Экосистема социального предпринимательства в Республике Беларусь в контексте социально-экономического развития страны
Краенкова К.И.1
1 Витебский государственный технологический университет, Республика Беларусь, Витебск
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 1 (Январь-март 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48906034
Аннотация:
Становление предпринимательской экосистемы является ключевой позицией в социально-экономическом развитии многих стран. Экосистема в предпринимательстве предполагает количественное развитие субъектов малого и среднего бизнеса, а также качественное развитие, которое включает в себя глубокие научно-фундаментальные исследования, формирование элементов инфраструктуры и др. В мировом пространстве есть много примеров позитивного опыта в развитии экосистемы предпринимательства. Однако, ряд стран до сих пор находятся на этапе ее становления. Республика Беларусь относится в той категории государств, которая вышла на количественный рост субъектов предпринимательства, но недостаточная развитость некоторых доменов экосистемы не дает ее качественного развития. За последнее десятилетии в стране было сделано много попыток в создании полноценно функционирующей предпринимательской экосистемы, которые проявились в организации множества предпринимательских конкурсов, венчурных фондов, работы ассоциаций и союзов и др. Предпринятые шаги повысили деловую инициативу многих граждан и субъектов хозяйствования, а также позволили сформировать благоприятные условия для ведения стандартного бизнеса. Однако глобализация экономики, рост проблем, стоящих перед человечеством, способствовали развитию отдельного сектора в экономике – социального предпринимательства. Что обуславливает актуальность выбранной темы и необходимость ее изучения фундаментальных и прикладных основ, т.к. в Республике Беларусь нет единого мнения к данному экономическому феномену, нет законодательной базы и четко выработанной позиции теоретиков и практиков.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально незащищенные слои населения, инфраструктура, экосистема
JEL-классификация: H54, L31, Q56, Q57
Социальное предпринимательство как экономический феномен
Изучение исторического аспекта развития социального предпринимательства позволит сформировать целостную картину причин, факторов и предпосылок его развития в мировом сообществе. Сам термин «социальное предпринимательство» используется в экономической литературе относительно недавно, и общепризнанного определения не выработано. При этом понятие «предпринимательство» впервые было рассмотрено Р. Кантильоном в работе «Опыт о природе торговли» (1755), где была изложена концепция предпринимательства, в которой оно определялось «как вид доходной деятельности, стимулирующий экономический прогресс благодаря поиску новых и наиболее эффективных путей реализации деловых инициатив [1] (Cantillon, 1755). Й. Шумпетер сформировал концепцию создания стоимости, характеризуя в ней предпринимательство как силу, обеспечивающую экономический прогресс. Й. Шумпетер утверждал, что основополагающие элементы коммерческой деятельности – это предпринимательский подход, выявление бизнес-возможности и ее реализация через инновационное развитие [2, с. 214] (Schumpeter, 1908, р. 214). Французский экономист Ж.-Б. Сэй определял предпринимательство как «экономическую деятельность, осуществляемую посредством постоянного комбинирования факторов, направленную на эффективное использование ресурсов и получение наивысших результатов» [3, c. 146] (Sey, 2000, р. 146). Й. Шумпетер поддерживал идею социальных инноваций через предпринимательскую деятельность. Научные учения Ж.-Б. Сэя и Й. Шумпетера стали основной для формирования современной концепции социального предпринимательства.
В узком смысле социальное предпринимательство рассматривается как способ получения дохода некоммерческими организациями с использованием инновационных решений [4, с. 415] (Thompson, 2002, р. 415). В этом определении в качестве субъекта социального предпринимательства выделяется некоммерческая организация. В свою очередь, некоммерческая организация рассматривается как организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения «социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» [5].
В широком смысле под социальным предпринимательством понимают вид социально ориентированной инновационной деятельности [6] (Certo, Miller, 2008). В соответствии с таким подходом субъектами социального предпринимательства могут быть некоммерческие и коммерческие организации. В свою очередь, коммерческая организация – организация (юридическое лицо), деятельность которой направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [7].
Таким образом, в авторском понимании социальное предпринимательство – это активность граждан или субъектов хозяйствования, направленная на решение социальных проблем социально незащищенных слоев населения или всего общества в целом (с учетом географической границы решаемой проблемы) с помощью организации предпринимательской деятельности.
