Направления и механизмы реализации структурной политики в контексте вызовов и угроз экономической безопасности Беларуси
Рожковская Е.А.1
1 Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, Минск
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Цитировать:
Рожковская Е.А. Направления и механизмы реализации структурной политики в контексте вызовов и угроз экономической безопасности Беларуси // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 4. – С. 1465-1488. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.114998.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49860714
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье анализируются важнейшие риски и источники уязвимости социально-экономического развития Республики Беларусь, сдерживающие возможности экономического роста, и выступающие в условиях внешних рестрикций дополнительным фактором дестабилизации экономики. К важнейшим из них отнесены макроэкономическая несбалансированность и структурная деформированность экономики, высокая импортоемкость и технологическая отсталость производства, низкая производительность труда и зависимость экономической динамики от внешнеэкономической конъюнктуры. Учитывая структурный характер названных проблем, их решение традиционными мерами экономической политики представляется труднореализуемым, и требует разработки комплексной стратегии структурных преобразований. Реализация структурной политики в условиях сохранения и эскалации негативного внешнего давления – мера во многом вынужденная, но необходимая, поскольку обеспечивает адаптацию экономики к многочисленным внешним и внутренним рискам и угрозам, способствует снятию структурных ограничений развития и формированию заделов для будущего роста. На основе анализа важнейших каналов негативного влияния на экономику внешних вызовов и угроз, определены ключевые направления структурной политики, основные меры и механизмы их реализации
Ключевые слова: экономическая безопасность, риски и угрозы, структурные проблемы и ограничения, экономический рост, структурная политика
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение. В настоящее время белорусская экономика развивается в условиях чрезвычайной турбулентности и неопределенности социально-экономического развития, обусловленной нарастанием и обострением вызовов и угроз внешнего и внутреннего характера, подрывающих возможности ее устойчивого и сбалансированного роста.
Среди ключевых внешних угроз выделяются резкий рост геополитической напряженности, ухудшение внешнеполитической ситуации и беспрецедентное санкционное давление со стороны западных стран в отношении белорусской и российской экономики, включающее меры по ограничению экспорта, импорта, в том числе высокотехнологичного оборудования, ограничение доступа к внешним заимствованиям и т.д.
По прогнозным оценкам международных финансовых организаций, ожидаемое падение объемов белорусской экономики составит в 2022 г. не менее 6,5 % [33]. Однако с учетом возможного сокращения ВВП Российской Федерации до 10–11% [27], в условиях высокой степени зависимости белорусской экономики от российской, выступающей ключевым рынком сбыта для производимой в Беларуси продукции, это падение может быть еще более глубоким и иметь долгосрочные негативные последствия.
Вместе с тем способность экономики противостоять усиливающимся негативным воздействиям, парировать возникающие внешние риски и угрозы определяется запасом ее внутренней прочности, остротой накопленных проблем и степенью их решения, определяющими возможности и потенциал роста национальной экономики [10] (Lev, 2022). В то же время анализ функционирования белорусской экономики в последние годы сигнализирует о нарастании ряда фундаментальных внутренних проблем, вызовов и угроз, противоречий развития структурного и институционального характера, сдерживающих возможности экономического роста [16, 17] (Pinigin, Rozhkovskaya, 2014; Pinigin, 2018) и выступающих в условиях внешних рестрикций дополнительным фактором дестабилизации экономики. Острота и значимость данных проблем обусловливает необходимость определения основных источников уязвимости экономики, а также выработки мер экономической политики, направленной на нейтрализацию негативного влияния многочисленных рисков и угроз, ускорение роста белорусской экономики и повышение ее конкурентоспособности.
Важнейшие риски и угрозы развития белорусской экономики. Анализ функционирования белорусской экономики за период с 2010 г. показал значительное увеличение ее отрыва не только от динамики развития мировой экономики, но и стран с сопоставимым или близким уровнем душевого ВВП (Россия, Казахстан) (рис. 1). Если в 2000-е гг. среднегодовые темпы прироста ВВП Беларуси составляли 7,4%, то в период с 2010 по 2021 г. – чуть более 1%, что на фоне трехпроцентного прироста глобальной экономики свидетельствует о резком сокращении потенциала экономического роста республики.
Рисунок 1. Динамика ВВП по отдельным регионам и странам мира в 2010–2021 гг.,
в постоянных ценах, в % к 2010 г.
Источник: составлено на основе данных [33].
Замедление макроэкономической динамики Беларуси обусловлено несколькими группами взаимосвязанных причин, выступающими ключевыми источниками дестабилизации и уязвимости экономики. К числу важнейших из них относятся следующие.
