Корпоративная социальная ответственность как основа развития предпринимательства в условиях социальной рыночной экономики

Лясникова Ю.В.1
1 Московский политехнический университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 8, Номер 2 (Апрель-Июнь 2018)

Цитировать:
Лясникова Ю.В. Корпоративная социальная ответственность как основа развития предпринимательства в условиях социальной рыночной экономики // Экономика и социум: современные модели развития. – 2018. – Том 8. – № 2. – С. 71-84.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36544039
Цитирований: 1 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
Цель. На основании современных исследований изучить современные аспекты влияния корпоративной социальной ответственности на развитие бизнеса в условиях социальной рыночной экономики. Материалы и методы. Данная статья в методологическом плане основана на исследовании теоретических и практических источников по заявленной тематике статьи. Автор рассмотрел предпосылки и прогрессирование концепции «социальная ответственность бизнеса», а также показали взаимосвязь между наличием социальной ответственности в деятельности предпринимательских структур и их устойчивым развитием. Кроме этого автором было сделано прогнозное предположение о том, что уже в среднесрочной перспективе концепция социальной ответственности бизнеса будет расширяться и дополняться. В частности, автор считает, что бизнес будущего – это не только социально ответственная и экологически безопасная деятельность, это еще и энергетически эффективная деятельность предпринимательских структур. Поэтому стоит ожидать углубление концепции «социальная ответственность бизнеса» не только в целях сохранения устойчивого развития предпринимательских структур, но и в целях сохранения современной человеческой цивилизации. Результаты. В настоящей статье определена роль и значение корпоративной социальной ответственности, а также обосновано, что социальная ответственность бизнеса представляет собой интеграцию социальных и экологических задач, решаемых предпринимательскими структурами при взаимодействии со стейкхолдерами. Выводы. В среднесрочной перспективе по мере накопления мировых эволюционных проблем требования к социальной ответственности бизнеса будут постоянно возрастать. Предпринимательские структуры и стейкхолдеры оказывают друг на друга взаимное, но не тождественное по силе влияние.

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, социальная ответственность, корпорации, устойчивое развитие, сбалансированный рост

Источники:

1. Carroll A.B. A history of corporate social responsibility: concepts and practices. In: Cran A., McWilliams A., Matten D., Moon J. and Siegel D. (eds), The Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. Oxford: Oxford University Press, 2008. pp. 19–46.
2. D’Amato A., Henderson S., Florence S. Corporate Social Responsibility and Sustainable Business. Center for Creative Leadership (Greensboro, North Carolina). 2009. 102 p.
3. Lee M.P. A review of the theories of corporate social responsibility: its evolutionary path and the road ahead // International Journal of Management Reviews. 2008. No. 10, pp. 53–73. DOI: https://doi.org/10.1111/j.14682370.2007.00226.x
4. Барков С.А. Социология организаций. М.: изд-во Московского государственного университета, 2004. 203 с.
5. Кислякова Ю.Г., Грахова Е.В., Анисимова Н.В. Развитие принципов производственного менеджмента через корпоративную социальную ответственность и устойчивость организации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1. С. 783–786. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21566335
6. Baranenko S.P., Dudin M.N., Ljasnikov N.V., Busygin К.D. Use of environmental approach to innovation-oriented development of industrial enterprises // American Journal of Applied Sciences. 2014. Vol. 11, No. 2. pp. 189–194. DOI: 10.3844/ajassp.2014.189.194
7. Wheeler C., Colbert B., Freeman R.E. Focusing on value: reconciling corporate social responsibility, sustainability and a stakeholder approach in a network world // Journal of General Management. 2003. No. 28(3), pp. 1–28. DOI: https://doi.org/10.1177/030630700302800301
8. Толстоброва Н.А., Осипова М.Ю., Симагутин Т.А. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития социальноэкономических систем разного уровня // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4(64). С. 37–40.
9. Phillips R.R., Freeman R.E., Wicks A.C. What stakeholder theory is not // Business Ethics Quarterly. 2003. Vol. 13, No. 04. pp. 479–502. DOI: https:// doi.org/10.5840/beq200313434
10. Crowther D., Aras G. Corporate Social Responsibility. Ventus Publishing ApS. 2005. 144 p.
11. Hohnen P. Corporate Social Responsibility: An Implementation Guide for Business. International Institute for Sustainable Development, 2007. 115 p.
12. Hopkins M. Corporate Social Responsibility: An Issues Paper (May 2004). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=908181 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.908181
13. Hanson R. Catastrophe, Social Collapse, and Human Extinction // Global catastrophic risks. 2007. pp. 45–69.
14. Carroll Archie B., Shabana Kareem M. The Business Case for Corporate Social Responsibility: A Review of Concepts, Research and Practice // International Journal of Management Reviews. 2010. Vol. 12. Issue 1. pp. 85–105. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-2370.2009.00275.x
15. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М.: Вильямс, 2004. 432 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:34:35