Национальные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции: эволюционно-теоретический аспект

Лещенко Ю.Г.1
1 Центр исследования проблем государственного управления, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)

Цитировать:
Лещенко Ю.Г. Национальные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции: эволюционно-теоретический аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 2375-2390. – doi: 10.18334/vinec.10.4.110815.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44491723
Цитирований: 44 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Актуальность темы исследования вызвана необходимостью формирования гармоничной системы национально-экономических интересов страны и ее регионов в условиях глобальной интеграции в ракурсе обеспечения экономической безопасности. Рассмотрению вопросов реализации национальных интересов посвящены работы авторов различных школ и направлений: Б.С. Остин, Г.И. Моргентау, В.К. Сенчагов и др. Фундаментальный теоретический анализ национального (экономического) интереса как одной из основных категорий экономической безопасности представлен в трудах: Сенчагова В.К., Караваевой И.В., Казанцева С.В., Городецкого А.Е., Перской В.В. и др. Однако, специфика современного этапа развития экономики, динамика процесса глобальной интеграции, существующие пробелы в теоретическом обосновании данной проблемы требуют совершенствования в эволюционном аспекте теоретической базы исследования национальных интересов. Автором предложен комплексный подход к реализации национальных интересов в контексте экономической безопасности в условиях глобальной интеграции на эволюционно-теоретическом уровне. Научная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень обеспечения экономической безопасности страны во многом зависит от сбалансированности (внутренних и внешних) национальных интересов хозяйствующих субъектов. Новизна исследования заключается в решении научной проблемы – обеспечения экономической безопасности на основе формирования системы национальных (экономических) интересов государства в условиях глобальной интеграции. Цель исследования состоит в разработки теоретической базы повышения уровня экономической безопасности путем формирования концепции национальных (экономических) интересов страны. Объектом исследования является экономическая безопасность как отражение национальных (экономических) интересов страны. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе реализации национальных интересов, и повышения уровня экономической безопасности страны в условиях глобальной интеграции. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в авторском концептуальном подходе к решению теоретической проблемы экономической безопасности государства с позиции построения системы национальных (экономических) интересов, которая может послужить основой для дальнейших разработок в экономической теории и исследованиях, стратегических программ по обеспечению экономической безопасности государства. Проведённое исследование будет интересно специалистам в области национальной и экономической безопасности.

Ключевые слова: национальные интересы, национальная безопасность, обеспечение экономической безопасности, процесс глобальной интеграции

JEL-классификация: F02, F15, F52

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Национальные интересы являются наиболее важной концепцией в системе обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции. Все нации вовлечены в процесс достижения и обеспечения целей своих национальных интересов. «Поведение государства всегда обусловлено и регулируется его национальными интересами» [11, с. 801] (Senchagov, 2016, р. 801). Следовательно, нам важно знать значение и содержание национальных интересов. Но нелегко точно определить, что является национальным интересом нации. Неоднозначность формулировок вызвана различным использованием понятия в определенных контекстах.

Национальные интересы объясняют чаяния государства, которые оно может использовать в стратегическом планировании всевозможных политик и государственных программ, а затем их можно использовать в политических аргументах для обоснования рационализации или критики. Современные противоречия во внешней политике и при обеспечении экономической безопасности обычно происходят из-за различных представлений о сущности национальных интересов.

Несмотря на свою неопределенность, понятие национального интереса является ключевым для любой попытки описания, объяснения, прогнозирования, понимания культуры поведения международных отношений. С незапамятных времен лидеры государств оправдывают свои действия во имя национальных интересов.

Например, «Наполеон сказал, что действовал в интересах Франции, когда он инициировал российскую кампанию, а позднее он развернул последнюю отчаянную битву при Ватерлоо» [15] (Esdaile, 2009).

«Адольф Гитлер оправдал свою экспансионистскую политику, включая бессмысленную многопрофильную войну, во имя национальных интересов Германии» [12, с. 123] (Evans, 2011, р. 123).

Дж. Буш был убежден, что «интересы Америки были поставлены на карту в исторической войне во Вьетнаме и в Персидском заливе соответственно» [2, с. 263] (Bush, 2011, р. 263).

«В 1979–89 годах (ранее) СССР оправдывал свое вмешательство в Афганистан во имя «советских национальных интересов» [1, с. 22] (Brachev, Polynov, 2019, р. 22).