Риски, связанные с хронической макроэкономической несбалансированностью экономики, которая сопровождается неравновесием платежного баланса, разрывом между динамикой заработной платы и производительностью труда, опережающим ростом внутреннего спроса по сравнению с внешним, а также конечного спроса по сравнению с объемом внутреннего производства товаров и услуг [11, 18] (Luchenok, 2015; Rozhkovskaya, 2014). При этом, несмотря на реализуемую с 2014 г. в Республике Беларусь политику макрофинансовой устойчивости и сбалансированности, направленную на борьбу с внешними и внутренними дисбалансами, значимых положительных результатов она не принесла. Ее основным достижением стало снижение уровня инфляции до однозначных величин и установление зыбкого равновесия платежного баланса, которое было достигнуто в основном за счет сокращения внутреннего спроса и замедления экономической динамики. При этом основные внутренние дисбалансы (разрыв между заработной платой и производительностью труда, опережающая по сравнению с внешним спросом динамика внутреннего потребления) не были устранены, что привело к сохранению дисфункционального развития национальной экономики, воспроизводящей новые дисбалансы. В результате, в соответствии с классификацией, предложенной в [31] (Wong, 2002), проводимая политика макрофинансовой устойчивости привела лишь к трансформации характера и типа несбалансированности белорусской экономики: произошел переход от дисбалансов, характеризующихся чрезмерным внутренним спросом, высокой инфляцией и отрицательным внешнеторговым сальдо, к спаду производства и внутренней рецессии при сохранении внешней несбалансированности.
В условиях нарастания внешних ограничений социально-экономического развития значительно повышается вероятность углубления существующих макроэкономических дисбалансов, что при ограниченности финансовых ресурсов для их компенсации вызывает усиление рисков глубокой и продолжительной экономической рецессии, исчерпание возможностей роста экономики за счет внутренних источников.
Риски, обусловленные высокой зависимостью белорусской экономики от импорта. Международные сравнения показывают, что Республика Беларусь устойчиво входит в число лидеров среди ряда европейских государств по импортоемкости экономики: в среднем за 2010–2020 гг. на долю импорта в составе конечного спроса приходилось около 40 % (рис. 2), однако в целом это незначительно превышает среднеевропейский уровень (35%) и связано как с особенностями функционирования малых стран с открытой экономикой, так и исторически обусловленными факторами, в том числе сформировавшейся в советский период производственной специализацией Беларуси и т.д.
Рисунок 2. Доля импорта товаров и услуг в объеме конечного спроса
в отдельных странах в 2020 г., %
Источник: рассчитано на основе [30].
Опыт развитых стран свидетельствует, что высокий уровень импортоемкости сам по себе вряд ли является серьезным препятствием для роста экономики – гораздо более важной представляется структура импортопотребления, влияющая на совокупную факторную производительность. Анализ показывает, что в Республике Беларусь отмечается высокая доля импорта в структуре промежуточного спроса (36,4%), заметно превышающая аналогичный показатель как в европейских, так и в странах с сопоставимым уровнем развития (Россия – 11%, Казахстан – 17,1%, Польша – 24,5%, Латвия – 25,2 %). В результате полная импортоемкость отдельных производств в Беларуси гораздо выше по сравнению, например, с уровнем России и составляет для электрических машин и электрооборудования – 62,3% и 14,5%; автомобилей, прицепов и полуприцепов – 57,9% и 27,3%; фармацевтической продукции – 26,9% и 11,5% соответственно [3, 22]. Это обусловливает более высокий удельный вес полных (прямых и косвенных) затрат промежуточного импорта при производстве продукции, предназначенной на экспорт и для внутреннего потребления, которые в Беларуси многократно превышают уровень России и Казахстана (рис. 3). Высокая импортоемкость производства определяет относительно низкую способность экономики генерировать добавленную стоимость за счет отечественных ресурсов: вклад в ВВП добавленной стоимости национального происхождения во внутреннем спросе составляет в Беларуси – 59,1%, в России – 77,4%, Казахстане – 67,3% [5] (Bykov, Rozhkovskaya, 2021).
Рисунок 3. Удельный вес полных затрат импорта в объеме экспорта
и внутреннего спроса по странам
Источник: [5] (Bykov, Rozhkovskaya, 2021).
Одновременно отмечается усиление зависимости экономики от готового потребительского и инвестиционного импорта. Расчеты на основе таблиц «Затраты – Выпуск» свидетельствуют о том, что по ряду критически значимых позиций Беларусь практически утратила внутренний рынок – доля импорта в конечном потреблении домашних хозяйств бумажной, химической продукции, резиновых и пластмассовых изделий, машин, электрического оборудования приближается к 100%. Удельный вес импорта готовых металлических изделий, компьютеров, электронного и оптического, электрического оборудования и машин в структуре валового накопления основного капитала превышает 80%. Усиление импортозависимости белорусской экономики сопровождается рядом рисков и угроз. Во-первых, потеря внутреннего рынка происходит без замещающего роста поставок на экспорт и касается в основном отраслей с относительно высокой добавленной стоимостью, что ведет к упрощению структуры национальной экономики: средний за последние пять лет индекс экономической сложности Беларуси уменьшился по сравнению с его значением в предыдущие пять лет с 1,027 до 0,87 [29]. Во-вторых, отмечается усиление технико-технологической зависимости от импорта, что в условиях масштабного расширения санкционных мер в отношении белорусской и российской экономики может привести к остановке отдельных производств, деятельность которых значительно зависит от импортного оборудования и комплектующих. Особенно значимы эти риски для наукоемкого и высокотехнологичного сектора (фармацевтика, электротехника, машины и оборудование), который критически «завязан» на поставки импортного высокотехнологичного оборудования из развитых стран [20] (Rozhkovskaya, 2022).
