Инвестиции в коммунальные услуги России в контексте социально-экономической безопасности: институционально-эволюционный аспект
Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 5 (Май 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68531017
Аннотация:
В статье представлено исследование институциональных изменений нормативных документов жилищно-коммунального хозяйства в контексте социально-экономической безопасности. ИсследованаСтратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года в рамках развития жилищно-коммунального хозяйства с позиции повышения экономической эффективности, надежности и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Определены особенности практики формирования тарифов на коммунальные услуги с учетом инвестиционной составляющей. Рассмотрена институциональная эволюция инновационной деятельности в коммунальной инфраструктуре. На основе статистических данных за десятилетний период проведен анализ роста показателей тарифов на жилищно-коммунальные услуги по видам деятельности.
Результаты исследования могут быть востребованы органами законодательной и исполнительной власти при обеспечении социально-экономической безопасности в контексте формирования тарифно-ценовой политики
Ключевые слова: институциональная эволюция, инвестиции, социально-экономическая безопасность, тарифы на коммунальные услуги, регулирование тарифов
JEL-классификация: I21, I23, F52,
Введение. Социально-экономическая безопасность в жилищно-коммунальной сфере является наиболее острой проблемой, затрагивающей все население, и включает в себя стоимость коммунальных услуг, связанную с уровнем доходов различных децильных групп потребителей [28; 38]. На обеспечение качественных услуг в коммунальной отрасли влияет безаварийность подачи горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, газа, электричества, вывоз отходов жизнедеятельности. Вместе с тем, участившиеся случаи с перебоями, предоставления услуг, аварийностью коммунальных сетей, связанных с их обветшалостью, создают негативное отношение населения к органам власти, которые регулируют плату за коммунальные услуги при некачественном их выполнении. Постоянный рост регулируемых тарифов в коммунальной сфере, который превышает уровень свободных цен на продовольственные и непродовольственные товары создают повышенную социальную напряжённость в обществе, что показывают многочисленные опросы населения [29; 31]. Следует отметить, что эволюция платных услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве в России, начавшаяся в 1928 году сохраняла прейскурантную фиксированную плату в размере 13 руб. 02 коп за квадратный метр жилой площади до момента либерализации цен на коммунальные услуги для населения [1] [18; 19], и принятием Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» [2] с учетом денежных реформ и изменениями стоимости. Понятие квартирная плата, принятое в конце 20 годов прошлого века, включала в себя покрытие затрат при использование жилого помещения и расходы по техническому обслуживанию: содержание мест общего пользования и придомовой территории, инженерных систем здания, содержание аппарата жилищно-эксплуатационных расходов организаций и другие расходы. Так, в стоимость заработной платы должны были входить: квартира; отопление; освещение; водопровод; затраты предприятий и учреждений, представляемые коммунальными отделами [20; 21].
В 1926 году в целях сокращения, с одной стороны усиливающегося жилищного кризиса, с другой стороны необходимости улучшения положения жилищного обеспечения рабочих было принято решение о создании постоянного фонда рабочего жилищного строительства. Принятию решения послужило несколько обстоятельств: прогрессирующий рост разрушения жилищ в виду низкой квартирной платы; отсутствие урегулированной закупки строительных материалов. Ресурсы фонда было предложено формировать из следующих средств: бюджетных ассигнований; отчислений из прибыли предприятий; процентных отчислений от страхования; амортизационных отчислений, полученных по аренде; от погашения жилищного кредита. Главным условием и гарантией эксплуатации и ремонта домов должно было быть согласование темпов повышения квартирной платы с темпами роста реальной зарплаты населения [24; 26, с. 428]. В соответствии с принятым решением по тарифным ставкам коммунальных услуг, доходы определяются с учетом покрытия всех расходов по содержанию, включая амортизацию, установленные проценты и прибыль для восстановления и развития коммунальных предприятий [22; 26, с. 430]. С 1 апреля 1928 года введены новые нормы тарифов за квартиру, но при средней занимаемой площади на семью, плата не должна превышать 10% семейных расходов. Для вновь строящихся объектов жилья, учитывающих подведение инженерных коммуникаций, предусматривалась надбавка в размере 25%, которая по сути была инвестиционной составляющей [23; 26, с. 447].
