого человека, масштабы бедности возрастают, что негативно сказывается как на социальной стабильности, так и на дальнейшем векторе общественного развития. Именно поэтому в наше время, на фоне мировых экономических потрясений, вызванных пандемией COVID-19 и последовавшего за ними резкого обострения внешнеполитической ситуации, проблема поиска и применения наиболее эффективных механизмов борьбы с бедностью и смягчения ее негативных эффектов приобретает особую актуальность.
Основные ориентиры государственной политики по снижению уровня бедности населения обозначены в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года». Одним из ключевых целевых индикаторов на ближайшее десятилетие определено двухкратное снижение показателя «Уровень бедности» к 2030 году. Для достижения поставленных целей субъекты Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы по снижению доли малоимущего населения (далее – региональные программы), в которых учтены социально-экономические, географические и инфраструктурные особенности развития территорий страны.
Бедность как социальное явление существует во всех странах мира. Различия в ее определении и оценке во многом определяются критериями отнесения граждан того или иного государства к категории бедных. Вопросам изучения понятия и различных аспектов бедности посвящены труды как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых отметим А. Аткинсона, М. Оршански, П. Таунсенда, Д. Рума, А. Сена, заложивших основу для современного понимания и измерения бедности [23-27]. Значительный вклад в изучение причин и особенностей современной российской бедности внесли В.Н.Бобков, Н.В.Зубаревич, Л.Н. Овчарова, А.А.Разумов, А.Ю.Шевяков [3,7,10,14,12] и другие ученые, чьи исследования посвящены вопросам социального неравенства, измерения бедности, факторам, влияющим на попадание семьи или индивида за черту бедности, анализу мер социальной защиты населения, направленных на сокращение бедности и т.п.. Большинство исследователей солидарны во мнении, что в числе базовых факторов, оказывающих прямое влияние на распространение масштабов бедности, являются экономические факторы (низкий уровень зарплат, пенсий, отсутствие сбережений, безработица и т.п.).
Характерной чертой сложившейся в России в итоге трансформационных процессов 90-х годов XX века устойчивой группы бедного населения является высокая доля так называемых «работающих бедных» - трудоспособных граждан, занятых в экономике, чьи трудовые доходы не позволяют обеспечивать среднедушевые доходы семьи на уровне, превышающем величину установленной монетарной черты бедности.
Проблеме «работающих бедных» в России посвящены работы В.А.Аникина, Е.Д.Слободенюк, И.А.Ашмарова, В.Е.Гимпельсона [1,2,4] и других авторов.
В мировой практике для межстрановой оценки бедности работающего населения используется показатель уровня бедности работающего населения (working poverty rate), который рассчитывается как отношение численности работников с ежедневными доходами менее 1,90 долл. США по паритету покупательной способности (ППС) к общей численности занятых. В странах ЕС показатель «работающие бедные» рассчитывается как доля лиц с доходами домохозяйств после социальных выплат ниже уровня риска бедности (60% общенационального медианного дохода) в общей численности работающего населения [1]. Росстат к «работающим бедным» относит «занятых в экономике (работающих), проживающих в малоимущих домашних хозяйствах», а численность данной группы населения рассчитывается как отношение численности занятых в экономике (работающих), проживающих в малоимущих домашних хозяйствах, к общей численности занятых в экономике (работающих) [2].
Несмотря на то, что за последнее десятилетие показатели абсолютной бедности работающего населения как в Российской Федерации, так и в мире в целом существенно снизились, пандемия коронавируса ярко выявила целый спектр рисков бедности, связанных как с потерей работы, так и с задержками зарплаты, а также с консервацией так называемых «плохих» рабочих мест, оплата труда на которых значительно ниже сложившейся на рынке [1].
Таким образом, проблема работающих бедных в России не теряет своей актуальности и требует всестороннего изучения как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В настоящем исследовании, помимо изучения характеристик «работающих бедных», определяемых по методологии Росстата, мы также изучаем некоторые аспекты занятости россиян, заработная плата которых не превышает двухкратной величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, полагая, что данная категория занятых может быть отнесена к низкодоходным группам населения, находящегося в зоне риска бедности.
