Эволюция глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности
Лев М.Ю.1, Медведева М.Б.2, Лещенко Ю.Г.3
1 Институт экономики Российской Академии Наук, Россия, Москва
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
3 Первое экономическое издательство, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 19
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49860722
Цитирований: 19 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Настоящее исследование направлено на то, чтобы идентифицировать и пересмотреть значимость международных организаций в глобальном экономическом управлении с позиции национальной безопасности. Центральной проблемой международных организаций и их роли в мировых экономических процессах содержатся в рамках подхода к глобальному управлению, хотя изначально он казался утопическим, и считался слишком амбициозным в переопределении международной системы.
Актуальный интерес представляет концепция международных организаций, в части определения структурного процесса регулирования, который обусловлен финансово-экономическими, политическими, экологическими, социальными и другими аспектами цивилизационного развития. Данный процесс приводит к многочисленным трансформациям не только самих международных организаций, но и концепций сотрудничества и национальных структур безопасности:
происходящие события на национальном уровне вышли за пределы границ суверенных стран, и приобрели международный характер управления;
международные организации активно расширяют свои компетенции;
функции управления безопасностью модифицируются в катализатор изменений и измеримых возможностей субъектов.
В работе проанализирована связь между юрисдикциями государств и международными организациями через призму регулирующих механизмов.
Определена роль международных организаций в глобальном управлении с позиции национальной безопасности.
В заключении сделан вывод о том, что существующим международным организациям необходимо критически переосмыслить актуальность прежних инструментов политики в быстро меняющихся условиях международной системы. И для того, чтобы управлять глобально, они должны стать центрами, платформами и форумами для самых разных субъектов.
Ключевые слова: международные организации, эволюция глобального управления, механизмы регулирования, экономические процессы, национальная (экономическая) безопасность
Финансирование:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания Рег. № НИОКТР 121030500096-5; Рег. № ИКРБС «Новые вызовы и угрозы социально-экономической безопасности: меры бюджетно-финансового регулирования».
JEL-классификация: F02, F52, F53
Введение. «Управление представляет собой совокупность законов, норм, политики и институтов, определяющих и составляющих отношения между гражданами, обществом, рынком и государством – носителями и объектами реализации публичной власти» [20] (Smotritskaya, Chernyh, 2020). Усиление глобальной взаимозависимости, растущее признание проблем, не поддающихся решению в рамках одного государства или организации, а также увеличение числа и значимости негосударственных акторов – все это способствовало росту глобального управления как аналитической структуры регулирующих механизмов.
«По мере роста числа международных организаций, а также интенсивности их взаимодействий возрастает потребность в институционализированном сотрудничестве между ними» [10] (Lev, Leshchenko, 2021). Это достигается с помощью формальных и неформальных механизмов регулирования, которые обеспечивают больший порядок и стабильность международной системы, чем это могло бы произойти естественным образом.
Например, «международные сделки обычно характеризуются упорядоченностью, стабильностью и предсказуемостью» [3] (Volodina, Medvedeva, 2020). Это сразу же порождает вопрос: как управляется международная система в отсутствие «мирового правительства» [1], создавая нормы, кодексы поведения, а также механизмы регулирования, надзора и соблюдения? Ответ содержится в глобальном управлении. И наоборот, вспышки беспорядков, нестабильности и конфликтов представляют собой кризисы и упадок национального и/или глобального управления.
Глобальное управление влечет за собой многоуровневые и сетевые взаимодействия с целью более рационального регулирования связей между различными уровнями политик [19, 30, 32] (Silvestrov, Zaritskiy, Kotlyarov et al., 2022; Leshchenko, 2020; Lev, Leshchenko, 2020) и необходимостью адаптации к изменившемуся международному ландшафту, где число «центров силы» увеличилось. Архитектура глобального управления состоит из Организации Объединенных Наций в основе многостороннего порядка; официальных международных и региональных организаций; неформальных группировок общего назначения, наиболее ярким примером которых являются главы правительств G-20, G-7; транснациональных корпораций и участников финансового рынка [12, 27] (Leshchenko, 2017; Isaeva, Leshchenko, 2019).
В современных реалиях глобальное управление обусловлено коллективным решением общих проблем на международном уровне, находится в критическом состоянии. Вследствие стремительных темпов глобализации риски для международной системы выросли до такой степени, что ранее локализованные угрозы уже не могут быть устранены на национальном уровне, не представляя собой потенциальную опасность для международной безопасности и стабильности, вызывая тем самым потребность в более эффективном глобальном управлении. Внутренняя политика национальных государств создает жесткие ограничения для эффективного международного сотрудничества и снижает уровень возможностей для компромисса.
Следовательно, на современном этапе развития международной системы необходима альтернатива «Вестфальского договора» [2], адаптированная к сегодняшним реалиям, с международными организациями, способными управлять мировым порядком.
Цель исследования содержится в идентификации и оценке значимости международных организаций в глобальном управлении с позиции национальной безопасности.
Согласно сформулированной цели выдвигается гипотеза об авторитетности международных организаций в глобальном управлении с позиции безопасности (стабильности), чему способствуют главным образом разработка ими международных стандартов и имплементация их на национальном уровне с помощью регулирующих механизмов.
Доказательство гипотезы предопределило реализацию следующих задач:
- идентифицировать этапы развития глобального управления в контексте международных организаций;
- проанализировать связь между юрисдикциями государств и международными организациями через призму регулирующих механизмов;
- определить роль международных организаций в глобальном управлении экономическими процессами с позиции национальной безопасности.
Объект исследования – глобальное управление в контексте международных организаций.
Предмет исследования – эволюционный процесс глобального управления в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности.
Научная новизна исследования заключается в применении междисциплинарного подхода к учету влияния тенденций глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций на обеспечение национальной безопасности.
Введены в научный оборот авторские определения: глобального управления в контексте международных организаций и его структуры.
Работа базируется на методах систематизации, обобщения и сравнения, эволюционно-системного анализа, детализации, индукции и дедукции, позволяющих интерпретировать структуру, цель и задачи исследования.
Информационную базу исследования составили: официальные материалы международных организаций [23, 38, 40, 41]; труды российских и зарубежных ученых и экспертов [5, 6, 18, 19, 21, 24] (Drobot, 2022; Kazantsev, 2022; Pospelov, Abanina, Abramov et al., 2022; Silvestrov, Zaritskiy, Kotlyarov et al., 2022; Abbott, 2014; Brambila Martinez, 2021), а также авторские исследования [8, 11, 13, 16, 17] (Lev, 2013; Lev, Leshchenko, 2022; Leshchenko, 2018; Leshchenko, 2022; Medvedeva, 2020); энциклопедии, словари, аналитическая и экспертная литература, интернет-ресурсы [2, 4, 34].
Практической значимостью результатов исследования является возможность применения суверенными странами на национальном уровне опыта, проводимой политики глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций в сфере безопасности.
Эволюция глобального управления в контексте международных организаций. Процесс эволюции – это изменение этапов, сменяющих друг друга фаз во времени, подчеркивая сложные взаимозависимости, конкуренцию, рост, структурные трансформации и ограничения ресурсов. Эволюция глобального управления в контексте международных организаций во многом основана в период (начиная с XVII века), когда они начали создаваться посредством мирных договоров, конгрессов, конвенций, деклараций. Согласно этому факту, международные организации прошли несколько этапов фаз и сформировались следующим образом:
I фаза – «Вестфальский мир» [3] был серией мирных договоров, подписанных в период с мая по октябрь 1648 г. в вестфальских городах Оснабрюк и Мюнстер. Договоры привели к окончанию 30-летней войны и ускорили собрание большинства государств в обсуждении вопроса о территориальных границах.
