Проблемное поле барьеров для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Цитировать:
Тимохина Г.С. Проблемное поле барьеров для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 12. – doi: 10.18334/epp.14.12.122214.
Введение
В условиях социальных, экологических, экономических, культурных вызовов все субъекты экономики в той или иной осознают необходимость интенсивного нарастания усилий для достижения целей устойчивого развития. Однако осознание ими серьезности одноименных проблем для существования нынешних и будущих поколений, к сожалению, не является основой для вовлеченности и включения в практики устойчивого ответственного поведения. Особенно это характерно для конечных потребителей, поведение которых сложно регламентировать и контролировать.
Данные исследований о вовлеченности потребителей в практики устойчивого и ответственного поведения дают противоречивую информацию и подтверждают тот факт, что довольно часто мотивация и желание потребителей внести свой вклад в решение экологических, экономических и социальных проблем, входят в противоречие с реальностью, которая не способствует переходу ценностных установок, декларируемого поведения потребителей в поведение, соответствующее целям устойчивого развития общества.
Такой реальностью, сдерживающей вовлеченность потребителей в проявление устойчивого ответственного поведения, являются барьеры, актуальность преодоления которых высока для социально-ответственных потребителей, а также для бизнеса при формировании устойчивого ответственного поведения потребителей как инструмента маркетинга устойчивости.
Анализ результатов российских и зарубежных исследований барьеров, препятствующих включенности потребителей в устойчивые практики показал, что в настоящий момент в научном сообществе не сложилась единая классификация барьеров, препятствующих и/или ограничивающих проявление устойчивого ответственного поведения потребителей, соответственно, не выделены те наиболее важные и критические барьеры, которые требуют первоочередного устранения (нивелирования).
Гипотеза: предположительно, корневыми проблемами для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей являются следующие группы барьеров: недостаточно эффективная государственная политика в области устойчивого развития, социальные и психологические барьеры.
Цель исследования: определить проблемное поле барьеров, препятствующих формированию устойчивого ответственного поведения потребителей, выделить корневые проблемы, требующие первоочередного решения об их устранении (нивелировании).
Задачи исследования:
1. На основе анализа вторичных данных зарубежных и отечественных исследований по данной тематике систематизировать барьеры, препятствующие формированию устойчивого ответственного поведения потребителей, предложить классификацию барьеров.
2. На основе анализа первичных данных – экспертного мнения – уточнить группы барьеров, составляющих проблемное поле для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей.
3. Используя технику анализа проблемного поля методом графов, структурировать барьеры, на основе экспертного мнения установить их взаимовлияние, построить граф проблемного поля.
4. Выделить корневые проблемы, требующие первоочередного решения об их устранении (нивелировании).
Методика исследования: применены методы кабинетного и полевого маркетингового исследования. Для анализа вторичных данных по теме исследования в поисковых базах и системах Emerald, SpringerLink, ScienceDirect, ELibrary, RSCI, Google Scholar были отобраны релевантные научные статьи с 2015 по 2023 годы по следующим ключевым словосочетаниям: «ответственное потребление», «устойчивое потребление», «экологическое поведение», «социально-ответственное потребление», «устойчивое поведение», «конечные потребители», «барьеры для устойчивого потребления», «проблемы формирования устойчивого поведения», «препятствия к проявлению ответственного поведения». На основе контент-анализа вторичных данных для последующего анализа выделены такие структурные элементы научных статей, как: автор исследования, год, признаки классификации барьеров, препятствующих включенности потребителей в устойчивые практики, сущность барьеров, краткие результаты исследования по каждому барьеру. Выполненный анализ позволил систематизировать данные и сформировать группы барьеров.
Для составления графа проблемного поля барьеров проведено полевое исследование экспертного мнения об уточнении групп барьеров и их взаимовлиянии. Экспертами выступили специалисты в области потребительского поведения, экологии, устойчивого развития, объем выборки экспертов – 4 единицы.
