Исследование цифрового потенциала инновационных проектов российских компаний
Городнова Н.В.1, Скипин Д.Л.2, Пешкова А.А.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург
2 Тюменский государственный университет - Финансово-экономический институт
Скачать PDF | Загрузок: 75 | Цитирований: 21
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=41243705
Цитирований: 21 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Актуальность темы исследования. Взятый российским государством курс на создание цифровой экономики и адекватная реакция на быстро меняющуюся ситуацию дают компаниям существенное преимущество перед конкурентами. Бурный рост торгового сервиса и развитие розничной торговли в России усиливает конкуренцию между предприятиями торговли, что приводит к поиску новых конкурентоспособных преимуществ, в том числе, возможностей применения информационных технологий, программных и платформенных решений по оперативной обработке гигантских массивов данных. Изучение влияния применения информационных технологий в сфере розничной торговли делает тему исследования еще более актуальной.
Цель исследования – анализ перспектив применения информационных технологий в рамках реализации инновационных проектов, а также разработка рекомендаций по повышению цифрового потенциала инвестиций российских компаний на примере сферы торгового бизнеса.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в частности, методы экономического и логического анализа, системный метод, синтез, постановка задачи аппроксимации, метод декомпозиции, имитационное моделирование.
Эмпирическая база исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные работы, методические разработки ведущих отечественных и зарубежных ученых и нормативно-правовая база в области инвестирования. Решение научных задач осуществлялось с использованием критического анализа, научного обобщения и систематизации при исследовании сущности категории «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «цифровизация». Результаты исследования, выводы и рекомендации были обоснованы с применением комплексного подхода.
Научным результатом являются определение сущностных характеристик категорий «инвестиций», «инвестиционная деятельность» и уточнение данных понятий с учетом масштабов и субъектов, задействованных при реализации инновационных проектов, выявление нового классификационного признака «цифровой потенциал инвестиций», разработка авторской имитационной модели исследования цифрового потенциала инвестиций и его оценка на примере компаний торгового бизнеса. Кроме того, разработаны имитационная модель оценки цифрового потенциала инвестиций, а также меры по его повышению для российских компаний ритейла путем реализации инновационных проектов по цифровизации деятельности.
Выводы и дискуссия. Исследование сферы розничной торговли дает возможность сделать вывод о том, что она остается одной из сфер, наиболее восприимчивой к различным инновациям. Цифровизация и информатизация ритейла набирает обороты, и сейчас торговым предприятиям крайне необходимо решать текущие и стратегические задачи, связанные с новыми возможностями и перспективами. Адекватная реакция на быстро меняющуюся ситуацию в сфере розничной торговли дает компаниям существенное преимущество перед конкурентами. Цифровая трансформация сегодня – это не только внедрение новых информационных технологий, но и модификация бизнес-процессов, новый уровень взаимодействия с партнерами и потребителями, внедрение новой системы управления и функционирования бизнеса.
Полученные авторами исследования результаты могут быть полезными для научного сообщества, специалистов крупных компаний и аналитических центров, для которых повышение инновационной и инвестиционной привлекательности бизнеса в условиях цифровизации экономики входит в круг профессиональных интересов.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, инвестиционная деятельность, информатизация, ритейл, эффективность, ИТ-технологии, цифровизация, цифровой потенциал, Smart-технологии
JEL-классификация: O31, O33, O32, M21
Источники:
2. Акмаров П.Б., Газетдинов М.Х., Князева О.П. Состояние и основные направления развития цифровой экономики в сельском хозяйстве России // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2019. – № 1(52). – С. 107-112. – doi: 10.12737/article_5ccedf70f3c652.10999055.
3. Бижанов А.Х., Бижанов С.А. Реализация инфраструктурного проекта «Евразийская скоростная магистраль» с применением механизма государственно-частного партнерства: актуальные задачи, перспективы развития // Недвижимость: экономика, управление. – 2019. – № 1. – С. 39-44.
