Анализ влияния материнского капитала на снижение региональной бедности

Селиванова О.В.1, Смирнов В.М.1
1 ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 12 (Декабрь 2022)

Цитировать:
Селиванова О.В., Смирнов В.М. Анализ влияния материнского капитала на снижение региональной бедности // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 12. – С. 2049-2064. – doi: 10.18334/et.9.12.116694.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50084973
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Статья посвящена анализу влияния материнского капитала на снижение региональной бедности. На основе изучения 72 региональных программ по снижению бедности в регионах России, а также доступных данных Пенсионного Фонда России за 2007-2021 годы проанализированы основные направления реализации программы материнского капитала в субъектах Российской Федерации. Расчеты, произведенные с использованием микроданных программы Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, демонстрируют незначительное влияние материнского капитала на сокращение региональной бедности. В силу финансовых возможностей домохозяйства с низкими доходами используют материнский капитал реже, чем семьи с более высокими доходами. Материнский капитал может привести к росту бедности, если его реализация связана с дополнительными финансовыми обязательствами семьи по жилищным кредитам. Альтернативой расходованию данного вида социальной поддержки малообеспеченными семьями может стать использование материнского капитала на образование детей. Ежемесячные выплаты на второго ребенка из средств материнского капитала обладают гораздо большим потенциалом для снижения уровня региональной бедности.

Ключевые слова: Материнский капитал, бедность, социальная помощь, региональные программы, дети, малоимущие, доход

JEL-классификация: I31, I32, J11, J13



Введение

Исследование факторов и причин бедности населения в целом и отдельных групп и категорий населения в частности относится к категории актуальнейших научных проблем, находящихся в центре внимания различных научно-исследовательских коллективов. Значительные сложности возникают при оценке региональных эффектов реализации тех или иных мер государственной поддержки населения, направленных на снижение бедности.

Вопросы, связанные с определением и измерением бедности, ее взаимосвязи с доходами населения, заработной платой и иными факторами, обуславливающими возникновение и распространение масштабов бедности, поднимаются в исследованиях как отечественных (Бобков В.Н., Овчарова Л.Н., Роик В.Д., Разумов А.А., Римашевская Н.М., Тихонова Н.Е. Шевяков и др.), так и зарубежных авторов (П. Таунсенд, A. Сен, Б. Мейер и др.) [1, 2, 5, 7, 8, 10, 11, 14–21] (Bobkov, Gulyugina, Kolmakov, Odintsova, Chernyh, 2021; Bobkov, Chernyh, Odintsova, Gulyugina, 2020; Kiruta, Shevyakov, 1999; Ovcharova, 2009; Razumov, Skovpen, 2018; Rimashevskaya, Migranova, 2016; Roik, 2020; Abrahamson, Davydova, George, Tikhonova, 2017; Atkinson, 1969; Orshansky, 1969; Room, 1990; Sen, 1981; Townsend, 1979; Zubarevich, 2019; Meyer, Mittag, 2017).

Как отмечалось нами в предыдущих публикациях [9, 12, 13] (Razumov, Selivanova, 2021; Smirnov, Selivanova, 2021; Smirnov, Selivanova, 2022), общепризнанного определения бедности не существует, что обусловлено ее многофакторной сущностью. В зависимости от целеполагания и сложившихся условий общественного развития меняется и содержание понятия «бедность».

Как многофакторное явление бедность характеризуется различными подходами к ее измерению, которые формируются под влиянием тех или иных решений, связанных с государственной социальной политикой, и требуют изучения. Очевидно, что значительную роль в снижении бедности в целом и сокращении численности бедных семей с детьми в частности играет государство.

Особенностью бедности в России, и это характерно для всех субъектов РФ, является высокая доля семей с детьми, находящихся за чертой бедности, что обуславливает концентрацию усилий государства именно на социальной помощи данной категории российских граждан и находит свое отражение в региональных программных документах по преодолению бедности.

