Организационно-экономический механизм функционирования межвузовского кампуса
Лысов П.Г.1
1 Тихоокеанский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 20 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 12 (Декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350122
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью повышения эффективности деятельности подсистем инновационного цикла: поддержки и распространения знаний, производства новых знаний, коммерциализации и практического применения. Основой инноваций являются знания, наука, новые идеи и человек, их рождающий, поэтому образовательные организации высшего образования обладают потенциалом и преимуществом для формирования всех остальных подсистем, обеспечивающих инновационный цикл. Актуальной стратегией развития университетов как инновационных центров является создание межвузовского кампуса. В связи с этим вопрос формирования модели организационно-экономического механизма функционирования кампуса является актуальным. Научная новизна исследования состоит в формировании модели функционирования кампуса на основе субъектно-ориентированного и инновационного подходов, в уточнении функций кампуса как ядра городской инновационной системы, инновационного института и образовательной организации высшего образования. Сделан и обоснован вывод о том, что миссия кампуса заключается в развитии всех субъектов взаимодействия, создании условий для достижения целей государства, общества, бизнеса, работников и обучающихся кампуса. Сравнительные преимущества предложенной модели заключаются в том, что она обеспечивает формирование устойчивых связей, взаимодействие всех заинтересованных субъектов, сбалансированность развития инновационной системы за счет объединения всех подсистем и инновационной инфраструктуры в кампусе. Результаты работы могут быть полезны руководителям образовательных организаций высшего образования при формировании стратегии развития университета, представителям органов государственной власти при разработке элементов инновационной политики.
Ключевые слова: кампус, инновационный цикл, региональная инновационная система, субъектно-ориентированный подход, инновационное управление
JEL-классификация: I23, I25, O31
Введение
Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью повышения эффективности деятельности подсистем инновационного цикла: поддержки и распространения знаний, производства новых знаний, коммерциализации и практического применения. Исследованиям региональных инновационных систем посвящены работы Кука П., Моргана К., Маскелла П. и Малмберга А., Асхайма Б. и Изаксена А., Долорекс Д. и Парто С., Ашейма Б.Т., и Гетлера М.С. [1,2,3,4,5,6], в которых даны:
- определение инновационной системы как «набора узлов в инновационной цепочке, включающей в себя непосредственно генерирующие знания фирмы, а также организации, предприятия, использующие (применяющие) эти знания, и разнообразные структуры, выполняющие специализированные посреднические функции: инфраструктурное обеспечение, финансирование инновационных проектов, их рыночную экспертизу и политическую поддержку»;
- состав региональной инновационной системы (РИС);
- связь между инновационными системами региональными и национальной;
- классификация РИС.
На основе анализа указанных работ сделан вывод о необходимости наличия ядра для развития РИС. В качестве ядра может выступать региональный кластер, промышленные районы, технопарки; свободные экономические зоны; технополисы [6,7,8,9,10,11,12,13].
В исследованиях городских инновационных системы изучение инструментов и подходов к локализации инновационной деятельности не представлены. На основе применения принципа аналогии выделим основные особенности, которыми они должны обладать: наличие взаимосвязи образования, науки, техники и предпринимательства как наиболее комплексного и эффективного способа построения связей во всех направлениях существующих подсистем инновационной системы. В это взаимодействие будет включено местное сообщество, что будет способствовать запуску инновационного цикла не только сверху, но и снизу.
Взаимодействие как социальный процесс, предполагает обратную связь на разных этапах инновационного цикла, он включает развитие, распространение и применение знаний [14]. Эти взаимодействия должны иметь системный и долгосрочный характер, чтобы их можно было квалифицировать как инновационную систему, при этом на входе есть субъекты взаимодействия и комбинации ресурсов, на выходе – инновация [15,16]. Интеграция образования, науки, техники и предпринимательства (развитие устойчивых взаимосвязей между данным сферами) является инструментом устойчивого развития и на национальном уровне.
Таким образом, для экономики знаний, для формирования городской инновационной системы необходимо обозначить субъекта, выполняющего функции как научно-образовательные, так и инфраструктурные, предпринимательские и ресурсные. На региональном уровне университеты являются активными участниками его социально-экономического развития в региональной инновационной системе благодаря взаимодействию с промышленностью и органами государственной власти [17,18]. Так как основой инноваций являются знания, наука, новые идеи и человек, их рождающий, то очевидно, что система высшего образования обладает потенциалом и преимуществом для формирования всех остальных подсистем, обеспечивающих функционирование инновационного цикла.
