Сравнительный анализ развития научно-инновационной инфраструктуры Беларуси и России в модели Союзного государства
Климук В.В.1
1 Барановичский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52456737
Аннотация:
В данном исследовании проанализировано состояние развития субъектов инновационной инфраструктуры Беларуси и России. Выбрана система показателей оценки эффективности деятельности технопарков. Проведен сравнительный анализ развития инновационной инфраструктуры Беларуси и России. Представлены направления перспективного развития научно-инновационной инфраструктуры в Союзном государстве.
Ключевые слова: научно-инновационная инфраструктура; Союзное государство Беларуси и России; показатели оценки эффективности деятельности субъектов инновационной инфраструктуры
JEL-классификация: O31, O32, O33, F15
Введение. В современных условиях социально-экономического развития совершенствование научно-технической сферы требует новых форм взаимодействия, которые нашли свое отражение в создаваемых технопарках и центрах трансфера технологий. Развитие данных структур в Республике Беларусь и Российской Федерации стимулирует рост инновационной активности, увеличивая долю инновационных наукоемких товаров и технологий и создает новую несырьевую модель в экономике. Технопарковые структуры создаются с целью концентрации развивающихся инновационных объектов и достижения ускоренного развития ресурсного потенциала государства.
Развитие научно-инновационной инфраструктуры обеспечивает реализацию потенциала научно-исследовательской деятельности, развития молодежной политики, формирование конкурентных преимуществ для регионов Союзного государства. [1; 5]
Согласно определению Международной ассоциации технопарков (2002 год): «Технологический парк — это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационным компаниям с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих (spin-оff processes)» [2].
Технопарк – это компактное объединение, деятельность которого направлена на коммерциализацию научно-технической деятельности и быстрому продвижению новых товаров в сфере нематериального производства.
К преимуществам технопарков можно отнести:
- для резидентов – сокращение издержек, высвобождение средств на реализацию высокотехнологичных проектов, перепрофилирование, возможность получения комплексных услуг в формате «единого окна», доступ к необходимому промышленному оборудованию;
- для региона – развитие специализированной промышленной инфраструктуры способствует появлению новых точек роста в регионе;
- для собственника площадки – более эффективное управление площадкой и имеющейся инфраструктурой, возможность извлекать дополнительную прибыль от оказания услуг резидентам, возможность размещения партнёров предприятия (поставщиков/потребителей продукции) предприятия на свободных площадях.
Одной из целей устойчивого социально-экономического развития государства является активизация инновационной деятельности экономических субъектов. В связи с этим, создание технопарков предполагает стимулирование процессов развития научно-технологической сферы. Мировая практика по развитию технопарков включает в себя различные подходы к организации данных структур, поэтому становится актуальным проанализировать и обобщить опыт в данной области на предмет возможности его реализации в едином научно-технологическом пространстве Союзного государства Беларуси и России.
Вопросы по совершенствованию методологического аппарата оценки эффективности деятельности технопарков, механизмов их эффективного функционирования представлены в исследованиях Байдарова Д.Ю., Кулиша А.В., Файкова Д.Ю. (вопросы трансфера технологий госкорпораций) [3], Смирновой В.Г., Базиян Ж.К. (формирование комплекса направлений деятельности и совершенствования управленческих процессов) [10], Кушникова Е.И. (разработка путей повышения эффективности сервисной функции региональных технопарков) [6], Завьяловой Н.Б., Сагинова Ю.Л. (совершенствование методологии управления развитием технопарков) [4], Ляшенко Е.А. (совершенствование методических подходов к исследованию региональной институциональной среды функционирования технопарков) [7], Носонова А.М. (совершенствование методического инструментария оценки эффективности функционирования технопарков) [9], Климука В.В. (совершенствование механизмов стимулирования научно-инновационной активности технопарков и центров трансфера технологий) [1; 5] и других российских и белорусских ученых.
Основная часть. В 2021 году в 54 регионах Российской Федерации насчитывалось 183 технопарка. С каждым годом динамика создания и развития технопарков растет: расширяется как география их присутствия (количество регионов), так и площадь их территории и помещений. При этом сохраняется неравномерность распределения технопарков по территории России: наибольшее их количество приходится на Центральном (49,7%) и Приволжском (18,5%) федеральных округах.
