Молодёжное предпринимательство в Республике Беларусь: анализ и направления развития
Климук В.В.1, Дегиль В.1
1 Барановичский государственный университет, Республика Беларусь, Бaрaнoвичи
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Цитировать:
Климук В.В., Дегиль В. Молодёжное предпринимательство в Республике Беларусь: анализ и направления развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – Том 3. – № 4. – С. 205-214. – doi: 10.18334/social.3.4.116628.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49999820
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Систематизирована нормативно-правовая инфраструктура Республики Беларусь в области реализации государственной инновационной политики, молодежного предпринимательства, стартап-движения. Разработан опросник для оценки уровня владения молодежью предпринимательскими компетенциями. Опросы проведены в 2021 году и в 2022 году, что позволило выполнить сравнительный анализ полученных результатов. Отмечен растущий тренд уровня желания у молодежи заниматься собственным бизнесом, определены приоритетные виды бизнеса среди молодежи, а также выявлены проблемные вопросы, замедляющие (или подавляющие) развитие предпринимательских идей и запуск молодежных стартапов. Выявлен ряд стимулирующих факторов, обеспечивающих условия для открытия собственного бизнеса, в т.ч. при важнейшей роли учреждений образования
Ключевые слова: молодежное предпринимательство; предпринимательские компетенции; стартап-проект; бизнес; стимулирование предпринимательской активности
Реализация предпринимательских молодежных инициатив позволяет генерировать инновационные бизнес-модели, успешное функционирование которых позволяет создавать новые (дополнительные) рабочие места, производить новые виды товаров. В Республике Беларусь уделяется особое внимание развитию предпринимательских компетенций у молодежи (в частности, рамках государственной программы «Образование и молодежная политика», Национальной стратегии развития государственной молодежной политики до 2030 года, государственной программы «Малое и среднее предпринимательство»).
В международном рейтинге Всемирного банка «Doing Business» [1] Республика Беларусь в 2019 году заняла 49-е место (74,3 балла). Для сравнения: у России – 78,2 балла, Китая – 77,9 балла.
В Республике Беларусь совершенствуется законодательная система, регулирующая вопросы эффективности инновационной политики (табл. 1).
Таблица 1
Инфраструктура нормативно-правового регулирования эффективности инновационной политики в Республике Беларусь
Название нормативно-правового акта
|
Содержание
|
Государственная программа инновационного развития на
2021–2025 гг.
|
В
целях повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом
обеспечения ее инновационного развития Указом
Президента Республики Беларусь от 15
сентября 2021 г.
№ 348
была утверждена [2]
|
Государственная программа «Малое и среднее
предпринимательство» на 2021 – 2025 годы
|
Государственная
программа разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического
развития, определенными в концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического
развития Республики Беларусь до 2035 года и направлена на создание благоприятной
деловой среды для развития
предпринимательства,
стимулирование инициативности и предприимчивости граждан [3]
|
Стратегия развития государственной молодежной политики в
Республике Беларусь до 2030 года
|
Она представляет собой руководство для деятельности
субъектов молодежной политики на республиканском и местном уровнях, носит
межсекторальный характер и предполагает тесное межведомственное взаимодействие
в реализации совместных программ, проектов и мероприятий, которые
ориентированы на молодых граждан [4]
|
Национальная стратегия
устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период
до 2030 года
|
Долгосрочная
стратегия определяет цели, этапы и
направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и
инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития
личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной
окружающей среды. Она призвана создать прочный фундамент для дальнейшего
устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и
эффективного управления на всех уровнях [5]
|
Результаты исследований в области молодежного предпринимательства представлены в научных трудах белорусских ученых Климука В.В. [7; 13; 18] (Klimuk, Terziev, 2021; Klimuk, 2021), Быкова А.А. [8] (Bykov, 2014), Рудого К.В. [9] (Rudyy, 2015), Яшевой Г.А. [10] (Blinov, Yasheva, 2014), Шимова В.Н. [11] (Shimov, Kryukov, 2014), Касперовича С.А. [12] (Kasperovich, 2018) и др. Также результаты научных исследований по тематике механизмов развития молодежного предпринимательства представлены в работах российских ученых Андреевой О.В. [16] (Andreeva, 2018), Черновой О.А., Матвеевой Л.Г. [17] (Matveeva, 2019), Астратовой Г.В. [19] (Astratova, Klimuk, Minin, 2015) и других.
В первую очередь для развития системы стартап-движения, процессов генерации молодежных предпринимательских инициатив необходима реализация образовательных траекторий модульного обучения. Данный процесс предусматривает совершенствование содержания образовательных программ в системе учреждений образования (образовательных программ общего высшего, углубленного высшего образования в учреждениях высшего образования, а также на уровне учреждений общего и среднего специального образования), что позволит сформировать как теоретические, так и практические подходы к развитию предпринимательских компетенций у молодежи с целью их последующего применения при создании стартапов.