Риски, связанные с высокой степенью зависимости белорусской экономики от внешнеэкономической динамики и российского рынка. Особенностью Республики Беларусь как страны с малой открытой экономикой является ее экспортоориентированный характер: на долю экспорта приходится 60–70% ВВП и около 65% объема промышленного производства. В этих условиях возможности роста белорусской экономики в значительной мере определяются динамикой внешнеэкономической конъюнктуры, демонстрирующей нестабильный, волатильный характер и вызывающей чувствительность экономики к внешним шокам.
Проблема высокой зависимости экономики от внешних рынков сбыта усугубляется чрезмерной товарной и географической концентрацией внешнеторговых потоков Беларуси. Так, по данным за 2021 год, на 5 стран – основных торговых партнеров приходилось 76,9% импорта и 69,6% экспорта Республики Беларусь, при этом доля России составляла 56,6% и 41,1% соответственно. Анализ товарной структуры внешней торговли показал, что на долю только пяти разделов ТН ВЭД приходится свыше 55% экспорта и 65% импорта, из них доля России составляет около 45% и 55% соответственно. Слабая диверсификация экспортных рынков свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности производимой продукции и рисках, связанных с нестабильностью валютных поступлений от экспорта в результате колебаний внешнеэкономической конъюнктуры [6] (Dayneko, Beresnev, 2019).
Высокая концентрация внешней торговли Беларуси и ее «завязанность» на российский рынок создают высокие риски зависимости экономической динамики от ограниченного числа поставщиков и потребителей производимой продукции, подверженности белорусской экономики шокам, связанным с резким изменением экономической ситуации в России как основном торговом партнере Беларуси. Необходимо при этом отметить возрастающую степень зависимости белорусской экономики от макроэкономической динамики России: если в период 1996–2009 гг. однопроцентный рост российского ВВП вызывал рост ВВП Беларуси на 0,48%, то в период 2010–2021 гг. – уже на 1,01%. Чрезмерная чувствительность белорусской экономики к изменению экономической ситуации в России не позволяет демпфировать риски, связанные с ухудшением экономической ситуации в России, способствуя втягиванию белорусской экономики в воронку российских экономических проблем, и обусловливает ее высокую подверженность воздействию неуправляемых внешних факторов и условий.
Риски, связанные со структурной деформированностью национальной экономики – консервацией неэффективной, затратной отраслевой структуры экономики, характеризующейся доминированием ресурсоемких видов деятельности с низкой степенью переделов; невысокой относительно развитых и стран с сопоставимым уровнем развития долей сферы услуг, а также низким удельным весом сектора высокотехнологичных и наукоемких производств, обеспечивающих способность экономики генерировать высокие темпы роста добавленной стоимости [4, 19] (Bykov, Kolb, Khvalko, 2017; Rozhkovskaya, 2020).
Отраслевая структура белорусской экономики характеризуется высоким удельным весом сельского хозяйства и инфраструктурных производственных отраслей (тепло- и электроэнергетика, водоснабжение), заметно превышающих аналогичные показатели не только в развитых, но и странах с сопоставимым уровнем развития, что с учетом невысокого уровня используемых в этих секторах технологий отвлекает в эти сферы ресурсы, которые могли бы направляться в более производительные секторы (табл. 1). Одновременно отмечается завышенная доля обрабатывающей промышленности при относительно низком удельном весе услуг, что свидетельствует о слабой интенсивности процессов сервисизации экономики, недостаточном вовлечении производителей в цепочки создания стоимости и производстве продукции с невысокой сложностью, сдерживающих рост производительности.
Таблица 1
Структура производства ВДС в Республике Беларусь
и отдельных странах, в текущих ценах, %
Показатель
|
Беларусь
|
Россия
|
Казахстан
|
ЕС
|
США
|
2020
|
2020
|
2019
|
2019
|
2019
| |
Сфера производства
|
43,7
|
37,5
|
40,3
|
27,1
|
19,8
|
Сельское, лесное и рыбное
хозяйство
|
7,8
|
4,1
|
4,8
|
1,8
|
1,0
|
Горнодобывающая промышленность
|
0,6
|
9,8
|
15,5
|
0,3
|
1,4
|
Обрабатывающая промышленность
|
24,6
|
14,8
|
12,3
|
16,7
|
11,3
|
Снабжение электроэнергией, газом,
горячей водой и кондиционированным воздухом
|
3,2
|
2,6
|
1,5
|
2,0
|
1,4
|
Водоснабжение; сбор, обработка и
удаление отходов
|
0,8
|
0,5
|
0,3
|
0,9
|
0,3
|
Строительство
|
6,7
|
5,7
|
5,9
|
5,4
|
4,3
|
Сфера услуг
|
56,3
|
62,5
|
59,7
|
72,9
|
80,2
|
Оптовая и розничная торговля;
ремонт автомобилей и мотоциклов
|
10,7
|
13,1
|
18,2
|
11,4
|
9,8
|
Транспортная деятельность,
складирование
|
5,9
|
6,5
|
8,6
|
5,0
|
3,5
|
Услуги по временному проживанию и
питанию
|
0,8
|
0,7
|
1,2
|
2,9
|
2,8
|
Информация и связь
|
8,4
|
2,8
|
2,1
|
5,1
|
7,0
|
Финансовая и страховая
деятельность
|
3,6
|
4,9
|
3,5
|
4,4
|
7,9
|
Операции с недвижимым имуществом
|
6,0
|
10,5
|
8,1
|
10,8
|
12,7
|
Профессиональная, научная и
техническая деятельность
|
3,3
|
4,5
|
4,7
|
6,6
|
8,0
|
Административная и
вспомогательная деятельность
|
1,1
|
2,0
|
2,5
|
4,7
|
4,1
|
Государственное управление и
оборона
|
4,5
|
8,3
|
1,8
|
6,4
|
8,5
|
Образование
|
5,1
|
3,4
|
2,9
|
4,9
|
5,5
|
Здравоохранение и социальные
услуги
|
4,7
|
3,9
|
2,1
|
7,4
|
7,7
|
Творчество, спорт, развлечения и
отдых
|
1,2
|
0,9
|
0,8
|
1,4
|
1,1
|
Прочие услуги
|
1,0
|
1,0
|
3,2
|
1,9
|
1,6
|
Международные сравнения отраслевой структуры белорусской и экономик развитых стран показывают относительно низкий удельный вес услуг финансового и рыночного сектора (операций с недвижимостью, административных и вспомогательных услуг), низкую долю отраслей, обеспечивающих инновационно-технологическое развитие – профессиональной, научно-технической деятельности. Как результат – низкая производительность труда, недостаточная конкурентоспособность и нарастание технологического отставания экономики.
