Современный консалтинг как инструмент развития малого и среднего бизнеса

Завьялова Н.Б.1, Сорокин А.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 12, Номер 3 (Март 2022)

Цитировать:
Завьялова Н.Б., Сорокин А.В. Современный консалтинг как инструмент развития малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 1077-1092. – doi: 10.18334/epp.12.3.114310.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48114185

Аннотация:
Сложившаяся в России экономическая ситуация в результате одновременного воздействия таких факторов как пандемия, действие санкций, политическая напряженность не позволяет малому и среднему бизнесу эффективно использовать традиционные стратегии развития и превентивно предпринимать меры по снижению вероятности возникновения негативных рисков. Для реализации гибкого подхода к стратегическому управлению требуются не только финансирование и материальная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) со стороны государства, но и кадры, обладающие знанием и опытом, готовые в условиях неполной информации сформировать альтернативные траектории развития бизнеса для достижения стратегических целей. Этот ресурс сконцентрирован в консалтинговых компаниях и при принятии ряда организационных решений, способен оказать реальную поддержку малому и среднему бизнесу, а также способствовать формированию компетенций его персонала. В статье на основе открытых источников и контент-анализа научных публикаций, стратегических документов организаций системы поддержки малого бизнеса рассматривается возможность интеграции консалтинговых компаний в инфраструктуру поддержки предпринимательства как организаций, обладающих широким спектром компетенций для развития малого и среднего бизнеса

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, консалтинговые услуги, поддержка малого и среднего предпринимательства, бизнес-образование

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение

В настоящее время практически все представители малого и среднего бизнеса столкнулись с задачами, решение которых требует широкого спектра компетенций управленческого звена и высокой скорости принятия решений [19, 5] (Gladkov, 2018; Dethine Benjamin, Enjolras Manon, Monticolo Davy, 2020). К таким задачам следует отнести (1) применение альтернативных стратегий в условиях кризиса; (2) необходимость соответствовать активным процессам цифровизации, происходящим в экономике; (2) формирование команды сотрудников, способных генерировать и воплощать в жизнь креативные идеи и принципиально новые бизнес-модели развития, ориентированные на удовлетворение потребностей клиентов с условием сохранения окружающей среды. Решение этих задач в условиях высокой нестабильности экономики требует мощной интеллектуальной поддержки малого и среднего бизнеса, которая позволит развить предпринимательство в России, сделав его опорой экономики страны. Таким интеллектуальным ресурсом являются опытные консультанты консалтинговых компаний, которые используют неявные и явные правила, эвристические подходы и модели для диагностики ситуаций и принятия решения при определении подходов к разрешению проблем бизнеса в соответствии со сложившейся ситуацией и целями развития.

Целью статьи является выявление необходимости и возможности интеграции консалтинговых компаний, подтвердивших свою компетентность в сфере управленческого, финансового, юридического, образовательного консалтинга и консалтинга в сфере информационных технологий, в систему поддержки МСП. Методологической основой исследования является контент-анализ научных публикаций, стратегических документов организаций системы поддержки малого бизнеса, справочные, аналитические материалы российских, зарубежных и международных организаций, а также материалы научно-практических конференций. Исследование основывалось на опубликованных результатах мониторинга субъектов МСП из открытых источников.

Вопросы использования внешней консультационной поддержки в научной литературе представлены ограниченно. В зарубежных и отечественных исследованиях и научной литературе обсуждаются вопросы целесообразности создания предпринимательских экосистем как структур, обеспечивающих поддержку, включая консалтинг, по всем направлениями развития бизнеса [14] (Spigel, 2017), оценивается влияние финансирования малого и среднего бизнеса и внешних консультаций на процессы инвестиций в устойчивое развитие компаний, анализируется отношение предпринимателей к внешнему консультированию, где отмечается высокий уровень удовлетворенности в компаниях с развитой инновационной культурой [11, 7, 8] (Aristei, Gallo, 2021; Ivanov, Lukyanova, Orlova, 2020). Особое внимание научного сообщества привлекают вопросы цифровой трансформации МСП и поддержки данного процесса государством [12, 13] (Panfilova, Komarova, 2020; Zinatullina, Khisaeva, Zinatullin, Malikova, 2019). Авторы отмечают сложность предоставления поддержки субъектам МСП по цифровизации бизнеса в силу неравномерности распределения форм помощи по регулирующим органам государственной поддержки МСП и текущего уровня цифровизации субъектов МСП.

