Потенциал эволюции альянса стран БРИКС в условиях глобализирующейся и постглобальной экономики: взгляд с позиции экономической безопасности
Ситникова О.Г.1,2
1 Севастопольский государственный университет
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Цитировать:
Ситникова О.Г. Потенциал эволюции альянса стран БРИКС в условиях глобализирующейся и постглобальной экономики: взгляд с позиции экономической безопасности // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 261-274. – doi: 10.18334/eo.13.2.117769.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965816
Аннотация:
В настоящее время происходит существенная трансформация мирохозяйственной системы. Изменение геополитической ситуации вследствие начала Специальной военной операции вызвало трансформацию многих хозяйственных процессов в мировом масштабе. Иную роль начинают нести международные объединения подобные БРИКС. В качестве основной научной проблемы рассматриваются возможности эволюции БРИКС с целью повышения уровня экономической безопасности стран-участниц и самого альянса в целом. Автором доказывается, что в условиях специальной военной операции и связанных с ней мирохозяйственных трансформаций дальнейшая институциализация данного «мягкого» альянса, его эволюция в сторону более жестких форм институализации будет способствовать системному повышению эффективности взаимодействия экономик стран-участниц БРИКС, что, в свою очередь, несомненно должно способствовать повышению уровня экономической безопасности стран – участниц альянса. Статья будет интересна студентам и аспирантам экономических и политических специальностей, исследователям и представителям органов государственной власти.
Ключевые слова: альянс, БРИКС, экономическая безопасность, институализация, координация
JEL-классификация: F01, F15, F52, F53
Введение
Изначально в 2006 году БРИКС сформировалось за счет таких основных факторов, как серьезный потенциал производственных факторов, уровень внутреннего валового продукта высокий, экономики быстро развиваются, прямые инвестиции довольно крупные, в торговле на международных рынках страны участвуют активно.
Банк Goldman Sachs исследовал вопрос о том, почему именно Россия, КНР, Бразилия, ЮАР, Индия объединились. Он выделил следующие признаки, которые есть у каждого государства, за счет которых произошло объединение [30]:
1. В мировой экономике Россия и Бразилия могут стать лидерами и быть на равных со странами G7, поскольку:
- рост экономик возможен за счет реализации энергоносителей;
- в этих государствах огромный объем ресурсов;
- есть мощный сельскохозяйственный потенциал и потенциал обрабатывающего производства.
2. КНР и Индия вошли в объединение по следующим причинам:
- потенциал рабочей силы огромный, потому что численность населения большая;
- на рынке аутсортинга страны лидируют. Так, индийские препараты в области фармацевтики поставляются по всему миру. Также Индия поставляет программное обеспечение;
- темп роста экономики этих стран стабильно высокий.
На африканском континенте Южно-Африканская Республика занимает ключевое место, а на латиноамериканском континенте основное место занимает Бразилия. В Евразии ключевое место отводится России, Индии и КНР.
Рассматривая освещенность вопросов связанных с эволюцией БРИКС в отечественной научной литературе необходимо привести работы таких авторов как Дениз Д.С. [1, 3], Карпылаева Н.С. [2], Ямпольская Д.О. [4], Петренко Е.С. [5 29], Дробот Е.В. [12, 13, 16, 20, 22, 24-28], и ряд иных авторов [6 - 11], при этом роль эволюции мирохозяйственных систем освещали Торкановский Е.П. [14], Кошкарев М.Ф. [15], Долматова Г.Е. [17], Крафт Й [18], Губин А.М. [19].
Однако остаются недостаточно исследованными вопросы формирования потенциала экономической безопасности стран БРИКС в условиях мирохозяйственных трансформаций, вызванных проведением Специальной военной операции и реакцией на нее со стороны коллективного Запада.
Целью данной статьи является выявление дальнейших перспектив повышения эффективности взаимодействия стран-участниц БРИКС с позиции повышения их экономической безопасности.
В качестве научной новизны мы позиционируем вывод о существенном потенциале повышения экономической безопасности экономик стран-участниц БРИКС при эволюции альянса в сторону более жесткой институализации взаимодействия стран за счет более эффективных форм и механизмов координации экономической политики.
Основная часть
В глобализирующейся экономики взаимодействие различных стран определялось, главным образом, системами их экономических интересов. Политические факторы (за исключением, обусловленных этно-религиозными аспектами) в отношении развитых и развивающихся стран в период с конца 1990хх до 2014 года играли наименьшую роль за последние сто лет.
В этот же период происходит наиболее активное развитие стран БРИКС и самого БРИКС как международного объединения.
