Цифровая инфраструктура как среда принятия управленческих решений в малом и среднем предпринимательстве

Хайруллина А.Р.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 5 (Май 2021)

Цитировать:
Хайруллина А.Р. Цифровая инфраструктура как среда принятия управленческих решений в малом и среднем предпринимательстве // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 5. – С. 1151-1166. – doi: 10.18334/epp.11.5.112066.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45849454
Цитирований: 30 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В ультраконкурентной глобальной экономике, которая предоставляет неограниченные возможности для роста и требует постоянных инноваций, требования, предъявляемые к информационным технологиям, меняются гораздо быстрее, чем многие ожидали. Время становится самым критическим фактором. Инфраструктура в данных условиях должна сосредоточиться на быстрой разработке, создании и внедрении новых продуктов и услуг. Несмотря на значительное число научных работ в сфере исследований цифровой инфраструктуры, терминология данной научно области до настоящего времени является дискуссионной, в связи с чем, в статье проводится конкретизация понятийного аппарата используемого в исследовании терминологического аппарата, определены основные структурные элементы цифровой инфраструктуры. Обзор современного уровня развития цифровой инфраструктуры в секторе малого и среднего предпринимательства позволил выявить ключевые особенности принятия управленческих решений и управленческой деятельности в предпринимательстве в цифровой среде, формируемой цифровой инфраструктурой. Нашла подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что системное и комплексное внедрение цифровых технологий, с учетом особенностей принятия управленческих решений и достигнутого уровня развития цифровой инфраструктуры, создает уникальную цифровую среду деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, которая открывает для предпринимательства новые экономические возможности и обеспечивает достижение конкурентных преимуществ, связанных с повышением эффективности принятия управленческих решений в условиях цифровой экономики

Ключевые слова: цифровая инфраструктура, управленческие решения, предпринимательство, принятие управленческих решений

JEL-классификация: L26, M21, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Цифровая экономика предполагает изменение моделей ведения бизнеса посредством использования цифровых технологий. Соответственно, именно цифровые технологии, их внедрение, развитие и широкое использование выступают катализатором революционных изменений в современном обществе и экономике. Однако использование цифровых технологий возможно в специальной среде, так называемой цифровой инфраструктуре, обеспечивающей их внедрение в бизнес-процессы и процессы управления, функционирование и дальнейшее развитие. Принятие управленческих решений как один из важнейших процессов деятельности предпринимателей в малом и среднем бизнесе также претерпевает изменения, которые обусловлены встраиванием в данный процесс цифровых технологий. Кроме того, огромный объем информации, возникающий и циркулирующий во всех бизнес-процессах предпринимательской деятельности и сопровождающий каждый из этапов принятия и реализации управленческого решения, неизбежно требует применения современных цифровых инструментов и технологий, образующих цифровую инфраструктуру.

Таким образом, задача изучения цифровой инфраструктуры как инновационной среды принятия управленческих решений представляется крайне важной и актуальной задачей как для теории менеджмента и предпринимательства, так и для практики предпринимательской деятельности.

Целью статьи является изучение цифровой инфраструктуры как элемента цифровой экономики, формирующего среду, в которой осуществляется принятие решений и управленческая деятельность в целом малого и среднего предпринимательства.

В научной общественности до настоящего времени не выработан единый понятийный аппарат и не раскрыты в полной мере вопросы типологизации и классификации инфраструктур. Вопросы теоретических и практических исследований в данной области поднимались в трудах таких ученых, как Австратов А.В., Бережнова А.И. [1] (Avstratov, Berezhnova, 2013), Алексеев В.Н. [2] (Alekseev, 2013), Грамлих Э. [3] (Gramlich, 1994), Куприяновский В.П. [4] (Kupriyanovsky, 2016), Лыщикова Ю.В. [5] (Lyshchikova, 2017), Новоселов А.С. [6] (Novoselov, 2002), Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. [7] (Raizberg, Lozovsky, Starodubtseva, 1999), Хенис В. [8] (Henisz, 2002) и другие.

Определение и структурная наполненность понятия «инфраструктура» довольно емкие и в различных научных изданиях применяются в отношении разных экономических объектов и исследований. В данной работе инфраструктура рассматривается применительно к пространству цифровых технологий.

