Сравнительный анализ развития научно-инновационной инфраструктуры Беларуси и России в модели Союзного государства

Климук В.В.1
1 Барановичский государственный университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Климук В.В. Сравнительный анализ развития научно-инновационной инфраструктуры Беларуси и России в модели Союзного государства // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 583-596. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117513.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52456737

Аннотация:
В данном исследовании проанализировано состояние развития субъектов инновационной инфраструктуры Беларуси и России. Выбрана система показателей оценки эффективности деятельности технопарков. Проведен сравнительный анализ развития инновационной инфраструктуры Беларуси и России. Представлены направления перспективного развития научно-инновационной инфраструктуры в Союзном государстве.

Ключевые слова: научно-инновационная инфраструктура; Союзное государство Беларуси и России; показатели оценки эффективности деятельности субъектов инновационной инфраструктуры

JEL-классификация: O31, O32, O33, F15



Введение. В современных условиях социально-экономического развития совершенствование научно-технической сферы требует новых форм взаимодействия, которые нашли свое отражение в создаваемых технопарках и центрах трансфера технологий. Развитие данных структур в Республике Беларусь и Российской Федерации стимулирует рост инновационной активности, увеличивая долю инновационных наукоемких товаров и технологий и создает новую несырьевую модель в экономике. Технопарковые структуры создаются с целью концентрации развивающихся инновационных объектов и достижения ускоренного развития ресурсного потенциала государства.

Развитие научно-инновационной инфраструктуры обеспечивает реализацию потенциала научно-исследовательской деятельности, развития молодежной политики, формирование конкурентных преимуществ для регионов Союзного государства. [1; 5]

Согласно определению Международной ассоциации технопарков (2002 год): «Технологический парк — это организация, управляемая специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационным компаниям с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих (spin-оff processes)» [2].

Технопарк – это компактное объединение, деятельность которого направлена на коммерциализацию научно-технической деятельности и быстрому продвижению новых товаров в сфере нематериального производства.

К преимуществам технопарков можно отнести:

- для резидентов – сокращение издержек, высвобождение средств на реализацию высокотехнологичных проектов, перепрофилирование, возможность получения комплексных услуг в формате «единого окна», доступ к необходимому промышленному оборудованию;

- для региона – развитие специализированной промышленной инфраструктуры способствует появлению новых точек роста в регионе;

- для собственника площадки – более эффективное управление площадкой и имеющейся инфраструктурой, возможность извлекать дополнительную прибыль от оказания услуг резидентам, возможность размещения партнёров предприятия (поставщиков/потребителей продукции) предприятия на свободных площадях.

Одной из целей устойчивого социально-экономического развития государства является активизация инновационной деятельности экономических субъектов. В связи с этим, создание технопарков предполагает стимулирование процессов развития научно-технологической сферы. Мировая практика по развитию технопарков включает в себя различные подходы к организации данных структур, поэтому становится актуальным проанализировать и обобщить опыт в данной области на предмет возможности его реализации в едином научно-технологическом пространстве Союзного государства Беларуси и России.

Вопросы по совершенствованию методологического аппарата оценки эффективности деятельности технопарков, механизмов их эффективного функционирования представлены в исследованиях Байдарова Д.Ю., Кулиша А.В., Файкова Д.Ю. (вопросы трансфера технологий госкорпораций) [3], Смирновой В.Г., Базиян Ж.К. (формирование комплекса направлений деятельности и совершенствования управленческих процессов) [10], Кушникова Е.И. (разработка путей повышения эффективности сервисной функции региональных технопарков) [6], Завьяловой Н.Б., Сагинова Ю.Л. (совершенствование методологии управления развитием технопарков) [4], Ляшенко Е.А. (совершенствование методических подходов к исследованию региональной институциональной среды функционирования технопарков) [7], Носонова А.М. (совершенствование методического инструментария оценки эффективности функционирования технопарков) [9], Климука В.В. (совершенствование механизмов стимулирования научно-инновационной активности технопарков и центров трансфера технологий) [1; 5] и других российских и белорусских ученых.