II фаза – «Венский конгресс» [4] 1814–1815 гг. В исторических документах описываются две конференции, которые прошли между послами крупнейших держав Европы, созванные для решения европейских политических проблем, оставшихся после наполеоновских войн, что привело к созданию международной системы, усиленной союзом России, Великобритании, Пруссии, Австрии; Франция присоединилась в 1818 г.
III фаза – «Парижский конгресс» – дипломатическая встреча 1856 г. [2], ставшая местом, где впервые нехристианское государство (Османская империя) было допущено к участию в конференции европейских государств. Балканские государства также были допущены на эту конференцию как часть мирового сообщества; в последнее десятилетие XIX века в сообщество были приняты другие нехристианские государства, такие как Персия, Япония и Китай.
IV фаза – «Гаагские конвенции» [4] 1899 и 1907 гг. представляют собой серию международных договоров и деклараций, заключенных на двух международных мирных конференциях в Гааге и Нидерландах. Гаагские конвенции стали одними из первых официальных документов, где были изложены закон о войне и военных преступлениях светского международного права, ставших вехой в истории международных отношений, где был утвержден принцип равенства участвовавших государств.
V фаза – «Лондонская декларация» [25]1909 г. (о законах морской войны – международный кодекс морского права). На конференции обсуждались спорные вопросы между воюющими и нейтральными государствами. Декларацию подписали большинство великих держав того времени: Австро-Венгрия, Франция, Германия, Италия, Япония, Россия, Нидерланды, Испания, Великобритания и США. Однако ни одно государство так и не ратифицировало декларацию, и следовательно, она так и не вступила в силу [26].
VI фаза – учреждение «Лиги Наций» [5] Версальским мирным договором 1919 г., согласно которому союзные и ассоциированные державы возглавили ее в 1920 г., а впоследствии создание Организации Объединенных Наций (ООН) после Второй мировой войны в 1945 г. через конференцию в Сан-Франциско 1941 г., что привело к появлению Устава ООН 1945 г. [11] (Lev, Leshchenko, 2022).
Благодаря этой эволюции современные международные организации получили фундаментальное развитие и достигли больших успехов, продолжая создавать новые институты, способные управлять экономическими процессами на глобальном уровне. Современная фаза международных организаций охватывает период с 1945 г. по 1990 г., а самым важным аспектом этого периода стал активный процесс взаимодействий (международной дипломатии) и интеграции между людьми, компаниями и правительствами во всем мире.
Тем не менее «необходимо упомянуть о таких подходах, как «неореализм» и «мягкий неореализм», рассматривающих инструментализацию международных организаций, возглавляющих государств» [31] (Leshchenko, 2019). В контексте «неореализма» исследуются попытки государств использовать международные организации для достижения своих целей в области безопасности [5] (Drobot, 2022). Что касается «мягкого неореализма», то данный подход сопряжен с оценкой того, как государства используют международные организации для участия в «уравновешивании институционализации», что означает применение давления и угроз (более сильными государствами) в многосторонних институтах для обеспечения своих целей в интересах различных видов безопасности, то есть интерпретация власти и выгод в действии (в широком масштабе) якобы сотрудничающего многостороннего института.
В настоящее время «международная организация представляет собой комбинацию независимых политических образований или суверенных государств» [16] (Leshchenko, 2022). Основной целью такой организации является поддержание безопасности и стабильности в мире. Более того, эти организации предоставляют возможность различным государствам решать свои проблемы мирным путем в целях укрепления их сотрудничества с другими государствами. Международные организации создаются для обеспечения каналов связи, механизмов сотрудничества и методов координации действий государственных акторов в глобальной политической системе. Эти управленческие функции важны для ослабления агрессивной международной конкуренции и предотвращения конфликтов разной направленности.
Таким образом, «глобальное управление в контексте международных организаций» – это целенаправленный порядок, возникающий из институтов, процессов, норм, формальных соглашений и неформальных механизмов, регулирующих действия на общее благо» [6]. Глобальное управление охватывает деятельность, выходящую за национальные границы на международном, транснациональном и региональном уровнях, основанную на правах и правилах, соблюдение которых обеспечивается за счет сочетания экономических стимулов. Регулирующие механизмы глобального управления состоят из элементов и методов как государственного, так и частного сектора. Эти элементы включают в себя согласованные стандарты, развивающиеся нормы, базирующиеся на общих ценностях, и директивы, издаваемые частными властями, обеспечиваемые национальными государствами. Методы глобального управления включают гармонизацию законов между государствами, международными режимами, глобальными сетями по вопросам политики, которые сочетают в себе функции государственных органов и организаций частного сектора.
Взаимосвязь между юрисдикциями государств и международными организациями через призму регулирующих механизмов глобального управления. Для того чтобы идентифицировать вектор развития и контуры внешней политики конкретного государства, следует установить его роль в архитектуре глобального управления, поскольку в системе многомерных акторов возникают сдерживающие факторы (ограничения), устанавливающие правила, по которым оно должно действовать соответствующим образом. Например, в одном из исследований особо подчеркивается «взаимозависимость государств через влияние глобальных экономических процессов и движение капитала, и для того, чтобы государства защищали свой внутренний суверенитет и национальную (экономическую и др.) безопасность как часть своей территориальной основы, они должны вывести свою национальную политику на глобальный уровень, таким образом, взаимодействуя в сложной сети заинтересованных сторон» [28] (Krasner Stephen, 2009). Обосновать данный тезис можно через фундаментализацию глобальных экономических процессов:
- как экономическое измерение, охватывающее от трансграничной торговли до международных правил [18](Pospelov, Abanina, Abramov et al., 2022);
- как политическая система, требующая высокого уровня сотрудничества между одним государством и рядом международных субъектов посредством многосторонних соглашений и международных организаций.
Но при этом возникают вопросы относительно того, какая структура должна быть оценена, предложена и реализована, чтобы выполнить эту очевидную огромную ответственность. Авторами предлагается «структура глобального управления в контексте международных организаций», определяя ее как «управление, регулирование и реализация глобальной политики публичного характера как частными, так и государственными субъектами, действующими за пределами юрисдикций государств, что ведет к преобразующему росту связей в условиях членства в международных организациях. Структурными элементами для последующего сравнительного анализа являются: архитектура мирового порядка; роль государства в международных отношениях; роль международной организации вне государства; адаптивность, подотчетность и легитимность глобального управления; распределение власти» [7].
То есть «структура глобального управления в контексте международных организаций» – это набор пересекающихся, но разрозненных процессов публично-частного обсуждения и сотрудничества между официальными государственными и международными организациями и негосударственными субъектами в целях достичь консенсуса в отношении норм, стимулирующих цивилизационное развитие и решающих переходные проблемы.
В данном случае измерить структуру глобального управления в контексте международных организаций можно с помощью анализа мобильности глобальной политики, начиная со сравнительного контекста моделей (передовых практик), транснационализации политических диалогов посредством информации и рекомендаций по имплементации международных стандартов, космополитизации политических акторов через переход из государственного в частное политического опыта и оценки совместимости и реализации.