Основные задачи, решаемые в статье, – это конкретизация и уточнение терминологического аппарата на основе анализа определений используемых понятий в различных научных источниках; определение структурных составляющих цифровой инфраструктуры и выявление ключевых особенностей принятия управленческих решений в малом и среднем предпринимательстве в цифровой среде, формируемой цифровой инфраструктурой.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что цифровая инфраструктура как среда принятия решений создается исходя из особенностей производственно-хозяйственной и управленческой деятельности малого и среднего предпринимательства, в которой в дальнейшем формируется уникальная цифровая среда принятия управленческих решений и осуществления управленческой деятельности в целом. При успешном внедрении цифровых технологий и грамотном использовании возможностей цифровой инфраструктуры компании малого и среднего бизнеса открывают для себя новые экономические возможности и получают конкурентные преимущества, обусловленные повышением эффективности принятия управленческих решений в условиях цифровой экономики.

Научная новизна заключается в конкретизации понятийного аппарата, используемого при исследовании понятия «инфраструктура» применительно к цифровым условиям, уточнении сущности и научного содержания понятия «цифровая инфраструктура», выявлении особенностей принятия управленческих решений в малом и среднем предпринимательстве в цифровой среде, обусловленной уровнем развития цифровой инфраструктуры.

Материалы и методы исследования

Исследование базируется на анализе представленных в свободном доступе научных работ отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященных исследованию понятия «инфраструктура» и ее конфигурации в цифровом пространстве применительно к управленческой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства, с использованием результатов статистических исследований аналитических институтов и рейтинговых агентств.

В решении поставленных задач использовались методы теоретического познания и эмпирического исследования, такие как формализация, сравнение и описание, из группы общелогических методов были применены методы анализа, обобщения и структуризации, системный подход.

Результаты исследования и их обсуждение

Сегодня мир находится в фазе формирования экономики принципиально нового типа – цифровой экономики, основными компонентами которой экспертами определяются:

– «цифровая инфраструктура – комплекс технико-технологических средств, включающих набор технических средств, центры сбора, обработки, преобразования и хранения информации, центры передачи информации, программное обеспечение, средства связи и информационно-телекоммуникационные технологии и др., обеспечивающие организацию предпринимательской деятельности и бизнес-взаимодействий с рыночными субъектами;

– бизнес-процессы предпринимательской деятельности, организованные посредством информационно-компьютерных средств в условиях виртуальных взаимодействий между субъектами рынка;

– электронные услуги органов законодательной и исполнительной государственной власти и управления;

– электронная коммерция, которая в настоящее время является одним из наиболее крупных сегментов цифровой экономики» [9] (Balakay, Podmarkova, 2018).

Такое новое экономическое явление для теории и практики, как цифровая инфраструктура, является в научной литературе крайне недостаточно изученным, несмотря на то, что получило широкое распространение в связи с активным развитием и внедрением цифровых технологий и расширением их функций в социально-экономической системе. Соответственно, задачей первостепенной важности представляется изучение сущности и раскрытие научного содержания понятия «цифровая инфраструктура».

Сущность и научное содержание понятия «цифровая инфраструктура»

Очевидно, что инфраструктура имеет важное значение для экономического роста, но инфраструктура, необходимая для развития цифровой экономики и принятия управленческих решений в новых условиях, стремительно изменяется вместе с развитием цифровых, информационных и коммуникационных технологий.

Так, Герчикова И.Н. совершенно верно отмечает, что «количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов» [10] (Gerchikova, 2016).

О.Б. Балакай и И.П. Подмаркова также указывают на особую роль информации в современном обществе: «на современном этапе можно отметить беспрецедентное влияние информационных компьютерных технологий на все сферы человеческой жизни» [9] (Balakai, Podmarkova, 2018).

Скорость функционирования и развития инфраструктуры, уровень технологических потерь, ее надежность определяют уровень быстродействия всей экономической системы и эффективность каждой компании и каждого предприятия. Говоря о современном этапе развития экономики и отмечая особую роль информации, следует также выделить особую роль цифровизации экономического и общественного уклада и уделить особое внимание фундаменту данного процесса, состоящему из информационной инфраструктуры, ИТ-инфраструктуры и цифровой инфраструктуры.

Очевидным становится тот факт, что возможности повышения эффективности управления любой экономической системой находятся в прямой зависимости от цифровой инфраструктуры, возможностей и уровня проникновения и встраивания цифровой инфраструктуры в физическую.