В качестве одной из базовых мер, направленных на снижение бедности, в большинстве регионов страны предусмотрено предоставление материнского капитала семьям с детьми. Однако влияние данного инструмента государственной социальной помощи на сокращение масштабов региональной бедности недостаточно изучено, что обуславливает актуальность настоящего исследования.

Авторами на основе доступных микроданных программы Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (ВНДН) за 2020–2021 год, а также открытых данных Пенсионного Фонда России за 2007–2021 год проведен текущий анализ влияния материнского капитала на снижение региональной бедности.

Материнский капитал: основные направления и условия реализации

Условия назначения и распоряжения материнским капиталом определяются целым комплексом нормативных документов, к которым относятся: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – ФЗ № 256), Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее – ФЗ № 418), иные законодательные акты. Предоставление рассматриваемой меры поддержки осуществляется за счет средств федерального бюджета, оператором выплат является ПФР.

За период реализации программы с 2007 года по состоянию на 1 января 2022 года в целом по стране было выдано более 11,9 млн сертификатов на материнский капитал. Статистика их использования показывает, что большинство владельцев сертификатов (65,3%) полностью его израсходовали, в то время как 3,5 млн сохранили материнский капитал в полном объеме для использования в будущем [1]. Таким образом, распределение показывает далеко не полное немедленное использование данного инструмента поддержки российскими семьями, а сохранение средств на будущие периоды.

Согласно действующему законодательству, направлениями использования материнского капитала являются:

- улучшение жилищных условий (с привлечением кредитных средств и без их привлечения);

- оплата образовательных услуг, получаемых ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенка (детьми) расходов;

- формирование накопительной пенсии для матери;

- социальная адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов;

- ежемесячная выплата в связи с рождением или усыновлением второго ребенка (данное направление доступно с 01.01.2018 г. в соответствии с ФЗ № 418).

Практика реализации программы материнского капитала показывает, что подавляющее большинство россиян используют полученные средства на улучшение жилищных условий (79,7% от общей численности заявлений о распоряжении средствами материнского капитала). С большим отрывом идет оказание платных образовательных услуг (13,26%). Крайне незначительная доля семей направляет средства на формирование накопительной пенсии женщины (0,1%) и компенсацию расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов (0,006%). Ежемесячной выплатой на ребенка, реализуемой с 1 января 2018 года, по состоянию на 31 января 2022 года уже воспользовались 6,8% потенциальных получателей меры поддержки [2].

Во всех регионах России подавляющее большинство средств материнского капитала направляется на приобретение жилья с привлечением кредитных средств.

С начала реализации программы материнского капитала (по состоянию на 1 января 2022 года) государственной поддержкой для рассматриваемой цели воспользовались более 5,2 млн российских семей с детьми, что свидетельствует о высокой общественной значимости данной меры.

В целях улучшения жилищных условий с привлечением кредитных средств сертификаты на материнский капитал используются преимущественно для погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам, полученным в целях приобретения или строительства жилья (96% от общего количества решений). Значительно меньше средств расходуется на уплату первоначального взноса за жилищный кредит (4,0%) [3].

Этот факт может быть связан как с неготовностью многих застройщиков и банков участвовать в программе материнского капитала на данных условиях из-за кассового разрыва, возникающего вследствие действующих механизмов использования средств в качестве первоначального взноса за жилищный кредит, так и с невысокими ставками по льготной ипотеке с привлечением средств материнского капитала. Увеличить привлекательность ипотечного кредитования с господдержкой призваны «Правила возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020–2022 годах» (Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2020 г. № 566), согласно которым кредитные организации имеют право на получение возмещения по недополученным доходам по жилищным (ипотечным) займам.

