Универсальная компетенция № 1: системное и критическое мышление специалиста и лидера
Спивак В.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 21 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 1 (Январь-март 2021)
Цитировать:
Спивак В.А. Универсальная компетенция № 1: системное и критическое мышление специалиста и лидера // Лидерство и менеджмент. – 2021. – Том 8. – № 1. – С. 53-68. – doi: 10.18334/lim.8.1.111524.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44945945
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Системный подход, согласно требованиям ФГОС 3++, является необходимой компетенцией, призванной обеспечить повышение качества принимаемых решений. В статье предлагается авторский взгляд на сущность и структуру системного мышления, исходный набор тем учебной дисциплины «Системное мышление и системный подход» и модель взаимосвязи ключевых лидерских и универсальных компетенций. Работа предназначена для лиц, обучающихся в высшей школе, для работающих специалистов и руководителей и молодых ученых.
Ключевые слова: универсальная компетенция, системное мышление, тематика изучения системного подхода, лидерские компетенции
JEL-классификация: I23, I26, I28
Введение
Системный подход, согласно требованиям ряда федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++), является необходимой компетенцией специалистов и руководителей, он требует рассматривать проблемы всесторонне, с разных точек зрения, с учетом истории системы, тенденций ее развития, факторов внутренней и внешней среды, влияющих на существование и развитие системы. Реализация любой универсальной, общепрофессиональной и профессиональной компетенции на основе системного подхода становится более эффективной благодаря четким методическим разработкам, «подсказкам». Следование требованиям системного подхода способствует углублению познания объекта, минимизации рисков принимаемых решений, учету большого количества факторов, проработке множества вариантов, учету альтернатив развития событий, что, собственно, и составляет базу, преимущества этого подхода по сравнению с любым другим (обыденным, религиозным, идеологическим, и даже научным, ситуативным, менеджерским и многими другими, если они не воспринимаются как элементы системного подхода).Отсутствие этой компетенции, на наш взгляд, способствует принятию недостаточно обоснованных решений, постановке недостижимых и неубедительных целей, заведомо недостижимых по причине недостаточной проработанности.
В то же время развитие системного и критического мышления, навыков применения системного подхода в ситуациях принятия решений и решения проблем предполагает усвоение индивидом целого ряда достаточно сложных теорий и приобретения умений и навыков их применения. При этом данные компетенции относятся к категории мировоззренческих, влияющих на восприятие индивидом самого себя и других, углубление и расширение представлений о мире и таких его аспектах, как политика, экономика, культура, социальная сфера, научно-техническое развитие, экология и другие.
Проблемой является недостаточное осознание специалистами и особенно лицами, принимающими решения, не просто полезности, а необходимости укоренения в сознании основ системного мышления и методологии системного подхода как формы практической реализации этого вида мышления в ситуациях принятия решений и решения проблем [1–20] (Malko, Markunin, 2019; Radyuk, Basinskaya, Nekhvyadovich, 2017; Korotkov, 2000; Spivak, 2014; Trusova, Tarakanova, 2016; Nesterenko, Naumenko, 2019; Baeva, Sherstyankina, 2018; Batova, 2019; Drobot, Makarov, Komissarov, 2019; Malichenko, 2019; Mikhaylova, Yarkova, 2019; Yarkova, Yakimova, Danilova, 2018). Данная работа предлагает авторский взгляд на структуру системного мышления, морфологию системного подхода как исходный набор тем учебной дисциплины «Системное мышление и системный подход» и на взаимосвязь ключевых лидерских компетенций и комплекса универсальных компетенций ФГОС. Работа предназначена как для лиц, обучающихся в высшей школе, так и для работающих специалистов и руководителей, принимающих решения личного и социально значимого уровня, а также для молодых ученых, для которых методология системного подхода является одним из направлений познания объекта и предмета исследования.
