Роль института кураторства в формировании организационной культуры вуза

Парфенова И.Ю.1, Балганова Е.В.1
1 Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53838240

Аннотация:
Авторы в своей работе рассматривают проблему поиска и использования методов вовлечения студентов в организационную культуру высшего учебного заведения и привлечения их к процессу ее формирования. Подчеркивается важность и значимость формирования организационной культуры в вузе, так как студенты, впитывая основные ценности, убеждения, установки, этические нормы, в дальнейшем транслируют их в своей профессиональной деятельности, формируя, в свою очередь профессиональную культуру в организациях, в которых они осуществляют свою дальнейшую деятельность и в профессиональной сфере в целом. Авторами впервые напрямую изучена роль института кураторства в формировании организационной культуры вуза, отмечено большое значение данного интеграционного потенциала в системе высшего образования. В работе приведено исследование кураторской деятельности в Сибирском институте управления - филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по определению механизмов её влияния на уровень организационной культуры вуза. Представленный материал будет полезен руководству и преподавателям вузов в вопросах формирования и поддержания на высоком уровне внутренней традиционной культуры высшего учебного заведения.

Ключевые слова: организационная культура, организационная культура вуза, функции организационной культуры, куратор, кураторская деятельность, функции кураторства, роли куратора

JEL-классификация: I23, I25, I26, M14



Введение

Организационная культура сегодня заслуженно считается одним из эффективных управленческих механизмов и является конкурентным преимуществом любой организации.

Организационная культура вуза имеет особое значение, так как одними из основных ее носителей являются студенты. Заканчивая вуз, выпускники выносят за его стены не только профессиональные знания, умения и навыки, но и профессиональные ценности, убеждения, установки, этические нормы, которые в дальнейшем они реализуют в своей деятельности в различных организациях.

Одну из ключевых ролей в максимальном вовлечении и погружении студенческой аудитории в культуру вуза может играть кураторская деятельность.

Вопросы организационной культуры широко представлены в теоретических и практических исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди отечественных авторов, глубоко изучающих организационную культуру, следует выделить Т.Ю. Базарова [1], И.В. Грошева [2], Т.О. Соломанидину [3] и др. Они представляют теоретическое обоснование феномена организационной культуры, описываются ее свойства и функции, структуру, содержание и предлагают подходы к формированию.

Проблемы организационной культуры раскрываются в работах таких зарубежных ученых, как Э. Шейн [4], Г. Хофстеде [5], М. Элвессон [6] и др. Практически все из названных авторов предлагают собственное видение данного феномена и создают свою типологию организационной культуры.

Теме культуры управления высших учебных заведений посвящены публикации А. Беляева [7], Н.Н. Могутновой [8], Ю.Г. Семенова, М.Б. Сокуренко Н.Л. Яблонскене [9], Р.В. Леньков, Е.И. Боровлёва [10] и др.

Вопросы института кураторства поднимаются в публикациях О.Б. Алпатовой и Е. А. Сандрюковой [11], С.П. Куликова [12], Б. Р. Мандель [13] и др.

Публикации, показывающие взаимосвязь кураторской деятельности с формированием организационной культуры вуза отсутствуют.

Целью исследования является выявление и раскрытие роли кураторства в процессе формирования организационной культуры вуза. Новизна исследования заключается в раскрытии интегрирующей роли куратора и института кураторства в формировании организационной культуры вуза. В исследовании использованы такие методы, как анализ документов и анкетирование. Организационная культура в данной работе рассматривается с точки зрения феноменологического подхода.

Результаты исследования

В рамках феноменологического подхода организационную культуру можно представить в виде дома, здания, состоящего из трех основных составляющих: фундамента, каркаса и стен здания и крыши.

Фундамент является основой и представляет собой набор ценностей, верований и убеждений, принятых в организации и разделяемых большинством ее работников. Исходя из сложившихся ценностей и убеждений формируются каркас и стены нашего здания, то есть, правила и нормы, причем, как прописанные (формализованные), так и неписанные (негласные). Венчает данную конструкцию крыша, которая представляет собой реально сложившуюся систему внутренних отношений между работниками (по вертикали и по горизонтали) и внешних отношений с потребителями, партнерами, конкурентами, государственными органами и т.д.

