Влияние международных организаций на развитие социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности бизнеса

Джабиев А.П.1
1 Российский университет транспорта, Россия, Москва

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (КСО) становятся важнейшим компонентом дискуссии, предметом многочисленных споров и критики глобального характера, ибо международное сообщество ждет от бизнеса не только производить товаров надлежащего качества по низким ценам, но и учитывать интересы общества по проблемам развития социальной, экономической и экологической сферах. Для реализации этих качественных направлений важную роль играют международные организации, оказывающие серьезное влияние на становление и развитие традиционного предпринимательства и благотворительности. В статье значительное внимание уделяется анализу документов международных организаций, в которых содержатся рекомендации рационального подхода к предпринимательству. Автор приходит к выводу, что подавляющее большинство крупных корпораций глобальной экономики выходит из-под принципа «прибыли любой ценой» и переходит на сторону общества, чтобы реализовывать свои возможности в сфере развития социального предпринимательства в интересах человека и природы. Обосновывается мысль о том, что крупным компаниям глобальной экономики следует мобилизовать глобальное движение для окончательной реализации единых этических принципов в сфере упорядочения трудовых отношений, сохранения окружающей среды и противодействия коррупции в целях оптимизации социального предпринимательства и корпоративной ответственности бизнеса.

Ключевые слова: международные организации, ООН, ЮНКТАД, социальное предпринимательство, корпоративная социальная ответственность, бизнес



Введение

В условиях динамично меняющейся внешней среды и усиливающейся протекционистской политики тема социальной ответственности бизнеса и КСО становится важнейшим элементом дискуссии глобальной экономики. Дискуссии на данную тему становятся все более актуальными для всех заинтересованных сторон, ибо социально ответственные компании должны принимать политику, направленную на обеспечение благополучия общества и окружающей среды при одновременном уменьшении негативного воздействия на них.

Социальная ответственность бизнес-организаций и КСО в последние годы привлекает все большее внимание. У бизнес-менеджеров в рамках глобальной экономики сложилось понимание того, что крупные транснациональные корпорации и другие менее значимые предприятия должны принимать «правила игры» по выполнению действующих конвенций и рекомендаций, разработанных международными организациями, регулирующих социальное предпринимательство и КСО. Ответственные сотрудники и руководители крупного бизнеса, отвечающие за развитие социального предпринимательства, должны проводить политику, соответствующую целям и ценностям общества в совместном управлении текущими преобразованиями бизнеса [13] (Rank, Contreras, 2021).

Конвенции и рекомендации международных организаций нацелены на социализацию труда, искоренение нищеты и создание благоприятных условий труда. Поэтому социальная ответственность бизнеса и КСО стали важнейшей составляющей сегодняшней деловой повестки дня, «наиболее удачной формой реализации устойчивого развития экономики» [5] (Zareckij, Ivanova, 2011).

Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что крупные компании и широкие слои населения стали больше внимания обращать к концепции социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности в целях объединения усилий государства, бизнеса и общественных организаций для реализации ключевых социально-экономических проблем. Социальное предпринимательство и КСО – это своего рода общественный долг делового мира, благодаря чему «социальное предпринимательство постепенно становится важнейшим элементом дискуссии глобального масштаба» [14] (Gandhi, Raina, 2018).

Благодаря консолидированному партнерству, благополучному формированию партнерских отношений бизнеса, органов исполнительной власти и общественных организаций в социальной сфере в большей степени зависит качество жизни населения и социальная стабильность. Речь идет о становлении и развитии социально ориентированной предпринимательской деятельности, предполагающей формирование эффективных механизмов взаимодействия, государства, бизнес-сообщества на основе КСО.

Целью исследования является выявление особенностей и проблем развития социального предпринимательства и КСО, анализ рекомендательных документов и стандартов международных организаций, регулирующих социальное предпринимательство и КСО.

Основной гипотезой работы является то, что в условиях возрастания протекционистской политики в системе глобальной экономики настало время усилить тенденции формирования и совершенствования института социального предпринимательства и КСО, общей целью которого является создание более унифицированных экономических и социальных структур на базе программных документов международных организаций.

Методологической основой исследования послужил анализ программных документов ООН, нормативных документов ЮНКТАД, ВТО, МОТ и др. Исследование базируется на научных работах ведущих зарубежных и отечественных ученых-экономистов, посвященных проблемам КСО и предпринимательской деятельности. Содержание документов международных организаций служит именно «инновационным полем научных исследований, доминирующей областью в исследовании социального предпринимательства» [4] (Zhohova, 2015).

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе исследования нормативных и программных документов международных организаций проанализированы универсальные предложения и рекомендации по развитию социальной ответственности предпринимательских структур; обоснована целесообразность тесного взаимодействия органов государственной власти, предпринимательских структур и общественных организаций по оказанию содействия формированию институционального развитию КСО.