Постоянное удорожание коммунальных услуг в современных условиях напрямую связано с удручающим состоянием основных фондов коммунальной отрасли. Износ основных фондов требует их постоянного ремонта, технологической модернизации, а с учетом ветхости коммуникационной системы – полной замены [33]. Выделяемые средства в рамках государственных программ за счет средств бюджета явно недостаточны, из чего следует, что необходимы частные инвестиции в коммунальную инфраструктуру.
Цель исследования – изучить и обосновать применение теоретических подходов к формированию тарифов на коммунальные услуги в аспекте институциональных преобразований в контексте инвестиционно-инновационной составляющей социально-экономической безопасности.
Задачи исследования:
– рассмотреть формирование тарифов на коммунальные услуги в процессе институциональных преобразований социально-экономической безопасности в России с учетом инвестиций.
– провести анализ динамики индексов тарифов на услуги ЖКХ по видам деятельности: электроснабжение, горячее, холодное водоснабжение; водоотведение.
Объект исследования: тарифы на коммунальные.
Предмет исследования: процесс формирования тарифов на коммунальные услуги, возникающий в контексте институциональных преобразований социально-экономической безопасности.
Практическая значимость работы заключается в применении результатов исследования органами законодательной и исполнительной власти в сфере инвестиций, направленных в коммунальную отрасль в целях формирования адекватной тарифно-ценовой политики при обеспечении социально-экономической безопасности.
Институциональные изменения нормативных документов в жилищно-коммунальном хозяйстве в контексте социально-экономической безопасности. Формирование государственной жилищной политики на долгосрочный период осуществляется в соответствии с Указами Президента РФ, и направлены на развитие страны и повышение качества жизни ее граждан [4; 5].
В настоящее время утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период 2035 года [16]. Стратегия синхронизирована и разработана с учетом стратегий: научно-технологического развития [1] [3]; экологической безопасности; экономической безопасности; национальной безопасности и другими стратегиями [2; 3; 6].
В Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года сфере ЖКХ посвящено два самостоятельных раздела по следующим темам:
– Раздел VI. Развитие жилищно-коммунального хозяйства, в том числе: управление жилищным фондом, капитальный ремонт жилищного фонда, коммунальная инфраструктура, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение; газоснабжение, обращение с отходами производства и потребления, профессиональная трансформация в сфере жилищно-коммунального хозяйства, формирование комфортной городской среды;
– Раздел X. Цифровая трансформация отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Основной задачей Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года в рамках развития жилищно-коммунального хозяйства является повышение экономической эффективности, надежности и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. В связи с чем, необходимо провести комплекс взаимосвязанных мероприятий по следующим основным направлениям:
– эффективное управление жилищным фондом и своевременное поддержание его в надлежащем состоянии, повышение его энергетической эффективности;
– развитие коммунального хозяйства, механизмов государственной поддержки проектов модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры;
– профессиональная трансформация в сфере ЖКХ.
В результате реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства к 2030 году будет:
– увеличена доля населения, удовлетворенного предоставляемыми жилищными условиями и услугами (превысит 75 %);
– обеспечено ежегодное проведение капитального ремонта многоквартирных домов (площадью не менее 170 млн м2);
– обеспечено эффективное управление жилищным фондом и своевременное поддержание его в надлежащем состоянии, повышена его энергетическая эффективность;
– снижен уровень потерь в коммунальных сетях;
– увеличены темпы замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении;
– увеличена доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой.
Мероприятия Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года будут реализовываться в два этапа. Первый этап реализуется в период с 2022 по 2024 год, второй этап с 2025 по 2030 год. В качестве базового периода был определен 2021 год.
Стоит отметить, что ранее основным документом, определяющим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являлась Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 г. [14], которая и нашла свое углубленное продолжение в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Федеральным органом исполнительной власти ответственным за реализацию государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства является Минстрой России.
Важное значение для достижения целей государственной политики в сфере ЖКХ как повышение качества и надежности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [30], улучшение жилищных условий занимает «Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации – фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период 2019-2025 годов», утвержденная наблюдательным советом Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 29 апреля 2020 г., протокол № 79 [4] (далее – Программа).