Наиболее обобщенно понятие информационной инфраструктуры раскрывает определение Буркова В.Н. и Бурковой И.В.: это «система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия» [11] (Burkov, Burkova, 2018).

Информационную инфраструктуру составляют хранилища данных, системы получения информации и данных – системы коммуникаций и связи, аппаратно-программные комплексы и технологии по сбору, преобразованию, передаче и хранению информации, а также средства и технологии, обеспечивающие доступ потребителей и пользователей к информации и знаниям.

Наибольшее свое развитие информационная инфраструктура достигает в информационном обществе, которое рассматривается как эволюционный этап развития постиндустриального общества, на котором информация и знания приобретают главенствующую роль и становятся одним из основных факторов производства.

Для информационного общества характерны следующие признаки:

– рост значимости роли информационных технологий, информации и знаний в общественной жизни;

– высокий уровень автоматизации производственной деятельности;

– увеличение числа занятых в сфере информационно-коммуникативных технологий и производства информационных продуктов и оказания услуг, возникновение новых профессий и компетенций;

– увеличение доли информационно-коммуникационных продуктов и услуг в ВВП;

– активизация процессов информатизации общества с использованием традиционных и инновационных информационно-коммуникационных технологий;

– формирование глобального информационного пространства со свободным доступом к мировым информационным ресурсам, продуктам, услугам;

– развитие электронных институтов государственного уровня – электронного государства, правительства, социальных и хозяйствующих сетей, рынков и т.п.

В разных странах уровень развития информационного общества находится на разных этапах, этот процесс принято называть информатизацией общества, это процесс, предшествующий цифровизации.

Информатизация проникает во все сферы общественной жизни посредством информационно-компьютерных технологий (ИКТ), которые предлагают пользователям принципиально новые возможности социально-экономического развития на основе экономических отношений нового типа.

Следующим важным понятием, требующим конкретизации, является понятие «ИТ-инфраструктура», которое представляется существенно более узким и по большей части «синтетическим», применяемым в основном при описании экосреды предприятий.

ИТ-инфраструктура – это часть производственной инфраструктуры хозяйствующего субъекта, объединяющая компоненты по сбору, передаче, хранению и обработке информации. Такими компонентами ИТ-инфраструктуры выступают программные, вычислительные, телекоммуникационные средства, каналы связи между ними, обсуживающие предприятия (включая эксплуатационный персонал). Функция ИТ-инфраструктуры – предоставление информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов.

Существует еще более узкая трактовка понятия ИТ-инфраструктуры, когда к ней относят только информационную среду предприятия. В таком узком понимании ИТ-инфраструктуры (как программного и сетевого окружения предприятия и его информационной среды) ее компонентная структура выглядит более очевидно. В более широком понимании под ИТ- инфраструктурой можно понимать весь перечень компонентов сети Интернет и технологий, которые обеспечивают коммуникацию между объектами экономической деятельности, системами и средствами связи между ними, каналами распространения информации.

Традиционные роли информационной и ИТ-инфраструктуры быстро меняются в результате глобальной цифровой трансформации экономики.

Цифровая инфраструктура – понятие гораздо более емкое и широкое, чем информационная и ИТ-инфраструктура.

Границы цифровой инфраструктуры, исчерпывающий перечень ее компонентов однозначно очертить сложно. Это во многом зависит от того, каким образом провести границы цифровой базы инфраструктуры.

Начнем с того, что формирование и развитие как понятия «цифровая инфраструктура», так и самого экономического явления происходит в настоящее время.

При раскрытии сущности цифровой инфраструктуры выделяется два подхода, в рамках первого цифровая инфраструктура представляется как комплекс инфраструктур, отвечающих за протекание процессов, в основу которых положены цифровые технологии; второй подход рассматривает цифровую инфраструктуру как комплекс цифровых сервисов, инструментов и технологий, а также набор созданных с их помощью продуктов, обеспечивающих сетевые, телекоммуникационные и вычислительные мощности. Автор больше склоняется ко второму подходу.

