Оценка результативности развития социально-экономической системы Республики Беларусь

Головчанская Е.Э.1,2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Февраль 2023)

Цитировать:
Головчанская Е.Э. Оценка результативности развития социально-экономической системы Республики Беларусь // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 259-272. – doi: 10.18334/epp.13.2.117295.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350705
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
В данной статье решается научная проблема повышения эффективности инновационной деятельности путем совершенствования системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития. Предлагается введение дополнительного инструмента прогнозирования – прогнозная оценка результативности социально-экономической системы, которая позволит выявлять проблемные зоны экономического развития в процессе достижения прогнозных показателей. Предлагается методика расчета результативности социально-экономической системы, которая основана на приближении к эталонному значению. В рамках методики автором определены критерии (достижение, развитие), служащие обоснованием выбора показателей и выбора эталонных значений. На примере Республики Беларусь определяется результативность развития социально-экономической системы, которая трактуется как степень достижения поставленных задач: «план-результат». С использованием метода геометрической средней проводится расчет показателей и определение индекса результативности социально-экономической системы Республики Беларусь. Делается позитивный прогноз о возможности достижения целевых показателей, отраженных в программных документах Республики Беларусь. Акцентируется внимание на низком уровне внутренних затрат на исследования и разработки, который, по мнению автора, может снижать эффективность инновационной деятельности и, как следствие, темпы роста ВВП.

Ключевые слова: результативность, социально-экономическое развитие, оценка прогнозирования, эталонное значение

JEL-классификация: O11, O47, F62



Введение

В настоящее время в Республике Беларусь возрастает роль системы стратегического планирования и прогнозирования, а также ее оценки, что связано с необходимостью снижения влияния международных кризисных явлений на решение задач устойчивого социально – экономического развития страны.

Содержание стратегического планирования и прогнозирования определяется в зависимости от временного периода, сложившихся эволюционных тенденций, общемировых вызовов и ресурсных возможностей. В долгосрочном периоде определяется и формируется возможность достижения желаемого состояния страны, качества жизни людей, обеспеченные кардинальными преобразованиями в экономике и социальной сфере. Среднесрочная перспектива связана с разработкой программ экономических реформ. Программы краткосрочного прогнозирования и планирования связаны со среднесрочными программами и долгосрочной стратегией.

Планирование в Республике Беларусь носит целевой характер, что обеспечивается разработанной методологией прогнозирования, методами и набором инструментов, а также мониторингом оценки реализации поставленных целей [1,2,3].

Проблеме оценки прогноза показателей социально-экономического развития Республики Беларусь посвящены работы белорусских ученых: Полоника С.С., Смоляровой М.А., Полоник И.С. [4,c.99-212], индикативная оценка развития Республики Беларусь в составе Союзного Государства проведена в работе Косьмина А.Д., Косьминой Е.А. [5,c.183-200]; научный труд Зарецкой В.Г. и Осиневич Л.М. раскрывает содержание оценки прогноза экономического роста в РФ на основе производственной функции [6, с.24-33]; вопросы оценки эффективности инновационной экономики рассматриваются в работе Головчанской Е.Э., Карачун И.А., Петренко Е.С. [7, c.13-32]; методология оценки инновационного развития предложена Котовым Д. В. суть которой в оценке равномерности приближения к эталонному значению [8, c.29-33]; аналогичный подход в разработке методологии оценки инновационного развития социально-экономической системы России использован в работе Кирильчук С. П., Наливайченко Е. В., Каминской А. О. [9,c.109-124].

Следует отметить, вопросы оценки прогнозирования показателей развития социально-экономической системы Республика Беларусь остаются слабо проработанными, о чем свидетельствует недостаточность теоретическо-эмпирических научных трудов.

Таким образом, все вышеизложенное подтверждает важность темы и обосновывает данное исследование.

Цель работы – развитие теоретических и эмпирических знаний о системе стратегического планировании и прогнозирования экономики страны. Новизна данной работы заключается в приращении научного знания о стратегическом планировании и прогнозировании дополнительным инструментарием – методикой прогнозной оценки результативности развития социально-экономической системы.

Основная часть

Прогнозный расчет развития социально-экономической системы будет осуществляться на основании научных работ Котова Д. В. [8]. В основу методики Котова Д. В. положена концепция инновационного состояния социально-экономических систем. Концепция определяется двумя важными критериями: эталон и управление. Эталонное состояние – это инновационное состояние социально-экономических систем, идеальное состояние, способное обеспечить дальнейшее инновационное развитие. А управление – обеспечение движения к этому идеальному состоянию. Оценка инновационного развития РФ проводилась путем сравнения отклонений выбранных показателей с эталонными.