В этой связи рассмотрение возможности интеграции консалтинговых компаний как сконцентрированного интеллектуального ресурса в систему поддержки российского предпринимательства является актуальной задачей.

Особенности развития малого и среднего бизнеса в России

Несмотря на признание государством и обществом важности развития предпринимательства в России, существенных результатов за последние годы в этом направлении достигнуто не было [1] (Sablukov, 2021). По данным Счетной палаты [2], доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны составила в 2019 году 20,8%. Темпы роста столь незначительны, что оснований достичь к 2024 году 32,5% в соответствии с планами национального проекта «Малое и среднее предпринимательство году и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» практически нет.

Низкой по сравнению с крупнейшими или активно развивающимися экономиками мира остается и вовлеченность населения в предпринимательскую деятельность (рис. 1).

Рисунок 1. Малое и среднее предпринимательство в мировой экономике (2020 г.)

Источник: [3].

В числе основных внутренних факторов, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, предприниматели называют (1) высокую административную нагрузку, (2) несбалансированную налоговую систему, провоцирующую предприятия уход в теневой сектор и дробление бизнеса с целью оптимизации налогов, (3) высокие тарифы на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий, беспрецедентный уровень конкуренции на внутреннем рынке за счет высокой доли предприятий с участием государства [3].

Предприниматели склонны отказаться от развития бизнеса, планируют введение неполной занятости или увеличение стоимости продукции (услуг) (рис. 2). По сравнению с 2020 годом в 2021 году доля таких предпринимателей значительно выросла, что свидетельствует об отсутствии у руководителей организаций МСП других вариантов развития и идей выхода на устойчивый рост бизнеса. Кроме внутренних проблем, причиной подобных решений является недостаток компетенций предпринимателей в области стратегического планирования и принятия решений в кризисных ситуациях.

Рисунок 2. Предполагаемые действия российских предпринимателей в сложившейся экономической ситуации

Источник: [3].

Запрос предпринимателей на развитие образовательных программ прозвучал еще на Петербургском международном экономическом форуме [4]. В качестве основных направлений образовательных программ отмечалась необходимость подготовки предпринимателей к работе в цифровой среде с использованием эффективных для бизнеса инструментов.

АО «Федеральная корпорация по развитию МСП» (далее – Корпорация), созданная для оказания всесторонней помощи малому и среднему бизнесу, представила Стратегию развития на 2021–2025 гг. [6], в которой определены основные направления, цели и задачи поддержки, включая:

(1) Финансовую поддержку МСП. Следует отметить, что на фоне роста ключевой ставки Банка России стоимость кредитов постоянно увеличивается, и в июне 2021 года средневзвешенная ставка по кредитам на срок до 1 года составила 8,36%, а на срок свыше года – 8,49% годовых [9]. Такая высокая стоимость кредитов не может рассматриваться как поддержка МСП, поскольку приводит к дальнейшей закредитованности бизнеса.

