Воздействие различных факторов на инновационное развитие вуза
Кехян М.Г.1,2
1 Саратовский государственный технический университет
2 имени Гагарина Ю.А.
Скачать PDF | Загрузок: 31 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25867993
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена выявлению и анализу факторов, оказывающих влияние на инновационное развитие высшего учебного заведения. В условиях возрастающей конкуренции на национальном и международном рынках образовательных услуг отмечается необходимость активного стимулирования развития инновационных процессов в вузах. Инновационное развитие высших учебных заведений рассматривается в качестве одного из важнейших системных факторов обеспечения конкурентоспособности и экономического роста высшего профессионального образования. Обоснована необходимость выявления новых факторов и их тщательного анализа в целях формирования эффективной стратегии инновационного развития вуза.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие, высшее учебное заведение, факторы
Инновационное развитие высшего учебного заведения зависит от системного взаимодействия комплекса условий и факторов, которые ускоряют инновационный процесс, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и заканчивая массовым производством инновационного продукта или применением инновационной технологии.
Исследование инновационного развития высшего учебного заведения предполагает необходимость изучения многообразия факторов и направление их влияния на инновационную деятельность вуза. Следует отметить, что от эффективного управления факторами во многом зависит эффективность инновационного развития, поэтому отсутствие четкой и научно-обоснованной системы факторов снижает результативность разработки и реализации инновационной стратегии вуза.
Факторами инновационного развития выступают как условия, причина или параметр, поддающиеся или неподдающиеся воздействию и управлению со стороны вуза, оказывающие влияние на характер и интенсивность инновационного развития вуза, а также учитываемые при разработке инновационной стратегии. Классификация факторов по источникам происхождения заслуживает наибольшего внимания с точки зрения системного подхода. В процессе исследования инновационной деятельности высшего учебного заведения следует учитывать внешние и внутренние факторы инновационного развития. Целостное представление об инновационной среде высшего учебного заведения можно отразить с помощью следующей схемы (рисунок 1):
Рисунок 1 Инновационная среда высшего учебного заведения
Составлено автором
К внешним факторам инновационного развития вуза относятся те силы и факторы, которые непосредственно участвуют в организации инновационной деятельности вуза и обеспечивают ее гармоничность и эффективность. Важнейшей особенностью внешних факторов инновационного развития являются меняющиеся характеристики и свойства внешней среды под воздействием различных факторов. Данное свойство внешней среды оказывает позитивное воздействие на деятельность вуза и способствует его инновационному развитию. В свою очередь, отсутствие необходимых изменений окружающей внешней среды негативно действует на образовательное учреждение и замедляет его инновационное развитие. На наш взгляд, к внешним факторам инновационного развития следует отнести:
- взаимодействие вуза с муниципальными, региональными и федеральными органами власти;
- взаимодействие вуза с промышленными организациями;
- кооперация с другими вузами и научными организациями региона, страны и мира в целом;
- взаимодействие с молодежью и вовлечение ее в инновационную деятельность.
Сотрудничество вузов с органами власти реализуется через выстраивание долгосрочных партнерских отношений и стимулирование участия вузов в решении муниципальных, региональных и федеральных задач. Взаимодействие с остальными партнерами также создают благоприятные условия для разработки и внедрения инноваций в развитие отдельного региона и страны в целом. Укрепление сотрудничества способствуют взаимовыгодному использованию результатов научных исследований и ноу-хау.