Организационная культура является неотъемлемым атрибутом, «душой» любой организации и делает ее уникальной. Однако, несмотря на уникальность, неповторимость культуры каждой организации, в некоторых из них возможно выделить некие общие черты и характеристики. Одним из факторов, задающих подобную общность, является отраслевая принадлежность организации. «Отраслевая принадлежность является вектором, задающим направленность целей организации, ценностные ориентиры и определяющим те сферы жизни человека, ради совершенствования которых и создана организация. Преломляясь через специфику организации, все элементы организационной культуры задают ее уникальные черты. Безусловно, цели различных организации одной отрасли могут существенно отличаться, однако они буду иметь общую основу» [14]. «Так, основной целью деятельности учреждений государственной службы является служение гражданам, представление и защита интересов общества и государства. Цели медицинских учреждений – сохранение, подержание, восстановление и охрана здоровья человека. Организации финансовой сферы деятельности основной целью провозглашают обеспечение финансовой стабильности и материального благополучия граждан» [15].

Одной из ключевых сфер общественной жизни является образование. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ трактует образование как «…единый и целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [16]. И.А. Сивцева считает, что «ценностная характеристика сферы образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование, как ценность государственная, образование, как ценность общественная, образование как как ценность личностная. Поэтому невозможно переоценить основные цели образования: культурообразующая; воспроизводство и непрерывное обогащение жизненных ценностей и идеалов человека, и общества; обеспечение связи времен и преемственности поколений, непрерывное спиралевидное восхождение цивилизации в целом ко все более высоким вершинам человеческого предназначения» [17].

Данное исследование предполагает рассмотрение организационной культуры одной из составляющих системы образования – высшего образования. Целью любого вуза является подготовка высококвалифицированных кадров для различных направлений экономической, политической, культурной и др. сфер деятельности, соответственно, организационная культура вуза не ограничена рамками образовательного учреждения, что накладывает особые требования к ее содержанию, процессу развития, формирует особую ответственность за кадры, которые будут в дальнейшем обеспечивать функционирование тех сфер, в которых они будут осуществлять свою профессиональную деятельность.

Вне зависимости от того, понимает ли руководитель важность организационной культуры, проводятся ли мероприятия по ее формированию, культура присутствует в любой организации, и она постоянно меняется. В связи с этим выделяют два пути формирования организационной культуры: целенаправленный и стихийный. Однако для того, чтобы она превратилась в эффективный управленческий механизм, необходимо выбирать целенаправленный путь ее формирования. Существует множество способов формирования культуры организации, но главным условием является то, что эта деятельность должна быть непрерывной и затрагивать все процессы, происходящие в организации. Среди универсальных способов формирования можно выделить такие как:

- личный пример руководителя, демонстрирующий желаемые поведенческие модели и ценностные установки;

- обучение персонала, помогающее понять важность формирования организационной культуры и познакомить с ее основными элементами;

- воздействие на эмоциональную сферу работников, так как для закрепления формируемых ценностей и поведенческих моделей огромное значение имеет обращение к эмоциям человека, к его лучшим чувствам;

- система стимулирования и критерии продвижения по службе, принципы и критерии которых не должны идти вразрез с культивируемыми ценностями и нормами;

- создание и развитие организационных ритуалов, традиций, мифов, героев и внедрение корпоративной символики [18].

– разработка локальных нормативных актов, регламентирующих систему ценностей и отношений, нормы поведения (положений, правил, кодексов и др.);

– создание организационных структур, предназначенных для координации и осуществления программ по конкретным направлениям;

– формирование системы коммуникаций и открытой информационной среды;

– выделение ресурсов (финансовых, материально-технических и др.) для реализации программ и мероприятий» [19].

Рассматривая формирования организационной культуры вуза кроме перечисленных способов необходимо применять дополнительные, позволяющие как можно активнее включать в данный процесс обучающихся в нем студентов. Одним из таких способов, на наш взгляд является кураторская деятельность.

«Кураторская деятельность носит человекотворческий характер и направлена на процесс формирования высококультурной, гуманной и нравственной личности, становления студентов как истинных интеллигентов, накопления личностного социального и профессионального опыта, опыта взаимодействия в команде.» [20].

