Экосистема социального предпринимательства в Республике Беларусь в контексте социально-экономического развития страны

Краенкова К.И.1
1 Витебский государственный технологический университет

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность
Том 3, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Краенкова К.И. Экосистема социального предпринимательства в Республике Беларусь в контексте социально-экономического развития страны // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – Том 3. – № 1. – doi: 10.18334/social.3.1.114537.

Аннотация:
Становление предпринимательской экосистемы является ключевой позицией в социально-экономическом развитии многих стран. Экосистема в предпринимательстве предполагает количественное развитие субъектов малого и среднего бизнеса, а также качественное развитие, которое включает в себя глубокие научно-фундаментальные исследования, формирование элементов инфраструктуры и др. В мировом пространстве есть много примеров позитивного опыта в развитии экосистемы предпринимательства. Однако, ряд стран до сих пор находятся на этапе ее становления. Республика Беларусь относится в той категории государств, которая вышла на количественный рост субъектов предпринимательства, но недостаточная развитость некоторых доменов экосистемы не дает ее качественного развития. За последнее десятилетии в стране было сделано много попыток в создании полноценно функционирующей предпринимательской экосистемы, которые проявились в организации множества предпринимательских конкурсов, венчурных фондов, работы ассоциаций и союзов и др. Предпринятые шаги повысили деловую инициативу многих граждан и субъектов хозяйствования, а также позволили сформировать благоприятные условия для ведения стандартного бизнеса. Однако глобализация экономики, рост проблем, стоящих перед человечеством, способствовали развитию отдельного сектора в экономике – социального предпринимательства. Что обуславливает актуальность выбранной темы и необходимость ее изучения фундаментальных и прикладных основ, т.к. в Республике Беларусь нет единого мнения к данному экономическому феномену, нет законодательной базы и четко выработанной позиции теоретиков и практиков.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально незащищенные слои населения, инфраструктура, экосистема

JEL-классификация: H54, L31, Q56, Q57



Аннотация

Становление предпринимательской экосистемы является ключевой позицией в социально-экономическом развитии многих стран. Экосистема в предпринимательстве предполагает количественное развитие субъектов малого и среднего бизнеса, а также качественное развитие, которое включает в себя глубокие научно-фундаментальные исследования, формирование элементов инфраструктуры и др. В мировом пространстве есть много примеров позитивного опыта в развитии экосистемы предпринимательства. Однако, ряд стран до сих пор находятся на этапе ее становления. Республика Беларусь относится в той категории государств, которая вышла на количественный рост субъектов предпринимательства, но недостаточная развитость некоторых доменов экосистемы не дает ее качественного развития. За последнее десятилетии в стране было сделано много попыток в создании полноценно функционирующей предпринимательской экосистемы, которые проявились в организации множества предпринимательских конкурсов, венчурных фондов, работы ассоциаций и союзов и др. Предпринятые шаги повысили деловую инициативу многих граждан и субъектов хозяйствования, а также позволили сформировать благоприятные условия для ведения стандартного бизнеса. Однако глобализация экономики, рост проблем, стоящих перед человечеством, способствовали развитию отдельного сектора в экономике – социального предпринимательства. Что обуславливает актуальность выбранной темы и необходимость ее изучения фундаментальных и прикладных основ, т.к. в Республике Беларусь нет единого мнения к данному экономическому феномену, нет законодательной базы и четко выработанной позиции теоретиков и практиков.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально незащищенные слои населения, инфраструктура, экосистема

Социальное предпринимательство как экономический феномен

Изучение исторического аспекта развития социального предпринимательства позволит сформировать целостную картину причин, факторов и предпосылок его развития в мировом сообществе. Сам термин «социальное предпринимательство» используется в экономической литературе относительно недавно и общепризнанного определения не выработано. При этом понятие «предпринимательство» впервые было рассмотрено Р. Кантильоном в работе «Опыт о природе торговли» (1755), где была изложена концепция предпринимательства, в которой оно определялось «как вид доходной деятельности, стимулирующий экономический прогресс благодаря поиску новых и наиболее эффективных путей реализации деловых инициатив [1]. Й. Шумпетер сформировал концепцию создания стоимости, характеризуя в ней предпринимательство как силу, обеспечивающую экономический прогресс. Й. Шумпетер утверждал, что основополагающие элементы коммерческой деятельности – это предпринимательский подход, выявление бизнес-возможности и ее реализация через инновационное развитие [2, р. 214]. Французский экономист Ж.-Б. Сэй определял предпринимательство как «экономическую деятельность, осуществляемую посредством постоянного комбинирования факторов, направленную на эффективное использование ресурсов и получение наивысших результатов» [3, c. 146]. Й. Шумпетер поддерживал идею социальных инноваций через предпринимательскую деятельность. Научные учения Ж.-Б. Сэя и Й. Шумпетера стали основной для формирования современной концепции социального предпринимательства.