Однако, кроме вышеперечисленных, необходимо выделить факторы внешней инновационной макросреды. К ним относят совокупность условий, к которым вуз должен адаптироваться, именно поэтому их необходимо учитывать в обязательном порядке при осуществлении инновационной деятельности высшего учебного заведения. Целесообразно классифицировать факторы внешней среды с помощью проведения классического PEST-анализа, то есть анализа политических, экономических, социальных и технологических факторов [4]. Из общего набора этих факторов произведем выборку тех, которые напрямую оказывают влияние на инновационное развитие вуза. Кроме того, на наш взгляд необходимо дополнить традиционные группы факторов факторами инновационной инфраструктуры, поскольку степень развитости инфраструктуры оказывает существенное влияние на инновационную активность вуза; информационными факторами, ввиду изменения роли знаний и информации в условиях инновационной экономики; глобальными факторами, поскольку производители образовательных услуг должны адаптироваться к изменениям, происходящим в настоящее время в мировом экономическом пространстве, а именно к глобализационным и интеграционным процессам национальных экономик, которые предъявляют определенные требования к уровню подготовки квалифицированной рабочей силы. В состав внешних факторов университета включаются силы общерыночного действия, не подвластные контролю со стороны отдельного образовательного учреждения. Как правило, большинство из нижеперечисленных факторов внешней инновационной среды одинаково воздействуют на все учебные заведения страны, поэтому их исследование необходимо для выявления реальных и потенциальных опасностей, которые вуз может смягчить, или благоприятных тенденций, которые вуз может использовать для формирования своей стратегии инновационного развития, исходя из имеющихся специфических возможностей. По нашему мнению, нижеприведенная система факторов наиболее полно раскрывает воздействие внешней среды на инновационное развитие высшего учебного заведения. Гибкая адаптация к внешним факторам играет важную роль в инновационном развитии вуза и является одним из условий его успешного функционирования. Поэтому возникает необходимость осуществления систематического мониторинга внешних факторов. Определенные нами внешние факторы представлены на рисунке 2:
Рисунок 2 Система внешних факторов, оказывающих воздействие на инновационное развитие высшего учебного заведения
Составлено автором
Внутренняя инновационная среда вуза также подвержена изменениям, поэтому представляется необходимым рассмотреть систему внутренних факторов инновационного развития вуза. Под внутренними факторами подразумеваются силы и условия, которые созданы самим учебным заведением и находятся под его контролем. Основная цель вуза должна заключаться в преобразовании внутренних факторов инновационного развития в конкурентные преимущества на основе анализа факторов внешней среды. Система внутренних факторов инновационного развития отображена на рисунке 3.
Рисунок 3 Система внутренних факторов инновационного развития вузов
Составлено автором
Поскольку совокупность данных факторов оказывает непосредственное влияние на инновационное развитие вуза, а, следовательно, и на его конкурентоспособность, представляется необходимым рассмотреть каждый из них.
Группа организационно-технологических факторов характеризует наличие возможности внедрения тех или иных образовательных инноваций на организационном уровне. В данную группу факторов, как правило, принято включать количественные и качественные факторы. В состав количественных входят: количество лекционных и практических часов по дисциплине, количество часов, выделенных на проведение деловых игр, количество часов практики на промышленном предприятии, и т.д. Качественные факторы включают: качество проведения лекционных, практических и лабораторных занятий, качество организации практики на промышленном предприятии, организация рабочего места, обеспечивающая использование прогрессивных методов и организационных форм трудовой деятельности и т.д.
Следующую группу внутренних факторов составляет материально-техническое состояние вуза, которое характеризуется наличием определенных материально-технических ресурсов: оборудования для дистанционного обучения, лабораторного оборудования необходимого технического уровня для внедрения инноваций, компьютеров и интернета, учебной, методической, периодической и научной литературой, специальных кабинетов для деловых игр, показа презентаций и т.д. Способность руководства обеспечить материально-техническое состояние вуза, соответствующее современным условиям развития, создает благоприятные условия для осуществления субъектами инновационной системы инновационной деятельности.
Важное значение в инновационном развитии высшего учебного заведения имеет инновационная деятельность вуза, которая интерпретируется как объективно обусловленный, целенаправленный процесс разработки и внедрения инноваций в научную, социальную, культурную, экономическую сферу вуза, результатом которого является воспроизводство высококвалифицированных кадров, способных осуществлять эффективную деятельность в условиях инновационной экономики. В целом, можно свести инновационную деятельность вуза к трем направлениям: деятельность по созданию инноваций как фактор развития инновационной деятельности вуза; обучение инновационной деятельности как фактор воспроизводства инновационных кадров; образовательная деятельность как фактор поддержки и развития инноваций. Эти направления послужили основой при формулировании определения понятия «инновационная деятельность вуза» [2,3].
Неотъемлемым фактором, влияющим на инновационное развитие вуза, является научно-инновационный фактор. Необходимо отметить, что инновационные процессы в вузе невозможны без создания и развития инновационной научной инфраструктуры высшего учебного заведения. Данный фактор характеризуется степенью вовлеченности преподавателей и студентов в научную деятельность вуза; объемом финансирования научно-исследовательских работ; интенсивностью защит кандидатских и докторских диссертаций; долей аспирантов, защитивших диссертации и оставшихся работать в вузе; долей студентов, прошедших выпускные квалификационные испытания и поступивших в аспирантуру вуза и т.п. В целях обеспечения высокого уровня научно-инновационной деятельности необходима активизация международной деятельности высших учебных заведений.
