The role of mentoring in the organizational culture of higher education institutions
Parfenova I.Yu.1, Balganova E.V.1
1 Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 2 (April-June 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=53838240
Abstract:
The authors consider the problem of finding methods of involving students in the organizational culture of a higher educational institution. The importance and significance of the university organizational culture is emphasized, since students, absorbing the basic values, beliefs, attitudes, ethical norms, further transmit them in their professional activities, forming a professional culture in the organizations where they carry out their further activities and in the professional sphere as a whole. The studied the role of curatorship in the organizational culture of the university and noted the great importance of this integration potential in the system of higher education.
The article presents a study of curator activity at the Siberian Institute of Management (branch) of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. The authors determine the mechanisms of its influence on the university organizational culture.
The presented material will be useful to the management and academic staff of universities in the formation and maintenance of the internal traditional culture of the higher educational institution at a high level.
Keywords: organizational culture, university organizational culture, organizational culture functions, curator, curator activity, curatorship functions, curator roles
JEL-classification: I23, I25, I26, M14
Введение
Организационная культура сегодня заслуженно считается одним из эффективных управленческих механизмов и является конкурентным преимуществом любой организации.
Организационная культура вуза имеет особое значение, так как одними из основных ее носителей являются студенты. Заканчивая вуз, выпускники выносят за его стены не только профессиональные знания, умения и навыки, но и профессиональные ценности, убеждения, установки, этические нормы, которые в дальнейшем они реализуют в своей деятельности в различных организациях.
Одну из ключевых ролей в максимальном вовлечении и погружении студенческой аудитории в культуру вуза может играть кураторская деятельность.
Вопросы организационной культуры широко представлены в теоретических и практических исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди отечественных авторов, глубоко изучающих организационную культуру, следует выделить Т.Ю. Базарова [1], И.В. Грошева [2], Т.О. Соломанидину [3] и др. Они представляют теоретическое обоснование феномена организационной культуры, описываются ее свойства и функции, структуру, содержание и предлагают подходы к формированию.
Проблемы организационной культуры раскрываются в работах таких зарубежных ученых, как Э. Шейн [4], Г. Хофстеде [5], М. Элвессон [6] и др. Практически все из названных авторов предлагают собственное видение данного феномена и создают свою типологию организационной культуры.
Теме культуры управления высших учебных заведений посвящены публикации А. Беляева [7], Н.Н. Могутновой [8], Ю.Г. Семенова, М.Б. Сокуренко Н.Л. Яблонскене [9], Р.В. Леньков, Е.И. Боровлёва [10] и др.
Вопросы института кураторства поднимаются в публикациях О.Б. Алпатовой и Е. А. Сандрюковой [11], С.П. Куликова [12], Б. Р. Мандель [13] и др.
Публикации, показывающие взаимосвязь кураторской деятельности с формированием организационной культуры вуза отсутствуют.
Целью исследования является выявление и раскрытие роли кураторства в процессе формирования организационной культуры вуза. Новизна исследования заключается в раскрытии интегрирующей роли куратора и института кураторства в формировании организационной культуры вуза. В исследовании использованы такие методы, как анализ документов и анкетирование. Организационная культура в данной работе рассматривается с точки зрения феноменологического подхода.
Результаты исследования
В рамках феноменологического подхода организационную культуру можно представить в виде дома, здания, состоящего из трех основных составляющих: фундамента, каркаса и стен здания и крыши.
Фундамент является основой и представляет собой набор ценностей, верований и убеждений, принятых в организации и разделяемых большинством ее работников. Исходя из сложившихся ценностей и убеждений формируются каркас и стены нашего здания, то есть, правила и нормы, причем, как прописанные (формализованные), так и неписанные (негласные). Венчает данную конструкцию крыша, которая представляет собой реально сложившуюся систему внутренних отношений между работниками (по вертикали и по горизонтали) и внешних отношений с потребителями, партнерами, конкурентами, государственными органами и т.д.
