Экономическая экспансия многонациональных предприятий Южно-Африканской Республики в страны Африки «через императивы» корпоративной социальной ответственности

Ефименко С.В.1
1 Институт Африки РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965818

Аннотация:
Экономическая экспансия южноафриканских корпораций по всему миру - это сложный эволюционный и противоречивый процесс. Автором предпринята попытка проведения исследования опыта южноафриканских многонациональных предприятий в расширении деятельности в странах Африки путем изучения их корпоративной социальной ответственности. В этой статье мы стремимся внести свой вклад в обеспечение большей теоретической и практической согласованности в этой области, исследуя корпоративную социальную ответственность в отношение к организационной стратегии многонациональных предприятий. Опираясь на типологию организационной стратегии многонациональных предприятий, некоторые ученые выдвинули гипотезу, что компании должны реагировать на давление глобальной интеграции и местной отзывчивости в отношении вопросов корпоративной социальной ответственности точно так же, как их организационные стратегии реагируют на давление интеграции и отзывчивости на своих товарных рынках. В статье подчеркивается, что деятельность южноафриканских многонациональных предприятий в настоящее время заметно проявляется через продвижение социально-экономического развития страны в соответствии с принципами социально-корпоративного управления. В статье показано, как южноафриканские многонациональные предприятия используя корпоративную социальную ответственность, сочетают благотворительность со стратегическим маркетингом, активно занимая лучшие позиции для продвижения продукции на внешние мировые рынки. Статья может представлять интерес для проведения дальнейших исследований многонациональных предприятий Южно-Африканской Республики, а также использована в качестве научного материала для проведения семинаров и конференций

Ключевые слова: многонациональные предприятия, экономическая экспансия, корпоративная социальная ответственность, инвестиции, мировые рынки

JEL-классификация: F15, F23, F21, M14



Введение.

Актуальность темы исследования связана с системой применения корпоративных политик мировых компаний для своей экономической и финансовой деятельности. Возникающие отсюда проблемы, решаются каждым хозяйствующим субъектов по-разному. Вследствие чего происходит выстраивание сложного механизма между реальной сферой деятельности компаний и их переформатирование на новые этапы осуществления своих функций.

Проблемы, затронутые в исследовании ранее, рассматривались такими учеными как: М. Г. Троянский, О. Г. Карпович, Г. М. Сидорова, И. В. Шангараев [2] (M. G. Troyansky, O. G. Karpovich, G. M. Sidorova, I. V. Shangaraev, - 2022), Воеводский А. В. [3] (Voivodsky A. V., - 2018), Гулема Т. Ф., Роба Ю. Т. [5] (Gulema T. F., Raba Y. T., - 2021), Дробот Е. В. [6 - 12] (Drobot E. V., - 2022), Шубин В. Г. [13] (Shubin V. G., - 2020), Морозенская Е. В. [16] (Morozenskaya E. V., - 2018), Павлов Э. Л. [17] (Pavlov E. L., - 2014), Трухина Т. В. [20] (Trukhina T. V., - 2016).

Целью статьи является исследование влияния корпоративной социальной ответственности многонациональных предприятий Южно-Африканской республики (МНП ЮАР) на их экономическую экспансию в странах Африканского континента.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором проводится углубленный многофакторный анализ состояния и перспектив развития корпоративной социальной ответственности многонациональных предприятий Южно-Африканской республики на реальный экономический процесс ведения своего бизнеса в странах Африканского континента в настоящее время. Кроме этого, автором анализируются вопросы о получении экономического эффекта и прибыли многонациональными предприятиями от внедрения в свою практику инновационных методов управления и технологий на местах.

Методология настоящего исследования основана на использовании статистических принципов обработки информации и экспертных оценок.

Исследования.

Начиная с 1994 года торговля ЮАР со странами Африканского континента переживала быстрый и значительный рост в виде инвестиций в отрасли горнодобывающей промышленности, телекоммуникаций, финансового сектора, оптовой торговли, здравоохранения и туризма в таких странах, как Нигерия, Замбия, Гана, Намибия и Кения. К 2008 году ЮАР превратилась в одну из ведущих стран мира с крупными инвесторами на континенте, работающих во всех отраслях промышленности. В своей речи на 2016 год министр финансов ЮАР указал: что в период с 2008 по 2016 год южноафриканским Резервным банком одобрены многочисленные крупные инвестиции южноафриканских корпораций в 36 африканских странах, в то время как Корпорация промышленного развития (КПР) сообщила об инвестициях в 41 проект по 17 направлениям экономики. Они были преимущественно в горнодобывающей промышленности, промышленной инфраструктуре, агропромышленном комплексе и индустрии туризма [13]. Присутствие южноафриканских МНП на рынках, являющихся частью африканского Таможенного союза просто необходимо для экономики Африки в связи с их экономическим влиянием. [10]