Из этой подборки подходов к глобальному управлению в контексте международных организаций можно оценить деятельность внешней политики отдельного государства, где в разной степени взаимодействуют многоаспектные уровни заинтересованных сторон. После этого, в случае положительной оценки, для координации, а также для направления и предоставления политического опыта некоторые государства могут выступать в качестве международных посредников (лидеров).
Далее детализируем взаимосвязь между юрисдикциями государств и значимыми для мировой экономики международными организациями через призму регулирующих механизмов глобального управления (табл. 1–3).
Таблица 1
Взаимосвязь между юрисдикциями государств и Всемирным банком
через призму регулирующих механизмов глобального управления
Всемирный банк (ВБ), World Bank
(WB)
| |
Создание
|
Основан
в 1944 г. на валютно-финансовой конференции UN (Бреттон-Вудская
конференция); официально начал свою деятельность в июне 1946 г.
WB связан с UN, но не подотчетен ни Генеральной Ассамблее UN, ни Совету Безопасности UN. Штаб-квартира WB находится в Вашингтоне (США), при этом у него есть офисы в более чем 170 странах |
Организационная
структура
|
Состоит
из Совета управляющих, Совета исполнительных директоров и Консультативного
комитета, Кредитного комитета, президента и других сотрудников. Все
полномочия банка возложены на Совет управляющих, который является высшим
директивным органом WB.
В состав Группы WB входят пять учреждений: - Международный банк реконструкции и развития (IBRD); - Международная ассоциация развития (IDA); - Международная финансовая корпорация (IFC); - Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA); - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) |
Функции
(компетенции)
|
- Предоставляет
различные технические услуги странам-членам;
- предоставляет кредиты стране-члену в размере до 20% ее доли в оплаченном капитале WB; - предоставляет кредиты на конкретные проекты, должным образом представленные WB страной-членом; - предоставляет ссуды частным инвесторам, принадлежащим странам-членам, под собственную гарантию. IBRD обеспечивает финансовое развитие и финансирование политики; IDA предоставляет беспроцентные и низкопроцентные кредиты и гранты; IFC мобилизует инвестиции частного сектора и предоставляет консультации; MIGA обеспечивает страхование политических рисков (гарантии); ICSID разрешает инвестиционные споры |
Регулирующие
механизмы глобального управления
|
Глобальная
практика управления подтверждается через механизмы кредитования и создание
эффективных, инклюзивных и подотчетных институтов
|
Страны-члены
|
189
стран-членов
|
WB является крупнейшей в мире многосторонней организацией-кредитором. Большинство развивающихся стран с самой крупной задолженностью – наибольшая часть их внешнего долга, в некоторых случаях составляет более 50%, приходится на WB и его многосторонние региональные банки развития [38]. По мнению некоторых экспертов, бремя этих долгов, которые, согласно уставу банка, не могут быть отменены или перенесены – увековечило экономическую стагнацию во всем развивающемся мире.
Технически WB является частью системы UN, но его структура управления отличается: каждое учреждение в Группе WB принадлежит правительствам его членов, которые подписаны на его основной акционерный капитал с количеством голосов, пропорциональных количеству акций. Членство обеспечивает определенные права голоса, одинаковые для всех стран, но есть также дополнительные голоса, которые зависят от финансовых взносов стран-членов в организацию. В результате WB контролируется в основном развитыми странами, а клиентами почти исключительно являются развивающиеся страны. По состоянию на 2021 г. США имели 16,4% от общего числа голосов, Япония – 7,9%, Германия – 4,5%, а Соединенное Королевство и Франция – по 4,3%, а поскольку для принятия важных решений требуется квалифицированное большинство в 85%, США способны заблокировать любые изменения [38].
Страны-члены возвращают сумму доли WB следующими способами:
- 2% размещенных акций погашаются золотом, долларами США или специальными правами заимствования (SDR) [8];
- каждая страна-член может погасить 18% своей доли капитала в национальной валюте;
- оставшиеся 80% акций депонируются страной-членом по требованию WB.
Таблица 2
Взаимосвязь между юрисдикциями государств и Банком международных расчетов
через призму регулирующих механизмов глобального управления
Банк международных расчетов (БМР),
Bank for International Settlements (BIS)
| |
Создание
|
БМР
со штаб-квартирой в Базеле, Швейцария (представительства в Гонконге и Мехико)
создан на основе Гаагских соглашений 1930 г.
|
Организационная
структура
|
Структура
управления:
БМР
является акционерным обществом, его членами могут быть исключительно
центральные банки или аналогичные учреждения. Высшими руководящими органами
являются Генеральная Ассамблея (акционеры) и Совет директоров. В Совет
директоров на постоянной основе входят Председатель Совета управляющих
Федеральной резервной системы США и президенты ЦБ других
государств-основателей. Существуют назначаемые члены (каждый из выше
обозначенных членов Совета директоров может назначить еще трех) и избираемые
члены (не более девяти членов из числа других стран). Каждый член Совета имеет
один голос. Принцип голосования – простое большинство.
Институциональная структура: - Базельский комитет по банковскому надзору - Комитет по глобальной финансовой системе - Комитет по платежным и расчетным системам - Комитет по рынкам - Комитет Ирвинга Фишера по статистике центральных банков Секретариаты независимых организаций - Совет по финансовой стабильности - Международная ассоциация органов страхового надзора - Международная ассоциация страховщиков депозитов |
Функции
(компетенции)
|
- покупать и
продавать золотые монеты (слитки) за свой счет или за счет центральных
банков;
- держать золото за свой счет под резервы в центральных банках; - принимать на хранение золото за счет центральных банков; - делать ссуды центральным банкам или занимать их под золото, переводные векселя и другие краткосрочные обязательства основной ликвидности или другие утвержденные ценные бумаги; - учитывать, переучитывать, покупать или продавать с индоссаментом или без него переводные векселя, чеки и другие краткосрочные обязательства с основной ликвидностью, включая казначейские векселя и другие аналогичные государственные краткосрочные ценные бумаги, которые в настоящее время обращаются на рынке; - покупать и продавать обращающиеся ценные бумаги, кроме акций, за свой собственный счет или за счет центральных банков; - открывать и поддерживать текущие или депозитные счета в центральных банках стран-членов; - открывать и поддерживать депозиты центральных банков стран-членов на текущем или депозитном счете; - открывать и поддерживать депозиты по доверительным соглашениям, которые могут быть заключены между Банком и правительствами с целью проведения международных расчетов; - поддерживать другие депозиты, которые, по мнению Совета директоров относятся к сфере деятельности Банка; - действовать в качестве агента или корреспондента любого центрального банка; - договариваться с любым центральным банком о том, чтобы последний действовал в качестве его агента или корреспондента; - заключать соглашения о деятельности в качестве доверительного управляющего или агента с целью проведения международных расчетов, при условии, что такие соглашения не нарушают обязательств Банка перед третьими лицами, и выполнять различные операции, изложенные в нем |
Регулирующие
механизмы глобального управления
|
Механизм
управления валютными резервами стран-членов. Когда центральным банкам нужна
немедленная ликвидность, они предлагают кредитные услуги, а также выкупают
торгуемые финансовые инструменты, предлагаемые этими центральными банками.
