Формирование системы этики управления, направленной на развитие организационной культуры промышленного предприятия

Гуськова Н.Д., Малясова М.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (83), Ноябрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034628
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Развитие организационной культуры промышленных предприятий должно базироваться на системе этики управления. В статье рассматриваются составляющие данной системы: социальная ответственность, этические нормы и элементы организационной культуры.

Ключевые слова: лидерство, организационная культура, развитие, сотрудники, критерии, нормы, система этики управления, традиции, поведение



Динамика внешней среды и необходимость реализации стратегических целей организаций повышают требования к компетентности и личностным качествам сотрудников, а также диктуют необходимость развития организационной культуры. На уровне предприятия развитие организационной культуры обусловлено поддержанием ее организационных ценностей, которые в настоящее время должны базироваться на рекомендациях стандарта «Социальной ответственности 8000» (SA 8000: 2008).

Развитие организационной культуры

За результат развития организационной культуры промышленного предприятия нами принимается соотношение организационных ценностей работников (солидарность с коллегами, удовлетворенность заработной платой, выполнение правил трудового распорядка и пр.) и параметров организационной культуры (дистанцию власти, коллективизм, избежание неопределенности и пр.), направленные на реализацию целей развития предприятия. Результат трудовой деятельности работника промышленного предприятия нами рассматривается не только как последовательная реализация трудовых функций, но также как нравственная и психологическая направленность индивида, выполнение общечеловеческих этических норм. В связи с этим организационная культура оказывает влияние на качество труда работников, морально-психологический климат в коллективе, результативность и доходность предприятия. [2].

Особенности стандарта SA 8000: 2008

Формирование системы этики управления (СЭУ) как одного из направлений развития организационной культуры является трудоемким процессом. С этой целью нами предложена реализация стандарта «Социальной ответственности 8000» (SA 8000: 2008). Подтверждением применения стандарта является сертификат соответствия, который может быть выдан различными российскими компаниями (ООО «Русский Регистр», ООО «Олимп», ООО «Институт систем качества», ООО «Качественные решения» и пр.).

Основной целью формирования СЭУ, построенной на единых этических принципах управления на основе стандарта SA 8000: 2008 является разработка практической методики применения стандарта для повышения эффективности деятельности предприятия.

Стандарт SA 8000:2008 был разработан Social Accountability International (SAI) – Международной организацией по социальной ответственности, штаб квартира которой находится в г. Нью-Йорк, США. Данный стандарт основан на принципах конвенции Международной организации труда (МОТ), Декларации о всеобщих правах человека и правах детей. Его требования направлены на обеспечение защиты, уважительного отношения к коллективу, формированию безопасности работников, а также исключение случаев нарушения прав человека в процессе выполнения трудовых функций.

Основными принципами стандарта «Социальной ответственности» являются: подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение верховенства закона, соблюдение международных норм поведения, соблюдение прав человека [6].

Системаэтики управления на основе стандарта SА 8000, направленная на развитие организационной культуры способствует:

– приведению системы социальных и этических норм к виду, удобному для иностранных партнеров;

– упрощению и повышению эффективности методов мотивации сотрудников;

– использованию организационных обычаев и символики для поддержания имиджа организации;

– совершенствованию стиля управления организационной культурой;

– использованию властных полномочий сотрудников регламентируемыми документами, разработанными специально для данной организации.

В стандарте не обозначены прямые и косвенные показатели результатов внедрения и использования стандарта. Поэтому, будем считать, что данные показатели можно получить при проведении самооценки деятельности организации: личное участие каждого сотрудника, применение эффективной системы мотивации, поощрение инициативы, разработка стратегии управления, формирование стратегического видения, реализация кадровой политики и пр.

Количественные и качественные изменения указанных показателей будут свидетельствовать о структурных сдвигах в системе этике управления предприятия [4].

Этапы формирования системы этики управления

Этапы формирования СЭУ охватывают подготовительную стадию, стадию предварительной организационной работы и стадию основной работы по формированию СЭУ(таблица 1).

Таблица1

Этапы формирования системы этики управления на промышленном предприятии

Наименование этапа
План действий
Результат
Подготовительный
1.1 Обсуждение системы этики управления
1.2 Формирование целей СЭУ
Определение элементов СЭУ
Предварительная организационная работа
2.1 Выбор комитета по этике управления и назначение председателя
2.2 Формирование целей и определение направлений работы комитета
Разработка плана мероприятий по проведению сертификации организационной культуры
Основная работа по формированию СЭУ
3.1 Подготовка персонала
3.2 Диагностика организационной культуры
3.3 Выявление и устранение негативных отклонений от хода реализации мероприятий
Документальное оформление политики в области этике в форме внутреннего локального акта предприятия
Сертификация СЭУ
4.1 Подача декларации-заявки в организацию по сертификации
4.2 Проведение сертификационного аудита
Заключение соглашения об использовании сертификата, получение соответствия требованиям SA 8000 с аккредитацией SAАS

Подготовительный этап внедрения стандарта социальных и этических норм SA 8000 и формирования системы этики управления (СЭУ) начинается с обсуждения ее целесообразности. В первую очередь, необходимо определить цели формирования данной системы (таблица 2).

Таблица 2

Цели формирования системы этики управления

Цели формирования
системы этики
управления
Сущность
Значимость для развития организационной
культуры
Социальное управление организационной культурой
Использование базовых инструментов социологии и психологии
Позволяет контролировать поведение членов коллектива
Решение конфликтных ситуаций в короткие сроки
Выявление первопричин конфликтов в коллективе
Повышает «иммунитет» организационной культуры, делает ее независимой от воздействий различного рода
Стремление к совершенствованию
Выявление факторов, способствующих развитию управления организационной культуры
Повышение профессионализма в управлении организационной культурой

Этап предварительной организационной работы по внедрению стандарта SA 8000 в практику организационной культуры и повышение ее влияния на эффективность деятельности предприятия можно рассмотреть как последовательность реализации следующих действий:

  • Выбор комитета по этике управления и назначение председателя.
  • Полагаем, что комитет по этике управления составляют руководители высшего уровня управления, а также члены совета директоров (таблица 3).