В настоящее время педагогическая наука рассматривает проблему повышения эффективности кураторской деятельности неотъемлемо от системы воспитания обучающихся с опорой на проверенные временем традиции отечественного и зарубежного образования.

Значение института кураторства, как одного из центральных элементов в системе вузовского воспитания раскрывается в работах многих авторов, в том числе З. С. Божонова [21], Т. А. Мирошиной [22], Е.Е. Сатистовой [23], Т.Т. Щелиной [24] затрагивая его организационные, корректирующие, коммуникативные и морально-этические стороны. Ряд исследователей упор в своих работах делают на рассмотрении данного направления с позиции исторического развития требований к личностной и педагогической культуре кураторства. Вопросами адаптации студентов к новой реальности пронизаны исследования А. Ю. Абрамова [25], А. Я. Васильевой [26], С. Г. Екимовой [27], Д. В. Ключниковой [28], Э. А. Ивановой [29] и др., подробно раскрывающие роль и задачи куратора в этом важном процессе, напрямую влияющим на успешность овладения выбранной профессией и развитие личностного потенциала у обучающихся.

Отмечая достаточно широкое и подробное раскрытие в науке рассмотренных выше процессов, мы в своей работе попытались обратить внимание на слабо изученную проблему влияния интегрирующей роли кураторства на формирование организационной культуры вуза.

С этой целью, на базе Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СИУ), нами было проведено соответствующее исследование. Исследование показало, что в СИУ кураторская деятельность ведется активно и творчески, она регламентирована соответствующим Положением о кураторстве, которое определяет порядок назначения, права и обязанности, а также основные направления работы куратора учебной группы. Основной целью работы куратора определено формирование в рамках учебной группы коллектива студентов с социально-активной гражданской позицией и ответственностью, стремящихся к освоению и развитию универсальных и профессиональных компетенций, общепринятых в российском обществе ценностей, способных организовать свою будущую профессиональную деятельность в соответствии с этими ценностями.

Исходя из заявленной цели, деятельность куратора не ограничивается лишь выполнением административных функций (контроль за успеваемостью и посещением, решение организационных вопросов, выстраивание образовательной траектории). Он также выполняет организационно-лидерские и информационно-коммуникативные функции. К организационно-лидерским относится: формирование благоприятного эмоционального климата в учебной группе, разрешение спорных и конфликтных ситуаций, вовлечение студентов в социальную активность, и др. Информационно-коммуникативные включают в себя обеспечение своевременного информирования студентов по вопросам обучения и оказание помощи в установлении эффективных коммуникаций.

Анализ целей и содержания данной деятельности позволяют сделать вывод о том, что функции организационной культуры и кураторства во многом совпадают (таблица 1).

Таблица 1 – Функции организационной культуры и кураторства

Источник: составлено авторами

Функция
Организационная культура
Кураторство
Охранная функция. Создание своеобразной защиты от негативных явлений и тенденций извне
+
+
Регулирующая функция. Формирование неформальных, неписанных правил поведения, последовательности выполнения работ, форм обмена информацией и т.д.
+
+
Интеграционная функция. Прививание определенной системы ценностей, создание ощущения равенства, что позволяет каждому: лучше осознать цели вуза; сформировать благоприятное впечатление о нем, ощутить себя членом единого коллектива
+
+
Познавательная. Дает возможность студенту возможность для лучшего понимания себя, своих сильных сторон и точек роста, своего места в мире, в обществе, определения своих ролей и статусов, участия в научных исследованиях
+
+
Ценностно-образующая. Происходит взаимное обогащение системы ценностей студентов и понимания смысла жизни, благодаря обмену мнениями, и знакомству с различными точками зрения и понимания данных вопросов
+
+
Коммуникационная. Усваивая общие ценности и нормы, учитывая требования этики, студенты учатся эффективным способам коммуникации, выстраивают систему взаимодействия и сотрудничества, нарабатывают навыки работы в команде
+
+
Функция адаптации. Облегчение адаптации студента (особенно абитуриента) к вузу
+
+
Мотивирующая. Сам факт наличия высокой миссии, сплоченности и доброжелательности в отношениях, интересные учебные и внеучебные мероприятия формирует имидж и репутацию вуза, которые в значительной степени влияют на мотивацию студентов при выборе вуза, будущей профессии, желания стать достойным членом профессионального сообщества
+
+
Образовательная и развивающая функция. Приращение навыков и знаний студентов, повышение престижа выпускников на рынке труда, что ведет к развитию вуза в целом и формирование его репутации
+
+

Для более подробного изучения взаимосвязи данных феноменов проведен анализ годовых планов и отчетов кураторов и анкетирование студентов, выявляющее значимость и важность для них тех или иных мероприятий, проводимых в рамках кураторской деятельности.