Участие в международной деятельности является внутренним фактором и рассматривается как эффективное средство повышения качества научно-исследовательских и образовательных результатов вуза и его конкурентоспособности в целом. Представители учебного процесса получают возможность участия в различных международных стажировках, языковых школах, тренингах, а также приобретения разных образовательных и научных уровней - бакалавра, магистра, специалиста, кандидата или доктора наук за рубежом. Международная деятельность вузов проявляется и в участии студентов, преподавателей и аспирантов в международных научно-практических конференциях, семинарах, стажировках, проходящих за рубежом.
Значимым фактором, оказывающим влияние на инновационное развитие вуза, является эффективная система управления инновационной деятельностью вуза. Под системой управления инновационной деятельностью с учетом специфики образовательных услуг понимается интегрированная совокупность взаимодействующих элементов, находящихся между собой в определенных отношениях, предназначенная для кооперативного выполнения заранее определенной функции, связанных с разработкой нового вида образовательных услуг или совершенствованием уществующих услуг на основе более результативного осуществления управленческих процессов. Скоординированная деятельность и управление руководства инновационного вуза должна быть направлена на реализацию целей в области инноваций и предоставление качественных образовательных услуг. Успех и результативность функционирования системы управления инновационной деятельностью зависит от наличия обратной связи между субъектами управления, по которому к субъекту управления высшего уровня поступает информация о фактическом состоянии функционирования системы управления инновационной деятельностью и ее управляемого объекта.
Основополагающим фактором, определяющим инновационное развитие высшего учебного заведения, является качество предоставляемого образования. Российское законодательство интерпретирует качество образования как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программ» [1]. Качество образования образуют следующие параметры: наличие лицензии; уровень подготовки по специальности; соответствие образовательного процесса ожиданиям потребителя; востребованность специалистов данного профиля на рынке труда; условия проведения занятий; наличие курсов повышения квалификации; непрерывность осуществления переподготовки кадров. Следует различать понятия «качество результата образования» и «качество процесса образования». Результатом образования является качество выпускников высшего учебного заведения. Из этого следует, что изменение качества результата предполагает изменение образовательного процесса. От качества предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит качество специалистов, которых готовит вуз для рынка труда. Поэтому можно утверждать, что в настоящее время обеспечение качественной подготовки выпускников вуза в значительной степени определяет качество жизни человека и состояние развития различных отраслей экономики.
Другим существенным фактором, без учета которого невозможно осуществление инновационного развития вуза, является мотивационно-психологический фактор, значимость которого объясняется тем, что разработка и внедрение инноваций на всех уровнях образовательной системы возможны только при осознании всех участников образовательного процесса необходимости инновационного пути развития. Чтобы соответствовать требованиям нового типа экономики, человеку необходимо обладать личностными критериями, связанными с процессами возникновения мотивационных побуждений к инновационному поведению, а также определяющими инновационный потенциал личности. Для инновационного развития вузов необходимо формирование у человеческого потенциала инновационного сознания, генерирующего базовые ценности инновационной культуры, определяющего направления предпринимательского творчества и моделирующего инновационное поведение общества [5,6,7]. Наличие инновационного сознания является одним из основных критериев качества человеческого потенциала.
Качество кадрового состава и студентов вуза можно справедливо считать важнейшим фактором, являющимся основой инновационного развития высшего учебного заведения. Важно отметить, что именно личности, обладающие особыми личностными чертами и стремлением преобразовывать свои возможности в новую действительность, являются творцом инноваций. Для достижения эффективности инновационного образовательного процесса необходимо, чтобы его субъекты имели определенные установки, качества и ценности этому способствующие. Качество человеческого потенциала вуза формируется из качественного профессорско-преподавательского состава и студентов [10].
Можно утверждать, что профессорско-преподавательский состав является ядром высшего учебного заведения и оказывает существенное влияние на уровень подготовки студента. Уровень развития профессорско-преподавательского состава инновационного вуза характеризуется как личностными характеристиками, так и уровнем их квалификации, наличием ученых степеней и звания, прохождением стажировки за границей. На наш взгляд, возникает необходимость определения сущности инновационного потенциала современного педагога как «совокупность профессиональных, социокультурных и творческих характеристик личности, выражающая готовность педагога совершенствовать профессиональную деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов» [8,9]. Преподаватель высшей школы, осуществляющий свою трудовую деятельность в условиях инновационной экономики, должен развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании, реализовывать инновационные идеи, проекты и технологии, проявлять себя как исследователь и разработчик. Профессорско-преподавательский состав вуза участвует в инновационном развитии учебного заведения, что дает ему возможность получить признание со стороны мирового научного сообщества.