Окружающая каждого мыслящего индивида реальность постоянно приводит примеры решений разного уровня и значимости, от решений индивида, касающихся его собственной жизни, до решений на национальном и глобальном уровне, которые априорно или по прошествии какого-то времени признавались неправильными. Причины этого следующие:
· игнорирование, абстрагирование от каких-либо существенных факторов при принятии решений;
· отсутствие должной проработки прогнозов поведения, учета рисков, разнообразия вариантов поведения объектов и субъектов, вовлеченных в реализацию решений, вариантов развития ситуации;
· недостаточная обоснованность решений, в том числе обоснований экономической и социальной эффективности;
· умышленное сокрытие истинных мотивов и обстоятельств принятия решений от людей, вовлеченных в реализацию решения (форма манипуляции сознанием или мошенничества);
· недостаточно высокая адекватность моделей, представлений о поведении, направленности, мотивах, интересах людей.
В каждом конкретном случае могут быть найдены, озвучены или скрыты и иные причины неудач. Зачастую факторы действуют в комплексе. Коснувшаяся каждого жителя страны приватизация собственности СССР в период реставрации капитализма была осуществлена, как выявляется сейчас, в достижении заинтересованными группами и лицами скрытых целей при провозглашении исключительно гуманной направленности реформы. При этом следует отдать должное акторам этого «деяния»: оно было осуществлено системно, с учетом всех факторов воздействия, при использовании всех видов обеспечения затеянной трансформации: научно-методических, правовых, финансовых, организационных, информационных, социально-психологических, кадровых. У подавляющей же массы «жертв» трансформации не было развито системное и критическое мышление, не было дара предвидения и навыков системного анализа, что и позволило осуществиться этой манипуляции сознанием.
Системный подход появился в результате усложнения человеческой деятельности и социальных явлений, когда возникла «необходимость в познании подобных явлений посредством системного метода, который способен раскрыть особенности их структуры и взаимодействия с иными объектами действительности. Целая группа отечественных исследователей в разных областях науки занимались продвижением и совершенствованием системного метода; из наиболее видных выделим П.К. Анохина, И.В. Блауберг, B.Н. Садовского, А.И. Уемова, Э.Г. Юдина и др.» [1] (Malko, Markunin, 2019). Основателем «общей теории систем» является австрийский биолог Л. фон Берталанфи.
Человечество получает все больше доказательств того, что именно лидеры играют ведущую роль в определении направлений развития социумов, в политике, экономике, технологиях, в социокультурном развитии, в расстановке приоритетов, принятии решений и решении проблем. В то же время широко представленные в учебниках по менеджменту теории лидерства страдают излишней обобщенностью, абстрагированностью от личности лидера и специфики ситуации, пытаются предложить некие универсальные рецепты выявления и поведения успешного лидера, игнорируя свойство уникальности, неповторимости и самих лидеров, и групп, которыми они управляют, и ситуаций, в которые попадают. Такова, например, позиция авторов современного исследования [2] (Radyuk, Basinskaya, Nekhvyadovich, 2017).
В качестве элементов системного мышления следует рассматривать весь комплекс достижений современной теории и практики исследования и управления системами, включая научное мышление, системный анализ, стратегическое, критическое, ситуативное мышление, теорию и практику менеджмента и др.