«Китай оправдывал свои пограничные споры с Индией и Советским Союзом во имя попыток защитить национальные интересы Китая» [6, с. 232] (Larin, 2005, р. 232).

Все эти и многие другие примеры могут быть приведены, чтобы подчеркнуть неоднозначность, которая окружает концепцию национального интереса. Данная двусмысленность препятствует процессу формулирования общепринятого определения национального интереса. Следовательно, национальный интерес – это первый шаг к выработке внешней политики государства и пониманию международной политики с учетом обеспечения национальной (экономической) безопасности государства.

Концепция национального интереса

Для определения понятия национальных интересов целесообразно разделить их на две категории:

- национальный интерес как концепция, которая может быть исследована с помощью некоторых объективно определяемых критериев;

- содержит те определения, исследователи которых стремятся интерпретировать национальные интересы как постоянно меняющийся плюралистический набор субъективных ссылок.

Национальные интересы формируются в соответствии с геополитическими и геоэкономическими параметрами и возможными ресурсами страны. «В результате не только содержание, но и формы и методы продвижения национальных интересов имеют свою национальную специфику» [20, с. 16] (Leschenko, Bolonina, 2019). Авторская концепция формирования национальных интересов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Концепция формирования национальных интересов

Этапы формирования национальных интересов
Концепция формирования национальных интересов
Выявление потребностей – формирование интересов
Объективные потребности государства и общества выявляются в определенный период исторического развития
Анализ влияния факторов
На основании выявленных потребностей определяются факторы, влияющие на национальные интересы
Оценка состояния страны
На данном этапе необходимо оценить состояние страны: определить уровень экономического развития относительно заявленных интересов и оценить имеющиеся ресурсы для реализации этих интересов, а также проанализировать угрозы национальной безопасности государства
и вызовы мировой экономики
Реализация национальных интересов
На данном этапе национальные интересы реализуются в соответствующих стратегиях, концепциях, программах национальной безопасности
Оценка достигнутого результата
С периодичностью, установленной программой, осуществляется проверка достигнутых результатов. Если цели не были достигнуты, то вносятся коррективы и программа реализуется с новыми параметрами. Если цели достигнуты, то оценивается эффективность данной программы

Источник: составлено автором.

«Реализация национальных интересов проявляется как во внутренней, так и во внешней политике государства» [3, с. 15] (Gorodetskiy, 2018, р. 15). Успех внешней политики страны зависит от четко сформулированных национальных интересов и адекватного понимания способов их реализации.

По факту определение национальных интересов основывается на позиции президента страны – занятой конкретным человеком, в отношении различных пар крайностей, таких как идеалы и личный интерес, идеалисты против реалистов, краткосрочные и долгосрочные, а также традиционные и индивидуальные проблемы.

В условиях ускоряющихся интеграционных процессов задача определения и реализация национальных интересов становится все более обременительной, поскольку внутренняя и международная деятельность государства пересекаются. В большинстве национальных государств преобладает железный закон олигархии, подразумевающий, что правительственные решения принимаются только несколькими гражданами. Эти решения часто принимаются таким образом, чтобы содействовать национальным интересам, и поскольку это понятие воспринимается и определяется лицами, принимающими решения, в лучшем случае они будут оправданы тем, что связаны с национальными интересами.

«Ценности» как национальный интерес

Франкель [1] определил национальный интерес как «общую сумму всех национальных ценностей, ради которых действует нация» [16, с. 85]. То есть национальные интересы характеризуются неспецифической природой, степенью преемственности и связью с политическими действиями.

Саид [2] считает, что национальные интересы – это общая, долгосрочная и постоянная цель, которой государство, нация и правительство считают, что они служат [19, с. 25] (Lerche Charles O, Said Abdul Aziz, 1972, р. 25).

В понимании Дайка [3] национальные интересы – это как то, что государства стремятся защитить или достичь по отношению друг к другу [21].

Определение Саида звучит более логично, чем определение Дайка. Он описывает национальный интерес с точки зрения постоянного руководства к действию государства, а то, что государство стремится защитить или достичь и что оно хочет иметь по отношению к другим государствам, – является целью внешней политики. Из этого следует, что национальные интересы определяют характер долгосрочных, а также краткосрочных стремлений во внешней политике. Это не что иное, как применение обобщенного синтеза ценностей к общей международной обстановке, в которой государство должно проводить свою внешнюю политику.