(2) Расширение рынков сбыта за счет обеспечения доступа МСП к закупкам крупных заказчиков, интенсификация экспортной деятельности и размещения продукции АПК на полках ведущих российских ретейлеров. Развитие данного направления, несомненно, является обнадеживающим для субъектов МСП. Однако ряд проблем с его реализацией носит системный характер. Так, по данным Отчета Счетной палаты, в 2020 году в ряде регионов органы исполнительной власти не обеспечили выполнение установленной обязательной 15% доли закупок у субъектов малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) [10]. Данный факт объясняется спецификой закупаемой продукции, отсутствием поставщиков из числа МСП и СОНКО на рынке отдельных госзакупок, а также отсутствием у них производственных мощностей, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для участия в государственных закупках. Это объяснение подтверждает слабую интегрированность МСП в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Кроме того, в условиях практически полного отсутствия институтов общественного контроля сохраняются риски аффилированности малых фирм с крупным бизнесом и отдельными чиновниками. Расширение экспортной деятельности напрямую связано с низкой конкурентоспособностью продукции, производимой субъектами МСП, а также высокими рисками в условиях нестабильности мировой экономики.

(3) Развитие инфраструктуры поддержки МСП. Государственная структура поддержки предпринимательства представлена широким спектром институтов [1], однако деятельность данных институтов часто дублируется, а взаимодействие государства и МСП недостаточно эффективно, поскольку не наблюдается устойчивого роста вклада предпринимательства в экономику страны и не растет благосостояние населения. В рамках реализации стратегии планируется анализ соответствия инфраструктуры требованиям МСП и формирование методики и показателей оценки эффективности организаций, входящих в систему поддержки МСП. Реализация данных мероприятий не усилит поддержку предпринимательства по крайне мере до 2025 года, поскольку не предполагает качественных изменений в организации инфраструктуры поддержки.

(4) Вовлечение предпринимателей. Данное направление ориентировано повышение уровня бизнес-грамотности с учетом отраслевой специфики и этапов жизненного цикла и предусматривает разработку инструментов для контроля предпринимательских компетенций, продвижение бизнеса путем таргетированной интернет-рекламы, акселерации начинающих и действующих предпринимателей, цифровизации и агрегации обучающих мер поддержки в целях построения персонального пути предпринимателя на Цифровой платформе МСП. Все эти меры будут скорее всего способствовать расширению инфраструктуры поддержки предпринимательства, но не гарантируют выживаемости бизнеса в сложных экономических условиях.

Для развития предпринимательства в стране необходимы системные меры, позволяющие не только войти в предпринимательскую среду, но и развиваться бизнесу в долгосрочной перспективе. Одной из таких мер может стать встраивание консалтинговых компаний в систему поддержки предпринимательства.

Функции и задачи консалтинга как элемента инфраструктуры поддержки МСП

Рынок консалтинга в настоящее время развивается на основе нескольких бизнес-моделей. Модель стратегического и операционного консалтинга характеризуется существенными ресурсами для анализа рынка и цифровой трансформации бизнеса, а также активным взаимодействием с партнерами для охвата различных географических регионов и отраслей. Такие компании являются привлекательными для клиентов благодаря высокому авторитету у компаний, их развитому бренду, значительному числу реализованных высококачественных проектов. Консультационные услуги сфокусированы на проблемах и возможностях бизнеса (стратегическое развитие, технологии производства, корпоративные финансы, маркетинг, процессы слияния и поглощения, устойчивой развитие, цифровые технологии). Лидерами в этой группе являются McKinsey [24], Boston Consulting Group (BCG) [25], Bain & Company [26]. Для большинства предприятий малого и среднего бизнеса сотрудничество с данными компаниями является проблемным из-за высокой стоимости услуг, но является доступным и перспективным в масштабе регионов или отраслей.

Ряд крупных компаний, в числе которых можно назвать международную консалтинговую компанию Roland Berger [22], Ernst & Young (EY) [23], PricewaterhouseCoopers (PwC) [21], используют модель отраслевой/функциональной специализации. Как и для первой группы компаний, данная модель опирается на сильный бренд, опыт реализации крупных проектов, высокий уровень компетенций консультантов. Модель прибыли основывается на реализации крупных проектов и широком спектре аудиторских услуг. Широкое распространение получила модель узкой специализации консалтинговых компаний, например, в сфере HR-консалтинга, финансовых консультационных услуг или в сфере цифровых продуктов и услуг. В большинстве случаев такие компании взаимодействуют с крупным бизнесом, выступая как субподрядчики или аутсорсинговые компании.