Период 2016-2021 гг. стал самым активным по числу созданных в это время технопарков. В структуре площадей создаваемых и действующих технопарков наблюдается преобладание производственных помещений, при этом их доля ежегодно возрастает: с 35,9% в 2016 г. она увеличилась до 51,1% в 2021 г. [12]. Такая динамика объясняется, в том числе, ростом количества промышленных технопарков.
На территории технопарков создаются объекты технологической структуры для реализации НИОКР, запуска опытного и серийного производств (рис. 1).
Диаграмма 1 – Процентное соотношение объектов технологической структуры инфраструктуры на территории технопарков в России в 2020 году, %
Примечание – Источник: [12]
В рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 4 ноября 2019 г. № Пр-2245 полномочия по осуществлению координации мер государственной поддержки промышленных технопарков, а также по осуществлению статистического учета их деятельности закреплены за Министерством промышленности и торговли России. В августе 2021 г. были внесены изменения в постановление Правительства РФ №1863, в котором утверждены требования к промышленным и агропромышленным технопаркам (агро-биотехнопаркам) и правила подтверждения соответствия им. Данные требования формулировались с учётом Национального стандарта ГОСТ Р56425 – 2021 «Технопарки. Требования», разработанного Ассоциацией кластеров, технопарков и ОЭЗ России [8].
Ассоциация кластеров и технопарков России – ведущая общественно-деловая организация России, объединяющая организации технологической и промышленной инфраструктуры в целях совершенствования условий социально-экономического развития и реализации научно-промышленного потенциала страны.
Ассоциация обеспечивает диалог бизнеса с федеральными и региональным органами власти, институтами развития. Представители Ассоциации являются членами экспертных советов, рабочих групп и комиссий при федеральных органах законодательной и исполнительной власти.
Главными предпосылками и факторами создания технопарков в регионах России является сложившийся высокий научно-технический потенциал, наличие высокотехнологических предприятий, благоприятные условия для привлечения инвестиций в инновационные проекты, выгодное экономико-географическое положение и др. Как правило, первоначально технопарки возникли в регионах с высоким уровнем социально-экономического развития [9].
Для оценки вклада технопарков в инновационное развитие страны необходимо проанализировать основные показатели их деятельности региональном разрезе (табл. 1).
Таблица 1 – Основные показатели деятельности технопарков Российской Федерации, данные за 2020 год
Наименование
|
Направление
специализации
|
Количество
резидентов
|
Объем затрат
резидентов на НИОКР, млн. рос. руб.
|
Выручка резидентов,
млн. рос. руб.
|
Объем
инвестиций (накопленным итогом), млн. рос. руб.
|
Центральный
федеральный округ
| |||||
Технопарк «Полимед»
|
Многоотраслевая
|
7
|
-
|
502,0
|
8,0
|
Технопарк «Цаги»
|
Авиационная
и космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии,
новые материалы
|
20
|
50,5
|
2749,6
|
142,5
|
МБУ
«Технопарк-Липецк»
|
Многоотраслевая
|
30
|
2,0
|
1513,0
|
476,1
|
Нанотехнологический
парк «Техноспарк»
|
Многоотраслевая
|
110
|
805,6
|
878,7
|
9123,3
|
Технопарк
«Подолье»
|
Многоотраслевая
|
27
|
-
|
1990,0
|
353,1
|
Технопарк «Контакт»
|
Информационно-коммуникационные
технологии
|
53
|
9,0
|
1143,0
|
171,0
|
Технопарк
рязанского инновационного научно-технологического центра
|
Многоотраслевая
|
20
|
-
|
-
|
160,0
|
Технопарк «Калибр»
|
Многоотраслевая
|
124
|
-
|
55110,8
|
966,6
|
Технопарк
«Строгино»
|
Многоотраслевая
|
76
|
139,0
|
9780,0
|
626,0
|
Технопарк
«Слава»
|
Многоотраслевая
|
67
|
342,3
|
8903,3
|