В программе «Цифровая экономика» [12] цифровая инфраструктура определена как уровень цифровой экономики, на котором формируется специализированная среда создания платформ и технологий, позволяющих сформировать компетенции для развития рынков и отраслей экономики, а также эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей, и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

Понятие цифровой инфраструктуры тесно связано с понятиями информационной инфраструктуры и инфраструктуры информационных технологий, или информационно-коммуникационных технологий, последние, в свою очередь, связаны с понятием информационного общества, что обусловлено эволюционным характером рассматриваемых понятий. А именно: информатизация обязательно предшествует цифровизации, а цифровая инфраструктура представляет собой эволюционный этап развития информационной инфраструктуры, обусловленный развитием цифровых технологий. Другими словами, если в организации успешно реализован процесс информатизации и сформирована информационная структура, значит, организация готова к цифровизации и формированию цифровой инфраструктуры.

Информационная инфраструктура в процессе своей эволюции и развития должна быть подвергнута оцифровке – это означает, что все данные и знания должны быть переведены в цифровой формат, что позволит в дальнейшем использовать сформированную цифровую информационную систему совместно с цифровыми технологиями.

Внедрение цифровых технологий в оцифрованное информационное пространство и создание новейших цифровых продуктов позволяют сформировать цифровую инфраструктуру. При этом важно непрерывно совершенствовать имеющиеся и внедрять новейшие цифровые технологии.

Дальнейшим этапом развития общества является цифровизация, которая предполагает трансформацию и перенастройку коммуникационных взаимодействий всех типов и уровней пользователей цифровых технологий. На данном этапе формируется пространство цифровых взаимодействий пользователей цифровых технологий.

Заключительным этапом описываемого эволюционного процесса является формирование цифровой экономики посредством цифровой трансформации существовавших ранее концепций и моделей бизнеса.

Состав структурных элементов цифровой инфраструктуры

Исходя из приоритетов и направлений развития информационного общества, можно выделить следующие основные группы элементов цифровой инфраструктуры:

1. Сети и связи. К этой группе относятся сети, которые подразделяют на локальные и территориальные сети, беспроводные сети и каналы связи (или электросвязь), предоставляющие пользователям широкополосный доступ к различным сервисам [13]. Так, именно распространение интернета инициировало старт цифровых преобразований общества и начало создания новой экономической экосистемы, кардинальным образом трансформирующей характер взаимодействия и состав конкурентоспособности традиционных отраслей экономики. При развитии физической инфраструктуры для доступа к сети Интернет появляется целый спектр новых возможностей по ведению бизнеса, обеспечивающих наращивание клиентской базы, взаимодействие с клиентами, товарооборота и пр.

К этой же группе относится физическое оборудование для организации высокоскоростных сетей электросвязи и каналообразующая аппаратура для создания сетей инженерного обеспечения. Строительство и развитие сетей связи указывается как одно из важнейших мероприятий в упомянутой ранее программе «Цифровая экономика» [12], реализация которого призвана обеспечить широкополосный доступ к сети Интернет для населения, хозяйствующих субъектов, организаций социальной сферы и органов власти.

2. Информационно-коммуникационные и компьютерные технологии (ИКТ). Один из важнейших элементов цифровой инфраструктуры – ИКТ технологии, к которым относятся на уровне физического оборудования: ЭВМ и ПЭВМ, средства считывания и вывода аудио и видеоинформации, устройства для преобразования формата данных, а также целый спектр программных комплексов, программное оборудование и средства передачи информации между пользователями внутри сетей. Физическая составляющая ИКТ образует каркас цифровой инфраструктуры.

3. Облачные вычисления (ОВ). Облачные вычисления – это сервис по предоставлению по запросу различных вычислительных ресурсов через сеть Интернет, в качестве ресурсов здесь рассматриваются программное обеспечение, различные сервисы, сети передачи и хранения данных. По сути, ОВ – это один из катализаторов цифровых трансформаций экономики, именно они обеспечивают совместную работу с документами и перемещение ее в онлайн, так же как и обработку больших объемов данных. Преимущества облаков очевидны – экономия на приобретении, обслуживании и модернизации собственной ИТ-инфраструктуры (оборудования, сервисов, ОС и ПО), быстрое развертывание инфраструктуры и сервисов в облаке, как следствие, сокращение сроков вывода на рынок новых продуктов, оперативное масштабирование ресурсов, сокращение расходов на собственных ИТ-специалистов и др.

4. Центры обработки данных (ЦОД, или дата-центр) и облачные хранилища данных. В цифровой экономике объем циркулирующей информации непрерывно нарастает, в связи с чем требуется ее обработка, преобразование и хранение, именно для хранения предназначены ЦОДы и облачные хранилища.