Итак, условно есть три этапа интеграционного развития в период глобализирующейся экономики:
I этап (1990-2006 гг.). В эти годы стали формироваться основания для развития взаимоотношений государств по интеграции. Е.М. Примакова эксперты отмечают в качестве первого деятеля, который начал работу по интеграционному развитию БРИК. Он предложил идею развития партнерских отношений между КНР, РФ и Индией. Она стала основой образования БРИК. В этих странах наблюдается сотрудничество между государствами РИК в научно-технической сфере, сфере торговли, производства и др. В 2001 году образовалось ШОС, ставшая предвестником появления БРИК. Стороны стали регулярно проводить в формате РИК консультации, стали интересоваться положением дел Бразилии. Представители МИД РИК встречались ежегодно с 2002 по 2006 гг.
II этап (2006-2010 гг.). В это время наблюдается становление сотрудничества. В формате БРИК министры встретились впервые в 2006 году. Бразилия стала проявлять большую активность. Глава России инициировал встречу, выступив с обращением к представителям на нью-йоркской площадке ГА ООН. Через год государства договорились о том, что заместители министров иностранных дел стран будут сотрудничать по строго выработанному механизму.
В течение двух лет с 2007 года представители БРИК встречались на разных форумах. Выработалась некая иерархия внутри объединения. После того, как в 2007-2008 гг. стремительно весь мир охватил экономический кризис, сотрудничество в области экономики стало более углубленным. Государства стали сближаться. В Екатеринбурге в 2009 году состоялся саммит БРИК впервые в полном формате. Главы государств высказались о том, как выйти из всемирной рецессии. Их мнение было единым. Это послужило основой для дальнейших постоянных встреч, на которых обсуждались разнонаправленные вопросы в сфере медицины, сельского хозяйства, развития конкуренции и др.
III этап (с 2010 года и по 24 февраля 2022 года). Сферы взаимодействия участников БРИКС стали расширяться и развиваться. Второй раз главы государств встретились в 2010 году в Бразилии. Они обсудили аспекты противодействия внешним и внутренним угрозам, развития экономик после выхода из кризиса. Мировое сообщество поменяло свой взгляд на БРИК в конце 2010 года. Теперь БРИК стал серьезным фактором международных отношений.
В 2011 году к БРИК присоединилась ЮАР – представитель африканского континента. Название изменилось на БРИКС. ЮАР присоединилась к объединению, поскольку изначально было понятно, что БРИК – это потенциально важное объединение, в котором экономики развивающихся стран быстро будут расти. Кроме того, БРИК расценивалось как фактор, влияющий на достижение справедливости в миропорядке.
Некоторые эксперты считают, что необходимости включения ЮАР в БРИК нет, потому что изначально БРИК сформировано изначально по принципу того, что КНР, Индия, РФ и Бразилия – представители с большей перспективой развития. ЮАР же в Африке имеет большой ВВП, но на фоне остальных членов БРИКС ее ВВП остается низким, при этом численность населения ЮАР ниже численности населения остальных стран объединения.
Инвестиции в ЮАР выгодны всем членам БРИКС, поскольку во всей Африке платной формой торговли ценными бумагами является фондовая биржа Йоханнесбурга. Африка получает практически все портфельные инвестиции через эту биржу. В этом регионе многие объединения в сфере строительства, розничной торговли, банков и телекоммуникаций, получившие доступ к африканским рынкам, имеют достаточный капитал и опыт, чтобы заниматься бизнесом.
Итак, государства-участники БРИКС нацелены на:
- продвижение на международной арене своих интересов в политике;
- решение глобальных проблем коллективом;
- ускорение темпов развития экономик стран-участниц.
Для того чтобы воплотить объективные направления глобализации создано объединение. Сейчас международные отношения строятся по новой модели и БРИКС – одно из звеньев этой модели.
Следующие вопросы взаимодействия в рамках глобализации решаются объединением БРИКС:
1. развитие двусторонних отношений в сфере экономики каждым государством, входящим в объединение, с партнером по группе;
2. пересмотр модели функционирования международной валютно-финансовой системы, ее совершенствование и повышение эффективности работы;
3. укрепление правового верховенства в международных отношениях, расширение границ сотрудничества членов БРИКС с третьими странами в сфере внешней политики и решения аспектов, связанных с безопасностью и миром, учитывая суверенитет третьих стран;
4. расширение и укрепление в международном пространстве присутствия в сфере культуры и информации, языкового присутствие.
