Подходы к обеспечению внешнеэкономической безопасности национальной экономики в условиях тенденций и рисков глобальной экономики
Тулейко Е.В.1
1 Институт экономики НАН Беларуси, Республика Беларусь, Минск
Скачать PDF | Загрузок: 21 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49860697
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Актуальность темы исследования обусловлена повышением напряженности и обострением международных и глобальных процессов, что требует анализа актуальных тенденций и рисков глобальной экономики в целях защиты национальных интересов во внешнеэкономической сфере.
В результате исследования определены теоретические подходы к обеспечению внешнеэкономической безопасности, исследованы актуальные тенденции и риски глобальной экономики, в том числе на основе обзора результатов и итогов главных международных саммитов и экономических форумов в 2021 и 2022 гг. С учетом анализа рисков глобальной экономики определены наиболее актуальные внутренние и внешние риски и угрозы внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь, а также предложены основные направления совершенствования системы обеспечения внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь.
Ключевые слова: внешнеэкономическая безопасность; национальная безопасность; национальные интересы; риски глобальной экономики; тенденции глобальной экономики; экономическая безопасность
JEL-классификация: F52, H56, H12, F02, F63
Введение. Современный мир находится в состоянии глубоких перемен, характеризуемых ростом геополитической напряженности, конкурентной борьбой на мировых рынках, ростом протекционизма, формированием новой архитектуры и правил мироустройства, активным становлением новых центров силы.
Обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Нарастают межгосударственные противоречия, экономическое давление снижает влияние и значение международных институтов в контексте глобального управления и регулирования, что сводит к минимуму эффективность системы глобальной безопасности.
Разрушительное социально-экономическое воздействие пандемии COVID-19, риск распространения новых инфекционных заболеваний будут оказывать дальнейшее влияние на развитие мировой экономики. Под влиянием событий в мировой экономике и политике трансформируется система международных отношений, усиливается тенденция регионализации.
В этих условиях возрастает значение внешнеэкономических аспектов в системе обеспечения национальной безопасности. Вместе с этим, как показывает анализ научных исследований, внешнеэкономической безопасности уделяется недостаточное внимание. Как правило, внешнеэкономическая безопасность рассматривается либо в контексте обеспечения национального потенциала в сфере внешнеэкономической деятельности, либо с позиции международной экономической безопасности [6, 17, 23, 25, 30] (Afontsev, 2020; Lev, Leshchenko, 2022; Myasnikovich, Polonik, Puzikov, 2005; Nikitenko, Bulavko et al., 2009; Polonik, Khorobryh, Litvinchuk, 2013).
В действующей Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, как, в частности, и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, подходы к обеспечению внешнеэкономической безопасности в полной мере не отражены. Некоторые аспекты, касающиеся повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества, изложены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
Научная значимость исследования заключается в систематизации теоретических подходов к обеспечению внешнеэкономической безопасности в контексте глобальных рисков и угроз.
Практическая значимость состоит в обзоре и анализе тенденций и рисков глобальной экономики, выявлении актуальных угроз внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь, а также выработке направлений совершенствования системы обеспечения внешнеэкономической безопасности.
В целях определения теоретических подходов к обеспечению внешнеэкономической безопасности рассмотрим понятие «безопасность». В наиболее общем виде безопасность рассматривается как отсутствие опасности (или защищенность от угроз) для функционирования или развития объекта, процесса, явления, то есть характеризует свойство или состояние (стабильность, устойчивость) последних [23, с. 46] (Myasnikovich, Polonik, Puzikov, 2005, р. 46).
Применительно к экономике безопасность означает функционирование и развитие экономики и ее элементов (на микро- или макроуровне) без опасности, прежде всего, со стороны субъектов экономических отношений, а также со стороны других факторов (политических, экологических и др.).
В контексте настоящего исследования наибольший интерес представляет национальная безопасность, под которой понимается состояние защищенности национальных интересов страны от внутренних и внешних угроз [1]. Термин «национальная безопасность» используется для характеристики состояния основных сфер жизнедеятельности государства, включая экономическую, политическую, военную, информационную и др.
Структура национальной безопасности Республики Беларусь изображена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура национальной безопасности Республики Беларусь
Источник: составлено автором на основе [1].
В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь экономическая безопасность определена как «состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз» [1].