Соотношение системного мышления и системного подхода
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС 3++) по целому ряду направлений подготовки приводится состав универсальных компетенций, т.е. компетенций, которыми должен обладать выпускник высшей школы любого уровня и любого направления подготовки. Для примера можно взять свежий приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 970 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2020 № 59449) [3] и Приказ об утверждении ФГОС для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [4]. Первая строка таблицы, определяющей универсальные компетенции, содержит определение такой компетенции: «Системное и критическое мышление. УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач». Почти полностью аналогично звучит определение этой же компетенции в образовательных стандартах для уровня «Магистр». Расположение в одной строке таблицы ФГОС понятий «Системное и критическое мышление» и «Системный подход» указывает на признание разработчиками стандартов и руководством Минобрнауки равного уровня и значения этих понятий, т.е. их «равнопорядковости». Полагаем правомерным рассматривать системное мышление как особенность личности, результат ее осознанного выбора, предпочтения, отдаваемого системной методологии познания, анализа, синтеза, моделирования, прогнозирования и другим аспектам умственной деятельности, а системный подход – скорее как локальное, ситуативное проявление системного мышления в конкретных обстоятельствах познания, принятия решений, решения проблем. Системное мышление человека, личности, группы ближе к категории мировоззрения, а системный подход ближе к понятию установки по отношению к конкретной сфере жизни. Так, можно реализовывать системный подход на работе, но опираться на обыденный, религиозный или иной другой подход в бытовых ситуациях. Системное мышление играет важную роль в случаях определения такого качества личности, как цельность. Цельная личность, обладающая системным мышлением, проявляет его, применяет системный подход в каждой жизненной ситуации, и это является ее особенностью, элементом стиля мышления, акцентуацией, характеризующей своеобразие личности и ее ключевого качества – мышления. В большинстве других случаев полагаем, что понятия «системное мышление» и «системный подход» можно считать синонимами.Эту точку зрения мы разделяем с автором учебников по теории систем управления Э.М. Коротковым, который пишет: «Следует различать системный подход как методологию исследования и системное мышление как характеристику исследователя, сложившуюся в процессах его жизни и деятельности и проявляющуюся как бы автоматически, каждый раз, когда он оценивает или анализирует то или иное явление. Использование системного подхода, конечно, способствует формированию системного мышления.
Системное мышление считается весьма ценным качеством исследователя, потому что оно помогает охватить в оценках и анализе все явление целиком, учесть самые различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками, найти главное – системообразующий фактор, увидеть невидимые аспекты проблемы, прогнозировать поведение элементов» [5] (Korotkov, 2000).
«Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект, предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении. Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми признаками системы» [6].
Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. [7].
Согласно требованиям УК-1 образовательного стандарта, от специалиста требуется не только системное, но и критическое мышление, критический анализ и синтез.
Обычно понятие «критика» применяется в таких смыслах: 1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика); 2) отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков; 3) исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников) [8]. Исходя из данного определения, осуществление любого анализа есть, по существу, проявление критического мышления. Но поскольку системный анализ правомерно считается неотъемлемой областью системного мышления и реализации системного подхода, то самостоятельное обозначение в определении универсальной компетенции критического мышления и подхода не выглядит вполне обоснованным.
Приведем еще одну точку зрения на критическое мышление, которая обращает внимание на содержательный аспект критического мышления.
Критическое мышление – способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях. Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления – умение рассуждать.
Критические мыслители задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.
Критическое мышление включает в себя шесть важных навыков: решение проблем, анализ, творческое мышление, интерпретацию, оценку и рассуждение [9].
Достоинства системного подхода
К достоинствам системного подхода и основаниям для повышения внимания к нему следует отнести его диалектические основы. Диалектика является испытанной веками основой методологии научного познания, и, таким образом, системное мышление опирается на фундаментальные, прошедшие многовековую проверку практикой научные принципы диалектического познания.Системный подход в наилучшей степени способствует выполнению наукой ее основных задач: описание, объяснение, моделирование, прогнозирование, включает в себя методологию научного познания и научного исследования, сохраняя все его преимущества в части стремления к обоснованности, достоверности, доказуемости, эффективности.
Системный подход имеет широкий спектр применения, почти универсален, потенциально полезен в целях познания и управления множеством систем технического, психологического, социального, экономического, политического типов. Универсальность и транспортабельность обеспечивается при условии возможности и обоснования целесообразности адаптации разработок, полученных в результате исследования систем одного вида, к системе иного вида.
Системный подход способствует расширению и углублению мировоззрения, кругозора человека, вовлекает в сферу его интересов, внимания новые объекты, системы, обогащает его сознание, повышает качество знаний и принимаемых решений.
