Анализ развития национальной инновационной инфраструктуры Республики Беларусь

Климук В.В.1, Унсович А.Н.1
1 Барановичский государственный университет, Республика Беларусь, Барановичи

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46618213
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В работе представлена структура национальной инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. Систематизирована нормативно-правовая платформа, регулирующая и стимулирующая инновационную активность хозяйствующих субъектов. Представлен инструментарий оценки эффективности субъектов инновационной инфраструктуры страны. Выполнен анализ эффективности деятельности научно-технологических парков, центров трансфера технологий в Республике Беларусь за пятилетку. Определен круг проблемных вопросов и определены возможные меры по совершенствованию деятельности субъектов инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: субъекты инновационной инфраструктуры; научно-технологический парк; центр трансфера технологий; инновационный проект; стимулирование инновационной активности; оценка эффективности инновационной деятельности

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Инновационная инфраструктура обеспечивает качественную реализацию инициативных технико-технологических решений для команд разработчиков. В первую очередь, это касается зарождающихся бизнес-идей, реализуемых стартапов, создавая для них условия для генерации инновационных идей по решению проблемных задач, доработке уже существующих инновационных идей, производственной и рыночной апробации, тестированию бизнес-моделей и выходу на рынок с инновационной продукцией. Эффективное функционирование инновационной инфраструктуры обеспечивает повышение доли наукоемкой, инновационной продукции в общем объеме производимой продукции, ее экспорте на зарубежные рынки с целью укрепления экономической, в целом национальной безопасности и усиления конкурентных позиций на мировой арене.

Проблемы анализа эффективности и поиска направлений инновационного развития социально-экономических систем, в частности инновационной инфраструктуры, находятся в центре внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Значительный вклад в данной проблемной области внесли Андерсон А.Р. [5], Апарисио С. [6], Никсон Ф. [18], Бекарев А.А. [8], Гудков С.В. [9] и других. Формирование теоретико-методического инструментария оценки инновационного потенциала организаций (региона, страны) представлено в работах Черновой О.А. [14], Астратовой Г.В. [7], Андреевой О.В. [3], Климука В.В. [113], Терзиева В. [4] и других.

Цель исследования состоит в разработки практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности субъектов инновационной инфраструктуры Республики Беларусь на основе анализа основных индикаторов, характеризующих их эффективность за пятилетку путем применения авторского инструментария оценки.

Основная часть

1. Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь А.Шумилин в интервью корреспонденту БЕЛТА (от 29.03.2021) отметил: «В стране появятся новые научно–технологические парки в крупных районных центрах – Барановичах, Борисове, Бобруйске, Кобрине, Молодечно, Орше. Важно также формировать в технопарках инфраструктуру для оказания услуг резидентам: центры прототипирования и промышленного дизайна, коллективного пользования оборудованием, инжиниринговые центры, лабораторные комплексы, коворкинг–центры. Необходимы и условия для дополнительного обучения: учебные центры, филиалы в учреждениях образования. Что касается финансовых вопросов, технопаркам нужно больше привлекать внебюджетные источники финансирования, расширять практику привлечения ваучеров и грантов для развития резидентов. На повестке дня и создание ассоциации развития инновационной инфраструктуры и инновационного предпринимательства» [12].

2. В Республике Беларусь инновационная инфраструктура представлена 26 субъектами, в т.ч. 18 научно-технологическими парками (далее – НТП), 7 центрами трансфера технологий (далее – ЦТТ), Белорусским инновационным фондом (на 20.08.2021) [11].

Активное содействие оказывает государство в направлении стимулирования реализации инновационного предпринимательства, формируя и развивая сильную и гибкую институционально-инфраструктурную платформу (табл. 1).