На государственном уровне урегулированы общие вопросы по реализации проекта по созданию кампуса как стратегии развития университета:
- формы софинансирования из бюджета;
- формы взаимодействия с частным сектором при реализации проекта;
- критерии отбора и расчет софинансирования проекта по созданию кампуса.
Однако дискуссионным остаются вопросы по выбору методик и механизмов определения наиболее оптимального организационно-экономического механизма функционирования кампуса. Новизна данного вопроса определила цель настоящего исследования: провести моделирование организационно-экономического механизма функционирования межвузовского кампуса как ядра инновационной системы на уровне города и региона.
Методы исследования: синтез, дедукция, системный и структурно-функциональный анализ, сравнение, функциональная и структурная декомпозиция объекта исследования, обобщение.
Результаты исследования
На основании исследования особенностей городской инновационной системы, её структуры, а также возможностей развития университетов по типу межвузовского кампуса, можно сформулировать следующее определение кампуса с точки зрения его роли в развитии городской инновационной системы.
Межвузовский кампус – инновационный центр развития города, выполняющий функции образовательной организации высшего образования (ООВО), ядра инновационной системы и субъекта инновационной инфраструктуры (инновационного института смешанного типа, консолидирующего в себе функции всех типов), формирующий инновационную среду и участвующий в её развитии.
Элементы модели кампуса как ядра городской инновационной системы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Элементы модели межвузовского кампуса как инновационного центра развития города. Составлено автором
Осуществление позиционирования межвузовского кампуса как субъекта, выполняющего функции из трех позиций, позволяет учесть интересы разных заинтересованных сторон – субъектов взаимодействия:
- учредителя ООВО: подготовка специалистов высшей квалификации согласно потребностям социально-экономической деятельности и инновационного процесса в регионе, выполнение социальной функции подготовки кадров, достижение показателей государственного задания и плана финансово-хозяйственной деятельности, а также показателей эффективности деятельности ООВО (выполнение требований и ожиданий учредителя);
- органов власти: на муниципальном уровне через развитие социально-общественной и инновационной среды, улучшение качества жизни населения, на региональном уровне через развитие региональной инновационной системы и распространение инноваций на периферию, на федеральном уровне через усиление позиции региона, роста его экономики и увеличения вклада РИС в развитие НИС;
- населения: повышение благосостояния, уровня жизни, качества инфраструктуры за счет внедрения инноваций в городской среде и удовлетворение потребностей за счет общественно-социальных объектов кампуса;
- обучающихся кампуса: возможность получения знаний, высшего образования или повышения квалификации, с уверенностью в будущем трудоустройстве;
- промышленных предприятий – потенциального или реального регионального кластера, обеспеченного персоналом (трудовыми ресурсами), информацией (о перспективах развития кластера) и учеными-изобретателями, работающими и обучающимися в кампусе, для получения новаций, учеными, изучающими рынок новых продуктов, а также современным оборудованием для производства и нового продукта;
- малого бизнеса: для получения информации и обратной связи о возможности участия в региональном кластере, свободных нишах, а также доступа к инновационным институтам разного типа, направленного на поддержку инновационных идей СМП;
- работников кампуса: практикоориентированная научная деятельность ученых-изобретателей, их признание; повышение качества жизни; удовлетворение потребностей разного уровня и вида.
Миссия межвузовского кампуса, в соответствии с его ролью, – развитие всех субъектов взаимодействия, создание условий для достижения целей всех субъектов взаимодействия. Тогда цели деятельности кампуса формулируются не внутри него, а по целям деятельности субъектов взаимодействия, отвечая на вопрос: что может сделать (реализовать, предпринять действия) кампус для достижения целей заинтересованных сторон.
Роль кампуса как ядра городской инновационной системы реализуется через функции:
- моделирование приоритетных отраслей развития, опирающееся на ресурсную базу;
- эффективное управление модернизацией инновационного производства, в основе которого обеспечение сбалансированности, устойчивости развития производства на региональном уровне;
- обеспечение соблюдения интересов всех заинтересованных сторон и потенциальных участников инновационного взаимодействия: государства, общества, бизнеса, науки;
- реализация государственного управления инновационным развитием;
- мотивирование заинтересованных сторон в эффективной реализации инновационного процесса;
- мониторинг эффективных методов и инструментов управления технологиями, информацией, ресурсами, иной инфраструктурой.