Основная часть. В 2021 году в 54 регионах Российской Федерации насчитывалось 183 технопарка. С каждым годом динамика создания и развития технопарков растет: расширяется как география их присутствия (количество регионов), так и площадь их территории и помещений. При этом сохраняется неравномерность распределения технопарков по территории России: наибольшее их количество приходится на Центральном (49,7%) и Приволжском (18,5%) федеральных округах.

Период 2016-2021 гг. стал самым активным по числу созданных в это время технопарков. В структуре площадей создаваемых и действующих технопарков наблюдается преобладание производственных помещений, при этом их доля ежегодно возрастает: с 35,9% в 2016 г. она увеличилась до 51,1% в 2021 г. [12]. Такая динамика объясняется, в том числе, ростом количества промышленных технопарков.

На территории технопарков создаются объекты технологической структуры для реализации НИОКР, запуска опытного и серийного производств (рис. 1).

Диаграмма 1 – Процентное соотношение объектов технологической структуры инфраструктуры на территории технопарков в России в 2020 году, %

Примечание – Источник: [12]

В рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 4 ноября 2019 г. № Пр-2245 полномочия по осуществлению координации мер государственной поддержки промышленных технопарков, а также по осуществлению статистического учета их деятельности закреплены за Министерством промышленности и торговли России. В августе 2021 г. были внесены изменения в постановление Правительства РФ №1863, в котором утверждены требования к промышленным и агропромышленным технопаркам (агро-биотехнопаркам) и правила подтверждения соответствия им. Данные требования формулировались с учётом Национального стандарта ГОСТ Р56425 – 2021 «Технопарки. Требования», разработанного Ассоциацией кластеров, технопарков и ОЭЗ России [8].

Ассоциация кластеров и технопарков России – ведущая общественно-деловая организация России, объединяющая организации технологической и промышленной инфраструктуры в целях совершенствования условий социально-экономического развития и реализации научно-промышленного потенциала страны.

Ассоциация обеспечивает диалог бизнеса с федеральными и региональным органами власти, институтами развития. Представители Ассоциации являются членами экспертных советов, рабочих групп и комиссий при федеральных органах законодательной и исполнительной власти.

Главными предпосылками и факторами создания технопарков в регионах России является сложившийся высокий научно-технический потенциал, наличие высокотехнологических предприятий, благоприятные условия для привлечения инвестиций в инновационные проекты, выгодное экономико-географическое положение и др. Как правило, первоначально технопарки возникли в регионах с высоким уровнем социально-экономического развития [9].

Для оценки вклада технопарков в инновационное развитие страны необходимо проанализировать основные показатели их деятельности региональном разрезе (табл. 1).

Таблица 1 – Основные показатели деятельности технопарков Российской Федерации, данные за 2020 год