Анализ планов и отчетов кураторов показал, что в рамках реализации административной функции в течение учебного года кураторами проводятся такие стандартные мероприятия как знакомство с группой; обсуждение итогов и перспектив обучения в СИ; планирование совместной деятельности на текущий семестр, информирование студентов о работе библиотеки, спортивных секций СИУ и т.д.; информирование студентов о правилах внутреннего распорядка в институте; кураторские часы; контроль посещаемости занятий, текущей и семестровой успеваемости студентов группы; разъяснение стандартов работы института, анализ причин отставания отдельных студентов, помощь в решении жилищно-бытовых вопросов студентов; организация участия учебной группы в анкетировании и опросах, в т.ч. в оценке преподавателя глазами студента, проведение бесед в группе (о необходимости планирования и организации самостоятельной работы студента, об учебном режиме и научно-исследовательской деятельности студента, как работать с учебной и научной литературой, пользоваться библиографическим каталогом, как составлять конспект лекции, о правилах поведения во время проведения массовых мероприятий, об этике поведения в ВУЗе и др.)

Данные мероприятия формируют такие элементы организационной культуры как понимание и принятие миссии, целей вуза, усвоение формальных норм и правил, знание и соблюдение этических требований, умение пользоваться предоставляемыми ресурсами.

Организационно-лидерские и информационно-коммуникативные функции подразумевают большее разнообразие и индивидуальный подход кураторов в выборе мероприятий. В течение 2021-2022 учебного года реализованы такие виды активностей как организация участия учебной группы в совместной фотосессии и прогулки в парке с элементами командообразования; проведение мини-тренингов и деловых игр по тематике «Командообразование», «Лидерство»; проведение индивидуальных мини коуч-сессий; проведение внутригрупповых мероприятий: вечеров, праздничных дат, посещение театров, выставок и т.п.

Содержание данных мероприятий способствует формированию таких элементов организационной культуры вуза как благоприятный морально-психологический климат, сплоченность, традиции, ценностные установки.

Кроме мероприятий, разрабатываемых куратором для отдельной группы, в институте происходят глобальные, общеинститутские события, предполагающие участие как студентов, так и преподавателей, что представляет наибольший интерес и ценность, т.к. они формируют общий культурный контекст, ценностные установки и способствуют, кроме основных целей, лучшему пониманию и взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Эти мероприятия также прямо или косвенно формируют организационную культуру, способствуют включению студентов в ее контекст.

Проанализируем, какие основные элементы организационной культуры различных уровней формируются в рамках каждого, проводимого в рамках кураторской деятельности крупного мероприятия (таблица 2).

Таблица 2 – Формирование ключевых элементов организационной культуры вуза в процессе реализации кураторской деятельности

Источник: составлено авторами

Мероприятия
Элементы организационной культуры поверхностного уровня
Элементы организационной культуры подповерхностного уровня
Элементы организационной культуры глубинного уровня
Регулярные тематические встречи по различным направленностям («Образовательные инициативы», «День науки» и др.)

Традиции
Благоприятный имидж вуза (формальный способ формирования - публикация анонса и фотоотчета на сайте вуза, неформальный способ - «сарафанное радио»)
Участие в научной деятельности, инициативность
Ценностное отношение к образованию, научной деятельности и к будущей профессии
Проведение культурно-массовых мероприятий (Новый год, Масленица, Землячество и др.)
Командообразование, лояльность, благоприятный климат
Ценность культурных традиций, сохранение этнической идентичности
Функционирование на постоянной основе студенческой психологической службы "Точка опоры"
Отсутствие психологического напряжения, разрешение конфликтов, благоприятный морально-психологического климат
Гармоничная личности
Участие студентов и преподавателей в общеинститутских субботниках