К основным характерным признакам социального предпринимательства можно отнести:
– объект деятельности социального предпринимательства – социально незащищенные слои населения [8, с. 56] (Kraenkova, Vankevich, 2020, р. 56);
– способность социального предпринимательства принимать как форму некоммерческих организаций, так и коммерческую организационную форму [9–14] (Seelos, Mair, 2005; Cho A.H. (eds.), 2006; Harding, 2004; Hibbert, Hogg, Quinn, 2005; Leoutre, Justo, Terjesen, Bosma, 2013; Zaytsev, Kozel, Titok, 2018);
– направленность на решение социальных проблем или достижение социальных целей для социально незащищенных слоев населения [15–23] (Bunta, 2021; Gurina, 2015; Kikal, 2014; Alvord, Brown, Letts, 2004; Bornstein, 2004; Hartigan, 2006; Korosec, Berman, 2006; Peredo, McLean, 2006);
– масштабируемость и тиражируемость деятельности субъекта социального предпринимательства [10, 14, 23] (Cho (eds.), 2006; Zaytsev, Kozel, Titok, 2018; Peredo, McLean, 2006);
– использование инноваций для решения социальных проблем [14, 23–27] (Zaytsev, Kozel, Titok, 2018; Peredo, McLean, 2006; Perrini, Vurro, Mair, Robinson, Hockerts (eds.), 2006; Prabhu, 1999; Bacq, Janssen, 2011; Vetrova, 2015);
– использование предпринимательского подхода в деятельности, то есть создание финансовой самостоятельности, достижение социальной и экономической устойчивости. Организация получает прибыль и направляет ее на решение поставленных социальных задач либо на развитие деятельности [11–14, 28, 29] (Harding, 2004; Hibbert, Hogg, Quinn, 2005; Leoutre, Justo, Terjesen, Bosma, 2013; Zaytsev, Kozel, Titok, 2018; Mair, Marti, 2006; Nevskaya, 2014).
История становления социального предпринимательства легла в основу всеобщего понимания необходимости проведения политики обеспечения социальной стабильности общества как комплекса мер, направленных на решение проблем в социальной сфере, которые являются своего рода индикатором уровня социально-экономического развития мира, страны или региона. Практика показывает, что государство, современные экономические институты и общественные организации могут удовлетворять потребности граждан, обеспечивать рост уровня жизни и национального благосостояния только совместно с частными структурами. Общественные структуры в этом взаимодействии выступают посредниками, которые аккумулируют возможности и собранные средства между нуждающимися в этой помощи и теми, кто готов помочь. Благотворительные пожертвования являются главным источником помощи в ситуациях катастроф и иных экстремальных обстоятельствах. Но они не способны финансировать длительные программы. Вместе с тем с каждым годом увеличивается численность социально незащищенных слоев населения, обостряются экологические и социальные проблемы, которые нуждаются в постоянном контроле и способах решения. Иными словами, государству необходимо наладить механизм постоянной поддержки социальных проблем, привлекая разные способы и методы коммуникации между нуждающимися в этой поддержке и теми, кто может ее предоставить. Повышенный интерес к социальному предпринимательству способствовал развитию поддержки инфраструктуры его субъектов. В мире создаются информационные, краудфандинговые, культурные и консалтинговые платформы.
Перечисленные обстоятельства привели к активному взаимодействию государства как регулирующего органа и синтеза между предпринимательской (коммерческой) и благотворительной (некоммерческой) деятельностью, которые в современном экономическом пространстве называют социальным предпринимательством. Однако для успешного функционирования любой предпринимательской среды необходимо создание ее экосистемы.
Экосистема социального предпринимательства – это экономическое сообщество взаимосвязанных субъектов и институтов, выступающих катализатором взаимодействия участников через материальную и нематериальную составляющую с целью создания благоприятной среды для работы и жизнедеятельности социально незащищенных слоев населения [8, с. 63] (Kraenkova, Vankevich, 2020, р. 63).
На рисунке 1 представлена экосистема социального предпринимательства, каждый элемент которой вносит важный вклад в ее развитие и повышает эффективность функционирования субъектов социального предпринимательства.
Рисунок 1. Экосистема социального предпринимательства
Источник: составлено автором.
Экосистема социального предпринимательства включает в себя взаимоотношение и взаимодействие государства, частного сектора, представителей социального предпринимательства и других субъектов инфраструктуры.