Таблица 1 – Основные нормативно-правовые документы, направленные на стимулирование реализации инновационных проектов в Республике Беларусь

Наименование нормативно-правового документа
Содержание
Закон Республики Беларусь №425-З от 10.07.2012 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 11.05.2016)
Определены основные цель, задачи, принципы государственной инновационной политики, направления государственного регулирования инновационной деятельности в стране, процедуры стимулирования инновационной деятельности предприятиями, структура и функции субъектов инновационной инфраструктуры, источники и направления финансирования инновационной деятельности, направленные на создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. [10]
Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов»
Определены основные подходы и принципы обращения хозяйствующих субъектов за государственной финансовой поддержкой с целью реализации инновационных проектов.
Основные критерии конкурсного отбора инновационных проектов: новизна, актуальность, экономическая эффективность. [20]
Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда»
Отмечено, что Белорусский инновационный фонд осуществляет финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках реализации инновационных проектов, работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, финансирование венчурных проектов и участвует в создании венчурных организаций. [21]
Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»
Определяется порядок формирования и использования средств государственных целевых бюджетных фондов, инвестиционных фондов, нацеленных на стимулирование инновационной деятельности предприятий. [22]
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2013 г. № 888 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229»
Утверждено Положение о порядке предоставления инновационных ваучеров и грантов. Определен алгоритм реализации инновационных проектов физических лиц и субъектов малого предпринимательства посредством государственной поддержки в форме инновационных ваучеров и грантов на безвозмездной основе. [18]
Источник: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: www.pravo.by.

Функционирующие субъекты инновационной инфраструктуры – научно-технологические парки (НТП), центры трансфера технологий (ЦТТ), Белорусский инновационный фонд – должны выступать результатом развития опыта, расширения масштабов деятельности (видов деятельности, территории, клиентской базы, партнерской сети) на основе последовательного перехода на новый уровень. Нельзя одномоментно создать новый субъект инновационной инфраструктуры, который обеспечит гарантированную эффективность функционирования, необходима поэтапность трансформации субъектов инновационной инфраструктуры страны.

Основными направлениями деятельности НТП, согласно статье 26 Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», являются оказание поддержки резидентам технопарка, в том числе путем:

- содействия в создании производств по выпуску новой или усовершенствованной продукции, освоении новой или усовершенствованной технологии для их реализации на рынке;

- содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения инноваций на внешний рынок;

- предоставления на договорной основе в соответствии с законодательством движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения;

- оказания услуг по подготовке бизнес-планов инновационных проектов;

- организации и проведения маркетинговых исследований;

- содействия в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и (или) деловых партнеров;

- информационного продвижения новшеств и (или) продукции, технологий, услуг, организационно-технических решений, созданных на основе новшеств, посредством организации участия субъектов инновационной деятельности в проведении выставок, ярмарок, конференций и других мероприятий, изготовления рекламно-информационной продукции [11].

Основным направлением деятельности ЦТТ, согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», является осуществление трансфера технологий, в том числе:

- проведение исследований конъюнктуры рынка по выявлению возможностей введения в гражданский оборот новшеств, а также продукции, технологий, услуг, организационно-технических решений, созданных на их основе;

- оказание услуг (выполнение работ) в целях обеспечения правовой защиты новшеств;

- оказание инженерно-консультационных и проектных услуг (инжиниринговых услуг);

- оказание услуг по подготовке бизнес-планов инновационных проектов;

- содействие в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и (или) деловых партнеров;

- оказание услуг по управлению инновационными проектами;

- оказание услуг по информационному продвижению новшеств и (или) продукции, технологий, услуг, организационно-технических решений, созданных на основе новшеств, посредством организации участия субъектов инновационной деятельности в проведении выставок, ярмарок, конференций и других мероприятий, изготовления рекламно-информационной продукции [10].

Важно обеспечить гибкость государственной инновационной политики, учитывая запросы рынка, уровень конкуренции, ресурсную обеспеченность хозяйствующих субъектов, научно-инновационный потенциал, систему международной кооперации. Для этой цели необходимо проводить промежуточную оценку эффективности деятельности субъектов инновационной инфраструктуры.

Ежегодно Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь размещает статистическую отчетную информацию о результатах деятельности субъектов инновационной инфраструктуры. Проанализируем на основе установленных критериев эффективность функционирования субъектов инновационной инфраструктуры за 2016-2020 годы.

В качестве вспомогательного инструмента применяются матрицы результативности [11] НТП, ЦТТ:

1. Матрица результативности деятельности НТП.

В качестве показателей для ранжирования НТП целесообразно определить:

- объем произведенных технопарком работ (услуг) в расчете на 1 резидента;

- общий объем экспорта резидентами технопарка в расчете на 1 резидента.

2. Матрица результативности деятельности ЦТТ.