Командообразование, сплоченность, неписанные правила и нормы вуза
Общечеловеческие ценности, бережное отношение к вузу, городу, природе
Участия студентов и преподавателе в Межвузовском гражданско-патриотическом форуме «Новая реальность – новый взгляд»: Дискуссионная площадка «Профилактика идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде»
Общегражданские ценности: патриотизм, недопустимость терроризма, ценность человеческой жизни,
активная гражданская позиция
Проведение акции «Свеча памяти»

Общегражданские ценности: патриотизм, знание отечественной истории, уважение к подвигу Советского народа в Великой Отечественной Войны, историческая память, связь поколений
Кейс «Чемпионат для кураторов сиу РАНХиГС -2023
Командообразование.
Благоприятные характеристики системы отношений: сплоченность, доверие, формирование общей идеи, ценностей института кураторства
Ценность и интерес к данной деятельности
Общеинститутский марафон «PRO СИУ»
Погружение первокурсников в экосистему СИУ РАНХиГС;
формирование и укрепление традиций, чувства гордости и принадлежности к Президентской академии
ознакомление с организационной структурой и организацией работы института;
коллективообразование групп;
ознакомление со спецификой выбранного направления подготовки/специальности;
ознакомление с условиями обучения и требованиями к студентам;
укрепление и развитие сообщества студентов, сотрудников и выпускников СИУ РАНХиГС
Осознание ценности и интереса к образовательному процессу

Таким образом, очевидно, что одна из основных задач кураторской деятельности – формирование организационной культуры и вовлечение в этот процесс студентов, что придает ей еще большую важность и значимость.

Следующим шагом исследовательской работы, проводимой на базе СИУ явилось анкетирование, проведенное в сентябре-октябре 2022 года. В анкетировании приняло участие 148 студентов (1-4 курса) очной формы обучения по направлениям подготовки «Управление персоналом», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Большую часть выборки (47%) составили студенты 1 курса. Выборка сплошная. Средний возраст участников исследования – 19 лет. Распределение по возрасту нормальное. По гендерному признаку 23% участников исследования – мужского пола, а 77% – женского пола. Распределение по гендерному признаку является типичным для данных направлений подготовки.

В целом кураторской деятельностью в вузе в полной мере удовлетворены 89 % респондентов. На вопрос, какие роли выполняет ваш куратор, ответы распределились следующим образом (возможны несколько вариантов ответов), рис. 1.

Рисунок 1 – Роли, выполняемые кураторами, по мнению студентов

Источник: составлено авторами

Из данных рисунка один можно сделать вывод, что абсолютное большинство кураторов (81%) выполняют роль организатора, основными задачами которого являются информационное сопровождение группы (информация о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т. д.), формирование внеучебной жизни группы с помощью мероприятий, участие в выборах старосты и актива группы, ответственность за межличностные конфликты в группе и их разрешение.

Также большая часть кураторов (78%) выполняют роль наставника, которая предполагает уже больший уровень доверия, включение студентов в культурный контекст вуза, в общественную жизнь, поддержка, оказание помощи в затруднительных ситуациях, помощь в выборе образовательной стратегии и дальнейшего профессионального развития.

37% респондентов в кураторе видят друга (это, как правило, кураторы из числа молодых преподавателей). Здесь присутствуют более неформальные отношения, студенты могут делиться своими секретами, обсуждать свою личную жизнь, куратор делится своим опытом, общается со студентами в большей степен по-приятельски. Он заинтересован в жизни студенческой группы, старается участвовать во многих групповых меро­приятиях. Студенты принимают куратора как члена группы.

Роль психолога выполняют кураторы по мнению 28 % опрошенных. Куратор принимает активное участие в решении личных проблем студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он много времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает близкие контакты.

Только 15% студентов считают, что куратор играет роль контролера, то есть выполняет в основном контролирующую функцию, причем, выполняет ее формально, не включаясь в интересы студенческой группы и не проявляя личной заинтересованности.

Таким образом, абсолютное число кураторов подходят к выполнению своих задач осознанно и ответственно, оказывая студента информационную, организационную, психологическую, а порой даже дружескую поддержку.