Институционально-оформленного формата в БРИКС нет. Стоит подчеркнуть, что отсутствует секретариат и структура объединения. Главы государства на саммитах взаимодействуют друг с другом. Также взаимодействие осуществляется между послами и министрами, которые обсуждают разные проблемы и вопросы. Сейчас секретариат объединения виртуальный. Он нужен для того, чтобы в интернете председательство каждого члена БРИКС информационно сопровождать. За счет интерактивного формата взаимодействия председательства показывают свой профиль. Также интерактивный формат используется для того, чтобы показать заинтересованным гражданам и организациям, как социальные институты стран-участниц БРИКС развиваются.
Национальный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) в России является виртуальным секретариатом. После того, как в Китае страны пришли к определенным договоренностям, в 2011 году глава нашего государства сформировал секретариат с целью реализации планируемых мероприятий.
Новый этап - этап постглобальной экономики в явном виде мы считаем начавшимся с 24 февраля 2022 года.
Начало Специальной Военной Операции (СВО) повлекло за собой существенное изменение мировой политической обстановки и формирование новой геополитической и геоэкономической реальности.
Формирование новой реальности предполагает и новую роль стран и транснациональных объединений. Импульсом, ускорившим мирохозяйственные трансформации, стали начало Специальной Военной Операции (СВО) и реакция «коллективного Запада». Реакция «коллективного Запада» и ее влияние на финансовую безопасность России в контексте функционирования БРИКС актуализировало функционирование данного объединения по следующим причинам:
1. Входящие в состав объединения БРИКС Китай и Индия являются крупнейшими по населению странами мира и несут в себе весьма значительный потенциал экономического развития.
2. Китай претендует на роль одного из «центров силы» - «доминаторов» в мировой политической системе. Помимо этого, Китай в настоящее время выступает в качестве одного из крупнейших рынков сбыта продукции отечественных производителей. С политической точки зрения, Китай является стратегическим партнером, отказываться от взаимодействия с которым в сложившихся геополитических реалиях крайне нерационально.
3. Индия – занимает нейтральную позицию в сложившимся противостоянии «Россия – коллективный Запад», однако демонстрировала готовность перехода к расчету в национальных валютах в торговле между странами, что может существенно укрепить финансовую безопасность обеих стран.
4. Бразилия в настоящее время поддерживает Россию в сложившейся мировой политической и экономической, в том числе, санкционной, ситуации.
Соответственно, укрепление отношений со странами, не являющимися противниками, а идеале, являющимися является одним из наиболее важных факторов формирования финансовой безопасности России. Соответственно, одним из очевидных, и значимых для нашей страны путей развития БРИКС выступает приобретение последним параметров (характеристик) системного объединения с существенным влиянием на внутренние рынки, производителей и межстрановое взаимодействие, имеющим институциональное юридически-значимое закрепление.
Формирование БРИКС как институционально оформленного системного объединения должно свидетельствовать не только недружественным странам о возможности противодействия проводимой ими агрессивно-санкционной экономической политике со стороны участников данного объединения, но за счет системных эффектов способствовать развитию хозяйствующих субъектов и внутренних рынков данных стран – например, при реализации одной из наиболее «простых» форм институционального альянса – зоны свободной торговли, преимуществом данной формы институциализации межстрановых отношений стало бы снижение торговых барьеров и преференциальный режим торговли для стран-участниц, что способствовало бы снижению транзакционных издержек в межстрановой торговле и послужило бы импульсом социально-экономического развития.
При этом институализация межстрановых расчетов в национальной валюте позволит исключить или, как минимум, нивелировать, влияние долларовой конъюнктуры на мировых рынках, что, несомненно должно оказать влияние на экономическую безопасность стран-участниц БРИКС.
Также, продолжая потенциальные возможности организации реагировать на актуальные мировые угрозы невозможно не упомянуть о угрозе отключения финансовых агентов страны от международных платежных систем.
Возможно создание собственной специальной платежной системы – аналога SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), ради того, чтобы обезопасить внутренние рынки стран объединения и функционирование их хозяйственных агентов и платежно-банковских систем.
В целом, система геоэкономических интересов нашей страны во взаимодействии со странами-участницами БРИКС, а также перспективы разработки и координации системных мер формирования безопасности экономик стран БРИКС представлены в таблице 1.