Основная часть
В предыдущем исследовании поведения потребителей в условиях реализации обществом концепции устойчивого развития, автором был выполнен теоретический анализ подходов зарубежных и российских исследований к формулировке понятий, связанных с поведением потребителей в контексте устойчивости [1]. Как показал анализ, за более чем тридцатилетнюю историю междисциплинарных исследований поведения потребителей в условиях обострившихся социальных, экологических, экономических проблем и попыток понять суть поведения потребителя в контексте устойчивости, исследователи предложили более десятка понятий и дефиниций. Использование учеными множества разнообразных понятий и дефиниций, тем не менее имеющих концептуальную схожесть и сопоставимость, приводят к терминологической путанице и некорректному применению в исследованиях.
На основе количественного и качественного контент-анализа вторичных данных по этой теме, систематизации существующих понятий и их определений, был предложен концепт «устойчивое ответственное поведение потребителей» [1]. С точки зрения автора этот термин обозначает широкую концепцию, которая включает в себя экологический, экономический, социальный аспекты потребительского поведения, направленного на соблюдение баланса между собственными потребностями, выгодами, ценностями и заботой о социальном, экологическом и экономическом благополучии нынешних и будущих поколений за счет рациональности потребительского выбора, который сопровождается осознанным применением потребителем рыночных и нерыночных практик против действий недобросовестных компаний и, наоборот, в поддержку компаний, реализующих принципы устойчивого развития [1].
Именно с такого ракурса в настоящей статье исследуются барьеры, препятствующие формированию поведения потребителей в условиях ориентации общества на устойчивое развитие.
Барьеры в данном контексте - это факторы, ограничивающие или препятствующие формированию паттернов потребительского поведения по рациональному использованию экономических ресурсов, решению социальных и экологических проблем при переходе общества к устойчивому развитию. Существующие барьеры психологического, социального и другого порядка могут блокировать или существенно помешать переходу желаемого и декларируемого потребителями устойчивого ответственного поведения в фактическое.
Действительно, все большее количество потребителей заявляют о своей приверженности к устойчивому ответственному потребительскому поведению и выборе социально-ответственных брендов. В частности, 57% россиян обеспокоены загрязнением воздуха, 50% населения - ухудшением здоровья из-за загрязнения окружающей среды, 46% - вырубкой лесов и сокращением заповедных зон, 70% россиян склоняются к выбору товаров и услуг социально-ответственных брендов, 91% опрошенных готовы покупать экологически чистые товары по более высокой цене. [1]
Однако статистические данные подтверждают, что ценностные установки потребителей, желание проявлять устойчивое ответственное поведение не всегда совпадает с фактическим. Например, в 2023 году только треть россиян (37%) регулярно сортировали бытовые отходы; [2] лишь 14% населения страны имеют опыт совместного потребления товаров и услуг; [3] каждый житель страны в среднем в год выбрасывает примерно 88 килограммов еды; [4] в целях экономии электроэнергии только 18% россиян пользуются энергосберегающими лампочками, 5% - энергосберегающей техникой, 11% рационально используют электроприборы; [5] на 52,4% за 2024 год, по сравнению с годом ранее выросло число автомобилистов, использующих для передвижения загрязняющий атмосферу личный транспорт; [6] 71% россиян не готовы вносить вклад в решение экологических проблем, считая это прерогативой государства. [7]
Соотнесение статистических данных о желаемых и фактических паттернах поведения свидетельствует о расхождении между декларируемым и фактическим поведением потребителей в контексте устойчивости. Для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей всем акторам реализации концепции устойчивого развития, в том числе и потребителям, важно осознавать, что препятствует формированию такого поведения, какие барьеры являются критическими для достижения целей устойчивого развития.
Контент-анализ вторичных данных релевантных исследований российских ученых показал, что, в основном, ими выделяются такие барьеры, как приверженность к устоявшимся привычкам потребления, отсутствие времени на устойчивые практики, высокие цены на экологически чистую продукцию, несовершенство законодательства и отсутствие государственной поддержки в области устойчивого развития, отсутствие инфраструктуры для устойчивого потребления, слабая информированность потребителей об успешных примерах проявления устойчивого и ответственного потребления в стране [2-8].
Зарубежные исследователи представляют более широкий взгляд на существующие барьеры, включая в классификацию барьеров препятствия, связанные с психологией потребителя, социальными нормами, особенностями социально-культурного уклада жизни людей, рыночными факторами и др. [9-15].