Данная статья базируется на результатах и выводах, полученных в ходе мониторинга выполнения региональных программ, который проводился ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в 2020-2022 годах. В рамках данного исследования была осуществлена экспертиза 72 региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (ПМ), проведен анализ текущей ситуации с бедностью населения в регионах страны, при этом особое внимание было уделено рассмотрению ситуации на региональных рынках труда.
Бедность в России: оценка основных современных тенденций
По данным Росстата, за последнее десятилетие доля бедного (малоимущего) населения в общей его численности менялась несущественно. В разные годы значение данного показателя варьировалось от 10,7% до 13,4% [3]. При этом, как свидетельствуют статистические данные, бедность в стране приобрела хронический характер. Основные показатели бедности за период с 2012 по 2021 годы представлены в таблице 1.
В «доковидном» 2019 году в целом по России за официальной чертой бедности (со среднедушевыми денежными доходами ниже величины ПМ) находилось 18,1 млн. человек, или 12,3% населения страны. При этом в зоне риска бедности (с доходами от 1,0 ПМ до 1,5 ПМ) в этом году находилось 14,1% населения страны или примерно 20,6 миллионов человек.
Если к количеству официально признанных бедными приплюсовать «погранично бедных» со среднедушевыми доходами 1,0-1,5 ПМ (20,6 млн. чел.), то в случае ухудшения социально-экономической ситуации, вызванной продолжающимся «коронавирусным» кризисом, введением дополнительных пакетов санкций против России, иными неблагоприятными внешними факторами, армия официальных бедных могла увеличиться до 38,7 млн. человек, а общий уровень бедности – до 26,4%.
В 2020-2021 годах, благодаря комплексу антикризисных мер государственной поддержки населения и бизнеса, рост бедности удалось сдержать, что выразилось в сокращении численности населения, находящегося как в зоне монетарной бедности (со среднедушевыми денежными доходами ниже границы бедности (ГБ)), так и в зоне риска бедности (с доходами от 1 ГБ до 1,5 ГБ) [4].
Таблица 1 – Основные показатели бедности в России
Показатели бедности
|
Годы
| |||||||||
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
| |
Величина
ПМ (в среднем на душу населения), руб. в месяц
|
6651
|
7306
|
8050
|
9701
|
9828
|
10088
|
10287
|
110890
|
11312
|
11908*
|
Численность
населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, млн. чел.
|
15,4
|
15,5
|
16,3
|
19,6
|
19,4
|
18,9
|
18,4
|
18,1
|
17,8
|
16,0**
|
Уровень
бедности, %
|
10,7
|
10,8
|
11,3
|
13,4
|
13,2
|
12,9
|
12,6
|
12,3
|
12,1
|
11,0
|
Доля
населения в зоне риска бедности (с среднедушевыми денежными доходами 1,0-1,5
ПМ) от общей численности населения, %
|
-
|
13,0
|
13,4
|
14,8
|
14,7
|
14,6
|
14,2
|
14,1
|
14,3
|
13,4***
|
Дефицит
денежного дохода, млрд. руб.
|
370,5
|
417,1
|
482,7
|
701,7
|
701,8
|
702,5
|
699
|
721,6
|
726,9
|
633,2
|
Коэффициент
фондов, в разах
|
16,4
|
16,1
|
15,8
|
15,5
|
15,5
|
15,4
|
15,6
|
15,6
|
14,9
|
15,1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
** Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности, млн. чел,
***Доля населения со среднедушевыми денежными доходами от 1,0 ГБ до 1,5 ГБ от общей численности населения, %
Источник: Росстат
По итогам 2021 года численность населения со среднедушевыми доходами ниже границы бедности сократилась на 2,1 млн человек или на 1,3 процентных пункта по сравнению с данными 2019 года, составив 16,0 млн человек. В зоне риска бедности со среднедушевыми денежными доходами в диапазоне 1,0 ГБ - 1,5ГБ находилось 13,4% от численности населения страны или приблизительно 19,5 млн. человек, что также оказалось ниже показателей 2019 года примерно на 1,1 млн. человек.
