Конкурентные позиции российских университетов на мировом рынке образования: подведение первых итогов и новые горизонты инициативы превосходства России
Воробьева Е.С.1, Краковецкая И.В.2,3, Нюренбергер Л.Б.3
1 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Россия, Москва
2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Новосибирск
3 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Россия, Новосибирск
Скачать PDF | Загрузок: 18 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42713549
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Данное исследование является продолжением цикла научных работ авторов, посвященных анализу проблем оценки конкурентоспособности университетов в условиях трансформации их бизнес-моделей. В статье проведен анализ критериев рейтингов глобальной конкурентоспособности университетов в контексте их эволюции и оперативного реагирования на внешние вызовы и запросы стейкхолдеров. Представлены результаты, достигнутые российскими вузами в институциональных и предметных рейтингах глобальной конкурентоспособности университетов. Результаты, полученные в ходе проведения анализа, подтверждают предположение о том, что российская система высшего образования имеет компетенции международного уровня в конкретных предметных научных направлениях. Мировой опыт реализации инициатив академического превосходства свидетельствует о необходимости дальнейшей государственной поддержки сильнейших университетов России, для сохранения и усиления их конкурентных позиций на мировом рынке образования. При этом целесообразно исследование практик повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования, позволяющих выделить важнейшие стратегические цели по достижению лидирующих позиций российских вузов на мировом рынке образования и снижению негативного влияния диспропорций научно-образовательного ландшафта на национальном уровне.
Результаты исследования могут представлять интерес для руководителей высших учебных заведений, преподавателей, научных сотрудников, аспирантов российских и зарубежных вузов, а также всех интересующимся проблематикой глобальной конкурентоспособности университетов
Ключевые слова: университеты, институциональные и предметные рейтинги, глобальная конкурентоспособность, бизнес-модель, устойчивое развитие компаний, инициативы академического превосходства
JEL-классификация: I21, I23, I25
Источники:
2. Айдрус И.А., Горшкова Л.Ю. Особенности развития мирового рынка образовательных услуг на современном этапе: монография. / монография/А.И. Айдрус, Л.Ю. Горшкова. - Москва: РУДН, 2015. – 320 c.
3. Universities Worldwide. [Электронный ресурс]. URL: http://univ.cc.
4. Six ways to ensure higher education leaves no one behind. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000247862.
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г.№204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
6. Сапожников Г.П. Рейтинги учебных заведений: современное состояние и тенденции изменений // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 6. – c. 26-30.
7. Тарадина Л.Д. Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие университетов и стоит ли им доверять? // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 2. – c. 9-17.
8. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования // Экономика образования. – 2012. – № 2. – c. 67а-80.
9. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Глобальные рейтинги университетов: проблема манипулирования // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. – № 1. – c. 126-146.
10. Соловьев О.Н., Демкин В.П. Влияние мировых рейтингов на повышение качества // Открытое дистанционное образование. – 2019. – № 1. – c. 5-12.
11. Губин И.О., Ионов А.В. Методологические аспекты социально-экономических изменений высшего образования и конкурентоспособности университетов // Экономическая теория. – 2015. – № 3. – c. 114-129.
12. Ефимова И.Н. Имидж российских вузов в мировом образовательном пространстве // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 8. – c. 10-18.
13. Салми Д. Создание университетов мирового класса. - М.: Издательство «Весь мир», 2009. – 132 c.
14. Джамил Салми «Работают ли инициативы академического превосходства по созданию университетов мирового класса?» // «Международное образование». – 2016. – № 87. – c. 23-24.
15. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. / Под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2014. – 504 c.
16. Полихина Н.А., Тростянская Н.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения..
17. Куклин В.Ж. Формирование рейтинговых систем и их оценка. [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2983754.
18. Борисова И.И. Рейтинг как инструмент повышения конкурентоспособности вузов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/methodmaterial/files/9_borisova_2012_migr.pdf.
19. Altbach P.G. The Costs and Benefits of World Class Universities. Academe An American’s Perspective. Hong Kong: Chinese University of Hong Kong Hong Kong America Center. 2003
20. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
21. Ключарев Г. А., Неверов А. В. Проект «5-100» - некоторые промежуточные итоги // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2018. – № 1. – c. 100 -116.
22. Московкин В.М. Какие Российские университеты имеют шансы войти в 2020 г. в TOP-100 трех ведущих рейтингов? // Экономика науки. – 2019. – № 2. – c. 143-156.
23. Шибанова Е. Ю., Платонова Д. П., Лисюткин М. А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – № 3. – c. 32-48.
24. [Электронный ресурс].
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:07:46