Используя исследования и предложения Котова Д.В., оценивая приближение показателей экономической деятельности к эталонному значению, определим результативность развития социально-экономической системы РБ путем расчета индекса результативности (Ирр).

Результативность, в отличие от эффективности, понимается как степень достижения поставленных задач: «план-результат», что может выражаться не только в количественных, но и в качественных характеристиках.

Методика включает: определение критериев, выбор показателей, выбор эталонных значений, расчет результативности методом геометрической средней, графическая интерпретация данных, выводы.

1. Выбор показателей

Оценка результативности социально-экономической системы и выбор критериев подбора показателей опирается на вывод о том, что инновационно ориентированная экономическая система является ключевой подсистемой, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие социально-экономической системы в целом. Поэтому в качестве критериев, для подбора показателей мы определяем следующие:

1) достижение устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь. Выбор данного критерия обусловлен стратегической ключевой задачей Республики Беларусь – достижение устойчивого социально-экономического развития.

На основе данного критерия определяем две группы показателей:

- качество жизни человека – показатели, определяющие качество жизни, как достижение высшей цели устойчивого социально-экономического развития;

- обеспечение – показатели макроэкономики, характеризующие обеспечение достижения повышения качества жизни населения.

2) развитие инновационно ориентированной экономической системы, определяющей достижение целей и задач социально-экономического развития.

Согласно второму критерию, мы выделяем группы показателей:

- обеспечение – показатели, обеспечивающие научно-исследовательскую и инновационную деятельность;

- эффективность – показатели, определяющие эффективность научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Выбор оценочных показателей определяется исходя из возможности использования достоверных данных официальной статистической отчетности и их сопоставимости с эталонными показателями.

Критерии и показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели результативности социально-экономической системы

Критерии
Показатели
1. Достижение устойчивого социально-экономического развития
Качество жизни населения (КЖН)
КЖН1 Ожидаемая продолжительность жизни, лет
КЖН2 Коэффициент смертности детей в возрасте до пяти лет на 1000 живорождений
КЖН3 Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте, % не более
КЖН4 Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году
Обеспече-ние качества жизни (ОКЖ)
ОКЖ5 ВВП, % к предыдущему году
ОКЖ6 Индексы инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году
ОКЖ7 Производительность труда, % к предыдущему году
ОКЖ8 Индексы потребительских цен, % (к предыдущему году)
ОКЖ9 Отношение государственного долга к ВВП, %
2. Развитие инновационно ориентированной экономической системы
Эффектив-ность инноваци-онной деятельнос-ти (ЭИД)
ЭИД10 Экспорт товаров и услуг, %, млн долл.
ЭИД11 Доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта РБ
ЭИД12 Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валовой добавленной стоимости, %
Обеспече-ние инноваци-онной деятельнос-ти (ОИД)
ОИД13 Количество исследователей на миллион жителей, чел.
ОИД14 Количество субъектов инновационной инфраструктуры, ед.
ОИД15 Внутренние затраты на исследования и разработки, % к ВВП

Источник: составлено автором

2. Эталонные показатели выбираются на базе системы прогнозирования и планирования Республики Беларусь, на основании которой разработаны и в настоящее время действуют более 30 государственных программ, ориентирующих все сферы социально-экономического развития страны на конкретные прогнозные индикаторы. Прогнозный период – до 2025 г. Прогнозные индикаторы принимаются за эталонное значение (таблица 2).

Также следует учитывать позитивное и негативное влияние, которое может оказывать рост показателей. Например, рост инфляции отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии – негативное влияние (НВ), рост ВВП – позитивное (ПВ).

Таблица 2 – Эталонные значения результативности социально-экономического развития РБ

Показатели
Влияние
Эталон
Источник
1. Достижение устойчивого социально-экономического развития
Качество жизни населения (КЖН)
КЖН1
Ожидаемая продолжительность жизни, лет
ПВ
76,4
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 28 «О Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы»
КЖН2
Коэффициент смертности детей в возрасте до пяти лет на 1000 живорождений
НВ
3
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 28 «О Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы»
1. Достижение устойчивого социально-экономического развития
Качество жизни населения (КЖН)
КЖН3
Уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте, % не более
НВ
4,2
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 777 «О Государственной программе «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы»
КЖН4
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году
ПВ
105,6
Указ Президента РБ № 466 от 29.07.2021 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.»
Обеспечение качества жизни (ОКЖ)
ОКЖ5
ВВП, % к предыдущему году
ПВ
106
Указ Президента РБ № 466 от 29.07.2021 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.»
Продолжение таблицы 2