Организационная культура является неотъемлемым атрибутом, «душой» любой организации и делает ее уникальной. Однако, несмотря на уникальность, неповторимость культуры каждой организации, в некоторых из них возможно выделить некие общие черты и характеристики. Одним из факторов, задающих подобную общность, является отраслевая принадлежность организации. «Отраслевая принадлежность является вектором, задающим направленность целей организации, ценностные ориентиры и определяющим те сферы жизни человека, ради совершенствования которых и создана организация. Преломляясь через специфику организации, все элементы организационной культуры задают ее уникальные черты. Безусловно, цели различных организации одной отрасли могут существенно отличаться, однако они буду иметь общую основу» [14]. «Так, основной целью деятельности учреждений государственной службы является служение гражданам, представление и защита интересов общества и государства. Цели медицинских учреждений – сохранение, подержание, восстановление и охрана здоровья человека. Организации финансовой сферы деятельности основной целью провозглашают обеспечение финансовой стабильности и материального благополучия граждан» [15].
Одной из ключевых сфер общественной жизни является образование. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ трактует образование как «…единый и целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [16]. И.А. Сивцева считает, что «ценностная характеристика сферы образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование, как ценность государственная, образование, как ценность общественная, образование как как ценность личностная. Поэтому невозможно переоценить основные цели образования: культурообразующая; воспроизводство и непрерывное обогащение жизненных ценностей и идеалов человека, и общества; обеспечение связи времен и преемственности поколений, непрерывное спиралевидное восхождение цивилизации в целом ко все более высоким вершинам человеческого предназначения» [17].
Данное исследование предполагает рассмотрение организационной культуры одной из составляющих системы образования – высшего образования. Целью любого вуза является подготовка высококвалифицированных кадров для различных направлений экономической, политической, культурной и др. сфер деятельности, соответственно, организационная культура вуза не ограничена рамками образовательного учреждения, что накладывает особые требования к ее содержанию, процессу развития, формирует особую ответственность за кадры, которые будут в дальнейшем обеспечивать функционирование тех сфер, в которых они будут осуществлять свою профессиональную деятельность.
Вне зависимости от того, понимает ли руководитель важность организационной культуры, проводятся ли мероприятия по ее формированию, культура присутствует в любой организации, и она постоянно меняется. В связи с этим выделяют два пути формирования организационной культуры: целенаправленный и стихийный. Однако для того, чтобы она превратилась в эффективный управленческий механизм, необходимо выбирать целенаправленный путь ее формирования. Существует множество способов формирования культуры организации, но главным условием является то, что эта деятельность должна быть непрерывной и затрагивать все процессы, происходящие в организации. Среди универсальных способов формирования можно выделить такие как:
- личный пример руководителя, демонстрирующий желаемые поведенческие модели и ценностные установки;
- обучение персонала, помогающее понять важность формирования организационной культуры и познакомить с ее основными элементами;
- воздействие на эмоциональную сферу работников, так как для закрепления формируемых ценностей и поведенческих моделей огромное значение имеет обращение к эмоциям человека, к его лучшим чувствам;
- система стимулирования и критерии продвижения по службе, принципы и критерии которых не должны идти вразрез с культивируемыми ценностями и нормами;
- создание и развитие организационных ритуалов, традиций, мифов, героев и внедрение корпоративной символики [18].
– разработка локальных нормативных актов, регламентирующих систему ценностей и отношений, нормы поведения (положений, правил, кодексов и др.);
– создание организационных структур, предназначенных для координации и осуществления программ по конкретным направлениям;
– формирование системы коммуникаций и открытой информационной среды;
– выделение ресурсов (финансовых, материально-технических и др.) для реализации программ и мероприятий» [19].