    Таблица 3

    Рекомендации по формированию комитета по этике

    Должностные
    единицы
    Направления работы в комитете
    Начальник отдела кадров
    Ознакомление сотрудников с СЭУ, ведение документооборота
    Заместитель директора по социальным вопросам
    Разработка методов укрепления этических норм, формирование политики в области этики
    Финансовый директор
    Распределение финансовых потоков

    Основные функции председателя по этике управления состоят в контроле за выполнением этических целей, обеспечении условий для соблюдения политики в области этики по вопросам организационной культуры и др. При этом компетентными и личностными характеристиками, способствующими выбору председателя по этике, являются добровольность, его коммуникабельность, знание организационной культуры.

    При формировании целей и направлений работы комитета по этике управления необходимо уделить внимание возможным кризисным ситуациям. Выявление причин их возникновения и формирование резервных мер по их устранению, являются одной из важнейших задач в деятельности данного комитет.

    Третий этап заключается в проведении основной работы по внедрению стандарта. Подготовка сотрудников предприятий на этом этапе осуществляется для того, чтобы организационные цели трансформировались в индивидуальные цели работников. При этом, важное значение имеет личный пример руководителя, проведение собрания сотрудников и организация неформальных мероприятий.

    Результатом этого этапа по формированию СЭУ является документальное оформление политики в области этики.

    На последнем, заключительном этапе предприятием осуществляется подача декларации-заявки в организацию по сертификации.

    При проведении сертификационного аудита осуществляется выезд комиссии аудиторов на предприятие для проверки на месте выполнения требований стандарта. По результатам данной проверки составляется акт и принимается решение о возможной выдачи сертификата и заключение соглашения об использовании стандарта.

    Составляющие системы этики управления

    Фундаментальными принципами, на которых, по нашему мнению, должна базироваться система этики управления являются целенаправленность, гибкость, комплексность, результативность.

    В общем виде элементы, составляющие систему этики управления, определяются самой организационной культурой промышленных предприятий. В таблице 4 представлены составляющие системы этики, выявленные при проведении самооценки и построении модели Т.Конти.

    Таблица 4

    Составляющие СЭУ для промышленных предприятий

    Составляющие
    модели Т.Конти
    Элементы
    организационной культуры
    Значимость
    в системе этики управления
    Лидерство
    Организационная символика
    Определяет оформление системы
    Сотрудники
    Организационные
    ритуалы и обычаи
    Способствует проведению взаимозависимостей между отдельными элементами системы
    Стратегия
    Философия и идеология управления
    Позволяет организовать категориальный аппарат
    Организационная архитектура
    Коммуникации
    Обеспечивают коммуникационное обеспечение системы
    Прочие ресурсы
    Язык общения сотрудников
    Уменьшает помехи в коммуникационном процессе; выступает источником финансирования системы

    Для преодоления сопротивления со стороны персонала необходимо иметь «резерв» устранения отмеченных выше сопротивлений. Наиболее эффективными мерами в условиях экономии времени и финансовых средств, на наш взгляд, является предоставление своевременной и полной информации сотрудникам и привлечение их к участию [1].

    Применение системного подхода при формировании СЭУ позволяет выделить ее составляющие, представленные на рис.1.

    Входящими параметрами в данную систему служат психологические и социальные установки коллектива (необходимость межличностного общения). На выходе данной системы определяется степень удовлетворенности сотрудников.

    2014-09-16 12-25-12 Скриншот экрана

    Элементами СЭУ являются составляющие модели Т.Конти: лидерство, стратегия, сотрудники, организационная архитектура и прочие ресурсы. Проведенная для их определения самооценка организационной культуры позволяет изменять и совершенствовать систему этики управления.

    Объединяющим элементом в рассматриваемой системе выступает социальная ответственность руководства. Это означает, что действия по развитию организационной культуры в рамках системы этики управления выходят за рамки минимальных законодательных требований и придерживаются организационных ценностей, определяют потребности коллектива. Это способствует формированию социальной ответственности в области организационной культуры, развитию этических норм и трудовых отношений, имеющих место на предприятии.


    Источники:

    1 Грошев И. В., Краснослободцев А. А. Организационная культура: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. – 535 с.
    2 Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник. – СПб.: Питер, – 2013. – 656 с.
    3 Забродин В. Ю. Социальная ответственность бизнеса и социальный контроль // Креативная экономика. — 2013. — № 3 (75). — c. 108-114. — http://www.creativeconomy.ru/articles/28229
    4 Конти Т. Самооценка в организациях: Пер. с анг. / Науч. Ред. В.А. Лапидус и М.Е.Серов. М.: РИА «Стандарты и качество», – 2000. – 328 с.
    5 Кучин С.П. Влияние принципов организационной культуры предприятия и ценностных ориентаций общества на развитие социально-культурной сферы // Креативная экономика. — 2012. — № 8 (68). — c. 114-121. — http://www.creativeconomy.ru/articles/24511/
    6 Рамазанов А. Концепция социальной ответственности // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 12. – с. 38 – 46.
    7 Шейн Э. Организационная культура и лидерство. 4-е издание, пер. с англ. – Спб.: Питер, – 2013. – 352 с

    Страница обновлена: 23.09.2024 в 08:31:57