Показателями для ранжирования ЦТТ определены:

- общее количество инвестиционных предложений и инвестиционных запросов в расчете на 1 работника ЦТТ;

- общая прибыль ЦТТ в расчете на 1 работника.

Период расчетов показателей в матрицах определяется временным интервалом, равным 1 году (рис. 1-2).

Рисунок 1 – Матрица результативности деятельности научно-технологических парков Республики Беларусь за 2016-2020 годы

Примечание: площадь круга соответствует периоду функционирования НТП

Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: www.belstat.gov.by.

Результаты матричного моделирования свидетельствуют о низком уровне эффективности деятельности НТП страны за анализируемый период. Большинство НТП находятся ниже среднего уровня, по зарегистрированным субъектам инновационной инфраструктуры, по объему произведенных работ (услуг) в расчете на 1 работника (15,090 тыс. руб./год) и ниже среднего уровня по объему экспорта в расчете на 1 резидента НТП (349,810 тыс. руб./год).

Высокие показатели по производительности следует отметить у НТП «Политехник», ООО «Фермент», «Унитехпром БГУ», которые при повышении удельного экспорта на 1 резидента имеют возможность перейти в наиболее привлекательный квадрант. Высокие показатели по активизации экспортоориентированной стратегии развития следует отметить у Минского областного технопарка, Гомельского технопарка, НТП Витебского государственного технологического университета, Минского городского технопарка, которые при повышении показателей напряженности труда стремятся перейти в наиболее сильный квадрант.

Рисунок 2 – Матрица результативности деятельности центров трансфера технологий Республики Беларусь за 2016-2020 годы

Примечание: площадь круга отражает соответствует периоду функционирования ЦТТ

Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: www.belstat.gov.by.

На основе построенной матрицы следует отметить явное превосходство ЦТТ «Стройизыскания» относительно других ЦТТ по выделенным показателям результативности: по производительности (общему количеству технологических предложений и технологических запросов) и по прибыльности. Низкие показатели результативности наблюдаются у ЦТТ РИПО, Витебского государственного медицинского университета. Перспективные позиции прогнозируются у нового ЦТТ Барановичского государственного университета, который за 1 неполный год (2020 год) достиг показателей, близких к средним по зарегистрированным ЦТТ страны (увеличение количества обработанных технологических предложений и технологических запросов всего на 2 единицы позволит данному ЦТТ перейти в следующий перспективный квадрант).

С целью активизации инвестиционной деятельности в направлении инновационного развития регионов реализуется проект «Дорожная карта инвестора» Национальным агентством инвестиций и приватизации Республики Беларусь [17], формирующая базу инвестиционных предложений в региональном разрезе (рис. 3).

Рисунок 3 – Дифференциация инвестиционных предложений по состоянию на 01.01.2021

Источник: составлено на основе данных [16]

Следует отметить высокий уровень предложений для инвестирования относительно имеющихся производственных площадок и земельных участков, превышающий количество продуктов непосредственно интеллектуального труда (инновационных проектов, инновационных идей, формирующих основу инновационного процесса).

Отраслевая специализация инвестиционных проектов (проработанных технически и экономически обоснованных, апробированных) свидетельствует о приоритете отрасли животноводства (39,2%), а инвестиционных идей (без апробации) – о приоритете туристической отрасли (31,3%), что обусловливается рыночным спросом о потребителей (рис. 4).

Рисунок 4 – Отраслевая структуризации инвестиционных проектов и инвестиционных идей соответственно, по состоянию на 01.01.2021, %

Источник: составлено на основе данных [16]

С целью активизации и повышения эффективности инновационной деятельности в стране совершенствуется законодательная база, обеспечивающая бизнес-инкубирование малых инновационных предприятий. В частности, в Указе Президента Республики Беларусь №105 от 12.03.2018 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» представлены меры по стимулированию деятельности технопарков и их резидентов:

1. Создание механизма реинвестирования до 50 % налоговых отчислений технопарков и их резидентов на развитие данных технопарков и их резидентов. Реализация данного механизма предусматривает отчисление технопарками и их резидентами во внебюджетные фонды инновационного развития, формируемые данными технопарками. Средства данных фондов направляются на цели согласно статье 26 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», а также на организацию деятельности и развитие материально-технической базы технопарков; на финансирование выполняемых резидентами технопарков инновационных проектов.

