Молодёжное предпринимательство в Республике Беларусь: анализ и направления развития

Климук В.В.1, Дегиль В.1
1 Барановичский государственный университет, Республика Беларусь, Барановичи

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Климук В.В., Дегиль В. Молодёжное предпринимательство в Республике Беларусь: анализ и направления развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – Том 3. – № 4. – doi: 10.18334/social.3.4.116628.

Аннотация:
Систематизирована нормативно-правовая инфраструктура Республики Беларусь в области реализации государственной инновационной политики, молодежного предпринимательства, стартап-движения. Разработан опросник для оценки уровня владения молодежью предпринимательскими компетенциями. Опросы проведены в 2021 году и в 2022 году, что позволило выполнить сравнительный анализ полученных результатов. Отмечен растущий тренд уровня желания у молодежи заниматься собственным бизнесом, определены приоритетные виды бизнеса среди молодежи, а также выявлены проблемные вопросы, замедляющие (или подавляющие) развитие предпринимательских идей и запуск молодежных стартапов. Выявлен ряд стимулирующих факторов, обеспечивающих условия для открытия собственного бизнеса, в т.ч. при важнейшей роли учреждений образования

Ключевые слова: молодежное предпринимательство; предпринимательские компетенции; стартап-проект; бизнес; стимулирование предпринимательской активности



Реализация предпринимательских молодежных инициатив позволяет генерировать инновационные бизнес-модели, успешное функционирование которых позволяет создавать новые (дополнительные) рабочие места, производить новые виды товаров. В Республике Беларусь уделяется особое внимание развитию предпринимательских компетенций у молодежи (в частности рамках государственной программы «Образование и молодежная политика», Национальной стратегии развития государственной молодежной политики до 2030 года, государственной программы «Малое и среднее предпринимательство»).

В международном рейтинге Всемирного банка «Doing Business» [1] Республика Беларусь в 2019 году заняла 49 место (74,3 баллов). Для сравнения: у России – 78,2 баллов, Китая – 77,9 баллов.

В Республике Беларусь совершенствуется законодательная система, регулирующая вопросы эффективности инновационной политики (табл. 1).

Таблица 1 – Инфраструктура нормативно-правового регулирования эффективности инновационной политики в Республике Беларусь

Название нормативно-правового акта
Содержание
Государственная программа инновационного развития на 2021–2025 гг.
В целях повышения конкурентоспособности национальной экономики с учетом обеспечения ее инновационного развития Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. № 348 была утверждена [2].
Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021 – 2025 годы
Государственная программа разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными в концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035 года, и направлена на создание благоприятной деловой среды для развития предпринимательства, стимулирование инициативности и предприимчивости граждан [3]
Стратегия развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года
Она представляет собой руководство для деятельности субъектов молодежной политики на республиканском и местном уровнях, носит межсекторальный характер и предполагает тесное межведомственное взаимодействие в реализации совместных программ, проектов и мероприятий, которые ориентированы на молодых граждан [4]
Национальная стратеги устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года
Долгосрочная стратегия определяет цели, этапы и направления перехода Республики Беларусь к постиндустриальному обществу и инновационному развитию экономики при гарантировании всестороннего развития личности, повышении стандартов жизни человека и обеспечении благоприятной окружающей среды. Она призвана создать прочный фундамент для дальнейшего устойчивого развития на основе модернизации системы экономических отношений и эффективного управления на всех уровнях [5].

Результаты исследований в области молодежного предпринимательства представлены в научных трудах белорусских ученых Климука В.В. [7; 13; 18], Быкова А.А. [8], Рудого К.В. [9], Яшевой Г.А. [10], Шимова В.Н. [11], Касперовича С.А. [12] и др. Также результаты научных исследований по тематике механизмов развития молодежного предпринимательства представлены в работах российских ученых Андреевой О.В. [16], Черновой О.А., Матвеевой Л.Г. [17], Астратовой Г.В. [19] и других.

В первую очередь, для развития системы стартап-движения, процессов генерации молодежных предпринимательских инициатив необходима реализация образовательных траекторий модульного обучения. Данный процесс предусматривает совершенствование содержания образовательных программ в системе учреждений образования (образовательных программ общего высшего, углубленного высшего образования в учреждениях высшего образования, а также на уровне учреждений общего и среднего специального образования), что позволит сформировать как теоретические, так и практические подходы к развитию предпринимательских компетенций у молодежи, с целью их последующего применения при создании стартапов.

Для анализа существующих проблемных вопросов в системе общего, среднего специального и высшего образования и выявления трендов развития молодежного предпринимательства авторами были проведены опросы среди студентов и учащихся в 2021 и 2022 годах (на основе разработанных опросников в Google forms). Систематизация полученных результатов представлена в табл. 2.