В узком смысле социальное предпринимательство рассматривается как способ получения дохода некоммерческими организациями с использованием инновационных решений [4, p. 415]. В этом определении в качестве субъекта социального предпринимательства выделяется некоммерческая организация. В свою очередь, некоммерческая организация рассматривается как организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения «социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» [5].

В широком смысле под социальным предпринимательством понимают вид социально ориентированной инновационной деятельности [6]. В соответствии с таким подходом, субъектами социального предпринимательства могут быть некоммерческие и коммерческие организации. В свою очередь, коммерческая организация – организация (юридическое лицо), деятельность которой направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [7].

Таким образом, в авторском понимании социальное предпринимательство – это активность граждан или субъектов хозяйствования, направленная на решение социальных проблем социально незащищенных слоев населения или всего общества в целом (с учетом географической границы решаемой проблемы), с помощью организации предпринимательской деятельности.

К основным характерным признакам социального предпринимательства можно отнести:

– объект деятельности социального предпринимательства – социально незащищенные слои населения [8, с. 56];

– способность социального предпринимательства принимать как форму некоммерческих организаций, так и коммерческую организационную форму [9 – 14];

– направленность на решение социальных проблем или достижение социальных целей для социально незащищенных слоев населения [15-23];

– масштабируемость и тиражируемость деятельности субъекта социального предпринимательства [10, 14, 23];

– использование инноваций для решения социальных проблем [69, 84 – 88] [14, 23, 24 – 27];

– использование предпринимательского подхода в деятельности, то есть создание финансовой самостоятельности, достижение социальной и экономической устойчивости. Организация получает прибыль и направляет ее на решение поставленных социальных задач либо на развитие деятельности [11-14, 28, 29].

История становления социального предпринимательства легла в основу всеобщего понимания необходимости проведения политики обеспечения социальной стабильности общества как комплекса мер, направленных на решение проблем в социальной сфере, которые являются своего рода индикатором уровня социально-экономического развития мира, страны или региона. Практика показывает, что государство, современные экономические институты и общественные организации могут удовлетворять потребности граждан, обеспечивать рост уровня жизни и национального благосостояния только совместно с частными структурами. Общественные структуры в этом взаимодействии выступают посредниками, которые аккумулируют возможности и собранные средства между нуждающимися в этой помощи и теми, кто готов помочь. Благотворительные пожертвования являются главным источником помощи в ситуациях катастроф и иных экстремальных обстоятельствах. Но они не способны финансировать длительные программы. Вместе с тем, с каждым годом увеличивается численность социально незащищенных слоев населения, обостряются экологические и социальные проблемы, которые нуждаются в постоянном контроле и способах решения. Иными словами, государству необходимо наладить механизм постоянной поддержки социальных проблем, привлекая разные способы и методы коммуникации между нуждающимися в этой поддержке и теми, кто может ее предоставить. Повышенный интерес к социальному предпринимательству способствовал развитию поддержки инфраструктуры его субъектов. В мире создаются информационные, краудфандинговые, культурные и консалтинговые платформы.

Перечисленные обстоятельства привели к активному взаимодействию государства как регулирующего органа и синтеза между предпринимательской (коммерческой) и благотворительной (некоммерческой) деятельностью, которые в современном экономическом пространстве называют «социальное предпринимательство». Однако, для успешного функционирования любой предпринимательской среды необходимо создание ее экосистемы.

Экосистема социального предпринимательства – это экономическое сообщество взаимосвязанных субъектов и институтов, выступающих катализатором взаимодействия участников через материальную и нематериальную составляющую, с целью создания благоприятной среды для работы и жизнедеятельности социально незащищенных слоев населения. [8, с. 63].

На рисунке 1 представлена экосистема социального предпринимательства, каждый элемент которой вносит важный вклад в ее развитие и повышает эффективность функционирования субъектов социального предпринимательства.