Рассматриваемое направление использования материнского капитала тесно связано с платежеспособностью и ожидаемым соблюдением платежной дисциплины потенциальными заемщиками. Анализ данных ПФР показывает, что большинство семей, принявших такое решение, получают возможность использовать материнский капитал по его основному назначению. В среднем по стране количество отказов не превысило 6,2%. Чаще всего положительные решения о перечислении материнского капитала в качестве взноса за жилищный кредит принимались в Республике Дагестан (98% от общей численности заявлений), реже всего – в г. Севастополе (66%), что можно расценивать как с точки зрения наличия соответствующих финансовых возможностей семей в регионах, так и с точки зрения доступности ипотеки с привлечением средств материнского капитала.

По сравнению с рассмотренной выше практикой использования средств материнского капитала в совокупности с заемными средствами намного реже данный инструмент используется российскими семьями с детьми для улучшения жилищных условий без привлечения кредитов.

По состоянию на 1 января 2022 года с начала реализации в 2009 году Федерального закона 288-ФЗ в целом по Российской Федерации средствами на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств воспользовались около 2,6 млн российских семей [4].

Большинство семей, распорядившихся средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств, проживали в регионах, характеризующихся наличием крупных городских агломераций, экономика которых обеспечивает сравнительно более высокий уровень доходов населения.

Наиболее часто материнский капитал без привлечения кредитных средств использовали семьи г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Краснодарского края, Республики Дагестан, Свердловской области, Красноярского края, Республики Бурятия.

Чаще всего средства материнского капитала без привлечения заемных средств расходовались на приобретение готового жилья, в три раза реже – на индивидуальное жилищное строительство. Только 5,8% владельцев сертификатов на материнский капитал использовали его для участия в долевом строительстве, что может быть связано с неготовностью семей к достаточно длительному периоду ожидания ввода в эксплуатацию и передачи объекта долевого строительства участнику и повышенными рисками неисполнения обязательств по договорам долевого участия со стороны застройщиков. На иные направления, включая участие в жилищно-строительных кооперативах, было израсходовано не более 2,4% от всей суммы материнского капитала на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств [5].

Предоставление средств на улучшение жилищных условий можно рассматривать как механизм снижения немонетарной бедности посредством сокращения жилищной депривации, но в тоже время влияние меры на снижение монетарной бедности пока невелико.

Использование материнского капитала в качестве компенсации части расходов на приобретение/строительство жилья можно рассматривать как меру, способствующую увеличению реальных располагаемых доходов семей с детьми в том случае, если оно не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств, не запланированных в бюджете семьи заранее. В противном случае дополнительные расходы, связанные с приобретением нового жилья с сертификатом на материнский капитал, могут повлечь за собой снижение реальных располагаемых доходов. С учетом того, что в периоды экономических кризисов риски, связанные с сокращением оплаты труда или потерей работы, возрастают, данное обстоятельство приобретает особое значение.

Финансирование образования детей как мера профилактики бедности

Повышение мотивации низкодоходных семей к использованию материнского капитала на образование детей может являться дополнительным механизмом профилактики бедности.

Правила использования материнского капитала на образование детей определены ФЗ № 256. Виды образовательных услуг и порядок размещения расходов, связанных с обучением закреплены в Постановлении Правительства № 926 от 24 декабря 2007 г. «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов».

Начиная с 1 июля 2009 года нарастающим итогом по состоянию на 1 января 2022 года более 1,2 млн семей в России приняли решение о финансировании образования детей из рассматриваемого источника [6]. Таким образом, семьи, имевшие право на распоряжение средствами материнского капитала, в четыре раза реже использовали его на оплату детского образования или содержание детей в дошкольных учреждениях, чем на улучшение жилищных условий.

Данная ситуация может быть связана не только с первоочередными потребностями семей в обеспеченности жильем, но и с ограничениями, связанными с распоряжением материнским капиталом на образовательные цели. В частности, они связаны с возрастом детей, рождение которых дает право на получение и использование материнского капитала в образовательных целях. В настоящее время направление материнского капитала на образование детей возможно только тогда, когда ребенку, в связи с рождением которого выдан сертификат, исполнится три года. Исключение – дошкольное образование, оплатить которое материнским капиталом можно сразу после рождения ребенка, дающего право на получение сертификата.

