Формирование системы этики управления, направленной на развитие организационной культуры промышленного предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (83), Ноябрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034628
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Развитие организационной культуры промышленных предприятий должно базироваться на системе этики управления. В статье рассматриваются составляющие данной системы: социальная ответственность, этические нормы и элементы организационной культуры.
Ключевые слова: лидерство, организационная культура, развитие, сотрудники, критерии, нормы, система этики управления, традиции, поведение
Динамика внешней среды и необходимость реализации стратегических целей организаций повышают требования к компетентности и личностным качествам сотрудников, а также диктуют необходимость развития организационной культуры. На уровне предприятия развитие организационной культуры обусловлено поддержанием ее организационных ценностей, которые в настоящее время должны базироваться на рекомендациях стандарта «Социальной ответственности 8000» (SA 8000: 2008).
Развитие организационной культуры
За результат развития организационной культуры промышленного предприятия нами принимается соотношение организационных ценностей работников (солидарность с коллегами, удовлетворенность заработной платой, выполнение правил трудового распорядка и пр.) и параметров организационной культуры (дистанцию власти, коллективизм, избежание неопределенности и пр.), направленные на реализацию целей развития предприятия. Результат трудовой деятельности работника промышленного предприятия нами рассматривается не только как последовательная реализация трудовых функций, но также как нравственная и психологическая направленность индивида, выполнение общечеловеческих этических норм. В связи с этим организационная культура оказывает влияние на качество труда работников, морально-психологический климат в коллективе, результативность и доходность предприятия. [2].
Особенности стандарта SA 8000: 2008
Формирование системы этики управления (СЭУ) как одного из направлений развития организационной культуры является трудоемким процессом. С этой целью нами предложена реализация стандарта «Социальной ответственности 8000» (SA 8000: 2008). Подтверждением применения стандарта является сертификат соответствия, который может быть выдан различными российскими компаниями (ООО «Русский Регистр», ООО «Олимп», ООО «Институт систем качества», ООО «Качественные решения» и пр.).
Основной целью формирования СЭУ, построенной на единых этических принципах управления на основе стандарта SA 8000: 2008 является разработка практической методики применения стандарта для повышения эффективности деятельности предприятия.
Стандарт SA 8000:2008 был разработан Social Accountability International (SAI) – Международной организацией по социальной ответственности, штаб квартира которой находится в г. Нью-Йорк, США. Данный стандарт основан на принципах конвенции Международной организации труда (МОТ), Декларации о всеобщих правах человека и правах детей. Его требования направлены на обеспечение защиты, уважительного отношения к коллективу, формированию безопасности работников, а также исключение случаев нарушения прав человека в процессе выполнения трудовых функций.
Основными принципами стандарта «Социальной ответственности» являются: подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение верховенства закона, соблюдение международных норм поведения, соблюдение прав человека [6].
Системаэтики управления на основе стандарта SА 8000, направленная на развитие организационной культуры способствует:
– приведению системы социальных и этических норм к виду, удобному для иностранных партнеров;
– упрощению и повышению эффективности методов мотивации сотрудников;
– использованию организационных обычаев и символики для поддержания имиджа организации;
– совершенствованию стиля управления организационной культурой;
– использованию властных полномочий сотрудников регламентируемыми документами, разработанными специально для данной организации.
В стандарте не обозначены прямые и косвенные показатели результатов внедрения и использования стандарта. Поэтому, будем считать, что данные показатели можно получить при проведении самооценки деятельности организации: личное участие каждого сотрудника, применение эффективной системы мотивации, поощрение инициативы, разработка стратегии управления, формирование стратегического видения, реализация кадровой политики и пр.
Количественные и качественные изменения указанных показателей будут свидетельствовать о структурных сдвигах в системе этике управления предприятия [4].
Этапы формирования системы этики управления
Этапы формирования СЭУ охватывают подготовительную стадию, стадию предварительной организационной работы и стадию основной работы по формированию СЭУ(таблица 1).
Таблица1
Этапы формирования системы этики управления на промышленном предприятии
Наименование этапа
|
План действий
|
Результат
|
Подготовительный
|
1.1 Обсуждение системы этики управления
1.2 Формирование целей СЭУ |
Определение элементов СЭУ
|
Предварительная организационная работа
|
2.1 Выбор комитета по этике управления и назначение председателя
2.2 Формирование целей и определение направлений работы комитета |
Разработка плана мероприятий по проведению сертификации организационной культуры
|
Основная работа по формированию СЭУ
|
3.1 Подготовка персонала
3.2 Диагностика организационной культуры 3.3 Выявление и устранение негативных отклонений от хода реализации мероприятий |
Документальное оформление политики в области этике в форме внутреннего локального акта предприятия
|
Сертификация СЭУ
|
4.1 Подача декларации-заявки в организацию по сертификации
4.2 Проведение сертификационного аудита |
Заключение соглашения об использовании сертификата, получение соответствия требованиям SA 8000 с аккредитацией SAАS
|
Подготовительный этап внедрения стандарта социальных и этических норм SA 8000 и формирования системы этики управления (СЭУ) начинается с обсуждения ее целесообразности. В первую очередь, необходимо определить цели формирования данной системы (таблица 2).