Для анализа существующих проблемных вопросов в системе общего, среднего специального и высшего образования и выявления трендов развития молодежного предпринимательства авторами были проведены опросы среди студентов и учащихся в 2021 и 2022 годах (на основе разработанных опросников в Google Forms). Систематизация полученных результатов представлена в таблице 2.
Таблица 2 Результаты опросов молодежи по тематике молодежного предпринимательства в 2021–2022 гг.
Вопрос
|
2021
год
|
2022
год
|
Желание заняться бизнесом
(«да» или «вероятно»)
|
86,7%
|
86,9%
|
Приоритетные
виды
бизнеса, планируемые к открытию
|
Информационные
технологии – 32,1%
Спорт и туризм – 29,4% Реклама – 21,7% |
Информационные
технологии – 32,5%
Услуги населению – 27,4% Культура – 21,8% Образование – 19,7% |
Отсутствие (или наличие 1–2) учебных предметов,
связанных с бизнес-тематикой, в своих учреждениях образования
|
75,1%
|
86,5%
|
Основные стимулы для реализации собственного бизнеса
|
Улучшение
материального состояния – 30,2%
Польза для общества – 20,9% Реализация своих инновационных идей – 14% |
Улучшение
материального состояния – 45%
Польза для общества – 30,7% Реализация своих инновационных идей – 26,9% |
Основные барьеры при развитии собственного бизнеса
|
Риск
неудачи – 25,6%
Отсутствие финансирования – 23,3% Отсутствие самой идеи – 14% |
Рису
неудачи – 15,6%
Отсутствие финансирования – 45,4% Отсутствие самой идеи – 14,9% |
Проблемные вопросы развития компетенций у молодежи в
области предпринимательства в учреждениях образования
|
Отсутствие
практического опыта ведения бизнеса у преподавателей – 22,3%
Недостаточное количество практических занятий совместно со специалистами-практиками (или на их базе) – 23,1% Большой объем теоретического материала – 18,2% |
Отсутствие
практического опыта ведения бизнеса у преподавателей – 18,7%
Недостаточное количество практических занятий совместно со специалистами-практиками (или на их базе) – 19,2% Большой объем теоретического материала – 20,7% |
Компаративный анализ полученных результатов опросов позволяет сделать следующие выводы:
1. Следует отметить высокий уровень желания у молодежи открыть свой собственный бизнес (86,7% в 2021 году и 86,9% в 2022 году), что характеризуется инициативностью современной молодежи и стремлением обеспечения коммерческого эффекта от реализации собственных идей.
2. Приоритетным видом желаемого бизнеса у молодежи были информационные технологии – 32,1% и 32,5% в 2021–2022 гг. соответственно, что свидетельствует о дальнейшем развитии цифровизации. Также высокой приоритетностью в 2022 году отличаются такие виды деятельности, как услуги социально ориентированного характера (услуги населению – 27,4%, культура – 21,8%, образование – 19,7%), что обусловливает рост уровня осознанности молодежи, ее стремления обеспечить социальное развитие в стране.
3. Высокой является доля отсутствия или наличия 1–2 учебных предметов, связанных с бизнес-компетенциями, в учреждениях образования: 85,1% в 2021 году и 86,5% в 2022 году, что обусловливает необходимость актуализации образовательных программ. Особенно данный вопрос является актуальным для учреждений образования, функционирующих на основе модели «Университет 3.0».
4. Основными стимулами для создания собственного бизнеса стали: улучшение материального состояния (в 2022 году – 45% респондентов, что на 14,8% выше прошлогоднего значения) – с целью получения коммерческого эффекта; польза для общества (в 2022 году – 30,7%, что на 9,8% больше, чем в прошлом году) – для обеспечения социального развития региона (страны); реализация своих инновационных идей (в 2022 году – 26,9% против 14% в 2021 году) – с целью самовыражения и самоопределения своей значимости молодежью в обществе для развития своей страны.
5. Основными барьерами при развитии собственного бизнеса стали: отсутствие финансирования (в 2022 году – 45,4%, в 2021 году – 23,3%) – для обеспечения закупки материально-сырьевых ресурсов, инвестиций в основной капитал в первую очередь; при этом существенный рост в 2022 году, почти в 2 раза, обусловливает необходимость дальнейшего развития фондов финансирования инноваций, стартапов, в т.ч. молодежных; отсутствие самой идеи (в 2022 году – 14,9%, в 2021 году – 14%) – для запуска стартапа на основе принципа оригинальности; риск неудачи (в 2022 году – 15,6%, в 2021 году – 25,6%), обусловленный неуверенностью в собственных силах (идеях, компетенциях, команде, финансовых ресурсах и др.); причем в 2022 году произошло сокращение на 10% уровня влияния данного барьера на развитие бизнеса.