ЦОД, или дата-центр – это комплекс производительного вычислительного оборудования, основу которого составляют инженерные системы (электроснабжение, кондиционирование, безопасность, передача данных и диспетчеризация), предоставляющие возможности для размещения вычислительных систем клиентов и обеспечивающие их бесперебойную работу.

Облачные хранилища – это способ хранения информации не на конкретном сервере или нескольких серверах, а на распределенных серверах в сети Интернет у поставщика облачных сервисов. Облачные хранилища категоризируют по типу хранимых данных (файлы и папки, блочные и объектные хранилища). Основными видами использования облачных хранилищ являются: резервное копирование и восстановление, разработка ПО и тестирование, миграция данных, большие данные, совместный доступ к данным и др.

Облачные вычисления стремительно развиваются и набирают популярность, эксперты видят за ними большое будущее, обусловленное их особенностями: скорость и гибкость, инновационность, экономичность, отказоустойчивость.

5. Платформы и экосистемы работы с данными. Эти элементы цифровой инфраструктуры обеспечивают симбиоз коллектива и технологического инструментария. Экспертное сообщество отводит платформам центральную роль в цифровой трансформации экономики. В науке представлено множество толкований понятия «цифровая платформа», но все они сводятся тому, что платформы – это интегрированные инструменты, в основе которых лежат наборы цифровых технологий и сервисов, обеспечивающие создание новой бизнес-модели, основанной на взаимодействии участников производственной цепочки в единой цифровой среде со сниженными транзакционными издержками и новой системой разделения труда. По своей сути цифровая платформа обеспечивает хорошо известный экономический принцип экономии средств и снижения себестоимости конечного продукта производственно-хозяйственной деятельности за счет эффекта масштаба и массовости, модифицированный посредством цифровых технологий.

Экосистемы работы с данными представляют собой совокупность хранилищ данных, инструментов для их получения, обработки и работы с ними. Иными словами, экосистемы интегрируют в себе отдельные цифровые инструменты, такие как приложения, сервисы, платформы и пр., в единую управляемую инфраструктуру, что существенно расширяет спектр, повышает комплексность, качество и скорость решаемых задач.

Таким образом, технология принятия управленческих решений в малом и среднем предпринимательстве в условиях цифровых преобразований неизбежно подвергнется изменениям, которые, по нашему мнению, будут заключаться отнюдь не в тотальном внедрении цифровых технологий и сервисов и даже не в использовании облачных сервисов и платформ, а в умной интеграции технологических систем и оборудования с информационными и аналитическими системами, технологиями, продуктами, решениями и сервисами в единую киберфизическую систему в целях формирования информационного пространства принятия управленческих решений, максимально приближенных к реальному времени.

Уровень развития цифровой инфраструктуры в малом и среднем предпринимательстве

«Пандемия коронавируса дала мощный толчок к цифровизации бизнеса» - утверждают эксперты Аналитического центра НАФИ [16]. Проведенная оценка готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (табл. 1) свидетельствует, что цифровые технологии, встроенные в цифровую инфраструктуру – залог успешности и жизнеспособности бизнеса сегодня, и предприятия МСП это осознают, повышая уровень цифровизации своего бизнеса.

Таблица 1

Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса в 2019 г.

Показатель
Сентябрь
2019, п.п.
Июль
2020, п.п.
Итоговый индекс цифровизации бизнеса МСП, в том числе:
45
50
Частные индексы:
Каналы передачи и хранения информации
57
59
Использование интернета в продажах
52
57
Информационная безопасность
54
41
Интеграция цифровых технологий (CRM, ЭДО)
27
58
Цифровое обучение
36
33
Цифровые инструменты, используемые предприятиями МСП для трансформации бизнеса
Мобильные приложения, используемые для ведения бизнеса
50
51
Технологии «Интернета вещей»
26
34
Технологии, основанные на искусственном интеллекте
12
19
Технологии на базе машинного обучения
9
8
Технологии виртуальной/дополненной реальности
2
2
Источник: [16].