Наименование
Направление специализации
Количество резидентов
Объем затрат резидентов на НИОКР, млн. рос. руб.
Выручка резидентов, млн. рос. руб.
Объем инвестиций (накопленным итогом), млн. рос. руб.
Центральный федеральный округ
Технопарк «Полимед»
Многоотраслевая
7
-
502,0
8,0
Технопарк «Цаги»
Авиационная и космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы
20
50,5
2749,6
142,5
МБУ «Технопарк-Липецк»
Многоотраслевая
30
2,0
1513,0
476,1
Нанотехнологический парк «Техноспарк»
Многоотраслевая
110
805,6
878,7
9123,3
Технопарк «Подолье»
Многоотраслевая
27
-
1990,0
353,1
Технопарк «Контакт»
Информационно-коммуникационные технологии
53
9,0
1143,0
171,0
Технопарк рязанского инновационного научно-технологического центра
Многоотраслевая
20
-
-
160,0
Технопарк «Калибр»
Многоотраслевая
124
-
55110,8
966,6
Технопарк «Строгино»
Многоотраслевая
76
139,0
9780,0
626,0
Технопарк «Слава»
Многоотраслевая
67
342,3
8903,3
277,4
Технопарк «Обнинск»
Многоотраслевая
15
-
67,2
138,9
Промышленный технопарк «КСК»
Производство электронных и электрических компонентов, климатического оборудования, элементов экстерьера и интерьера средств передвижения
5
-
-
3103,1
Технопарк «Мосгормаш»
Многоотраслевая
50
6,7
16433,0
558,6
Технополис «Москва»
Многоотраслевая
138
1829,0
19013,0
27357,0
Технопарк «Модуль»
Многоотраслевая
17
-
1518,0
1089,0
Технопарк «Нагатино»
Многоотраслевая
58
-
2677,0
0,5
Технопарк «Полюс»
Радиоэлектронная промышленность и приборостроение
31
224,0
8153,0
669,5
Технопарк «Российские космические системы»
Аэрокосмические технологии, приборостроение, машиностроение, материалы
4
-
311,0
-
Технопарк «Элма»
Многоотраслевая
88
4903,0
38474,0
27,4
Северо-западный федеральный округ
Технопарк «Ленполиграфмаш»
Многоотраслевая
338
367,9
11 147,9
2625,5
Технопарк «Гаро»
Автомобильная промышленность, оптика и фотоника
4
-
325,0
-
Промышленный технопарк «Электрополис»
Электротехническая промышленность
7
73,0
6 668,0
373,0
Уральский федеральный округ
Технопарк высоких технологий «ХМАО-Югра»
Многоотраслевая
54
125,6
1381,9
1904,6
Западно-сибирский инновационный центр «Тюменский технопарк»
Многоотраслевая
91
336,4
4565,2
815,3
Технопарк «ЗЕМ»
Многоотраслевая
3
-
52,0
-
Технопарк «1993»
Многоотраслевая
13
-
-
-
Технопарк высоких технологий Свердловской области «Университетский»
Многоотраслевая
109
210,2
6206,2
1275,8
Промышленный технопарк «Авиатор»
Многоотраслевая
1
-
900,0
2450,0
Приволжский федеральный округ
Технопарк «ХТЦ УАИ-РОСОЙЛ»
Многоотраслевая
8
13,2
414,5
840,6
Научно-технологический парк «Волгатех»
Многоотраслевая
12
1,4
18,6
37,5
Технопарк в сфере высоких технологий в Республике Мордовия
Многоотраслевая
135
133,0
13498,6
5743,9
Инновационно-производственный технопарк
Многоотраслевая
87
791,0
22886,0
281,0
Промышленный технопарк «Идея-Юго-Восток»
Многоотраслевая
56
-
474,0
112,0
Технопарк «Пермь»
Информационно-коммуникационные технологии
47
170,3
1077,0
145,0
ИТ-парк «Morion Digital»
Информационно-коммуникационные технологии
40
1074,9
49267,1
483,0
Технопарк «Саров»
Многоотраслевая
34
3,0
1893,0
566,0
Технопарк «Анкудиновка»
Многоотраслевая
32
-
21579,0
993,7
Технопарк «Яблочков»
Многоотраслевая
22
-
465,3
348,9
Технопарк высоких технологий «Рамеев»
Многоотраслевая
33
701,3
3090,9
2194,1
Технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина»
Многоотраслевая
250
2890,8
10456,3
5771,5
Ульяновский центр трансфера технологий (Ульяновский наноцентр ULNANOTECH)
Многоотраслевая
80
113,0
7050,0
3463,0
Дальневосточный федеральный округ
Технопарк «Якутия»
Многоотраслевая
165
-
1158,8
742,0
Технопарк «Русский»
Информационно-коммуникационные технологии, Электротехническая промышленность
80
38,0
1528,0
81,0
Сибирский федеральный округ
Технопарк Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ)
Многоотраслевая
40
-
861,0
185,0
Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка «Академпарк»
Многоотраслевая
324
967,0
30092,0
16101,0
Примечание – Источник: [12].