Отечественные и зарубежные исследователи выделяют и классифицируют барьеры, препятствующие устойчивому ответственному поведению потребителей по разным граппам признаков:
- в зависимости от индивидуальных особенностей потребителей и объективных внешних факторов [2], [3];
- по степени включенности государства в популяризацию ответственного потребления [4];
- по концептам, основанным на «Теории запланированного поведения» [9];
- по степени восприятия потребителем барьеров для устойчивого ответственного поведения [10];
- по характеристикам каналов продаж товаров и личным характеристикам потребителя [11];
- по внутренним и внешним барьерам для ответственного потребления [12].
Проведенный автором анализ вторичных данных о подходах зарубежных и российских авторов к категоризации барьеров позволил систематизировать их и сгруппировать в две группы: внутренних и внешних барьеров для проявления устойчивого ответственного поведения потребителей и его формирования.
К внутренним барьерам отнесены психологические барьеры для вовлеченности и включенности потребителя в практики устойчивого ответственного поведения, то есть те психологические характеристики потребителя, которые связаны с отношением, восприятием, мотивацией, страхами, понятийным мышлением, моральными эмоциями, ощущением рисков и т.д. (табл.1)
Таблица1. Внутренние барьеры для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей
Психологические барьеры
|
Исследователи, год
|
1.
Приверженность
к привычным моделям поведения
|
Ракич
Б., Ракич М., 2015 [10]
Кемппайнен Т. и др., 2021 [11] Соловьева Ю. Н. и др., 2017 [2] |
2.
Отсутствие
времени на экологические и социальные инициативы, проявление экологичного
поведения
|
Соловьева
Ю.Н. и др., 2017 [2]
Халина Е.В., 2019 [3] Кемппайнен Т. и др., 2021 [11] Фарабет Ж., 2023 [12] |
3.
Низкая
степень вовлеченности в реализацию собственного вклада в решение социальных,
экологических и экономических задач
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
|
4.
Склонность
к потребительству, потреблению продукта сверх необходимого
|
Иргашева
А.Ш. и др., 2023 [6]
Кемппайнен Т. и др., 2021 [11] |
5.
Слабая
мотивация к формированию ответственного поведения
|
Ракич
Б., Ракич М., 2015 [10]
|
6.
Непонимание
собственной ответственности за решение социальных, экономических и
экологических проблем в среде жизнедеятельности потребителя
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
|
7.
Слабое
восприятие рисков, которые несут экономические, социальные и экологические
проблемы для потребителя и будущих поколений
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
|
8.
Вера
в то, что только технологии могут решить экологические, экономические и
социальные проблемы при переходе к устойчивому развитию
|
Малодиа
С., Бхатт А.С., 2019 [9]
|
9.
Восприятие
экологических практик как «не в тренде»
|
Ракич
Б., Ракич М., 2015 [10]
|
10. Низкий
приоритет ценностей устойчивого развития в системе ценностей потребителя
|
Соловьева
Ю. Н. и др., 2017 [2]
|
11. Склонность к
рутине
|
Соловьева
Ю. Н. и др., 2017 [2]
Кемппайнен Т. и др., 2021 [11] |
12. Восприятие
пропаганды по снижению уровня потребления как вмешательства в выбор
потребителя
|
Малодиа
С., Бхатт А.С., 2019 [9]
|
13. Наличие
вредных привычек
|
Соловьева
Ю. Н. и др., 2017 [2]
|
14. Опасения по
поводу безопасности продуктов для здоровья, что заставляет выбрасывать
пригодную продукцию
|
Фарабет
Ж., 2023
[12]
|
15. Чувство вины
при отказе от потребления привычных, но не экологически чистых продуктов
|
Фарабет
Ж., 2023 [12]
|
16. Отсутствие
теоретических и практических знаний о возможностях устойчивых практик
потребления
|
Фарабет
Ж., 2023
[12]
|
17. Удовольствие
от потребления неустойчивой продукции
|
Фарабет
Ж., 2023 [12]
|
18. Потребителю
сложно, иногда невозможно понять, как его потребительские решения могут
повлиять на окружающую среду
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
|
19. Гедонизм
потребителя не способствует принятию ответственных и устойчивых решений
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