Результаты анализа спроса на цифровые технологии и ПО среди предприятий МСП в Российской Федерации (МСП) (рис. 1), а также успешных практик внедрения и использования цифровых технологий и систем предприятиями МСП в отраслевом разрезе (рис. 2) выявили, что 23,3% организаций предпринимательского сектора (каждая пятая) внедрили в свои бизнес-процессы как минимум одну из систем класса: ERP, CRM, SCM, получив при этом наибольшее число ожидаемых положительных эффектов в бизнесе. В то время как в странах Европы эту технологию используют треть организаций МСП.

Рисунок 1. Спрос на информационные технологии и программное обеспечение для цифровизации деятельности среди предприятия МСП РФ в 2019 г.

Источник: составлено автором по материалам [15] (Abdrakhmanova, Gokhberg, Vanyushina, Vishnevskiy, 2021).

Рисунок 2. Использование цифровых технологий и систем предприятиями МСП РФ в отраслевом разрезе в 2019 г.

Уровень развития цифровой инфраструктуры в малом и среднем предпринимательстве соответствует общероссийским тенденциям, а именно:

1) в технологическом отношении цифровая инфраструктура страны находится в определенной технологической зависимости от импортных поставок, в первую очередь оборудования. По большинству же направлений российская экономика готова к тому, чтобы самостоятельно внедрять цифровые технологии;

2) цифровизация экономики России существенно отстает от уровня цифровизации экономик стран, которые являются ее геополитическими соперниками. С одной стороны, это создает вызовы для конкурентоспособности российской экономики. С другой же стороны, это оставляет потенциал для дальнейшего наращивания цифровизации;

3) в российской экономике существуют серьезные территориальные и отраслевые диспропорции в уровнях цифровизации. Так, столичный регион существенно опережает другие части страны по темпам проникновения цифровых технологий. Такие отрасли, как банковская деятельность, логистика, также показывают более глубокое проникновение информационных технологий в большинстве других сфер экономической деятельности.

Таким образом, общее состояние цифровой инфраструктуры в стране можно охарактеризовать как «догоняющее» по отношению к другим странам, на которые принято ориентироваться.

Особенности принятия управленческих решений в малом и среднем предпринимательстве в среде, формируемой цифровой инфраструктурой

Особенности принятия управленческих решений и управленческой деятельности в целом в малом и среднем предпринимательстве определяются спецификой предпринимательства как вида деятельности. Сравнительная простота системы управления и процесса принятия решений, большая свобода в принятии управленческих решений и больший контроль их реализации, быстрота внутрифирменных коммуникаций (чем меньше организация, тем выше оперативность руководства персоналом) и упрощенное взаимодействие между сотрудниками, гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям рынка, несомненно, являются основными конкурентными преимуществами принятия управленческих решений в малом и среднем предпринимательстве. Однако ограниченные финансовые ресурсы, малая оборачиваемость средств, слабая устойчивость к кризисным ситуациям в экономике, прямая зависимость от компетентности сотрудников, которой зачастую крайне недостаточно, – эти особенности принятия решений в управленческой деятельности в условиях цифровой экономики ставят перед предприятиями малого и среднего бизнеса новые вызовы и накладывают существенные ограничения.

Процессы цифровой трансформации экономики обусловливают ряд качественных изменений в управлении предпринимательской деятельностью:

– информация приобрела роль полноценного и наиболее важного фактора хозяйственной деятельности;

– применение инновационных цифровых технологий позволяет существенно снизить транзакционные издержки;

– наблюдается закономерный рост общих производственных затрат, обусловленный увеличением стоимости информации, используемой в процессах выработки и принятия управленческих рений;

– снижение уровня риска и неопределенности при принятии управленческих решений в связи с расширением объема и доступности управленческой информации, а также повышением качества ее преобразования, что влияет на повышение надежности и эффективности принимаемых управленческих решений.

При этом важно выделить возможности, которые получают субъекты МСП при формировании и развитии цифровой инфраструктуры:

– увеличение пропускной способности существующей и новой инфраструктуры;

– сокращение затрат времени и повышение удобства (упрощение операций, улучшение информирования при принятии решений);

– сокращение издержек (минимизация отходов, повышение эффективности и улучшение гибкости в области предоставления ключевых сервисов;

– улучшение надежности (снижение непредсказуемости и перебоев в предоставлении ключевые услуг);

– улучшение безопасности (улучшение сопротивления угрозам).