Роль межвузовского кампуса как инновационного института реализуется через функции:
- создание системы единого информационного взаимодействия;
- формирование инновационной среды для городской инновационной системы, объединяющей все типы инновационных институтов.
Роль кампуса как ООВО реализуется через функции университета по подготовке кадров разного уровня квалификации и развития науки, в том числе инновационных исследований, обладающих прикладным характером.
Формулирование цели деятельности кампуса и его функций с точки зрения развития городской инновационной системы является отправной точкой для определения его организационно-экономического механизма функционирования: задач, форм, методов и видов управления, направленных на различные социально-экономические и производственные процессы инновационного цикла. В основу методов управления, применяемых при управлении кампусом, положим субъектно-ориентированный подход [19,20].
Второй подход, определяющий механизмы управления и взаимодействия кампуса с заинтересованными субъектами, основан на инновационном управлении [21,22].
Результативность и эффективность деятельности межвузовского кампуса предлагается оценить через достижение целей субъектов взаимодействия, которые будут выражены через систему показателей финансового и нефинансового характера.
Интеграция принципов субъектно-ориентированного и инновационного управления, которые являются основной механизма функционирования кампуса, представлены в таблице 1. Сформулированные в работе комплементарные (взаимодополняющие) принципы управления кампусов позволяют реализовать все функции кампуса исходя из трех ролей: ядра городской инновационной системы, инновационного института, ООВО.
Таблица 1 – Механизмы реализации субъектно-ориентированного и инновационного управления в межвузовском кампусе (составлено автором)
Принципы субъектно-ориентированного
управления
|
Принципы инновационного управления
|
Комплементарные (взаимодополняющие)
принципы управления кампусом
|
Согласованность
целей субъектов взаимодействия
|
Сбалансированность
и консенсус интересов субъектов взаимодействия
|
П.1.
Согласованность и сбалансированность целей субъектов взаимодействия,
направленные на устойчивое развитие городской инновационной системы
|
Сочетание
процессов организации и самоорганизации, управления и самоуправления
|
Формирование
и объединение предпринимательской и инновационной среды.
Горизонтальная и вертикальная интеграции |
П.2.
Формирование единой интегрированной в кампус инновационной инфраструктуры,
самостоятельность кампуса как инновационного субъектов и самоорганизация и
скоординированность действий субъектов взаимодействия
|
Скоординированность
процессов ориентационного взаимодействия.
Скоординированность ресурсов субъектов взаимодействия |
Пространственное
развития.
Приоритетность. |
П.3.
Интеграция процессного управления, управления ресурсами и управления
ориентационным взаимодействием с учетом особенностей городской инновационной
системы
|
Интеграция
управления по результатам и управления ориентационным взаимодействием
|
Целеполагание
и ориентация на результат
|
П.4.
Целеполагание на достижение результатов взаимодействия и оценка эффективности
деятельности кампуса оценку эффективности взаимодействия и достижение целей
субъектов
|
Интеграция
технологий маркетинга отношений и управления ориентационным взаимодействием
|
Транспарентность
(прозрачность отношений)
|
П.5.
Обеспечение эффективности взаимодействия субъектов через обеспечение
прозрачности отношений и достижение эффективности деятельности субъектов
|
Взаимосвязь целей субъектов взаимодействия и принципов управления в кампусе представлена в форме матрицы в разрезе подсистем инновационного цикла в таблице 2. Методика построения матрицы:
- по столбцам указана субъекты взаимодействия кампуса в городской инновационной системе;
- по строкам указаны процессы и подсистемы инновационного цикла, в соответствие каждому процессу указаны принципы управления межвузовским кампусом, сформулированные в таблице 1;
- на пересечении строк и столбцов сформулированы задачи управления межвузовским кампусом, которые являются одним из элементов его организационно-экономического механизма функционирования.
Таблица 2 – Матрица задач управления инновационным циклом кампусом (составлено автором)
Инновационный
цикл. Принципы управления (П)
|
Субъекты
взаимодействия
| ||||||||
Учредитель
ООВО
|
Муниципальные
ОВ
|
Региональные
ОВ
|
Федеральные ОВ
|
Население
|
Обучающиеся
|
Промышленные
предприятия
|
Малый
бизнес
|
Работники
кампуса
| |
Вход (информация, знание)
| |||||||||
ПС поддержки и распространения знаний.