|
20. Понимание
потребителями сложности изменения существующих привычек потребления
|
Ракич
Б., Ракич М., 2015 [10]
Кемппайнен Т. и др., 2021 [11] Фарабет Ж., 2023 [12] |
В качестве внешних барьеров были выделены следующие группы барьеров для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей (табл.2):
- регуляторные барьеры, связанные с несовершенством государственной политики и слабой государственной поддержкой в сфере достижения целей устойчивого развития;
- информационная инфраструктура, как группа барьеров для получения потребителями полной, достоверной и понятной информации обо всех аспектах внедрения концепции устойчивого развития, к которым может быть причастен потребитель;
- рыночные барьеры, которые связаны с ценовой политикой компаний, функционирующих на рынке устойчивой продукции, а также традиционной продукции в силу феномена издержек переключения потребителя; барьеры, обусловленные ограниченностью предложения производителями, продавцами продукции, включающей потребителя в практики устойчивого ответственного поведения;
- социальные барьеры, которые ограничивают включенность потребителей в практики устойчивого ответственного поведения в силу культурных и национальных особенностей уклада жизни и поведения, высокой значимости в обществе роли материальных и нематериальных символических благ, недостаточности общеобразовательного уровня потребителей в вопросах экологической безопасности и др.;
- география, в частности, климатические условия, которые могут оказывать влияние на процесс принятия решений потребителем в части устойчивого потребления (табл.2)
Таблица 2. Внешние барьеры для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей
Барьеры
для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей
|
Исследователи,
год
|
Регуляторные барьеры
| |
1.
Отсутствие
государственной поддержки производства чистой продукции, что сказывается на цене
товаров и услуг
|
Чеглакова
Л.М. и др., 2023 [5]
|
2.
Отсутствия
внешних стимулов и системы поощрений за рыночные и нерыночные практики
устойчивого поведения
|
Чеглакова
Л.М. и др., 2023 [5]
|
3.
Несовершенство
законодательства в области экологический и природоохранной политики
|
Соловьева
Ю. Н. и др., 2017 [2]
|
4.
Отсутствие
системы штрафов и санкций за безответственное потребительское поведение
|
Соловьева
Ю. Н. и др., 2017 [1]
Чеглакова Л.М. и др., 2023 [5] |
5.
Несовершенство
законодательства в области сертификации экологически чистых, органических
продуктов
|
Авдеева
А.И., 2020
[4]
|
6.
Отсутствие
жесткого государственного регулирования потребления ограниченных ресурсов
|
Райш
Л.А. и др., 2017 [13]
Чеглакова Л.М. и др., 2023 [5] |
7.
Отсутствие
инфраструктуры для проявления ответственного поведения потребителей (парковок
для велосипедов, контейнеров для раздельного сбора мусора и т.д.)
|
Халина
Е.В., 2019 [3]
Соловьева Ю. Н. и др., 2017 [2] Ракич Б., Ракич М., 2015 [10] Фарабет Ж., 2023 [12] |
8.
Недостаточное
финансирование исследований в области психологических, социальных,
экономических, маркетинговых наук, изучающих поведение потребителей
|
Авдеева
А.И., 2020 [4]
Лукман Р.К. и др., 2016 [14] |
Барьеры информационной инфраструктуры
| |
1.
Непонятная
для потребителя процедура отслеживания и контроля производства товара по всей
цепочке производитель – потребитель
|
Чеглакова
Л.М. и др., 2023 [45]
|
2. Непрозрачная
информация о происхождении, истории создания продукции
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
|
3. Отсутствие
информации о компаниях со статусом ESG (экология, социальная ответственность,
корпоративное управление), их отличительных преимуществах для обоснованного
выбора
|
Чеглакова
Л.М. и др., 2023 [5]
|
4. Низкая
осведомленность о серьезности экологических, экономических, социальных
проблем для существования нынешних и будущих поколений
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
|
5.
Низкая
осведомленность потребителей о ценностях и выгодах, которые получат
потребители, проявляя ответственное поведение
|
Ракич
Б., Ракич М., 2015 [10]
|
6.