Анализ основных характеристик малоимущего населения страны показывает, что отличительной чертой российской бедности является превалирование семей с детьми (по данным за 2020 год - 79,9% в общей численности малоимущих домашних хозяйств [5]). При этом с ростом иждивенческой нагрузки бедность значительно возрастает [19,20].
Еще одной характерной чертой российской бедности является и сформировавшаяся устойчивая группа семей с детьми, имеющих в своем составе так называемых «работающих бедных» - трудоспособных граждан, занятых в экономике, чьи доходы от занятости не позволяют обеспечивать среднедушевые доходы семьи на уровне, превышающем величину регионального ПМ.
По последним доступным данным Росстата (2020 год), в подавляющем большинстве (88,9% [6]) малоимущих (бедных) домохозяйств с детьми в возрасте до 18 лет со среднедушевыми доходами ниже ПМ взрослые трудоспособные члены домохозяйств были заняты в экономике. 49,1% членов таких домохозяйств проживало в городах, 50,9% - в сельской местности, при этом наиболее острая ситуация с бедностью работающего населения сложилась в городах с численностью населения менее 50 тысяч человек и в сельских поселениях с численностью от 201 до 1000 человек (18,2% и 19,1% от численности малоимущих граждан соответственно).
Большинство работающих малоимущих граждан имеет невысокий уровень образования. По данным за 2019 год среднее общее образование имели 21,1% [7] малоимущих со статусом занятых в экономике, 35,1% - среднее профессиональное образование. Однако нельзя не отметить, что значительная доля малоимущих работающих россиян имела высшее образование (18,3%). Это свидетельствует о сложившемся дисбалансе между спросом и предложением на рынке труда, несогласованности программ высшего профессионального образования с реальными потребностями работодателей, отсутствии достаточного практического опыта у выпускников ВУЗов. Все это «опускает» часть семей с обладателями дипломов о высшем образовании за черту бедности.
Как упоминалось выше, за истекшее десятилетие абсолютная бедность работающего населения в России существенно сократилась. Так, с 2011 по 2020 годы доля занятых в экономике с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 13,1% до 4,7% [8]. Вместе с тем относительная бедность работающих россиян (с уровнем заработной платы ниже 2/3 медианы почасового заработка) в 2021 году составляла 25,4% от числа занятых в средних и крупных организациях (для сравнения, в 2009 г. доля таких россиян равнялась 29,0%). Это еще раз доказывает, что проблема работающих бедных в России по-прежнему является одной из актуальных проблем функционирования российского рынка труда.
Бедность работающего населения по видам экономической деятельности и регионам
Бедность как результат экономического неравенства трудоспособного населения на рынке труда тесно связана с уровнем спроса и предложения на рабочую силу, в том числе и предложением труда со стороны бедного работоспособного населения, различиями в оплате и условиях труда, соблюдением трудовых прав работников со стороны работодателей, неопределенностью и рисками для экономических субъектов-участников рынка труда в связи с общей ситуацией в экономике (санкции и другие внешнеполитические факторы, мобилизационные мероприятия и др.), иными факторами, влияющими на формирование и консервацию прослойки так называемых «работающих бедных».
В 2019 году большинство «работающих бедных» было занято в отраслях с низкой добавленной стоимостью, ориентированных на внутренний потребительский рынок (образование, культура, спорт, гостиничный бизнес, общественное питание, организация досуга и развлечений и т.п.). В 2021 году данная тенденция сохранилась. Высокая доля работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) с начисленной заработной платой ниже установленной границы бедности была зарегистрирована в следующих видах экономической деятельности: культура, спорт, организация досуга и развлечений (6,6% от общей численности занятых по данному виду экономической деятельности [9]), администрирование и сопутствующие услуги (6,5%), образование (6,0%), гостиницы и предприятия общественного питания (5,8%), рыболовство и рыбоводство (4,2%). Менее всего работников с зарплатой ниже установленной границы бедности было зарегистрировано в производстве кокса и нефтепродуктов, а также в металлургии (по 0,1% работников в общей численности занятых в данных видах экономической деятельности).