Солидная научно-методическая обеспеченность системного подхода означает, что он содержит достаточное количество инструментов и методик для познания свойств, специфики и ориентации во внутренней и внешней среде системы. Это касается свойств систем, видов обеспечения, процессов принятия решений, решения проблем, целеполагания, структуризации системы и среды.
Каждая система в чем-то уникальная, а модели системы, формирующиеся в сознании уникального субъекта, также уникальны. Поэтому смысл, значение терминов в сознании каждого субъекта могут с высокой степенью вероятности трактоваться специфически, субъективно. Отсюда вытекает требование к взаимодействующим субъектам – достижение терминологической определенности, согласия в понимании смысла используемых понятий, терминов, их конкретизации. В системном подходе считаются недопустимыми необоснованные обобщения и абстрагирование.
Границы систем и среды их существования определяет субъект исследования, и эти границы он должен обосновывать.
Восприятие объекта исследования как системы предполагает применимость к нему теории систем, теории познания, общесистемных качеств и свойств, таких как цельность, структурность, иерархичность, автономность, адаптивность, эмерджентность, множественность моделей, уникальность, связь со средой, динамичность и консервативность. Такие свойства следует соотносить с каждым объектом, который вы считаете системой, а исследование специфики проявления этих, а также филогенетических и онтогенетических свойств и качеств приводит к формированию описательной модели объекта. Аналогично следует поступать в процессе исследования субъектов, объектов и факторов среды. Объекты, субъекты, факторы, явления внешней среды и элементы системы должны также анализироваться на предмет их системной сущности.
Любой из элементов системного мышления представляет собой, с одной стороны, подсистему системного подхода, с другой стороны, имеет основания рассматриваться как относительно самостоятельная система, обладающая рядом общих и собственных свойств, качеств, на которые оказывают влияние факторы внутренней и внешней среды.
Признавая самого себя системой, субъект должен осознавать и исходить из системной природы и любого другой системы, субъекта.
Системный подход способствует повышению качества моделей, образов, формируемых сознанием и используемых в целях понимания и управления объектами, субъектами, явлениями, повышению уровня их адекватности самой системе, объекту исследования.
В качестве проблемы на пути развития системного мышления и реализации системного подхода на практике следует назвать высокую затратность всех видов ресурсов – трудовых, материальных, информационных, социокультурных, социально-психологических, финансовых, временны́х, поскольку такое мышление и подход подразумевают полноценные научные исследования, от качества которых зависит результат.
Примерный перечень множества элементов, знания в области которых определяют морфологию, поле компетенций системного и критического мышления, системного и критического подхода, приводится в завершающей части статьи.
Системный подход в деятельности лидера
Особое удивление вызывает отсутствие применения на практике людьми, принимающими решения, даже самого высокого уровня, тех компетенций, которые включены в программы всех уровней образования для менеджеров. Имеются в виду компетенции, обеспечивающие убедительность, обоснованность, достоверность вводимых новшеств в политике, экономике, праве, культуре для тех, кого эти решения касаются. Это особенно важно для руководителей, считающих, что они не просто менеджеры, а лидеры. Лидерство предполагает постоянную ориентацию на последователей, более-менее точные индивидуальные и групповые модели этих последователей, явное предпочтение, отдаваемое им социально-психологическим методам перед административно-правовыми и экономическими методами. Речь идет о формулировке миссии, привлекательной для группы, социума, возглавляемого лидером, привлекательного ви́дения будущего, «умных» целей, выборе стратегии на основе анализа множества стратегий, системного стратегического анализа системы, среды ее существования и развития, выявления факторов влияния на нее и многих других. Стратегическое мышление заключается в том, чтобы предвидеть и предугадывать то, как развернутся события в результате каких-либо действий, своих и чужих [10].Системный подход является своего рода «заместителем», субститутом провидчества, обеспечивает всесторонность анализа, повышение уровня проницательности, дальновидности, качества моделирования и прогнозирования, что является наиболее ценимыми качествами лидера. Лидерское мышление связывается с уверенным владением такими группами компетенций, как профессионализм, системное мышление, высокий эмоциональный интеллект, высокая мораль, навыки командообразования, на содержание которых влияет специфика управляемой группы и ситуация, в которой она находится [11] (Spivak, 2014).