Социальное предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность в сфере экономики, производимая за счет собственного или привлеченного капитала на «свой страх и риск» и под свою ответственность, ставящая главными целями извлечение прибыли и развитие собственного дела. При этом не без основания в научной литературе «риск в предпринимательской деятельности или восприятие риска часто рассматриваются как фактор предпринимательского успеха» [15] (Burmans, 2017). Социальные предпринимательские структуры ищут различного рода бизнес-идеи, тесно связанные с обществом, и реализуют культурные, социальные или экологические проблемы одновременно с извлечением прибыли, «стремятся создавать общественную ценность, преследуя при этом финансовую устойчивость» [16] (Giacomo Ciambotti, Francesca Sgrò, Bontis, Zaccone, 2021).

Смысл социального предпринимательства заключается в том, чтобы запустить малый и средний бизнес, используя инновационную идею, и кроме извлечения прибыли одновременно решать социально значимые проблемы.

Однако концепция социального предпринимательства не ограничивается малым бизнесом, она может ставить более серьезные задачи перед крупнейшими компаниями глобальной экономики, поскольку к «началу нового столетия социальное предпринимательство стало предметом больших общественных ожиданий» [10] (Moskovskaya et al., 2011).

О становлении и развитии социального предпринимательства и КСО проведено много различных исследований, но, пожалуй, самое широкое распространение получило оно с момента появления научных исследований, среди которых можно выделить работы британского публициста Чарльза Лидбитера. Исследуя и развивая идею социального предпринимательства, он опубликовал в 1997 году работу «Расцвет социального предпринимателя», а в 2010 г. – «Восхождение социальных предпринимателей» [17] (Leadbeater, 1997), в которых он выдвинул гипотезу о том, что социальные предприниматели выявляют ресурсы, которые в полной мере не задействованы, не использованы для удовлетворения социальных нужд.

В современном мире термин «предпринимательство» стал весьма популярным и востребованным среди молодых людей с творческим способностями и новаторскими идеями, которые начали свою карьеру в качестве предпринимателей, благодаря чему появились такие успешные предприятия, как Amazon, Microsoft, Facebook, Apple и т.д. Сегодня дисциплинированные и цивилизованные предприниматели заняты поиском инновационных идей не только для извлечения сиюминутной прибыли, но и оказать положительное влияние на общество. Они тесно связаны с индивидуальными и инновационными аспектами, «влияющими на взаимосвязь между конкурентной стратегией и эффективностью развития социальной защиты общества» [18] (Lechner, Gudmundsson, 2014).

Как мы уже отметили выше, кроме крупных корпораций, для достижения успеха ключевую роль играют малые и средние предприятия в формировании социального предпринимательства. Они сосредоточиваются на создании новых продуктов или услуг, способны адаптироваться к динамично меняющимся требованиям рынка. Сущность этих требований сводится к тому, что они являются привлекательными и они могут предоставлять ценную информацию о развитии предпринимательства средних и малых предприятий, а также принимать меры, чтобы помочь предпринимателям преодолеть стагнацию.

Принимая во внимание тот факт, что движущим мотивом предпринимателя является извлечение прибыли, но вместе с тем, понимая сущность политики социального предпринимательства, они развивают свой бизнес, оказывая одновременно серьезную экономическую и эмоциональную поддержку населению.

Например, гигантская электронная компания Apple вынуждена искоренить СПИД, жертвуя все доходы, полученные от продажи красных iPhone, для людей, пострадавших от СПИДа. Компания Apple предоставляет лекарства людям, заболевшим СПИДом, живущим в странах Африки к югу от Сахары, поскольку подавляющее большинство людей, заболевших этой болезнью, живут в этом регионе. Благодаря такому благотворительному поступку Apple приобретает статус организации социального предпринимательства.

В сущности, организация социального предпринимательства должна выработать новаторские идеи для поддержки социальных и экологических инициатив. Они готовы применять новаторскую деловую практику, чтобы меньше вреда причинять окружающей среде, объединяясь со своими клиентами для решения проблемы социального развития общества. Например, та же Apple демонстрирует бизнес-практику следующим образом: компания производит продукцию как можно больше, но при этом использует энергию, производимую с использованием возобновляемых ресурсов.

Принципы международных организаций, содействующие эволюционному развитию корпоративной социальной ответственности

Проблемы социального предпринимательства и КСО привлекают к себе пристальное внимание ученых и общественности из‑за того, что современное производственное предприятие должно учитывать интересы общества, а также возлагать на себя ответственность за создание комфортных условий для своего персонала. С учетом этих тенденций, рассматривая роль международных организаций в сфере развития социального предпринимательства и КСО, принципиально важную роль в этом гуманном процессе играют не только транснациональные корпорации и другие менее значимые предприятия, но и международные организации, к числу которых, прежде всего, относятся: ООН, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО), Международная организация труда (МОТ), а также другие институты, имеющие непосредственное отношение к глобальному управлению не только социальным предпринимательством, но и мировой экономикой. Эти организации являются наиболее прогрессивными и многосторонними механизмами для упорядочения координации деятельности мирового сообщества, чтобы глобальный мир предстал единым социально-экономическим устройством.