Наибольшая концентрация работников с начисленной заработной платой в диапазоне от 1,0 ГБ до 2,0 ГБ в 2021 году наблюдалась в таких видах экономической деятельности, как лесоводство и лесозаготовки (35,7%), гостиницы и предприятия общественного питания (33,9%), образование (33,1%), культура, спорт, организация досуга и развлечений (30,6%). Наименьшая доля работников с таким же диапазоном заработных плат занята в нефтеперерабатывающей отрасли (1,5%), в сфере добычи полезных ископаемых (3,9%), в металлургическом производстве (4,1%).
Значительную роль в формировании бедности трудоспособного населения в регионах играют региональная дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности.
В качестве примера сравним Московскую и Костромскую области, входящие в Центральный федеральный округ (ЦФО). К примеру, в Московской области, характеризующейся одним их самых высоких уровней средней заработной платы в ЦФО и низким уровнем безработицы, уровень бедности в 2021 году был в два раза ниже (6,0%) [10], чем в Костромской области (12,0%), где на протяжении многих лет наблюдается сложная ситуация на рынке труда, низкие зарплаты в ряде отраслей, формирующих экономику региона, иные негативные факторы.
В 2021 году отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников Костромской области к среднероссийскому уровню составило 62,8%, тогда как в Московской области данный показатель был равен 111,9%. Среднемесячная начисленная заработная плата работников Костромской области, занятых в обрабатывающих производствах, за тот же период составила 39498,5 рублей, тогда как в Московской области - 64045,2 рубля. Работники Костромской области, занятые в сфере образования, в среднем получали 26132,6 рублей, тогда как их заработная плата в Московской области была в 1,86 раз выше – 48721,4 рублей. В Московской области работники здравоохранения и социальных услуг за этот же период получали в среднем 74731,3 рубля, тогда как их оплата труда в Костромской области была в 2,38 раза «скромнее» (31354,5 рублей).
О более серьезной ситуации с бедностью работающего населения в Костромской области по сравнению с Московской областью свидетельствуют и данные о распределении работников по видам экономической деятельности относительно величины МРОТ.
В 2021 году в сфере образования трудилось 6,3% [11] работающих граждан Костромской области с оплатой труда на уровне и ниже МРОТ, тогда как в Московской области их доля не превышала 0,1%. Удельный вес работников здравоохранения и сферы социальных услуг в Костромской области с аналогичным уровнем оплаты труда составил 5,1% от занятых по данному виду деятельности, тогда как среди жителей Московской области зарплату на уровне МРОТ и ниже получали 0,3% работников, занятых в этих секторах экономики. В этом же году все занятые в лесоводстве и лесозаготовках в Московской области получали зарплату выше МРОТ, тогда как в Костромской области 7,8% работающих в этой сфере деятельности получали заработную плату не более МРОТ.
Характеристика мероприятий региональных программ по борьбе с бедностью, направленных на поддержку занятости
Ситуация с бедностью отличается значительной региональной дифференциацией, в том числе из-за существенных отраслевых различий в структуре занятости в разрезе субъектов РФ. Как уже нами было отмечено выше, субъекты РФ разрабатывают и реализуют региональные программы по снижению доли малоимущего населения с учетом социально-экономических, географических и инфраструктурных особенностей развития.
Региональные программы по борьбе с бедностью включают в себя систему мероприятий, направленных на поддержку доходов и занятости, развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), создание новых высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), рост производительности труда и др..