Таким образом, следует отметить о необходимости наращивания объемов затрат резидентов на НИОКР и объема инвестиций с целью разработки и внедрения инновационных решений и обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (рис. 2).

Диаграмма 2 – Показатели развития технопарков по регионам Российской Федерации по итогам 2019 года, рос. руб.

Примечание – Источник: составлено авторами на основании [12]

Так, наибольшая концентрация технопарков приходится на Центральный федеральный округ, а наименьшая – на Дальневосточный федеральный округ. Выручка 940 резидентов технопарков Центрального округа в 2020 году составила 169 216,6 млн. росс. руб., 245 резидентов технопарков Дальневосточного округа 2 686,8 млн. росс. руб. Общая прибыль резидентов технопарков Российской Федерации в 2019 году 217,4 млрд. росс. руб., в 2020 году – 274,4 млрд. росс. руб., а в 2021 году – 299,1 млрд. росс. руб.

Важнейшим направлением государственной научно-технической политики Республики Беларусь является развитие научно-инновационной инфраструктуры. В стране уже создана сеть из 17 технопарков, которые охватывают все регионы республики и являются центрами притяжения инновационных разработок и производств. В них ежегодно регистрируются новые инновационные предприятия.

Представим основные показатели развития технопарков в Беларуси за 2020 год (табл. 2).

Таблица 2 – Показатели развития технопарков в Республике Беларусь, данные 2020 года

Наименование
Направление специализации
Количество резидентов
Выручка резидентов, млн. бел. руб.
Количество рабочих мест
Брестская область
Технопарк «Полесье»
Многоотраслевая с уклоном в биотехнологии
7
0,6
37
«Брестский научно-технологический парк»
Многоотраслевая с уклоном в робототехнику и информационные технологии
60
24,0
583
Витебская область
Научно-технологический парк «ВГТУ»
Многоотраслевая с уклоном в металлообработку
11
6,69
145
Технопарк «Закон и порядок»
Многоотраслевая с уклоном в биомедицинские и информационные технологии
10
5,4
262
Гомельская область
Технопарк «Коралл»
Многоотраслевая с уклоном в информационные технологии
7
0,07
47
Гомельский технопарк
Многоотраслевая с уклоном в информационные технологии
6
20,4
282
Гродненская область
Научно-технологический парк «Технолаб»
Многоотраслевая с уклоном в разработку ПО
13
1,0
35
Минская область
Минский областной технопарк
Многоотраслевая с уклоном в электротранспорт, энергетические установки
4
41,8
236
Технопарк «ИнКата»
Многоотраслевая с уклоном в инжиниринг
15
7,5
110
Могилевская область
Технопарк «Горки»
Многоотраслевая с уклоном в научные исследования в сельском хозяйстве
5
0,6
23
Технологический парк «Могилев»
Многоотраслевая с уклоном в системы управления двигателем, зарядные станции
13
98,0
198
г. Минск
Минский городской технопарк
Многоотраслевая с уклоном в зеленую энергетику, фармакологию и биотехнологии, робототехнику
40
81,6
932
Научно-технологический парк «УНИТЕХПРОМ БГТУ»
Многоотраслевая с уклоном в научные исследования
7
4,4
66
Научно-технологический парк БНТУ «Политехник»
Многоотраслевая с уклоном в научные исследования
18
7,4
142
Примечание – Источник: составлено на основе данных [11]

Представим объем рынка по наукоемким и высокотехнологичным товарам в региональном разрезе по Республике Беларусь (табл. 3).