Давно назревшие проблемы глобального устойчивого развития «привлекают все большее внимание мировой общественности и международных организаций, зафиксированные в документах ОЭСР, МВФ, Всемирного банка, ВТО и в отчетах корпораций» [12] (Shlikhter, 2020).

Особого внимания заслуживает быть отмеченным тот факт, что концепция КСО в последние годы развивается стремительными и бурными темпами, прежде всего, в странах Запада, сочетая социальные и рыночные методы ведения хозяйственной деятельности. Ключевую роль в развитии этого процесса сыграло выступление Кофи Аннана, занимавшего пост генерального секретаря ООН с 1997 по 2006 г., который на Всемирном экономическом форуме в Давосе (1999 г.) заявил: «Я предлагаю вам, бизнес-лидерам, собравшимся в Давосе, и нам, ООН, инициировать глобальный договор общих ценностей и принципов, который даст человеческое лицо глобальному рынку» [1] (Annan Kofi,1999).

В результате в июле 2000 года по инициативе Кофи Аннана был заключен и вступил в силу Глобальный договор ООН (ГД ООН), который декларирует десять принципов в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. ГД ООН направлен на стимулирование социальной ответственности предпринимательства и предоставление отчетов об осуществлении такой политики.

ГД ООН – международный проект, являющийся самой внушительной в глобальном мире инициативой, движущей силой по управлению социального предпринимательства и КСО, в состав которого вошли более 9 200 компаний и организаций из 166 стран мира. В рамках ГД ООН было создано 44 глобальных компаний, 6 бизнес-ассоциаций, а также 2 организации по труду и 12 организаций гражданского общества.

Будучи самой масштабной в мире корпоративной инициативой в области устойчивого развития, реализуемой под эгидой ООН и основанной на ее принципах и ценностях, ГД ООН располагает уникальными возможностями для налаживания такого сотрудничества в целях выработки и масштабирования решений глобальных проблем по развитию. Основными доминирующими мотивами в деятельности ГД ООН можно обозначить цели глобального масштаба, являющиеся важнейшими идеями и имеющими непосредственное отношение к развитию КСО. Вследствие развития деятельности ГД ООН по состоянию на сегодняшний день сформированы «международные и региональные модели, методы, стандарты и индексы, позволяющие оценить КСО» [3] (Drobot, 2021), оказывающие позитивное влияние на развитие социального предпринимательства и КСО.

Рассматривая деятельность международных организаций в сфере развития КСО, следует упомянуть такой важный документ, как «Цели в области устойчивого развития» (ЦУР) (англ. Sustainable Development Goals (SDGs) – набор из 17 взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 г. Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» [20].

25 сентября 2015 г. на специальном саммите в Нью-Йорке страны – члены ООН приняли Повестку дня до 2030 года, призванную улучшить условия жизни общества, сохранить нашу планету [2]. Цель Повестки дня до 2030 года – сделать развитие во всем мире устойчивым с экологической, экономической и социальной точек зрения. Амбициозная глобальная программа трансформации призвана обеспечить грядущим поколениям перспективу достойной жизни. При этом первоочередное внимание должно быть уделено самым слабым и уязвимым (принцип Leave no one behind).

Повестка дня до 2030 г. направлена на искоренение нищеты во всех ее формах и проявлениях, представляет общий план мира для процветания людей всей планеты, преобразование нашего хрупкого мира. Декларация признает, что необходимо искоренить нищету, улучшить здоровье и образование, свести к минимуму неравенство и стимулировать экономический рост именно тогда, когда глобальный мир борется с изменением климата и осуществляет работу над сохранением океанов и лесов.

Примечательным является тот факт, что концепция устойчивого развития появилась в процессе объединения трех основных точек зрения – экономической, социальной и экологической, являющихся важнейшим стимулирующим фактором развития социального предпринимательства и КСО.

В глобальном мире накапливается все больше политических и экономических проблем, благодаря чему разрешением и упорядочением этих важнейших задач и проблем в рамках международных экономических отношений активно занимаются ООН и связанные с ней организации, способствующие социально-экономическому развитию, расширению человеческих потребностей и повышению уровня занятости. В этих условиях ООН играет принципиально важную роль в системе международных организаций и занимает ключевое место в урегулировании международных проблем в сфере социально-экономического развития. ООН призывает к тому, чтобы транснациональные корпорации и другие предприятия строго соблюдали устоявшуюся систему КСО, следовали соблюдению важнейшего принципа социальных интересов в своей предпринимательской деятельности, включая экологические, экономические и социальные аспекты.