Перечислим основные мероприятия, направленные на поддержку занятости и доходов от нее, в той или иной мере содержащиеся в региональных программах:
- индексация заработной платы работников бюджетной сферы на уровень инфляции;
- недопущение задолженности по заработной плате в организациях на территории региона;
- заключение региональных соглашений о минимальной заработной плате и организация коллективных переговоров об увеличении ее величины;
- реализация мероприятий по противодействию «теневой» занятости;
- повышение квалификации и переподготовка женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, а также неработающих женщин с детьми дошкольного возраста;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан в возрасте 50 лет и старше; инвалидов, признанных в установленном порядке безработными;
- создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан, признанных в установленном порядке безработными;
- профессиональное обучение и дополнительное образование граждан профессиям, востребованным на рынке труда;
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
- создание рабочих мест для молодых специалистов, окончивших высшие и средние учебные заведения, в том числе с возможностью работы по принципу «удаленного доступа»;
- оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП;
- предоставление рабочих мест для осуществления предпринимательской деятельности по льготной арендной ставке (коворкинг, бизнес-инкубатор);
- возмещение части затрат субъектам МСП, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
- предоставление льготных займов субъектам МСП;
- осуществление поддержки малых форм хозяйствования и кооперации на селе: создание потребительских кооперативов, обеспечение благоприятных экономических условий для ведения личных (подсобных) хозяйств, оказание помощи в сбыте их продукции;
- предоставление грантовой поддержки начинающим фермерам;
- предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организациям - субъектам инвестиционной деятельности в отрасли «животноводство».
Проведенное исследование региональных программных документов показало, что особое внимание во всех субъектах Российской Федерации уделяется активным программам содействия занятости. Эти программы нацелены, прежде всего, на переобучение и повышение квалификации различных категорий населения (молодежь, лица пенсионного возраста, инвалиды и другие категории населения, имеющие проблемы с поиском работы), обеспечение безработных граждан рабочими местами, помощь в трудоустройстве женщин с детьми дошкольного возраста и др..
В большинстве субъектов Российской Федерации организовано временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а также безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан и незанятых инвалидов, включая обучение в другой местности.
Например, в Краснодарском крае и в ряде других регионов службам занятости предоставляют субсидии на организацию общественных работ для граждан, ищущих работу впервые [12]. В Ленинградской области возможность пройти обучение и приобрести новые профессиональные компетенции получают работники, находящиеся под угрозой увольнения (в отношении которых проводятся мероприятия по высвобождению, работающие в режиме неполного рабочего времени, находящиеся в состоянии простоя по инициативе работодателя), а также работники организаций (предприятий), на которых осуществляется реструктуризация и (или) модернизация производства в соответствии с инвестиционными проектами, направленными на импортозамещение и (или) повышение производительности труда [13].
Как уже сказано выше, значительное внимание в региональных программах по борьбе с бедностью уделено поддержке МСП. Так, в Брянской, Ленинградской, Липецкой, Костромской областях и в ряде других регионов создаются сервисы по поддержке субъектов МСП «Мой бизнес», реализуются такие региональные проекты как «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Мама-предприниматель», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» и т.п. [14] [15] [16]. Кроме образовательной, информационной и юридической помощи, в субъектах РФ обеспечивается льготный доступ субъектов МСП к производственным площадям, расширяется доступ к закупкам товаров, работ, услуг, возмещаются затраты на участие в выставках, ярмарках и т.п. для реализации производимой продукции и услуг, предоставляются льготные займы и оказывается грантовая поддержка начинающим фермерам.
Стимулирование и поддержка самозанятости, выведение из «тени» неформальной занятости, содействие инвестиционной активности, развитие сети детских дошкольных учреждений также входят в число важных направлений реализации региональных программ.
К примеру, в Новгородской области ведется активная работа по открытию новых производств с условием создания в них высокопроизводительных рабочих мест. На площади более чем в 184 гектара развернуто строительство особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Новгородская» со льготным налоговым режимом [17].