Таблица 1
Система интересов, их трансформация и возможности эволюции в контексте БРИКС с позиции обеспечения национальной экономической безопасности
Table 1
The system of interests, their transformation and the possibilities of evolution in the context of the BRICS from the standpoint of ensuring national economic security
Параметр \ интерес \ потребность обеспечения безопасности
|
До 24 февраля 2022 года
|
После 24 февраля 2022 года
|
Принципиальная значимость соглашения БРИКС для России и иных
стран-участниц
|
Изначально рассматривался в качестве площадки для взаимодействия и
сотрудничества с другими крупными мировыми державами
|
Площадка для обеспечения экономической безопасности стран-участниц
БРИКС за счет международного сотрудничества в условиях проведения СВО и
конфликта с «коллективным Западом».
|
Взаимодействие с Бразилией и Южно-Африканской Республикой
|
Обеспечение геополитических и геоэкономических долгосрочных интересов
в макрорегионе
|
Партнерство в целях обеспечения политической и экономической
поддержки проводимой внешней политики
|
Взаимодействие с Индией и Китаем
Экономический аспект |
Взаимные торгово-экономические связи
|
Обеспечение альтернативного европейскому рынка отечественных
энергоресурсов
Использование в качестве транзитных стран для обеспечения параллельного экспорта, импорта Обеспечение возможности уменьшить влияние международных санкций |
Взаимодействие с Индией и Китаем
Политический аспект |
Обеспечение геополитических и геоэкономических долгосрочных интересов
в макрорегионе
|
Партнерство в целях обеспечения политической поддержки /поиска
политической поддержки / проводимой внешней политики
|
Формирование экономической основы финансовой безопасности стран БРИКС
|
Осуществление взаимных инвестиций в экономики стран-участниц БРИКС
Привлечение иностранных инвестиций в страны-участницы Развитие внутреннего производства и внутренних рынков |
Все отмеченное плюс:
- Россия совместно с партнёрами по БРИКС ведет разработку надежных механизмов международных расчетов и прорабатывает вопрос создания резервной валюты на основе валютной корзины национальных валют стран-участниц БРИКС - Обеспечение более тесного экономического взаимодействия с целью использования сравнительных и абсолютных преимуществ национальных экономик за использования механизмов институциональной координации (например, государственно-частного партнерства) |
Возможности присоединения других стран и их потенциал
|
Аргентина – несет в себе существенный потенциал параллельного импорта
и взаимодействия в сфере промышленного производства
Иран – несет в себе значительные нефтегазовые запасы (вторые по величине запасы газа в мире, порядка 25% ближневосточных запасов нефти) | |
Возможности эволюции БРИКС в формате системного
институционально-оформленного объединения
|
- Формирование институциональной возможности координации проводимой экономической
политики в целях повышения ее эффективности
- Формирование институционально-обеспеченного преференциального режима торговой и иной экономической деятельности для предприятий стран-участниц БРИКС |
Заключение
Проведенный анализ позволил выявить основные этапы эволюции БРИКС как «мягкого» институционального объединения стран-участниц, построенного, изначально, на сходстве темпов экономического развития и желании дальнейшего оживления национальных экономик. Однако, в сложившихся сложных геополитических и геоэкономических условиях БРИКС будет значительно более существенно способствовать российским интересам при эволюции (смене формата) в жесткое институциональное объединение, позволяющее более эффективно осуществлять координацию экономической политики стран участниц с целью достижения более высокого уровня экономической безопасности как отдельных стран, так и объединения в целом, а также внедрения принципа взаимной ответственности стран за проводимую ими политику. При этом следует отметить, что вопрос дальнейшей формализации институтов БРИКС с целью повышения уровня экономической безопасности, несомненно требует значительных дополнительных исследований, однако является крайне актуальным на данный момент.
Источники:
2. Карпылаева Н.С. Особенности систем нетарифного регулирования в странах ЕАЭС и БРИКС // Экономические отношения. – 2022. – № 1. – c. 69-84. – doi: 10.18334/eo.12.1.114197.
3. Салыгин В.И., Дениз Д.C. Ретроспектива формирования концепций в сфере энергетической безопасности и синтез современных подходов: страны БРИКС // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 759-774. – doi: 10.18334/eo.11.4.113774.
4. Ямпольская Д.О., Володина Д.А. Инновационное развитие и кластеры стран БРИКС // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1175-1190. – doi: 10.18334/eo.10.4.110954.
5. Петренко Е.С., Варламов А.В., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность и интересы России в БРИКС // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1295-1312. – doi: 10.18334/eo.10.4.111398.
6. Леонова К.С. Торгово-экономическое сотрудничество БРИКС в условиях мировой экономической рецессии // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 331-340. – doi: 10.18334/eo.10.2.110178.