Мировая практика показывает, что реализация КСО может не только заставить предприятия получить хорошую репутацию, способствуя конкурентоспособности предприятий, росту предприятий и повышению эффективности работы корпораций, но и помочь предприятиям установить коммерческие деловые отношения, чтобы успешно пользоваться льготными условиями для дальнейшего развития бизнеса [19] (Oloo, Kagiri, Ndung’u, 2018).

Неотъемлемой составляющей развития КСО становится использование документов Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности (МСУО) при ЮНКТАД, подготовившей документ «Руководство по эффективной практике раскрытия информации по вопросам корпоративного управления» (Руководство). Руководство было опубликовано для формирования оптимальной и прозрачной отчетности крупнейших компаний. Появление документа в свет – принципиально конструктивное решение, способствующее укреплению собственных систем регулирования, повышению уровня транспарентности и подотчетности корпораций, восстановлению доверия инвесторов и акционеров. Руководство было подготовлено для улучшения и подотчетности корпораций, облегчения инвестиционных потоков и мобилизации финансовых ресурсов для экономического развития. Документ содержит следующие пять разделов:

§ раскрытие финансовой информации;

§ раскрытие нефинансовой информации;

§ общие собрания;

§ сроки и средства раскрытия информации;

§ оптимальная практика для соблюдения.

Несомненная важность этого документа состоит в том, что информация, изложенная в нем, результат проработки огромного объема информационного массива, охватывающего весь комплекс вопросов, содействующих развитию и совершенствованию. Речь, прежде всего, идет о защите интересов инвесторов и других заинтересованных сторон. Документ будет представлять интерес для предприятий, стремящихся привлечь инвестиции вне зависимости от их юридической формы или размеров. Важной характерной чертой данного документа является и тот факт, что он носит чисто рекомендательный, а не обязательный характер.

Принцип корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

ОЭСР международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы экономической системы, основанной на принципах свободного предпринимательства. Она представляет собой уникальную организацию, в состав которой по состоянию на май 2021 года входят 38 государств, в том числе большинство государств – членов ЕС. ОЭСР проводит широкомасштабную аналитическую работу, разрабатывает предложения и рекомендации для стран-членов и служит площадкой для организации многосторонних переговоров по экономическим, социальным и экологическим проблемам. Основная деятельность ОЭСР сопряжена с борьбой против отмывания денег, уклонением от уплаты налогов, коррупцией и взяточничеством.

Данная международная организация играет принципиально важную роль в развитии и совершенствовании корпоративного управления, является эффективным методом повышения производительности труда предприятия, краеугольным камнем и основой устойчивого развития социальной экономики государства. Одно из основных направлений ее деятельности – развитие инновационной политики, в которой «инновации являются основой устойчивого экономического роста и важным фактором конкурентоспособности» [21] (Nyssen Guillén, Deckert, 2021).

В 1999 г. ОЭСР были подготовлены «Принципы корпоративного управления ОЭСР», благодаря чему они стали международным ориентиром, новым этапом развития системы корпоративного управления [22]. Принципы содержат конкретные рекомендации и предложения в сфере развития КСО и добросовестной деловой репутации в странах ОЭСР. Эти принципы впервые были одобрены Форумом по финансовой стабильности, организованным в 1999 г. в Вашингтоне.

Не подлежит сомнению тот факт, что формирование и совершенствование политики КСО стало актуальным в целях обеспечения стабильности финансовых рынков, инвестиций и экономического роста. С учетом научных подходов к корпоративному управлению, понимая важность и полезность сформированных принципов, следует помнить, что компании, прежде всего крупные, отдают себе отчет о необходимости использования этих принципов для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Поэтому предпринимательская деятельность должна отвечать требованиям общества в этическом, правовом, коммерческом и общегражданском аспектах, чтобы институт корпоративного управления строго соблюдал принципы КСО.

С целью создания эффективно работающего института корпоративного управления, достижения качественных результатов «Принципы корпоративного управления ОЭСР» подвергаются регулярному пересмотру и совершенствованию. В их разработке и совершенствовании принимают активное участие ведущие международные институты, представители предпринимательских структур, профсоюзы, гражданское общество, представители научных кругов, промышленности и др. К примеру, Принципы были пересмотрены Советом ОЭСР 8 июля 2015 г., а затем саммитом лидеров «Группы двадцати» в Анталии 15–16 ноября 2015 года». Особо следует отметить роль научной среды стран – членов ОЭСР, оказывающей серьезную научную и исследовательскую поддержку научных учреждений этой международной организации за счет использования обширной эмпирической и аналитической базы данных, формирующейся из разных международных информационных ресурсов и источников.