Ранние исследования, проведенные c 2012 года, подтверждают, что «быстрая и в целом прибыльная» экспансия МНП, обусловлена главным образом рыночными инвестициями и все более диверсифицированной с точки зрения принимающих стран и секторов, хотя и со значительной концентрацией в секторах, связанных в основном с услугами [3]. Как отмечено на Африканских деловых порталах: «во многих городах стран африканского континента присутствует продукция и сферы услуг филиальной сети МНП ЮАР, отделения Stanbic и банкоматы в крупных городах, логотипы MTN, Coca-Cola». [4]

Ключевыми факторами стало расширение операционной деятельности и выход на новых потребителей, а точнее добыча ресурсов и доступ к более дешевой рабочей силе, что является значимым для других иностранных инвесторов в Африке. Но в то время, несмотря на соблюдение южноафриканскими МНП законов и нормативных актов в принимающих странах, на них оказывается давление в плане рассмотрения их поведения как «хороших или плохих корпоративных компаний». [6]

Южноафриканских инвесторов на Африканском континенте следует поощрять к поддержанию хорошего «корпоративного поведения» в странах пребывания. Это является необходимым по мере возникновения инвестиционной конкуренции со стороны других мировых государств, где в настоящее время преобладают южноафриканские МНП. [5]

Первичные данные исследований были получены в ходе анализа инвестиционных программ МНП ЮАР в странах Африки, а также отчеты компаний, отражающих во многих случаях африканскую экспансионную стратегию, среди которых - Первый Национальный банк (ПНБ). [27]

Кроме ПНБ проведем исследование таких компаний, как мобильные телефонные сети (MTN), продовольственная сеть Pick n Pay, Sun International и стандартный Банк в плане решения социальных и экономических проблем южноафриканских МНП на континенте. Это послужит основой для более широких исследований роли транснационального капитала на континенте.

Многонациональные компании ЮАР в Африке обладая огромной властью, стали доминирующими социальными институтами влияния на многие сферы жизни общества, в африканском контексте общественного доверия и дерегулирования играя все более важную роль. [29]

Банк, который в настоящее время относится к частному сектору как к важному игроку в достижении целей развития цели, признавая грамотную корпоративную политику как фактор успешного международного развития. КСО, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. [30] Этот принцип выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Корпоративная политика - это широкий термин, обозначающий способы, с помощью которых бизнес работает, приносит прибыль, относятся к сообществам и признают и устраняют негативные социальные последствия. воздействие их деятельности на окружающую среду. КСО является обобщающим термином для различных теорий и практик все из которых признают следующее [6]:

а) компании несут ответственность за свое воздействие на общество и природные ресурсы; окружающей среды, иногда выходящей за рамки соблюдения законодательства и ответственности физических лиц;

б) компании несут ответственность за поведение других людей, с которыми они ведут бизнес (например, в рамках цепочек поставок);

в) бизнес должен управлять своими отношениями с обществом, будь то соображения коммерческой жизнеспособности или для повышения ценности общества.

В то время как значение КСО для достижения целей развития является важным, исследователи предупредили, что «КСО как бизнес-инструмент отличается от КСО как инструмента развития». [15] Существует несколько рисков, связанных с попытками компаний вмешиваться в качестве субъектов социального развития.

Чтобы исследовать влияние корпоративной политики на развитие Африки, необходимо критически рассмотреть, как контекстуальные, так и социальные элементы того, что обозначено в литературе как «успешные инициативы КП», включающие в себя такие элементы, как реальная готовность внутри компании по внедрению КСО, способность и открытость реагировать на приоритеты развития, активное гражданское общество и участие государства, которое позитивно направляет, регулирует и дополняет усилия в области КСО. [31]

На африканском континенте, где потребности в развитии часто имеют решающее значение, южноафриканские МНП в настоящее время берут на себя активную роль в продвижении социально-экономического развития страны и следуют принципам надлежащего корпоративного управления [9]. Именно как они должны это делать и какова вероятность то, что соответствующие меры будут эффективными или последовательными, остается неясным и должно быть подвергнуто исследованию в развивающихся странах Африки.