БМР публикует исследования и статистические данные о глобальном банковском деле, валютных операциях, финансовых рынках ценных бумаг и рынке деривативов. Информация распространяется среди центральных банков-членов, чтобы помочь им в выполнении их функций и принятии решений |
Страны-члены
|
63
центральных банка и органы денежно-кредитного регулирования в настоящее время
являются членами БМР, и имеют право голоса и представительства на общих
собраниях. Количество стран, представленных на каждом континенте: 35 в
Европе, 15 в Азии, 5 в Южной Америке, 3 в Северной Америке, 2 в Океании и 3 в
Африке.
Деятельность Центрального банка Российской Федерации была приостановлена в марте 2022 года |
Миссия BIS состоит в том, чтобы поддерживать стремление центральных банков к денежно-кредитной и финансовой стабильности посредством международного сотрудничества, предлагая услуги премиум-класса и высокую прибыль на вложенные средства, обеспечивая ликвидность своих стран-членов, выкупая торгуемые ценные бумаги у их центральных банков. BIS не предоставляет прямые кредиты правительствам и не взаимодействует с корпорациями и потребителями. Сотрудничество BIS с центральными банками лежит в основе регулярных встреч Совета директоров и через базельский процесс, организация которого возложена на Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS).
BCBS является международным комитетом по финансовому регулированию и несет ответственность за Базельские соглашения (требования к капиталу и другие банковские правила (стандарты)), рекомендуемые к выполнению и имплементации в национальное банковское законодательство суверенными правительствами.
В штаб-квартире банка расположены секретариаты независимых организаций, способствующих более эффективной деятельности BIS [29] (Leschenko, Bolonina, 2019).
Совет по финансовой стабильности (FSB) содействует международной финансовой стабильности посредством расширенного обмена информацией и международного сотрудничества в области финансового надзора и мониторинга.
Международная ассоциация органов страхового надзора (IAIS) является добровольной организацией страховых надзорных и регулирующих органов из более чем 200 юрисдикций, на которую приходится 96% страховых премий в мире. Это глобальный орган по установлению правил, отвечающий за разработку и оказание технической помощи в реализации принципов, стандартов и руководств, а также вспомогательных материалов по надзору за страховым сектором.
Международная ассоциация страховщиков депозитов (IADI) – это форум для обмена знаниями и опытом страховщиков депозитов. Способствует стабильности финансовых систем путем развития международного сотрудничества в области страхования депозитов и предоставления рекомендаций по созданию новых и усовершенствованию существующих систем страхования депозитов.
BIS выступает в роли центрального банка для всех основных центральных банков стран мира, находится в их частной собственности, большинство из которых также являются частными. Ни перед кем не подотчетен (положения, касающиеся иммунитетов BIS, в том числе в отношении активов, депонированных BIS третьим лицам, прописаны в Брюссельском протоколе [34]) и действует в условиях полной секретности и неприкосновенности. На протяжении многих лет, постоянно совершенствуя свою деятельность, BIS добился огромных успехов в международной экономической системе наряду с сопутствующими ему инициативами в области глобального управления.
Таблица 3
Взаимосвязь между юрисдикциями государств и Всемирной торговой организацией
через призму регулирующих механизмов глобального управления
Всемирная торговая организация
(ВТО), World Trade Organization (WTO)
| |
Создание
|
WTO
была создана 1 января 1995 г. в результате Уругвайского раунда
многосторонних торговых переговоров (со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария),
ставшая институциональным преобразованием Генерального соглашения по тарифам
и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1947 г.
|
Организационная
структура
|
- Высший орган WTO
– Министерская конференция;
- Генеральный совет, отвечающий за выполнение текущей деятельности WTO; - Советы WTO – по торговле товарами, услугами, по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности; - Специализированные комитеты; - Секретариат |
Функции
(компетенции)
|
-
способствовать
реализации и администрированию соглашений WTO;
- обеспечивать форум для переговоров между членами относительно их многосторонних торговых отношений, а также основу для реализации результатов таких переговоров; - управлять Соглашениями об урегулировании споров (DSU); - осуществлять мониторинг национальных торговых политик посредством «Обзора торговой политики»; - при необходимости, сотрудничать с IMF и WB и их аффилированными учреждениями с целью достижения большей согласованности в разработке глобальной экономической политики; - предоставление технической помощи развивающимся странам |
Регулирующие
механизмы глобального управления
|
- правовой
механизмом урегулирования торговых споров;
- мониторинг национальных торговых политик |
Страны-члены
|
164
государства-члена, 25 стран в статусе наблюдателей
|
«WTO – это международная организация, обеспечивающая бесперебойную деятельность мировой торговли (контролирует соблюдение правил и выступает посредником в спорах между государствами-членами)» [17] (Medvedeva, 2020). WTO предоставляет информацию по вопросам торгово-экономической политики, ее информационные базы и публикации обеспечивают доступ к данным о мировых торговых потоках, тарифах, нетарифных мерах и торговле добавленной стоимостью в режиме реального времени. Основная цель WTO – помочь производителям, экспортерам и импортерам товаров и услуг и других форм интеллектуальной собственности вести свой бизнес, способствуя максимально свободному процессу торговли при условии отсутствия негативных эффектов.
Договоры WTO, заключенные между его членами, имеют обязательную силу. Существующие соглашения об урегулировании торговых споров предусматривают арбитражную процедуру разрешения конфликтов, для чего в организации создан «Орган по урегулированию споров (DSB) на основе права WTO» [16] (Leshchenko, 2022). Если сторона не согласна с решением, она может передать дело в апелляционный орган. WTO не имеет полномочий для принудительного исполнения решений, принятых в рамках этой арбитражной процедуры, однако допускает применение экономических санкций.
Система соглашений WTO представляет собой регламенты, охватывающие широкий спектр видов экономической деятельности, касающиеся: сельского хозяйства, текстильной промышленности, банковского дела, телекоммуникаций, государственных закупок, промышленных стандартов и безопасности продукции, санитарных правил пищевых продуктов, интеллектуальной собственности и многое другое. Но во всех этих многочисленных документах прослеживается ряд простых фундаментальных принципов, которые составляют основу многосторонней торговой системы в процессе глобального управления.
Роль международных организаций в глобальном управлении с позиции национальной безопасности. Рассматривая роль международных организаций в глобальном управлении с позиции национальной безопасности, стоит задаться вопросом, достаточна ли их роль в глобальном управлении в контексте национальной безопасности (и других ее составляющих), чтобы охватить все междисциплинарные концепции (парадигмы), а также потенциально заменить роль государства как суверена?
Например, одни авторы в своих исследованиях утверждают, что значительный объем международного сотрудничества в области управления осуществляется через официальные международные организации, которые состоят из национальных регулирующих органов или других правительственных единиц, действующих автономно, а не государств или национальных правительств как таковых [18, 19, 21] (Pospelov, Abanina, Abramov et al., 2022; Silvestrov, Zaritskiy, Kotlyarov et al., 2022; Abbott, 2014).
Другие авторы отмечают, что действительно существуют области, не охваченные межправительственным регулированием, подпадающие под действие негосударственных субъектов [10, 24, 31] (Lev, Leshchenko, 2021; Brambila Martinez, 2021; Leshchenko, 2019).
Концепция глобального управления в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности на современном этапе сфокусирована на двух нерешенных вопросах. Один из них связан с претензиями на легитимное, то есть законное осуществление власти, другой – с демократическими ценностями. В отличие от теорий управления на национальном уровне, международный договор между государствами и институтами глобального управления не был разработан в той степени, чтобы служить эффективной основой легитимности. «Сущность концепции глобального управления подразумевает демократическое управление» [7] (Karavaeva, Lev, 2022). Однако существует зависимость от международных организаций по разработке и установлению стандартов, правил и процедур бюрократических учреждений государств по реализации политики до организаций по контролю за соблюдением, ни одна из них не основана на демократических принципах представительства или равного участия. Из чего следует, что демократические ценности и концепция глобального управления в контексте международных организаций подвергаются сомнениям и критике, подрывая доверие к рациональной деятельности организаций.
