Интеллектуальные ресурсы в системе стратегического управления инновационным развитием национальной экономики Республики Беларусь

Головчанская Е.Э.1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Головчанская Е.Э. Интеллектуальные ресурсы в системе стратегического управления инновационным развитием национальной экономики Республики Беларусь // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117042.

Аннотация:
В статье проводится исследование значимости интеллектуальных ресурсов в эволюции построения национальной инновационно ориентированной экономической системы Республики Беларусь. Анализируются отдельные экономические показатели инновационного развития страны как результативности использования интеллектуальных ресурсов. Приводится статистическая характеристика интеллектуальных ресурсов. Исследуются государственные стратегические и программные документы, определяющие ретроспективу инновационной экономики. Акцентируется внимание на выявлении роли интеллектуальных ресурсов и важности их развития в системе стретегирования национальной инновационной системы. Делается вывод о постепенном, но недостаточном повышении роли интеллектуальных ресурсов в системе государственных приоритетов, а также о необходимости дополнительных мер по их развитию

Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы, инновационная деятельность, национальная инновационная система, управление

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

В современных условиях мирового экономического кризиса возрастает роль национальных приоритетов, определяющих экономическую безопасность любой страны. Значимость интеллектуальных ресурсов в системе важных направления государственного управления трудно переоценить. Именно интеллектуальные ресурсы в системе инновационного воспроизводства через коммерциализацию инноваций и объектов интеллектуальной собственности определяют интеллектуальный капитал и, как следствие, интеллектуальный потенциал развития национальной экономики [1]. Интеллектуальные ресурсы определятся нами как совокупность способностей индивидуумов, задействованных в научно-исследовательской и инновационной деятельности национальной экономики [2]. Отличие авторского подхода к пониманию интеллектуальных ресурсов от других мнений, заключается в структуре интеллектуальных ресурсов, в которую включаются: физические ресурсы, ментальные ресурсы, социальные ресурсы, эмоциональные ресурсы, духовные ресурсы, глубинные ресурсы. Составляющие структуры определяют содержание способностей интеллектуальных ресурсов. Т.е., это исследователи, задействованные в научно-исследовательской и инновационной деятельности, имеющие высшее образование, а также имеющие ученые степени кандидата наук и доктора наук. Причем, развитие интеллектуальных ресурсов происходит от базового (физические ресурсы, ментальные ресурсы) к высокому (социальные ресурсы, эмоциональные ресурсы) и высшему (духовные ресурсы, глубинные ресурсы). И важным здесь является то, что уровень развития интеллектуальных ресурсов определяет уровень развития социально-экономического развития страны в целом. Чем выше уровень развития интеллектуальных ресурсов, тем выше эффективность их задействования в инновационной сфере, выражающаяся в объектах интеллектуальной собственности и инновациях и тем выше ВВП национальной экономики [3,4].

Анализу развития инфраструктуры инновационной экономики Республики Беларусь и посвящены работы Климука В.В., Усновича А.Н. [5 c. С.929-942]; характеристике факторов и их особенностей в системе инновационного развития национальных экономик различных стран уделено внимание в работе Никитской Е.Ф., Валишвили М.А. [6 c.1355-1370]; вопросы индикативной оценки экономического развития Республики Беларусь в рамках Союзного государства отражены в исследованиях Косьмина А.Д., Косьминой Е.А. [7, с.183-200]; динамические аспекты развития инновационной экономики Республики Беларусь проанализированы в работе Шумилина А.Г. [8, с.32-38].

Обзор и анализ многочисленных источников показал недостаточную проработанность вопросов развития интеллектуальных ресурсов и их места в инновационной системе Республики Беларусь.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства подтверждают актуальность темы данной статьи. Цель работы – исследование вопросов значимости развития интеллектуальных ресурсов в системе стратегирования инновационного развития Республики Беларусь, что позволит формировать ориентиры их развития. Цель работы достигается путем исследования государственных программных документов в процессе трансформации социально-экономической системы Республики Беларусь.