Программа, разработанная в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере ЖКХ [7], а также с целями и задачами, определенными Указом Президента Российской Федерации [5] направлена на достижение следующих целей деятельности Фонда:
– обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
– создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан [36];
– стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрения ресурсосберегающих технологий [7].
В 2021-2023 годах жилищно-коммунальная отрасль претерпела ряд нормативных изменений, которые отражены в постановлениях Правительства РФ [8-10; 13]. В частности, указанными изменениями установлено, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией, и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение. При этом, размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме. Также предусмотрено, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов, если иное не установлено законодательством РФ.
Продлена возможность внесения в договор об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме изменений в части увеличения цены договора [12]. Ранее такая возможность предусматривалась до 1 января 2022 г. C 1 марта 2022 г. вступили в силу новые правила пользования жилыми помещениями [17]. Приказом Минстроя России утверждены правила пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими на праве собственности гражданам жилых помещений в многоквартирном доме.
Определены средние индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги [15]. Установление индексов – это часть механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в РФ [25].
Нормативными документами предписано ограничивать резкое повышение платежей за коммунальные услуги [11]. При этом, в случае переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации региональной адресной программы для расчета и применения предельных индексов, набор, объем коммунальных услуг и тарифы (цены) на коммунальные ресурсы в базовом периоде (декабрь предыдущего года) принимаются равными набору, объему коммунальных услуг и тарифам (ценам), действовавшим в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года) в границах поселения, муниципального округа, городского округа для потребителей в многоквартирных домах и/или жилых домах аналогичной степени благоустройства, определенной решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
Поправки также направлены на внедрение системы стимулирования инвестиций через гарантии их возврата путем введения процедуры и определения регламента «долгосрочного» на срок реализации концессионного соглашения и/или инвестиционной программы согласования ФАС России, превышения регионами индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Точечные превышения могут быть допущены главами регионов в отдельных муниципалитетах для привлечения и поддержки инвестиций в сферу ЖКХ при наличии четкого обоснования необходимости реализации инвестиционных мероприятий. При этом закрепляется обязательство региона по регулярному предоставлению отчета о реализации инвестиционных мероприятий [34]. В случае их неисполнения «долгосрочное» согласование подлежит отмене.
Правительством РФ в октябре 2021 года были утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2022 год, в связи с чем, тарифы ЖКУ должны были проиндексировать с 1 декабря 2022 года, а не с 1 июля 2023 года. В результате поправок плата за коммунальные услуги была увеличена второй раз в течение года. В первый раз, в июле 2023 г., тарифы на коммунальные услуги выросли на 2,9–6,5% в зависимости от региона, во второй раз, в декабре 2023 г., – в среднем на 9,0%. При этом повышение коснулось платы за холодную и горячую воду, электроэнергию, отопление, газ и вывоз мусора. Таким образом, увеличение тарифов помимо снижения уровня доходов населения отразилось и на их бюджете – за счет компенсации, а также за счет увеличения выплат льготным категориям граждан [32]. Все это крайне негативно сказалось на и без того неблагоприятном инвестиционном климате в этой сфере. Эволюционный рост тарифов 2021-2022 годов представлен в таблице 1.
Таблица 1. Динамика индексов тарифов на услуги ЖКХ, по видам деятельности, в %
Показатели
|
март 2022 года к
|
I квартал
2022 г. к I кварт. 2021 г.
|
март 2021 года к
|
I квартал
2021 г. к I кварт. 2020 г.
| ||||
февралю
2022 г.
|
декабрю
2021 г.
|
марту
2021 г.
|
февралю
2021 г.
|
декабрю
2020 г.
|
марту
2020 г
| |||
Услуги
ЖКХ, оказываемые населению, в том числе:
|
100,11
|
101,49
|
104,44
|
104,08
|
100,01
|
100,61
|
103,56
|
103,57
|
-
оплата жилья в домах государств. и муниципального жилищных фондов
|
100,28
|
103,93
|
104,76
|
104,39
|
100,03
|
102,36
|
105,11
|
105,14
|
Коммунальные
услуги, в т. ч.