277,4
|
Технопарк
«Обнинск»
|
Многоотраслевая
|
15
|
-
|
67,2
|
138,9
|
Промышленный
технопарк «КСК»
|
Производство
электронных и электрических компонентов, климатического оборудования,
элементов экстерьера и интерьера средств передвижения
|
5
|
-
|
-
|
3103,1
|
Технопарк
«Мосгормаш»
|
Многоотраслевая
|
50
|
6,7
|
16433,0
|
558,6
|
Технополис
«Москва»
|
Многоотраслевая
|
138
|
1829,0
|
19013,0
|
27357,0
|
Технопарк
«Модуль»
|
Многоотраслевая
|
17
|
-
|
1518,0
|
1089,0
|
Технопарк
«Нагатино»
|
Многоотраслевая
|
58
|
-
|
2677,0
|
0,5
|
Технопарк
«Полюс»
|
Радиоэлектронная
промышленность и приборостроение
|
31
|
224,0
|
8153,0
|
669,5
|
Технопарк
«Российские космические системы»
|
Аэрокосмические
технологии, приборостроение, машиностроение, материалы
|
4
|
-
|
311,0
|
-
|
Технопарк
«Элма»
|
Многоотраслевая
|
88
|
4903,0
|
38474,0
|
27,4
|
Северо-западный
федеральный округ
| |||||
Технопарк
«Ленполиграфмаш»
|
Многоотраслевая
|
338
|
367,9
|
11 147,9
|
2625,5
|
Технопарк
«Гаро»
|
Автомобильная
промышленность, оптика и фотоника
|
4
|
-
|
325,0
|
-
|
Промышленный
технопарк «Электрополис»
|
Электротехническая
промышленность
|
7
|
73,0
|
6 668,0
|
373,0
|
Уральский
федеральный округ
| |||||
Технопарк
высоких технологий «ХМАО-Югра»
|
Многоотраслевая
|
54
|
125,6
|
1381,9
|
1904,6
|
Западно-сибирский
инновационный центр «Тюменский технопарк»
|
Многоотраслевая
|
91
|
336,4
|
4565,2
|
815,3
|
Технопарк
«ЗЕМ»
|
Многоотраслевая
|
3
|
-
|
52,0
|
-
|
Технопарк
«1993»
|
Многоотраслевая
|
13
|
-
|
-
|
-
|
Технопарк
высоких технологий Свердловской области «Университетский»
|
Многоотраслевая
|
109
|
210,2
|
6206,2
|
1275,8
|
Промышленный
технопарк «Авиатор»
|
Многоотраслевая
|
1
|
-
|
900,0
|
2450,0
|
Приволжский
федеральный округ
| |||||
Технопарк «ХТЦ
УАИ-РОСОЙЛ»
|
Многоотраслевая
|
8
|
13,2
|
414,5
|
840,6
|
Научно-технологический
парк «Волгатех»
|
Многоотраслевая
|
12
|
1,4
|
18,6
|
37,5
|
Технопарк в
сфере высоких технологий в Республике Мордовия
|
Многоотраслевая
|
135
|
133,0
|
13498,6
|
5743,9
|
Инновационно-производственный
технопарк
|
Многоотраслевая
|
87
|
791,0
|
22886,0
|
281,0
|
Промышленный
технопарк «Идея-Юго-Восток»
|
Многоотраслевая
|
56
|
-
|
474,0
|
112,0
|
Технопарк
«Пермь»
|
Информационно-коммуникационные
технологии
|
47
|
170,3
|
1077,0
|
145,0
|
ИТ-парк «Morion
Digital»
|
Информационно-коммуникационные
технологии
|
40
|
1074,9
|
49267,1
|
483,0
|
Технопарк
«Саров»
|
Многоотраслевая
|
34
|
3,0
|
1893,0
|
566,0
|
Технопарк «Анкудиновка»
|
Многоотраслевая
|
32
|
-
|
21579,0
|
993,7
|
Технопарк
«Яблочков»
|
Многоотраслевая
|
22
|
-
|
465,3
|
348,9
|
Технопарк
высоких технологий «Рамеев»
|
Многоотраслевая
|
33
|
701,3
|
3090,9
|
2194,1
|
Технопарк в
сфере высоких технологий «Жигулевская долина»
|
Многоотраслевая
|
250
|
2890,8
|
10456,3
|
5771,5
|
Ульяновский
центр трансфера технологий (Ульяновский наноцентр ULNANOTECH)
|
Многоотраслевая
|
80
|
113,0
|
7050,0
|
3463,0
|
Дальневосточный
федеральный округ
| |||||
Технопарк
«Якутия»
|
Многоотраслевая
|
165
|
-
|
1158,8
|
742,0
|
Технопарк
«Русский»
|
Информационно-коммуникационные
технологии, Электротехническая промышленность
|
80
|
38,0
|
1528,0
|
81,0
|
Сибирский
федеральный округ
| |||||
Технопарк
Иркутского национального исследовательского технического университета
(ИРНИТУ)
|
Многоотраслевая
|
40
|
-
|
861,0
|
185,0
|
Научно-технологический
парк Новосибирского Академгородка «Академпарк»
|
Многоотраслевая
|
324
|
967,0
|
30092,0
|
16101,0
|
Таким образом, следует отметить о необходимости наращивания объемов затрат резидентов на НИОКР и объема инвестиций с целью разработки и внедрения инновационных решений и обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (рис. 2).