Низкая
осведомленность потребителей о бизнес-практиках социальной ответственных
компаний крупного, малого и среднего бизнеса
|
Райш
Л.А. и др., 2017 [13]
Чеглакова Л.М. и др., 2023 [5] |
7.
Низкая
осведомленность потребителей о законодательстве, регулирующем природную,
экономическую и социальную среду
|
Ракич
Б., Ракич М., 2015 [10]
|
8.
Отсутствует
широкомасштабное информирование общественности об успешных примерах
проявления устойчивого и ответственного потребления в стране и в мире среди
частных лиц, организаций и стран
|
Авдеева
А.И., 2020 [4]
Райш Л.А. и др., 2017 [13] |
Рыночные барьеры
| |
1. Слабая
конкуренция за социально-ответственного потребителя
|
Чеглакова
Л.М. и др., 2023 [5]
|
2. Невысокая цена
на самые разные товары не стимулирует потребителей для принятия устойчивых
решений: по ремонту, покупке подержанных товаров, более эффективному
использованию имеющихся
|
Фарабет
Ж., 2023
[12]
|
3. Невысокая
эффективность бизнес и маркетинговых практик по изменению поведения
потребителей с целью повышения потребительского спроса на экологически чистые
продукты
|
Сундараджа К.С., 2021 [15]
|
4. Высокие цены на
экологически чистую продукцию
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
Соловьева Ю. Н. и др., 2017 [2] Ракич Б., Ракич М., 2015 [10] |
5. Высокая цена на
устойчивую продукцию стимулирует потребителя к выбору менее затратных, но и
менее экологичных товаров
|
Фарабет
Ж., 2023
[12]
|
6. Большая
величина спроса на незапланированные покупки в онлайн-магазинах в силу
различных стимулов
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
|
7. Ограниченное
предложение устойчивой продукции
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
|
8. Ограниченное
предложение подержанных товаров
|
Фарабет
Ж., 2023
[12]
|
9. Слабое
предложение услуг для использования потребителями практик совместного
потребления
|
Фарабет
Ж., 2023 [12]
Волкова Е.М., 2022 [7] |
10.Неразвитая
сеть магазинов по продаже подержанных товаров
|
Фарабет
Ж., 2023
[12]
|
11.Отсутствие
мелкой упаковки, что побуждает покупать большие объемы продукции
|
Фарабет
Ж., 2023
[12]
|
Социальные барьеры
| |
1. Отсутствие
опыта социально-ответственного поведения
|
Тимохина
Г.С. и др., 2022 [8]
|
2.
Нерациональное
использование экономических ресурсов в силу их богатства и разнообразия
|
Чеглакова
Л.М. и др., 2023 [5]
|
3.
Отсутствие
склонности к планированию, в том числе, бюджета и покупок, как особенность
национальной культуры, что приводит к импульсивным или избыточным покупкам
|
Фарабет
Ж., 2023
[12]
|
4.
Присущая
российскому обществу инертность и пассивность в вопросах экологических и
социальных инициатив
|
Чеглакова
Л.М. и др., 2023 [5]
|
5.
Недостаточный
общеобразовательный уровень в вопросах экологической безопасности
|
Соловьева
Ю. Н. и др., 2017 [2]
Халина Е.В., 2019 [3] |
6.
Проявление
модели должного поведения в вопросах потребления, свойственной большей части
общества
|
Иргашева
А.Ш. и др., 2023 [4]
Малодиа С., Бхатт А.С., 2019 [9] |
7.
Информационная
асимметрия разных потребительских сегментов
|
Тимохина
Г.С. и др., 2022 [8]
|
8.
Отсутствие
культуры устойчивого поведения в стране
|
Тимохина
Г.С. и др., 2022 [8]
|
9.
Отсутствие
преемственности устойчивого ответственного потребительского поведения в
процессе потребительской социализации
|
Тимохина
Г.С. и др., 2022 [8]
|
10.
В
обществе велика значимость роли символических материальных и нематериальных
благ
|
Малодиа
С., Бхатт А.С., 2019 [9]
|
11.
Недостаточная
вовлеченность и включенность в практики совместного потребления
|
Волкова
Е.М., 2022
[7]
|
12.