2. Предоставление технопаркам возможности проведения гибкой арендной политики. Технопаркам предоставляется возможность проводить гибкую арендную политику в отношении своих резидентов посредством применения дополнительного коэффициента от 0,1 до 1. Разница между арендной платой технопарка и гибкой арендной платой резидента направляется в фонд инновационного развития.

3. Освобождение технопарков и их резидентов от налога на добавленную стоимость и ввозных таможенных пошлин при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих для реализации инновационных проектов в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.

В направлении финансирования деятельности субъектов инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь реализуются следующие направления:

1. Финансирование развития материально-технической базы за счет средств Республиканского централизованного инновационного фонда.

2. Финансирование развития материально-технической базы за счет средств региональных инновационных фондов (направление: «Для финансирования организации деятельности и развития материально-технической базы, включая капитальные расходы, субъектов инновационной инфраструктуры»).

3. Приобретение основных средств (научного, технологического и иного оборудования, приборов и комплектующих изделий) за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, для организации деятельности и развития материально-технической базы субъекта инновационной инфраструктуры.

4. Участие в реализации инновационных, научно-технических проектов (государственные программы научных исследований, государственные программы инновационного развития, отдельные проекты). [4]

В качестве проблемного аспекта в направлении финансирования и последующей отчетности по результатам финансирования научно-технической, инновационной деятельности за счет выделенных бюджетных средств следует отметить: выделенные средства используются строго согласно утвержденной смете расходов. Смета формируется на предстоящий год, что существенно усложняет процесс планирования точных цен на предполагаемые к закупке товары (услуги), устойчивости деятельности на планируемый период потенциальных поставщиков (партнеров), наличие запрашиваемых товаров (услуг).

Для нивелирования данного проблемного аспекта необходимо предусмотреть возможность внесения в сметы альтернативных позиций по товарам (услугам) (на случай отсутствия планируемых к закупке товаров (услуг) возможность приобретения аналогичных по функциональному назначению) с учетом качественного выполнения поставленных задач (достижения конечного результата), предусмотреть условия по корректировке необходимого количества по товарным группам (услугам) (в рамках целевого ориентира деятельности и в рамках лимита общего бюджетного ресурса), предусмотреть возможность корректировки товарных позиций (услуг) в размере установленной доли от общей суммы бюджетных средств по решению субъекта инновационной инфраструктуры на достижение поставленных задач, упростить процедуры отчетности и процедуры согласования финансирования каждой товарной позиции (работы, услуги).

Cубъекты инновационной инфраструктуры обеспечивают активизацию инновационной деятельности организаций в сфере промышленности, информационных технологий, сельского хозяйства, экологии, медицины, образования и других сфер. Однако, как в технопарках, так и в центрах трансфера технологий данная активизация основана на преференциальных мерах, обеспечивающих выгодные условия для запуска инновационных производств (как правило, самостоятельного запуска). Предоставляется возможность развивать инновационную деятельность на выгодных условиях отдельным организациям (резидентам, партнерам). Так, анализ деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, на основе построенных матриц результативности деятельности на основе данных 2016-2020 годов показал на наличие существенного резерва наращивания потенциала НТП, ЦТТ, требующего динамичного и комплексного развития в направлении повышения производительности работников данных субъектов, активизации экспортоориентированной стратегии, что подтверждается результатами опроса респондентов (о недостаточном уровне развития национальной инновационной инфраструктуры как одном из проблемных аспектов эффективного взаимодействия организаций в кооперационной ресурсной модели [2]).

5. Считаем также весьма необходимым важным шагом для повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы – конкретизацию и функциональное разграничение направлений деятельности технопарков, центров трансфера технологий, инкубаторов, отраслевых лабораторий, нацеленных на поиск, разработку, передачу и внедрение инноваций в практические сферы народно-хозяйственного комплекса страны за счет стимулирующих мер.