Как видно на рисунке 1, внешнеэкономическая безопасность не выделена в качестве отдельного элемента национальной безопасности. В научной литературе и практической деятельности государственных органов, как правило, внешнеэкономические аспекты рассматриваются в структуре экономической безопасности.
Определение внешнеэкономической безопасности в национальном законодательстве не закреплено. В экономической науке представлены различные определения понятия «внешнеэкономическая безопасность» (табл. 1).
Таблица 1
Определение понятия «внешнеэкономическая безопасность»
№ п/п
|
Определение
понятия
|
1
|
Такое состояние
экономической системы государства, при котором обеспечивается неуязвимость и
независимость национальных экономических интересов от воздействия внешних
угроз первого и второго порядка в геоэкономическом пространстве
|
2
|
Интегральное состояние
баланса между потребностями и возможностями субъектов внешнеэкономической
деятельности, в рамках сохранения которого достигается гарантированная защищенность
всей социально-экономической системы от различного рода угроз
|
3
|
Такое состояние
национальной экономики, которое характеризуется способностью к защите
внешнеэкономических интересов государства, их неуязвимостью по отношению
к возможным угрозам
|
4
|
Совокупность
взаимодействующих научно-теоретических и практических приемов и способов
(механизмов), создающих для государства возможности обеспечить
необходимый и достаточный уровень защиты национальных интересов,
предотвращения угроз и конкурентоспособности в рамках
национально-территориальных границ при сложившейся системе воспроизводства, распределения
общественного продукта и производственных отношений
|
5
|
Устойчивость национальной экономической
системы к экзогенным шокам экономического или политического происхождения,
проявляющаяся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники шоков и
минимизировать ущерб, связанный с реально происшедшими шоками
|
6
|
Устойчивое ко внешним и внутренним
угрозам состояние удовлетворенности интересов страны во внешнеэкономической
сфере хозяйственной деятельности
|
7
|
Создание условий
для оптимального врастания национальной экономики в международное разделение
труда и достижения баланса экономических интересов во
внешнеэкономической деятельности
|
Анализ научных определений внешнеэкономической безопасности позволяет сделать вывод, что главное место в содержании рассматриваемого термина занимают интересы, угрозы этим интересам, а также способность государства к защищенности интересов.
Исходя из этого, можно определить внешнеэкономическую безопасность как состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивающее возможность реализации и защищенности экономических интересов страны во внешнеэкономической сфере от внешних и внутренних угроз.
В настоящее время национальные интересы в области внешнеэкономической безопасности в той или иной степени закреплены в ряде нормативных правовых актов и включают в себя:
- качественный рост экспорта и его географическую и товарную диверсификацию;
- создание условий для наращивания выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции, созданной с использованием технологий V и VI технологических укладов;
- снижение себестоимости, импортоемкости и материалоемкости производимой продукции;
- сохранение устойчивости национальной финансовой и денежно-кредитной систем;
- обеспечение недискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг;
- повышение вклада интеграционных процессов в экономический рост, в том числе на основе развития «взаимовыгодной экономической интеграции в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ» [16] (Lev, Leshchenko, 2021);
- многовекторность внешнеэкономической политики, включая укрепление стратегического партнерства с КНР, расширение сотрудничества со странами «Дальней дуги», развитие внешнеэкономических связей с другими государствами;
- создание комплексной системы поддержки экспорта и импорта, представляющей собой организованную совокупность информационных ресурсов и технологий, а также национальных институтов поддержки экспорта;
- повышение эффективности использования финансовых и нефинансовых инструментов поддержки участников внешнеэкономической деятельности, расширение доступа к механизмам такой поддержки [1–5].
Следует отметить, что риски, вызовы и угрозы экономической (внешнеэкономической) безопасности рассматриваются как разные степени опасности, где риски – самый низкий уровень опасности, а угрозы – самый высокий уровень. Соответственно, анализ внешнеэкономических аспектов национальной безопасности должен начинаться с анализа рисков, вызовов и угроз, а также возможностей перевода угроз в вызовы, а вызовов – в риски [7; 30] (Verush, 2018; Polonik, Khorobryh, Litvinchuk, 2013).
В этом направлении важное значение принадлежит системе обеспечения экономической (внешнеэкономической) безопасности, под которой понимается система организационно-экономических и правовых мер, направленных на реализацию и защиту экономических интересов от внешних и внутренних угроз.