Показатели
Влияние
Эталон
Источник
Обеспечение качества жизни (ОКЖ)
ОКЖ6
Индексы инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году
ПВ
105
Указ Президента РБ № 466 от 29.07.2021 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.»
ОКЖ7
Производительность труда, % к предыдущему году
ПВ
106,1
Указ Президента РБ № 466 от 29.07.2021 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.»
ОКЖ8
Индексы потребительских цен, % (к предыдущему году)
НВ
105
Указ Президента РБ № 466 от 29.07.2021 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.»
1. Достижение устойчивого социально-экономического развития
Обеспечение качества жизни (ОКЖ)
ОКЖ9
Отношение государственного долга к ВВП, %
НВ
35
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 12 марта 2020 г. № 143 «О Государственной программе «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года»
2. Развитие инновационно ориентированной экономической системы
Эффективность инновационной деятельности
ЭИД10
Экспорт товаров и услуг, %, млн долл.
ПВ
107,9
Указ Президента РБ № 466 от 29.07.2021 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг.»

Продолжение таблицы 2

Показатели
Влияние
Эталон
Источник
2. Развитие инновационно ориентированной экономической системы
Эффективность инновационной деятельности
ЭИД11
Доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта РБ
ПВ
35,6
Указ Президента РБ № 348 от 15 сентября 2021 г. «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы»
ЭИД12
Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валовой добавленной стоимости, %
ПВ
33
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 января 2021 г. No 56 «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы»
Обеспечение инновационной деятельности (ОИД)
ОИД13
Количество исследователей на миллион жителей, чел.
ПВ
1200
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 56 «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы»
ОИД14
Количество субъектов инновационной инфраструктуры, ед.
ПВ
29
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 56 «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы»
ОИД15
Внутренние затраты на исследования и разработки, % к ВВП
ПВ
1,2
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 56 «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы»

Источник: составлено автором на основе [10;11;12; 13,14,15]

3. Результативность развития социально-экономической системы определяется взаимовлиянием различных факторов. С этой точки зрения целесообразно оценивать результативность развития социально-экономической системы с помощью метода геометрической средней, который предполагает расчет средней геометрической коэффициентов роста для оцениваемых показателей, находящихся от 0 до 1.

, (1)

где: Ирр – индекс результативности развития социально-экономической системы;

Кi – коэффициент результативности i-го показателя оценки результативности;

i – 1…15;

N – количество показателей.

Для определения коэффициентов результативности по отдельным составляющим необходимо сравнить их фактическое значение с эталонным.

Для показателей, имеющих позитивное влияние на социально-экономической развитие, коэффициенты рассчитываются по формуле:

(2)

где: – фактическое значение i-го показателя результативности развития социально-экономической системы, не превышающий эталонный уровень: ;

– эталонное значение i-го показателя результативности развития социально-экономической системы;

i = 1, 4, 5, 6, 7, 10–15.

Если фактический уровень превышает эталонный, то коэффициенту результативности Кi присваивается 1.

Для показателей, имеющих негативное влияние на социально-экономическое развитие, коэффициенты рассчитываются по формуле:

(3)

где: – эталонное значение i-го показателя результативности развития социально-экономической системы;

– фактическое значение i-го показателя результативности развития социально-экономической системы, не превышающей эталонный уровень: ;

i = 2, 3, 8, 9.

Если фактический уровень меньше эталонного, то коэффициенту результативности Кi присваивается 1.

Таким образом, результативность развития социально-экономической системы может принимать значения:

0 ≤ Ирр ≥ 1. (4)

Показатель результативности будем характеризовать на основе методики, используемой для оценки эффективности реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 гг. (таблица 5.12).

Таблица 3 – Критерии оценки уровня результативности развития социально-экономической системы РБ

Значения коэффициентов результативности
Оценка уровня результативности
Уровень достижения планируемых показателей (эталона)
1–0,9
Эффективный
Полное достижение
0,8–0,9
Умеренно эффективный
Частичное
0,8–0,7
Малоэффективный
Частичное
0,7–0
Неэффективный
Не достигнуты

Источник: составлено автором на основе [16]

4. Оценка результативности развития социально-экономической системы проводится на основе исходных данных, за период: 2010–2021 годы и прогнозных данных за 2021–2025 гг. (рисунок 1).

Расчеты показали следующие результаты (рисунок 1).