Таким образом, для развития социального предпринимательства как отдельного сектора деятельности необходимо четкое представление его сущности, определение состава объектов и субъектов, формирование элементов инфраструктуры, которые при правильном взаимодействии позволят создать полноценный комплекс, называемый экосистемой социального предпринимательства.
Практические аспекты формирования экосистемы социального предпринимательства в Республике Беларусь
В Республике Беларусь отдельные аспекты социального предпринимательства активно развивались с 70-х гг. XX века. Однако активное его становление наблюдается в последнее пятилетие.
Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты населения в 2017–2018 гг. выполнял задание ГПНИ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» на тему «Разработка теоретико-методологических подходов и прикладных инструментов управления человеческими ресурсами в современной организации», направленное на первичный сбор информации о социальном предпринимательстве в стране. В 2018 г. был запущен проект по разработке Концепции Закона Республики Беларусь «О социальном предпринимательстве в Республике Беларусь», который включает в себя цели и задачи, определение сущности социального предпринимательства, оценку предложений заинтересованных государственных органов и иных организаций, обзор деятельности субъектов социального предпринимательства. В 2021 г. при поддержке ПРООН был запущен проект «Сотрудничество для Импакта», в выборочное наблюдение которого попали 82 субъекта социального предпринимательства. По представленным анкетам можно было оценить направления и результаты деятельности субъектов, способы взаимодействия со стейкхолдерами и др. Результаты исследования были представлены на IV форуме социального бизнеса в Республике Беларусь, который проходил 1–2 июля 2021 г.
Частные инициативы в стране также активно развивают социальное предпринимательство:
- консалтинговое учреждение «Социальные технологии бизнеса» – некоммерческая организация, целью деятельности которой является содействие созданию и развитию субъектов социального предпринимательства и деловых инициатив, направленных на удовлетворение актуальных потребностей социально уязвимых категорий населения;
- ОДБ «Брюссель» – некоммерческая организация, занимающаяся исследованиями в области поддержки социальных проектов граждан Республики Беларусь;
- отдельные авторы в рамках их научных исследований проблематики КСО (Симхович В.А., Елецких Т.В.), развития социального предпринимательства в Республике Беларусь (В.В. Зайцев, Т.А. Козел, И.В. Титок).
Данные инициативы формируют определенную информационную и культурную базу социального предпринимательства в Республике Беларусь.
Однако отсутствие специализированных организаций, которые занимаются изучением социального предпринимательства, ограничивает возможность реализации международного сотрудничества в сфере исследований по изучению зарубежного опыта становления социального предпринимательства и утверждение его института в национальной практике. Данный факт подтверждает актуальность и необходимость проведения статистических исследований в данной области.
В исследовании вопросов социального предпринимательства в Республике Беларусь правомерно выделить два направления: первое сосредоточено на изучении развития инфраструктуры социального предпринимательства [30, 31] (Mintzberg, 1982; Lumpkin, Dess, 1996), второе – на объектах социального предпринимательства [32, 33] (Bentam, 1907; Bogdan, 2015), основанные на изучении поведения социально незащищенных слоев населения на рынке труда.
Эмпирической базой для статистической оценки деятельности субъектов в Республике Беларусь стал мониторинг ОДБ «Брюссель» (2015 г.), единичные исследования субъектов социального предпринимательства (январь 2018 г. – декабрь 2020 г.), частично были взяты результаты исследования в рамках проекта «Сотрудничество для Импакта» при поддержке ПРООН в Республике Беларусь (2021 г.)
Статистическая оценка социального предпринимательства в Республике Беларусь позволила дополнить составленный каталог субъектов социального предпринимательства и включить в него дополнительно организации (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика числа субъектов социального предпринимательства в Республике Беларусь, ед.
Источник: составлено автором.
Проведенное исследование позволило составить каталог субъектов социального предпринимательства, на основании которого все субъекты социального предпринимательства сгруппированы по видам экономической деятельности (табл. 1), включая разделение на производство и услуги.