Рисунок 1 – Экосистема социального предпринимательства

Составлено автором

Экосистема социального предпринимательства включает в себя взаимоотношение и взаимодействие государства, частного сектора, представителей социального предпринимательства и других субъектов инфраструктуры.

Таким образом, для развития социального предпринимательства как отдельного сектора деятельности необходимо четкое представление его сущности, определение состава объектов и субъектов, формирование элементов инфраструктуры, которые при правильном взаимодействии позволят создать полноценный комплекс, называемый экосистемой социального предпринимательства.

Практические аспекты формирования экосистемы социального предпринимательства в Республике Беларусь

В Республике Беларусь отдельные аспекты социального предпринимательства активно развивались с 70-х гг. XX века. Однако активное его становление наблюдается в последние пятилетие.

Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты населения в 2017-2018 гг. выполнял задания ГПНИ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» на тему «Разработка теоретико-методологических подходов и прикладных инструментов управления человеческими ресурсами в современной организации», направленное на первичный сбор информации о социальном предпринимательстве в стране. В 2018 г. был запущен проект по разработке Концепции Закона Республики Беларусь «О социальном предпринимательстве в Республике Беларусь», который включает в себя цели и задачи, определение сущности социального предпринимательства, оценку предложений заинтересованных государственных органов и иных организаций, обзор деятельности субъектов социального предпринимательства. В 2021 г. при поддержке ПРООН был запущен проект «Сотрудничество для Импакта», в выборочное наблюдение которого попали 82 субъекта социального предпринимательства. По представленным анкетам можно было оценить направления и результаты деятельности субъектов, способы взаимодействия со стейкхолдерами и др. Результаты исследования были представлены на IV форуме социального бизнеса в Республике Беларусь, который проходил 1-2 июля 2021 г.

Частные инициативы в стране также активно развивают социальное предпринимательство:

- Консалтинговое учреждение «Социальные технологии бизнеса» - некоммерческая организация, целью деятельности которой является содействие созданию и развитию субъектов социального предпринимательства и деловых инициатив, направленных на удовлетворение актуальных потребностей социально уязвимых категорий населения;

- ОДБ «Брюссель» - некоммерческая организация, занимающаяся исследованиями в области поддержки социальных проектов граждан Республики Беларусь.

- Отдельные авторы в рамках их научных исследований проблематики КСО (Симхович В.А., Елецких Т.В.), развития социального предпринимательства в Республике Беларусь (В.В. Зайцев, Т.А. Козел, И.В. Титок).

Данные инициативы формирует определенную информационную и культурную базу социального предпринимательства в Республике Беларусь.

Однако, отсутствие специализированных организаций, которые занимаются изучением социального предпринимательства, ограничивает возможность реализации международного сотрудничества в сфере исследований по изучению зарубежного опыта становления социального предпринимательства и утверждение его института в национальной практике. Данный факт подтверждает актуальность и необходимость проведения статистических исследований в данной области.

В исследовании вопросов социального предпринимательства в Республике Беларусь правомерно выделить два направления: первое сосредоточено на изучении развития инфраструктуры социального предпринимательства [30, 31], второе - на объектах социального предпринимательства [32, 33], основанные на изучении поведения социально незащищенных слоев населения на рынке труда.

Эмпирической базой для статистической оценки деятельности субъектов в Республике Беларусь стал мониторинг ОДБ «Брюссель» (2015 г.), единичные исследования субъектов социального предпринимательства (январь 2018 г. – декабрь 2020 г.), частично были взяты результаты исследования в рамках проекта «Сотрудничество для Импакта» при поддержке ПРООН в Республике Беларусь (2021 г.)

Статистическая оценка социального предпринимательства в Республике Беларусь позволила дополнить составленный каталог субъектов социального предпринимательства и включить в него дополнительно организации (рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика числа субъектов социального предпринимательства в Республике Беларусь, ед.

Составлено автором

Проведенное исследование позволило составить каталог субъектов социального предпринимательства, на основании которого все субъекты социального предпринимательства сгруппированы по видам экономической деятельности (таблица 1), включая разделение на производство и услуги.