Расчеты показывают, что в Беларуси производительность труда в промышленности составляет немногим более 55% уровня России, 35% – Казахстана и только 20% – уровня стран Евросоюза. При этом производительность в сфере услуг в европейских государствах в 6–7 раз выше белорусского уровня (рис. 4).
Рисунок 4. Валовая добавленная стоимость на одного занятого в промышленности (включая строительство) и сфере услуг в 2019 г., тыс. долл. США, в ценах 2015 г.
Источник: составлено на основе данных [32].
Низкая производительность труда в Беларуси в значительной мере обусловлена недостаточной инновационностью экономики, технологической отсталостью производства. В рейтинге Глобального индекса инноваций (GII-2021) Республика Беларусь занимает 62-ю позицию, серьезно отставая от стран-соседей – России (45-е место), Латвии, Литвы и Польши (места с 38-го по 40-е), занимая при этом среди 39 экономик Европы 36-е место. Слабая инновационная восприимчивость белорусской экономики обусловлена не только низкой наукоемкостью ВВП, которая на протяжении последнего десятилетия не превышала 0,7%, но и низким спросом на инновации вследствие их высокой стоимости, сохранения неэффективной, застывшей структуры экономики: многие страны, остановившиеся на этапе формирования перспективной структуры производства, так и не достигают стадии, при которой технологии и инновации становятся востребованными и выступают основным источником экономического роста [12] (Lyubimov, 2019).
Международные сравнения свидетельствуют о низком уровне технологического развития Беларуси: доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта не превышает 2%, а удельный вес высокотехнологичных и среднетехнологичных производств высокого уровня в выпуске обрабатывающей промышленности составляет менее трети (табл. 2), при этом доля высоких технологий в ВДС обрабатывающей промышленности в Беларуси составляет чуть более 5%.
Таблица 2
Показатели инновационно-технологического развития
экономик отдельных стран, %
Страна |
Место в
рейтинге GII
|
Науко
емкость ВВП, % |
Доля
высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта, %
|
Доля высокотехнологичных
производств в выпуске обрабатывающей промышленности, %*
|
Швейцария
|
1
|
3,2
|
7,2
|
68,5
|
США
|
3
|
3,1
|
8,8
|
44,9
|
Китай
|
12
|
2,2
|
27,8
|
48,5
|
Япония
|
13
|
3,2
|
11,6
|
55,1
|
Латвия
|
38
|
0,6
|
7,2
|
20,6
|
Литва
|
39
|
1,0
|
6,2
|
20,8
|
Польша
|
40
|
1,3
|
6,3
|
32,6
|
Россия
|
45
|
1,0
|
2,6
|
25,7
|
Беларусь
|
62
|
0,6
|
1,8
|
28,4
|
Источник: составлено на данных [28].
Технологическое отставание Беларуси, которое в условиях усиливающегося санкционного давления, вероятно, будет нарастать, несет в себе риски потери конкурентоспособности экономики и снижения долгосрочного потенциала экономического развития.
Сохранение структурной деформированности и макроэкономической несбалансированности белорусской экономики в условиях низких темпов роста порождает риски долгосрочной стагнации экономики, преодоление которой зачастую является гораздо более сложной задачей, чем выход экономики из кризиса [2] (Aganbegyan, 2020). И эти риски многократно усиливаются вследствие снижающейся инвестиционной активности белорусской экономики. За 2010–2021 гг. объем инвестиций в основной капитал в реальном выражении сократился на 24,3%, что является результатом, с одной стороны, недостаточной эффективности мер макроэкономического и монетарного регулирования, при котором высокие процентные ставки по кредитам были недоступными для большей части хозяйствующих субъектов, а с другой – ограниченности государственных финансовых ресурсов вследствие значительных выплат по накопленным ранее долговым обязательствам.