Рассмотрим Всемирную торговую организацию (WTO) на предмет ее роли в глобальном управлении с позиции национальной безопасности Российской Федерации (РФ). Выбор анализа WTO обусловлен негативными последствиями для мировой экономики и торговли, начавшимся в феврале 2022 г. «конфликтом между Россией и Украиной, который спровоцировал продовольственный и гуманитарный кризис огромных масштабов» [9] (Lev, 2022). С точки зрения глобального управления, повышение цен на продовольственные и непродовольственные товары в условиях данного кризиса сократит реальные доходы и снизит мировой спрос. «Санкции приведут к экономическим потерям и издержкам не только для России, но и для ее торговых партнеров, дестабилизируя национальную и международную (продовольственную) безопасность» [6] (Kazantsev, 2022).
Спустя 18 лет переговорного процесса, в августе 2012 г. РФ стала 156-м членом WTO [1]. Цели присоединения РФ к WTO инициированы были: получением недискриминационных условий доступа российских товаров на международные рынки; доступом к механизму разрешения торговых споров на международном уровне; формированием благоприятствующего климата для иностранных инвестиций (в результате реформ нормативно-правовой базы в соответствии с правилами WTO); наращиванием возможностей российских инвесторов в странах – членах WTO; обеспечением условий конкурентоспособности российских товаров; участием в разработке международных стандартов торговли, учитывая национальные интересы; совершенствованием статуса РФ в мире как полноправного участника мировой торговли; перспективой вступления РФ в Организацию экономического сотрудничества и развития (членство в WTO является обязательным условием).
Согласно заявленным целям WTO, организация играет важную роль в повышении устойчивости глобальных производственно-сбытовых цепочек товаров и услуг, способствует эффективному производству, инновациям, адекватному ценообразованию и быстрым темпам экономического роста, что является факторами в обеспечении национальной безопасности. Повышение уровня национальной безопасности РФ как участника WTO требует всесторонней оценки торгово-экономических проблем и возможностей, а также способности предвидеть и управлять специфическими рисками. Исходные условия, характер проблем и варианты внутренней политики важны для определения того, какую роль будет играть внешняя торговля РФ в процессе обеспечения национальной безопасности в условиях членства WTO. Далее необходимо проанализировать ключевые показатели РФ внешней торговли (рис. 1–2, табл. 4–7).
Рисунок 1. Соотношение основных компонентов внешней торговли товарами РФ,
млрд долл. США
Источник: составлено авторами по материалам WTO [41].
График на рисунке 1 демонстрирует положительную траекторию роста экспорта и импорта товаров РФ, увеличение с 2017 по 2021 г. составило 1,4 и 0,7 млрд долл. США соответственно. За исследуемый период торговое сальдо [9] по товарам имеет скачкообразный тренд, увеличение показателя произошло на 7,5 млрд долл. США.
Таблица 4
Структура внешней торговли товарами РФ по основным группам, %
Структура товаров по основным
группам
|
Экспорт
|
Структура товаров по основным группам
|
Импорт
| ||
2017
|
2021
|
2017
|
2021
| ||
Уголь
(HS 2701)
|
3,1
|
3,7
|
Машины;
электрооборудование
|
31,3
|
31,7
|
Овощные
продукты
|
2,5
|
3,9
|
Овощные
продукты
|
5,1
|
5,0
|
Машины;
электрооборудование
|
3,8
|
3,8
|
Транспортное
оборудование
|
13,0
|
12,4
|
Химикаты
|
4,9
|
4,8
|
Готовая
еда, напитки и табачные изделия
|
4,7
|
4,5
|
Драгоценные
камни и металлы
|
3,1
|
9,0
|
Текстиль
и текстильные изделия
|
4,7
|
5,0
|
Недрагоценные
металлы и изделия из них
|
10,1
|
10,4
|
Недрагоценные
металлы и изделия из них
|
6,3
|
6,9
|
Нефтяное
масло, сырое (HS 2709)
|
25,8
|
21,6
|
Пластмассы
и каучук
|
5,7
|
5,6
|
Нефтяные
масла, кроме сырых (HS 2710)
|
16,2
|
13,5
|
Химические
средства
|
12,8
|
12,7
|
Газ
и другие газообразные углеводороды (HS 2711)
|
12,4
|
10,0
|
Прецизионные
инструменты
|
3,0
|
3,7
|
Другое
|
18,1
|
19,5
|
Другое
|
10,1
|
9,8
|
Структура внешней торговли товарами РФ состоит из экспорта и импорта, где преобладающая доля сырьевой направленности приходится на экспорт, при этом 4 позиции из 10 совпадают:
- «Овощные продукты»: по экспорту произошло увеличение на 1,4%, по импорту – небольшое снижение на 0,1%;
- «Машины; электрооборудование»: по экспорту сохраняется значение в 3,8%, по импорту прирост составил 0,4%;
- «Недрагоценные металлы и изделия из них»: показатели и по экспорту, и по импорту демонстрируют рост на 0,3 и 0,6% соответственно;
- «Другое»: по экспорту +1,6%, по импорту – минус 0,3%.
Положительная траектория роста наблюдается у показателей по экспорту – «Уголь (HS 2701)» (0,6%), «Драгоценные камни и металлы» (+5,9%); по импорту – «Текстиль и текстильные изделия» (+0,3%), «Прецизионные инструменты» (+0,7%).
Следующие показатели имеют отрицательный тренд: по экспорту – «Химикаты» (-0,1%), «Нефтяное масло, сырое (HS 2709)» (-4,2%), «Нефтяные масла, кроме сырых (HS 2710)» (-2,7%), «Газ и другие газообразные углеводороды (HS 2711)» (-2,4%); по импорту – «Транспортное оборудование» (-0,6%), «Готовая еда, напитки и табачные изделия» (-0,2%), «Пластмассы и каучук» (-0,1%), «Химические средства» (-0,1%).
Таблица 5
Внешняя торговля товарами РФ по странам и регионам, %
Страны, регионы
|
Экспорт
|
Страны, регионы
|
Импорт
| ||
2017
|
2021
|
2017
|
2021
| ||
Китай
|
9,8
|
14,6
|
Китай
|
21,0
|
23,8
|
Япония
|
3,3
|
2,7
|
Япония
|
3,7
|
3,1
|
Корея
|
3,5
|
3,7
|
Корея
|
2,8
|
3,1
|
Другие
регионы Азии
|
5,8
|
6,1
|
Другие
регионы Азии
|
7,7
|
7,9
|
США
|
3,3
|
3,4
|
США
|
6,0
|
5,7
|
Европейский
Союз
|
43,4
|
33,8
|
Европейский
Союз
|
36,4
|
33,9
|
Великобритания
|
2,4
|
6,9
|
Турция
|
1,2
|
2,2
|
Турция
|
4,8
|
4,7
|
Белоруссия
|
5,2
|
5,4
|
Белоруссия
|
4,9
|
4,7
|
Казахстан
|
2,0
|
2,2
|
Казахстан
|
3,3
|
4,2
|
Другие
страны СНГ
|
1,4
|
1,8
|
Другие
страны СНГ
|
2,9
|
3,9
|
|
|
|
Африка
|
4,0
|
3,5
| |||
Ближний
Восток
|
2,6
|
2,7
| |||
Другие
страны
|
6,1
|
5,2
|
Как свидетельствуют данные (табл. 5), больший объем внешней торговли товарами РФ преобладает с Европейским союзом и Китаем. Между тем за исследуемый период товарооборот с Европейским союзом снизился: по экспорту – на 9,5%, по импорту – на 2,5%; это несравнимо больше, чем произошедшее увеличение торгового оборота с Китаем: по экспорту – на 4,8%, по импорту – на 2,8%.