Среди факторов, снижающих заинтересованность обладателей сертификатов на материнский капитал в его распоряжении на образование ребенка (детей), отмечается недостаточная практика его применения в образовательных организациях.

Как показал анализ данных ПФР, чаще всего решение об использовании материнского капитала на образовательные цели принимается семьями, проживающими в регионах с крупными образовательными центрами, осуществляющими подготовку на всех уровнях, и с развитой системой взаимодействия образовательных организаций с территориальными отделениями ПФР. Как правило, в таких субъектах ведется планомерная работа по сокращению административных барьеров, затрудняющих реализацию права, проводится более эффективное информирование населения о возможностях финансирования получения образования детьми.

За весь период реализации программы наибольшая доля положительных решений об удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала для финансирования образования пришлась на г. Москву и Московскую область, г. Санкт-Петербург, Республику Татарстан, Кемеровскую область, Свердловскую область, Краснодарский край, Приморский край. В большинстве субъектов РФ (54 субъекта) доля средств материнского капитала, направленного на указанное направление, не превысила 10% от объема материнского капитала на эти цели в разрезе федеральных округов [7].

По мнению ряда исследователей [3, 4, 6] (Borozdina, Zdravomyslova, Temkina, 2012; Burdyak, 2013; Levkovskaya, Andryushchenko, Svishcheva, 2017), отказ от использования материнского капитала в образовательных целях связан с нежеланием родителей откладывать реализацию права на распоряжение материнским сертификатом на длительный срок в связи с инфляционными ожиданиями и/или уверенностью в доступности бесплатного образования в перспективе. Вместе с тем финансирование образования детей из средств материнского капитала, которое не оказывает прямого влияния на рост денежных доходов семей, можно рассматривать как компенсаторную меру, имеющую значительный потенциал профилактики формирования так называемой «ловушки бедности», когда ребенок, не получив качественного образования, оказывается впоследствии невостребованным на рынке труда.

Увеличить привлекательность реализации материнского капитала на образование можно путем включения в перечень действующих направлений его целевого использования (оплата платных образовательных услуг, оплата расходов на проживание в общежитиях, оплата ухода за детьми в детских садах) возможности оплаты за образовательные услуги вне зависимости от формы организации обучения (очная, очно-заочная, заочная и т.п.), выплаты пособий учащимся из малообеспеченных семей. Исключение из критериев использования материнского капитала на финансирование образования любого из детей условия о достижении ребенком, рождение которого дает право на получение материнского капитала, возраста трех лет, может также являться важным стимулом для принятия решения малоимущими семьями с детьми, в числе которых преобладают семьи с двумя и более детьми, о расходовании средств материнского капитала на повышение образовательного уровня детей.

Опыт количественной оценки влияния материнского капитала на сокращение региональной бедности

Анализ 72 утвержденных региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума показал, что большинство из них включает предоставление материнского капитала в качестве меры по сокращению бедности.

Вместе с тем региональными управленческими командами не всегда проводится оценка влияния данного вида государственной поддержки семьям с детьми на сокращение масштабов региональной бедности, которая необходима как для выявления рисков, связанных с реализацией данной меры, так и для поиска наиболее эффективных способов ее применения для снижения доли бедных семей в регионе.

На основе микроданных ВНДН за 2020 и 2021 год нами была проведена количественная оценка влияния выплат по возмещению полной стоимости материнского капитала и единовременных выплат из средств материнского капитала на снижение региональной бедности.