«Выживание» как национальный интерес

Согласно Моргентау [4], концепция национального интереса схожа с такими принципами Конституции, как общее благосостояние и надлежащая процедура. Но помимо этих минимальных требований контент может охватывать всю гамму значений, которые логически совместимы с ним. Это содержание определяется политическими традициями и общим культурным контекстом, в котором нация формулирует свою внешнюю политику. Остаточное значение, отвечающее концепции национальных интересов, – это «выживание». По мнению Моргентау, «минимальным требованием национального государства является защита его физической, политической и культурной самобытности от посягательств других национальных государств» [18, с. 65].

То есть сформулированные в более конкретные цели:

- сохранение физической идентичности приравнивается к поддержанию территориальной целостности национального государства;

- сохранение политической идентичности приравнивается к сохранению существующих политико-экономических режимов, таких как демократический, коммунистический, социалистический, авторитарный и тоталитарный;

- сохранение культурной идентичности связано с этническими, религиозными, языковыми и историческими нормами и традициями в национальном государстве.

Исходя из этих общих целей, можно утверждать, что лидеры государства могут принимать конкретные совместные и даже конфликтные политические решения, такие как конкурентное вооружение, баланс сил, иностранная помощь, альянсы, подрывная деятельность, а также экономические и пропагандистские войны.

Махандра Кумар [5] отмечает: «Возможно, единственный уровень, на котором можно определить национальные интересы, – это уровень выживания» [17, с. 242].

Не являясь четко определенной дефиницией, национальные интересы – это скорее «психологический феномен, который подвержен радикальным изменениям, которые могут возникнуть в результате внутренних сдвигов во власти или изменения ценностей нации» [17, с. 244].

Характерные особенности национальных интересов

Невозможно конкретно объяснить значение и содержание национальных интересов, поскольку как их корни, так и процесс их синтеза свойственны истории, традициям и институциональной структуре страны.

Но мы совершенно ясно понимаем, что национальные интересы могут иметь характерные особенности, которые можно классифицировать в следующем контексте:

- национальные интересы в коалиции многосторонних или односторонних отношений (государств, МФЭО, региональных интеграционных объединений);

- степень приоритетности;

- масштаб (глобальный (мировой), региональный, локальный (отраслевой), индивидуальный (личный));

- значение (жизненно важное, важное);

- срочность (постоянная, долгосрочная, среднесрочная).

Различие и несогласованность интересов обостряют противоречия между государствами, финансово-экономическими международными и региональными организациями как внутри этих групп, так и между ними, оказывая негативное влияние на экономическое развитие в стране.

Следовательно, национальные интересы могут выступать:

- как факторы, регулирующие процесс отношений государства с внешним миром;

- как элемент согласованности во внешней политике страны. Страна, тщательно придерживающаяся своих национальных интересов в стремительно меняющейся международной обстановке, с большей вероятностью будет сохранять равновесие и продолжать продвигаться к своим целям, чем если бы она изменила свою заинтересованность в адаптации к каждой новой ситуации;

- задавать политике общую ориентацию на внешнюю среду и, что более важно, служить критерием выбора в ближайших ситуациях. То есть «доминирующее представление о национальных интересах диктует характер долгосрочной деятельности государства во внешней политике и определяет, что оно делает в краткосрочной перспективе» [20, с. 17] (Leschenko, Bolonina, 2019, р. 17).

Детерминанты национальных интересов

Несколько переменных факторов, как внутренних, так и внешних, играют специфическую роль в формулировании национальных интересов. Этими определяющими факторами являются:

- качества, личность и идеалы лиц, принимающих решения;

- интересы наиболее влиятельных групп внутри наций;

- типы философий правительственных структур и процессов;

- обычаи и культурные стили различных обществ;

- идеологии государств, геополитическое положение и возможности различных стран;

- типы вызовов и давления, с которыми сталкивается каждая страна со стороны соседних стран, великих держав и международных финансово-экономических организаций;

- общий характер международного общества, существующий в настоящий момент.