Заключение

Развитие национальной социально-экономической системы, рост ее конкурентоспособности обусловлен эффективной реализацией государственной инновационной политики в направлении активизации деятельности субъектов инновационной инфраструктуры. Расширение инфраструктурной сети нацелено на региональную специфику, развитие молодежных предпринимательских инициатив (инновационного предпринимательства), максимальное полное использование имеющихся ресурсов, создание собственных и трансфер успешных зарубежных инновационных технологий, адаптируемых к условиям функционирования и трендовых векторов развития страны. В Республике Беларусь функционирует многокомпонентная, гибкая нормативно-правовая среда, регулирующая и стимулирующая направления развития инновационной инфраструктуры с учетом запросов научно-образовательного, бизнес-сектора, реального сектора экономики, государственных органов власти.


Источники:

1. Klimuk V., Tarasova A. Digital economy in Belarus and Russia: leading underpins of a new reality // Proceedings of the 3rd International Conference on Social, Economic, and Academic Leadership (ICSEAL 2019). 2019. – p. 421-427.– doi: 10.2991/icseal-19.2019.66.
2. Klimuk V.V., Lazdins V. Interaction of education, science and business in terms of digital economy development // Economic science for rural development: Proceedings of the 2019 International Conferenc. Jelgava, 2019. – p. 37-48.– doi: 10.22616/ESRD.2019.102.
3. Romanova T.F., Andreeva O.V., Sukhoveeva A.A., Otrishko M.O., Klimuk V.V. Digitalization is an Urgent Trend in the Development of the Social Sphere // Lecture notes in networks and systems. – 2020. – p. 931-939. – doi: 10.1007/978-3-030-29586-8_106 .
4. Terziev V., Klimuk V. Improving social performance of a resource cooperation model „Science_Education_Business_Power” based on „smart specialization” principle. / 21st RSEP International Economics, Finance & Business Conference. - Barcelona, Spain: BC Publishing, 2021. – 10-15 p.
5. Андерсон А.Р., Джей Л. Предпринимательство и сетевое сотрудничество. Синергетические инновации, знания и неопределенность // Journal General Management. – 2014. – № 1. – c. 7-21.
6. Апарисио С., Урбано Д., Гомес Д. Роль инновационного предпринимательства в рамках сценариев колумбийского бизнес-цикла: система динамики подхода. Sciencedirect.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0016328716300465 (дата обращения: 08.01.2019).
7. Астратова Г.В., Климук В.В., Рущицкая О.А. Маркетинговые исследования на рынке органических продовольственных товаров. Особенности использования графического анализа. / Монография. - Екатеринбург: ИД «Ажур», 2016. – 160 c.
8. Бекарев А.А. Инновации в системе взаимоотношений коммерческого банка с клиентами. / дис. канд. экон. наук : 08.00.10. - Новосибирск, 2002. – 228 c.
9. Гудков С.В. Экономическая сущность предпринимательской деятельности // Сборник научных трудов «Проблемы экономики». – 2011. – № 1(12). – c. 19-26.
10. Закон Республики Беларусь №425-З от 10.07.2012 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 11.05.2016)
11. Инновационная инфраструктура. Официальный сайт Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gknt.gov.by/deyatelnost/innovatsionnaya-politika/the_state_duma (дата обращения: 20.08.2021).
12. Шумилин А. Как Беларусь планирует развивать высокотехнологичный сектор. Pravo.by. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2021/mart/61477 (дата обращения: 20.08.2021).
13. Климук В.В. Развитие инструментария оценки эффективности использования материальных ресурсов промышленного предприятия. / автореф. … дис. канд. эконом. наук: 08.00.05. - Ростов н/Д, 2015. – 22 c.
14. Климук В.В., Чернова О.А. Концепция четырехзвенной спирали в стратегиях «умной специализации» промышленного развития // Естественно-гуманитарные исследования. – 2019. – № 25(3). – c. 179-184.
15. Наука и инновации. Официальная статистика. Belstat.gov.by. [Электронный ресурс]. URL: https://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii (дата обращения: 25.09.2020).
16. Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://map.investinbelarus.by/regions (дата обращения: 20.08.2021).
17. Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. / пер. с англ. – 2-е русск. изд. - М.: Издательство стандартов, 1990. – 231 c.
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2013 г. № 888 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229»
19. Шумилин А.Г. Субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. - Минск: ГУ «БелИСА», 2020. – 98 c.
20. Указ Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов»
21. Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда»
22. Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»

Страница обновлена: 01.12.2024 в 18:09:40