П.1, П.3, П.4 |
Достижение показателей гос. задания,
подготовка кадров с высоким потенциалом трудоустройства
|
Развитие социально-общественной среды
города
|
Определение перспектив развития
экономики, возможностей формирования кластера
|
|
Обеспеченность общественно-социальными
объектами
|
Получение востребованных на рынке
труда компетенций
|
Обеспеченность кадрами; создание
стратегии развития города, РИС и видение места отдельного субъекта в нем
|
Обеспечение информацией для участия в
региональном кластере
|
Удовлетворение потребностей в
безопасности, принадлежности к общности, в уважении, в творчестве, развитии и
самореализации
|
Процесс (новое знание, производство)
| |||||||||
ПС поддержки и распространения знаний.
ПС производства новых знаний и идей.
П.1, П.2, П.3 |
|
|
|
|
|
Приобретение уникальных компетенций, с
перспективой получения доступа к новейшим технологиям
|
Инновационные разработки; доступ к
кадровым и материально-техническим ресурсам для получения инноваций
|
Обеспечение доступа к инновационным
институтам, привлечение финансирования или участие в разработке инноваций
|
Практикоориентированная научная
деятельность ученых-изобретателей, направленная на удовлетворение
потребностей городской и региональной инновационных систем
|
Выход (внедрение инноваций)
| |||||||||
ПС коммерциализации и практического
применения знаний.
П.1, П.4, П.5 |
Выполнение плана ФХД, а также показателей
эффективности деятельности ООВО
|
Развитие инновационной среды города
|
Рост городской экономики; улучшение
состояния РИС
|
Рост экономики и инновационной
продукции в регионе
|
Повышение уровня жизни и качества
городской среды
|
Трудоустройство в РИС
|
Корректировка стратегии развития РИС,
предприятия, внедрения инноваций, оценка результатов инновац. деятельности
|
|
Повышение качества жизни
|
Сокращения: ООВО
– образовательная организация высшего образования; ОВ – органы власти;
ПС – подсистема; П.1 – П. 5 – нумерация принципов управления согласно таблице
1
|
- в рамках распространения и поддержки знаний определяются и соотносятся цели и задачи для кампуса и всех субъектов взаимодействия, за исключением федеральных органов власти;
- в рамках процесса поддержки и производства новых знаний определяются и соотносятся цели и задачи для кампуса и обучающихся, промышленных предприятий, малого бизнеса и работников кампуса; то есть субъектов, непосредственно занятых в данной подсистеме инновационного цикла;
- в рамках коммерциализации и практического применения знаний определяются и соотносятся цели и задачи для кампуса и всех субъектов взаимодействия, за исключением малого бизнеса.
Таким образом, матрицу задач кампуса можно считать сбалансированной.
Для решения задач, сформулированных для кампуса, можно представить укрупненный алгоритм действий: определение экономических, технологических, экологических, общественных возможностей и проблем, стоящие перед городом и регионом; выявление скрытых физических резервов региона и человеческого потенциала и университета, которые вместе можно мобилизовать для реализации потенциала и решения проблем; разработка альтернативных вариантов (сценариев) развития, оценка и выбор наиболее перспективного и достижимого; определение пошагового плана действий для продвижения к желаемому сценарию развития.
После постановки задач кампуса необходимо определить методы управления, с помощью которых они могут быть решены. Исходя из принципов управления и задач межвузовского кампуса, на основе анализа работ, исследовавших возможности реализации университетами новых функций (на основе концепции тройной спирали «университеты-бизнес-государство), в таблице 3 сгруппированы методы управления межвузовским кампусом.
Таблица 3 – Методы управления кампусом (составлено автором)
Метод
|
Содержание метода
|
Методы
формирования предпринимательского университета [23,24,25,26]
|
Формулирование
стратегического видения кампуса в экономике.
Формирование предпринимательской инфраструктуры. Диверсифицированные источники финансирования. Стимулирование работников кампуса в коммерциализации интеллектуальной собственности. Интегрированная предпринимательская культура, взаимодействие с субъектами, заинтересованными в развитии РИС. |
Метод
структурной интеграции кампуса в городскую среду и РИС
|
Предвидение
кампусов направлений развития инновационной системы за счет исследования
информации о производстве, социальных и экономических потребностях, предоставляя
на понятном и доступном языке указанные результаты исследования внешним
субъектам взаимодействия.