Программа исследований экспансии южноафриканских МНП, ориентированных на развитие экономики, представляется полезной для дальнейшего изучения роли и влияния КСО этих компаний в Африке. [18]

В то время как бюджеты южноафриканских МНП, являются частью корпоративной структуры компаний, в большинстве крупных компаний остается в основном дополнением к организационной структуре. При подходе, ориентированном на получение прибыли, МНП трудно рассматривать в качестве субъектов развития. Даже если их программы расширения имеют фактор социально-корпоративного развития, сам их сущность находится в противоречии с долгосрочным и дивергентным мышлением (действиями), необходимыми для взаимодействия с комплексом финансово-экономических и кадровых проблем там, где они функционируют. [33, 34]

Предварительное исследование потенциального влияния южноафриканских МНП в Африке предполагает, что Африка по крайней мере имеет хорошие возможности для поощрения частной и государственной деятельности в своих странах, которые должны использовать благое корпоративное управление, таким образом, чтобы помочь или укрепить экспансию южноафриканского капитала согласно особым экономическим интересам. [10-12]

В демократической ЮАР после 1994 года КСО компаний стала важной чертой корпоративного управления по вопросам расширения, внесший свой вклад в преодоление наследия апартеида и других проблем развития. Но пока термин «корпоративная политика» широко используется в международной литературе и компаниях, а термин CSI (индекс удовлетворенности клиентов), как разновидность КСО широко применяется в ЮАР в качестве отдельной концепции для описания корпоративных расходов и роли компаний в сообществах как важной особенности корпоративной культуры. Использование CSI в ограниченном порядке и предпочтение CSI за счет других бизнес ответственных компаний была воспринята некоторыми исследователями скептически, что делает вероятным различать эти два термина как совершенно разные полисы. [34]

В рамках всеобъемлющей системы корпоративной ответственности под CSI понимается финансовая и социальная ответственность компаний. CSI - это всего лишь один из способов, с помощью которого компании выполняют их обязательства по корпоративной ответственности и, как таковые, являются лишь одним из элементов более широкой КСО. Это нашло отражение в эволюции CSI за последнее десятилетие от специального филантропического жеста к стратегическому рассмотрению бизнеса. [22]

Действительно, как показывают исследования южноафриканских МНП, CSI часто идентифицируется как инструмент брендинга и связей с общественностью. Южноафриканские бренд-менеджеры обнаруживают, что разумное использование политики корпоративных инвестиций делает их более конкурентоспособными и дает их брендам высокий уровень. Программы CSI со стороны мировых банков, малого бизнеса и даже многонациональных компаний, таких как Anglo American и De Beers, уже доказали свою превосходную репутацию. [29]

Демократизация в ЮАР положила начало новому и эволюционирующему контексту социально-экономического развития страны. И на этом фоне, эволюция CSI в более стратегическом рассмотрении имеет большое значение. Это часть политического устройства который направлен на процветание МНП в условиях расовой и экономической сегрегации, которые будут содействовать социальному преобразованию страны и стратегии расширения экономических возможностей чернокожего населения. [36]

Подход к построению рынка относится к стратегическим корпоративным расходам, связанные с основной деятельностью МНП, направленных на обеспечение возврата и позиционирования компании на рынке. Корпоративное позиционирование и рыночные подходы к CSI, как правило, служат бизнес-стратегиям компаний, но последний подход более точно ориентирован на реальных потребителей. [23]

Большинство южноафриканских МНП начали программы CSI для поддержки сообщества еще в середине 1980-х годов как отдельные департаменты или фонды, или как часть отделений по связям с общественностью или маркетингу. Сегодня CSI формально отслеживается компаниями, в то время как индекс социально-ответственных инвестиций компаний оценивается Йоханнесбургской фондовой биржей, которые следуют лучшим практикам КСО. [25]

Элементы КСО, рассматриваемые по трем категориям: корпоративная благотворительность, социальное позиционирование и построение рынка, показаны на рисунке 1.

Рисунок 1. Элементы корпоративной социальной ответственности

Figure 1. Elements of corporate social responsibility

Источник: составлено автором на основании материалов [10 - 12]

Пять исследуемых компаний понимая свою социальную ответственность и вовлеченность, по-разному структурировали свои CSI-интервенции, четверо из которых (FNB, MTN, Pick n Pay и Sun International) приняли подходы корпоративного позиционирования и одна компания (Standard Bank) придерживалась рыночного подхода. [26]

ПНБ через CSI ставит своей целью развивать конкретный рынок, и с 2006 года их подходы способствуют установлению целевых направлений, финансированию и бюджетными ассигнованиями, тесно согласованными с правительственными приоритетами развития. Предлагая более стратегический подход к корпоративным расходам, программа Sun International обеспечивает сочетание социальной отдачи и брендинга. В своих стратегиях, расходы направлены на обеспечение положительной обратной связи от сообществ. Согласно отчетов за 2018-2021 годы, компания сообщает об обеспечении устойчивости бизнеса [9 - 11].