Рассматривая формирования организационной культуры вуза кроме перечисленных способов необходимо применять дополнительные, позволяющие как можно активнее включать в данный процесс обучающихся в нем студентов. Одним из таких способов, на наш взгляд является кураторская деятельность.
«Кураторская деятельность носит человекотворческий характер и направлена на процесс формирования высококультурной, гуманной и нравственной личности, становления студентов как истинных интеллигентов, накопления личностного социального и профессионального опыта, опыта взаимодействия в команде.» [20].
В настоящее время педагогическая наука рассматривает проблему повышения эффективности кураторской деятельности неотъемлемо от системы воспитания обучающихся с опорой на проверенные временем традиции отечественного и зарубежного образования.
Значение института кураторства, как одного из центральных элементов в системе вузовского воспитания раскрывается в работах многих авторов, в том числе З. С. Божонова [21], Т. А. Мирошиной [22], Е.Е. Сатистовой [23], Т.Т. Щелиной [24] затрагивая его организационные, корректирующие, коммуникативные и морально-этические стороны. Ряд исследователей упор в своих работах делают на рассмотрении данного направления с позиции исторического развития требований к личностной и педагогической культуре кураторства. Вопросами адаптации студентов к новой реальности пронизаны исследования А. Ю. Абрамова [25], А. Я. Васильевой [26], С. Г. Екимовой [27], Д. В. Ключниковой [28], Э. А. Ивановой [29] и др., подробно раскрывающие роль и задачи куратора в этом важном процессе, напрямую влияющим на успешность овладения выбранной профессией и развитие личностного потенциала у обучающихся.
Отмечая достаточно широкое и подробное раскрытие в науке рассмотренных выше процессов, мы в своей работе попытались обратить внимание на слабо изученную проблему влияния интегрирующей роли кураторства на формирование организационной культуры вуза.
С этой целью, на базе Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СИУ), нами было проведено соответствующее исследование. Исследование показало, что в СИУ кураторская деятельность ведется активно и творчески, она регламентирована соответствующим Положением о кураторстве, которое определяет порядок назначения, права и обязанности, а также основные направления работы куратора учебной группы. Основной целью работы куратора определено формирование в рамках учебной группы коллектива студентов с социально-активной гражданской позицией и ответственностью, стремящихся к освоению и развитию универсальных и профессиональных компетенций, общепринятых в российском обществе ценностей, способных организовать свою будущую профессиональную деятельность в соответствии с этими ценностями.
Исходя из заявленной цели, деятельность куратора не ограничивается лишь выполнением административных функций (контроль за успеваемостью и посещением, решение организационных вопросов, выстраивание образовательной траектории). Он также выполняет организационно-лидерские и информационно-коммуникативные функции. К организационно-лидерским относится: формирование благоприятного эмоционального климата в учебной группе, разрешение спорных и конфликтных ситуаций, вовлечение студентов в социальную активность, и др. Информационно-коммуникативные включают в себя обеспечение своевременного информирования студентов по вопросам обучения и оказание помощи в установлении эффективных коммуникаций.
Анализ целей и содержания данной деятельности позволяют сделать вывод о том, что функции организационной культуры и кураторства во многом совпадают (таблица 1).
Таблица 1 – Функции организационной культуры и кураторства
Источник: составлено авторами
Функция
|
Организационная культура
|
Кураторство
|
Охранная функция. Создание своеобразной защиты от негативных явлений
и тенденций извне
|
+
|
+
|
Регулирующая функция. Формирование неформальных, неписанных правил поведения,
последовательности выполнения работ, форм обмена информацией и т.д.