Таблица 2 – Результаты опросов молодежи по тематике молодежного предпринимательства в 2021-2022 гг.

Вопрос
2021 год
2022 год
Желание заняться бизнесом («да» или «вероятно»)
86,7%
86,9%
Приоритетные виды бизнеса, планируемые к открытию
Информационные технологии – 32,1%
Спорт и туризм – 29,4%
Реклама – 21,7%
Информационные технологии – 32,5%
Услуги населению – 27,4%
Культура – 21,8%
Образование – 19,7%
Отсутствие (или наличие 1-2) учебных предметов, связанных с бизнес-тематикой, в своих учреждениях образования
75,1%
86,5%
Основные стимулы для реализации собственного бизнеса
Улучшение материального состояния – 30,2%
Польза для общества – 20,9%
Реализация своих инновационных идей – 14%
Улучшение материального состояния – 45%
Польза для общества – 30,7%
Реализация своих инновационных идей – 26,9%
Основные барьеры при развитии собственного бизнеса
Рису неудачи – 25,6%
Отсутствие финансирования – 23,3%
Отсутствие самой идеи – 14%
Рису неудачи – 15,6%
Отсутствие финансирования – 45,4%
Отсутствие самой идеи – 14,9%
Проблемные вопросы развития компетенций у молодежи в области предпринимательства в учреждениях образования
Отсутствие практического опыта ведения бизнеса у преподавателей – 22,3%
Недостаточное количество практических занятий совместно со специалистами-практиками (или на их базе) – 23,1%
Большой объем теоретического материала – 18,2%
Отсутствие практического опыта ведения бизнеса у преподавателей – 18,7%
Недостаточное количество практических занятий совместно со специалистами-практиками (или на их базе) – 19,2%
Большой объем теоретического материала – 20,7%
Примечание: источник – собственная разработка на основе опросов в google forms

Компаративный анализ полученных результатов опросов позволяет сделать следующие выводы:

1) Следует отметить высокий уровень желания у молодежи открыть свой собственный бизнес (86,7% в 2021 году и 86,9% в 2022 году), что характеризуется инициативностью современной молодежи и стремлением обеспечения коммерческого эффекта от реализации собственных идей.

2) Приоритетным видом желаемого бизнеса у молодежи являлись информационные технологии: 32,1% и 32,5% в 2021-2022 гг. соответственно, что свидетельствует о дальнейшем развитии цифровизации. Также высокой приоритетностью в 2022 году отличаются такие виды деятельности, как услуги социально ориентированного характера (услуги населению – 27,4%, культура – 21,8%, образование – 19,7%), что обусловливает рост уровня осознанности молодежи, ее стремления обеспечить социальное развитие в стране.

3) Высокой является доля отсутствия или наличия 1-2 учебных предметов, связанных с бизнес-компетенциями, в учреждениях образования: 85,1% в 2021 году и 86,5% в 2022 году, что обусловливает необходимость актуализации образовательных программ. Особенно, данный вопрос является актуальным для учреждений образования, функционирующих на основе модели «Университет 3.0».

4) Основными стимулами для создания собственного бизнеса явились: улучшение материального состояния (в 2022 году – 45% респондентов, что на 14,8% выше прошлогоднего значения) – с целью получения коммерческого эффекта; польза для общества (в 2022 году – 30,7%, что на 9,8% больше, чем в прошлом году) – для обеспечения социального развития региона (страны); реализация своих инновационных идей (в 2022 году – 26,9% против 14% в 2021 году) – с целью самовыражения и самоопределения своей значимости молодежью в обществе для развития своей страны.

5) Основными барьерами при развитии собственного бизнеса явились: отсутствие финансирования (в 2022 году – 45,4%, в 2021 году – 23,3%) – для обеспечения закупки материально-сырьевых ресурсов, инвестиций в основной капитал, в первую очередь; при этом существенный рост в 2022 году, почти в 2 раза, обусловливает необходимость дальнейшего развития фондов финансирования инноваций, стартапов, в т.ч. молодежных; отсутствие самой идеи (в 2022 году – 14,9%, в 2021 году – 14%) – для запуска стартапа на основе принципа оригинальности; рису неудачи (в 2022 году – 15,6%, в 2021 году – 25,6%) – обусловленный неуверенностью в собственных силах (идеи, компетенциях, команде, финансовых ресурсах и др.); причем в 2022 году произошло сокращение на 10% уровня влияния данного барьера на развитие бизнеса.