Таблица 1 – Группировка видов экономической деятельности

услуги
Вид деятельности, ед.
производство
строительно-монтажные работы
50
швейно-трикотажное производство
27
электрофизические измерения,
электромонтаж
16
производство электробытовых и хозяйственных товаров
19
полиграфические услуги
9
производство металлических изделий конструкций
12
организация отдыха и оздоровления
19
производство полиэтиленовой пленки, пластмассовых изделий
12
прочее
31
мебельное производство
4
прочее
23
Итого
124
Итого
97
Составлено автором

Виды экономической деятельности субъектов социального предпринимательства в сфере производства в Республике Беларусь достаточно многообразны, число субъектов составило 97 ед. Наиболее распространённый вид деятельности в производстве – трикотажно-швейное производство и производство компьютеров, оборудования электронного и оптического, на их долю приходится около 50 % субъектов социального предпринимательства.

Оценка основных видов услуг выявила, что около 40 % из них приходится на строительно-монтажные работы, также значительное их количество приходится на услуги в области физической культуры и спорта.

В настоящее время развивается активное сотрудничество между субъектами социального предпринимательства, государственными, общественными объединениями в области развития инфраструктуры и информационной поддержки. Однако направления развития социального предпринимательства в Республике Беларусь показывают его однополюсность. Те субъекты социального предпринимательства, которые используют труд людей с ограниченными возможностями, имеют поддержку государства, остальные субъекты функционируют на общих основаниях.

На рисунке 3 представим экосистему социального предпринимательства в Республике Беларусь с цветовым отражением уровня развития его отдельных элементов (зеленый – достаточно развит, голубой – имеют определенные регулирующие инструменты, красный – не регулируется, не развит).

Рисунок 3 - Экосистема социального предпринимательства в Республике Беларусь

Составлено автором

Экосистема социального предпринимательства в Республике Беларусь имеет свои особенности. Следует отметить достаточно хороший уровень развития информационной и культурной базы и практически полное отсутствие законодательного регулирования социального предпринимательства в стране, что приводит к неточности определения и трактования отдельных его структурных элементов (например, состава объектов и субъектов). Низкий уровень финансовых институтов, финансирующих социальные инициативы, также является сдерживающим барьером в становлении социального предпринимательства в стране.

Таким образом, в Республике Беларусь субъекты социального предпринимательства не выделены в отдельный сектор экономики, объекты социального предпринимательства не имеют четко зарегистрированного состава. Это затрудняет статистическое изучение, определение форм и видов социального предпринимательства и обусловливает необходимость разработки методического подхода к идентификации и оценке субъектов социального предпринимательства, что будет способствовать созданию соответствующего нормативного правового поля, развитие рынка социального инвестирования, а также повышения уровня узнаваемости.


Источники:

1. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. - Londres: Chez Fletcher Gyles, 1755. – 250 p.
2. Schumpeter J. On the Concept of Social Value // Quarterly Journal of Economics. – 1908. – p. 213-232.
3. Сэй Ж.–Б. Трактат по политической экономии. Экономические софизмы. Экономические гармонии. - Москва: Дело, 2000. – 251 c.
4. Thompson J. The world of the social entrepreneur // International Journal of Public Sector Management. – 2002. – № 5. – p. 412-431. – doi: 10.1108/09513550210435746.
5. Категориальный аппарат «Некоммерческая организация» Гражданский Кодекс Республики Беларусь 218–З от 07.12.1998 г. статья 46. Kodeksy–by.com. [Электронный ресурс]. URL: http://kodeksy–by.com/grazhdanskij_kodeks_rb/46.htm (дата обращения: 24.10.2021).
6. Certo S., Miller T. Social entrepreneurship: Key issues and concepts // Business Horizon. – 2008. – № 4. – p. 267-271. – doi: 10.1016/j.bushor.2008.02.009.
7. Категориальный аппарат «Коммерческая организация»: Гражданский Кодекс Республики Беларусь 218–З от 07.12.1998 г. статья 46. Kodeksy–by.com. [Электронный ресурс]. URL: http://kodeksy–by.com/ grazhdanskij_kodeks_rb /46.htm (дата обращения: 24/10/2021).
8. Краенкова К.И., Ванкевич Е.В. Социальное предпринимательство: социально–экономическая основа и концепция развития в Республике Беларусь // Белорусский экономический журнал. – 2020. – № 4. – c. 52-65. – doi: 10.46782/1818-4510-2020-4-52-65.
9. Seelos C., Mair J. Social Entrepreneurship: Creating New Business Models to Serve the Poor // Business Horizons. – 2005. – № 3. – p. 241-246. – doi: 10.1016/j.bushor.2004.11.006.
10. Cho A.H. (eds.) Politics, Values and Social Entrepreneurship: A Critical Appraisal. - Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2006. – 34-56 p.
11. Harding R. Social Enterprise: the New Economic Engine // Business Strategy Review. – 2004. – № 4. – p. 39-43. – doi: 10.1111/j.0955-6419.2004.00338.x.
12. Hibbert S., Hogg G., Quinn T. Social Entrepreneurship: Understanding Consumer Motives for Buying The Big Issue // Journal of Consumer Behaviour. – 2005. – № 3. – p. 159-172. – doi: 10.1002/cb.6.
13. Leoutre J., Justo R., Terjesen S., Bosma N. Designing a global standardized methodology for measuring social entrepreneurship activity: the Global Entrepreneurship Monitor social entrepreneurship study // Small Business Economics. – 2013. – № 3. – p. 693-714. – doi: 10.1007/s11187-011-9398-4.
14. Зайцев В.В., Козел Т.А., Титок И.В. Социальное предпринимательство в Республике Беларусь и зарубежных странах: проблемы развития // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – № 9. – c. 47-58.
15. Бунта Н. Социальное предпринимательство в Беларуси: жизнеспособные модели и секреты успеха. Центр экологических решений. [Электронный ресурс]. URL: http://ecoidea.by/blogs/379 (дата обращения: 04.11.2021).
16. Гурина А.В. Проблемы социального предпринимательства в России и пути его реформирования // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. Москва, 2015. – c. 91-93.
17. Рябова О. Развитие социального бизнеса и предпринимательства. Social–idea.ru. [Электронный ресурс]. URL: http: http://www.social–idea.ru/montlynews/Podkhody–i–opredelenie–socialnogo–predprinimatelstva (дата обращения: 11.10.201).
18. Кикал Дж. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2014. – 304 c.
19. Alvord S.H., Brown D.L., Letts C.W. Social Entrepreneurship and Societal Transformation: An Exploratory Study // The Journal of Applied Behavioural Science. – 2004. – № 3. – p. 260-282. – doi: 10.1177/0021886304266847.
20. Bornstein D. How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas. - Oxford, UK: Oxford University Press, 2004. – 185 p.
21. Hartigan P. It’s About People, Not Profits // Business Strategy Review. – 2006. – № 4. – p. 42-45. – doi: 10.1111/j.0955-6419.2006.00433.x.
22. Korosec R.L., Berman E.M. Municipal Support for Social Entrepreneurship // Public Administration Review. – 2006. – № 3. – p. 448-462. – doi: 10.1111/j.1540-6210.2006.00601.x.
23. Peredo A.M., McLean M. Social Entrepreneurship: A Critical Review of the Concept // Journal of World Business. – 2006. – p. 56-65. – doi: 10.1016/j.jwb.2005.10.007.
24. Perrini F., Vurro C., Mair J., Robinson J., Hockerts K. (eds.) Social Entrepreneurship: Innovation and Social Change Across Theory and Practice. - Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2006. – 57-85 p.
25. Prabhu G.N. Social Entrepreneurship Leadership // Career Development International. – 1999. – № 3. – p. 140-145. – doi: 10.1108/13620439910262796.
26. Bacq S., Janssen F. Politics, Values and Social Entrepreneurship: A Critical Appraisal // Entrepreneurship & Regional Development. – 2011. – № 5-6. – p. 373-403.
27. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально–экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 1(141). – c. 20-24.
28. Mair J., Marti I. Social Entrepreneurship Research: a Source of Explanation, Prediction, and Delight // Journal of World Business. – 2006. – № 1. – p. 36-44. – doi: 10.1016/j.jwb.2005.09.002.
29. Невская Н.А. Индикаторы макроэкономических прогнозов в условиях цикличности экономики // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 4-2(45). – c. 52-56.
30. Mintzberg H. Tracking strategy in an entrepreneurial firm // Academy of management Journal. – 1982. – p. 465-499. – doi: 10.2307/256075.
31. Lumpkin G.T., Dess G.G. Clarifying the entrepreneurial orientation construct and linking it to performance // Academy of management. – 1996. – p. 135-172. – doi: 10.5465/amr.1996.9602161568.
32. Бентам И. Тактика законодательных собраний. - Санкт–Петербург: Сириус, 1907. – 186 c.
33. Богдан Н.И. Социализация инновационной политики: мировые тренды и вызовы для Беларуси // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 3(72). – c. 4-22.

Страница обновлена: 08.04.2022 в 16:22:46