Международная организация ОЭСР стала постоянной и надежной типологией общественного пространства. В ее работе постоянно обсуждают вопросы глобального развития корпоративного управления, выявляя негативные тенденции с последующей их минимизацией. В основу Принципов ОЭСР положен мобилизационно-эволюционный подход к корпоративному управлению, и такой подход поддерживается странами – членами этой организации в качестве основного документа в целях развития КСО.

Принципы МОТ в отношении многонациональных предприятий

Международная организация труда главным образом выступает в качестве одного из самых авторитетных специальных учреждений ООН. Основная ее компетенция – становление и развитие международного трудового права, содействие трудоустройству населения, поддержка социальной политики трудящихся, развитие и укрепление общественного диалога между классами и социальными группами по согласованию их интересов в экономической сфере. Это уникальная международная организация, которая способствует разработке конвенций, международных трудовых стандартов и рекомендаций по социальным и трудовым вопросам. За сто лет своего существования в данной международной организации было разработано 189 конвенций по проблемам социальных и трудовых отношений [11] (Shitov, 2021).

В ноябре 1977 г. в Женеве Административным советом Международного бюро труда на 204-й сессии была принята Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики с последующими внесенными поправками.

Принципы, закрепленные в Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (Декларация МНК), являются рекомендациями, предназначенными для многонациональных корпораций, правительств и организаций работодателей и работников по таким вопросам, как занятость, профессиональная подготовка, условия труда и жизни, трудовые отношения [8].

Цель Декларации состоит в установлении стандартов в сфере занятости для коммерческих предприятий. Документ охватывает такие жизненно важные вопросы, как недопустимость дискриминационной политики, гарантии в области занятости населения, профессиональная подготовка, заработная плата, пособия и условия труда, гигиена и безопасность труда. Гарантии, предусмотренные Декларацией МНК, могут вносить неоценимый вклад в социально-экономическое развитие, повышение уровня жизни и удовлетворение основных нужд населения.

Многонациональные корпорации (транснациональные корпорации) играют важнейшую роль в социально-экономической жизни большинства стран и глобальной экономике в целом, что является чрезвычайно важным и абсолютно вынужденным применение принципов Декларации МНК в контексте прямых иностранных инвестиций и торговли, а также глобальных систем поставок. Данное утверждение вызывает повышенное внимание национальных правительств, работодателей и их соответствующих организаций, так как благодаря широкомасштабному привлечению иностранного капитала эти корпорации способны обеспечивать ощутимые выгоды принимающим странам, способствуя эффективному использованию капитала, технологии и рабочей силы.

В то же время принципиально важно отметить, что транснациональные компании должны и обязаны принимать все условия Декларации МНК, ибо их действия за пределами национальной территории могут способствовать нарушению правовых норм международной торговли, противоречащих стратегическим задачам развития национальной экономической политики, а таким нарушением может быть, например, сосредоточенность экономической мощи национальных компаний за пределами собственной территории.

Кроме того, непредсказуемость этих корпораций, разнохарактерность по составу, а также проводимой ими экономической политике порою приводят к глубокой обеспокоенности правительств стран пребывания. Речь идет об экономической концентрации национальных корпораций на территории в стране пребывания. Экономическая концентрация понимается как «сосредоточение экономически значимых признаков или характеристик в руках незначительного количества хозяйствующих субъектов [6] (Knyazeva, 2008).

Под рыночной концентрацией, т. е. концентрацией как продавцов, так и покупателей, понимается плотность размещения рыночных структур, а также совокупность удельных весов агентов рынка по объему предложения и спроса [9] (Roj, Tretyak, 2008).

Международная конференция по устойчивому развитию, которая состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, предъявила новые требования к крупным корпорациям о повышении их социальной ответственности. Конференция стала катализатором роли корпораций по повышению ответственности развития социальной политики, а также разработки программных документов на всех уровнях (корпоративном, национальном и международном), устанавливающих масштабы социальной ответственности бизнеса.

Анализируя проблемы социального предпринимательства и КСО, вышеизложенное подчеркивает необходимость рассмотрения такого важного направления, как международные стандарты, которые приобрели первостепенное значение на международной арене в сфере развития КСО на том основании, что «международные стандарты носят надгосударственный характер и формируют общие для бизнеса контуры КСО» [7] (Makarov, Nazarenko, Drobot, 2021).

Большое влияние на социальную политику предприятий оказывают стандарты, выработанные МОТ. Более того, в 2010 году Международная организация по стандартизации (ISO) опубликовала обширный спектр добровольных стандартов, содействующих оказанию помощи компаниям и внедрению их в систему института социального предпринимательства. Среди них особое место занимает ISO 26000, который предоставляет рекомендации, а не требования, поэтому он не может быть сертифицирован в отличие от некоторых других известных стандартов ISO. ISO 26000 дает четкие разъяснения, чтобы раскрыть сущность корпоративной социальной ответственности с целью реализации и претворения ее принципов в практические действия предприятий. В стандарте ISO 26000 предусмотрено предписание, касающегося продолжительности рабочего дня, социальной поддержки персонала, защиты окружающей среды.