4. Городнова Н.В., Воронов Д.С., Емельянова А.А. Информационно-технологическая фаза развития экономики как фактор повышения конкурентоспособности российских интегрированных компания // Вестник НГУЭУ. – 2017. – № 3. – С. 259-272.
5. Городнова Н.В., Пешкова А.А. Содержание и методы оценки цифрового потенциала промышленного предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – № 5(374). – С. 870-896. – doi: 10.24891/ni.15.5.870.
6. Зоидов З.К. Организационно-экономический механизм повышения экономической безопасности России в условиях построения цифровой экономики // Проблемы рыночной экономики. – 2019. – № 1. – С. 50-57. – doi: 10.33051/2500-2325-2019-1-50-57.
7. Исабекова О. Инвестиционная политика и ее составляющие // Инвестиции в России. – 2017. – № 9. – С. 25-30.
8. Катульский А.А. Цифровой форме потенциала человека // Современное строительство и архитектура. – 2018. – № 4(12). – С. 30-34. – doi: 10.18454/mca.2018.12.2.
9. Клочкова Е.Н. Россия в мировом информационном пространстве // Вопросы статистики. – 2016. – № 8. – С. 66-75.
10. Крюков В.А. Что за нашей «цифрой»? // Эко. – 2018. – № 12(534). – С. 4-6.
11. Ларионова М.В., Колмар О.И. Ханчжоуский консенсус: наследние для Китая, «Группы двадцати» и мира // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2017. – № 3. – С. 53-72. – doi: 10.17323/1996-7845-2017-03-53.
12. Лобанов О.С., Минаков В.Ф. Обобщенная модель исследовательских компетенций в сфере «Умного города» с использованием интернета вещей в качестве технологического задела // Экономика и менеджмент систем управления. – 2018. – № 3. – С. 231-245.
13. Мосиенко Ю.И. ОАО «АГАТ-системы управления» – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления»: история и современность // Информационно-измерительные и управляющие системы. – 2016. – № 4. – С. 3-7.
14. Никонец О.Е., Севрюкова С.В. Динамика институционального развития финансового рынка в системе трансформации инвестиционных и кредитных ресурсов // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 1(80). – С. 123-134.
15. Поединок В.В. Инвестиционная деятельность как вид хозяйственной деятельности // Хозяйственное право и хозяйственный процесс. – 2013. – № 6(2). – С. 131-135.
16. Полякова И.А., Чернышева Ю.Г. Инвестиционная привлекательность субъектов Южного федерального округа: информационно-аналитические аспекты // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2018. – № 2(198). – С. 136-141. – doi: 10.23683/0321-3056-2018-2-136-141.
17. Смолин О.Н. Экономический рост и образовательная политика: технологии и идеология // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 1(59). – С. 29-39.
18. Тарчокова А.А. Особенности формирования инвестиционной привлекательности индийской экономики в процессе инновационного развития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 1. – С. 58-64. – doi: 10.25198/2077-7175-2019-1-58.
19. Фадеева А.Ю. Информационно-коммуникационные технологии как драйвер развития инвестиционной деятельности // Экономика в промышленности. – 2017. – № 4. – С. 377-386. – doi: 10.17073/2072-1633-2017-4-377-386.
Bishop T.F.A., Minasny B. Environmental Soil-Landscape Modeling: Geographic Information Technologies and Pedometrics. , 2016. – 185-213 с.
21. Firova I.P., Bikezina T.V. The impact of digital technology on the functioning of the modern labor market // Components of Scientific and Technological Progress. – 2018. – № 1(35). – С. 20-24.
22. Gorbenko Yu.І., Mеlnik Т.V., Gorbenko І.D. Analysis of potential post-quantum schemes of hash-based digital signature // Telecommunications and Radio Engineering. – 2018. – № 7. – С. 603-626. – doi: 10.1615/TelecomRadEng.v77.i7.40.