|
+
|
+
|
Интеграционная функция. Прививание определенной системы ценностей, создание
ощущения равенства, что позволяет каждому: лучше осознать цели вуза; сформировать
благоприятное впечатление о нем, ощутить себя членом единого коллектива
|
+
|
+
|
Познавательная. Дает возможность студенту возможность для лучшего понимания
себя, своих сильных сторон и точек роста, своего места в мире, в обществе, определения
своих ролей и статусов, участия в научных исследованиях
|
+
|
+
|
Ценностно-образующая. Происходит взаимное обогащение системы ценностей студентов
и понимания смысла жизни, благодаря обмену мнениями, и знакомству с различными
точками зрения и понимания данных вопросов
|
+
|
+
|
Коммуникационная. Усваивая общие ценности и нормы, учитывая требования
этики, студенты учатся эффективным способам коммуникации, выстраивают систему
взаимодействия и сотрудничества, нарабатывают навыки работы в команде
|
+
|
+
|
Функция адаптации. Облегчение адаптации студента (особенно абитуриента)
к вузу
|
+
|
+
|
Мотивирующая. Сам факт наличия высокой миссии, сплоченности и доброжелательности
в отношениях, интересные учебные и внеучебные мероприятия формирует имидж и репутацию
вуза, которые в значительной степени влияют на мотивацию студентов при выборе
вуза, будущей профессии, желания стать достойным членом профессионального сообщества
|
+
|
+
|
Образовательная и развивающая функция. Приращение навыков и знаний студентов, повышение престижа
выпускников на рынке труда, что ведет к развитию вуза в целом и формирование его
репутации
|
+
|
+
|
Для более подробного изучения взаимосвязи данных феноменов проведен анализ годовых планов и отчетов кураторов и анкетирование студентов, выявляющее значимость и важность для них тех или иных мероприятий, проводимых в рамках кураторской деятельности.
Анализ планов и отчетов кураторов показал, что в рамках реализации административной функции в течение учебного года кураторами проводятся такие стандартные мероприятия как знакомство с группой; обсуждение итогов и перспектив обучения в СИ; планирование совместной деятельности на текущий семестр, информирование студентов о работе библиотеки, спортивных секций СИУ и т.д.; информирование студентов о правилах внутреннего распорядка в институте; кураторские часы; контроль посещаемости занятий, текущей и семестровой успеваемости студентов группы; разъяснение стандартов работы института, анализ причин отставания отдельных студентов, помощь в решении жилищно-бытовых вопросов студентов; организация участия учебной группы в анкетировании и опросах, в т.ч. в оценке преподавателя глазами студента, проведение бесед в группе (о необходимости планирования и организации самостоятельной работы студента, об учебном режиме и научно-исследовательской деятельности студента, как работать с учебной и научной литературой, пользоваться библиографическим каталогом, как составлять конспект лекции, о правилах поведения во время проведения массовых мероприятий, об этике поведения в ВУЗе и др.)
Данные мероприятия формируют такие элементы организационной культуры как понимание и принятие миссии, целей вуза, усвоение формальных норм и правил, знание и соблюдение этических требований, умение пользоваться предоставляемыми ресурсами.
Организационно-лидерские и информационно-коммуникативные функции подразумевают большее разнообразие и индивидуальный подход кураторов в выборе мероприятий. В течение 2021-2022 учебного года реализованы такие виды активностей как организация участия учебной группы в совместной фотосессии и прогулки в парке с элементами командообразования; проведение мини-тренингов и деловых игр по тематике «Командообразование», «Лидерство»; проведение индивидуальных мини коуч-сессий; проведение внутригрупповых мероприятий: вечеров, праздничных дат, посещение театров, выставок и т.п.
Содержание данных мероприятий способствует формированию таких элементов организационной культуры вуза как благоприятный морально-психологический климат, сплоченность, традиции, ценностные установки.
Кроме мероприятий, разрабатываемых куратором для отдельной группы, в институте происходят глобальные, общеинститутские события, предполагающие участие как студентов, так и преподавателей, что представляет наибольший интерес и ценность, т.к. они формируют общий культурный контекст, ценностные установки и способствуют, кроме основных целей, лучшему пониманию и взаимодействию всех участников образовательного процесса.