С Японией товарооборот сократился, как по экспорту, так и по импорту, в равных долях (-0,6%).
Отрицательная тенденция по экспорту у РФ сформировалась с Турцией (-0,1%), Белоруссией (-0,2%), Африкой (-0,5%), другими странами (-0,9%); по импорту – с США (-0,3%).
Положительный тренд торгового оборота с другими странами сложно назвать таковым, поскольку уровень их доли незначительный. Так, по экспорту повышение составило: с Кореей – минус 0,2%, другими регионами Азии – 0,3%, США – 0,1%, Великобританией – 4,5%, Казахстаном – 0,9%, другими странами СНГ – 1,0, Ближним Востоком – 0,1%; по импорту: с Кореей – 0,3%, другими регионами Азии – 0,2%, Турцией – 1,0%, Белоруссией – 0,2%, Казахстаном – 0,2%, другими странами СНГ – 0,4%.
Рисунок 2. Соотношение основных компонентов внешней торговли услугами РФ,
млрд долл. США
Источник: составлено авторами по материалам WTO [41].
График на рисунке 2 свидетельствует, что отрицательное сальдо торгового баланса услуг РФ сохраняется на протяжении всего анализируемого периода; на 2021 год значение показателя составило минус 14,7 млрд долл. США. Импорт и экспорт услуг РФ имеют отрицательную тенденцию, сокращение с 2017 по 2021 г. произошло на 31,7 и 10,8 млрд долл. США соответственно.
Таблица 6
Структура внешней торговли услугами РФ, %
Вид услуги
|
Экспорт
|
Импорт
| ||
2017
|
2021
|
2017
|
2021
| |
Транспортные
услуги
|
35,1
|
34,2
|
18,4
|
17,8
|
Услуги
по организации путешествий
|
8,6
|
6,1
|
13,7
|
14,3
|
Технические,
торговые и другие бизнес-услуги
|
12,3
|
11,7
|
13,3
|
14,9
|
Профессиональные
и управленческие консультационные услуги
|
14,4
|
12,0
|
8,7
|
9,0
|
Телекоммуникационные,
компьютерные и информационные услуги
|
13,9
|
12,6
|
7,9
|
9,3
|
Услуги
в сфере строительства
|
12,1
|
10,0
|
13,3
|
11,7
|
Финансовые
услуги
|
3,6
|
2,5
|
4,2
|
3,8
|
Сборы
за использование интеллектуальной собственности
|
3,4
|
2,5
|
7,8
|
10,6
|
Другие
виды услуг
|
9,6
|
8,6
|
15,9
|
14,3
|
Наибольшие значения показателей в структуре внешней торговли услугами РФ приходятся на (табл. 6):
- «Транспортные услуги» – доли экспорта и импорта за пять лет сократились на 0,9 и 0,6% соответственно;
- «Профессиональные и управленческие консультационные услуги» – по экспорту снижение составило 2,4%, по импорту произошло небольшое увеличение на 0,3%;
- «Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги» – экспорт – минус 1,3%, импорт +1,4%.
Отрицательные значения имеют показатели: по экспорту – «Услуги по организации путешествий» (-2,5%), «Технические, торговые и другие бизнес-услуги» (-0,6%), «Услуги в сфере строительства» (-2,1%), «Финансовые услуги» (-1,1%), «Сборы за использование интеллектуальной собственности» (-0,9%), «Другие виды услуг» (-1,0%); по импорту – «Услуги в сфере строительства» (-1,6%), «Финансовые услуги» (-0,4%), «Другие виды услуг» (-1,6%).
Незначительный рост демонстрируют показатели по импорту «Услуги по организации путешествий» (+0,6%), «Технические, торговые и другие бизнес-услуги» (+1,6%), «Сборы за использование интеллектуальной собственности» (+2,8%).
Таблица 7
Внешняя торговля услугами РФ по странам-партнерам, %
Страна-партнер
|
Экспорт
|
Импорт
| ||
2017
|
2021
|
2017
|
2021
| |
Европейский
союз
|
32,1
|
33,3
|
37,8
|
40,4
|
США
|
6,3
|
7,5
|
4,3
|
5,0
|
Великобритания
|
3,8
|
4,9
|
5,8
|
6,2
|
Китай
|
3,9
|
5,5
|
4,9
|
5,4
|
Швейцария
|
6,3
|
7,7
|
4,1
|
5,0
|
Турция
|
1,4
|
2,1
|
3,9
|
4,4
|
Белоруссия
|
2,3
|
3,3
|
1,6
|
2,4
|
Другие
страны
|
26,4
|
29,9
|
29,5
|
31,2
|
Казахстан
|
2,5
|
3,8
|
|
|
Объединенные
Арабские Эмираты
|
1,7
|
2,1
|
Странами-партнерами – лидерами внешней торговли услугами РФ (табл. 7) являются: Европейский союз – экспорт +1,2%, импорт +2,6%; другие страны – экспорт +3,5%, импорт +1,7%.
С Казахстаном (+1,3%) и Объединенными Арабскими Эмиратами (+0,4%) у России сложились только экспортные отношения.
Следующие страны отражают рост экспортно-импортных операций, однако их доля в сфере торговли услугами с РФ незначительна, чему свидетельствует отрицательное сальдо торгового баланса услуг РФ (табл. 7; рис. 2): США – экспорт +1,2%, импорт +0,7%, Великобритания – экспорт +1,1%, импорт +0,4%, Китай – экспорт +1,6%, импорт +0,5%, Швейцария – экспорт +1,4%, импорт +0,9%, Турция – экспорт +0,7%, импорт +0,5%, Белоруссия –экспорт +1,0%, импорт +0,8%.
Проведя анализ показателей внешней торговли товарами и услугами РФ и возвращаясь к вопросу о роли международных организаций (на примере WTO) в глобальном управлении с позиции национальной безопасности России, с учетом российской позиции присоединения к WTO, авторы делают следующие выводы:
- с момента вступления РФ в WTO юристы и экономисты не прекращают публиковать исследования с анализом проблем и перспектив, связанных с этим событием;
- вступление в WTO не дает России очевидных преимуществ в краткосрочной перспективе, между тем присутствие РФ в WTO способствует неограниченным возможностям для других членов организации;
- вступление в WTO негативно сказывается на национальной экономике РФ из-за снижения импортных пошлин;
- степень обеспечения национальной безопасности РФ в условиях членства в WTO будет зависеть от грамотной внутренней и внешней политики государства только в долгосрочной перспективе;
- масштабы произвола, вызванного санкциями в отношении РФ, беспокоят многих членов WTO, поскольку Россия сегодня стала центральной мишенью, а завтра ситуация может измениться, и альтернативные санкции смогут пересмотреть условия торгового режима с другими странами. Для сохранения универсальной системы многосторонних торговых правил и эффективной WTO следует создать надежную страховку от таких политически мотивированных нарушений, и РФ должна принять непосредственное участие в этом управленческом процессе;
- рассматривая возможный сценарий – выхода из WTO, он был бы лишь на руку санкционерам, о чем они открыто заявляют в попытках изолировать РФ от деятельности в WTO, однако РФ последовательно блокирует эти попытки. Механизмы WTO продолжают оставаться действенными для сохранения стабильной торговой среды и российского бизнеса.