Дальновидность – способность предвидеть последствия, предусмотрительность [12].
Отсутствие этих компетенций в качестве базовых знаний лидера, недостаток навыков их применения в управлении группой любого уровня должны рассматриваться как индикатор непрофессионализма.
На рисунке 1 показана связь элементов авторской компетентностной модели лидерства и универсальных компетенций, определяемых образовательными стандартами высшего образования.
Рисунок 1. Модель взаимосвязи ключевых групп компетенций лидера и универсальных компетенций образовательных стандартов
Источник: составлено автором.
Между видами мышления сознание субъекта выстраивает связи и устанавливает иерархию: что-то становится принципом, что-то работает в определенных ситуациях. Так же ситуативно могут меняться критерии оценки принимаемых решений. Если же считать системное мышление и реализующий его системный подход явлением, сформированным, существующим и развивающимся в сознании субъекта, тогда элементы этой системы мышления образуют единство (систему «системное мышление»), находятся в связи друг с другом, возможно, по принципу «каждый с каждым», и обладают способностью к взаимодействию и взаимовлиянию. К примеру, этическое мышление выступает источником выбора критериев оценки поведения и поступков собственных и других субъектов, влияет на критическое мышление, лидерское мышление, управленческое мышление, практически на все ситуации принятия решения, а также на определение доминант, иерархий, значимости и выбор способов влияния на ситуации.
Морфология системного подхода, мышления
На рисунке 2 приведем модель морфологии системного подхода и основ системного мышления, включающую ряд элементов (видов мышления, подходов), имеющих основания для включения в структуру системного подхода и обладающих рядом полезных методик, инструментов познания, просто подсказок, которые целесообразно использовать для получения системного взгляда на объект, предмет, явление.
Рисунок 2. Морфология системного подхода мышления и системного подхода
Источник: составлено автором.
Каждый из приведенных в схеме подходов и видов мышления может быть расширен, конкретизирован субъектом, обладающим соответствующими обоснованными аргументами в пользу вносимых изменений. Необходимо сразу отметить, что в каждом конкретном случае следует учитывать комплексно такие факторы системного мышления, как условия, обстоятельства всеобщей внешней среды, среды непосредственного влияния и внутренней среды, наличие множества методов познания и видов мышления, как теоретических, так и практических, в том числе методик осуществления анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации и других. Нельзя сбрасывать со счетов и несовершенство человека, а следовательно, множество девиаций индивидуального, группового и организационного поведения. Усложняет проблемы познания и применения системного подхода разнообразие, множественность точек зрения на все применяемые термины, теории, на субъективность каждого субъекта, на наличие эгоцентризма у каждого индивида, на наличие разнообразия подходов, акцентуаций сознания, характера, компетенций, направленности личности и ее аспектов, а также уникальности каждого объекта и субъекта и наличия у них свойств общесистемного, филогенетического и онтогенетического характера.
Тематика предмета «Системное и критическое мышление лидера (специалиста), системный подход»: подход к разработке рабочей программы образовательной дисциплины
1. Основы методологии познания и разнообразие подходов к познанию. Эмпирические и теоретические методы познания. Конечные и промежуточные цели познания. Процесс познания. Познание и мышление. Моделирование, оценивание, прогнозирование как методы познания, цели и этапы процесса познания.2. Из области психологии мышления: методики и компетенции в области мышления, в части определения качеств и свойств личности, направленности для понимания, стимулирования, места в группе, команде, роли. Для лучшего понимания себя и других следует различать разнообразные виды мышления, особенности построения мыслительного процесса, например, мыслительный процесс по Брунеру, сложность сознания, определения умственного интеллекта.