Таблица 3 – Показатели развития по областям Республики Беларусь за 2020 год


Количество резидентов, чел.
Выручка резидентов, млн. бел. руб.
Количество рабочих мест
Брестская область
67
24,6
620
Витебская область
21
12,09
407
Гомельская область
13
20,47
329
Гродненская область
13
1,0
35
Минская область
19
49,3
346
Могилевская область
18
98,6
221
Г. Минск
65
93,4
1140
Итого:
149
299,46
3098
Примечание – Источник: составлено автором на основании [11]

Заключение.

Таким образом, субъекты инновационной инфраструктуры вносят значительный вклад в инновационное развитие страны. Анализ научно-инновационной инфраструктуры позволяет сделать вывод о ежегодном наращивании потенциала действующих субъектов (резидентов), развитии материально-технической базы, кадрового потенциала, организационно-управленческой инфраструктуры, ориентируясь на развитие ресурсного потенциала регионов Беларуси и России и формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства для обеспечения конкурентоспособности стран-союзников.

С целью развития национальной инновационных систем Беларуси и России и их интеграции в едином научно-технологическом пространстве Союзного государства необходимо дальнейшее совершенствование инструментов стимулирования научно-технической, инновационной деятельности резидентов за счет мер по налогообложению, расширению системы субсидирования, созданию совместных научно-инновационных инфраструктурных объектов, направлений по привлечению молодежи по разработке инновационных идей и их практической реализации. Перспективными будут направления научных исследований в области компаративного анализа инструментов нормативно-правового регулирования деятельности субъектов инновационной инфраструктуры Союзного государства Беларуси и России, совершенствования методологического инструментария оценки эффективности их деятельности.


Источники:

1. Klimuk V., Terziev V., Kopytich I. Assessment of the effectiveness of the development of the innovation infrastructure of the Republic of Belarus in the vector of the knowledge-based economy // Journal of Xidian University. – 2023. – № 17(2). – p. 236-247. – doi: 10.37896/jxu17.2/019.
2. Science park. International Association of Science Parks and Areas of Innovation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iasp.ws/our-industry/definitions/ (дата обращения: 13.02.2023).
3. Байдаров Д.Ю., Кулиш А.В., Файков Д.Ю. Технопарк как экспериментальная площадка трансфера технологий государственных корпораций // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1345-1366. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115067.
4. Завьялова Н.Б., Сагинов Ю.Л. Методологические аспекты управления развитием технопарков // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 225-240. – doi: 10.18334/epp.10.2.100434.
5. Климук В.В. Сектор научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития // Вестник БарГУ. Серия: Исторические науки и археология. Экономические науки. Юридические науки. – 2022. – № 2 (12). – c. 49-56.
6. Кушников Е.И. Некоторые пути повышения эффективности сервисной функции региональных технопарков // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4.
7. Ляшенко Е.А. Методический подход к исследованию региональной институциональной среды функционирования технопарковых структур // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 375-390. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39354.
8. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р56425 – 2021 «Технопарки. Требования». [Электронный ресурс]. URL: https://akitrf.ru/upload/medialibrary/266/46ku94ptqceb96dkdv2y1ayilrdssepn.pdf (дата обращения: 13.02.2023).
9. Носонов А. М. Технопарки России: особенности развития, территориальная дифференциация и эффективность // Географическая среда и живые системы. – 2020. – № 4.
10. Смирнова В.Г., Базиян Ж.К. Технопарк как один из драйверов технологического развития в условиях пандемии // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 1019-1030. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113507.
11. Технопарки Республики Беларусь. / под ред. А. Г. Шумилина. - Минск: ГУ «БелИСА», 2020. – 80 c.
12. Технопарки России: ежегодный обзор. / М.М. Бухарова, Л.В. Данилов, Е.А. Кашинова, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.А. Махаева, А.Г. Шипугин, А.В. Шпиленко; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Том 6. - М.: АКИТ РФ, 2020. – 110 c.

Страница обновлена: 20.12.2023 в 15:06:31