Pick n Pay, реализует более глубокий бизнес-ориентированный подход через смешанное социально-корпоративное позиционирование и построение рынка. Компания проявляет ответственность в области финансирования и реализации социальных инвестиций через Фонды Ackerman Pick n Pay Foundation. Компания начала свою деятельность как благотворительная организация в 1997 год, когда Совет директоров принял решение выделить деньги на создание фонда. Такой подход превратился в общинные инвестиции с минимальными рисками. В настоящее время Pick n Pay CSI осуществляет финансовые и нефинансовые инвестиции для получения прибыли [4].

Standard Bank - единственная компания с рыночным подходом к CSI. Они применяются в рамках «разумного делового обоснования», инвестируя на своих текущих рынках, гарантируя доходность как для общества, так и для банка. CSI используется как инструмент для смягчения социальных и политических рисков. Проекты используются для сбора информации о социально-экономических тенденциях при учете социально-экономических реалий, облегчая разработку соответствующих банковских схем. В 2005/2006 годах банком разработана новая глобальная стратегия CSI, которая, как ожидалось, будет экспортироваться в Африке всех международных операций, с целью иметь CSI как неотъемлемую часть их глобальной стратегии экспансии, ориентированной на развивающиеся рынки. [21]

Основные направления развития в целом согласуются с подходами МНП к CSI и решения о выплатах принимаются правлениями или исполнительными комитетами компаний. Все компании, кроме Pick n Pay, выделяют 1% своей чистой прибыли после уплаты налогов для их бюджетов CSI. МТН и ФНБ выделяют проценты на развитие основных направлений деятельности, следующие за приоритетами правительства (например, образование).

С другой стороны, Sun international определяет приоритетность проектов по ВИЧ/СПИД и образование, помогая обеспечить здоровую жизнь. рабочую силу и местное сообщество. Сводная информация о приоритетных направлениях и бюджетах представлена в таблице 1. [26]

Таблица 1. Основные направления деятельности и бюджеты

Table 1. Main activities and budgets

Компания
Бюджет 2021/2022
Основные направления деятельности
FNB
36 миллиона рублей
Образование (48%), общественная помощь (25%), здравоохранение (13%), профессиональная подготовка и возможности творчества (9%), искусство, культура и наследие (2%), государственная политика, окружающая среда, трансформация социальной сферы, получающая 1% прибыли*
MTN
63 миллионов рублей
Образование (39%), предпринимательство (21%), здравоохранение (17%), искусство и культура (11%) социальная сфера (9%), трудовое волонтерство (3%)
Pick n Pay
16 миллионов рублей
Развитие предпринимательства и мелкого фермерства (включая продовольственные программы), поддержка СМП, повышение квалификации, спорта, искусства и культуры
Standard Bank
78 миллионов рублей
Развитие предпринимательства, здравоохранение и образование (доля более 10%)
Sun International
34 миллионов рублей
Образование (33,7%), здравоохранение и социальное обеспечение - включая ВИЧ / СПИД (38,9%), социальные развития общин (11,3%), спорт, искусство и культура (7,5%), другие категории (8.6%)
Источник: составлено автором на основании материалов [18, 22, 23]

Примечание: *эти ассигнования отражают расходы в течение десятилетия, закончившегося в 2021 году.

В то время как корпоративная политика южноафриканских МНП в рамках национальных границ были в центре внимания нескольких исследований, все же оценка распространения своей деятельности на Африку изучена недостаточно. Учитывая прочные социальные и экономические связи большинства стран Африки с ЮАР, для проведения сравнительного анализа экспансии южноафриканских МНП проведена выборка исследуемых нами компаний.

В течение нескольких лет после 1994 года южноафриканские МНП управляли национальной железной дорогой в Камеруне, электростанциями в Мали и Замбии, осуществляли контроль банков и супермаркетов в Кении и Танзании, доминировали на телекоммуникационных рынках в Нигерия, Королевства Эсватини и Уганде [1]

Поскольку южноафриканские МНП активно проводили операции в таких отраслях, как горнодобывающая промышленность, оптовая торговля и здравоохранение, ЮАР стала самым заметным инвестором и одной из крупнейших стран - источников ПИИ на Африканском континенте [6].

Но южноафриканские инвестиции столкнулись с крупным экономическим присутствием со стороны Китая и Индии. Конкуренция со стороны Китая, Индии, а также Нигерии и Кении, только увеличивается, в следствии чего, аналитики рынка начинают поощрять южноафриканские МНП в плане хорошего корпоративного имиджа [8-12].

Хотя исторически основными странами - источниками финансирования ПИИ в Африку были США, Великобритания и Франция, Китай резко увеличил свое присутствие на континенте, став к 2009 году пятой по величине страной происхождения ПИИ, в то время как с 2017 года Малайзия, ЮАР, Китай и Индия являются крупнейшими развивающимися странами-инвесторами в Африке [8-12]. Действительно, присутствие китайских компаний и их представителей распространено в африканских странах, согласованных с китайским правительством, создающим Китайский Фонд Развития Африки. Это направлено на поддержку китайских инвесторов в африканских проектах инвестирования в создания шести специальных экономических зон по всему континенту, опираясь на собственных динамичных экономических зон Китая. С точки зрения секторов промышленности, высокая доля китайских ПИИ в Африке приходится на добывающие отрасли, подпитывается усилиями китайских нефтяных и горнодобывающих компаний [1].