23. Kim J.R., Lin S.Y., Muller J.P., Warner N.H., Gupta S. Multi-resolution digital models and their potential for Mars landing site assessments // Planetary and Space Science. – 2013. – С. 89-105.
Lomagistro B. Potential for the use of digital technologies in the scientific description of heterogeneous manuscripts // Писменото наследство и информационните технологии. El'Manuscript: Материали от V международна научной конференции. Отговорни редактори В. А. Баранов, В. Желязкова, А. М. Лаврентьев. 2014. – С. 211-213.
25. Mitrofanova E.A., Simonova M.V., Tarasenko V.V. Potential of the education system in Russia in training staff for the digital economy // Advances in intelligent systems and computing. – 2020. – С. 463-472. – doi: 10.1007/978-3-030-11367-4_46.
26. Sarma H.Ch. Turning the international north-south corridor into a “digital corridor” // Сравнительная политика. – 2018. – № 4. – С. 124-138. – doi: 10.24411/2221-3279-2018-10008.
Страница обновлена: 01.09.2025 в 14:25:09
Download PDF | Downloads: 75 | Citations: 21
Research of the digital potential of innovation projects of Russian companies
Gorodnova N.V., Skipin D.L., Peshkova A.A.Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 3 (July-September 2019)
Abstract:
Relevance of the research topic. The course taken by the Russian state to create a digital economy and an adequate response to the rapidly changing situation give companies a significant advantage over competitors. The rapid growth of trade services and the development of retail trade in Russia increases competition between trade enterprises, which leads to the search for new competitive advantages, including the possibility of using information technology, software and platform solutions for the rapid processing of huge amounts of data. The study of the impact of information technology in the retail sector makes the research topic even more relevant.
The purpose of the study is to conduct the analysis of prospects of application of information technology in the framework of realization of innovative projects and to continue the development of recommendations to improve the digital capacity of investments of Russian companies on the example of the sphere of the trading business.
Method of research. The methodological basis of the study consists of general scientific methods of cognition, in particular, methods of economic and logical analysis, system method, synthesis, formulation of the approximation problem, decomposition method, simulation.
Empirical base of research. Theoretical and methodological basis of the research consists of scientific works, methodological developments of leading domestic and foreign scientists and legal framework in the field of investment. The solution of scientific problems was carried out using critical analysis, scientific generalization and systematization in the study of the essence of the category "investment", "investment activity", "digitalization". The results of the study, conclusions and recommendations were justified using an integrated approach.
The scientific result is the definition of the essential characteristics of the categories of "investment", "investment activity" and the refinement of these concepts, taking into account the scale and subjects involved in the implementation of innovative projects, the identification of a new classification feature of "digital investment potential", the development of the author's simulation model of the study of digital investment potential and its evaluation on the example of trade business companies. In addition, a simulation model has been developed to assess the digital potential of investments, as well as measures to improve it for Russian retail companies through the implementation of innovative projects for the digitalization of activities.
Conclusions and discussion. The study of the retail sector makes it possible to conclude that it remains one of the areas most susceptible to various innovations. Digitalization and informatization of retail is gaining momentum, and now it is extremely necessary for trade enterprises to solve current and strategic tasks related to new opportunities and prospects. An adequate response to the rapidly changing situation in the retail sector gives companies a significant advantage over competitors. Digital transformation today is not only the introduction of new information technologies, but also the modification of business processes, a new level of interaction with partners and consumers, the introduction of a new management system and the functioning of the business.
The results obtained by the authors of the study can be useful for the scientific community, specialists of large companies and analytical centers, for which the increase of innovation and investment attractiveness of business in the conditions of digitalization of the economy is included in the range of professional interests.
Keywords: innovation, investment, informatization, investment banking, digitalization, digital potential, Smart technologies, IT-technology, retail efficiency
JEL-classification: O31, O33, O32, M21