Заслуживает быть отмеченным тот факт, что ISO 26000 представляет собой международный консенсус, ибо в его создании принимали самое активное участие представители правительств многих стран, ключевые заинтересованные стороны мирового сообщества, внесшие свой бесценный вклад. Согласно положениям данного стандарта, бизнес и организации будут строить свои взаимоотношения в рамках данного документа в целях повышения благосостояния общества, поскольку оба они находятся под влиянием многих факторов. Их взаимоотношения с обществом или окружающей средой, в которых они работают, являются критической движущей силой для эффективного их взаимодействия.

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что международные организации призывают бизнес, который должен быть ответственным за влияние своей деловой деятельности на людей, окружающую среду и бизнес-операции, осуществлять осознанный выбор, чтобы найти баланс между людьми, планетой и прибылью.

Значение предпринимательской этики в развитии корпоративной социальной ответственности

В последние десятилетия важнейшей особенностью становится формирование института предпринимательской этики, являющейся движущей силой, от которой в большей степени зависит коммерческий успех предпринимательства. Предпринимательская этика и социальная ответственность бизнеса являются неотъемлемой частью формирования культуры цивилизованной предпринимательской деятельности, благодаря чему «ученые мирового сообщества весьма активно занимаются исследованием причин создания института КСО на национальном уровне».

Деловая этика – исследование конкретной бизнес-политики и практики по спорным вопросам, включая корпоративное управление, инсайдерскую торговлю и КСО. Деловая этика гарантирует, что между участниками рынка существует определенный базовый уровень доверия. Деловая этика означает поведение предпринимателя при ведении бизнеса, соблюдение морали в его деловой деятельности. Этичное поведение не только повышает прибыльность, но и способствует развитию деловых отношений и производительности труда сотрудников.

Существует довольно много международных сводов правил в виде этических кодексов, регламентирующих этическую деятельность корпораций, которые утверждались ООН, Международной торговой палатой и ОЭСР. Кодекс профессиональной этики – совокупность правил и норм, формируемых корпорациями, союзами и различного рода объединениями для регулирования внутренних вопросов нравственности своих членов.

Этический кодекс является своего рода законодательством в рамках компании, обязывающим своих сотрудников строго выполнять все его предписания с установлением ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа за нарушение кодекса. Кодекс как инструмент корпоративной культуры повышает инвестиционную привлекательность компании, становится международным стандартом осуществления предпринимательской деятельности.

Кодекс профессиональной этики получил широкое распространение после роста интереса общественности к потребительскому отношению и особенно окружающей среде. Дело в том, что крупнейшие производственные предприятия выбрасывают в атмосферу большие объемы разного рода вредных веществ, в частности углекислого газа, метана, соединений тяжелых металлов. Более того, большинство существующих экологических проблем носят трансграничный характер, и их можно эффективно решать только на основе деловой этики и консолидированной социальной ответственности.

Крупные компании или корпорации сталкиваются с растущими требованиями общества глобального масштаба, чтобы они выходили за рамки своих собственных интересов и отдавали приоритет интересам общества, в котором они работают. Достаточно вспомнить большое количество протестов мирового масштаба, сопряженных с грубейшим нарушением экологических стандартов крупнейшими европейскими компаниями. Среди них можно выделить протесты, организованные в 2019 г. активистами Greenpeace против британско-нидерландской компании Royal Dutch Shel, пытавшейся оставить в море бетонные опоры платформ после прекращения добычи нефти. Ответственные компании были обязаны создавать этическую инфраструктуру для обеспечения защиты окружающей среды при одновременном улучшении социальных и финансовых показателей.

ТНК и другие деловые организации помимо выполнения экономической миссии по созданию качественных материальных ценностей для акционеров, владельцев бизнеса несут социальную и предпринимательскую этическую ответственность перед обществом в части реализации концепции КСО.

Как показывает мировая практика, для разрешения конфликтных вопросов и становления предпринимательской этики часто привлекаются различные социальные группы, общественные организации, которые охватывают широкий круг проблемных вопросов заинтересованных сторон. Эти группы становятся важнейшим фактором проведения политики социальной ответственности, частью корпоративной культуры в сфере бизнеса и предпринимательской этики.

Предприятия, не соблюдающие какой-либо этический кодекс или не выполняющие свою социальную ответственность, приводят к более широким негативным последствиям. Например, бизнес, не проявляющий должной заботы об утилизации своих отходов, не учитывает долгосрочную перспективу при покупке земли для устойчивого развития, не выполняет свои обязательства по стимулированию прогресса в области экологически чистых возобновляемых источников энергии, наносит огромный ущерб миру, перспективному развитию компаний.