Чрезмерный уровень накопленных внешних заимствований является в настоящее время одним из наиболее значимых факторов риска для экономики. Это связано как с проблемами его погашения и обслуживания вследствие замедления экономической динамики Беларуси, сокращения валютных поступлений от экспорта в результате санкционных ограничений, а также с отвлечением ограниченных финансовых ресурсов государства с целью внутреннего развития экономики для выполнения долговых обязательств перед внешними кредиторами [8] (Kostromicheva, Loyko, Berezovskaya, 2019).
В целом состояние экономической безопасности белорусской экономики оценивается в настоящее время как критическое (табл. 4), что обусловлено, прежде всего, низкой инвестиционной активностью, изношенностью основных средств, особенно их активной части, составляющей свыше 50%, высоким уровнем внешних заимствований, невысокой производительностью труда, низкой наукоемкостью и технологической отсталостью производства. Названные проблемы усиливаются зависимостью макроэкономической динамики Беларуси от импорта, внешнеэкономической конъюнктуры и внешних рынков сбыта, структурной деформированностью и несбалансированностью экономики.
Таблица 4
Основные индикаторы экономической безопасности
Республики Беларусь в 2010–2021 гг.
Индикатор
|
Пороговые значения
|
2010
|
2015
|
2020
|
2021
|
Доля инвестиций в основной капитал, % ВВП
|
Не менее
25%
|
32,5
|
23,0
|
19,8
|
17,4
|
Рентабельность продаж организаций промышленности, %
|
Не менее
10%
|
6,8
|
8,6
|
9,2
|
10,0
|
Дефицит (-), профицит консолидированного бюджета к
ВВП, %
|
Не менее
-3%
|
-2,5
|
1,8
|
-1,8
|
-0,03
|
Валовой внешний долг к ВВП, %
|
Не более
55%
|
49,9
|
67,3
|
68,7
|
61,4
|
Государственный долг к ВВП, %
|
Не более 45%
|
19,5
|
31,4
|
33,5
|
36,7
|
Внешний госдолг к ВВП, %
|
Не более 25%
|
18,3
|
21,9
|
26,7
|
30,4
|
Внутренний госдолг к ВВП, %
|
Не более 20%
|
1,2
|
9,5
|
6,8
|
6,3
|
Уровень золотовалютных резервов, месяцев импорта
|
Не менее 3
|
1,6
|
1,5
|
2,5
|
2,2
|
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, % ВВП
|
Не менее -5%
|
-13,1
|
0,2
|
3,1
|
5,5
|
Внутренние затраты на исследования и разработки, %
ВВП
|
Не менее 1%
|
0,67
|
0,5
|
0,55
|
0,47
|
Степень износа основных средств (на начало года), %
|
Не более
40%
|
43,8
|
37,5
|
40,4
|
40,7
|
Нарастание и системный характер обозначенных проблем остро ставят вопрос о способности национальной экономики противостоять многочисленным внешним и внутренним рискам и угрозам, сохранять высокие темпы роста в краткосрочной и более отдаленной перспективе. Учитывая сложность и устойчивую воспроизводимость причин, вызывающих разбалансированность и структурные деформации белорусской экономики, их устранение традиционными (регулярными), преимущественно макроэкономическими мерами экономической политики не представляется возможным, что обусловливает необходимость разработки и реализации комплексной стратегии государственной структурной политики [25] (Shirov, 2018).
Структурная политика в контексте решения проблем экономической безопасности. Необходимость обеспечения экономической безопасности страны как неотъемлемого условия самодостаточности ее социально-экономического развития, сохранения государственного суверенитета и способности самостоятельно определять экономическую политику выдвигает в качестве ключевого требование реализации активной структурной политики [21] (Senchagov, 2015).
Структурная политика, выступающая основным инструментом адаптации экономики к многочисленным шокам и угрозам, меняющимся внешним и внутренним условиям развития, представляет собой взаимоувязанный комплекс мер экономической политики, направленных на обеспечение структурной сбалансированности системы воспроизводства; сглаживание диспропорций отраслевого, воспроизводственного, технологического и регионального характера, сдерживающих возможности экономического роста; формирование более эффективной структуры экономики, отвечающей долговременным стратегическим целям социально-экономического развития.
Ключевой целью структурной политики, координирующей и увязывающей воедино отдельные направления экономической политики, предполагающей задействование инструментов и механизмов промышленного, регионального, инвестиционно-инновационного, макроэкономического и институционального регулирования, является обеспечение устойчивого долгосрочного роста экономики и повышение ее глобальной конкурентоспособности.
Структурная политика, обеспечивая защиту национальных интересов и способствуя укреплению экономической безопасности, обычно выступает основой долгосрочной стратегии социально-экономического развития государства [7] (Ivanter, 2017), однако может решать и локальные задачи, наиболее остро стоящие перед экономикой, например, реализуя проекты в сфере импортозамещения, развития экспортоориентированных производств и т.д.