|
99,99
|
99,94
|
103,61
|
103,60
|
100,00
|
99,88
|
103,68
|
103,71
|
-
водоснабжение холодное;
|
99,99
|
99,80
|
103,65
|
103,65
|
100,00
|
99,90
|
103,80
|
103,80
|
-
водоснабжение горячее;
|
99,99
|
99,95
|
103,70
|
103,71
|
100,00
|
99,90
|
104,29
|
104,29
|
- отопление;
|
100,00
|
99,94
|
103,29
|
103,25
|
100,00
|
99,82
|
103,31
|
103,34
|
- водоотведение;
|
99,99
|
99,91
|
103,91
|
103,91
|
100,00
|
99,80
|
104,53
|
104,54
|
- газоснабжение;
|
100,00
|
99,99
|
103,01
|
103,01
|
100,00
|
100,00
|
103,14
|
103,16
|
- электроснабж.
|
100,00
|
100,00
|
104,41
|
104,41
|
100,00
|
100,00
|
104,05
|
104,05
|
Из таблицы 1 видно, что наибольший рост составили тарифы по электроснабжению и оплате жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Увеличение роста тарифов I квартала 2022 года к I кварталу 2021 года по этим показателям составило – 4,41% и 4,39% соответственно.
В 2022 году, когда страна столкнулась с новыми вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки новых подходов к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений, потребовалось внести изменения в систему мер безопасности, которые нашли отражение в принятой Стратегии в жилищно-коммунальной сфере. По разделам Стратегии предусмотрено включение безопасности, в том числе по жилищно-коммунальному хозяйству, где прописаны вызовы [16]:
– около 2/3 граждан хотят улучшить жилищные условия, однако финансовые возможности и инструменты для приобретения жилья ограничены [16, с. 16];
– несоответствие жилищных условий и городской инфраструктуры растущим запросам граждан относительно уровня комфорта, экологичности и безопасности жилья [16, с. 16];
– темп прироста аварийного жилищного фонда превышает темп расселения, предусмотренный действующей программой [16, с. 25];
– высокая доля расходов бюджетных средств, направляемых на расселение аварийного жилищного фонда [16, с. 25];
– разбалансированность федеральной адресной инвестиционной программы, принятие решений о строительстве новых объектов до окончания строительства ранее начатых и приоритетных объектов капитального строительства [16, с. 36];
– недостаточное взаимодействие между организациями реального сектора экономики и научными и образовательными организациями [16, с. 36];
– недостаточная эффективность управляющих организаций, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием у управляющих организаций мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности и внедрению новых технологий [16, с. 52; 37];
– рост изношенности и аварийности объектов теплосетевого комплекса. При существующем удельном весе сетей теплоснабжения, нуждающихся в замене, составляющем около 30%, фактически ежегодно обновляется только 1,5-2,2 %;
– высокий уровень потерь тепловой энергии при выработке и передаче конечному потребителю;
– эксплуатация неэффективных отопительных котельных, использующих твердые и жидкие виды топлива. В значительной степени убыточность таких отопительных котельных связана с ростом стоимости используемого топлива. В структуре себестоимости предприятий тепловой генерации расходы на закупку топлива варьируются в диапазоне 50-65% в зависимости от источника теплоснабжения;
– дефицит источников финансирования (тарифных, нетарифных, внебюджетных) для обеспечения необходимых темпов модернизации систем централизованного теплоснабжения [16, с. 56];
– высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства в сфере водоснабжения, не позволяющий предоставить потребителям питьевую воду, удовлетворяющую нормативным требованиям;
– высокий уровень потерь на сетях водоснабжения, в том числе в связи с наличием незаконных подключений;
– низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная дефицитом тарифных источников финансирования капитальных вложений [16, с. 58];
– высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства организаций в сфере водоотведения, что приводит к загрязнению почв, поверхностных и подземных источников водоснабжения;
– недостаточно развиты системы централизованного водоотведения и очистки коммунальных бытовых стоков – около 20% населения проживают в условиях отсутствия централизованных или локальных очистных сооружений, значительное количество социально значимых объектов в малых и средних населенных пунктах не обеспечено системами централизованного водоотведения и очистки бытовых стоков [16, с. 60];
– недостаточный уровень развития газотранспортной инфраструктуры и газификации населения, в особенности в сельской местности [16, с. 62];
– недостаточная обеспеченность инфраструктурой для обращения с отходами производства и потребления, в том числе для организации раздельного сбора и накопления твердых коммунальных отходов [16, с. 63];