Диаграмма 2 – Показатели развития технопарков по регионам Российской Федерации по итогам 2019 года, рос. руб.
Примечание – Источник: составлено авторами на основании [12]
Так, наибольшая концентрация технопарков приходится на Центральный федеральный округ, а наименьшая – на Дальневосточный федеральный округ. Выручка 940 резидентов технопарков Центрального округа в 2020 году составила 169 216,6 млн. росс. руб., 245 резидентов технопарков Дальневосточного округа 2 686,8 млн. росс. руб. Общая прибыль резидентов технопарков Российской Федерации в 2019 году 217,4 млрд. росс. руб., в 2020 году – 274,4 млрд. росс. руб., а в 2021 году – 299,1 млрд. росс. руб.
Важнейшим направлением государственной научно-технической политики Республики Беларусь является развитие научно-инновационной инфраструктуры. В стране уже создана сеть из 17 технопарков, которые охватывают все регионы республики и являются центрами притяжения инновационных разработок и производств. В них ежегодно регистрируются новые инновационные предприятия.
Представим основные показатели развития технопарков в Беларуси за 2020 год (табл. 2).
Таблица 2 – Показатели развития технопарков в Республике Беларусь, данные 2020 года
Наименование
|
Направление
специализации
|
Количество
резидентов
|
Выручка
резидентов, млн. бел. руб.
|
Количество
рабочих мест
|
Брестская
область
| ||||
Технопарк
«Полесье»
|
Многоотраслевая
с уклоном в биотехнологии
|
7
|
0,6
|
37
|
«Брестский
научно-технологический парк»
|
Многоотраслевая
с уклоном в робототехнику и информационные технологии
|
60
|
24,0
|
583
|
Витебская
область
| ||||
Научно-технологический
парк «ВГТУ»
|
Многоотраслевая
с уклоном в металлообработку
|
11
|
6,69
|
145
|
Технопарк
«Закон и порядок»
|
Многоотраслевая
с уклоном в биомедицинские и информационные технологии
|
10
|
5,4
|
262
|
Гомельская
область
| ||||
Технопарк
«Коралл»
|
Многоотраслевая
с уклоном в информационные технологии
|
7
|
0,07
|
47
|
Гомельский
технопарк
|
Многоотраслевая
с уклоном в информационные технологии
|
6
|
20,4
|
282
|
Гродненская
область
| ||||
Научно-технологический
парк «Технолаб»
|
Многоотраслевая
с уклоном в разработку ПО
|
13
|
1,0
|
35
|
Минская
область
| ||||
Минский
областной технопарк
|
Многоотраслевая
с уклоном в электротранспорт, энергетические установки
|
4
|
41,8
|
236
|
Технопарк
«ИнКата»
|
Многоотраслевая
с уклоном в инжиниринг
|
15
|
7,5
|
110
|
Могилевская
область
| ||||
Технопарк
«Горки»
|
Многоотраслевая
с уклоном в научные исследования в сельском хозяйстве
|
5
|
0,6
|
23
|
Технологический
парк «Могилев»
|
Многоотраслевая
с уклоном в системы управления двигателем, зарядные станции
|
13
|
98,0
|
198
|
г. Минск
| ||||
Минский
городской технопарк
|
Многоотраслевая
с уклоном в зеленую энергетику, фармакологию и биотехнологии, робототехнику
|
40
|
81,6
|
932
|
Научно-технологический
парк «УНИТЕХПРОМ БГТУ»
|
Многоотраслевая
с уклоном в научные исследования
|
7
|
4,4
|
66
|
Научно-технологический
парк БНТУ «Политехник»
|
Многоотраслевая
с уклоном в научные исследования
|
18
|
7,4
|
142
|
Представим объем рынка по наукоемким и высокотехнологичным товарам в региональном разрезе по Республике Беларусь (табл. 3).