Критерии определения национальных интересов

Слово «интерес» происходит от латыни и означает – «это касается или имеет значение для кого-либо или чего-либо». «В 1930-х годах Charles Austin Beard [6] написал первую книгу о национальных интересах» [13]. В последующие годы понятие национального интереса использовалось для описания основополагающего обоснования поведения государств в угрожающей глобальной среде, которые сохраняют и защищают свои ценности от других. Государствам, которые несут ответственность за свои отдельные общества, действуя в неопределенной среде, не остается иного выбора, кроме как ставить интересы своей собственной сущности выше интересов других. Таким образом, национальные интересы часто становятся синонимом национального эгоизма. Нельзя говорить о национальных интересах без ссылки на ценности, даже если они являются кульминацией тех, которые принадлежат некоторым или всем членам данного общества.

Принимая во внимание время, местоположение и направление исследований предшественников, национальные интересы сосредоточены на самосохранении (территориальной целостности, политической независимости и фундаментальных государственных институтов), самодостаточности, престиже как определяющих критерии национальных интересов. Рассмотрим основные из них.

Идеологические критерии: большинство стран придерживаются различных формальных или неформальных идеологий. Повседневные решения политиков должны в определенной степени соответствовать национальным доктринам. Например, если идеология одной страны является марксистско-ленинской, ее внешняя политика должна быть разработана таким образом, чтобы она выглядела дружественной для коммунистических правительств и левых революционных движений в капиталистических странах. Если идеология либерально-демократическая, то страна должна поощрять свободное предпринимательство, поддерживать демократические правительства и противостоять тоталитарным и авторитарным режимам. Если идеология является традиционной авторитарной, страна должна встать на сторону тех стран, которые поддерживают ее режим или, по крайней мере, не противостоят ему.

Репутационные (моральные) и правовые критерии: моральные действия считаются честными и, соответственно, публичными. Таким образом, моральное поведение, особенно в международных отношениях, включает в себя соблюдение взятых на себя обязательств в целом, отстаивая принципы, которым человек морально привержен и которые широко распространены.

Действовать на законных основаниях подразумевает соблюдение норм международного права в той степени, в которой такие правила определены и приняты. Однако здесь следует отметить, что хотя теоретически кажется простым побуждать лиц, принимающих решения, делать «добро» и избегать «зла», в действительности довольно сложно решить, что является адекватным моральным или правовым действием в конкретной ситуации.

Прагматические критерии: прагматичный подход делает упор на решение каждой проблемы; его девиз: если это работает, это хорошо. Прагматик защищает себя, когда на него нападают, использует возможность, если у него есть для этого ресурсы, и вступает в краткосрочную и даже долгосрочную «дружбу», если она полезна.

Бюрократические критерии: каждая организация (армия, министерство и т.д.) имеет тенденцию преувеличивать свой конкретный запрос на финансирование и приводит аргументы в пользу национальных интересов, а не своих собственных.

Обычным результатом этой бюрократической борьбы является ограниченность «бюджетных ресурсов, дисбаланс между безопасностью, благосостоянием, образованием и экономическими интересами» [4, с. 20] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets, Ivanov, Lev, Kolpakova, 2019, р. 20).

Этнические и расовые критерии: национальные интересы определяются с точки зрения интересов этнического или расового меньшинства, критериев статуса класса.

Если человек принят на работу из высшего или среднего класса своей страны, он будет поддерживать политику, которая идет на пользу классу, с которым он идентифицирует себя. Если человек перешел из низших классов в западную бюрократию, то он будет постоянно разрываться между своей верностью классу своего происхождения и возможностью стать важным бюрократом из высшего среднего класса.

Критерии внешней (иностранной) зависимости: государства-спонсоры определяют политические обязательства своих зависимых стран. Эти критерии часто применяются к малым или средним странам, правительства которых сильно зависят от иностранной помощи. Три страны, которые охватывают мировой идеологический спектр и подпадают под эту категорию: Афганистан, Сальвадор и Чад (также есть много других стран). Если президент принимает решения в одном из этих правительств, он может обнаружить, что потребности, руководящие принципы и требования иностранных государств-спонсоров мешают его оценкам того, что отвечает национальным интересам страны. Тем самым он может вызвать гнев своих покровителей и внезапно быть отстранен от должности.