В Сахалинской области в средствах массовой информации и в сети интернет на регулярной основе размещаются публикации о негативных последствиях сокрытия фактической заработной платы и ведения "теневого" бизнеса, о работодателях, допускающих нарушения трудового законодательства в части выплаты заработной платы и официального трудоустройства работников [18].
В Республике Татарстан с 2019 по 2022 годы построено 58 детских дошкольных учреждений, в которых создано 11 990 мест, и ведутся работы по строительству новых [19].
Анализ мероприятий региональных программ показывает, что, несмотря на единые заявленные цели, инструментарий их реализации имеет достаточно выраженную региональную специфику. Лишь в 27 из 72 изученных нами региональных документов субъектов Российской Федерации по сокращению бедности предусматриваются меры, направленные на повышение производительности труда на предприятиях и рост высокопроизводительных рабочих мест.
Также в большинстве региональных программ отсутствуют сведения о реализации обеспечивающих мероприятий, связанных с определением актуальной потребности в кадрах на региональных рынках труда и предусматривающих систематическую прогнозно-аналитическую работу с привлечением квалифицированных аналитиков рынка труда, что может впоследствии снизить эффективность реализуемых мер по профориентации и обучении граждан, ищущих работу, для удовлетворения потребностей работодателей в квалифицированной рабочей силе в привязке к региональным рынкам труда. Не во всех регионах организуется опережающее обучение граждан, находящихся под угрозой увольнения. Не всегда является приоритетной и работа по формированию института наставничества.
Заключение
Анализ основных характеристик малоимущего населения страны показывает, что отличительной чертой российской бедности является превалирование семей с детьми. При этом с ростом иждивенческой нагрузки бедность значительно возрастает.
Еще одной характерной чертой российской бедности является и сформировавшаяся устойчивая группа семей с детьми, имеющих в своем составе так называемых «работающих бедных» - трудоспособных граждан, занятых в экономике, чьи доходы от занятости не позволяют обеспечивать среднедушевые доходы семьи на уровне, превышающем величину регионального ПМ.
Основными факторами, которые обуславливают консервацию бедности работающего населения, являются низкий уровень оплаты труда и преобладание вакансий, на которые требуется малоквалифицированная и низкооплачиваемая рабочая сила, неадекватный или неполный доступ к занятости, отсутствие гарантий работодателей по соблюдению трудовых прав трудящихся, низкая производительность труда, наличие просроченной задолженности по зарплате.
Низкие зарплаты характерны, прежде всего, для отраслей с невысокой добавленной стоимостью (торговля, сельское и лесное хозяйство, образование, культура, спорт, услуги населению). Рост занятости в данных секторах экономики может сформировать дополнительные риски бедности. В этих условиях необходимо стимулировать увеличение доходов и заработных плат не только в высокодоходных отраслях (обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых и т. п.), но и в тех секторах экономики, которые в большей степени ориентированы на внутренний потребительский рынок.
Бедность связана с развитием региональных рынков труда и имеет как общие, так и специфические черты, определяемые особенностями развития территории. Данную специфику необходимо учитывать при реализации государственных программ по преодолению бедности и недопущению перехода семей и отдельных граждан в категорию бедных.
Проведенное исследование региональных программных документов показало, что особое внимание во всех субъектах Российской Федерации уделяется активным программам содействия занятости. Эти программы нацелены, прежде всего, на переобучение и повышение квалификации различных категорий населения (молодежь, лица пенсионного возраста, инвалиды и другие категории населения, имеющие проблемы с поиском работы), обеспечение безработных граждан рабочими местами, помощь в трудоустройстве женщин с детьми дошкольного возраста и др. На фоне современных вызовов возрастает значимость проведения серьезной прогнозно-аналитической работы по определению актуальной потребности в квалифицированных кадрах на региональных рынках труда, опережающая профориентация и обучение граждан, ищущих работу, а также находящихся под риском увольнения, повышение ответственности бизнеса (работодателей), региональных органов исполнительной власти по повышению эффективности региональных программ.