Рисунок 1 – Коэффициенты результативности развития социально-экономической системы

Источник: составлено автором

Графическая форма выражения результативности развития социально-экономической системы (Ирр) приведена на рисунке 2

Рисунок 2 – Результативность развития социально-экономической системы Республики Беларусь (Ирр)

Источник: составлено автором

Выводы

Анализ коэффициентов результативности с точки зрения приближения к эталонному значению показывает, что в зоне высшего уровня достижения целей (коэффициент = 1) находятся: ОЖ6 – Индексы инвестиций в основной капитал; Индексы потребительских цен ОКЖ8; Коэффициент смертности детей в возрасте до пяти лет на 1000 живорождений КЖН2, что свидетельствует о наибольшей вероятности полного достижения этими показателями целей устойчивого социально-экономического развития к 2025 году и эффективности выполнения программных документов. Значение коэффициента ОИД15 – Внутренние затраты на исследования и разработки – находится в зоне среднего уровня достижения, что свидетельствует о частичном достижении целей социально-устойчивого развития РБ и умеренной эффективности выполнения программных решений. Значения остальных коэффициентов показывают высокую степень достижения целей развития социально-экономической системы, поскольку находятся в интервале 1–0,8, что также свидетельствует о высокой степени эффективности выполнения планируемых показателей. В целом анализ результативности достижений целей социально-экономического развития показывает неполное достижение, что, однако, соответствует высокому уровню достижения Ирр = 0,9778.

Однако, следует обратить внимание на необходимость повышения затрат на исследования и разработки. Данный показатель обеспечивает фундаментальность исследований, возможность научно-исследовательских разработок и, как следствие, повышение изобретательской активности. А эффективность научной деятельности является основой создания и внедрения инноваций в производственную деятельность и сферу услуг, определяющих приращение ВВП Республики Беларусь.

Предложенная методика может служить дополнительным инструментом в системе стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Республики Беларусь.


Источники:

1. Полоник С.С., Смолярова М.А., Полоник И.С. Методология долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития Республики Беларусь // Бизнес. Инновации. Экономика. 2017. – c. 127-137.
2. Сайт Министерство экономики Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.by/ru/test1-1-ru/ (дата обращения: 21.01.2023).
3. Головчанская Е.Э. Интеллектуальные ресурсы в системе стратегического управления инновационным развитием национальной экономики Республики Беларусь // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117042.
4. Полоник С.С., Смолярова М.А., Полоник И.С. Национальная экономика Республики Беларусь: оценка, прогноз. - Минск: Право и экономика, 2020. – 232 c.
5. Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Молчанов К.В. Основные индикаторы экономической интеграции субъектов Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь // Экономические отношения. – 2021. – № 1. – c. 183-200. – doi: 10.18334/eo.11.1.111814.
6. Зарецкая В.Г., Осиневич Л.М. Оценка прогноза экономического роста на основе производственной функции // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2014. – № 2. – c. 24-33.
7. Головчанская Е.Э., Карачун И.А., Петренко Е.С. Управление развитием национальной инновационно ориентированной экономической системы на основе оценки индекса интеллектуальной активности национальной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 13-32.
8. Котов Д.В. Оценка инновационного развития национальной экономики // Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы I Междунар. науч. конф. — Т. 1. Москва, 2011. – c. 29-33.
9. Кирильчук С.П., Наливайченко Е.В., Каминская А.О. Экономические механизмы инновационной трансформации социально-экономической системы России. / Монография. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – 272 c.
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2020 г. № 143 «О Государственной программе «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020 год и на период до 2025 года». Min-fin.gov.by. [Электронный ресурс]. URL: https://www.min-fin.gov.by/upload/bp/act/post-sm_120320_143.pdf (дата обращения: 04.12.2022).
11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 28 «О Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы». Minzdrav.gov.by. [Электронный ресурс]. URL: http://minzdrav.gov.by/ru/ministerstvo/gosudarstvennye-programmy/index.php (дата обращения: 05.12.2022).
12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 56 «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы». Economy.gov.by. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.by/uploads/files/gos-progr-2021-2025/gos-progr-na-2021-2025.pdf (дата обращения: 05.12.2022).
13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 777 «О Государственной программе «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы». Mintrud.gov.b. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/flash_files/GP-employment-2021-2025-2.pdf (дата обращения: 05.12.2022).
14. Указ Президента РБ № 348 от 15 сентября 2021г. «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь 2021–2025». Pravo.by. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/docu-ment/?guid=3871&p0=P32100348 (дата обращения: 05.12.2022).
15. Указ Президента РБ № 466 от 29.07.2021 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы». Pravo.by. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/document/?guid-=3871&p0=P32100292 (дата обращения: 05.12.2022).
16. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на период 2021–2025. Pravo.by. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P31700031 (дата обращения: 01.12.2022).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:40:26