В основе проведения оценки лежит сопоставление доходов домохозяйств до и после получения социальных выплат, что, в свою очередь, позволяет определить, насколько (в процентных пунктах) реализация конкретных выплат позволяет снизить уровень бедности населения в целом по стране и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Согласно опубликованным данным ВНДН-2021 доля выплат по возмещению полной стоимости материнского капитала и единовременных выплат из средств материнского капитала в 2020 году в общем объеме социальных трансфертов в среднем на одного члена домохозяйства существенно варьировалась в зависимости от среднедушевых денежных доходов домохозяйств (рис. 1).

Рисунок 1. Доля выплат по возмещению полной стоимости материнского капитала и единовременных выплат из средств материнского капитала в общем объеме социальных пособий, компенсаций и иных выплат семьям с детьми в 2020 году (по группам в зависимости от соотношения среднедушевых денежных доходов с величиной регионального прожиточного минимума (ВПМ)), (%)

Источник: Росстат.

Для населения, среднедушевые доходы которого превышали величину регионального прожиточного минимума (далее – ВПМ), наибольшая доля рассматриваемых выплат в общем объеме социальных трансфертов приходилась на семьи с детьми со среднедушевыми денежными доходами от 3,0 ВПМ до 4 ВПМ (55,8%). Наименьшая – на группы населения в зоне риска бедности с доходами в диапазоне от 1,0 ВПМ до 1,25 ВПМ (7,0%) [8].

Среди групп малоимущего населения со среднедушевыми доходами до 1,0 ВПМ выплаты материнского капитала внесли наибольший вклад в общий объем полученной помощи для групп со среднедушевыми доходами от 0,75 ВПМ до 1,0 ВПМ (2%), наименьшая доля вышеуказанной помощи пришлась на беднейшие семьи, чьи доходы не превышают 0,5 ВПМ на каждого члена семьи (0,4%).

Можно предположить, что неоднородное распределение доли указанных выплат по доходным группам связано как с незначительной долей населения с доходами ниже установленной черты бедности в общей численности получателей вышеуказанных выплат, так и со структурой социальных трансфертов, получаемых семьями с более высоким достатком, которым не предоставляется ряд социальных пособий, предназначенных бедным семьям, в связи с чем доля средств в виде возмещения полной стоимости материнского капитала и единовременных выплат из средств материнского капитала в общем объеме социальных трансфертов, перечисленных семьям с более высокими доходами, возрастает.

Существенную роль в распределении материнского капитала по доходным группам играет и тот факт, что средства материнского капитала на улучшение жилищных условий или на образование детям чаще направляют более состоятельные семьи, чем бедные семьи [3] (Borozdina, Zdravomyslova, Temkina, 2012). Отражение такой особенности материнского капитала иллюстрируется данными ВНДН: менее состоятельные семьи в меньшей степени пользуются правом распоряжения средствами материнского капитала, так как не могут «добавить» к величине материнского капитала собственные средства для улучшения жилищных условий или оплаты дорогостоящего образования для ребенка, и в итоге не пользуются данным правом. В связи с этим в семьях с уровнем среднедушевых доходов менее прожиточного минимума доля материнского капитала в общей структуре получаемых пособий значительно меньше, как и размер выплаты, приходящийся на члена семьи в денежном выражении [4] (Burdyak, 2013).

Количественная оценка влияния возмещения полной стоимости материнского капитала и единовременных выплат из средств материнского капитала на снижение региональной бедности показала, что данные выплаты в целом по России сократили долю бедного населения в 2019 году на 0,2 процентных пункта (источник данных – ВНДН-2020). В 2020 году вклад вышеуказанных выплат в сокращение российской бедности возрос до 0,4 п.п. (источник данных – ВНДН-2021) [9].

По данным ВНДН-2021, наибольший потенциал влияния выплат по возмещению полной стоимости материнского капитала и единовременные выплаты из средств материнского капитала на региональную бедность выявлен в ходе анализа данных обследования населения в Новосибирской области, в Тверской области, в Красноярском крае, в Республике Бурятия, в Республике Дагестан, где указанные выплаты в 2020 году способствовали сокращению доли малоимущих на 5,6 п.п., 3,7 п.п., 3,1 п.п., 3,0 п.п., 2,7 п.п. соответственно [10].