6. В системе образования основными проблемными вопросами в направлении развития бизнес-компетенций у молодежи выявлены:
- отсутствие практического опыта ведения бизнеса у преподавателей: в 2022 году – 18,7%, в 2021 году – 22,3%;
- недостаточное количество практических занятий совместно со специалистами-практиками (или на их базе): в 2022 году – 19,2%, в 2021 году – 23,1%, что обусловлено привлечением к образовательному процессу преподавателей, имеющих опыт в области предпринимательства;
- большой объем теоретического материала: в 2022 году – 20,7%, в 2021 году – 18,2%, что еще раз подтверждает необходимость систематического совершенствования образовательных программ в учреждениях образования в сторону увеличения доли учебных дисциплин, включающих развитие бизнес-компетенций.
Таким образом, следует подчеркнуть высокий уровень актуальности и практической значимости для регионов, страны развития молодежного предпринимательства, способствующего процессу интеграции интересов образовательных учреждений, предпринимателей, населения (общественности) и органов государственной власти, для достижения синергетического – социально-экономического эффекта – для регионов (страны). Особую роль в развитии бизнес-компетенций играют учреждения образования, обусловливающие необходимость постоянного совершенствования своих образовательных программ с учетом современных условий и трендов социально-экономического развития.
Источники:
2. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/upload/docs/op/P32100348_1632171600.pdf (дата обращения: 13.10.2022).
3. Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021 – 2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.by/ru/gosprog-na-2021-2025-ru/ (дата обращения: 13.10.2022).
4. Стратегия развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2021/june/64994/ (дата обращения: 13.10.2022).
5. Национальная стратеги устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: ttps://economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf (дата обращения: 13.10.2022).
6. Ящук А. И. Ящук А.И., Курилович О.С. Проблемы занятости молодежи Республики Беларусь и пути их решения // Тезисы докладов 51-й международный научно-технический конференции преподавателей и студентов. 2018. – c. 76-77.
7. Klimuk V., Terziev V. Directions of the development of youth innovative start-ups in Belarus. / 21st RSEP International Economics, Finance & Business Conference / Online, 19-20 May 2021. - Barcelona, Spain, 2021. – 95-99 p.
8. Быков А. А. Технологические уклады и пространственная составляющая экономического развития // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 1. – c. 114 -126.
9. Рудый К. В. Структурные экономические реформы: необходимость для Республики Беларусь и зарубежный опыт // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 1 (70). – c. 30-41.
10. Блинов А. О., Яшева Г.А. Реинжиниринг бизнес-процессов как управленческая инновация современных организаций: методологический аспект // Вестник Витебского государственного технологического университета. – 2014. – № 1(26). – c. 147-160.
11. Шимов В. Н., Крюков Л.М. Инновационное развитие экономики Беларуси: движущие силы и национальные приоритеты. / монография. - Белорусский государственный экономический университет. Минск, 2014. – 199 c.
12. Касперович С. А. О совершенствовании деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0» // Высшая школа: научно-методический и публицистический журнал. – 2018. – № 2 (124). – c. 5-7.
13. Terziev, V. Improving social performance of a resource cooperation model „Science_Education_Business_Power” based on „smart specialization” principle / V.Terziev, V.Klimuk / 21st RSEP International Economics, Finance & Business Conference / Online, 19-20 May 2021, Barcelona, Spain. – pp. 10-15
14. Carayannis E.,Grigoroudis E.(2016) Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness. Foresight and STI Governance, vol. 10, no 1, pp. 31–42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42
15. Zvirbule A. Determinant Factors for the Formation and Development of a Smart Territory / A. Zvirbule, B. Rivza, Z. Bulderberga // Selected Papers from the Asia-Pacific Conference on Economics & Finance (APEF 2016). – Springer, Singapore, 2017. – С. 53-62
16. Андреева О. В. Риск-ориентированный инвестиционно-финансовый механизм обеспечения устойчивого развития компаний // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2018. – № 2. – c. 57-60.
17. Матвеева Л. Г. Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности. / учеб. пособие. - ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, 2019. – 298 c.
18. Климук В.В. Эволюция и тенденции развития инновационного молодежного предпринимательства // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 45 (4). – c. 126-136.
19. Астратова, Г.В., Климук В.В., Минин В.В. Качество жизни в созидательном аспекте регионального благополучия // Стандарты и качество. – 2015. – № 1 (931). – c. 72-74.
Страница обновлена: 30.07.2024 в 01:54:50