Внутренний маркетинг как инструмент повышения эффективности интеллектуального потенциала вуза

Селянская Г.Н.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 9 (Сентябрь 2016)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26702366
Цитирований: 4 по состоянию на 06.02.2021

Аннотация:
Статья посвящена проблемам формирования инновационной системы управления интеллектуальным потенциалом вуза на основе современных теоретических подходов в области менеджмента и маркетинга. Показана взаимосвязь между устойчивым развитием вуза, обеспечением устойчивой конкурентной позиции на рынке научно-образовательных услуг и его интеллектуальным потенциалом, а также необходимость ориентации вуза на развитие интеллектуального потенциала научно-педагогических работников и подготовку инновационно-мыслящих, креативных выпускников, в целях скорейшего обеспечения перехода российской экономики на новый технологический уклад. Представлены формализованное описание задачи управления интеллектуальным потенциалом вуза и обобщенная модель развития интеллектуального потенциала вуза. Описана роль внутреннего маркетинга в решении задачи активизации кадрового потенциала вуза и, как следствие, – повышения качества интеллектуального потенциала вуза и результативности его использования. Предложены стратегические мероприятия для создания новой среды реализации научно-образовательного процесса и формирования инновационной предпринимательской корпоративной культуры вуза. Описаны возможные изменения в организационной структуре вуза для поддержки предлагаемых инноваций. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 2014/162. Тема НИР: «Конкурентоспособность российских университетов в условиях глобализации образовательного пространства».

Ключевые слова: стратегический менеджмент, конкурентоспособность вуза, высшее учебное заведение, внутренний маркетинг, предпринимательский университет, кадровый потенциал вуза, интеллектуальный потенциал вуза, устойчивое развитие вуза

JEL-классификация: L21, I23, O34, M31

Источники:

1. Berry L.L., Parasuraman A. Marketing Services: Competing Through. – N.Y.: The Free Press, 1991. – 228 p.
2. Berry L.L. The employee as customer // Journal of Retail Banking. – 1981. – Vol. 3. – № 1. – P. 33-40.
3. Gronroos C. Internal marketing-theory and practice // Services marketing in changed environment. – Chicago: American Marketing Association, 1985. – 138 p. – Р. 41-47.
4. Grönroos C. Service management and marketing: a customer relationship management approach. – West Sussex: Wiley, 2000. – 404 p.
5. Stukalova I., Shishkin A., Stukalova A. Internationalization of higher education: a case of Russian universities // Economics and Sociology. – 2015. – Vol. 8. – № 1. – P. 275-286. – doi: 10.14254/2071- 789X.2015/8-1/21
6. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2010. – 576 с.
7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 2004. – 788 с.
8. Гришина О.А., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Управление человеческим капиталом вуза // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2014. – № 4. – С. 13-21.
9. Егоров А.Ю., Никулин Л.Ф. «Пульсирующий» менеджмент. – М.: Издательство Российской экономической академии; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 236 с.
10. Интеллектуальный потенциал и глобальная конкурентоспособность вузов: российский и зарубежный опыт: Монография / С.В. Жильцова, С.В. Манахов, А.В. Рыжакова [и др.]. – Москва, 2015. – 142 с.
11. Зуев В.М., Манахов С.В., Рыжакова А.В. Оценка эффективности взаимодействия высших учебных заведений с внешними партнерами // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2015. – № 5. – С. 13-20.
12. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Россия: XXI век. Стратегия прорыва: Технологии. Образование. Наука. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – 304 с.
13. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс] // Мониторинг – ГИВЦ Министерства образования и науки России. – 2016. – Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo
14. Исаева К.В., Никулин Л.Ф. Менеджмент многомерного развития: Монография. – М.: Палеотип, 2007. – 180 с.
15. Подлесных В.И., Кузнецов Н.В., Тихомирова О.Г. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур: Теория организации, самоорганизации и управления. – М.: НИЦ «ИНФРА-М», 2016. – 304 с.
16. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга. – 2003. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/mou/index.htm
17. Аньшин В.М., Глазовская Е.С., Перцева Е.Ю. Проектный подход к реализации концепции устойчивого развития в компании: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 268 с.
18. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – № 1. – С. 6-9.
19. Сагинова О.В., Гришина О.А., Скоробогатых И.И. Индивидуальный рейтинг преподавателей как маркетинговый инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2015. – № 2. – С. 114-127.
20. Селянская Г.Н. Маркетинговое управление кадровым потенциалом вуза: Дис. … к.э.н.: 08.00.05. – Москва, 2003. – 220 с.
21. Селянская Г.Н. Роль государства и высшей школы в формировании интеллектуального потенциала и обеспечении глобальной конкурентоспособности России // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1–1. – С. 180-187.
22. Стукалова А.А. Оценка привлекательности университетов на основе их рейтинговых позиций // Международная торговля и торговая политика. – 2014. – № 7–8. – С. 89-96.
23. Стукалова А.А. Оценка эффективности продвижения образовательных программ в условиях высоконкурентного рынка // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7. – № 3. – С. 70.

Страница обновлена: 09.09.2025 в 02:33:20

 

 

Internal marketing as an instrument for improving of the intellectual potential efficiency of a higher educational institution

Selyanskaya G.N.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 9 (September 2016)

Citation:

Abstract:
The article is dedicated to the problems of formation of the innovational system for managing intellectual potential of higher educational institutions (HEI) based on the modern theoretical approaches in the field of management and marketing. The author demonstrates the relationship between a HEI sustainable development, securing of its stable competitive position on the academic market and the intellectual potential of this institution, as well as the necessity for HEIs to focus on the development of the intellectual potential of the academic staff and training of creative graduates able to think innovatively. All of the above-stated is necessary for the soonest transition of the Russian economy to new technological stage. Formalized description of the task of managing a HEI’s intellectual potential and the generalized model of the development of this potential have been presented. The author describes the role of internal marketing in the solution of the task of activation of the HEI’s staff potential and, as a consequence, quality improvement of the HEI’s intellectual potential, and the efficiency of its use. Strategic measures for the creation of a new environment for the academic (education-and-research) process and formation of an innovational entrepreneurial corporate culture of the HEI have been proposed. The article also includes description of possible changes in the organizational structure of the HEI for the support of the proposed innovations.

Keywords: strategic management, entrepreneurial university, internal marketing, higher educational institution, intellectual potential of a higher educational institution, staff potential of a higher educational institution, competitiveness of a higher educational institution, sustainable development of a higher educational institution

JEL-classification: L21, I23, O34, M31