Эти мероприятия также прямо или косвенно формируют организационную культуру, способствуют включению студентов в ее контекст.
Проанализируем, какие основные элементы организационной культуры различных уровней формируются в рамках каждого, проводимого в рамках кураторской деятельности крупного мероприятия (таблица 2).
Таблица 2 – Формирование ключевых элементов организационной культуры вуза в процессе реализации кураторской деятельности
Источник: составлено авторами
Мероприятия
|
Элементы организационной
культуры поверхностного уровня
|
Элементы организационной
культуры подповерхностного уровня
|
Элементы организационной
культуры глубинного уровня
|
Регулярные тематические встречи по различным
направленностям («Образовательные инициативы», «День науки» и др.)
|
Традиции Благоприятный имидж вуза (формальный способ формирования - публикация анонса и фотоотчета на сайте вуза, неформальный способ - «сарафанное радио») |
Участие в научной деятельности, инициативность
|
Ценностное отношение к образованию, научной
деятельности и к будущей профессии
|
Проведение культурно-массовых мероприятий
(Новый год, Масленица, Землячество и др.)
|
Командообразование, лояльность, благоприятный
климат
|
Ценность культурных традиций, сохранение
этнической идентичности
| |
Функционирование на постоянной основе
студенческой психологической службы "Точка опоры"
|
Отсутствие психологического напряжения,
разрешение конфликтов, благоприятный морально-психологического климат
|
Гармоничная личности
| |
Участие студентов и преподавателей в
общеинститутских субботниках
|
Командообразование, сплоченность, неписанные правила и нормы вуза |
Общечеловеческие ценности, бережное отношение
к вузу, городу, природе
| |
Участия студентов и преподавателе в Межвузовском
гражданско-патриотическом форуме «Новая реальность – новый взгляд»: Дискуссионная
площадка «Профилактика идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде»
|
Общегражданские ценности: патриотизм,
недопустимость терроризма, ценность человеческой жизни,
активная гражданская позиция | ||
Проведение акции «Свеча памяти»
|
|
Общегражданские ценности: патриотизм,
знание отечественной истории, уважение к подвигу Советского народа в Великой Отечественной
Войны, историческая память, связь поколений
| |
Кейс «Чемпионат для кураторов сиу РАНХиГС
-2023
|
Командообразование.
Благоприятные характеристики системы отношений: сплоченность, доверие, формирование общей идеи, ценностей института кураторства |
Ценность и интерес к данной деятельности
| |
Общеинститутский марафон «PRO СИУ»
|
Погружение первокурсников в экосистему
СИУ РАНХиГС;
формирование и укрепление традиций, чувства гордости и принадлежности к Президентской академии ознакомление с организационной структурой и организацией работы института; коллективообразование групп; ознакомление со спецификой выбранного направления подготовки/специальности; ознакомление с условиями обучения и требованиями к студентам; укрепление и развитие сообщества студентов, сотрудников и выпускников СИУ РАНХиГС |
Осознание ценности и интереса к образовательному
процессу
|
Таким образом, очевидно, что одна из основных задач кураторской деятельности – формирование организационной культуры и вовлечение в этот процесс студентов, что придает ей еще большую важность и значимость.
Следующим шагом исследовательской работы, проводимой на базе СИУ явилось анкетирование, проведенное в сентябре-октябре 2022 года. В анкетировании приняло участие 148 студентов (1-4 курса) очной формы обучения по направлениям подготовки «Управление персоналом», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Большую часть выборки (47%) составили студенты 1 курса. Выборка сплошная. Средний возраст участников исследования – 19 лет. Распределение по возрасту нормальное. По гендерному признаку 23% участников исследования – мужского пола, а 77% – женского пола. Распределение по гендерному признаку является типичным для данных направлений подготовки.
В целом кураторской деятельностью в вузе в полной мере удовлетворены 89 % респондентов. На вопрос, какие роли выполняет ваш куратор, ответы распределились следующим образом (возможны несколько вариантов ответов), рис. 1.