[1] Международная организация труда (МОТ). – URL:https://www.ilo.org/ (дата обращения 01.02.2023)
[2] Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения 01.02.2023)
[3] Здесь и далее: Единая межведомственная информационно-статистическая система. - URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 05.02.2023)
[4] В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г.№ 2049 граница бедности определяется путем умножения значения базовой границы бедности на индекс потребительских цен за отчетный год к IV кварталу 2020 г., определяемый цепным методом. Базовая граница бедности соответствует значению величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в целом по Российской Федерации за IV квартал 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ). Поэтому прожиточный минимум стал выступать в качестве границы бедности (в дальнейшем данные понятия мы используем как эквивалентные).
[5]Здесь и далее: Единая межведомственная информационно-статистическая система. - URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 05.02.2023)
[6] Здесь и далее – ЕМИИС. – URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 05.02.2023)
[7] Здесь и далее: Социальное положение и уровень жизни населения России. Росстат. - https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13212 (дата обращения 05.02.2023)
[8] Здесь и далее: Росстат. Индикаторы достойного труда. – URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения 01.02.2023)
[9] Здесь и далее: Сборник «Рабочая сила, занятость и безработица в России». – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13211 (дата обращения 06.02.2023)
[10] Здесь и далее: Единая межведомственная информационно-статистическая система. - URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 05.02.2023)
[11] Здесь и далее: Федеральная служба государственной статистики. Неравенство и бедность. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (дата обращения 06.02.2023)
[12] Постановление от 17 декабря 2020 года N 858 Об утверждении региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Краснодарском крае на период 2020 - 2030 годов" – URL: https://docs.cntd.ru/document/571067621 (дата обращения 22.12.2022 г.)
[13] Постановление правительства Ленинградской области от 7 декабря 2020 г. n 801 "об утверждении региональной программы Ленинградской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума".- URL: https://www.garant.ru/hotlaw/leningrad/1429077/ (дата обращения 20.12.2022 г.)
[14] Постановление правительства Брянской области от 31 августа 2020 г. n 417-п «Об утверждении региональной программы снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Брянской области». – URL: https://docs.cntd.ru/document/974059983 (дата обращения 10.01.2023 г.)
[15] Постановление администрации Липецкой области от 30 октября 2020 г. n 596 «Об утверждении региональной программы «Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Липецкой области». – URL: https://docs.cntd.ru/document/570969162 (дата обращения 10.01.2023 г.)
[16] Постановление администрации Костромской области от 07 декабря 2020 г. n 548-а «Об утверждении региональной программы «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Костромской области». – URL: https://docs.cntd.ru/document/571025325 (дата обращения 10.01.2023)
[17]Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Новгородская». Новгородская
область - регион развития. URL: https://novgorodinvest.ru/info/osobaya-ekonomicheskaya-zona-promyshlenno-proizvodstvennogo-tipa-novgorodskaya.php (дата обращения 10.01.2023)
[18] Постановление правительства Сахалинской области «Об утверждении региональной программы Сахалинской области «Снижение уровня бедности в Сахалинской области на 2020-2030 годы». – URL: https://docs.cntd.ru/document/561718911 (дата обращения 15.02.2023)
[19] В Татарстане в 2022 году на реализацию нацпроекта «Демография» направят 6,5 млрд рублей. Министрество экономики Республики Татарстан. – URL: https://mert.tatarstan.ru/index.htm/news/2135543.htm (дата обращения 15.02.2023)
Источники:
2. Ашмаров И.А. «Работающие бедные» в современной России // Историко-экономические исследования. – 2018. – № 4. – c. 556-570. – doi: 10.17150/2308-2588.2018.19(4).556-570.
3. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Колмаков И.Б., Одинцова Е.В., Черных Е.А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2020 год. / Монография. - М.: «Фабрика офсетной печати», 2021. – 116 c.
4. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Шарунина А.В. Низкооплачиваемые рабочие места на российском рынке труда: есть ли выход и куда он ведёт? // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2018. – № 4. – c. 489-530. – doi: 10.17323/1813-8691-2018-22-4-489-530.
5. Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И., Санкова Л.В. Региональная трансформация напряженности на рынке труда: новые векторы // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 137-160. – doi: 10.18334/lim.9.1.114287.
6. Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты // Вопросы экономики. – 2019. – № 1. – c. 135-145. – doi: 10.32609/0042-8736-2019-1-135-145.
7. Зубаревич Н.В. Регионы России в новых экономических условиях // Журнал новой экономической ассоциации. – 2022. – № 3(55). – c. 226-234. – doi: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-15.
8. Ефимов О.Н., Рогова Л.Г. Государственная политика занятости и особенности ее реализации в России // Экономика труда. – 2016. – № 3. – c. 247-260. – doi: 10.18334/et.3.3.36090.
9. Кирута А.Я., Шевяков А.Ю. Экономическое неравенство, уровень жизни и бедность населения России и ее регионов в процессе реформ: методы измерения и анализ причинных зависимостей. - М.: Эпикон, 1999. – 104 c.
10. Коробкова Н.Ю. Траектории и аспекты долгосрочной динамики уровня бедности в регионах России // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 1(46). – c. 72-79. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-72-79.
11. Овчарова Л.Н. Теоретические и практические подходы к оценке уровня, профиля и факторов бедности: российский и международный опыт. / Монография. - М.: М-Студио, 2009. – 268 c.
12. Работа России. Статистика портала. [Электронный ресурс]. URL: https://trudvsem.ru/analytics/portal-stats/ (дата обращения: 15.01.2023).
13. Разумов А.А. Работающие бедные в России. - М.: ВЦУЖ, 2002. – 258 c.
14. Разумов А.А. Рынок труда и бедность трудоспособного населения. / В книге: Изучение проблем бедности в России.Избранные материалы победителей конкурса научных работ. - М.: «Алекс», 2005. – 124-144 c.
15. Разумов А.А., Сковпень В.А. Мониторинг доходов и бедности в Российской Федерации: анализ современных тенденций // Труд и социальные отношения. – 2018. – № 2(146). – c. 25-37. – doi: 10.20410/2073-7815-2018-29-2-25-37.
16. Разумов А.А., Сидорова Ж., Носкова С. Формирование доходов трудящихся // Экономист. – 1992. – № 5. – c. 48.
17. Разумов А.А. Экономический кризис в России: оценка главных социальных последствий // Человек и труд. – 2010. – № 4. – c. 32-36.
18. Разумов А.А., Селиванова О.В. Бедность в России: региональные особенности и перспективные инструменты снижения ее уровня // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 4(45). – c. 75-88. – doi: 10.34022/2658-3712-2021-45-4-75-88.
19. Разумов А.А., Селиванова О.В. Домохозяйства в зоне риска бедности: региональный аспект // Уровень жизни населения регионов России. – 2022. – № 2. – c. 236-247. – doi: 10.19181/lsprr.2022.18.2.8.
20. Регионы России. Социально-экономические показатели. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 15.01.2023).
21. Смирнов В.М., Селиванова О.В. Совершенствование оценки региональных программ борьбы с бедностью // Самоуправление. – 2021. – № 2(124). – c. 481-487.
22. Atkinson A. Poverty in Britain and the Reform of Social Security. - London: Cambridge University Press, 1969.
23. Orshansky M. How Poverty is Measured // Monthly Labor Review. – 1969. – № 2. – p. 37-41.
24. Room G. «New Poverty» in the European Community. - New York: Palgrave Macmillan, 1990. – 147 p.
25. Sen A. Poverty and Families. An Essay on Entitlement and Deprivation. - New York: The Clarendon Press, Oxford University Press, 1981. – 257 p.
26. Townsend P. Poverty in the United Kingdom. - Harmondsworth: Penguin, 1979.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 09:32:03