На российском рынке консалтинга лидерами являются компании «Ланит», EY, PwC, KPMG, «КРОК», «Борлас», «БДО Юникон» [2]. Компании «Ланит» и «КРОК» специализируются на оказании ИТ-услуг, что свидетельствует об особом спросе на данный вид услуг. Однако в функции ИТ-компаний не входит развитие бизнеса, их основная деятельность связана с оказанием консультаций и практической помощи клиентам в области информационных технологий и систем (внедрение высокоэффективных информационных систем, обеспечение профессионального их обслуживания с наименьшими совокупными затратами, обеспечение работоспособности технических средств и др.). Существенную долю в первой десятке компаний занимают международные компании c масштабными представительствами в России.

Алгоритм действий консалтинговых компаний включает несколько этапов (рис. 3), которые реализуются в полном объеме или выборочно в зависимости от проблем, с которыми столкнулся бизнес. Именно такой комплекс нефинансовых услуг необходим малому и среднему бизнесу для его реальной поддержки [17, 18] (Kuklina, Korshunova, 2019; Gergiev, Zhelezova, Pozmogov, 2019). В процессе взаимодействия опытных консультантов многопрофильных консалтинговых компаний с персоналом субъектов МСП выявляются проблемы бизнеса, а также уровень компетентности топ-менеджеров, что позволяет сформировать экспертное заключение траектории устойчивого развития субъекта МСП и мотивировать сотрудников к активным действиям по повышению личной компетентности.

Рисунок 3. Этапы реализации консалтинговых услуг

Источник: разработано авторами.

Задача повышения компетенций команды субъекта по трансформации бизнеса в соответствии с сформированным экспертным заключением расширяет функции консалтинга, включая в них образовательный процесс. Данное обстоятельство продиктовано тем, что существующая система бизнес-образования не позволяет сформировать необходимые компетенции именно в период проведения изменений в бизнесе предпринимателей. Поясним данный тезис. В комплексе системы бизнес-образования в настоящее время выделяют три типа программ: программы MBA, повышения квалификации и курсы развития компетенций (рис. 4).

Рисунок 4. Система образования для развития МСП

Источник: разработано авторами на основе открытых сайтов компаний.

Корпоративные университеты в основном сосредоточены на подготовке специалистов для собственного бизнеса. Российские университеты, кроме программ бакалавриата и магистратуры, предлагают также широкий спектр образовательных программ повышения квалификации, курсов дополнительного образования, программы MBA. Программы MBA в вузах ориентированы на развитие лидерских качеств слушателей и повышения их компетентности в таких областях, как экономика, менеджмент, логистика. Сама система вузовского образования не предполагает содействия уже действующим предпринимателям и совместного решения стратегических задач бизнеса. Исключением являются ведущие вузы, которые предлагают зарубежные бизнес-стажировки, но данная форма сейчас практически не реализуется из-за эпидемиологических условий. Однако является важным звеном в специалистов для МСП.

Широкий спектр программ предлагают бизнес-школы. Все они сконцентрированы на подготовке менеджеров для работы в жестких конкурентных условиях и формировании умений адаптироваться к любым ситуациям и вести организацию к успеху. Это важный блок в подготовке предпринимателей, поскольку является практикоориентированным и соответствует современным требованиям бизнеса.