Развивающиеся страны могут пострадать из‑за плохой деловой этики, так как крупные компании, пренебрегающие развитием КСО, активно препятствуют процветанию всего бизнеса в развивающихся странах. Предприятия, которые используют дешевую рабочую силу или доминируют на местных рынках с нарушениями политики КСО и кодекса этичного предпринимательства, могут извлечь прибыль в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе могут быть снижены устойчивые прибыли.

Поведение предпринимателя будет считаться этичным, если оно соответствует нормам деловой этики. При соблюдении данного постулата важно помнить, что успешная трансформация бизнеса в интересах устойчивого развития невозможна без актуализации трактовок КСО и строгого выполнения предусмотренных в них основных правил.

Подлинное значение социального предпринимательства заключается в самостоятельном осуществлении коммерческой деятельности на свой риск в целях максимального извлечения прибыли при производстве и продажи товаров, строгом соблюдении коммерческих правил игры, не прибегая к мошенничеству и обману. Поэтому ответственные сотрудники и руководители должны взять на себя ответственность, чтобы добиваться высокой продуктивности в совместном управлении текущими преобразованиями бизнеса [13] (Rank, Contreras, 2021).

Заключение

Таким образом, наше исследование, посвященное роли международных организаций в развитии социального предпринимательства и социальной корпоративной ответственности, позволяет сделать следующие выводы.

За последнее десятилетие в мировой практике социального предпринимательства произошли позитивные трансформации по эффективному решению общественных проблем, сочетая социальные и рыночные методы хозяйствования. Трансформационная политика способствовала расширению числа компаний, нацеленных на развитие социального предпринимательства. Это обусловлено тем, что крупные компании активизируют процесс масштабных капиталовложений в развитие глобальной экономики, эффективно участвуя в мировом рынке экономических благ и ресурсов.

Изменения, произошедшие в сфере социального предпринимательства, коснулись не только самого социального бизнеса, но и общества, с которым бизнес непосредственно взаимодействует. Крупные корпораций тесно сотрудничают с акционерами, инвесторами, государственными регулирующими и контролирующими органами, потребителями товаров и услуг и общественными организациями в целях осуществления насущных социальных проблем общества.

Примечательным является тот факт, что государственные органы и крупный бизнес формируют и развивают партнерские отношения с представителями социального предпринимательства. В социальный бизнес вступают различные общественные организации и группы населения, складываются актуальные тренды корпоративной социальной ответственности.

Одной из основных тенденций развития социального предпринимательства и КСО является широкомасштабная поддержка развитыми государствами, признающими социальные проблемы, содействующие обострению затяжного кризиса, разрешение которого невозможно остановить за счет государства.

Социальные предприниматели стремятся создавать экологически безвредные продукты питания, сосредоточиться на благотворительной деятельности. Они являются растущей тенденцие, наряду с социально ответственным инвестированием и экологическими, социальными и управленческими инвестициями.

Для достижения и реализации идей социального предпринимательства ключевую роль играют международные организации ООН, ОЭСР, ЮНКТАД, МОТ, Международная организация по стандартизации (ISO). В целях дальнейшей оптимизации КСО рекомендации этих международных организаций призваны содействовать эффективному ведению бизнеса, который обязан стремиться не только к увеличению извлечения прибыли, но и активно применять эти рекомендации для устранения социальных и экологических последствий бизнеса.

Концепция корпоративной социальной ответственности стала настолько широко популярной, что она сформировала свою собственную аббревиатуру в корпоративном мире – КСО. Данная бизнес-модель предполагает, что компания должна быть подотчетна обществу и акционерам, страдающим от ее действий и операций. Когда такая политика принимается компанией, она всегда готова отстаивать этические ценности и практики уважения общества, людей и окружающей среды.

Значительную роль играют рекомендации и стандарты, разработанные международными организациями, регулирующие проблемы социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности. Они основаны на традиционном международном праве и межправительственных соглашениях, признанных мировым сообществом.

Одной из характерных особенностей развития предпринимательства является формирование в нем таких признаков, как этика и социальная ответственность бизнеса. Вместе с тем на современном этапе эти признаки превратились в качественно новый уровень, который может способствовать реализации призывов ООН лидеров глобальных транснациональных корпораций соблюдать в своей предпринимательской деятельности универсальные принципы в области прав человека, трудовых стандартов и охраны окружающей среды.