Рисунок 1 – Роли, выполняемые кураторами, по мнению студентов
Источник: составлено авторами
Из данных рисунка один можно сделать вывод, что абсолютное большинство кураторов (81%) выполняют роль организатора, основными задачами которого являются информационное сопровождение группы (информация о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т. д.), формирование внеучебной жизни группы с помощью мероприятий, участие в выборах старосты и актива группы, ответственность за межличностные конфликты в группе и их разрешение.
Также большая часть кураторов (78%) выполняют роль наставника, которая предполагает уже больший уровень доверия, включение студентов в культурный контекст вуза, в общественную жизнь, поддержка, оказание помощи в затруднительных ситуациях, помощь в выборе образовательной стратегии и дальнейшего профессионального развития.
37% респондентов в кураторе видят друга (это, как правило, кураторы из числа молодых преподавателей). Здесь присутствуют более неформальные отношения, студенты могут делиться своими секретами, обсуждать свою личную жизнь, куратор делится своим опытом, общается со студентами в большей степен по-приятельски. Он заинтересован в жизни студенческой группы, старается участвовать во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы.
Роль психолога выполняют кураторы по мнению 28 % опрошенных. Куратор принимает активное участие в решении личных проблем студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он много времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает близкие контакты.
Только 15% студентов считают, что куратор играет роль контролера, то есть выполняет в основном контролирующую функцию, причем, выполняет ее формально, не включаясь в интересы студенческой группы и не проявляя личной заинтересованности.
Таким образом, абсолютное число кураторов подходят к выполнению своих задач осознанно и ответственно, оказывая студента информационную, организационную, психологическую, а порой даже дружескую поддержку.
Что касается включения куратором студентов в организационную культуру вуза, получены следующие результаты.
Знакомство с миссией, целями, ценностями вуза организовано куратором по мнению 67% опрошенных студентов. Информирование о нормах и правилах (как формальных, так и неформальных) получили 76% респондентов. Представление об имидже, дресс-коде, корпоративной символике сформировано у 54% участников опроса. Участие в организационных традициях, а также в их создании принимали 80% студентов. Формирование командного духа, благоприятного психологического климата, выстраивание системы внутригрупповых отношений и включение группы в общевузовскую систему отношений отметили 62% респондентов (рис.2).
Рисунок 2 – Включение куратором студентов в организационную культуру вуза, по мнению студентов
Источник: составлено авторами
Таким образом, процессы формирования и развития организационной культуры и кураторской деятельности тесно переплетены, кураторы как прямо, так и косвенно знакомят студентов с миссией, целями, ценностями вуза, нормами и правилами, традициями, системой отношений, формируют благоприятный морально-психологический климат, командность, а также ценностное отношение к будущей профессии.
Заключение.
Организационная культура вуза представляет собой более сложный феномен в сравнении с организациями, не относящимися к образовательной сфере. Это связано с тем, что структура носителей культуры более сложная и динамичная, так как в нее входят студенты, состав которых ежегодно меняется. Более того, в вузе закладываются основы организационной культуры, которые в дальнейшем будут определять отношение выпускников к будущей профессии: представление о её престижности, важности и значимости для социума общественной миссии, формировать основные профессиональные нормы и ценности.
Одним из способов формирования организационной культуры вуза, вовлечения в данный процесс студентов является кураторская деятельность, основной целью которой является оказание студентам социально-психологической и педагогической поддержки в решении наиболее актуальных вопросов, связанных с их учебной деятельностью и включенности студентов во внеучебную деятельность.
Исследование, проведенное в Сибирском институте управления показало, что в институте активно ведется кураторская деятельность, регламентируемая Положением о кураторстве. Кураторы выполняют административные, организационно-лидерские и информационно-коммуникативные функции, содержание которых во многом пересекается с функциями организационной культуры и организуют участие студентов как во внутригрупповых, так и в общевузовских мероприятиях, содержание которых также формирует элементы организационной культуры поверхностного, подповерхностного и глубинного уровней.