Особое значение имеют образовательные программы АО Корпорации «МСП», разработанные совместно с российскими общественными организациями и высшими учебными заведениями, осуществляющими деятельность в области поддержки предпринимательства, рассчитанные на начинающих и действующих предпринимателей («Азбука предпринимателя», «Школа предпринимательства») [3]. Они сфокусированы непосредственно на предпринимателях – владельцах малого и среднего бизнеса. Обучение по программам Корпорации можно пройти как самостоятельно, так и посетив тренинги в организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Все мероприятия бесплатные, методические материалы предоставляются в открытом доступе. В совокупности с порталом «Бизнес-навигатор» образовательные программы Корпорации, несомненно, полезны для предпринимателей, однако при отсутствии статистики судить об эффективности или результативности программ как инструмента, способствующего развитию предпринимательства, не представляется возможным.

Образовательные ресурсы для МСП предоставляются также АО «Деловая Россия» (дочерняя организация Сбербанка). Ресурсы АО «Деловая Россия» ‒ платформа знаний и сервисов для бизнеса (библиотека актуальных статей, курсов, видео, траекторий и сервисов для успешного старта и развития бизнеса). Предлагаемый компанией материал является платным, существует также подписка «Премиум» для членов закрытого клуба предпринимателей, использование которой дает доступ к более широкому спектру материалов. Данная модель поддержки предпринимательства имеет определенные ограничения: (1) отсутствие траектории обучения, которую предприниматель не всегда может выстроить самостоятельно, (2) предоставление образовательных услуг осуществляется на возмездной основе, что ограничивает потенциально заинтересованную аудиторию; (3) отсутствие анонсов (фрагментов образовательного материала) для возможности оценить курс перед приобретением.

Анализ программ в системе бизнес-образования, ориентированных на предпринимателей, показал, что:

‒ организации дополнительного образования в системе поддержки МСП включают стандартный набор курсов от генерации идей, планирования и реализации нового бизнеса до развития бизнеса. Такой подход в значительной степени подходит для самообразования, но не содержит механизмов отслеживания результативности и инструментов индивидуальной системной (на регулярной основе) поддержки МСП;

‒ крупные консалтинговые компании предлагают широкий спектр программ для (1) компаний, формирующих команду по преобразованию бизнеса (его цифровизации или стратегическому развитию); (2) специалистов, мотивированных на сохранение лидирующих позиций; (3) топ-менеджеров устойчиво развивающегося бизнеса, стремящихся использовать все возможности новых трендов для развития бизнеса (например, менеджеров инновационных компаний среднего бизнеса). Для малого и среднего бизнеса эти программы, как правило, недоступны в финансовом плане и в условиях турбулентности экономических процессов, когда предприниматели «крутятся как белки в колесе», большинство предпринимателей не имеют возможности и времени ими воспользоваться. Кроме того, затруднительным является и сам процесс выбора образовательного ресурса;

‒ бизнес-школы, корпоративные университеты и организации международного консалтинга в основном ориентируются на топ-менеджеров и крупный бизнес, реализуя программы Executive MBA;

‒ высшие учебные заведения в силу своих основных задач и сложившейся практики не готовы обеспечить систематическую поддержку МСП и ориентированы на подготовку/переподготовку без учета проблем конкретного субъекта предпринимательства.

‒ существующая система бизнес-образования ориентирована в большей степени на формирование общих навыков, которые не учитывают особенностей бизнеса (деловые коммуникации, критическое мышление) и на специфических компетенциях (подготовка, интерпретация и анализ бухгалтерской информации компаний / финансового плана; анализ рынка, навыки маркетинга, программирование и т.д.), формирование которых является превентивной мерой по подготовке предпринимательских кадров и развитию личностных характеристик. Реальная поддержка МСП требует погружения в проблемы субъекта предпринимательства. Это значит, что программа (курс, треннинг) должны опираться на диагностику компании и оценку существующих знаний предпринимателя и сотрудников компании, а формирование компетенций ‒ на интенсивные технологии в формировании профессиональных компетенций. К таким технологиям относится тьюторство.