Основная часть

Республики Беларусь неразрывно связана с инновационным развитием экономики. Ориентиры и пути движения определяются стратегиями и программами которые разрабатываются в системе государственного прогнозирования и планирования страны. Не смотря на то, что теоретиками и практиками подтверждается и подчеркивается ключевая роль интеллектуальных ресурсов в процессе достижения целей социально-экономического развития страны, важность их развития по-прежнему остается весьма актуальной. Такой вывод подтверждается анализом некоторых статистических показателей за 2017-2021г.г. (табл.1)

Таблица 1 – Отдельные показатели научно-исследовательской и инновационной деятельности Республики Беларусь


п/п
показатель
2017г.
2021г.
1
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, ед.
454
445
2.
Рентабельность реализованной продукции по организациям с основным видом деятельности «научные исследования и разработки», процентов
34,6
23,7
3
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на 10 000 человек населения)
0,6
0,4
3
Общий объем организаций, осуществлявших затраты на инновации в общем объеме обследованных организаций, процентов
21,6
19,7
5
Удельный вес отгруженной инновационной продукции новой для мирового рынка в общем объеме отгруженной инновационной продукции организаций промышленности, процентов
0,5
0,6
Источник: составлено автором на основании [9]

Как видно из таблицы, ряд экономических показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности имеют отрицательную динамику. Обращает на себя внимание коэффициент изобретательской активности, значение которого достаточно низкое (например, по отношению к аналогичному показателю в РФ – 1,63) [10] и имеет отрицательную динамику. Данный показатель важен, поскольку «результирует» научно-исследовательскую деятельность, которая в формате объектов интеллектуальной собственности через внедрение в реальный сектор экономики определяет инновационность производства, а также инновационность производимой продукции.

Исследование состояния интеллектуальных ресурсов показало отрицательную динамику (рис.1,2)

Рисунок 1 – Численность интеллектуальных ресурсов национальной инновационной системы Республики Беларусь

Источник: составлено автором на основании [9]

Рисунок 2 – Численность интеллектуальных ресурсов со степенями доктора и кандидата наук национальной инновационной системы Республики Беларусь

Источник: составлено автором на основании [9]

Рисунок 1 демонстрирует отрицательную динамику численности интеллектуальных ресурсов, занятых в инновационной сфере. Наблюдается также снижение уровня развития интеллектуальных ресурсов (рис.2), что выражается в уменьшении исследователей со степенями доктора наук и кандидата наук.

Зарождение инновационно ориентированной экономической системы Республики Беларусь происходило на ранних этапах ее самостоятельного социально-экономического развития. В период трансформационной перестройки и построения социально-ориентированной рыночной экономики (1991-1995г.г.) государственное управление фокусировало свою деятельность на формировании инфраструктуры национальной инновационной системы [11]. Разрабатывалось законодательство в сфере инновационной деятельности, регулирующее механизмы и процессы формирования интеллектуальной собственности (рис. 1). При Совете Министров РБ создан комитет по науке и технологиям (1993 г.), который в 1997 г. преобразован в самостоятельную структуру «Государственный комитет по науке и технологиям». Анализ документов показывает важность кадрового обеспечения рынка труда инновационной экономики и слабое внимание к необходимости развития интеллектуальных ресурсов.

В дальнейшем в целях повышения конкурентоспособности страны инновационная деятельность была ориентирована на поддержку и обеспечение новыми технологиями процессов модернизации промышленности [12,13,14]. Осуществлялась институциональная достройка инновационно ориентированной экономической системы. Для совершенствования управления деятельностью в области науки «Национальный центр интеллектуальной собственности» вошел в структуру Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ РБ). Дорабатывалось законодательство в области регулирования прав интеллектуальной собственности, цифровизации экономики (рис.1). В этот период значимость интеллектуальных ресурсов повышается, что в программных документах отражается как «необходимость развития кадрового потенциала для обеспечения потребностей рынка труда». В 2011 году были приняты ряд законодательно-правовых документов, определяющих и регулирующих научно-исследовательскую и инновационную деятельность страны. Основы нормативно – правовой базы представлены на рисунке (рис.3).

Рисунок 3 - Основы нормативно-правовой базы инновационной деятельности Республики Беларусь

Источник: составлено автором на основании [15]

В 2012 году был принят Закон «Об инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», в котором были сформулированы основные термины, определения и содержание «Национальной инновационной системы», даны понятия, содержание деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, определены организационно-правовые отношения. К концу 2015года сформировались основы «Национальной инновационной системы» (НИС) РБ во главе которой – Президент Республики Беларусь. Дано четкое определение понятия «Национальная инновационная система» - это «совокупность государственных органов, регулирующих в сфере своих компетенций отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность» [16]. Основная задача НИС – «обеспечение высокой и эффективной наукоемкости, высокой технологичности во всех отраслях и сферах экономики страны, как базиса ускоренного социально-экономического развития республики». Дальнейшее управление национальной инновационной системой было ориентировано на постиндустриальный этап развития экономики: совершенствование институциональной среды, развитие высоких технологий, развитие рынка интеллектуальной собственности, рынка наукоемких товаров и услуг, развития рынка инвестиций, ориентирующих вектор движения к 5–6-му технологическим укладам [17]. Необходимость достижения экономического роста определило важность усиления инвестиционной составляющей и повышения производительности труда. Возросла роль знаний, интеллекта и, в целом, существенно повысилась значимость интеллектуальных ресурсов. Однако общее понимание их важности отражается в программных документах как «кадровое обеспечение инновационного развития экономики» [18].