3. Ассоциативное мышление как фактор успеха в ситуации коллективного поиска креативных решений и необходимость и методы создания и поддержания благоприятной социально-психологической атмосферы (наряду с такими качествами продуктивной команды, как единство целей и ценностей, совместимость, сплоченность, разумное разнообразие).
4. Социальное мышление как основа построения доброжелательной атмосферы, достижения доверия, эмпатии, сотрудничества на основе взаимопонимания.
5. Политические мышление.
6. Технократическое мышление.
7. Девиантное индивидуальное и групповое поведение, мышление и методы снижения его вредоносности. Клиповое мышление. Эгоцентрическое мышление, этноцентрическое мышление (вплоть до трайболизма), предикативное мышление.
8. Эмоциональное мышление, эмоциональный интеллект и его значение для понимающего взаимодействия и управления людьми. Основные эмоции и чувства людей, их распознавание и роль в поведении и принятии решений.
9. Этическая составляющая мышления как оценочная категория в составе методов познания, операций мышления и разнообразие этических систем людей и групп, как позитивных, так и негативных. Значение этических понятий, оценок.
10. Проактивное мышление vs реактивного мышления.
11. Творческое мышление, условия создания творческой атмосферы.
12. Научный подход, клинический подход.
13. Критический подход: метод простых вопросов, аналитические методы типа «5 почему», фактчекинг (проверка фактических данных на достоверность).
14. Системный подход: основы общей теории систем, типологические особенности систем, общие свойства больших живых систем, виды обеспечения существования и развития систем, возможности и способы влияния на поведение систем, виды связей внутри системы.
15. Ситуативное мышление, влияние ситуации на поведение системы, проблематичность и трудоемкость исследования субъектов и специфики влияния ситуативных факторов.
16. Лидерское мышление.
17. Управленческое мышление, основы менеджмента, функции управления.
18. Системный анализ, типологии методов системного анализа.
19. Позитивистский и негативистский подход на примере теории поля сил К. Левина.
20. Стратегическое мышление. Проницательность, предвидение, дальновидность специалиста и лидера. Стратегический менеджмент как процесс. Методы стратегического анализа. Виды стратегий.
21. Формы стратегических изменений (реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг, ребрендинг, перепроектирование). Стратегические парадигмы управления, модели управления. Умное целеполагание.
22. Направления и факторы анализа внешней среды в PESTEL-анализе. SWOT-анализ.
23. Колесо жизни как модель среды существования и развития индивида.
24. Программно-целевой подход и его особенности применительно к индивидам, группам, организациям.
Раскрытие каждой темы должно начинаться с анализа определений и выбора того из них, которое позволяет начать структуризовать это явление и приступить к системному анализу и явления, и его элементов, и среды его существования и развития.
По каждой теме следует конкретизировать объект исследования, начиная с систем как таковых, переходя на филогенетический уровень (личности, группы (социальные и организационные), организации и другие виды) и далее на филогенетическом уровне – переход к специфике реальной системы. В частности, системный к менеджменту организации позволяет исследовать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение целей в меняющихся условиях; ситуационный – предусматривает реагирование менеджеров на меняющиеся условия среды организации; использование теории и практики системного подхода [13] (Trusova, Tarakanova, 2016).
Непременным объектом исследования раскрытия в рамках темы целесообразно считать изучение актуальных достижений в области высоких технологий, реальных продуктов цифровизации и анализ практики их применения, поскольку «современная экономика характеризуется глобальной трансформацией в связи с масштабным внедрением цифровой экономики, предусматривающей смену социальной, экономической, культурной и политической сфер общества» [14] (Nesterenko, Naumenko, 2019).
Заключение
В разочаровывающих большинство людей результатах принимаемых решений в значительном числе случаев виновато отсутствие навыков системного мышления, способностей реализовать системный подход, что приводит к недостаточной обдуманности принимаемых решений. Владение даже азами системного подхода, к сожалению, не демонстрируют люди, которым по должности это положено применять. Возможно также, что в ряде случаев имеет место намеренное сокрытие истинных целей, манипуляция сознанием, применяемая как основной метод управления социумом.