Высокая
роль материализма в обществе, что сказывается на практиках потребления
|
Малодиа
С., Бхатт А.С., 2019 [9]
|
13.
Скептицизм
потребителей в отношении государственных программ и кампаний по сбережению
ресурсов, которые воспринимаются как программы по созданию искусственного
дефицита в интересах крупных промышленных предприятий
|
Малодиа
С., Бхатт А.С., 2019 [9]
|
14.
Отсутствия
доверия общества к заявлениям, информации бизнеса и государства об успешных
практиках ответственного и устойчивого поведения
|
Ракич
Б., Ракич М., 2015 [10]
Кемппайнен Т. и др., 2021 [11] |
15.
Ценность
для потребителя репутации «новатора», откликающегося на предложения «быстрой
моды»
|
Иргашева
А.Ш. и др., 2023 [6]
|
16.
Неготовность
потребителей к осознанным покупкам и поиску информации
|
Кемппайнен
Т. и др., 2021 [11]
|
17.
Боязнь
общественного осуждения при потреблении физически исправного, но морально
устаревшего товара
|
Фарабет
Ж., 2023
[12]
|
География
| |
Суровые
климатические условия, которые снижают возможности в проявлении устойчивого
ответственного поведения
|
Фарабет
Ж., 2023
[12]
|
Для построения графа проблемного поля барьеров для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей была применена техника анализа проблемного поля методом графов А.И. Пригожина [16].
Для корректного анализа взаимовлияния барьеров друг на друга в группах таких барьеров, как регуляторные, рыночные и социальные экспертами - специалистами в области потребительского поведения, устойчивого развития, экологии были уточнены и выделены подгруппы, барьеры в которых включали специфические черты, препятствующие проявлению устойчивого ответственного поведения потребителей, и присущие именно этим подгруппам.
В частности, регуляторные барьеры были разделены на подгруппу барьеров, которые обусловлены несовершенством законодательства в области устойчивого развития, а также подгруппу барьеров, обусловленных отсутствием государственной поддержки в достижении целей устойчивого развития. Группа рыночных барьеров была разделена на две подгруппы: барьеры цены и предложения на рынке устойчивых товаров и услуг; группа социальных барьеров – на подгруппы барьеров, обусловленных особенностями культуры и социальными нормами (рис.1).
Рис.1. Уточненные группы барьеров для построения графа проблемного поля
Источник: составлено автором
Далее, посредством мозгового штурма экспертов было определено взаимовлияние девяти групп барьеров друг на друга. Графическое изображение этого влияния показано в графе барьеров, препятствующих формированию устойчивого ответственного поведения потребителей (рис.2).
Рис.2. Граф проблемного поля барьеров, препятствующих формированию устойчивого ответственного поведения потребителей
Источник: составлено автором
В вершинах графа проблемного поля барьеров расположены номера девяти групп барьеров (рис.2). На графе проблемного поля барьеров хорошо видны четыре корневых барьера – под номерами 1,4,7,8. Соответственно, это те барьеры для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей, которые требуют первоочередного устранения или нивелирования:
- регуляторные барьеры (номер 1 в графе проблемного поля), обусловленные несовершенством законодательства в области регулирования экологический и природоохранной политики, потребления ограниченных ресурсов, сертификации экологически чистых, надзора и принятия мер в связи с безответственным потребительским поведением и др.;
- барьеры информационной инфраструктуры (номер 4 в графе), которые ограничивают и/или затрудняют доступ потребителей к информации о социальных, экономических и экологических проблемах для нынешних и будущих поколений, об успешных мировых и отечественных практиках в части формирования устойчивого ответственного поведения потребителей, о ценностях устойчивого развития и др.;
- социальные барьеры, обусловленные особенностями культуры (номер 7 в графе), например, в части нерационального использования экономических ресурсов в силу их богатства и разнообразия, инертности и пассивности общества в вопросах экологических и социальных инициатив, отсутствия склонности к планированию бюджета и покупок и др.;
- социальные барьеры, обусловленные моральными, правовыми, религиозными и другими нормами (номер 8 в графе), например в части, склонности к материализму и демонстративному потреблению, скептицизма и недоверия потребителей к государственным программам по сбережению ресурсов, информационной асимметрии разных потребительских сегментов и др.