Что касается включения куратором студентов в организационную культуру вуза, получены следующие результаты.

Знакомство с миссией, целями, ценностями вуза организовано куратором по мнению 67% опрошенных студентов. Информирование о нормах и правилах (как формальных, так и неформальных) получили 76% респондентов. Представление об имидже, дресс-коде, корпоративной символике сформировано у 54% участников опроса. Участие в организационных традициях, а также в их создании принимали 80% студентов. Формирование командного духа, благоприятного психологического климата, выстраивание системы внутригрупповых отношений и включение группы в общевузовскую систему отношений отметили 62% респондентов (рис.2).

Рисунок 2 – Включение куратором студентов в организационную культуру вуза, по мнению студентов

Источник: составлено авторами

Таким образом, процессы формирования и развития организационной культуры и кураторской деятельности тесно переплетены, кураторы как прямо, так и косвенно знакомят студентов с миссией, целями, ценностями вуза, нормами и правилами, традициями, системой отношений, формируют благоприятный морально-психологический климат, командность, а также ценностное отношение к будущей профессии.

Заключение.

Организационная культура вуза представляет собой более сложный феномен в сравнении с организациями, не относящимися к образовательной сфере. Это связано с тем, что структура носителей культуры более сложная и динамичная, так как в нее входят студенты, состав которых ежегодно меняется. Более того, в вузе закладываются основы организационной культуры, которые в дальнейшем будут определять отношение выпускников к будущей профессии: представление о её престижности, важности и значимости для социума общественной миссии, формировать основные профессиональные нормы и ценности.

Одним из способов формирования организационной культуры вуза, вовлечения в данный процесс студентов является кураторская деятельность, основной целью которой является оказание студентам социально-психологической и педагогической поддержки в решении наиболее актуальных вопросов, связанных с их учебной деятельностью и включенности студентов во внеучебную деятельность.

Исследование, проведенное в Сибирском институте управления показало, что в институте активно ведется кураторская деятельность, регламентируемая Положением о кураторстве. Кураторы выполняют административные, организационно-лидерские и информационно-коммуникативные функции, содержание которых во многом пересекается с функциями организационной культуры и организуют участие студентов как во внутригрупповых, так и в общевузовских мероприятиях, содержание которых также формирует элементы организационной культуры поверхностного, подповерхностного и глубинного уровней.

Абсолютное большинство студентов вуза в полной мере удовлетворены деятельностью кураторов, которые, по мнению респондентов, в большей части выполняют роли организатора, наставника и психолога, т.е. помогают адаптироваться, обеспечивают информационное, организационное, психологическое сопровождение, а в отдельных случаях даже оказывают товарищескую поддержку.

Кураторы в процессе взаимодействия со студентами знакомят их со сложившейся культурой вуза, с ее ключевыми элементами, а также привлекают обучающихся к процессу ее формирования и развития.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что институт кураторства играет значимую роль в формировании организационной культуры в вузе. Работа кураторов позволяет включить в культурный контекст вуза такую многочисленную и значимую субкультуру, как студенты, что в свою очередь, влечет за собой создание особой социокультурной среды и условий, необходимых для всестороннего развития личности и, соответственно, определенных изменений в оценке качества подготовки выпускников.


Источники:

1. Базаров Т.Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации. / Учеб.-метод. пособие / Т. Ю. Базаров; РАГС. Ин-т повышения квалификации гос. служащих. - М., 2000. – 160 c.
2. Грошев И., Емельянов П., Юрьев В. Организационная культура. - Litres, 2022. – 288 c.
3. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании и ее влияние на формирование мотивационной системы // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2019. – № 9. – c. 65-73.
4. Шейн Э. Г. Организационная культура и лидерство. / 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 352 c.
5. Хофстеде Г. Модель Хофстеде в контексте: параметры количественной характеристики культур // Язык, коммуникация и социальная среда. – 2014. – № 12. – c. 9-49.
6. Элвессон М. Организационная культура. / М. Элвессон ; Пер. с англ. - Х. : Изд-во Гуманитарный центр, 2005. – 460 c.
7. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – c. 62–64.
8. Могутнова Н. Н. Корпоративная культура: идеал и реальность // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2007. – № 2-3. – c. 234-244.
9. Яблонскене Н. Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. – № 2. – c. 7-25.
10. Леньков Р. В., Боровлёва Е. И. Корпоративная культура как фактор эффективности вуза // Вестник евразийской науки. – 2013. – № 5 (18). – c. 4.
11. Алпатова О. Б., Сандрюкова Е. А. Проблемы института кураторства в учебных группах высших учебных заведений Российской Федерации // Научные исследования и образование. – 2017. – № 3. – c. 3-5.
12. Михайлова Е. О., Куликов С. П., Новиков С. В. К вопросу о реализации воспитательной работы в образовательных учреждениях высшего образования // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 12. – c. 37-40.
13. Мандель Б. Р. Кураторство: поиски смысла и оправдания // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – № 4 (12). – c. 29-36.
14. Богдан Н. Н., Масилова М. Г., Парфенова И. Ю. Организационная культура вуза: теория, исследование, практика. / Монография. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2014. – 228 c.
15. Парфенова И.Ю. Особенности организационной культуры в организациях различных сфер деятельности и форм собственности // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: Сборник научных трудов. Выпуск XIII / Под ред доктора экономических наук М.В. Удальцовой. – Новосибирск: НГУЭУ. 2011. – c. 274-284.
16. Об образовании в Российской Федерации: [федер. Закон № 273-ФЗ: принят от 29 декабря 2012 г.] // Вестник образования. – 2013.– № 5–6
17. Сивцева И. А. Цели и ценности образования в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 5. – c. 263-270.
18. Сердюк И. И. Методы формирования организационной культуры // Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития: Материалы XI международной научно-практической конференции: текстовое электронное издание, Тихорецк, 23 октября 2020 года / Под общей редакцией Е.В. Королюк. – Тихорецк: ФГБУ \"Российское энергетическое агентство\" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ-филиал ФГБУ \"РЭА\" Минэнерго России. 2020. – c. 258-261.
19. Парфенова И.Ю. Реализация институциональных и организационных принципов в управлении вузами. / автореферат дис.,.. кандидата социологических наук / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. - Екатеринбург, 2014. – 27 c.
20. Волкова И. В. Оптимизация кураторской деятельности как средство достижения современного качества воспитательной системы вуза // Приволжский научный журнал. – 2014. – c. 249-253.
21. Божонов З. С. Система кураторства и ее роль в воспитании студенческой молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 6. – c. 14–17.
22. Мирошина Т. А. Кураторство как одна из форм воспитательной работы со студентами вуза // Актуальные проблемы современного образования: сб. материалов IV регион. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 28 марта 2016 г.). — Кемерово : Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт. 2016. – c. 47–50.
23. Сатистова Е. Е., Калинина Т. В., Щелина Т. Т. Куратор в воспитательной системе современного вуза // Социальная педагогика в современных социальных практиках: сб. науч. ст. VI Междунар. симпозиума (2–5 июня 2016 г.). — Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ. 2016. – c. 379–384.
24. Щелина Т. Т. Академическое кураторство в инновационном вузе: психологическая обоснованность и педагогическая целесообразность // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2014. – № 4 (36). – c. 248–255.
25. Абрамов А. Ю., Золотарева В. В. Система кураторства и ее роль в адаптации студентов первого курса к процессу обучения в вузе // Педагогика и психология в 21 веке : современное состояние и тенденции исследования: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с заоч. участием (г. Киров, 23–24 декабря 2013 г.). — Киров : ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия. 2014. – c. 6–12.
26. Васильева А. Я., Лукина Т. Н. Роль куратора в воспитании студентов в адаптационный период // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2016. – № 2. – c. 42–43.
27. Екимова С. Г. Кураторство как одна из форм учебно-воспитательной работы в вузе // Проблемы высшего образования. – 2017. – № 2. – c. 105.
28. Ключникова Д. В., Гребенщиков А. В., Василенко Л. И. Роль куратора учебной группы при адаптации первокурсника в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 5–4. – c. 58–59.
29. Иванова Э. А. Роль куратора в социальной адаптации первокурсников // Теория и практика современного профессионального образования. – 2016. – № 1. – c. 197–200.

Страница обновлена: 29.10.2024 в 22:13:12