В этот период разрабатывается стратегия «Наука и технологии – 2040». В стратегии было сформулировано принципиально новое видение долгосрочного инновационного развития страны: производство инноваций на основе интеллектуализации. Определены направления реализации стратегии: развитие интеллектуальных технологий, машин, «умных» материалов, нано-, био-, IT-и космических технологий. Выбран целевой ориентир – достичь уровня развития мировых лидеров [19]. Реализация стратегии предполагает 3 этапа. Первый связан с актуализацией заделов (2018–2020 гг.), второй – создание точек роста на основе цифровизации (2021–2030 гг.), третий этап – поддержание лидерства на основе интеллектуальных технологий (2031–2040 гг.). Научно-исследовательская и инновационная деятельность будет направлена как на трансформацию традиционных отраслей, так и на развитие новых направлений: 3-D технологии, электротранспорт, беспилотная авиация, интеллектуализация зданий, трансплантация и т. д. Содержание перспективных направлений развития инновационно-ориентированной экономики представлены на рисунке 4.

Подпись: «Базовые» приоритеты

Рисунок 4 – Стратегические приоритеты развития национальной инновационно ориентированной экономики

Источник: составлено автором на основании [19]

В настоящее время действующими прогнозными документами социально-экономического развития Республики Беларусь являются: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 года, принятая Советом Министров Республики Беларусь 4 февраля 2020 года, и Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг. [20]. В рамках прогнозных документов сформирована программа развития инновационной деятельности, которая фокусируется на нескольких ключевых направлениях:

- стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности путем освобождения технологического оборудования, запасных частей, соответствующих 5–6-му технологическому укладу, от налогов на добавленную стоимость, ввозимых таможенных пошлин;

- создание национальной системы технологического прогнозирования;

- создание и стимулирование развития опытно-внедренческих структур;

- обеспечение цифровой трансформации традиционных секторов экономики;

- повышение роли «креативного класса» – ученых, изобретателей, предпринимателей-новаторов и др.

Согласно программе, будет продолжено совершенствование национальной системы интеллектуальной собственности, инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности и ряд других направлений, обеспечивающих преемственность программ поэтапного социально-экономического развития страны и реализацию направлений стратегических направлений развития. Следует отметить повышение значимости роли интеллектуальных ресурсов в национальной инновационной системе РБ. В качестве приоритетных направлений развития выдвигается не только повышение уровня развития кадров, обеспечивающих экономические процессы Беларуси, но и формирование, и развитие «креативного класса», определяющего результативность научно-исследовательской и изобретательской деятельности. Четко прослеживается стимулирующая, интеллектуальная направленности программных документов. В стратегии «Наука и технологии – 2040» интеллектуальный потенциал и институциональная среда определяются ключевыми факторами научно технологического развития. Обращает на себя внимание повышение роли интеллектуальных ресурсов, которое в стратегии выражается в важности усиления интеллектуального потенциала. Такое усиление возможно за счет роста исследователей со степенью доктора наук и кандидата наук, стимулирования развития молодых ученых.

Выводы

Глубокий анализ многочисленных стратегических и программных документов в контексте прогнозирования и планирования развития национальной инновационно ориентированной экономической системы Республики Беларусь позволяет сделать вывод о последовательном, постепенном решении задач достижения устойчивого социально-экономического развития. Возможность решения данной задачи обеспечивается путем использования широкого спектра инструментов прогнозирования и планирования, которые позволяют формировать и совершенствовать концепции, стратегии и программы развития национальной экономики.

Все вышеизложенное свидетельствует о достижении в системе управления социально-экономическим развитием страны понимания высокой роли интеллектуальных ресурсов. Оценку значимости интеллектуальных ресурсов мы определяем как качественную характеристику: низкая, средняя, высокая (таблица 1).