Наименее значительное влияние на сокращение масштабов бедности данные выплаты за тот же период оказали в Приморском крае, в Ненецком автономном округе, в Белгородской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской областях, в г. Санкт-Петербурге, в Ленинградской, Липецкой областях, в г. Москве и Московской области, в Смоленской области, в г. Севастополе, в Республике Мордовия, в Удмуртской и Чувашской Республиках (всего 25 регионов), где дезагрегация (исключение) компонентов рассматриваемых выплат из совокупных доходов не приводит к повышению доли малоимущих домохозяйств в общей численности домохозяйств, репрезентованных в выборке.

Полученные на основе ВНДН данные демонстрируют, что в 2020 году в вышеуказанных регионах подавляющее большинство граждан, реализовавших материнский капитал, не относилось к малоимущему населению, в связи с чем в указанных субъектах выплаты материнского капитала не повлияли на изменение уровня бедности.

Как было отмечено выше, основной целевой направленностью рассматриваемой меры является улучшение жилищных условий семей и финансирование образования. Данные направления реализации материнского капитала содействуют повышению качества жизни семей с детьми, но не оказывают прямого влияния на рост денежных доходов семей.

Вместе с тем можно предположить, что лишь треть получателей сертификатов имеет достаточно устойчивое материальное положение, позволяющее обеспечивать удовлетворение жилищных, бытовых, образовательных и прочих потребностей на среднем уровне. Использование средств материнского капитала за короткое время может быть также обусловлено высокими инфляционными ожиданиями населения, на фоне которых приобретение жилья частью семей рассматривается как инструмент для сохранения инвестиций, что особенно актуально в условиях, когда индексация материнского капитала не компенсирует инфляцию (к примеру, в 2020 году материнский капитал был проиндексирован на 3%, в 2021 г. на 3,7%, за период с 2016 по 2019 год индексация материнского капитала не производилась [11]). Таким образом, для части семей с детьми полное расходование материнского капитала не связано с бедностью как таковой, а является решением, направленным на сохранение и преумножение собственных средств, вложенных в жилье.

Значительно большим потенциалом снижения уровня региональной бедности обладают ежемесячные выплаты из средств материнского капитала. По данным ПФР, по состоянию на 31 января 2022 года правом на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) ребенка из средств материнского капитала уже воспользовались 534,6 тысяч российских семей [12], что свидетельствует о ее большой востребованности.

Следует отметить, что в настоящее время сведения о выплатах из средств материнского капитала в региональном разрезе, полученные в ходе реализации программы ВНДН, представлены в агрегированном виде, что затрудняет оценку вклада каждой из составляющих данного комплекса мер в снижение бедности. Детализированная оценка влияния ежемесячной выплаты на второго ребенка семьям с доходами менее 2-х кратной величины регионального прожиточного минимума на сокращение региональной бедности возможна после получения данных в региональном разрезе о малоимущих семьях – получателях выплаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материнский капитал является мерой социальной поддержки семей с детьми, которая характеризуется доступностью и высокой общественной значимостью. При этом анализ микроданных ВНДН в региональном разрезе демонстрирует его незначительное влияние на сокращение региональной бедности.

Большая часть материнского капитала расходуется на приобретение жилья и в силу финансовых возможностей малоимущих семей используется ими значительно реже, чем семьями с более высоким достатком.

Приоритетное использование средств на улучшение жилищных условий можно расценивать как невозможность или существенные затруднения для значительной части семей с детьми обеспечивать свои жилищные условия без привлечения материнского капитала, что подтверждает действенность данной меры государственной поддержки для реализации указанной потребности семей. Вместе с тем использование материнского капитала на улучшение жилищных условий связанно с обременением семей долгосрочными финансовыми обязательствами, что является дополнительным риском бедности.