Деятельность тьютора в большей степени соответствует задачам стратегического управления и развития бизнеса. Тьютор – сотрудник-консультант консалтинговой компании, индивидуально сопровождающий субъекта МСП (рис. 5). Он оказывает консультационные услуги, привлекая при необходимости ресурсы консалтинговой компании. Задачами консультанта является обнаружение проблем бизнеса на начальной стадии и через систему обучения создание условий для проведения изменений и вывода компании на новую ступень развития (повышение ее конкурентоспособности, оптимизация каналов коммуникации, снижение издержек и др.).

Рисунок 5. Концепция организации взаимодействия консалтинговых компаний с субъектами малого и среднего бизнеса.

Источник: разработано авторами.

Финансирование консалтинговых компаний может осуществляться на основе средств, выделяемых на поддержку предпринимательства, в виде грантов или субсидий; за счет включения консалтинговых компаний в систему поддержки МСП или путем привлечения средств крупного бизнеса. Такой подход к финансированию потребует ряда законодательных норм, а также методик и организационных мероприятий, направленных на оценку эффективности консалтинга.

Заключение

Результаты проведенного анализ показали не только возможность, но и необходимость включения консалтинговых компаний в структуру системы поддержки предпринимательства. Причем основным условием отбора консалтинговых компаний должно стать наличие в портфеле компании реализованных и выполняемых в настоящее время консалтинговых проектов. Результативность консалтинга должна оцениваться на основе системы мониторинга, включающей показатели развития компаний МСП, входящих в пул компаний, курируемых консалтингом. Пул компаний МСП может обновляться по мере их выхода на траекторию устойчивого развития, но сохраняться в клиентской базе для необходимости получения консультаций для перехода на более высокий уровень. Концепция формирования пула субъектов МСП в данной работе не рассматривался, однако при ее разработке следует учитывать перспективность компаний и соответствие их бизнес-задач стратегическим целям региона, муниципальных образований или территорий.

[1] Многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг, Центры оказания услуг для бизнеса [Электронный ресурс] URL: https://corpmsp.ru/about/partners/mf-centers-rf/ (дата обращения: 14.01.2022).

[2] Список крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2020 года. RAEX. [Электронный ресурс] URL: https://raex-a.ru/rankingtable/consult/2020/main (дата обращения: 14.01.2021 г.).

[3] Учебные материалы обучающих программ Корпорации [Электронный ресурс] https://corpmsp.ru/programmy-obucheniya-korporatsii-msp/programmy-obucheniya-subektov-msp/ (дата обращения 14.01.2022)


Источники:

1. Саблуков А. В. Эффективность государственного управления в сфере поддержки предпринимательства: состояние и проблемы // Вестник МГЛУ. Общественные науки. – 2021. – № 2 (843). – c. 300-311. – doi: 10.52070/2500-347Х_2021_2_843_300.
2. Бюллетень Счетной палаты №4 (281) 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-4-281-2021-g (дата обращения: 04.01.22).
3. Специальный доклад президенту Российской Федерации — 2021 МСП/ПОСТКОВИД. [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 07.01.2022).
4. Аналитический обзор RC-INSIDER. [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/541/SPIEF-Progress_alt_v2.pdf (дата обращения: 07.01.2022).
5. Dethine Benjamin, Enjolras Manon, Monticolo Davy Digitalization and SMEs’ Export Management: Impacts on Resources and Capabilities // Technology Innovation Management Review. – 2020. – № 10. – p. 18-34.
6. Сайт Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://siora.ru/wp-content/uploads/2021/04/02-Prezentaciya-Strategiya_21-25.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
7. Оценка эффективности мер поддержки субъектов МСП Информационно-аналитический материал подготовлен Департаментом финансовой стабильности -М. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/124805/dfs_04082021.pdf/ (дата обращения: 12.01.2022).
8. Иванов И. Н., Лукьянова Т. В., Орлова Л. В. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России // Вестник ГУУ. – 2020. – № 2. – c. 126-133. – doi: 10.26425/1816-4277-2020-2-126-133.
9. Аналитический обзор рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства Информационно-аналитический материал. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/39663/inf_material_msp_fh_2021.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
10. Отчет о результатах экспертноаналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год». Счетная палата Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/123/442w02xo0vq4unq199jwxnr9mpow972c.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
11. Aristei, D., Gallo, M. The role of external support on the implementation of resource efficiency actions: Evidence from european manufacturing firms" // Sustainability (Switzerland). – 2021. – № 17. – doi: 10.3390/su13179531.
12. Панфилова Е. А., Комарова С. Н. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой трансформации // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 3 (29). – c. 283-289. – doi: 10.24411/2309-4788-2020-10274.
13. Зинатуллина Ю. М., Хисаева А. И., Зинатуллин Р.Р., Маликова Э.Р. Совершенствование инструментария электронной государственной поддержки предпринимательства // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2019. – № 2 (28). – c. 81-88. – doi: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-81-88.
14. Spigel B. The Relational Organization of Entrepreneurial Ecosystems // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2017. – № 41(1). – p. 49-72. – doi: 10.1111/etap.12167.
15. Yoon, H., Na D. A study on the effect of organizational culture types on consulting satisfaction-focused on the moderating effect of reliability and responsiveness, types of consulting service quality // Indian Journal of Public Health Research and Development. – 2018. – № 9(8). – p. 422-431. – doi: 10.5958/0976-5506.2018.00771.4..
16. Земцов С.П., Чепуренко А.Ю., Баринова В.А., Красносельских А.Н. Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 года // Вопросы экономики. – 2020. – № 10. – c. 44—67.
17. Куклина Е. А., Коршунова А. А. Консалтинг как элемент инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Управленческое консультирование. – 2019. – № 2(122). – c. 44-54. – doi: 10.22394/1726-1139-2019-2-44-54.
18. Гергиев И. Э., Железова А. Е., Позмогов А. И. Необходимость управленческого консалтинга в условиях цифровизации российского бизнеса // Вопросы управления. – 2019. – № 2 (38). – c. 182—188. – doi: 10.22394/2304-3369-2019-2-182-188.
19. Гладков Н.И. Стратегическое управление в условиях неопределенности и высокой турбулентности // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – № 6. – c. 47-49.
20. Тренинги и программы Академии бизнеса EY. Сайт Академии бизнеса EY. [Электронный ресурс]. URL: https://academyey.com/about/ (дата обращения: 12.01.2022).
21. Сайт Академии Pwc. [Электронный ресурс]. URL: https://training.pwc.ru/ (дата обращения: 12.01.2022).
22. Сайт компании Roland Berger. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rolandberger.com/ru/Russia.html (дата обращения: 12.01.2022 г.).
23. Сайт компании Ernst & Young (EY). [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/ru_ru (дата обращения: 12.01.2022).
24. Сайт компании McKinsey. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/ru/overview (дата обращения: 12.01.2022).
25. Сайт компании Boston Consulting Group (BCG). [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/ (дата обращения: 12.01.2022).
26. Сайт компании Bain & Company. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bain.com/ru/offices/moscow/ (дата обращения: 12.01.2022).
27. Сайт компании Mercer. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mercer.com/ (дата обращения: 12.01.2022).
28. City Business School. [Электронный ресурс]. URL: https://e-mba.ru/ (дата обращения: 12.01.2022).
29. Московская школа управления. Сколково. [Электронный ресурс]. URL: https://www.skolkovo.ru/ (дата обращения: 12.01.2022).
30. Московская бизнес-школа. [Электронный ресурс]. URL: https://mbschool.ru/ (дата обращения: 12.01.2022).
31. Сбер Университет. [Электронный ресурс]. URL: https://sberuniversity.ru/learning/ (дата обращения: 12.01.2022).
32. Учебные материалы обучающих программ Корпорация МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/programmy-obucheniya-korporatsii-msp/programmy-obucheniya-subektov-msp/ (дата обращения: 12.01.2022).

Страница обновлена: 16.05.2022 в 09:31:21