В Республике Беларусь неоднократно предпринимались попытки решения структурных проблем экономики. При этом осуществлялись меры как в отдельных секторах (деревообрабатывающей, цементной промышленности), так и общеэкономического характера, среди которых реализованная в 2012–2014 гг. программа модернизации промышленных предприятий; переход в 2014 г. к политике макрофинансовой устойчивости и сбалансированности; попытки реформирования системы управления госсектором и т.д., которые, однако, не принесли ожидаемых результатов. Недостаточная результативность данных структурных проектов была связана преимущественно с отсутствием комплексного и последовательного подхода к решению данных проблем, попытками стимулирования преобразований «сверху», жесткими, директивными методами. Реализация более масштабных и дорогостоящих проектов структурных реформ, разработанных при участии и поддержке международных финансовых организаций (МВФ, Всемирного банка), откладывалась из-за радикального характера планируемых преобразований, несоответствия отдельных мер установкам и принципам проводимой государственной экономической политики (например, отказ от целей массовой приватизации в республике).
В настоящее время сохраняется острая необходимость структурной модернизации белорусской экономики. Концептуальные направления ее реализации хорошо известны, они закреплены в ряде документов стратегического планирования и предусматривают меры в области сокращения зависимости экономики от импорта, стимулирования экспорта и снижения концентрации его потоков, диверсификации структуры производства, увеличения доли сферы услуг и видов деятельности с высокой добавленной стоимостью, приоритетное развитие инноваций, наукоемкого, высокотехнологичного сектора и т.д. [1]. Однако в условиях эскалации негативного внешнего давления, сопровождающегося обострением рисков макроэкономической и финансовой устойчивости, реализация активной структурной политики, сопряженной со значительными финансовыми затратами, привлечением внешних заемных средств, массовым импортом технологического оборудования, не представляется возможной.
В то же время ухудшающаяся экономическая ситуация в стране и резкое сжатие перспектив роста вынуждают к форсированной разработке и реализации корректирующей структурной политики, направленной на нивелирование негативного воздействия внешних и внутренних вызовов и угроз, формирование механизмов компенсации выпадающих доходов экономики, устранение накопленных структурных ограничений с формированием заделов для будущего экономического роста (рис. 5).
Рисунок 5. Виды структурной политики
Источник: разработано автором.
Разработка структурной политики предполагает решение взаимоувязанного комплекса задач. Во-первых, определение ключевых целей структурных преобразований – урегулирование макроэкономических дисбалансов, выравнивание отраслевых диспропорций, повышение производительности труда или общий рост эффективности экономики, – которые, собственно, определяют выбор инструментов и конкретных механизмов реализации структурной политики. Во-вторых, количественную оценку планируемых мероприятий, позволяющую просчитать их макроэкономические последствия и оценить результативность мер структурной политики. В-третьих, формирование общей концепции и разработка стратегии структурных преобразований, включающей согласованный и взаимоувязанный комплекс мер в отдельных сферах экономики. В-четвертых, мониторинг и корректировку мер структурной политики, направленных на устранение возможных рассогласований и отклонений от намеченной планом траектории.
В контексте сказанного основная проблема, пожалуй, состоит в выборе и обосновании конкретных целей и приоритетов структурной политики. Исторический опыт показывает, что при реализации структурных преобразований можно совершить много тупиковых и ложных ходов, которые не будут востребованы рынком, потребуют ресурсов, но не дадут ожидаемых результатов [24] (Faltsman, 2014). От того, насколько верно выбраны точки роста и отраслевые драйверы экономического развития, насколько точно определены имеющийся ресурсный потенциал и конкурентные преимущества экономики, в конечном итоге зависит долгосрочный успех политики структурной трансформации экономики.
Особенность текущей экономической ситуации – вынужденность и неизбежность структурных преобразований экономики, инициируемых внешними вызовами и угрозами, которые однозначно определяют контуры, направления и приоритеты перспективной структурной политики как ответ на внешние вызовы.
Основными каналами негативного воздействия на экономику внешних ограничений являются следующие. Во-первых, это вызванное введением санкционных мер и коллапсом украинской экономики сокращение белорусского экспорта в Европу и Украину, на долю которых приходилось около трети экспортных поставок Беларуси. Уменьшение внешнего спроса на отечественную продукцию обусловливает сокращение объемов внутреннего производства и снижение доходов экономики, в том числе валютных поступлений от экспорта, необходимых для погашения внешних заимствований. Во-вторых, введение ограничительных мер в отношении Беларуси фактически означает закрытие для страны внешних рынков капитала и, соответственно, возможностей доступа к внешним заимствованиям, необходимых для компенсации потерь от снижения экспортных доходов, а также безусловного исполнения государственных обязательств по накопленным ранее долгам. В-третьих, предусмотренное санкциями ограничение импорта из недружественных стран вследствие высокой импортоемкости отечественного производства вызывает угрозы разрывов экономических, технологических и логистических цепочек вплоть до полной остановки производств, особенно высокотехнологичного сектора, наиболее зависимого от поставок импорта инвестиционного и технологического оборудования, а также усиливает риски постепенного нарастания технологического отставания белорусской экономики от развитых стран.