Типология национальных интересов

Национальные интересы, не ограниченные по содержанию «внешней политики», обращают внимание на общие идеи и на то, каким образом культурные и социальные различия, технологические инновации, история и религия воздействуют на поведение государств. Рассмотрим следующие типы национальных интересов (табл. 2).

Таблица 2

Типология национальных интересов

Типы национальных интересов
Концепция
Первичные интересы
Основные или жизненно важные интересы. К ним относится сохранение физической, политической и культурной самобытности государства от возможных посягательств со стороны внешних сил. Эти интересы являются первостепенными и жизненно важными, поэтому государство должно постоянно защищать их любой ценой
Вторичные интересы
Важны для существования государства. К ним относятся защита граждан за рубежом и обеспечение иммунизации для дипломатического персонала
Постоянные интересы
Это относится к относительно постоянным и долгосрочным интересам государства. Изменения в постоянном интересе, если таковые имеются, довольно устойчивы. Примером такого рода является решимость государства сохранить масштабы и рост торговли как на внутреннем рынке, так и на внешнем
Переменные интересы
Эти интересы считаются жизненно важными для национального блага в определенных обстоятельствах. В этом смысле переменный интерес может отличаться от основного и постоянного интереса, и определяются такими факторами, как личность, общественное мнение, групповые интересы, политики, политические и моральные традиции
Общие интересы
Это относится к тем условиям, которые применяются к большому количеству наций или в нескольких определенных областях, таких как экономика, торговля, дипломатические отношения и т. д.
Конкретные интересы
Через логическое развитие общих интересов конкретные интересы определяются с точки зрения времени и пространства. Например, Британия рассматривала как особый национальный интерес сохранение независимости новых стран для сохранения баланса сил в Европе
Международные идентичные интересы
Это относится к интересам, которые поддерживаются рядом государств. Они также известны как общие интересы. Например, и США, и Британия были заинтересованы в том, чтобы в Европе не доминировала какая-либо одна держава. Страны третьего мира заинтересованы в том, чтобы запросить новый международный экономический порядок. Здесь следует упомянуть, что область общности всегда подвержена изменениям
Международные дополнительные интересы
Интересы, которые не совпадают, но могут составлять основу соглашения по некоторым конкретным вопросам, называются взаимодополняющими интересами. Например, Британия была заинтересована в независимости Португалии от Испании, потому что она хотела контролировать регион Атлантического океана. Кроме того, Португалия была заинтересована в британской морской гегемонии, потому что это было безопасное средство защиты от Испании
Международные конфликты интересов
Конфликтующие интересы не зафиксированы и претерпевают изменения вследствие силы событий и дипломатии. Таким образом, конфликтующие в настоящее время интересы могут стать взаимодополняющими. Точно так же взаимодополняющие и идентичные интересы могут быть преобразованы в конфликтующие интересы. С течением времени число общих и конфликтующих интересов каждой нации может развиваться или уменьшаться в зависимости от текущих потребностей международных отношений

Источник: составлено автором.

Инструменты и методы продвижения национального интереса

Обеспечение целей и задач национальных интересов является первостепенным правом и обязанностью каждой нации. Следовательно, «для защиты своих национальных интересов в международных отношениях государства используют различные инструменты и методы» [8, с. 1877] (Lev, Leshchenko, 2020, р. 1877):

Дипломатия. Состоит из методик и процедур ведения отношений между государствами. Дипломатия функционирует через сеть посольств, представительств, консульств по всему миру. Это может быть как двусторонний, так и многосторонний характер отношений.

Дипломатия практикуется через дипломата. «Его основными функциями являются осуществление политики его правительства в других странах, защита его интересов и граждан; информирование его правительства об основных событиях в остальном мире» [10, с. 538] (Perskaya, Eskindarov, 2018, р. 538). Это может показаться очень эгоистичным, но это основной руководящий принцип дипломатии. В обязанности дипломата входит забота об интересах своей страны в том виде, в каком они интерпретируются политиками на родине, и в соответствии с договорами, другими международными соглашениями и принципами международного права.

Дипломатические переговоры используются для удовлетворения различных интересов государств в процессе взаимного обмена. Но здесь следует отметить, что дипломатические переговоры окажутся плодотворными только в том случае, если интересы соответствующих государств будут взаимодополняющими или совместимыми. С другой стороны, в случае противоречивых или противоположных интересов переговоры могут не иметь положительного результата.