7. Матризаев Б.Д. Исследование сравнительной эффективности национальной инновационной системы и качества экономического роста: на примере сравнительного анализа стран ОЭСР и БРИКС // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 673-692. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40880.
8. Шарма Г. Проблемы рынка труда высококвалифицированных специалистов Индии в сравнении со странами БРИКС // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 699-714. – doi: 10.18334/et.6.2.40617.
9. Колесников В.В., Лапина Е.С., Сулеменова М.А. Особенности промышленной политики: опыт стран Европейского союза и БРИКС // Экономические отношения. – 2018. – № 3. – c. 399-406. – doi: 10.18334/eo.8.3.39197.
10. Горкина Т.И. Энергетическая программа Бразилии как часть общей стратегии БРИКС // Экономические отношения. – 2018. – № 3. – c. 407-418. – doi: 10.18334/eo.8.3.39430.
11. Ковальчук А.П. БРИКС на пути создания новой мировой валютно-финансовой системы // Экономические отношения. – 2015. – № 4. – c. 95-100.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Горелова И.Е., Евсин М.Ю. Оценка инновационного потенциала стран БРИКС и возможности его повышения // Креативная экономика. – 2021. – № 8. – c. 3169-3182. – doi: 10.18334/ce.15.8.112060.
13. Дробот Е.В., Лосинкова В.А., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Федаш К.А. Обзор ключевых подходов к классификации стран мира и сравнительный анализ основных макроэкономических показателей ведущих мировых экономик // Экономические отношения. – 2018. – № 2. – c. 105-138. – doi: 10.18334/eo.8.2.39014.
14. Торкановский Е.П. Автаркия, деглобализация и личностная автономность: поиск самоопределения // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 323-344. – doi: 10.18334/eo.12.3.116348.
15. Кошкарев М.В. Глобализация экономических процессов – одна из ключевых детерминант развития региональной экономики // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 393-410. – doi: 10.18334/eo.11.2.112069.
16. Дробот Е.В. К вопросу формирования системы глобальных общечеловеческих ценностей // Экономические отношения. – 2015. – № 1. – c. 8-11.
17. Омельянович Л.А., Долматова Г.Е. Глобализация:взаимосвязи и взаимозависимости // Экономика, предпринимательство и право. – 2016. – № 4. – c. 331-340. – doi: 10.18334/epp.6.4.36843.
18. Крафт Й. Глобализация и развитие инновационной системы национальной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2015. – № 3. – c. 79-94. – doi: 10.18334/inec.5.3.588.
19. Губин А.М. Концептуальные основы экономической интеграции в условиях глобализации и устойчивого развития региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2601-2622. – doi: 10.18334/epp.12.10.116395.
20. Дробот Е.В. К вопросу о формировании глобальных образований: будущее устройство мира // Экономические отношения. – 2013. – № 2. – c. 56-62.
21. Агеева А.Ф. Иммиграционная политика в условиях глобализации: выбор стратегии с помощью агентного моделирования // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 553-572. – doi: 10.18334/eo.9.2.40508.
22. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Ярикова Е.В. Пространственное развитие России: проблемы дифференциации в условиях глобализации // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 855-866. – doi: 10.18334/eo.9.2.40811.
23. Поляков Р.К. Эволюция транснациональных компаний: перспективы в эпоху «сетевой глобализации» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 1. – c. 37-54. – doi: 10.18334/vinec.9.1.39737.
24. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Россия в глобальной цепочке создания стоимости: эффективность и угрозы экономической безопасности в контексте COVID-19 // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 589-606. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.111950.
25. Дробот Е.В. Управление конкурентоспособностью национальной экономики в условиях глобализации. / Монография. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Троицкий мост», 215. – 224 c.
26. Дробот Е.В. Эволюция теории национальной конкурентоспособности // Экономические отношения. – 2012. – № 2. – c. 27-40.
27. Дробот Е.В. Risk management in GVCs amidst the COVID-19 pandemic // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 271-302. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114272.
28. Дробот Е.В. Новый мировой экономический порядок в постпандемический период: соперничество между Китаем и США // Экономические отношения. – 2022. – № 1. – c. 51-68. – doi: 10.18334/eo.12.1.113818.
29. Drobot E., Makarov I., Petrenko Y., Koshebayeva G. Relationship between Countries' Energy Indicators and the Indices of GVC Participation: The Case of APEC Member Economies // Energies. – 2022. – № 5. – doi: 10.3390/en15051675.
30. Официальный сайт Банк Goldman Sachs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.goldmansachs.com/ (дата обращения: 12.04.2023).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:15:15