6) В системе образования основными проблемными вопросами в направлении развития бизнес-компетенций у молодежи выявлены:

- отсутствие практического опыта ведения бизнеса у преподавателей: в 2022 году – 18,7%, в 2021 году – 22,3% и

- недостаточное количество практических занятий совместно со специалистами-практиками (или на их базе): в 2022 году – 19,2%, в 2021 году – 23,1%, что обусловлено привлечением к образовательному процессу преподавателей, имеющих опыт в области предпринимательства;

- большое объем теоретического материала: в 2022 году – 20,7%, в 2021 году – 18,2%, что еще раз подтверждает необходимость систематического совершенствования образовательных программ в учреждения образования в сторону увеличения доли учебных дисциплин, включающих развитие бизнес-компетенций.

Таким образом, следует подчеркнуть высокий уровень актуальности и практической значимости для регионов, страны развития молодежного предпринимательства, способствующего процессу интеграции интересов образовательных учреждений, предпринимателей, населения (общественности) и органов государственной власти, для достижения синергетического – социально-экономического эффекта – для регионов (страны). Особую роль в развитии бизнес-компетенций играют учреждения образования, обусловливающие необходимость постоянного совершенствования своих образовательных программ с учетом современных условий и трендов социально-экономического развития.


Источники:

1. Международный рейтинг Всемирного банка по оценке условий для ведения бизнеса «Doing Business». [Электронный ресурс]. URL: https://archive.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/belarus# (дата обращения: 13.10.2022).
2. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/upload/docs/op/P32100348_1632171600.pdf (дата обращения: 13.10.2022).
3. Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021 – 2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.by/ru/gosprog-na-2021-2025-ru/ (дата обращения: 13.10.2022).
4. Стратегия развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2021/june/64994/ (дата обращения: 13.10.2022).
5. Национальная стратеги устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: ttps://economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf (дата обращения: 13.10.2022).
6. Ящук А. И. Ящук А.И., Курилович О.С. Проблемы занятости молодежи Республики Беларусь и пути их решения // Тезисы докладов 51-й международный научно-технический конференции преподавателей и студентов. 2018. – c. 76-77.
7. Klimuk V., Terziev V. Directions of the development of youth innovative start-ups in Belarus. / 21st RSEP International Economics, Finance & Business Conference / Online, 19-20 May 2021. - Barcelona, Spain, 2021. – 95-99 p.
8. Быков А. А. Технологические уклады и пространственная составляющая экономического развития // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 1. – c. 114 -126.
9. Рудый К. В. Структурные экономические реформы: необходимость для Республики Беларусь и зарубежный опыт // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 1 (70). – c. 30-41.
10. Блинов А. О., Яшева Г.А. Реинжиниринг бизнес-процессов как управленческая инновация современных организаций: методологический аспект // Вестник Витебского государственного технологического университета. – 2014. – № 1(26). – c. 147-160.
11. Шимов В. Н., Крюков Л.М. Инновационное развитие экономики Беларуси: движущие силы и национальные приоритеты. / монография. - Белорусский государственный экономический университет. Минск, 2014. – 199 c.
12. Касперович С. А. О совершенствовании деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0» // Высшая школа: научно-методический и публицистический журнал. – 2018. – № 2 (124). – c. 5-7.
13. Terziev, V. Improving social performance of a resource cooperation model „Science_Education_Business_Power” based on „smart specialization” principle / V.Terziev, V.Klimuk / 21st RSEP International Economics, Finance & Business Conference / Online, 19-20 May 2021, Barcelona, Spain. – pp. 10-15
14. Carayannis E.,Grigoroudis E.(2016) Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness. Foresight and STI Governance, vol. 10, no 1, pp. 31–42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42
15. Zvirbule A. Determinant Factors for the Formation and Development of a Smart Territory / A. Zvirbule, B. Rivza, Z. Bulderberga // Selected Papers from the Asia-Pacific Conference on Economics & Finance (APEF 2016). – Springer, Singapore, 2017. – С. 53-62
16. Андреева О. В. Риск-ориентированный инвестиционно-финансовый механизм обеспечения устойчивого развития компаний // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2018. – № 2. – c. 57-60.
17. Матвеева Л. Г. Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности. / учеб. пособие. - ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, 2019. – 298 c.
18. Климук В.В. Эволюция и тенденции развития инновационного молодежного предпринимательства // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 45 (4). – c. 126-136.
19. Астратова, Г.В., Климук В.В., Минин В.В. Качество жизни в созидательном аспекте регионального благополучия // Стандарты и качество. – 2015. – № 1 (931). – c. 72-74.

Страница обновлена: 18.11.2022 в 21:26:25