Анализ подходов к обеспечению внешнеэкономической безопасности как подсистемы экономической безопасности позволил выделить основные ее составляющие:
- правовое регулирование, основанное на действии нормативных правовых актов общего регулирующего характера и нормативных правовых актов, направленных на регулирование конкретных сфер внешнеэкономической безопасности, включая внешнеторговую деятельность, международное инвестиционное сотрудничество, финансово-кредитные операции и др.;
- система государственных органов по обеспечению внешнеэкономической безопасности (Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Государственный таможенный комитет, Комитет государственной безопасности и др.);
- меры, направленные на обеспечение внешнеэкономической безопасности: определение национальных интересов во внешнеэкономической сфере; мониторинг тенденций, влияющих на внешнеэкономическую деятельность; выявление рисков и угроз экономической и внешнеэкономической безопасности; определение компетенции субъектов, осуществляющих деятельность по обеспечению внешнеэкономической безопасности; реализация комплекса мероприятий по предупреждению, минимизации и нейтрализации рисков и угроз внешнеэкономической безопасности; оценка внешнеэкономической безопасности, основанная на определении соответствующих индикаторов и показателей, а также пороговых значений внешнеэкономических показателей и др.
Таким образом, при обеспечении внешнеэкономической безопасности могут использоваться ряд методов:
- общие: формирование системы национальных интересов во внешнеэкономической сфере, выявление рисков и угроз, развитие системы критериальной оценки состояния внешнеэкономической безопасности и др.;
- специальные: разработка информационных систем отслеживания и прогнозирования изменений и критических сдвигов в потоках товаров и услуг, использование финансовых и нефинансовых инструментов поддержки участников внешнеэкономической деятельности, автоматизация инструментов проверки внешнеторговых партнеров – участников внешнеэкономической деятельности и др.
Следует отметить, что одним из важнейших инструментов обеспечения внешнеэкономической безопасности является анализ тенденций и рисков глобальной экономики. Так, анализ научных публикаций, отчетов международных и региональных организаций, аналитических материалов международных консалтинговых компаний позволил выявить актуальные тенденции развития глобальной экономики, которые условно можно разделить на пять групп: геополитические, экономические, социальные, технологические и экологические (табл. 2).
Таблица 2
Тенденции глобальной экономики
Тенденции
|
Характеристика
|
Экономические
|
Расширение
торгового протекционизма; регионализация; неравномерное восстановление
экономик в результате пандемии; увеличение национального долга;
локализованное производство и продажа на фоне нарушения глобальных цепочек
поставок; инфраструктурный разрыв; борьба с монополиями
|
Социальные
|
Неравномерность
воспроизводства, размещения, миграции и старения
населения; рост неравенства доходов; изменение структуры занятости в
развивающихся и развитых странах; возрастающая урбанизация; сохранение
социальных противоречий из-за растущей социальной поляризации и высокого
уровня неопределенности
|
Геополитические
|
Уменьшение влияния
развитых экономик по мере роста развивающихся стран, прежде всего стран Е7
(Бразилии, Индии, Индонезии, Китая, Мексики, России и Турции); рост
напряженности между США и Китаем; изменение международного влияния и
структуры глобальных или региональных институтов (НАТО, ВТО и др.)
|
Технологические
|
Ускорение
научно-технического прогресса и технологической трансформации отраслей
экономики; увеличение киберзависимости; расширение цифрового разрыва;
технологическая гонка США и Китая; противостояние технологических компаний;
формирование и развитие цифровых платформ в отдельных отраслях
|
Экологические
|
Ухудшение качества
воздуха, почвы и воды из-за повышения концентрации загрязняющих веществ и
других видов деятельности и процессов; усиление
значимости зеленой экономики и политики,
ориентированной на предотвращение изменения климата; переход на возобновляемые
источники энергии; разработка программ по сокращению объемов выбросов
парниковых газов в атмосферу
|
Можно утверждать, что выделенные группы тенденций тесно взаимосвязаны между собой и, по сути, определяют дальнейшее мировое развитие, которое находит свое отражение в соответствующих сферах экономики.
Исследование вышеуказанных тенденций, а также анализ итогов главных саммитов и экономических форумов в 2021 году позволяют сделать вывод, что в глобальной экономической повестке фигурируют следующие вопросы: оценка социально-экономических последствий COVID-19 и направления восстановления экономики; инвестиции в развитие инфраструктуры; роль Китая в глобальной экономике; совершенствование торговой политики; цифровая трансформация и кибербезопасность; экология и устойчивое развитие [8, 10, 14, 18, 20, 24, 28, 29, 34, 38] (Leshchenko, Ermolovskaya, Nikulin, 2020).