– уровень потребления топлива населением для бытовых нужд (в первую очередь на отопление) и, соответственно, уровень выбросов парниковых газов в бытовом секторе сопоставимы с объемом топливных затрат и выбросов парниковых газов от выработки тепла всего коммунального сектора. В настоящее время около 20% индивидуальных жилых домов в РФ отапливаются дизельным и иными видами жидкого топлива [16, с. 77];
– несоответствие уровня отраслевых цифровых систем поддержки управленческих решений современным запросам по эффективному планированию, проектированию, эксплуатации и текущему управлению объектов капитального строительства, городского и жилищно-коммунального хозяйства для достижения национальных целей и стратегических задач;
– низкий уровень цифровизации участников градостроительной деятельности – 95% взаимодействий между участниками на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства происходит на бумаге, либо в электронном не редактируемом формате;
– низкий уровень цифровизации поставщиков коммунальных услуг и организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
– зависимость информационно-коммуникационной инфраструктуры отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства от иностранного программного обеспечения [16, с. 82].
Заключение
Реализация мер, направленных на формирование конкурентной среды в жилищно-коммунальной отрасли является безусловной необходимостью защиты прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг, но также и на контроль при установлении экономически необоснованных тарифов с одной стороны и повышения качества и уровня обслуживания, с другой стороны. Очевидно, что инвестиционная составляющая может в полной мере быть обеспечена только при условии безубыточной работы жилищно-коммунальной сферы. Для создание нормальной конкурентной среды необходимо масштабное использование цифровых технологий для прозрачного отражения закупок и затрат при регулировании тарифов. Существующее монопольное положение отрасли, когда в тариф включаются не вполне экономически обоснованные затраты, заинтересованность организаций коммунальной сферы в их снижении игнорируется. А в условиях отсутствия эффективных механизмов конкурентоспособности, в том числе ограничение тарифов регулируемыми методами, не дает ощутимых результатов [27]. При предоставлении услуг в жилищно-коммунальном комплексе как в сфере эксплуатации, так и в сфере управления жилищным фондом необходимо создание многочисленных продавцов, которые действовали бы фактически независимо друг от друга.
Следует отметить, что присутствие не одной, а ряда жилищно-эксплуатационных компаний не означает подлинную конкурентность и отсутствие монополии, так как каждая из этих организаций плотно закреплена за конкретным территориальным участком на котором она является единственным продавцом определенных услуг. Создание конкурентной среды в жилищно-коммунальной отрасли зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда, организациями, управляющими компаниями и жилищно-эксплуатационными организациями под контролем муниципальной политики. Только при создании всех конкурентных инструментов возможно ограничение роста тарифов при предоставлении коммунальных услуг.
[1] Документ утратил силу с момента введения Постановления Правительства РФ от 25.10.2001 N 746.
[2] Документ утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, которым введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 N 4218-1.
[3] Документ утратил силу с момента введения Указа Президента РФ от 28.02.2024 N 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
[4] Со дня завершения реорганизации (13.12.2022) наименования «государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «публично-правовая компания «Фонд развития территорий» считаются равнозначными (ч. 34 ст. 23 ФЗ от 30.12.2021 N 436-ФЗ).
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/?ysclid=luuchvo3m3131073295 (дата обращения: 25.03.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/?ysclid=luucjx1qib430538780 (дата обращения: 25.03.2024).
4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (утратил силу с момента принятия Указа Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= (дата обращения: 25.03.2024).
5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/?ysclid=luucmb9hgw717592770 (дата обращения: 27.03.2024).
6. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/?ysclid=luucprkknk7098921 (дата обращения: 25.03.2024).
7. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n (дата обращения: 27.03.2024).
8. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2023) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=443550#vongF8Ujpl5HSLLU (дата обращения: 27.03.2024).
9. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.11.2023) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n (дата обращения: 27.03.2024).
10. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 03.02.2022) «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n (дата обращения: 27.03.2024).
11. Постановление Правительства РФ от 07.10.2021 N 1700 «О внесении изменений в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n (дата обращения: 27.03.2024).
12. Постановление Правительства РФ от 22.12.2021 N 2395 «О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 1667». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=404637&dst=100001#OngnF8UbXzimT1G8 (дата обращения: 27.03.2024).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=408543#Eh3fF8UACSMuaNL71 (дата обращения: 27.03.2024).
14. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 N 80-р (ред. от 18.10.2018) «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» (утратила силу с момента введения Распоряжения Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=309453&dst=100006#Qvao38UYfOfMKWcl (дата обращения: 25.03.2024).
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 г. № 3073-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2022 год». [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.ru/npd/doc/docid/578324747/modid/99 (дата обращения: 27.03.2024).
16. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р (ред. от 29.11.2023) «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=463230#XbAS38Uq8ZRDXOg9 (дата обращения: 25.03.2024).
17. Приказ Минстроя России от 14.05.2021 N 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=395021#LXVoF8U5YGEYPt0D (дата обращения: 27.03.2024).
18. Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 (ред. от 26.06.1995, с изм. от 14.06.2001) «О мерах по либерализации цен». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=33372&dst=100001#C32KU8U8Sl2J8EVU1 (дата обращения: 20.03.2024).
19. Постановление Правительства РФ от 18.05.1992 N 318 (ред. от 26.06.1995, с изм. от 07.06.2001) «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=16473&dst=100001#UC3NU8UitXDF1xCg (дата обращения: 20.03.2024).
20. Декрет СНК «О взимании платы за услуги, оказываемые предприятиями коммунального характера» от 25.08.2021. СУ, 1921, № 62, ст. 445
21. Декрет СНК «Основное положение по тарифному вопросу» от 16.09.1921. СУ, 1921, № 67, ст. 513
22. Постановление СНК РСФСР «О порядке установления и построения тарифов на оплату коммунальных услуг» от 04.08.1926. СУ РСФСР, 1926, № 50, ст. 385
23. Постановление ЦИК и СНК СССР «О жилищной политике» от 04.01.1928
24. Из резолюции объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП (б) по жилищному строительству от 23.07.1926. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. II, 1954, стр. 286-287, 288-289
25. Гельвановский М.И., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Биляк С.А. Государственная ценовая политика как фактор экономической безопасности в системе мер по стимулированию экономического роста // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 6. – c. 91-98.
26. Беляков С. Т. История ценообразования в СССР [Текст]: Документы и материалы. - Москва: Финансы, 1970.
27. Лев М. Ю. Правовые вопросы ценообразования и государственного регулирования цен. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 153 c.
28. Лев М. Ю. Особенности реализации государственной ценовой политики: социально-экономический аспект // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 5. – c. 139-149.
29. Лев М. Ю. Цены и ценообразование: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 382 c.
30. Лев М.Ю. Государственное управление процессом ценообразования и его оценка в аспекте национальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1163-1184. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115173.
31. Лев М. Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. – 86 c.
32. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
33. Рагулина Ю. В. Отраслевые особенности инвестиционного процесса // Вестник Академии. – 2012. – № 4. – c. 49-54.
34. Шаркова А. В., Шапкин И. Н., Чалдаева Л. А. Развитие предпринимательства: инновации, технологии, инвестиции. / 3-е издание. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2022. – 352 c.
35. Росстат. Цены, инфляция. Потребительские цены. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения: 10.03.2024).
36. Руденко М. Н., Долганова Я. А. Взаимосвязь социально-экономического развития и состояния экономической безопасности страны // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 10-2(63). – c. 149-156.
37. Чернышев С. Л., Спиридонов А. А., Иванов А. Д. Алгоритмы оптимизации ценообразования и объемов товарных запасов как средство повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов регионов // Вестник РАЕН. – 2021. – № 2. – c. 73-78. – doi: 10.52531/1682-1696-2021-21-2-73-78.
38. Городецкий а. Е., Караваева И. В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 09:16:20