Таблица 1
Группировка видов экономической деятельности
услуги
|
Вид деятельности, ед.
|
производство
| |||
строительно-монтажные работы
|
50
|
швейно-трикотажное производство
|
27
| ||
электрофизические измерения,
электромонтаж |
16
|
производство электробытовых и хозяйственных товаров
|
19
| ||
полиграфические услуги
|
9
|
производство металлических изделий конструкций
|
12
| ||
организация отдыха и оздоровления
|
19
|
производство полиэтиленовой пленки, пластмассовых изделий
|
12
| ||
прочее
|
31
|
мебельное производство
|
4
| ||
прочее
|
23
| ||||
Итого
|
124
|
Итого
|
97
|
Виды экономической деятельности субъектов социального предпринимательства в сфере производства в Республике Беларусь достаточно многообразны, число субъектов составило 97 ед. Наиболее распространенный вид деятельности в производстве – трикотажно-швейное производство и производство компьютеров, оборудования электронного и оптического, на их долю приходится около 50% субъектов социального предпринимательства.
Оценка основных видов услуг выявила, что около 40% из них приходится на строительно-монтажные работы, также значительное их количество приходится на услуги в области физической культуры и спорта.
В настоящее время развивается активное сотрудничество между субъектами социального предпринимательства, государственными, общественными объединениями в области развития инфраструктуры и информационной поддержки. Однако направления развития социального предпринимательства в Республике Беларусь показывают его однополюсность. Те субъекты социального предпринимательства, которые используют труд людей с ограниченными возможностями, имеют поддержку государства, остальные субъекты функционируют на общих основаниях.
На рисунке 3 представим экосистему социального предпринимательства в Республике Беларусь с цветовым отражением уровня развития его отдельных элементов (зеленый – достаточно развит, голубой – имеются определенные регулирующие инструменты, красный – не регулируется, не развит).
Рисунок 3. Экосистема социального предпринимательства в Республике Беларусь
Источник: составлено автором.
Экосистема социального предпринимательства в Республике Беларусь имеет свои особенности. Следует отметить достаточно хороший уровень развития информационной и культурной базы и практически полное отсутствие законодательного регулирования социального предпринимательства в стране, что приводит к неточности определения и трактования отдельных его структурных элементов (например, состава объектов и субъектов). Низкий уровень финансовых институтов, финансирующих социальные инициативы, также является сдерживающим барьером в становлении социального предпринимательства в стране.
Таким образом, в Республике Беларусь субъекты социального предпринимательства не выделены в отдельный сектор экономики, объекты социального предпринимательства не имеют четко зарегистрированного состава. Это затрудняет статистическое изучение, определение форм и видов социального предпринимательства и обусловливает необходимость разработки методического подхода к идентификации и оценке субъектов социального предпринимательства, что будет способствовать созданию соответствующего нормативного правового поля, развитию рынка социального инвестирования, а также повышению уровня узнаваемости.
Источники:
2. Schumpeter J. On the Concept of Social Value // Quarterly Journal of Economics. – 1908. – p. 213-232.
3. Сэй Ж.–Б. Трактат по политической экономии. Экономические софизмы. Экономические гармонии. - Москва: Дело, 2000. – 251 c.
4. Thompson J. The world of the social entrepreneur // International Journal of Public Sector Management. – 2002. – № 5. – p. 412-431. – doi: 10.1108/09513550210435746.
5. Категориальный аппарат «Некоммерческая организация» Гражданский Кодекс Республики Беларусь 218–З от 07.12.1998 г. статья 46. Kodeksy–by.com. [Электронный ресурс]. URL: http://kodeksy–by.com/grazhdanskij_kodeks_rb/46.htm (дата обращения: 24.10.2021).
6. Certo S., Miller T. Social entrepreneurship: Key issues and concepts // Business Horizon. – 2008. – № 4. – p. 267-271. – doi: 10.1016/j.bushor.2008.02.009.
7. Категориальный аппарат «Коммерческая организация»: Гражданский Кодекс Республики Беларусь 218–З от 07.12.1998 г. статья 46. Kodeksy–by.com. [Электронный ресурс]. URL: http://kodeksy–by.com/ grazhdanskij_kodeks_rb /46.htm (дата обращения: 24/10/2021).
8. Краенкова К.И., Ванкевич Е.В. Социальное предпринимательство: социально–экономическая основа и концепция развития в Республике Беларусь // Белорусский экономический журнал. – 2020. – № 4. – c. 52-65. – doi: 10.46782/1818-4510-2020-4-52-65.
9. Seelos C., Mair J. Social Entrepreneurship: Creating New Business Models to Serve the Poor // Business Horizons. – 2005. – № 3. – p. 241-246. – doi: 10.1016/j.bushor.2004.11.006.
10. Cho A.H. (eds.) Politics, Values and Social Entrepreneurship: A Critical Appraisal. - Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2006. – 34-56 p.