Так, определяя направления социально-экономического развития в контексте COVID-19, аналитики прогнозируют:
- синхронное восстановление мировой экономики начиная со второй половины 2021 года, в том числе за счет массовой вакцинации. Это будет способствовать повышению уровня потребления, оживлению наиболее пострадавших от карантина отраслей, развитию производства и др.;
- сохранение социальных противоречий из-за крайне «высокого уровня неопределенности (социальной поляризации)» [13] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets, Frenkel, Bykovskaya, Ivanov, Lev, Kolpakova, 2020);
- развитие цифровых инструментов и сервисов в экономике, образовании, расширение дистанционных форм занятости;
- разработку на основе вакцины против Covid-19 новых вакцин и препаратов, в том числе против модификаций вируса.
Еще одной тенденцией глобального развития, в том числе обусловленной негативными последствиями пандемии, является активизация инвестиционной деятельности и развитие инфраструктуры. В результате COVID-19 рынки инфраструктурных проектов в мире находятся в зоне риска, что характеризуется заморозкой реализации и запуска многих инвестиционных проектов.
Как отмечают эксперты, реализация инфраструктурных проектов даже в условиях кризиса может способствовать увеличению темпов роста ВВП за счет: создания новых рабочих мест и заказов для бизнеса, своевременного и качественного предоставления услуг населению через объекты инфраструктуры, развития инфраструктуры, создающей возможности для дальнейшего роста экономики и притока частных инвестиций. В связи с этим мировое сообщество рассматривает инвестиции в инфраструктуру и поддержку государственно-частного партнерства как фактор роста экономики и достижения Целей устойчивого развития [15].
На международном уровне наблюдается высокая обеспокоенность ужесточением конкурентной борьбы на рынках Китая и США. По оценкам экспертов, американо-китайское противостояние сфокусировано на следующих направлениях: технологии, военно-стратегическое противостояние (территориальные споры в Южно-Китайском море, проблема Тайваня), двусторонние торговые конфликты, права человека и демократия (вопросы нарушения прав мусульман и этнических меньшинств в Синьцзяне, ситуация в Тибете и вокруг Гонконга). В связи с этим тренд в сторону дальнейшего усиления противостояния между США и Китаем имеет все необходимые предпосылки [19].
Актуальной тенденцией глобальной экономики является совершенствование многосторонней системы регулирования торговли. Процесс реформирования ВТО, включая вопросы использования повсеместного субсидирования государственных предприятий, принудительной передачи технологий и урегулирования споров, затрудняется различными подходами стран-участниц в указанном направлении.
По мнению экспертов, вопросы реформирования ВТО зависят от способности устранить основные торговые трения, а также возможности США, ЕС и Китая достичь компромисса по ключевым торговым вопросам. Так, на Саммите G7 в 2021 году были выделены следующие направления реформирования ВТО:
- совершенствование свода правил глобальной торговли (с учетом цифровизации и перехода к зеленым технологиям);
- укрепление правил защиты от недобросовестной практики, такой как принудительная передача технологий, кража интеллектуальной собственности, снижение трудовых и экологических стандартов для получения конкурентных преимуществ;
- строгое соблюдение существующего и модернизированного свода правил, в том числе за счет соблюдения обязательств по обеспечению прозрачности, а также усиления функции мониторинга и обсуждения ВТО;
- развитие подходов к выполнению различными странами свода правил ВТО, в том числе на основе рассмотрения механизмов особого и дифференцированного режима с учетом особых потребностей наименее развитых и развивающихся стран;
- надлежащее функционирование переговоров ВТО, функций и системы урегулирования споров и др. [38].
Особое значение в контексте глобальной экономики принадлежит цифровой трансформации и киберпространству. На Саммите G7 отмечено, что будущие границы глобальной экономики будет определять киберпространство, основанное на сотрудничестве в области открытых данных, использовании предприятиями электронной цифровой подписи, повышении безопасности в сети Интернет, продвижении безопасных цепочек поставок цифровой, телекоммуникационной и ИКТ-инфраструктуры; углублении сотрудничества в области цифровой конкуренции в целях стимулирования инноваций в мировой экономике.