Альянсы. Они обычно заключаются двумя или более государствами для продвижения и защиты их общих интересов. После заключения альянса защита этих общих интересов становится юридическим обязательством, которое государства-члены обязаны выполнять. Эти союзы могут быть заключены для достижения различных видов совместных интересов, и их характер зависит от типа заинтересованности, которая должна быть достигнута.

Пропаганда. В XX веке пропаганда стала основным инструментом продвижения национальных интересов. Государства создали постоянные агентства для систематического использования возможностей пропаганды как инструмента национальной политики. В настоящее время ни одно государство не может легко упустить эти возможности. В самых общих чертах любая попытка убедить людей принять определенную точку зрения или предпринять определенные действия является пропагандой.

С точки зрения международных отношений пропаганда сводится к тому, что она означает организованные усилия правительств, направленные на то, чтобы побудить либо внутренние группы, либо иностранные государства принять политику, благоприятную для их собственной.

Экономические методы. Государства проводят определенную политику, преследуя свои национальные интересы (проводить экономическую политику для повышения своего внутреннего благосостояния, не причиняя вреда другому государству). Однако государства могут также проводить экономическую политику, явно направленную на нанесение вреда другому государству. Поскольку каждое государство каким-то образом зависит от других государств, оно в некоторой степени поддается давлению с их стороны и также может оказывать давление на другие государства. Всякий раз, когда экономическая политика направлена ​​на достижение национальных интересов, независимо от того, намеревались ли они причинить вред другому государству или нет, она является экономическим инструментом национальной политики.

Принудительные методы. К принудительным методам относятся такие действия, как захват и конфискация имущества конкурирующего государства или его субъектов в виде компенсации стоимости за неправильное действие: приостановление действия договоров, эмбарго, захват судов на море и т.д. Все эти методы являются актом войны, и государство, против которого они направлены, должно определить, хочет ли оно придать событиям форму войны или нет. В экстремальной форме эти методы могут принимать форму военных операций и военной оккупации.

Независимо от того, насколько сурово люди могут критиковать войну, она будет существовать до тех пор, пока правители человечества не смогут договориться о приемлемой ей альтернативе. «Реальность такова, что, как заметил Clyde Eagleton, война – это метод достижения целей» [14, с. 5].

Заключение

Из представленного исследования очевидно, что решения о национальных интересах не являются чисто научными или математическими формулировками, которые приводят к реальным выгодам для национального государства. Напротив, «решения по национальным интересам являются результатом противостояния амбиций, мотивации, потребностей, требований, критерий и факторов» [9, с. 3646] (Leshchenko, 2018, р. 3646). На этой основе можно выделить следующие основные характеристики национальных интересов:

- национальные интересы являются отражением потребностей определенных сообществ;

- использование категории «национальные интересы» является безусловным только в условиях сложившегося национального государства;

- национальные интересы являются основой для формирования внешней политики государства;

- национальные интересы отражают обобщенные устремления населения, проживающего на определенной территории;

- в концепции национальных интересов невозможно учесть массу специфических индивидуальных интересов, в ней находит свое отражение лишь та их часть, которая имеет общегосударственное значение;

- на процесс формирования концепции национальных интересов оказывают влияние как объективные факторы (геополитическое положение государства, «уровень его социально-экономического развития и др.)» [5, с. 55] (Karavaeva, Kolomiets, Lev, Kolpakova, 2019, р. 55), так и субъективные (представления лиц, принимающих решения о национальных интересах страны, присущая данному обществу система ценностей и др.);

- национальные интересы на протяжении длительного периода времени остаются постоянными в своей основе, изменяясь лишь по отдельным параметрам. Наибольшим изменениям они подвергаются в периоды глобальных трансформаций общества.

«Формулируя цели и задачи, представляющие национальный интерес, все страны должны делать адекватные попытки сделать их совместимыми с международными интересами мира» [7, с. 226] (Lev, Leshchenko, 2019, р. 226): защиты окружающей среды, защиты прав человека и устойчивого развития.

Мирное сосуществование, мирное урегулирование конфликтов и целенаправленное взаимное сотрудничество в целях развития являются общими интересами всех стран. Таким образом, наряду с продвижением своих национальных интересов страны должны стремиться защищать и продвигать общие интересы в интересах всего международного сообщества.