Таблица 2
Цели формирования системы этики управления
Цели формирования
системы этики управления |
Сущность
|
Значимость для развития организационной
культуры |
Социальное управление организационной культурой
|
Использование базовых инструментов социологии и психологии
|
Позволяет контролировать поведение членов коллектива
|
Решение конфликтных ситуаций в короткие сроки
|
Выявление первопричин конфликтов в коллективе
|
Повышает «иммунитет» организационной культуры, делает ее независимой от воздействий различного рода
|
Стремление к совершенствованию
|
Выявление факторов, способствующих развитию управления организационной культуры
|
Повышение профессионализма в управлении организационной культурой
|
Этап предварительной организационной работы по внедрению стандарта SA 8000 в практику организационной культуры и повышение ее влияния на эффективность деятельности предприятия можно рассмотреть как последовательность реализации следующих действий:
Таблица 3
Рекомендации по формированию комитета по этике
Должностные
единицы |
Направления работы в комитете
|
Начальник отдела кадров
|
Ознакомление сотрудников с СЭУ, ведение документооборота
|
Заместитель директора по социальным вопросам
|
Разработка методов укрепления этических норм, формирование политики в области этики
|
Финансовый директор
|
Распределение финансовых потоков
|
Основные функции председателя по этике управления состоят в контроле за выполнением этических целей, обеспечении условий для соблюдения политики в области этики по вопросам организационной культуры и др. При этом компетентными и личностными характеристиками, способствующими выбору председателя по этике, являются добровольность, его коммуникабельность, знание организационной культуры.
При формировании целей и направлений работы комитета по этике управления необходимо уделить внимание возможным кризисным ситуациям. Выявление причин их возникновения и формирование резервных мер по их устранению, являются одной из важнейших задач в деятельности данного комитет.
Третий этап заключается в проведении основной работы по внедрению стандарта. Подготовка сотрудников предприятий на этом этапе осуществляется для того, чтобы организационные цели трансформировались в индивидуальные цели работников. При этом, важное значение имеет личный пример руководителя, проведение собрания сотрудников и организация неформальных мероприятий.
Результатом этого этапа по формированию СЭУ является документальное оформление политики в области этики.
На последнем, заключительном этапе предприятием осуществляется подача декларации-заявки в организацию по сертификации.
При проведении сертификационного аудита осуществляется выезд комиссии аудиторов на предприятие для проверки на месте выполнения требований стандарта. По результатам данной проверки составляется акт и принимается решение о возможной выдачи сертификата и заключение соглашения об использовании стандарта.
Составляющие системы этики управления
Фундаментальными принципами, на которых, по нашему мнению, должна базироваться система этики управления являются целенаправленность, гибкость, комплексность, результативность.
В общем виде элементы, составляющие систему этики управления, определяются самой организационной культурой промышленных предприятий. В таблице 4 представлены составляющие системы этики, выявленные при проведении самооценки и построении модели Т.Конти.
Таблица 4
Составляющие СЭУ для промышленных предприятий
Составляющие
модели Т.Конти |
Элементы
организационной культуры |
Значимость
в системе этики управления |
Лидерство
|
Организационная символика
|
Определяет оформление системы
|
Сотрудники
|
Организационные
ритуалы и обычаи |
Способствует проведению взаимозависимостей между отдельными элементами системы
|
Стратегия
|
Философия и идеология управления
|
Позволяет организовать категориальный аппарат
|
Организационная архитектура
|
Коммуникации
|
Обеспечивают коммуникационное обеспечение системы
|
Прочие ресурсы
|
Язык общения сотрудников
|
Уменьшает помехи в коммуникационном процессе; выступает источником финансирования системы
|
Для преодоления сопротивления со стороны персонала необходимо иметь «резерв» устранения отмеченных выше сопротивлений. Наиболее эффективными мерами в условиях экономии времени и финансовых средств, на наш взгляд, является предоставление своевременной и полной информации сотрудникам и привлечение их к участию [1].
Применение системного подхода при формировании СЭУ позволяет выделить ее составляющие, представленные на рис.1.
Входящими параметрами в данную систему служат психологические и социальные установки коллектива (необходимость межличностного общения). На выходе данной системы определяется степень удовлетворенности сотрудников.
Элементами СЭУ являются составляющие модели Т.Конти: лидерство, стратегия, сотрудники, организационная архитектура и прочие ресурсы. Проведенная для их определения самооценка организационной культуры позволяет изменять и совершенствовать систему этики управления.
Объединяющим элементом в рассматриваемой системе выступает социальная ответственность руководства. Это означает, что действия по развитию организационной культуры в рамках системы этики управления выходят за рамки минимальных законодательных требований и придерживаются организационных ценностей, определяют потребности коллектива. Это способствует формированию социальной ответственности в области организационной культуры, развитию этических норм и трудовых отношений, имеющих место на предприятии.
Источники:
2 Дафт Р.Л. Менеджмент: учебник. – СПб.: Питер, – 2013. – 656 с.
3 Забродин В. Ю. Социальная ответственность бизнеса и социальный контроль // Креативная экономика. — 2013. — № 3 (75). — c. 108-114. — http://www.creativeconomy.ru/articles/28229
4 Конти Т. Самооценка в организациях: Пер. с анг. / Науч. Ред. В.А. Лапидус и М.Е.Серов. М.: РИА «Стандарты и качество», – 2000. – 328 с.
5 Кучин С.П. Влияние принципов организационной культуры предприятия и ценностных ориентаций общества на развитие социально-культурной сферы // Креативная экономика. — 2012. — № 8 (68). — c. 114-121. — http://www.creativeconomy.ru/articles/24511/
6 Рамазанов А. Концепция социальной ответственности // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 12. – с. 38 – 46.
7 Шейн Э. Организационная культура и лидерство. 4-е издание, пер. с англ. – Спб.: Питер, – 2013. – 352 с
Страница обновлена: 23.09.2024 в 08:31:57