На Саммите G7 в 2022 году одной из важнейших тем стала продовольственная безопасность. Лидеры G7 полагают, в связи с событиями на Украине и введенными Западом санкциями против России ситуация с нехваткой продовольствия, сложностями в поставках и значительным ростом цен на продукты питания может обостриться.
В центре международного внимания находятся экология и устойчивое развитие. Неотложной глобальной задачей является достижение углеродной нейтральности к 2050 году. Необходимо также отметить, что наблюдается тенденция к согласованию торговой и тарифной политики с устойчивым развитием. Уделяется особое внимание деятельности ВТО в сфере окружающей среды, изменения климата, глобальной цифровой торговли. В настоящее время ВТО предоставляет статистику по тарифам и импорту технологических товаров, влияющих на выполнение ряда «целевых показателей» в рамках ЦУР 3 (Обеспечение здорового образа жизни и содействие благосостоянию для всех в любом возрасте) и ЦУР 7 (Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех).
Таким образом, проведенный анализ позволяет констатировать, что в настоящее время на фоне протекционизма, недобросовестной конкуренции, санкционного давления происходит фрагментация единого экономического пространства, разрушаются сложившиеся экономические связи, ослабевает влияние международных институтов (ВТО, ООН и др.). Можно сделать вывод, что рассмотренные выше глобальные тенденции, с одной стороны, могут рассматриваться как новые возможности для экономики, с другой – риски и угрозы.
Так, в рамках Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ) определены риски, угрожающие миру в 2021 году и в последующее десятилетие (табл. 3).
Таблица 3
Риски глобальной экономики
Тип
рисков
|
Характеристика
|
Экономические
|
Падение системно
значимой отрасли, долговые кризисы в крупных экономиках, распространение
незаконной экономической деятельности, длительная экономическая стагнация,
серьезные сырьевые шоки и др.
|
Экологические
|
Утрата
биоразнообразия и разрушение экосистем, неэффективность действий по смягчению
изменений климата, экстремальные погодные явления, антропогенный ущерб
окружающей среде, крупные геофизические катастрофы; истощение природных
ресурсов
|
Геополитические
|
Межгосударственный
конфликт; террористические атаки; развертывание оружия массового уничтожения;
снижение
эффективности деятельности глобальных или региональных институтов и др.
|
Социальные
|
Падение уровня
занятости и отсутствие средств к существованию; низкий доступ к социальной инфраструктуре;
распространение инфекционных заболеваний; вынужденная миграция; разочарование
молодежи и потеря доверия к институтам и др.
|
Технологические
|
Разрушение
критической информационной инфраструктуры; цифровое неравенство; низкий
уровень инфраструктуры и мер кибербезопасности; несоблюдение технологий
управления цифровыми сетями и технологиями и др.
|
По оценкам экспертов, наиболее вероятными рисками в ближайшие два года станут: длительная экономическая стагнация, распространение инфекционных заболеваний, падение уровня занятости, разочарование молодежи, цифровое неравенство, низкий уровень инфраструктуры и мер кибербезопасности, экстремальные погодные явления, террористические атаки.
В 2022 году эксперты ВЭФ отметили, что основные риски планетарного масштаба будут связаны с климатическими угрозами. Большинство опрошенных экспертов ВЭФ полагают, что восстановление мировой экономики будет носить волатильный характер и будет неравномерным в течение следующих трех лет. Как отмечается в докладе, «долг мировых лидеров – объединиться и внедрить скоординированный многосторонний подход для преодоления неослабевающих глобальных вызовов» [9].
Экспертная площадка «Астана Клуб» представила исследование «ТОП-10 наиболее вероятных рисков, с которыми могут столкнуться страны макрорегиона Евразия в 2021 году», подготовленное казахскими аналитиками и ведущими международными экспертами. При составлении рейтинга экспертами также оценивалась вероятность наступления экономических, социальных, геополитических, технологических рисков.
Так, наиболее вероятными экономическими рисками являются: мировой кризис, глобальная торговая война и рост протекционизма, социальными – всплеск миграции в Евразии и гуманитарный кризис. Наиболее вероятным технологическим риском является усиление тотального цифрового контроля за гражданами, геополитическая неспособность международных институтов отвечать на существующие вызовы и угрозы [39].
С учетом проведенного анализа рисков глобальной экономики можно определить наиболее актуальные внутренние и внешние риски и угрозы внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь:
1. Появление новых торговых ограничений и барьеров, направленных на реализацию протекционистской политики.