Социальная этика предпринимательства – элемент делового поведения, который является ответственным за соблюдение правил и норм хозяйственной деятельности. Поведение предпринимателя будет этичным, если оно соответствует этим нормам и правилам. В современной интерпретации и толковании этической признается такая предпринимательская деятельность, которая может базироваться на транспарентности, уважении законов и умении вести хозяйственную деятельность. Этические нормы и правила бизнеса формируются в той среде, где предпринимательство рассматривается как общественно полезная и нравственно оправданная деятельность.

На основании вышеизложенного логично предположить, что институт социального предпринимательства в рамках глобального мира совершил переход на новую ступень своего развития. Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность крупных компаний в дальнейшем будут развиваться благодаря усилиям международных организаций, принимающих активное участие по разработке стандартов и рекомендаций, способных налаживать гармоничные и взаимоприемлемые деловые отношения со всеми заинтересованными сторонами. При проведении в дальнейшем такой социально-экономической политики компании станут наиболее привлекательными для инвесторов, что повлечет за собой дополнительные инвестиции, способствующие полноценному извлечению прибыли и совершенствованию социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности.


Источники:

1. Аннан Кофи Выступление на Международном экономическом форуме в Давосе (1999 год). Глобальный договор ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalcompact.ru//about (дата обращения: 18.06.2021).
2. Генеральная Ассамблея ООН. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ga (дата обращения: 18.06.2021).
3. Дробот Е.В. Анализ критериев устойчивости, используемых в современных индексах корпоративной социальной ответственности // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – № 3. – doi: 10.18334/social.2.3.112090.
4. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: типология видов // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2015. – № 4. – c. 89-105.
5. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – c. 91-93.
6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. / Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2008. – 56 c.
7. Макаров И.Н., Назаренко В.С., Дробот Е.В. Корпоративная социальная ответственность как элемент взаимодействия компании со стейкхолдерами // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – № 2. – doi: 10.18334/social.2.2.112183.
8. Международная организация труда. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/--emp_ent/documents/publication/wcms_574716.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
9. Рой Л.В., Третъяк В. П. Анализ отраслевых рынков. / Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 32 c.
10. Московская А.А. и др. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. / Монография. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 286 c.
11. Шитов В.Н. Сто лет международной организации труда. Pravo.mgimo.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/10 (дата обращения: 15.06.2021).
12. Шлихтер А. Бизнес-стратегии компаний в контексте концепции устойчивого развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. – № 4. – c. 37-44. – doi: 10.20542/0131-2227-2020-64-4-37-44 .
13. Rank S., Contreras F. Do Millennials pay attention to Corporate Social Responsibility in comparison to previous generations? Are they motivated to lead in times of transformation? A qualitative review of generations, CSR and work motivation // International Journal of Corporate Social Responsibility. – 2021. – № 4. – doi: 10.1186/s40991-020-00058-y.
14. Gandhi T., Raina R. Social entrepreneurship: the need, relevance, facets and constraints // Journal of Global Entrepreneurship Research. – 2018. – № 9. – doi: 10.1186/s40497-018-0094-6.
15. Burmans M.A. Entrepreneurship, risk perception, and solid performance // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. – 2017. – № 4. – p. 557-569.
16. Giacomo Ciambotti, Francesca Sgrò, Bontis N., Zaccone M.C. Local relationships matter! The impact of intellectual capital on entrepreneurial bricolage in African social entrepreneurs // Knowledge and Process Management. – 2021. – p. 1-10. – doi: 10.1002/kpm.1678.
17. Charles Leadbeater. The rise of the social entrepreneur. , 1997. – 115 p.
18. Lechner C., Gudmundsson S.V. Entrepreneurial orientation, firm strategy and small firm performance // International Small Business Journal. – 2014. – № 1. – p. 36-60. – doi: 10.1177/0266242612455034.
19. Oloo K., Kagiri D.A., Ndung’u D.S. // International Journal of Entrepreneurship and Project Management. – 2018. – № 1. – p. 21-40. – url: https://www.iprjb.org/journals/index.php/IJEPM/article/view/627.
20. Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations. [Электронный ресурс]. URL: http://www.A/RES/71/313 (дата обращения: 19.06.2021).
21. Nyssen Guillén V.I., Deckert C. Cultural influence on innovativeness – links between “The Culture Map” and the “Global Innovation Index” // International Journal of Corporate Social Responsibility. – 2021. – № 7. – doi: 10.1186/s40991-021-00061-x.
22. OECD Guidelines on Corporate Governance of State-Owned Enterprises, 2015 Edition: (Russian version). - Paris: OECD Publishing, 2016. – 108 p.
23. Rank S., Contreras F. Do Millennials pay attention to Corporate Social Responsibility in comparison to previous generations? Are they motivated to lead in times of transformation?A qualitative review of generations, CSR and work motivation // International Journal of Corporate Social Responsibility. – 2021. – № 4. – doi: 10.1186/s40991-020-00058-y.

Страница обновлена: 27.11.2024 в 01:50:28