Обеспеченные сырьевыми товарами кредиты, распространенной китайской практики, помогли китайским компаниям выиграть права на эксплуатацию нескольких нефтяных блоков в таких странах, как Ангола и для обеспечения права на добычу меди и кобальта в Конго. Заслуживающие внимания, компании Китая берут на себя большие финансовые обязательства по оказанию помощи проектам развития в Африке в рамках обеспечения политического и экономического влияния на континенте, демонстрируя важность китайского присутствия для устранения пробелов в финансировании африканских государств [7-11].

В странах Африки ЮАР осуществляет давнюю, институционализированную экономическую политику. Южноафриканский капитал почти вытеснил исторически присутствующий британский капитал, занимая первичное положение во всех отраслях экономики (кроме сахарного сектора) и страна превратилась в ведущего инвестора, особенно за счет средних инвестиций и является крупнейшим торговым партнером и источником ПИИ. Это часть экономической действительности, где экспансия разворачивалась в более широком контексте, обрамленном сложной местной политической экономией, которая формирует как местные реалии, так и динамику проникновения иностранного капитала. [7-11]

Экономическое влияние ЮАР в странах Африки особенно заметно на восточной ее части. Широкое присутствие южноафриканских супермаркетов, магазинов быстрого питания, банков и сотовой связи (провайдеров), побуждает признавать лидерами МНП ЮАР. [17]

В финансовом секторе Standard Bank и FNB имеют давнюю историю бизнеса в Африке, чему способствовал быстрый рост розничного рынка. В то время как банки, созданные южноафриканскими подразделениями для управления своим ростом на континенте, действуют под разными схемами управления. [37]

ПНБ работает через децентрализованную структуру с дочерними компаниями по всей Африке, управляясь их собственными советами директоров и котируясь на их соответствующих акциях. Дочерние компании МНП ЮАР функционируют в Намибии с 1907 года, Королевстве Эсватини с 1991 года, в Лесото и Ботсване с 1993 года, в Замбии с 2001 года и с 2006 года в Мозамбике. [13]

Standard Bank имеет централизованную структуру, где основные решения принимаются в главном офисе компании в Йоханнесбурге. К 2010 году банк действовал в 17 африканских странах. Его экспансия в Уганде (2002 год) и Нигерии (2007 год) соответствует их решению: продолжать специализироваться на развивающихся рынках.

Телекоммуникационная компания MTN была основана в 1994 году. После быстрого расширения, она стала ведущим сетевым оператором в 21 округе Африки и Ближнего Востока. [23] Ее Африканская экспансия началась в 1997 году, когда компания приобрела лицензии в Уганде, Руанде и Королевстве Эсватини. Здесь компания начала свою деятельность в 1998 году, став единственным оператором мобильной связи. К 2010 году местная связь-компания была полностью аффилирована с МНП ЮАР с точки зрения управления и всех бизнес-стратегий с группой MTN. Большая часть акций была распределена между правительством, полугосударственной СПТК-Королевства Эсватини (40%), MTN International (30%) и группой Swazi Empowerment Limited (20%). К 2012 году MTN Королевства Эсватини была лучшим исполнителем на Африканской бирже, считаясь крупным акционером [2].

Группа отелей и казино Sun International также функционирует как международная группа, управляя отелями и казино по всему африканскому континенту. Группа имеет различную собственность в Замбии (100%), Ботсване (80%), Лесото (47%), Намибии (100%) и Королевстве Эсватини (51%), где она начинала свою деятельность в 1968 году [13].

Компания Pick n Pay была основана в 1967 году. В соответствии с централизованной моделью распределения бизнеса, компания применяет медленную экспансию в Африке, входя только в те страны, где она контролирует распределения финансов. В Королевстве Эсватини все магазины Pick n Pay являются франшизами с контрактным соглашением, по которому 80% их акций поставляется компанией в ЮАР и 20%, главным образом свежие продукты, реализуются на местах. Розничная торговля, через корпоративные магазины и мастер-франшизу, имеет присутствие в Намибии, Ботсване, Лесото, Зимбабве, Королевстве Эсватини, Замбии и Мозамбике. Цель в построении более широкого южноафриканского присутствия к 2014 году за счет расширения на Маврикий, Анголу и Малави. [14]