2. Снижение доли высокотехнологичной продукции в экспорте.
3. Высокая степень зависимости отечественных производителей от комплектующих, на определяющие виды продукции и резкий рост цен на них.
4. Сокращение притока прямых иностранных инвестиций в результате геополитической и экономической конфронтации между странами, санкционного давления.
5. Нарушение производственно-сбытовых цепочек и потеря значительной части традиционных рынков сбыта продукции.
6. Миграционный кризис.
7. Нарушение кибербезопасности в сфере внешнеэкономической деятельности в части ведения электронной (трансграничной) торговли.
8. Неразвитая инфраструктура поддержки внешней торговли и внешнеэкономической деятельности, включая правовое, методическое, организационное и информационное обеспечение.
Заключение
Анализ рисков и угроз внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь обуславливает необходимость совершенствования национальной системы обеспечения внешнеэкономической безопасности, в частности:
- внесение изменений в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь в части уточнения новых рисков и угроз экономической безопасности, введения в стратегические документы понятия «внешнеэкономическая безопасность»;
- разработка Стратегии обеспечения экономической и внешнеэкономической безопасности, включающей следующие аспекты: угрозы и вызовы; меры по прогнозированию, минимизации и предотвращению рисков и угроз; система мониторинга рисков и угроз; критерии измерения экономической (внешнеэкономической) безопасности; структура исполнительных органов и их компетенция и др.;
- установление индикаторов и показателей внешнеэкономической безопасности;
- формирование системы мониторинга внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь, основанной на использовании цифровых сервисов;
- выработка и принятие мер по минимизации актуальных рисков и угроз внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь;
- повышение качества взаимодействия между компетентными органами в области обеспечения внешнеэкономической безопасности, научными организациями (в части подготовки аналитических материалов), частным сектором (в части разработки цифровых систем), специализированными учреждениями (Агентством внешнеэкономической деятельности), местными органами власти и др.;
- координация и взаимодействие в сфере экономической и внешнеэкономической безопасности Союзного государства.
Источники:
2. Указ Президента Республики Беларусь, 29 июля 2021 г. № 292 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы» // Эталон Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь – Минск. - 2021
3. Директива Президента Республики Беларусь, 14 июня 2007 г. № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» // Эталон Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь – Минск. - 2021
4. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года. Economy.gov.by. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/NSUR-2035-1.pdf (дата обращения: 07.03.2021).
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22 мая 2021 г. № 284 «О повышении эффективности внешнеэкономической деятельности» // Эталон Беларусь / Нац. центр правовой информ. Республика Беларусь – Минск. - 2021
6. Афонцев С.А. Концептуальные основы анализа национальной и международной экономической безопасности // На страже экономики. – 2020. – № 2(13). – c. 27-47. – doi: 10.36511/2588-0071-2020-2-27-47.
7. Веруш А.И. Соотношение категорий «риск», «вызов», «угроза» в теории национальной безопасности // Научные труды республиканского института высшей школы. исторические и психолого-педагогические науки. – 2018. – № 17. – c. 24-30.
8. Гайдаровский форум 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://gaidarforum.ru/ru (дата обращения: 22.07.2021).
9. Глобальные риски – 2022 и перспективы мировой экономики в прогнозах «фабрик мысли». Globalcentre.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://globalcentre.hse.ru/news/562390029.html (дата обращения: 05.03.2022).
10. Глобальный саммит по управлению технологиями. Weforum.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/events/global-technology-governance-summit-2021/about (дата обращения: 08.09.2021).
11. Давлатов А. Научные подходы к исследованию понятия внешнеэкономической безопасности. Tarena.academia.edu/. [Электронный ресурс]. URL: https://tarena.academia.edu/ADavlatov/Papers (дата обращения: 12.03.2021).
12. Денисевич А.В. Проблемы правового регулирования обеспечения внешнеэкономической безопасности государства // Журнал международного права и международных отношений. – 2006. – № 1. – c. 20-26.
13. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Френкель А.А., Быковская Ю.В., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Основные тенденции развития экономики России на очередной трехлетний период: анализ, риски, прогноз // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 415-442. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.
14. Киберпандемия и цифровой загранпаспорт: итоги Давосского форума-2021. Trends.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/60190f3c9a79470a554b68e3 (дата обращения: 22.07.2021).