Таблица 2 - Значимость интеллектуальных ресурсов (ИР) в системе стратегического управления инновационно-ориентированной экономической системой РБ

Этап
Период
Название этапа
Значимость ИР
1
1991-1995
Трансформационная перестройка
низкая
2
1996-2000
Построение социально-ориентированной рыночной экономики
низкая
3
2001-2005
Переход к постиндустриальному обществу
средняя
4
2006-2010
Повышение конкурентоспособности
средняя
5
2011-2015
Инновационное развитие обеспечивающее конкурентоспособность
средняя
6.
2016-2020
Инновационное развитие, обеспечивающее экономический рост
высокая
7.
2021-2025
Интеллектуализация экономики, обеспечивающая экономический рост
высокая
Источник: составлено автором на основе [16].

Однако, необходимы дополнительные меры по государственной поддержке стимулирования развития интеллектуальных ресурсов. К таким мерам можно отнести гумманизацию управления, способствующей снижению контроля за счет повышения самоответственности и в конечном итоге, развитию творческой инициативы работников, их интеллектуализации; снижение барьеров для защиты докторских диссертаций и кандидатских диссертаций, что позволит увеличить интеллектуальный потенциал страны; повышение оплаты труда ученым, через стимулирование поддержки публикационной активности ученых, расширение системы грантов.


Источники:

1. Яковлева Е. В. Управление интеллектуальными ресурсами работников в условиях инновационного развития цифровой экономики // Креативная экономика. – 2018. – № 8. – c. 1073–1088.
2. Головчанская Е.Э. Интеллектуальный ресурс: психологический феномен экономического конструкта // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-2. – c. 347-351.
3. Головчанская Е.Э., Карачун И.А., Петренко Е.С. Управление развитием национальной инновационно ориентированной экономической системы на основе оценки индекса интеллектуальной активности национальной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 13-32.
4. Короткевич А.И. Стратегия инвестиционно-инновационной деятельности в контексте трансформации национальной экономической системы по видам экономической деятельности // Экономическая наука сегодня. – 2022. – № 15. – c. 15-26.
5. Климук В.В., Унсович А.Н. Анализ развития национальной инновационной инфраструктуры Республики Беларусь // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 929-942.
6. Косьмин А.Д., Косьмина Е.А. Основные индикаторы экономической интеграции субъектов Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь // Экономические отношения. – 2021. – № 1. – c. 183-200.
7. Никитская Е.Ф., Валишвили М.А. Факторы инновационного развития национальной экономики: международные аспекты // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1355-1370.
8. Шумилин А.Г. Инновационное развитие Беларуси в динамике // Наука и инновации. – 2020. – № 8(210). – c. 32-38.
9. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник.-Минск, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/ef0/s3cs3b76qdi257v7tkrr40bj087b7on2.pdf (дата обращения: 01.10.2022).
10. Наука, инновации и технологии.- Текст : электронный. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/154849?print=1 (дата обращения: 03.12.2022).
11. Постановление Верховного Совета РБ № 3249-XII от 30.09.1994. «О Программе неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса». [Электронный ресурс]. URL: https://belzakon.net/%D0%97 (дата обращения: 05.01.2022).
12. Указ Президента РБ № 464 от 14.11.1996 г. «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития на 1996–2000 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://belzakon.net/%D0%91 (дата обращения: 05.01.2022).
13. Указ Президента РБ № 427 от 08.08.2001 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/docu-ment/?guid=3871&p0=U32030000 (дата обращения: 05.01.2022).
14. Указ Президента РБ № 384 от 12.06.2006 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы». Сайт Белзакон. [Электронный ресурс]. URL: https://belzakon.net/%D0%97 (дата обращения: 05.01.2022).
15. Интеллектуальная собственность. – Текст : электронный : Сайт Президента Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://president.gov.by/ru/be-larus/science/intellectual-property (дата обращения: 05.01.2022).
16. Национальная инновационная система. Государственный комитет по науке и технологиям. [Электронный ресурс]. URL: www.gknt.gov.by/deyatelnost/innovatsionnaya-politika/natsionalnaya_innovatsionna-ya_sistema (дата обращения: 01.02.2021).
17. Байнев В. Ф. Четвертая промышленная революция как глобальный инновационный проект // Наука и инновации. – 2017. – № 169. – c. 38–41.
18. Указ Президента РБ № 31 от 31 января 2017г. «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь 2016–2020». [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/docu-ment/?guid=12551&p0=P31700031 (дата обращения: 05.01.2022).
19. Стратегия «Наука и технологии-2040». [Электронный ресурс]. URL: https://nasb.gov.by/congress2/strategy_2018-2040.pdf (дата обращения: 05.01.2022).
20. Сайт Министерство экономики Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.by/ru/main_structure-ru (дата обращения: 21.10.2022).

Страница обновлена: 22.01.2023 в 23:06:37