В сложившихся условиях альтернативы структурной политике не существует, ее реализация, пусть и не в идеальных условиях, – залог «выживания» экономики и сохранения потенциала ее долгосрочного развития. Ключевая цель структурной политики на современном этапе – оперативная адаптация экономики к многочисленным внешним рискам и угрозам, недопущение деградации производственного, инновационного и человеческого капитала, снижение негативных последствий структурной несбалансированности и деформированности экономики.
Соответственно, основные направления реализации структурной политики должны находиться в области:
- активизации процессов импортозамещения и локализации производств, особенно в части видов деятельности, обеспечивающих производство товаров с высокой добавленной стоимостью;
- господдержка и стимулирование импортозамещения в инновационном и высокотехнологичном секторах экономики, по которым в стране существуют определенные заделы и конкурентные преимущества (например, фармацевтика, сфера информационно-коммуникационных технологий), способных в перспективе стать локомотивами роста экономики;
- стимулирование и поддержка экспорта, перенаправление торговых потоков и логистических цепочек в дружественные страны, диверсификация структуры экспортных поставок, активизация внешнеторгового сотрудничества со странами ЕАЭС и КНР;
- усиление процессов кооперации с российскими производителями, ориентация производства на российский рынок и стран – участниц ЕАЭС;
- государственная поддержка и усиление кооперационных цепочек между крупными валообразующими (системно значимыми) и предприятиями малого и среднего бизнеса, сокращение административных барьеров для развития деловой инициативы.
Меры структурной политики в названных направлениях будут способствовать, во-первых, решению проблемы высокой импортоемкости белорусской экономики и снижения ее импортозависимости при одновременном сохранении потенциала в сферах, где имеются накопленные компетенции и конкурентные преимущества; во-вторых, стимулирование производственного сотрудничества со странами ЕАЭС, и прежде всего Российской Федерацией, позволит сохранить экономический потенциал, перестроить производственно-технологические цепочки и укрепить сотрудничество в научно-технической сфере, создавая возможности для инновационного и развития высокотехнологичных секторов. В-третьих, стимулирование деловой инициативы и участие малого и среднего бизнеса в процессах кооперации, диверсификации экспорта и структуры производства обеспечит необходимую гибкость структурных преобразований, будет способствовать вовлечению в экономику инвестиционных ресурсов частного сектора, созданию условий по обеспечению занятости населения и поддержанию сложившегося уровня жизни.
Учитывая, что основным механизмом структурной трансформации экономики является инвестиционная политика, обеспечивающая финансирование проектов структурной модернизации и аккумулирующая финансовые ресурсы в приоритетных секторах экономики, реализация обозначенных выше направлений структурной политики требует принятия следующих основных мер:
- ужесточение принципов бюджетного планирования и эффективного использования бюджетных средств, отказ от государственного финансирования непервоочередных расходов;
- приоритетная государственная поддержка проектов импортозамещения и производственной кооперации как внутри республики, так и совместных в рамках ЕАЭС и КНР [14] (Petrenko, Varlamov, Leshchenko, 2020);
- финансовая поддержка экспорта, содействие развитию транспортно-логистических коридоров, в том числе с привлечением средств ЕАЭС [15] (Petrenko, Varlamov, Leshchenko, 2020), китайских кредитов для реализации инвестиционных проектов в сфере производственной кооперации и импортозамещения;
- стимулирование инвестиционной активности и привлечение частных инвестиций за счет формирования благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности;
- введение льготного налогообложения реализуемых с привлечением инвестиций частного сектора проектов в сфере импортозамещения и кооперации [9] (Lev, Bolonin, Leshchenko, 2022);
- государственная поддержка импортеров и формирование упрощенных условий таможенного оформления товаров, снижение импортных таможенных пошлин;
- активизация процессов приватизации, оптимизация налоговой нагрузки в экономике, формирование благоприятных условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности, страхование инвестиций;
- поддержка отечественной IT-сферы, ее переориентация на заказы для внутреннего и рынка ЕАЭС, что позволит сохранить потенциал IT-сектора и активизировать процессы цифровой трансформации отраслей республики;
- совершенствование мер макроэкономического регулирования, направленных на обеспечение ценовой и финансовой стабильности экономики.
Ожидается, что реализация предложенных мер, с одной стороны, будет способствовать решению структурных проблем экономики в части снижения зависимости от импорта, диверсификации экспорта и структуры производства, а с другой – позволит сохранить имеющийся экономический потенциал и смягчить негативные последствия усиливающихся внешних ограничений.
Заключение
Проведенный анализ показал, что к настоящему времени в белорусской экономике сложился ряд макроэкономических дисбалансов, структурных диспропорций и ограничений, вызывающих замедление экономического роста в стране и снижение ее способности противостоять усиливающимся внешним рискам и угрозам. В условиях эскалации негативного внешнего давления сохранение устойчивости экономики и потенциала ее долгосрочного развития, поддержание сложившегося уровня благосостояния в республике определяются скоростью и направленностью мер структурной политики. Вызванные введением санкционных мер внешние ограничения обусловливают необходимость реализации следующих ключевых направлений структурной политики: поддержка экспорта и перенаправление экспортных потоков в дружественные страны, стимулирование импортозамещения и усиление производственной кооперации, формирование благоприятных условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности. В конечном счете структурная политика выступает механизмом повышения гибкости экономики и ее способности адаптироваться к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям, обеспечения устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики.