|
Индивидуализация
управления в рамках существующей городской и региональной инновационной
системы
|
Кампус
должен адаптировать обобщенные институциональные подходы и лучшие практики к
своей собственной идентичности, культуре и конкретной территории
|
Метод
совместного управления для формирования экосистемы с тремя основными
характеристиками: цифровизация, исследования и инновации
|
Качественная
подготовка кадров, увязанное с научными исследованиями и потребностями рынка,
увеличение инвестиций в науку с оценкой эффективности (вложение в инновации,
необходимые рынку)
|
Методы государственного регулирования
|
Создание
постоянного национального форума университет-промышленность-правительство, в
рамках которого участники могли бы изучить области, представляющие взаимный
интерес и выгоду, а также возможности для сотрудничества
Законодательное закрепление прав и обязанностей кампуса по управлению развитием РИС. Льготы и инвестиции при коммерциализации и внедрении инноваций. Первичное размещение государственного заказа для стимулирования спроса на инновационную продукцию |
Социальные методы
|
Создание не только кластера рабочих мест, но и кластера
жилья, обеспечивающего баланс между удовлетворением потребностей разного
уровня, включая саморазвитие. Кампус стремится к обществу и
организует услуги с небольшими затратами для населения.
|
Методы финансового стимулирования работников
|
Установление системы стимулирования, в которую включены
оценки не только классической академической образовательной и научной
деятельности (например, публикации, участие в конференциях), но и
продуктивность публикаций с точки зрения их ценности для промышленности,
малого бизнеса.
|
Метод «умной» специализации [27]
|
Участие и продвижение кампусом стратегии технологической
диверсификации основных местных (региональных отраслей), в которые кампус
может внести свой вклад посредством его исследовательской базы, разработки
программ развития отраслей.
|
Проектный подход
|
Формирование портфеля сетевых проектов участников кластера
для интенсификации деятельности промышленных компаний и малого бизнеса,
входящих в кластер.
|
Интенсификация межкластерного взаимодействия
|
Актуально для регионов, не обладающих большим ресурсным
потенциалом. В таком случае может применяться метод стимулирования и развития
инноваций в сервисных направлениях по отношениям к другим отраслям, в том
числе находящимся в других городах и регионах.
|
Маркетинговые методы
|
Применение инструментов маркетинга на всех этапах
инновационного цикла, по всем направлениям деятельности кампуса
|
- определение направлений деятельности кампуса исходя из целей деятельности субъектов взаимодействия и задач кампуса;
- установление соответствия показателей, характеризующих цели субъектов взаимодействия, и задач кампуса;
- определение внутренних взаимосвязей между показателями целей субъектов взаимодействия и показателями, характеризующими выполненные задачи кампусом;
- мониторинг, оценка адекватности системы измерения эффективности кампуса.
Сравнительные преимущества разработанной модели организационно-экономического механизма кампуса заключаются в следующем:
- в данной модели формируются устойчивые связи, вертикальные и горизонтальные;
- обеспечивается взаимодействие всех заинтересованных субъектов;
- сбалансированность за счет объединения всех подсистем в кампусе;
- в основе лежит подсистема поддержки и распространения знаний, изначально сильная в ООВО, дополненная двумя другими подсистемами: производства и коммерциализации, практического применения;
- построение целей деятельности кампуса исходя из вопроса: как мы можем усилить взаимодействие между всеми подсистемами инновационного цикла?
Заключение
В результате исследования получена модель функционирования межвузовского кампуса, базирующаяся на трех векторах его развития: как ядра РИС, инновационного института и образовательной организации высшего образования. Сформулированы принципы управления межвузовским кампусом, комплементарные принципам субъектно-ориентированного и инновационного управления. Предложено результативность и эффективность деятельности межвузовского кампуса оценить через достижение целей субъектов взаимодействия, которые будут выражены через систему показателей финансового и нефинансового характера.
Преимущества и новизна разработанной модели организационно-экономического механизма функционирования межвузовского кампуса отвечают его основной миссии и потребностям развития инновационной экономики, направлены на преодоление барьеров и решения основного вопроса, необходимого для инноваций: устойчивого взаимодействия субъектов, на основе принципов открытости и прозрачности.
Источники:
2. Malmberg A., Maskell P. Towards and explanation of regional specialization and industry agglomeration // European Planning Studies. – 1997. – № 5. – p. 25-41. – doi: 10.1080/09654319708720382.
3. Asheim B.T., Gertler M.S. The geography of innovation: Regional innovation system. / The Oxford handbook of innovation. - Oxford: Oxford University Press, 2005. – 291-317 p.