В то время как анализ потребительского восприятия в африканских странах показал, что МНП ЮАР, как правило, хорошо известны и уважаемы, как поставщики качественных продуктов и услуг, вносящих позитивный вклад в экономику стран импортеров, несколько компаний подверглись критике за снижение престижа - низкого использования местных поставщиков. Они были особенно заметны в пищевой промышленности, где некоторые МНП ЮАР были подвергнуты критике за низкие качества местных продуктов и связанные с этим проблемы. Как показывают более поздние исследования, существует необходимость в мониторинге трудовых ресурсов МНП ЮАР, для предотвращения повторения исторических моделей неравенства и низкой оплаты труда. Но помимо проблем, связанных с оплатой труда, данные опросов в Кении и Нигерии показывают негативное восприятие южноафриканского бизнеса, который может показаться «несколько агрессивным, навязчивым и не желающими прислушиваться к советам партнеров или местных консультантов». [3]

В отличие от ЮАР, CSI в Королевстве Эсватини управляется во всех компаниях только менеджером с другими задачами и обязанностями, имеющими совокупность CSR и CSI. Даже если некоторые компании создали фонды, как это имеет место в случае MTN, эти структуры медленно обретают форму. Но с подходами, варьирующимися от благотворительности до построения рынка, подходы CSI этих МНП работают в странах Африки демонстрируя высокий уровень осведомленности об актуальности CSI для фирменных стилей компаний.

В Sun International, следуя структуре головного офиса в ЮАР, CSI является HR-функцией управляемой менеджером по развитию персонала и управлению персоналом, который контролирует как в ЮАР, все компании в Королевстве Эсватини с бюджетом CSI имеющих местную исполнительную власть или советы по принятию решений о бюджетных ассигнованиях и проектах структурированных следующим приоритетном направлении. МНП ЮАР с более централизованной структурой привести свои направления в группу-уровень руководства в то время как проекты определяются внутри страны местным руководством. В случае с ПНБ дочерняя компания определяет основные направления деятельности с использованием так называемых правил и руководящих принципов КП, которые обеспечивают приоритеты финансирования. Все исследуемые компании, независимо от их структуры, выделяют большую часть ресурсов на внешние запросы и распределяют средства среди нуждающихся.

ПНБ применяет благотворительный подход к CSI, стремясь к более устойчивым и структурированным социальным расходам в их африканских операциях. Но в странах Африки, хотя и существует структура оптимизации социальных расходов, корпоративная ответственность и инвестиционные программы не имеют четкой структуры интервенций, причем средства расходуются между «нуждающимися общинами». [24]

MTN сочетает благотворительность со стратегическим маркетингом. Их цель состоит в том, чтобы принести пользу своей деятельностью, а также улучшить брендинг и отношения с правительством и сообществом. Руководства МНП ЮАР понимают, что, проявляя социальную заботу, компании помогают ослабить противодействие для их монополий. Кроме того, в соответствии с подходом, применяемым в ЮАР, CSI в Sun International нацелен на сообщества вокруг отелей и казино и инвестиций в обслуживающий персонал. Это, улучшает имидж компании и отношения сотрудников, так как большинство персонала выходцы из соседних стран. Аналогично других компаний, Standard Bank позитивно воспринимается, когда он проявляет свое внимание к обществу. Поэтому в странах Африки МНП ЮАР укрепляют свои позиции, бренд, путем реализации проектов CSI, повышающих доход и самодостаточность в сообществе.

Политика CSI Standard Bank была переработана, чтобы привести ее в соответствие с существующими политиками на уровне групп и глобальной политики CSI для всех финансовых операций по всему миру. Согласно утверждению руководства банка, CSI стала важным инструментом для обеспечения устойчивости бизнеса и по мере расширения банка в развивающиеся страны, CSI помогает собирать ценные данные, чтобы понять социальные сложности и потребности на этих рынках. В рамках этой структуры целью банка является создание потенциала и закрепления единой политики и руководящих принципов CSI. В то время политика адаптирована к индивидуальным потребностям, сохраняя глобальную стратегическую направленность и долгосрочный подход (3-5 лет) по всему миру. [38]

В африканских странах, действующая практика экспансии МНП ЮАР требуют дальнейшего изучения, так как она может быть хорошо расположена для расширения КСО компаний на континенте. Но это зависит от более широких контекстуальных сил, таких как поддержка влиятельных держав, таких как Китай и Индия, и от внутреннего законодательства.

Индийские и китайские компании, работающие в Африке, активно используют в своей деятельности методы корпоративной политики. [4]. В то время как китайские компании обычно не продвигают программы КСО в Африке, они все больше интересуются положительным влиянием на их корпоративный имидж [9]. Но пока, более тревожным представляется отсутствие в большинстве африканских стран четкой законодательной базы, заставляющей МНП ЮАР менять свою деятельность с учетом КСО. При таком активном и нормативном подходах необходимо будет тщательно разработать меры по учету реалий на местах и дополнить их активными действиями правительства и гражданами для того, чтобы она оказала положительное влияние.