Развитое системное и критическое мышление, применение системного подхода в решении проблем и принятии решений, согласно ФГОС, требуется от каждого выпускника системы высшего образования как на уровне бакалавра, так и на уровне магистра.
Системный подход часто относят к мягким навыкам, в то же время в его составе имеется многочисленный набор методик, жестких методов и рекомендаций для познания и решения проблем, что говорит о его жестко-мягком характере.
Системный подход обладает, в сравнении с другими, преимуществами, определяемыми его интегративным содержанием, вбиранием в себя апробированных достижений методологического и методического характера, накопленных в различных областях знаний, включая и фундаментальные, и прикладные дисциплины.
Морфология системного мышления, системного подхода включает в качестве элементов многочисленные виды мышления и их методики, знания которых просто необходимы работникам, принимающим ответственные решения.
Освоение основ системного мышления, критического мышления, системного подхода к принятию решений и решению проблем предполагает познание достаточно обширного состава аспектов теории и практики познания, мышления и специфики применения к объект-субъектам из категорий «индивиды», «социумы», «организации».
Затраты на развитие системного мышления и освоение системного подхода значительны, но они дают основания надеяться на высокое качество решений, моделей, прогнозов.
Источники:
2. Радюк О.М., Басинская И.В., Нехвядович И.Г. Основные факторы эффективности в поведенческих теориях лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2017. – № 2. – c. 99-107. – doi: 10.18334/lim.4.2.38063.
3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.08.2020 № 970. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008260010 (дата обращения: 11.01.2021).
4. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2020 N 59425). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nirhtu.ru/images/files/documents/federalgosstandart/38.03.01---.-12.08.2020-N-954.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
5. Коротков Э.М. Исследование систем управления. / Учебник. - М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000. – 94-95 c.
6. Ложников А. Что такое системное мышление и как его развить. NewGoal.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://newgoal.ru/sistemnoe-myshlenie (дата обращения: 12.01.2021).
7. Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2001. – 1102 c.
8. Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2001. – 595 c.
9. Абрамов А. Что такое критическое мышление. Trends.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e81f1339a7947c0a7a6eef3 (дата обращения: 11.01.2021).
10. Стратегическое мышление: совершенно необходимый для жизни и бизнеса навык. Blog.molodost.bz. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.molodost.bz/sila-shagov (дата обращения: 08.11.2020).
11. Спивак В.А. Лидерство. - М.: Издательство Юрайт, 2014. – 64 (393) c.
12. Дальновидность. Толковый словарь Ушакова. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/784698 (дата обращения: 11.01.2021).
13. Трусова С.В., Тараканова К.Л. Системный подход к совершенствованию менеджмента организаций в современных условиях // Молодой ученый. – 2016. – № 12(116). – c. 1476-1478.
14. Нестеренко Е.С., Науменко Р.В. Системный подход как основа понятийно-категориального аппарата цифровой экономики // Креативная экономика. – 2019. – № 5. – c. 911-926. – doi: 10.18334/ce.13.5.40589.
15. Баева О.Н., Шерстянкина Н.П. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 835-850. – doi: 10.18334/et.5.3.39426.
16. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование – наука – производство» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1573-1584. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41467.
17. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Комиссаров Р.С. Формирование лидерства на рынке на основе управления знаниями // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 349-360. – doi: 10.18334/lim.6.4.41348.
18. Маличенко И.П. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1585-1600. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41478.
19. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой – путь к профессии? // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 763-774. – doi: 10.18334/et.6.2.40671.
20. Яркова С.А., Якимова Л.Д., Данилова А.С. Компетентностный подход в подготовке HR-менеджеров: от образовательного к профессиональному стандарту // Экономика труда. – 2018. – № 1. – c. 43-60. – doi: 10.18334/et.5.1.38808.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:16:57