Все это делает необходимым, чтобы каждая нация формулировала свою внешнюю политику и осуществляла свои отношения с другими нациями на основе своих национальных интересов, которые интерпретируются и определяются в соответствии с общими интересами человечества (цивилизации).

[1] Джеффри Александр «Джефф» Франкель (родился 5 ноября 1952 года в Сан-Франциско, Калифорния) – международный макроэкономист. Профессор Школы государственного управления им. Кеннеди Гарвардского университета.

[2] Абдул Азиз Саид – писатель сирийского происхождения и старший профессор международных отношений в Школе международной службы Американского университета, где он преподает с 1957 года.

[3] Вернон Ван Дайк, 1922–1972, Миссури, США. Американский политолог.

[4] Ганс Моргентау (англ. Hans Morgenthau). (1904–1980) – американский политолог.

[5] Махендра Кумар (умер 25 апреля 2020 г.), был созывающим индийской индуистской молодежной организации Баджранг Дал в Карнатаке, Индия. Его мечтой было построить общество, в котором жизнь ценится больше, чем религия.

[6] Чарлз Остин Бирд. (англ. Charles Austin Beard; 27 ноября 1874, Найтстаун – 1 сентября 1948, Нью-Хейвен) – американский историк.


Источники:

1. Брачев В. С., Полынов М. Ф. «СССР и Афганистан в период войны 1979–1989 гг.: экономическое и гуманитарное сотрудничество» // Вопросы истории. – 2019, № 3. С. 22.
2. Буш Дж. «Ключевые решения». Издательство: Олма Медиа. 2011. С. 263.
3. Городецкий А.Е. «Об исходных предпосылках разработки национальной системы управления рисками экономической безопасности». // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 1. – С. 9-20.
4. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. «Федеральный бюджет РФ на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. в свете актуальных задач стимулирования экономического роста и социального развития». Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 1. С. 9-26.
5. Караваева И.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Колпакова И.А. «Финансовые риски социально-экономической безопасности, формируемые системой государственного управления в современной России». ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 2. С. 45-65.
6. Ларин В.Л. «Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы XX начало XXI в.)». Текст / В.Л. Ларин – М: Восток-Запад, 2005 – 232 с.
7. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. «Экономическая безопасность России в аспекте управления международными резервами». Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 226.
8. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. «Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов». // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 6. – С. 1857-1884.
9. Лещенко Ю.Г. «Экономический суверенитет в XXI веке: к вопросу о внешнеэкономической безопасности России в условиях членства в международных финансово-экономических организациях». Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 12. С. 3646.
10. Перская В.В., Эскиндаров М.А. «Многополярность: институты и механизмы согласования национальных интересов». Монография / В.В. Перская, М.А. Эскиндаров — Москва: КНОРУС, 2018 — 538 с.
11. Сенчагов В.К. «Экономическая безопасность России: общий курс: учебник» //3-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ. 2016. – 801 с.
12. Эванс Р. Д. «Третий рейх. Дни войны. 1939-1945». Издательство: Харвест, Астрель, У-Фактория. 2011. С. 123.
13. Beard Charles Austin, and G. H. Smith. «The Idea of National Interest: An Analytical Study in American Foreign Policy». New York, 1934.
14. Clyde Eagleton. «Analysis of the Problem of War». (New York 1937). P. 5
15. Esdaile Ch. «Napoleon's Wars: An International History, 1803-1815». – London, New York, etc.: Penguin, 2009.
16. Frankel Joseph. «International Relations in a Changing World». Oxford. 1979. P. 85.
17. Mahendra Kumar. «Theoretical Aspects of International Politics». Agra, 1972, 2-nd edn, p. 242, 244.
18. Morgenthau Hans J. «Dilemmas of Politics». University Of Chicago Press, 1958, p. 65.
19. Lerche Charles. Said Abdul. «Concepts of International Politics» / New Delhi, 1972, 2-nd edn, p. 25.
20. Leschenko Yu.G., Bolonina S.E. «Theoretical approaches to the improvement of mechanisms to ensure the external economic security of Russia in international financial and economic organizations».Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 1. С. 16, 17.
21. Vernon Van Dyke. «International Politics». New York, 1957.

Страница обновлена: 04.04.2024 в 10:07:14