Заключение
На протяжении столетий международные организации испробовали множество систем управления, однако ни одну из них нельзя назвать идеальной. Фактически, если управление должно быть справедливым, то глобальные рамки его должны включать более полное определение основных прав и обязанностей всех национальных правительств с полномочиями сопровождать и поддерживать или вмешиваться в случаях вопиющих и неоднократных отказов соответствовать этим стандартам на национальном уровне.
Вестфальский договор 1648 г. обычно интерпретируется как важный аспект в становлении современного национального государства и концепции его суверенитета. Вестфальские представления о суверенитете послужили хорошим вектором соответствующей шкалы управления на протяжении более трех столетий; но уже в течение последних десятилетий, по мере того как новые технологии связи и транспорта подрывали значение национальных границ, глобальный масштаб управления даже в контексте международных организаций постепенно становился неуправляемым. Настойчивое стремление развитых стран отдавать приоритет своим национальным интересам над коллективной безопасностью привело к фундаментальным недостаткам в созданных ими международных организациях.
Эти неудачи также являются признаками фундаментального недостатка любой системы, основанной на закрытых и жестких подходах к глобальному управлению экономическими процессами, а также на культуре конкуренции и отсутствия доверия между национальными правительствами. Единственная область, в которой с практической точки зрения государственная подпись стоит больше, чем бумага, на которой она написана, – это финансовые обязательства по долгам, независимо от того, насколько сомнительно их происхождение. Почти все другие международные обязательства по-прежнему носят добровольный характер. Это определяет важность того, что любая система глобального управления создавала уверенность в том, что все решения, принимаемые в общих интересах, будут уважать принципы справедливости и равноправия всех заинтересованных сторон.
Кроме того, построение Устава UN с точки зрения глобального управления привело к созданию института (Совет Безопасности UN), который занимается совокупностью национальных интересов, тем не менее страны агрессивно соперничают за положение того, чтобы именно их интересы были представлены в процессе принятия решений [15] (Leshchenko, 2020). Как и в большинстве схваток за власть, более сильный побеждает более слабого.
Современные международные организации плохо структурированы для обеспечения и продвижения коллективных глобальных интересов, которые должны быть в центре внимания XXI века. Все большее число новых акторов глобального управления стремятся внести свой вклад в решение взаимозависимых вопросов, дополняя, а иногда и вступая в противоречие с уже установленными режимами, предназначенными для решения определенных международных проблем отдельно от других вопросов.
Власть в современной системе глобального управления стала более рассредоточенной. Смена власти, сопровождающая подъем Бразилии, России, Индии, Китая и других «восходящих держав», ставит вопрос о трансформации в текущем состоянии глобального управления. Выступая за расширенное представительство в таких организациях, как WB и Совет Безопасности UN, правительства Китая, Индии, Бразилии и других стран с развивающейся экономикой начали развивать и поддерживать альтернативные институты экономического и политического сотрудничества.
Экономическое и политическое неравенство содержит долгосрочные негативные последствия для управления как внутри государств, так и между ними. Неравенство в любой форме способствует росту экстремизма и социальных волнений, подрывая национальную безопасность, в то же время поднимает вопрос о том, какую ответственность международные организации в глобальном управлении должны нести за перспективное развитие цивилизации. Глобальное управление, возможно, неизбежно для выживания человечества, хотя иногда кажется хрупким и неэффективным в ответ на современные вызовы. Следовательно, можно только предвидеть, что будущее глобального управления будет определяться следующими возможными факторами: расширением прав и возможностей развивающихся стран; повышением уровня международной безопасности на базе национальных механизмов; институциональной сложностью; сменой международной власти и либеральной мировой парадигмы.
Таким образом, наблюдаемые изменения социально-экономических и политических аспектов современного мира формируют новые возможности и создают новые вызовы как для ранее активных участников, так и для новых акторов глобального управления. Существующим субъектам глобального управления следует критически переосмыслить актуальность прежних инструментов политики согласно меняющимся условиям международной системы. Однако если реалистическая парадигма будет доминировать над национальной безопасностью, миру придется преодолевать глубокую неопределенность и сомнения в эффективности глобального управления в контексте международных организаций.
[1] «Мировое правительство» – идеи единой политической власти над всем человечеством [33].
[2] Согласно нормам, установленным «Вестфальским договором», главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам [37].
[3] Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения – Мюнстерское и Оснабрюкское, подписанные, соответственно, 15 мая и 24 октября 1648 года. Ими завершилась Тридцатилетняя война в Священной Римской империи и была установлена новая система международных отношений.
[4] Венский конгресс 1814–1815 гг. – общеевропейская конференция, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами, и были определены новые границы государств Европы [22].
[5] Лига Наций – международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы [35] (Shine Cormac, 2018).
[6] Авторское определение.
[7] Авторское определение.
[8] SDR – это международный резервный актив, созданный Международным валютным фондом (IMF), не являющийся валютой как таковой. Корзина валют SDR состоит из доллара США, евро, китайского юаня, японской иены и британского фунта.
[9] Если страна экспортирует больше, чем импортирует, она имеет положительное сальдо торгового баланса, и наоборот, если страна импортирует больше, чем экспортирует, она имеет торговый дефицит или отрицательное торговое сальдо.
Источники:
2. Военная энциклопедия: [в 18 т.] / под ред. К. И. Величко [и др.]; 1911—1915, т. 17. Парижские трактаты // СПб; [М.]: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914. — С. 291—292.
3. Володина В. Н., Медведева М. Б. Финансовый мир в новой реальности / В. Н. Володина, М. Б. Медведева // Финансы, деньги, инвестиции. – 2020. – № 3(75). – С. 36-40. – DOI 10.36992/2222-0917_2020_3_36. – EDN BFNFWP.
4. Дипломатический словарь. Гаагские конференции мира 1899 и 1907. В кн. Дипломатический словарь. Т. 1. М.: Наука, 1985. С. 236–237.
5. Дробот, Е. В. Новый мировой экономический порядок в постпандемический период: соперничество между Китаем и США / Е. В. Дробот // Экономические отношения. – 2022. – Т. 12. – № 1. – С. 51-68. – DOI 10.18334/eo.12.1.113818. – EDN PIDDML.
6. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 2. – С. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
7. Караваева И.В., Лев М.Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 3. – С. 1109-1143. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114811.
8. Лев, М. Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / М. Ю. Лев. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Юнити-Дана», 2013. – 423 с. – ISBN 978-5-238-01627-6. – EDN TVGFCL.
9. Лев М.Ю. Ценовые факторы как акторы детерминации экономической безопасности мобилизационного сценария // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 2. – С. 387-416. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114754.
10. Лев М. Ю., Лещенко Ю. Г. Обеспечение экономической безопасности России в международных финансово-экономических организациях в процессе интеграции / М. Ю. Лев, Ю. Г. Лещенко // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Т. 11. – № 3. – С. 669-688. – DOI 10.18334/epp.11.3.111630. – EDN JZIOLL.
11. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Анализ концепции безопасности Организации Объединенных Наций в процессе глобальной интеграции // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 1. – С. 11-44. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.113726.
12. Лещенко, Ю. Г. Институциональные ориентиры группы 20 (G-20) в аспекте российской экономики и интересах российского предпринимательства / Ю. Г. Лещенко // Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18. – № 17. – С. 2417-2450. – DOI 10.18334/rp.18.17.38255. – EDN ZRRREJ.
13. Лещенко, Ю. Г. Макроэкономическое воздействие соглашений «Базель III» на мировую банковскую систему / Ю. Г. Лещенко // Российское предпринимательство. – 2018. – Т. 19. – № 9. – С. 2345-2366. – DOI 10.18334/rp.19.9.39350. – EDN YLVRBJ.
14. Лещенко, Ю. Г. Совет по финансовой стабильности: перспективы развития механизма глобального регулирования / Ю. Г. Лещенко // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Т. 8. – № 2. – С. 197-222. – DOI 10.18334/vinec.8.2.39151. – EDN XTUDGX.
15. Лещенко, Ю. Г. Национальные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции: эволюционно-теоретический аспект / Ю. Г. Лещенко // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Т. 10. – № 4. – С. 2375-2390. – DOI 10.18334/vinec.10.4.110815. – EDN DSWWZM.
16. Лещенко Ю.Г. Анализ членства в международных финансово-экономических организациях с позиции укрепления экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 3. – С. 853-870. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114900.
17. Медведева, М. Б. Мировая финансовая индустрия в условиях цифровизации / М. Б. Медведева // Банковские услуги. – 2020. – № 7-8. – С. 3-10. – DOI 10.36992/2075-1915_2020_7-8_3. – EDN MMAPTK.
18. Поспелов В. К., Абанина И. Н., Абрамов В. Л. [и др.]. Торговая политика и обеспечение интересов бизнеса: Учебник / В. К. Поспелов, И. Н. Абанина, В. Л. Абрамов [и др.]. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2022. – 304 с. – (Бакалавриат и магистратура). – ISBN 978-5-406-08951-4. – EDN NPJBZO.
19. Сильвестров С. Н., Зарицкий Б. Е., Котляров Н. Н. [и др.]. Международные экономические организации: Учебник / С. Н. Сильвестров, Б. Е. Зарицкий, Н. Н. Котляров [и др.]. – 1-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 246 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-9916-9314-1. – EDN BRHLYK.
20. Смотрицкая И.И. Современные концепции государственного управления и институциональные риски / И.И. Смотрицкая, С. И. Черных // Общество и экономика. – 2020. – № 6. – С. 41-52. – DOI 10.31857/S020736760010114-4. – EDN OUQUPP.
21. Abbott K. W. International organisations and international regulatory co-operation: Exploring the links. In OECD (Ed.), International Regulatory Co-operation and International Organisations: The Cases of the OECD and the IMO, OECD, Paris, 2014-17-44 pp.
22. Acte du Congrès de Vienne du 9 juin 1815. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.histoire-empire.org/articles/congres_de_vienne/acte_du_congres_de_vienne_02.htm (дата обращения 07.07.2022).
23. Bank for International Settlements. About BIS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bis.org/about/member_cb.htm?m=2601 (дата обращения 13.07.2022).
24. Brambila Martinez F. The role of international organizations, transnational governance, metrics and indicators of the quality of government activity within the framework of global governance // Sententia. European Journal of Humanities and Social Sciences. – 2021. – № 4. – С. 1 - 5. DOI: 10.25136/1339-3057.2021.4.34124.
25. Brecher cites the negotiations that led to the creation of the modern Commonwealth, Page 20 in Brecher’s India and World Politics: Krishna Menon’s View of the World, Oxford University Press, London, 1968.
26. Declaration concerning the Laws of Naval War. London, 26 February 1909. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ihl-databases.icrc.org/ihl/INTRO/255?OpenDocument (дата обращения 07.07.2022).
27. Isaeva, E. A., Leshchenko J. G. Evaluation of the effectiveness of modern models of regulation of financial markets / E. A. Isaeva, J. G. Leshchenko // Creative Economy. – 2019. – Vol. 13. – No 10. – P. 2045-2066. – DOI 10.18334/ce.13.10.40967. – EDN BMIFEG.
28. Krasner Stephen D. (2009). Power, the State, and Sovereignty. Essays on International Relations. Edition 1-st. Pub. London. P. 328. DOI https://doi.org/10.4324/9780203882139.
29. Leschenko Yu. G., Bolonina S. E. Theoretical approaches to the improvement of mechanisms to ensure the external economic security of Russia in international financial and economic organizations / Yu. G. Leschenko, S. E. Bolonina // Journal of International Economic Affairs. – 2019. – Vol. 9. – № 1. – P. 11-26. – DOI 10.18334/eo.9.1.39923. – EDN FUODHD.
30. Leshchenko, Yu. G. Adaptive economic security policy Russian Federation in the process of integration to international financial and economic organizations / Yu. G. Leshchenko // Наука и инновации – современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва. 30 декабря 2020 года. – Москва: Инфинити, 2020. – P. 23-27. – EDN SJGCZL.
31. Leshchenko, Yu. G. Transformation of the economic security concept of the state in the process of global integration under membership in international financial and economic organizations / Yu. G. Leshchenko // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – Vol. 2. – No 11(119). – P. 150-159. – DOI 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.02.019. – EDN CXLCLR.
32. Lev M. Y., Leshchenko Yu. G. International reserves of the bank of Russia in the system of the state's economic security / M. Y. Lev, Y. G. Leshchenko // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – Vol. 12. – No S4. – P. 876-888. – DOI 10.5373/JARDCS/V12SP4/20201557. – EDN XXGHHS.
33. Lu, Catherine (2021). Zalta, Edward N., ed. «World Government». The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2021 ed.). Metaphysics Research Lab, Stanford University.
34. Protocol regarding the immunities of the Bank for International Settlements (of 30 July 1936). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bis.org/about/protocol-en.pdf (дата обращения 15.07.2022).
35. Shine, Cormac. Papal Diplomacy by Proxy? Catholic Internationalism at the League of Nations' International Committee on Intellectual Cooperation // The Journal of Ecclesiastical History journal. — 2018. — Vol. 69, no. 4. — P. 785—805. — doi: 10.1017/S0022046917002731.
36. Statutes of the Bank for International Settlements (of 20 January 1930; text as amended on 7 November 2016). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bis.org/about/basictexts-en.pdf (дата обращения 15.07.2022).
37. Treaty of Westphalia; October 24, 1648. Peace Treaty between the Holy Roman Emperor and the King of France, and their respective Allies. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://is.muni.cz/el/1423/podzim2008/MVZ430/um/Treaty-of-Westphalia.pdf (дата обращения 01.07.2022).
38. World Bank. Annual Report 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/9781464817786.pdf (дата обращения 13.07.2022).
39. World Bank. Our Mission. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/who-we-are (дата обращения 13.07.2022).
40. World Trade Organization. The WTO. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/thewto_e/thewto_e.htm (дата обращения 15.07.2022).
41. World Trade Organization. Trade and tariff data. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm (дата обращения 20.07.2022).
Страница обновлена: 30.11.2024 в 23:44:29