4. Isaksen A. Building regional innovation systems: is endogenous industrial development possible in the global economy? // Canadian Journal of Regional Science. – 2001. – p. 101-120.
5. Doloreux D., Porto Gomez I. A review of (almost) 20 years of regional innovation systems research // European Planning Studies. – 2017. – № 3. – p. 371. – doi: 10.1080/09654313.2016.1244516.
6. Mikhaylova A.A. Spatial perspective on regional innovation system // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – № 3. – p. 27-34. – doi: 10.5901/mjss.2015.v6n3s5p27.
7. Бурматова О.П. Кластеры как форма локальных производственных систем // Мир экономики и управления. – 2016. – № 4. – c. 93-108.
8. Тонкова С., Бурматова О.П. Опыт Болгарии в формировании кластерной политики // Регион: Экономика и Социология. – 2016. – № 2(90). – c. 237-252. – doi: 10.15372/REG20160214.
9. Aage T., Belussi F. From fashion to design: creative network in industrial district // Innovation and Industry. – 2008. – № 5. – p. 475-492. – doi: 10.1080/13662710802373791.
10. Lombardi M. The evolution of local production systems: the emergence of the «invisible mind» and the evolutionary pressures towards more visible «minds» // Research Policy. – 2003. – № 8. – p. 1443-1462. – doi: 10.1016/S0048-7333(02)00157-9.
11. Lombardi M The cognitive approach to the study of local production systems. / In book: Evolutionary patterns of local industrial systems: Towards a Cognitive Approach to the Industrial District, chapter 3. - Aldershot: Ashgate, 2000. – 71 p.
12. Вень М., Петрук Г.В. Наука, образование и бизнес: зарубежный и отечественный опыт интеграционного взаимодействия // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – № 2(19). – c. 216-219.
13. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика — стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. – 2003. – № 1.
14. Cooke P., Uranga M.G., Etxebarria G. Regional Innovation Systems: Institutional and Organisational Dimensions // Research policy. – 1997. – № 4-5. – p. 475-491. – doi: 10.1016/S0048-7333(97)00025-5.
15. Asheim B.T., Isaksen A., Trippl M. Advanced Introduction to Regional Innovation Systems. - |Massachusetts USA: Edward Elgar Publishing, 2019. – 146 p.
16. Cantù C., Corsaro D., Snehota I. Roles of Actors in Combining Resources into Complex Solutions // Journal of Business Research. – 2012. – № 2. – p. 139-150. – doi: 10.1016/j.jbusres.2011.05.013.
17. Yusuf S., Nabeshima K. How universities promote economic growth. - Washington, DC: The World Bank, 2007.
18. Arbo P., Benneworth P. Understanding the Regional Contribution of Higher Education Institutions // OECD Education Working Papers. – 2007. – № 9. – doi: 10.1787/161208155312.
19. Карловская Е.А. Методология организации предоставления государственных услуг на основе субъектно-ориентированного подхода. / Дисс.,.. докт. экон. наук : 08.00.05. - Хабаровск, 2013. – 342 c.
20. Чеперегин А.С. Cубъект-ориентированное управление // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2006. – c. 90a-95.
21. Воронов А.С. Управление устойчивым инновационным развитием региональных социально-экономических систем. / Автореферат дис.,.. доктора экономических наук : 08.00.05. - Москва, 2021. – 53 c.
22. Батукова Л.Р. Управление инновационной модернизацией экономики регионов Сибири. / автореферат дис.,.. доктора экономических наук: 08.00.05. - Красноярск, 2014. – 38 c.
23. Clark B. Creating Entrepreneurial Universities Organizational Pathways of Transformation. - New York: IAU Press, 1998. – 200 p.
24. Woollard D. Towards a theory of university entrepreneurship: developing a theoretical model // Industry and Higher Education. – 2010. – № 6. – p. 413-427. – doi: 0.5367/ihe.2010.0017.
25. Etzkowitz H., Ranga M. Triple Helix systems: analytical framework for innovation policy and practice in the Knowledge Society. Academia. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/4807351 (дата обращения: 05.11.2022).
26. Compagnucci L., Spigarelli F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints // Technological Forecasting and Social Change. – 2020. – p. 120284. – doi: 10.1016/j.techfore.2020.120284.
27. Connecting Universities to Regional Growth: A Practical Guide. Ec.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/presenta/universities2011/universities2011_en.pdf (дата обращения: 05.11.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:53:37