Внутренний маркетинг как инструмент повышения эффективности интеллектуального потенциала вуза

Селянская Г.Н.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 9 (Сентябрь 2016)

Цитировать:
Селянская Г.Н. Внутренний маркетинг как инструмент повышения эффективности интеллектуального потенциала вуза // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 9. – С. 1007-1026. – doi: 10.18334/ce.10.9.36527.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26702366
Цитирований: 4 по состоянию на 06.02.2021

Аннотация:
Статья посвящена проблемам формирования инновационной системы управления интеллектуальным потенциалом вуза на основе современных теоретических подходов в области менеджмента и маркетинга. Показана взаимосвязь между устойчивым развитием вуза, обеспечением устойчивой конкурентной позиции на рынке научно-образовательных услуг и его интеллектуальным потенциалом, а также необходимость ориентации вуза на развитие интеллектуального потенциала научно-педагогических работников и подготовку инновационно-мыслящих, креативных выпускников, в целях скорейшего обеспечения перехода российской экономики на новый технологический уклад. Представлены формализованное описание задачи управления интеллектуальным потенциалом вуза и обобщенная модель развития интеллектуального потенциала вуза. Описана роль внутреннего маркетинга в решении задачи активизации кадрового потенциала вуза и, как следствие, – повышения качества интеллектуального потенциала вуза и результативности его использования. Предложены стратегические мероприятия для создания новой среды реализации научно-образовательного процесса и формирования инновационной предпринимательской корпоративной культуры вуза. Описаны возможные изменения в организационной структуре вуза для поддержки предлагаемых инноваций. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 2014/162. Тема НИР: «Конкурентоспособность российских университетов в условиях глобализации образовательного пространства».

Ключевые слова: стратегический менеджмент, конкурентоспособность вуза, высшее учебное заведение, внутренний маркетинг, предпринимательский университет, кадровый потенциал вуза, интеллектуальный потенциал вуза, устойчивое развитие вуза

JEL-классификация: L21, I23, O34, M31

Источники:

1. Berry L.L., Parasuraman A. Marketing Services: Competing Through. – N.Y.: The Free Press, 1991. – 228 p.
2. Berry L.L. The employee as customer // Journal of Retail Banking. – 1981. – Vol. 3. – № 1. – P. 33-40.
3. Gronroos C. Internal marketing-theory and practice // Services marketing in changed environment. – Chicago: American Marketing Association, 1985. – 138 p. – Р. 41-47.
4. Grönroos C. Service management and marketing: a customer relationship management approach. – West Sussex: Wiley, 2000. – 404 p.
5. Stukalova I., Shishkin A., Stukalova A. Internationalization of higher education: a case of Russian universities // Economics and Sociology. – 2015. – Vol. 8. – № 1. – P. 275-286. – doi: 10.14254/2071- 789X.2015/8-1/21
6. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2010. – 576 с.
7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 2004. – 788 с.
8. Гришина О.А., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Управление человеческим капиталом вуза // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2014. – № 4. – С. 13-21.
9. Егоров А.Ю., Никулин Л.Ф. «Пульсирующий» менеджмент. – М.: Издательство Российской экономической академии; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 236 с.
10. Интеллектуальный потенциал и глобальная конкурентоспособность вузов: российский и зарубежный опыт: Монография / С.В. Жильцова, С.В. Манахов, А.В. Рыжакова [и др.]. – Москва, 2015. – 142 с.
11. Зуев В.М., Манахов С.В., Рыжакова А.В. Оценка эффективности взаимодействия высших учебных заведений с внешними партнерами // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2015. – № 5. – С. 13-20.
12. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Россия: XXI век. Стратегия прорыва: Технологии. Образование. Наука. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – 304 с.
13. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс] // Мониторинг – ГИВЦ Министерства образования и науки России. – 2016. – Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo
14. Исаева К.В., Никулин Л.Ф. Менеджмент многомерного развития: Монография. – М.: Палеотип, 2007. – 180 с.
15. Подлесных В.И., Кузнецов Н.В., Тихомирова О.Г. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур: Теория организации, самоорганизации и управления. – М.: НИЦ «ИНФРА-М», 2016. – 304 с.
16. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга. – 2003. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/mou/index.htm
17. Аньшин В.М., Глазовская Е.С., Перцева Е.Ю. Проектный подход к реализации концепции устойчивого развития в компании: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 268 с.
18. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – № 1. – С. 6-9.
19. Сагинова О.В., Гришина О.А., Скоробогатых И.И. Индивидуальный рейтинг преподавателей как маркетинговый инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2015. – № 2. – С. 114-127.
20. Селянская Г.Н. Маркетинговое управление кадровым потенциалом вуза: Дис. … к.э.н.: 08.00.05. – Москва, 2003. – 220 с.
21. Селянская Г.Н. Роль государства и высшей школы в формировании интеллектуального потенциала и обеспечении глобальной конкурентоспособности России // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1–1. – С. 180-187.
22. Стукалова А.А. Оценка привлекательности университетов на основе их рейтинговых позиций // Международная торговля и торговая политика. – 2014. – № 7–8. – С. 89-96.
23. Стукалова А.А. Оценка эффективности продвижения образовательных программ в условиях высоконкурентного рынка // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7. – № 3. – С. 70.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:23:57