Альтернативой расходованию данного вида социальной поддержки малообеспеченными семьями может стать использование средств на финансирование образования детей. Для увеличения его привлекательности для низкодоходных групп граждан предлагаются:

- совершенствование механизмов реализации материнского капитала для получения образования детьми в различных субъектах РФ путем расширения практики его применения в региональных образовательных организациях;

- использование средств материнского капитала в качестве оплаты за обучение детей из малоимущих семей по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования вне зависимости от формы обучения;

- предоставление выплаты пособий из средств материнского капитала учащимся образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования из малообеспеченных семей;

- исключение из критериев использования средств для финансирования образования условия о достижении ребенком, рождение которого дает право на получение материнского капитала, возраста трех лет.

Большим потенциалом снижения уровня региональной бедности обладают ежемесячные выплаты на ребенка из средств материнского капитала, с началом предоставления которых наблюдается рост влияния материнского капитала на сокращение доли бедного населения в регионах. Направлением повышения эффекта от указанной выплаты на сокращение бедности в субъектах Российской Федерации может являться изменение условий ее предоставления в пользу снятия ограничений по дате рождения ребенка, что позволит охватить данной мерой большее число нуждающихся семей.

В заключение отметим, что материнский капитал является важной мерой поддержки российских семей с детьми в решении не только жилищных вопросов, но и целого ряда проблем, связанных с обеспечением достойного уровня жизни. Тем не менее существующие проблемы и риски, связанные с направлениями его реализации, требуют постоянного мониторинга и своевременного принятия адекватных меняющимся условиям управленческих решений.

[1] Расчеты авторов на основании данных: Пенсионный Фонд России. Информация о программе материнского (семейного) капитала. URL: https://pfr.gov.ru/opendata/~7706016118-materinskikapital (дата обращения 20.10.2022).

[2] Расчеты авторов на основании данных: Пенсионный Фонд России. Информация о программе материнского (семейного) капитала. URL: https://pfr.gov.ru/opendata/~7706016118-materinskikapital (дата обращения 20.10.2022).

[3] Расчеты авторов на основании данных: Пенсионный Фонд России. Информация о программе материнского (семейного) капитала. URL: https://pfr.gov.ru/opendata/~7706016118-materinskikapital (дата обращения 20.10.2022).

[4] Расчеты авторов на основании данных: Пенсионный Фонд России. Информация о программе материнского (семейного) капитала. URL: https://pfr.gov.ru/opendata/~7706016118-materinskikapital (дата обращения 20.10.2022).

[5] Расчеты авторов на основании данных: Пенсионный Фонд России. Информация о программе материнского (семейного) капитала. URL: https://pfr.gov.ru/opendata/~7706016118-materinskikapital (дата обращения 20.10.2022).

[6] Расчеты авторов на основании данных: Пенсионный Фонд России. Информация о программе материнского (семейного) капитала. URL: https://pfr.gov.ru/opendata/~7706016118-materinskikapital (дата обращения 20.10.2022).

[7] Расчеты авторов на основании данных: Пенсионный Фонд России. Информация о программе материнского (семейного) капитала. URL: https://pfr.gov.ru/opendata/~7706016118-materinskikapital (дата обращения 20.10.2022).

[8] Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах 2021. – URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/vndn-2021/index.html (дата обращения 12.10.2022).

[9] Расчеты авторов на основе микроданных ВНДН-2020 и ВНДН-2021.

[10] Расчеты авторов на основе микроданных ВНДН-2021.

[11] Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ, Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 52-ФЗ; Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ, Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ; Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ, Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ.

[12] Пенсионный Фонд России. Информация о программе материнского (семейного) капитал. URL: https://pfr.gov.ru/opendata/~7706016118-materinskikapital (дата обращения 20.10.2022).