Таблица 3 – Показатели развития по областям Республики Беларусь за 2020 год
|
Количество
резидентов, чел.
|
Выручка
резидентов, млн. бел. руб.
|
Количество
рабочих мест
|
Брестская
область
|
67
|
24,6
|
620
|
Витебская
область
|
21
|
12,09
|
407
|
Гомельская
область
|
13
|
20,47
|
329
|
Гродненская область
|
13
|
1,0
|
35
|
Минская
область
|
19
|
49,3
|
346
|
Могилевская
область
|
18
|
98,6
|
221
|
Г. Минск
|
65
|
93,4
|
1140
|
Итого:
|
149
|
299,46
|
3098
|
Заключение.
Таким образом, субъекты инновационной инфраструктуры вносят значительный вклад в инновационное развитие страны. Анализ научно-инновационной инфраструктуры позволяет сделать вывод о ежегодном наращивании потенциала действующих субъектов (резидентов), развитии материально-технической базы, кадрового потенциала, организационно-управленческой инфраструктуры, ориентируясь на развитие ресурсного потенциала регионов Беларуси и России и формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства для обеспечения конкурентоспособности стран-союзников.
С целью развития национальной инновационных систем Беларуси и России и их интеграции в едином научно-технологическом пространстве Союзного государства необходимо дальнейшее совершенствование инструментов стимулирования научно-технической, инновационной деятельности резидентов за счет мер по налогообложению, расширению системы субсидирования, созданию совместных научно-инновационных инфраструктурных объектов, направлений по привлечению молодежи по разработке инновационных идей и их практической реализации. Перспективными будут направления научных исследований в области компаративного анализа инструментов нормативно-правового регулирования деятельности субъектов инновационной инфраструктуры Союзного государства Беларуси и России, совершенствования методологического инструментария оценки эффективности их деятельности.
Источники:
2. Science park. International Association of Science Parks and Areas of Innovation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iasp.ws/our-industry/definitions/ (дата обращения: 13.02.2023).
3. Байдаров Д.Ю., Кулиш А.В., Файков Д.Ю. Технопарк как экспериментальная площадка трансфера технологий государственных корпораций // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1345-1366. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115067.
4. Завьялова Н.Б., Сагинов Ю.Л. Методологические аспекты управления развитием технопарков // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 225-240. – doi: 10.18334/epp.10.2.100434.
5. Климук В.В. Сектор научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития // Вестник БарГУ. Серия: Исторические науки и археология. Экономические науки. Юридические науки. – 2022. – № 2 (12). – c. 49-56.
6. Кушников Е.И. Некоторые пути повышения эффективности сервисной функции региональных технопарков // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4.
7. Ляшенко Е.А. Методический подход к исследованию региональной институциональной среды функционирования технопарковых структур // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 375-390. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39354.
8. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р56425 – 2021 «Технопарки. Требования». [Электронный ресурс]. URL: https://akitrf.ru/upload/medialibrary/266/46ku94ptqceb96dkdv2y1ayilrdssepn.pdf (дата обращения: 13.02.2023).
9. Носонов А. М. Технопарки России: особенности развития, территориальная дифференциация и эффективность // Географическая среда и живые системы. – 2020. – № 4.
10. Смирнова В.Г., Базиян Ж.К. Технопарк как один из драйверов технологического развития в условиях пандемии // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 1019-1030. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113507.
11. Технопарки Республики Беларусь. / под ред. А. Г. Шумилина. - Минск: ГУ «БелИСА», 2020. – 80 c.
12. Технопарки России: ежегодный обзор. / М.М. Бухарова, Л.В. Данилов, Е.А. Кашинова, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.А. Махаева, А.Г. Шипугин, А.В. Шпиленко; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Том 6. - М.: АКИТ РФ, 2020. – 110 c.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 18:25:12