Опыт ведущих российских и мировых университетов показывает, что профессорско-преподавательский состав вуза является уникальным ресурсом, влияющим на инновационное развитие вуза и, следовательно, на его конкурентоспособность, поэтому привлечение и удержание ценных кадров относится к задачам стратегического уровня и должно находиться в зоне пристального внимания руководства учебного заведения.
Необходимо определить главную проблему в формировании кадрового резерва вузов во многих регионах - недостаточная заинтересованность молодежи в преподавательской деятельности из-за небольшой заработной платы. Средняя заработная плата преподавателя высшей школы значительно меньше средней заработной платы в бизнес-структурах, в результате чего можно говорить о падении их социального статуса. Талантливые и амбициозные молодые специалисты считают, что могут применить свои знания в более прибыльных сферах деятельности. В настоящее время решение проблемы привлечения молодежи в науку и образование, закрепления в этой сфере, проблема эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров невозможно только за счет использования рыночных механизмов.
Перед руководством высшего учебного заведения стоят следующие задачи относительно формирования и управления кадровым потенциалом вуза:
- обеспечение вуза высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, который поддерживает и развивает учебно-педагогический процесс на уровне мировых стандартов;
- привлечение высокоэффективных менеджеров и управленцев, способных организовать административно-хозяйственную и проектную деятельность вуза, обеспечить достижение целевых показателей, повысить коммерческую эффективность;
- удержание молодых специалистов, обладающих высоким потенциалом в научно-педагогической деятельности.
Формирование кадрового потенциала вуза можно отразить в виде трех подсистем: формирование кадрового резерва, привлечение квалифицированных специалистов, управление кадровым потенциалом вуза.
Рисунок 4. Цепочка процессов формирования кадрового резерва
Составлено автором
Рисунок 5. Цепочка процессов по привлечению квалифицированных специалистов
Составлено автором
Рисунок 6. Цепочка процессов по управлению кадровым потенциалом вуза
Составлено автором
Целенаправленная работа по данным направлениям позволит сформировать состав высококвалифицированных специалистов в вузе, что обеспечит академическую привлекательность высшего учебного заведения.
Таким образом, на основе проведенного анализа мы приходим к выводу, что все факторы, оказывающие влияние на инновационное развитие вуза, взаимосвязаны и взаимозависимы и недооценка одного из них сказывается на остальных. Эффективное инновационное развитие высшего учебного заведения предполагает изучение всех вышеперечисленных факторов, что поможет обеспечить формирование и проведение целостной разрабатываемой инновационной стратегии вуза. Однако, необходимо учитывать тенденцию постоянного увеличения количества факторов под влиянием изменений, происходящих в сфере высшего профессионального образования. Поэтому следует проводить систематический мониторинг по выявлению новых факторов и проводить их тщательный анализ.
Источники:
2. Владыка М.В. Инновационный потенциал вузов как фактор конкурентности экономического развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2009. - № 7-1 (62). - С. 44-54.
3. Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С.44-51.
4. Миролюбова Т.В., Соломатова Л.О. Методические подходы к анализу факторов, влияющих на развитие инновационной системы университета // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11–4. – С. 1004-1010.
5. Павлов Б.С., Козлов В.Н., Бердник Л.П. Инновационное развитие вузов в регионе: симбиоз новаций и традиций // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 15 (344). - С. 81–88.
6. Пашкус Н.А., Старобинская Н.М., Бончукова Д.А. Инновации в вузах: от продвижения до стратегии инновационного развития // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. - №3. - С.134-140.
7. Петров Р.С., Санникова Т.Д. Формирование условий развития инновационной культуры в контексте стратегии модернизации российской экономики // Креативная экономика. - 2011. - № 2 (50). - С. 84-88.
8. Тарабаева В.Б. О некоторых проблемах инновационного развития вузов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2008. - № 4 (44). – С. 89-94.
9. Тюхматьев В.М. Интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста // Вестник СГСЭУ. - 2010. - № 4 (33). - С. 33-36.
10. Черкасов В.Е., Литвинова О.И. Эффективность труда преподавателей как фактор роста конкурентоспособности вуза // Креативная экономика. - 2012. - № 8 (68). - С. 52-56.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 15:32:32