Абсолютное большинство студентов вуза в полной мере удовлетворены деятельностью кураторов, которые, по мнению респондентов, в большей части выполняют роли организатора, наставника и психолога, т.е. помогают адаптироваться, обеспечивают информационное, организационное, психологическое сопровождение, а в отдельных случаях даже оказывают товарищескую поддержку.
Кураторы в процессе взаимодействия со студентами знакомят их со сложившейся культурой вуза, с ее ключевыми элементами, а также привлекают обучающихся к процессу ее формирования и развития.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что институт кураторства играет значимую роль в формировании организационной культуры в вузе. Работа кураторов позволяет включить в культурный контекст вуза такую многочисленную и значимую субкультуру, как студенты, что в свою очередь, влечет за собой создание особой социокультурной среды и условий, необходимых для всестороннего развития личности и, соответственно, определенных изменений в оценке качества подготовки выпускников.
References:
Abramov A. Yu., Zolotareva V. V. (2014). Sistema kuratorstva i ee rol v adaptatsii studentov pervogo kursa k protsessu obucheniya v vuze [The mentoring system and its role in the adaptation of first-year students to the process of learning in high school] Pedagogy and psychology in the 21st century: current state and research trends. 6–12. (in Russian).
Alpatova O. B., Sandryukova E. A. (2017). Problemy instituta kuratorstva v uchebnyh gruppakh vysshikh uchebnyh zavedeniy Rossiyskoy Federatsii [Problems of the Institute of Mentoring in Groups of Higher Education Institutions of the Russian Federation]. Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. (3). 3-5. (in Russian).
Bazarov T.Yu. (2000). Sotsialno-psikhologicheskie metody i tekhnologii upravleniya personalom organizatsii [Socio-psychological methods and technologies of personnel management] (in Russian).
Belyaev A. (2007). Korporativnaya kultura universiteta: ot teorii k praktike [University Corporate Culture: From Theory to Practice]. Higher education in Russia. (11). 62–64. (in Russian).
Bogdan N. N., Masilova M. G., Parfenova I. Yu. (2014). Organizatsionnaya kultura vuza: teoriya, issledovanie, praktika [Organizational Culture of Higher Education Institutions: Theory, Research, Practice] (in Russian).
Bozhonov Z. S. (2016). Sistema kuratorstva i ee rol v vospitanii studencheskoy molodezhi [The mentoring system and its role in the education of students]. Current problems of the humanities and natural sciences. (6). 14–17. (in Russian).
Ekimova S. G. (2017). Kuratorstvo kak odna iz form uchebno-vospitatelnoy raboty v vuze [Mentoring as a form of educational work at the university]. «Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education». (2). 105. (in Russian).
Elvesson M. (2005). Organizatsionnaya kultura [Organizational culture] (in Russian).
Groshev I., Emelyanov P., Yurev V. (2022). Organizatsionnaya kultura [Organizational culture] (in Russian).
Ivanova E. A. (2016). Rol kuratora v sotsialnoy adaptatsii pervokursnikov [The role of the mentor in the social adaptation of first-year students]. Teoriya i praktika sovremennogo professionalnogo obrazovaniya. (1). 197–200. (in Russian).
Khofstede G. (2014). Model Khofstede v kontekste: parametry kolichestvennoy kharakteristiki kultur [Dimensionalizing cultures: the Hofstede model in context]. Yazyk, kommunikatsiya i sotsialnaya sreda. (12). 9-49. (in Russian).
Klyuchnikova D. V., Grebenschikov A. V., Vasilenko L. I. (2016). Rol kuratora uchebnoy gruppy pri adaptatsii pervokursnika v vuze [The role of the curator of the study group in the adaptation of freshman in higher educational establishment]. International Research Journal. (5–4). 58–59. (in Russian).
