Применение теории мотивационного комплекса трудовой деятельности к анализу организационного поведения преподавателей вуза
Литвинюк А.А.1, Жигун Л.А.1, Полевая М.В.2, Камнева Е.В.2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 26
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 2 (Февраль 2018)
Цитировать:
Литвинюк А.А., Жигун Л.А., Полевая М.В., Камнева Е.В. Применение теории мотивационного комплекса трудовой деятельности к анализу организационного поведения преподавателей вуза // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 2. – С. 215-226. – doi: 10.18334/ce.12.2.38817.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32596113
Цитирований: 26 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования особенностей организационного поведения преподавателей российских вузов впервые проведённого с использованием алгоритмов «Теории мотивационного комплекса трудовой деятельности» на основе межвузовского сотрудничества Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова и Финансового университета при Правительстве РФ. Теория мотивационного комплекса - это относительно новая отечественная разработка в области мотивации, дающая возможность алгоритмизировать практическую деятельность в сфере проектирования эффективных систем мотивации и стимулирования труда.
В ее основу положена классификация мотивов трудового поведения, включающая в себя пять базовых групп, и анализ их взаимовлияния с учётом выделения трёх групп связей между ними: активирующее, угнетающее и противоугнетающее. Базовым понятием этой теории является мотивационный комплекс трудовой деятельности как целостная система взаимосвязей между пятью группами мотивов труда: мотивы приобретения; мотивы удовлетворения; мотивы безопасности; мотивы подчинения и мотивы энергосбережения. В качестве инструментария использован диагностическая методика «Мотивация», разработанная профессор Литвинюком А.А, и ее компьютерная версия, адаптированная к специфике трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава российских университетов. Программное обеспечение было разработано на кафедре управления персоналом и психология Финансового университета при Правительстве РФ.
На основе полученных результатов впервые дан анализ текущих особенностей организационного поведения преподавателей вуза, возможные варианты его отклоняющихся вариантов, и прогноз его развития при отсутствии коррекций используемой системы мотивации труда. Основные исследования проведены на основе данных, полученных в результате опроса преподавателей Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова. По итогам логического анализа полученных результатов разработаны и предложены к практическому применению рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава российских вузов, дающие возможность ориентировать трудовое поведение преподавателей на цели и задачи, которые позволяют обеспечить повышение эффективности функционирования и развития российских университетов. В основном они сводятся к расширению переменной части заработной платы, стимулированию воспроизводства научных кадров и формированию матричных и проектных структур управления.
Ключевые слова: структура, организационное поведение, стимулы, мотивы, мотивационный комплекс, преподаватели, прогноз трудового поведения, ошибки в мотивации труда, активирующие связи, угнетающие связи, противоугнетающие связи
JEL-классификация: J81, J01, J89
Источники:
Литвинюк А.А. и др. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: теория и практика. - М.: Юрайт, 2016.
Литвинюк А.А. Мотивационные комплексы трудовой деятельности в системе менеджмента. / Диссертация на соискание учёной степени доктора экономических наук. - М.: МГУК, 1997.
Литвинюк А.А. Организационное поведение. - М.: Юрайт, 2014. – 527 с.
Разработка эффективной системы мотивации трудовой деятельности госслужащих, ориентированной на достижение конечных результатов. Жигун Л.А., Субочева А.О., Пряжников Н.С., Литвинюк А.А., Полевая М.В., Камнева Е.В., Смирнова М.Е., Рязанцева М.В., Полевой С.А., Васильева О.Н., Ширванов Р.А., Крюкова Н.А., Ащеулова М.С., Джинджуа К.Б., Зяблова Д.А.
отчёт о НИР № ВТК-ГЗ-54-17 от 02.05.2017 (Правительство РФ)
Maslov Abraham H. Motivation and Personality. - New York: Harper and Row, 1954.
7. Robert M.Y., John D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-formation // Journal of Comparative Neurology. – 1908. – № 18.
Vroom V.H. Work and Motivation. - New York: Wiley, 1964.
Страница обновлена: 29.07.2024 в 20:54:11