Источники:

1. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Колмаков И.Б., Одинцова Е.В., Черных Е.А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2020 год. / монография. - М.: «Фабрика офсетной печати», 2021. – 116 c.
2. Бобков В.Н., Черных Е.А., Одинцова Е.В., Гулюгина А.А. Национальный приоритет повышение качества жизни российских граждан в стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Труд и социальные отношения. – 2020. – № 6. – c. 59-78. – doi: 10.20410/2073-7815-2020-31-6-59-79.
3. Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Как распорядиться “материнским капиталом” или граждане в семейной политике // Социологические исследования. – 2012. – № 7. – c. 108-118.
4. Бурдяк А.Я. Неравенство в обеспеченности жильем как ключевой фактор неравенства уровня и качества жизни в мегаполисе // Уровень жизни населения регионов России. – 2013. – № 12. – c. 37-46.
5. Кирута А.Я., Шевяков А.Ю. Экономическое неравенство, уровень жизни и бедность населения России и ее регионов в процессе реформ: методы измерения и анализ причинных зависимостей. - М.: Эпикон, 1999. – 104 c.
6. Левковская Н.Г., Андрющенко О.Е., Свищева В.А. Специфика реализации семьями права на материнский капитал // Социум и власть. – 2017. – № 3. – c. 41-45.
7. Овчарова Л.Н. Теоретические и практические подходы к оценке уровня, профиля и факторов бедности: российский и международный опыт. / Учреждение Российской акад. наук Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН. - М.: М-Студио, 2009. – 268 c.
8. Разумов А.А., Сковпень В.А. Мониторинг доходов и бедности в Российской Федерации: анализ современных тенденций // Труд и социальные отношения. – 2018. – № 2 (146). – c. 25-37. – doi: 10.20410/2073-7815-2018-29-2-25-37.
9. Разумов А.А., Селиванова О.В. Бедность в России: региональные особенности и перспективные инструменты снижения ее уровня // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 4 (45). – c. 75-88. – doi: 10.34022/2658-3712-2021-45-4-75-88.
10. Римашевская Н.М., Мигранова Л.А. Социально-экономическое неравенство в России // Народонаселение. – 2016. – № 3 (73). – c. 17-33.
11. Роик В.Д. Экономика развития: неравенство, бедность и развитие. / учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2020.
12. Смирнов В.М., Селиванова О.В. Совершенствование оценки региональных программ борьбы с бедностью // Самоуправление. – 2021. – № 2 (124). – c. 481-487.
13. Смирнов В.М., Селиванова О.В. Специфика бедности в Дальневосточном федеральном округе // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 485-502. – doi: 10.18334/et.9.2.114148.
14. Abrahamson P., Davydova N., George K., Tikhonova N.E. Poverty and Social Exclusion in the New Russia. / [et al.]. 2-nd edition. - London: Routledge, 2017. – 303 p.
15. Atkinson A. Poverty in Britain and the Reform of Social Security. - London. Cambridge University Press, 1969.
16. Orshansky M. How Poverty is Measured // Monthly Labor Review. – 1969. – № 92(2). – p. 37-41.
17. Room G. «New Poverty» in the European Community. - New York, 1990.
18. Sen A. Poverty and Families. An Essay on Entitlement and Deprivation. - Oxford, 1981.
19. Townsend P. Poverty in the United Kingdom. - Harmondsworth: Penguin, 1979.
20. Zubarevich N.V. Poverty in Russian regions in 2000-2017: factors and dynamics // Population and Economics. – 2019. – № 3(1). – p. 63-74. – doi: 10.3897/popecon.3.e35376.
21. Meyer B., Mittag N. Using Linked Survey and Administrative Data to Better Measure Income: Implications for Poverty, Program Effectiveness and Holes in the Safety Net. / Working Papers 2017-075. - Human Capital and Economic Opportunity Working Group, 2017.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:45:00