Однако на пути реализации экономических и социальных преимуществ существуют многочисленные барьеры. Они включают затратные и устаревшие инструменты государственного регулирования, недостаток общественного инвестирования в инфраструктуру, недостаток квалифицированных специалистов для реализации проектов в данной области и опасения относительно конфиденциальности и безопасности данных.

Таким образом, цифровую инфраструктуру можно рассматривать как эволюционный этап развития информационной инфраструктуры, связанный с развитием цифровых технологий. По мере приближения к новой стадии развития общества и эволюции экономики в цифровую рассматриваемая область исследования имеет тенденцию превратиться из обслуживающей, т.е. инфраструктурной, в главную структурную отрасль экономического мирового пространства.

Заключение

Усиление роли науки и информационно-компьютерных технологий в управленческих процессах находит свое отражение в первую очередь в организации и технологии выработки, принятия и реализации управленческих решений. Ключевым элементом современной хозяйственной организации является работа с данными, использование знаний и личностных компетенций с применением информационно-коммуникационных систем в процессе выработки, применения и реализации управленческого решения.

Тот поток данных, который сегодня необходимо учитывать в управленческой деятельности, давно превысил человеческие возможности по систематизации и аналитической обработке информации. Без использования цифровых технологий, интегрированных в цифровую инфраструктуру и позволяющих практически полностью автоматизировать отдельные этапы технологии принятия управленческих решений, невозможно достичь необходимой оперативности и обоснованности принимаемых управленческих решений, а также осуществлять глубокий и детальный анализ предпринимательской деятельности в условиях развития цифровой экономики. Таким образом, цифровая инфраструктура объективно становится основой процесса принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности. Причем уровень развития цифровой инфраструктуры определяет эффективность всего процесса управления.


Источники:

1. Австратов А.В., Бережнова А.И. Инфраструктура российского рынка электронных платежных систем // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2013. – № 17 (20). – c. 98-107.
2. Алексеев В.Н. Финансовая инфраструктура и ее элементы: концептуальный подход // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2013. – № 1. – c. 25–32.
3. Грамлих Э. Инвестиции в инфраструктуру // Обзор. Журнал экономической литературы. – Том XXXII. – 1994. – c. 1176-1196.
4. Куприяновский В.П. Экономические выгоды применения комбинированных моделей BIM-ГИС в строительной отрасли. Обзор состояния // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – № 4. – c. 51-59.
5. Лыщикова Ю.В. Развитие инфраструктуры как фактор капитализации ресурсного потенциала территории // Экономический рост Республики Беларусь: Материалы Х Международной научно-практической конференции «Экономический рост Республики Беларусь». Минск, 2017. – c. 90-91.
6. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону. - Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 448 c.
7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. / 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 c.
8. Henisz W. J. The Institutional Environment for Infrastructure Investment // Industrial and Corporate Change. – 2002. – № 11 (2). – p. 355-389.
9. Балакай О.Б., Подмаркова И.П. Направления развития цифровой экономики на постсоветском пространстве. / Человеческий капитал в формате цифровой экономики: Междунар. науч. конф., посвященная 90-летию С.П. Капицы, Москва,16 февраля 2018 г.: сб. докладов. - М.: Редакционно-издательский дом РосНОУ, 2018. – 432 c.
10. Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений. [Электронный ресурс]. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY3/ppur.htm (дата обращения: 15.03.2021).
11. Бурков В.Н., Буркова И.В. Цифровая экономика и умные механизмы управления // Управление проектами и программами. – 2018. – № 2. – c. 118–124.
12. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu 4bvR7M0.pdf (дата обращения: 24.02.2021).
13. Цифровая инфраструктура. [Электронный ресурс]. URL: https://rudatacenters.wordpress.com (дата обращения: 06.03.2021).
14. Батов Г. Х. Состояние и перспективы развития инфраструктуры цифровой экономики Северо-Кавказского федерального округа // Информационное общество. – 2020. – № 2. – c. 30-38.
15. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Ванюшина М.Д., Вишневский Е.О. Тенденции развития интернета: готовность экономики и общества к функционированию в цифровой среде: аналитический доклад. / АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет»; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 248 c.
16. Индекс Цифровизации малого и среднего бизнеса. Банк Открытие. Октябрь 2019. Июль 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/pandemiya-i-perekhod-kompaniy-na-udalenku-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения: 15.01.2021).

Страница обновлена: 15.04.2024 в 15:12:08