Выводы
Цель настоящего исследования достигнута: на основе систематизации барьеров, препятствующих формированию устойчивого ответственного поведения потребителей, определено проблемное поле барьеров, выделены корневые проблемы, требующие первоочередного решения об их устранении (нивелировании), что является новизной исследования.
Проведенное исследование частично подтвердило выдвинутую автором гипотезу. Помимо таких корневых проблем для формирования устойчивого ответственного поведения потребителей, как наличие регуляторных барьеров, обусловленных несовершенством законодательства в области устойчивого развития, выделена группа барьеров информационной инфраструктуры; в группе социальных барьеров выделена подгруппа социальных барьеров, обусловленных особенностями культуры, а также подгруппа барьеров, обусловленных социальными нормами.
Полученные результаты представляются вполне логичными с точки зрения последовательности устранения барьеров для включения потребителей в устойчивые ответственные практики. Действительно, повышение эффективности государственной политики в области устойчивого развития, поможет сформировать информационную инфраструктуру как систему, обеспечивающую потребителей всей необходимой информацией о социальных, экологических и экономических проблемах и обо всех аспектах вклада потребителей в решение этих проблем. Создание и функционирование такой системы позволит представить социальные доказательства важности и необходимости включения потребителей в устойчивые практики, повысить вовлеченность общества в решение социальных, экологических и экономических проблем, запустить процессы перехода декларируемого поведения потребителей в фактическое поведение, соответствующее целям устойчивого развития общества.
Корректировка отношения социума к решению проблем в контексте устойчивого развития позволит скорректировать психологические установки и ценностные убеждения потребителей, повлиять на мотивацию к проявлению устойчивого ответственного поведения, изменить привычные модели поведения. В свою очередь, это приведет к изменению спроса и предложения на устойчивую продукцию.
Достигнутые результаты авторского исследования в виде систематизации барьеров, их группировки, структурирования, определения взаимовлияния и выделения в проблемном поле барьеров, требующих первоочередного устранения (нивелирования), имеют практическую значимость и являются основой для принятия решений субъектами экономики при реализации концепции устойчивого развития. Анализ этих результатов поможет бизнесу понять направленность маркетинговой деятельности по формированию моделей устойчивого ответственного поведения потребителей.
[1] Шесть из десяти россиян больше доверяют социально ответственным брендам. Моя Россия. 29.11.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--h1ahgajha2if.xn--p1ai/portal/news/view/shest_iz_desiati_rossiian_bolshe_doveriaiut_sotsialno_otvetstvennym_brendam_63756 (дата обращения 12.11.2024)
[2] Россиян, сортирующих мусор, стало в девять раз больше. НАФИ Агентство социальной информации. URL: https://asi.org.ru/news/2024/02/05/37-grazhdan-regulyarno-sortiruyut-musor/.( дата обращения 15.09.2024)
[3] Совместное потребление: арендовать или покупать? ВЦИОМ НОВОСТИ 21 июля 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sovmestnoe-potreblenie-arendovat-ili-pokupat (дата обращения 5.11.2024)
[4] В Минприроды рассказали, сколько еды ежегодно выбрасывает каждый россиянин. Газета.ru. 19.01.2023 URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2023/01/19/19523947.shtml (дата обращения 6.10.2024)
[5] Как экономить электроэнергию. 20.12.2023. URL: https://hi-tech.mail.ru/review/104980-kak-ekonomit-elektroenergiyu/#anchor170298824545751396 (дата обращения 20.09.2024)
[6] Продажи новых легковых автомобилей в России в октябре 2024 года. Автостат. 6 ноября 2024. URL: https://www.autostat.ru/press-releases/58819/ (дата обращения 15.11.2024).
[7] Андросова С. Есть ли экологическая культура у россиян? Московские ведомости. 08 июня 2023. URL: https://mosvedomosti.ru/2023/06/08/?ysclid=m3vvgpyjqr152671503 (дата обращения 17.11.2024)
Страница обновлена: 28.11.2024 в 12:06:09