11. Harding R. Social Enterprise: the New Economic Engine // Business Strategy Review. – 2004. – № 4. – p. 39-43. – doi: 10.1111/j.0955-6419.2004.00338.x.
12. Hibbert S., Hogg G., Quinn T. Social Entrepreneurship: Understanding Consumer Motives for Buying The Big Issue // Journal of Consumer Behaviour. – 2005. – № 3. – p. 159-172. – doi: 10.1002/cb.6.
13. Leoutre J., Justo R., Terjesen S., Bosma N. Designing a global standardized methodology for measuring social entrepreneurship activity: the Global Entrepreneurship Monitor social entrepreneurship study // Small Business Economics. – 2013. – № 3. – p. 693-714. – doi: 10.1007/s11187-011-9398-4.
14. Зайцев В.В., Козел Т.А., Титок И.В. Социальное предпринимательство в Республике Беларусь и зарубежных странах: проблемы развития // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – № 9. – c. 47-58.
15. Бунта Н. Социальное предпринимательство в Беларуси: жизнеспособные модели и секреты успеха. Центр экологических решений. [Электронный ресурс]. URL: http://ecoidea.by/blogs/379 (дата обращения: 04.11.2021).
16. Гурина А.В. Проблемы социального предпринимательства в России и пути его реформирования // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. Москва, 2015. – c. 91-93.
17. Рябова О. Развитие социального бизнеса и предпринимательства. Social–idea.ru. [Электронный ресурс]. URL: http: http://www.social–idea.ru/montlynews/Podkhody–i–opredelenie–socialnogo–predprinimatelstva (дата обращения: 11.10.201).
18. Кикал Дж. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2014. – 304 c.
19. Alvord S.H., Brown D.L., Letts C.W. Social Entrepreneurship and Societal Transformation: An Exploratory Study // The Journal of Applied Behavioural Science. – 2004. – № 3. – p. 260-282. – doi: 10.1177/0021886304266847.
20. Bornstein D. How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas. - Oxford, UK: Oxford University Press, 2004. – 185 p.
21. Hartigan P. It’s About People, Not Profits // Business Strategy Review. – 2006. – № 4. – p. 42-45. – doi: 10.1111/j.0955-6419.2006.00433.x.
22. Korosec R.L., Berman E.M. Municipal Support for Social Entrepreneurship // Public Administration Review. – 2006. – № 3. – p. 448-462. – doi: 10.1111/j.1540-6210.2006.00601.x.
23. Peredo A.M., McLean M. Social Entrepreneurship: A Critical Review of the Concept // Journal of World Business. – 2006. – p. 56-65. – doi: 10.1016/j.jwb.2005.10.007.
24. Perrini F., Vurro C., Mair J., Robinson J., Hockerts K. (eds.) Social Entrepreneurship: Innovation and Social Change Across Theory and Practice. - Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2006. – 57-85 p.
25. Prabhu G.N. Social Entrepreneurship Leadership // Career Development International. – 1999. – № 3. – p. 140-145. – doi: 10.1108/13620439910262796.
26. Bacq S., Janssen F. Politics, Values and Social Entrepreneurship: A Critical Appraisal // Entrepreneurship & Regional Development. – 2011. – № 5-6. – p. 373-403.
27. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально–экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 1(141). – c. 20-24.
28. Mair J., Marti I. Social Entrepreneurship Research: a Source of Explanation, Prediction, and Delight // Journal of World Business. – 2006. – № 1. – p. 36-44. – doi: 10.1016/j.jwb.2005.09.002.
29. Невская Н.А. Индикаторы макроэкономических прогнозов в условиях цикличности экономики // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 4-2(45). – c. 52-56.
30. Mintzberg H. Tracking strategy in an entrepreneurial firm // Academy of management Journal. – 1982. – p. 465-499. – doi: 10.2307/256075.
31. Lumpkin G.T., Dess G.G. Clarifying the entrepreneurial orientation construct and linking it to performance // Academy of management. – 1996. – p. 135-172. – doi: 10.5465/amr.1996.9602161568.
32. Бентам И. Тактика законодательных собраний. - Санкт–Петербург: Сириус, 1907. – 186 c.
33. Богдан Н.И. Социализация инновационной политики: мировые тренды и вызовы для Беларуси // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 3(72). – c. 4-22.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:06:04