Модернизация корпоративной социальной ответственности на различных этапах жизненного цикла организации
Маркеева А.В.1
, Калиновская К.В.1![]()
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 54 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 11 (Ноябрь 2018)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36552447
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Несмотря на активное расширение практики социальной ответственности в России, среди бизнес-сообщества до сих пор распространено восприятие социальных программ как "дополнительного обязательства", что не дает российским организациям в полной мере реализовать потенциал социальных программ, использовать социальные инициативы как эффективный инструмент достижения целей организации при одновременном решении острых социальных проблем.
Проведенное исследование показало, что применение концепции жизненных циклов (в данной статье использовалась концепция И. Адизеса) позволяет организации систематизировать существующие проблемы, связанные с отбором и реализацией социальных программ, выстраивать более эффективную политику КСО. Социальные программы не должны оставаться «статичными», для успешной реализации поставленных в них задач, а также для обеспечения лучших экономических и маркетинговых результатов организации они должны трансформироваться в соответствии с запросами общества, целевых аудиторий и самой организации. В современных условиях у организаций появляются новые информационные и технические возможности для «восприятия» и учета интересов всех групп стейкхолдеров, активного включения их в реализацию социальных инициатив компании. Кроме того, что социальные программы могут стать «отправной точкой» перестройки бизнес-модели в условиях организационного кризиса или неблагоприятных условий внешней среды, придавая организации дополнительную устойчивость.
Анализ реализации социальных инициатив ПАО Сбербанк в привязке к стадиям жизненного цикла показал, что целенаправленный отбор социальных инициатив, включение в этот процесс и дальнейшую реализацию различных групп стейкхолдеров, а также последовательная в соответствии с изменяющимися условиями бизнес-среды модернизация социальных программ, обеспечивают эффективное достижение и общественных целей, и задач организации. Обосновано, что в условиях усиливающегося информационного давления социальные программы должны обеспечиваться целенаправленным информационным сопровождением; расширением возможностей участия стейкхолдеров в выборе направлений и методов реализации социальных программ.
Ключевые слова: социальная ответственность; корпоративная социальная ответственность; жизненный цикл организации; социальные программы; Сбербанк России
JEL-классификация: O35, L25, L31
Источники:
Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб.: Питер, 2007. – 384 с.
Адизес И. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует. / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 264 с.
4. Carroll A. The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders // Business Horizons. – 1991. – № 4. – С. 39-48.
5. Carroll A. Corporate Social Responsibility. Evolution of a Definitional Construct // Business& Societ. – 1999. – № 3. – С. 268-295.
6. Суслов Д.С. Комплексная система управления знаниями в организации (с учетом жизненного цикла организации) // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 1(30). – С. 174-176.
Okpara J., Idowu S. Corporate Social Responsibility Challenges // Opportunities and Strategies: 21st Century Leaders. 2013. – С. 296.
Дороговцева А.А. Внутренний PR как направление стратегических коммуникаций. Cб.матер.междунар. науч. конф.,«Стратегические коммуникации в бизнесе и политике». [Электронный ресурс]. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1479483342_6041.pdf#page=70 ( дата обращения: 05.09.2018 ).
Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами компании. / Под ред. С. Е. Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2003. – 152 с.
Пономарев С.В. Корпоративная социальная ответственность в Европе: что нужно знать предпринимателю, выходящему на европейские рынки. Пермь: ЕИКЦ. [Электронный ресурс]. URL: http://permtpp.ru/upload/iblock/58c/kso.pdf ( дата обращения: 26.08.2018 ).
Жойдик А.П. Развитие методов оценки корпоративной социальной ответственности российских компаний. / диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 / Место защиты: «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». - Москва, 2016. – 198 с.
Каплан Р., Серафуйм Дж., Тугендхат Э. Выигрышная стратегия борьбы с бедностью и неравенством. Harvard Business ReviewРосси. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/a25831 ( дата обращения: 29.08.2018 ).
13. Борзаков Д.В. Создание общей ценности в контексте стратегии корпоративной социальной ответственности // Вестник ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ. – 2015. – № 1. – С. 5-12.
14. Porter M., Kramer М. Creating shared value: how to reinvent capitalism – and unleash a wave of innovation and growth // Harvard Business Review. – 2011. – № 1. – С. 62-77.
15. Бельских И.Е. Корпоративная социальная ответственность как инновационная технология привлечения клиентов в банки // Банковское дело. – 2011. – № 5(197). – С. 33-38.
Global 100. An index of the Global 100 most sustainable corporations in the world. Corporate Knights. [Электронный ресурс]. URL: http://www.corporateknights.com/reports/global-100/#requestRepor ( дата обращения: 03.03.2018 ).
17. Панова А.Ю. Корпоративная социальная ответственность в финансовой сфере // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 45. – С. 60-63. – doi: 10.18454/IRJ.2016.45.081.
Воронова Т. Во что Герман Греф превратил Сбербанк за 10 лет. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/12/04/743989-gref-sberbank ( дата обращения: 04.03.2018 ).
Маслова Е.Е. КСО в обеспечении устойчивого развития промышленных предприятий // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: Сб.матер. VII Всероссийской научно-практической конференции. Секция. Социально-экономические и гуманитарные науки. Красноярск; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. – С. 83-84.
Карасюк Е. Слон на танцполе: как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать. - М.:Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 280 с.
Греф Г. Русский стиль менеджмента неэффективен, но результативен. HarvardBusinessReviewРоссия. [Электронный ресурс]. URL: http://hbr-russia.ru/liderstvo/psikhologiya/a17082 ( дата обращения: 15.03.2018 ).
Костылев И. Как банки-лидеры превращаются в экосистемы. Futurebanking. [Электронный ресурс]. URL: http://futurebanking.ru/post/3358 ( дата обращения: 20.01.2018 ).
FTSERussel. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ftse.com/products/search/home?searchtext=sberbank&type=&page=0&searchtitle=false ( дата обращения: 10.03.2018 ).
Elkington J. Enter the Triple Bottom Line / J. Elkington // Henriques A. Richardson J. (eds.), The Triple Bottom Line: Does it All Add Up? Assessing the Sustainability of Business and CSR. — London: Earthscan, 2004. — P. 1–16
Страница обновлена: 22.08.2025 в 20:43:36
Download PDF | Downloads: 54 | Citations: 4
Modernization of corporate social responsibility at different stages of organization lifecycle
Markeeva A.V., Kalinovskaya K.V.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 11 (November 2018)
Abstract:
Despite the expansion of the practice of social responsibility in Russia, the perception of social programs as an "additional obligation" is still widespread among the business community. Russian companies do not use the full potential of social initiatives. The companies have to use system approach to the organization of social responsibility (the choice of the directions and forms of social responsibility according to short-term and long-term goals of the organization, involvement of stakeholders to discussion and selection of programs, use of a combination of various types, etc.). The organizations have to consider social programs as the effective instrument of achievement of the organization and social tasks.
Application of the life cycles concept (in this article I. Adizes's concept was used) allows the organization to systematize the existing problems selection and implementation of social programs. The case study of CSR of Sberbank has shown that purposeful selection of social initiatives, inclusion in this process various groups of stakeholders and modernization of social programs according to the changing business environment conditions, provide effective achievement of the public and the organization purposes. In the modern conditions, social programs have to be providing by targeted communications. The expansion of opportunities for stakeholder’s participation in social programs promotes realization of long-term tasks of organizations development.
Keywords: social responsibility; corporate social responsibility; life cycle of the organization; social programs; Sberbank of Russia
JEL-classification: O35, L25, L31

Россия, Москва