Lenkov R. V., Borovlyova E. I. (2013). Korporativnaya kultura kak faktor effektivnosti vuza [Corporate culture as factor of effectiveness of higher education institution]. Vestnik evraziyskoy nauki. (5 (18)). 4. (in Russian).
Mandel B. R. (2013). Kuratorstvo: poiski smysla i opravdaniya [Supervision: the search for meaning and justification]. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. (4 (12)). 29-36. (in Russian).
Mikhaylova E. O., Kulikov S. P., Novikov S. V. (2019). K voprosu o realizatsii vospitatelnoy raboty v obrazovatelnyh uchrezhdeniyakh vysshego obrazovaniya [On the implementation of educational work in educational institutions of higher education]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. (12). 37-40. (in Russian).
Miroshina T. A. (2016). Kuratorstvo kak odna iz form vospitatelnoy raboty so studentami vuza [Mentoring as a form of educational work with university students] Current problems of modern education. 47–50. (in Russian).
Mogutnova N. N. (2007). Korporativnaya kultura: ideal i realnost [Corporate culture: ideal and reality]. Vestnik RGGU. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie». (2-3). 234-244. (in Russian).
Parfenova I.Yu. (2011). Osobennosti organizatsionnoy kultury v organizatsiyakh razlichnyh sfer deyatelnosti i form sobstvennosti [Peculiarities of organizational culture in organizations of different spheres of activity and forms of ownership] Social interactions in a transitive society. 274-284. (in Russian).
Parfenova I.Yu. (2014). Realizatsiya institutsionalnyh i organizatsionnyh printsipov v upravlenii vuzami [Implementation of institutional and organizational principles in university management] (in Russian).
Satistova E. E., Kalinina T. V., Schelina T. T. (2016). Kurator v vospitatelnoy sisteme sovremennogo vuza [Mentor in the educational system of a modern university] Social Pedagogy in Contemporary Social Practices. 379–384. (in Russian).
Schelina T. T. (2014). Akademicheskoe kuratorstvo v innovatsionnom vuze: psikhologicheskaya obosnovannost i pedagogicheskaya tselesoobraznost [Academic supervision in an innovative university: psychological validity and teaching effectiveness]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (4 (36)). 248–255. (in Russian).
Serdyuk I. I. (2020). Metody formirovaniya organizatsionnoy kultury [Methods of shaping organizational culture] Economics and Management: Key Problems and Development Prospects. 258-261. (in Russian).
Sheyn E. G. (2008). Organizatsionnaya kultura i liderstvo [Organizational Culture and Leadership] (in Russian).
Sivtseva I. A. (2008). Tseli i tsennosti obrazovaniya v sovremennyh usloviyakh [The Goals and Values of Education in the Modern Environment]. Siberian Pedagogical Journal. (5). 263-270. (in Russian).
Solomanidina T. O. (2019). Organizatsionnaya kultura kompanii i ee vliyanie na formirovanie motivatsionnoy sistemy [Organizational culture as a personnel motivation management factor]. Rationing and remuneration of labor in industry. (9). 65-73. (in Russian).
Vasileva A. Ya., Lukina T. N. (2016). Rol kuratora v vospitanii studentov v adaptatsionnyy period [The role of the mentor in the education of students during the adaptation period]. Pedagogicheskiy opyt : teoriya, metodika, praktika. (2). 42–43. (in Russian).
Volkova I. V. (2014). Optimizatsiya kuratorskoy deyatelnosti kak sredstvo dostizheniya sovremennogo kachestva vospitatelnoy sistemy vuza [Optimization of curatorial activity as means to achieve modern quality of higher school educational system]. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal. 249-253. (in Russian).
Yablonskene N. L. (2006). Korporativnaya kultura sovremennogo universiteta [Corporate culture of the modern university]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (2). 7-25. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 17:12:02