Источники:
2. Аганбегян А.Г. Как возобновить социально-экономический рост в России? // Научные труды ВЭО России. – 2020. – c. 164 – 182.
3. Базовые таблицы «Затраты-Выпуск» Российской Федерации. - Москва: Федеральная служба государственной статистики, 2016.
4. Быков А.А., Колб О.Д., Хвалько Т.В. Торговля добавленной стоимостью: источники сбалансированного экономического роста. - Минск: Мисанта, 2017. – 356 c.
5. Быков А.А., Рожковская Е.А. Прогнозирование и оценка влияния экспорта на макроэкономическую динамику: структурный аспект // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2021. – № 6. – c. 4-17.
6. Дайнеко А., Береснев Д. Внешняя торговля и развитие экономики Беларуси // Наука и инновации. – 2019. – № 1. – c. 4-12.
7. Ивантер В.В. Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России. / монография. - М.: Научный консультант, 2017. – 196 c.
8. Костромичева Э.В., Лойко А.А., Березовская Е.А. Внешний государственный долг Республики Беларусь: проблемы и направления улучшения долговой устойчивости // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2019. – № 4. – c. 17 – 27.
9. Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 525-546. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.
10. Лев М.Ю. О возрастании значимости исследований национальной безопасности в современной экономической науке // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 303-338.
11. Лученок А.И. Макроэкономические аспекты обеспечения сбалансированности национальной экономики. - Минск: Беларуская навука, 2015. – 371 c.
12. Любимов И.Л. От универсализма к индивидуализму: новые подходы к решению проблем экономического роста // Вопросы экономики. – 2019. – № 11. – c. 108 – 126.
13. Национальные счета России в 2013 – 2020 годах. / стат. сб./ Росстат. - М.:, 2021. – 429 c.
14. Петренко Е. С., Варламов А. В., Лещенко Ю. Г. Экономическая безопасность и интересы России в БРИКС // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1295-1312. – doi: 10.18334/eo.10.4.111398.
15. Петренко Е. С., Варламов А.В., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в процессе интеграции в Евразийский экономический союз // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1191-1210. – doi: 10.18334/eo.10.4.111399.
16. Пинигин В.В., Рожковская Е.А. Развитие белорусской экономики в краткосрочном периоде: риски, сценарии, перспективы // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2014. – № 12. – c. 67 – 77.
17. Пинигин В.В. Системные противоречия экономического развития Беларуси и их преодоление // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – № 8. – c. 73 – 77.
18. Рожковская Е.А. Макроэкономическая сбалансированность национальной экономики: критерии оценки, проблемы и пути их решения // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2014. – № 4. – c. 4 – 16.
19. Рожковская Е.А. Ограничения, риски и возможности экономического роста в Республике Беларусь // Белорусский экономический журнал. – 2020. – № 1. – c. 22 – 40.
20. Рожковская Е.А. Импортопотребление и импортозависимость белорусской экономики: состояние, проблемы, решения // Научные труды. – 2022. – № 15. – c. 400 – 408.
21. Сенчагов В.К. Национальная структурная политика – путь к обеспечению экономической безопасности // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: сб. трудов III Межд. науч.-практ. конференции, Нижний Новгород, 26 – 28 мая 2015 г./ Нижегородский гос. техн. ун-т. Нижний Новгород, 2015. – c. 457.
22. Система таблиц «Затраты-Выпуск» Республики Беларусь. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018.
23. Статистический ежегодник Республики Беларусь. / стат. сб. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн.,, 2021. – 407 c.
24. Фальцман В.К. Приоритеты структурной политики: импортозависимость, импортозамещение, возможности экспорта инновационной продукции промышленности // Эко. – 2014. – № 5. – c. 162 – 180.
25. Широв А.А. Трансформация структуры экономики: механизмы и управление. / монография. - Москва: МАКС Пресс, 2018. – 264 c.
26. Database of Organisation for Economic Co-operation and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/# (дата обращения: 10.04.2022).
27. Europe and Central Asia Economic Update. Office of the Chief Economist. Spring 2022. World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/region/eca/publication/europe-and-central-asia-economic-update (дата обращения: 14.04.2022).
28. Global Innovation Index 2021. World Intellectual Property Organization/14-th Edition. Geneva. 2021. Global Innovation Index 2021 (wipo.int)
29. The Atlas of Economic Complexity. [Электронный ресурс]. URL: https://atlas.cid.harvard.edu/rankings (дата обращения: 18.04.2022).
30. UNESE Statistical Database. [Электронный ресурс]. URL: https://w3.unece.org/PXWeb2015/pxweb/en/STAT/?rxid=bc42ecd9-2b42-420c-8e1f-b56aaffee7f2 (дата обращения: 15.02.2022).
31. Wong Ch. Adjustment and Internal-External Balance. - Washington, D.C.: IMF Institute, 2002. – 356 p.
32. World Bank Open Data. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NV.IND.EMPL.KD?locations=BY-KZ-LT-RU (дата обращения: 27.03.2022).
33. World Economic Outlook Database. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/April (дата обращения: 21.04.2022).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:34:35