15. Кризис и инфраструктура. Стоит ли сокращать расходы на инфраструктурные проекты?. Pppcenter.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/3af/3af0a34f9f730eec53fecd3219665871.pdf (дата обращения: 23.09.2021).
16. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Обеспечение экономической безопасности России в международных финансово-экономических организациях в процессе интеграции // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 669-688. – doi: 10.18334/epp.11.3.111630.
17. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Анализ концепции безопасности Организации Объединенных Наций в процессе глобальной интеграции // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 11-44. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.113726.
18. Лещенко Ю.Г., Ермоловская О.Ю., Никулин С.В. Институциональная модель регулирования финансового рынка Китая // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 1. – c. 139-154. – doi: 10.18334/epp.10.1.41535.
19. Международный рейтинг «Топ-10 рисков для Евразии в 2021 году». Eurasiarisks2021. [Электронный ресурс]. URL: https://eurasiarisks2021.astanaclub.kz/assets/%D1%82%D0%BE%D0%BF-10-%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8-2021.pdf (дата обращения: 18.09.2021).
20. Международный форум «Kazan Digital Week 2021». [Электронный ресурс]. URL: https://kazandigitalweek.com (дата обращения: 04.10.2021).
21. Михайлова Н.С. Внешнеэкономическая безопасность государства: теоретико-методологический аспект // Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность: Материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции. Екатеринбург, 2017. – c. 570-573.
22. Мониторинг экономической ситуации в России. Iep.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/monreo/monreo-2020-28-1082.pdf (дата обращения: 14.03.2021).
23. Мясникович М.В., Полоник С.С., Пузиков В.В. Управление системой обеспечения экономической безопасности. - Мн.: ИООО «Право и экономика, 2005. – 264 c.
24. На повестке дня. Nato.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_184633.htm (дата обращения: 06.05.2021).
25. Никитенко П.Г., Булавко В.Г. и др. Экономическая безопасность: теория, методология, практика. / Монография. - Минск: Право и экономика, 2009. – 483 c.
26. Основные тенденции в развитии мировой торговли и структурные особенности российского экспорта. Econorus.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.econorus.org/repec/journl/2020-45-183-192r.pdf (дата обращения: 19.04.2021).
27. Перспективы развития мировой экономики. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2021/03/23/world-economic-outlook-april-2021 (дата обращения: 12.04.2021).
28. Петербургский международный экономический форум. [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb.com/?lang=ru (дата обращения: 23.09.2021).
29. Повестка дня семьдесят шестой сессии Генеральной Ассамблеи. Undocs.org. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/76/251 (дата обращения: 02.09.2021).
30. Полоник С.С., Хоробрых Э.В., Литвинчук А.А. Теоретико-методологические основы обеспечения внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь в условиях усиления международной конкуренции // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. – 2013. – c. 7-16.
31. Русских О.И. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал концепт. – 2015. – № 8. – c. 131-135.
32. Сандалов Х.А. Теоретические основы внешнеэкономической безопасности в условиях открытой и переходной экономики: на примере Республики Таджикистан. / диссертация,.. кандидата экономических наук: 08.00.01. - Душанбе, 2012. – 152 c.
33. Стасев М.А. Внешнеэкономический компонент как функционально-ориентированный элемент системы экономической безопасности России. / диссертация,.. кандидата экономических наук: 08.00.14, 08.00.05. - Ростов-на-Дону, 2008. – 185 c.
34. Страны G20 приняли итоговую декларацию на саммите в Риме. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/12811107 (дата обращения: 13.09.2021).
35. Симачев Ю.В. и др. Структурные аспекты торговой политики России. / Тез. доклад к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 51 c.
36. Фадьцман В. Владимир, Россия: факторы роста в контексте мировой экономики // Современная Европа. – 2020. – № 1(94). – c. 5-14. – doi: 10.15211/soveurope120200513.
37. Шаламов А.В. Внешнеэкономическая безопасность национальной экономики в условиях глобализации. Elar.urfu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/47377/1/MO-2-40.pdf (дата обращения: 12.03.2021).
38. Carbis bay g7 summit communiquÉ. Whitehouse.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/13/carbis-bay-g7-summit-communique (дата обращения: 02.09.2021).
39. The Global Risks Report 2021. Weforum.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_The_Global_Risks_Report_2021.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
Страница обновлена: 28.11.2024 в 21:53:12