Заключение.

Таким образом, южноафриканские МНП в рамках своей корпоративной политики осуществляют экономическую экспансию в странах Африканского континента, все больше играя жизненно важную роль во многих экономиках африканских государств. Предварительные данные показывают, что в то время как большинство южноафриканских МНП осуществляют вмешательства в экономики стран Африки, в первую очередь, направляя свою деятельность на улучшение брендов своих компаний и отношений с потребителями, сообществом.

В целом опыт этих компаний свидетельствует о том, что CSI более структурирован в контекстах. Как регулирование, так и рыночные силы подталкивают компании к социально ответственному поведению. Все МНП ЮАР, нашли в CSI полезный инструмент, который должен восприниматься как социально ответственным. В то время как они структурировали политику CSI и подходы к инвестициям внутри страны, это не относится к их африканским операциям.

С другой стороны, МНП ЮАР с сильно централизованными бизнес-структурами, по-видимому, занимают лучшие позиции для продвижения долгосрочных вмешательств CSI. Стандартный банковский случай иллюстрирует подход к выравниванию бизнеса в CSI, облегчая принятие корпоративных расходов внутри компаний. У банка есть четкое представление бизнес-проекта CSI в ЮАР, его интеграции в рамках своей бизнес-стратегии и долгосрочный подход к целям.

Реализация CSI за пределами ЮАР, по-видимому, в значительной степени зависит от этого инструментального подхода. Банк - единственная компания, которая движется в сторону применения той же политики и структуры CSI в странах Африки, на остальной части континента.

Это, по-видимому, в основном обусловлено их стратегической заинтересованностью в позиционировании банка в рынках развивающихся странах и использование CSI в качестве инструмента сбора информации в этом процессе. Это в контрасте с компаниями с децентрализованной бизнес-моделью, такими как Pick n Pay и FNB, будет трудно влиять на CSI дочерних компаний или франшиз.

Структурированные подходы CSI в южноафриканском стиле, вероятно, будут также реализованы в африканских операциях МНП только тогда, когда это имеет деловой смысл, когда рыночные ожидания продвигают CSI и когда бизнес-модель и структурах благоприятствуют этому.

Тем не менее, CSI не является ответом на вызовы развития в африканских государствах присутствия МНП ЮАР. Однако процессы и результаты CSI должны быть тщательно соблюдены при анализе экономической ситуации и экспансии южноафриканского международного капитала в Африке.


Источники:

1. Африка: перспективы развития и рекомендации для политики России. / Доклад по итогам ситуационного анализа. - М. Международные отношения, 2021. – 142 c.
2. Троянский М.Г., Карпович О.Г., Сидорова Г.М., Шангараев И.В. Африка: региональные проблемы безопасности. / монография. - М.: Дипломатическая академия МИД России, 2022. – 266 c.
3. Воеводский А.В. Европейская экспансия в Южной Африке. / В кн.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Балезин А. С., Давидсон А. Б., Воеводский А. В., Емельянов А. Л., Иванова Л. В., Кривушин И. В., Курбак М. С., Мазов С. В., Саватеев А. Д., Филатова И. И., Цыпкин Г. В., Щербаков Н. Г. - М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2016. – 87-104 c.
4. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности ЮАР за 2021 год. Торгпредство России в ЮАР. г. Йоханесбург, 20.04.2022. [Электронный ресурс]. URL: http://kniga.lib-i.ru/26ekonomika/15961-1-godovoy-obzor-sostoyaniya-ekonomiki-osnovnih-napravleniy-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-yu.php (дата обращения: 04.02.2023).
5. Гулема Т.Ф., Роба Ю.Т. Внутренние и внешние факторы, определяющие практику корпоративной ответственности в дочерних компаниях многонациональных предприятий в развивающихся странах: опыт Эфиопии. Futur Bus J 7, 7 (2021). [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1186/s43093-021-00052-1 (дата обращения: 12.03.2023).
6. Дробот Е.В. Факторы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 741-754. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114342.
7. Дробот Е.В. Перспективы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1283-1300. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114935.
8. Дробот Е.В. Новые приоритеты национальной безопасности стран Африки в условиях нарушения глобальных цепочек создания стоимости // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 285-308. – doi: 10.18334/eo.12.2.114825.
9. Дробот Е.В. Перспетивы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом // Экономика Центральной Азии. – 2022. – № 1. – c. 65-88. – doi: 10.18334/asia.6.1.114447.
10. Дробот Е.В. Анализ критериев устойчивости, используемых в современных индексах корпоративной социальной ответственности // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – № 3. – c. 221-232. – doi: 10.18334/social.2.3.112090.
11. Дробот Е.В. Проблемы и перспективы реализации концепции корпоративной социальной ответственности в Африке // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 827-854. – doi: 10.18334/eo.11.4.112135.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Социальная ответственность бизнеса и государства в период пандемии (опыт США) // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 7. – c. 1777-1794.
13. Шубин В.Г. Коллективная монография «ЮАР сегодня». - М.: ИАфр РАН, 2020. – 182 c.
14. Материалы XXI Всероссийской школы молодых африканистов «Восходящая роль Африки в формирующемся миропорядке» Москва, 30 ноября 2022 года // Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки Российской Академии наук Научный совет по проблемам стран Африки РАН. - 260 с
15. Место прибытия — BRICS Business Magazine. [Электронный ресурс]. URL: http://bricsmagazine.com/ru/articles/mesto-pribytiya (дата обращения: 04.02.2023).
16. Морозенская Е.В. Государственное регулирование экономики в Африке. - М.: Институт Африки РАН, 20118. – 214 c.
17. Павлов Э.Л. Пути развития социальной ответственности азиатских нефтяных компаний в странах Африки // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1507-1517.
18. Павлов Э.Л. Специфика современной модели корпоративной социальной ответственности иностранных нефтяных компаний в странах Африки // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 73-84.
19. Притворова Т.П., Замбинова З.Б., Акенов С.Ш. Межсекторное партнерство в контексте корпоративной социальной ответственности: оценка и перспективные модели // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1469-1483.
20. Трухина Т.В. Китай и его соперники на Африканском континенте. Planet Today, 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://planet-today.ru/geopolitika/item/33843-kitaj-i-ego-soperniki-na-afrikanskom-kontinente (дата обращения: 14.03.2023).
21. Чекменева Е.В., Михайлова В.М. Повышение уровня корпоративной ответственности в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 159-178.
22. Статистический обзор ЮНКТАД – Прямые иностранные инвестиции: приток и отток средств и их совокупный объем, ежегодный, 1970-2021. [Электронный ресурс]. URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/TableView.aspx (дата обращения: 01.02.2023).
23. Ежеквартальный бюллетень Южноафриканского резервного банка. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.resbank.co.za/Publications/QuarterlyBulletins/Pages/QuarterlyBulletins-Home.aspx (дата обращения: 19.03.2023).
24. Глобальное присутствие. Aspen Pharmacare. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aspenpharma.com/глобальное присутствие (дата обращения: 04.02.2023).
25. Ведение бизнеса 2021. Группа Всемирного банка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.doingbusiness.org/en/rankings (дата обращения: 06.02.2023).
26. ЮАР Импорт и Экспорт. [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/SouthAfrica/TOTAL (дата обращения: 04.02.2023).
27. Friedman M. The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profits. - New York Times Magazine, 1970.
28. Davis K. Understanding the social responsibility puzzle: what does the businessman owe to society // Business Horizons. – 1967. – № 10(4).
29. Kivarina M.V. Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost [Corporate social responsibility] // Economic Journal. – 2014. – p. 59-64.
30. Classon,J. How can CSR affect company performance? / J. Classon, J. Dahlstrom. — Karlstads University, 2006
31. Kythle, В. Corporate Social Responsibility as Risk Management. A Module for Multinationals. Working Paper. John F. Kennedy School of Governance / B. Kythle, J.G. Ruggie // Harvard Business Review. — 2005. — № 10
32. McGuire J.B., Sundgren A., Schneeweis T. Corporate Social Responsibility and Firm Financial Performance // Academy of Management Journal. – 1988. – № 4.
33. Mohr L.A., Webb D.J., Harris К. E. Do Consumers Expect Companies to be Socially Responsible ? The impact of Corporate Social Responsibility on Buying Behavior // The Journal of Consumers Affairs. – 2001. – № 1.
34. Mohr L.A., Webb D.J. The Effect of Corporate Social Responsibility and Price on Consumers Responses // The Journal of Consumer Affairs. – 2005. – № 1.
35. Pava M. L., Krausz J. The Association Between Corporate Social-Responsibility and Financial Performance: The Paradox of Social Cost // Journal of Business Ethics. – 1996.
36. Sims, R.R. Ethics and Corporate Social Responsibility — Why Giants Fall / Sims, R.R. Praeger. — Westport, 2003
37. Tsutsieva O.T., Gobozova A.Z. Sravnitelnyy analiz modeley korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [Comparative analysis model of corporate social responsibility] // International Research Journal. – 2013. – p. 91-96.
38. Zadeck S. The Path to Corporate Social Responsibility. - Harvard Business Review, 2004.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:13