Исследование цифрового потенциала инновационных проектов российских компаний

Городнова Н.В.1, Скипин Д.Л.2, Пешкова А.А.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
2 Тюменский государственный университет - Финансово-экономический институт

Статья в журнале

Экономические отношения
Том 9, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2019)

Цитировать:
Городнова Н.В., Скипин Д.Л., Пешкова А.А. Исследование цифрового потенциала инновационных проектов российских компаний // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 2229-2248. – doi: 10.18334/eo.9.3.40897.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=41243705

Аннотация:
Актуальность темы исследования. Взятый российским государством курс на создание цифровой экономики и адекватная реакция на быстро меняющуюся ситуацию дают компаниям существенное преимущество перед конкурентами. Бурный рост торгового сервиса и развитие розничной торговли в России усиливает конкуренцию между предприятиями торговли, что приводит к поиску новых конкурентоспособных преимуществ, в том числе, возможностей применения информационных технологий, программных и платформенных решений по оперативной обработке гигантских массивов данных. Изучение влияния применения информационных технологий в сфере розничной торговли делает тему исследования еще более актуальной. Цель исследования – анализ перспектив применения информационных технологий в рамках реализации инновационных проектов, а также разработка рекомендаций по повышению цифрового потенциала инвестиций российских компаний на примере сферы торгового бизнеса. Методы исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в частности, методы экономического и логического анализа, системный метод, синтез, постановка задачи аппроксимации, метод декомпозиции, имитационное моделирование. Эмпирическая база исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные работы, методические разработки ведущих отечественных и зарубежных ученых и нормативно-правовая база в области инвестирования. Решение научных задач осуществлялось с использованием критического анализа, научного обобщения и систематизации при исследовании сущности категории «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «цифровизация». Результаты исследования, выводы и рекомендации были обоснованы с применением комплексного подхода. Научным результатом являются определение сущностных характеристик категорий «инвестиций», «инвестиционная деятельность» и уточнение данных понятий с учетом масштабов и субъектов, задействованных при реализации инновационных проектов, выявление нового классификационного признака «цифровой потенциал инвестиций», разработка авторской имитационной модели исследования цифрового потенциала инвестиций и его оценка на примере компаний торгового бизнеса. Кроме того, разработаны имитационная модель оценки цифрового потенциала инвестиций, а также меры по его повышению для российских компаний ритейла путем реализации инновационных проектов по цифровизации деятельности. Выводы и дискуссия. Исследование сферы розничной торговли дает возможность сделать вывод о том, что она остается одной из сфер, наиболее восприимчивой к различным инновациям. Цифровизация и информатизация ритейла набирает обороты, и сейчас торговым предприятиям крайне необходимо решать текущие и стратегические задачи, связанные с новыми возможностями и перспективами. Адекватная реакция на быстро меняющуюся ситуацию в сфере розничной торговли дает компаниям существенное преимущество перед конкурентами. Цифровая трансформация сегодня – это не только внедрение новых информационных технологий, но и модификация бизнес-процессов, новый уровень взаимодействия с партнерами и потребителями, внедрение новой системы управления и функционирования бизнеса. Полученные авторами исследования результаты могут быть полезными для научного сообщества, специалистов крупных компаний и аналитических центров, для которых повышение инновационной и инвестиционной привлекательности бизнеса в условиях цифровизации экономики входит в круг профессиональных интересов.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, инвестиционная деятельность, информатизация, ритейл, эффективность, ИТ-технологии, цифровизация, цифровой потенциал, Smart-технологии

JEL-классификация: O31, O33, O32, M21

Источники:

1. Агузарова Ф.С. Инвестиционный потенциал Северо-Кавказского федерального округа // Финансы и управление. – 2016. – № 2. – С. 71-77. – doi: 10.7256/2409-7802.2016.2.13541.
2. Акмаров П.Б., Газетдинов М.Х., Князева О.П. Состояние и основные направления развития цифровой экономики в сельском хозяйстве России // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2019. – № 1(52). – С. 107-112. – doi: 10.12737/article_5ccedf70f3c652.10999055.
3. Бижанов А.Х., Бижанов С.А. Реализация инфраструктурного проекта «Евразийская скоростная магистраль» с применением механизма государственно-частного партнерства: актуальные задачи, перспективы развития // Недвижимость: экономика, управление. – 2019. – № 1. – С. 39-44.
4. Городнова Н.В., Воронов Д.С., Емельянова А.А. Информационно-технологическая фаза развития экономики как фактор повышения конкурентоспособности российских интегрированных компания // Вестник НГУЭУ. – 2017. – № 3. – С. 259-272.
5. Городнова Н.В., Пешкова А.А. Содержание и методы оценки цифрового потенциала промышленного предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2019. – № 5(374). – С. 870-896. – doi: 10.24891/ni.15.5.870.
6. Зоидов З.К. Организационно-экономический механизм повышения экономической безопасности России в условиях построения цифровой экономики // Проблемы рыночной экономики. – 2019. – № 1. – С. 50-57. – doi: 10.33051/2500-2325-2019-1-50-57.
7. Исабекова О. Инвестиционная политика и ее составляющие // Инвестиции в России. – 2017. – № 9. – С. 25-30.
8. Катульский А.А. Цифровой форме потенциала человека // Современное строительство и архитектура. – 2018. – № 4(12). – С. 30-34. – doi: 10.18454/mca.2018.12.2.
9. Клочкова Е.Н. Россия в мировом информационном пространстве // Вопросы статистики. – 2016. – № 8. – С. 66-75.
10. Крюков В.А. Что за нашей «цифрой»? // Эко. – 2018. – № 12(534). – С. 4-6.
11. Ларионова М.В., Колмар О.И. Ханчжоуский консенсус: наследние для Китая, «Группы двадцати» и мира // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2017. – № 3. – С. 53-72. – doi: 10.17323/1996-7845-2017-03-53.
12. Лобанов О.С., Минаков В.Ф. Обобщенная модель исследовательских компетенций в сфере «Умного города» с использованием интернета вещей в качестве технологического задела // Экономика и менеджмент систем управления. – 2018. – № 3. – С. 231-245.
13. Мосиенко Ю.И. ОАО «АГАТ-системы управления» – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления»: история и современность // Информационно-измерительные и управляющие системы. – 2016. – № 4. – С. 3-7.
14. Никонец О.Е., Севрюкова С.В. Динамика институционального развития финансового рынка в системе трансформации инвестиционных и кредитных ресурсов // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 1(80). – С. 123-134.
15. Поединок В.В. Инвестиционная деятельность как вид хозяйственной деятельности // Хозяйственное право и хозяйственный процесс. – 2013. – № 6(2). – С. 131-135.
16. Полякова И.А., Чернышева Ю.Г. Инвестиционная привлекательность субъектов Южного федерального округа: информационно-аналитические аспекты // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2018. – № 2(198). – С. 136-141. – doi: 10.23683/0321-3056-2018-2-136-141.
17. Смолин О.Н. Экономический рост и образовательная политика: технологии и идеология // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 1(59). – С. 29-39.
18. Тарчокова А.А. Особенности формирования инвестиционной привлекательности индийской экономики в процессе инновационного развития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 1. – С. 58-64. – doi: 10.25198/2077-7175-2019-1-58.
19. Фадеева А.Ю. Информационно-коммуникационные технологии как драйвер развития инвестиционной деятельности // Экономика в промышленности. – 2017. – № 4. – С. 377-386. – doi: 10.17073/2072-1633-2017-4-377-386.
Bishop T.F.A., Minasny B. Environmental Soil-Landscape Modeling: Geographic Information Technologies and Pedometrics. , 2016. – 185-213 с.
21. Firova I.P., Bikezina T.V. The impact of digital technology on the functioning of the modern labor market // Components of Scientific and Technological Progress. – 2018. – № 1(35). – С. 20-24.
22. Gorbenko Yu.І., Mеlnik Т.V., Gorbenko І.D. Analysis of potential post-quantum schemes of hash-based digital signature // Telecommunications and Radio Engineering. – 2018. – № 7. – С. 603-626. – doi: 10.1615/TelecomRadEng.v77.i7.40.
23. Kim J.R., Lin S.Y., Muller J.P., Warner N.H., Gupta S. Multi-resolution digital models and their potential for Mars landing site assessments // Planetary and Space Science. – 2013. – С. 89-105.
Lomagistro B. Potential for the use of digital technologies in the scientific description of heterogeneous manuscripts // Писменото наследство и информационните технологии. El'Manuscript: Материали от V международна научной конференции. Отговорни редактори В. А. Баранов, В. Желязкова, А. М. Лаврентьев. 2014. – С. 211-213.
25. Mitrofanova E.A., Simonova M.V., Tarasenko V.V. Potential of the education system in Russia in training staff for the digital economy // Advances in intelligent systems and computing. – 2020. – С. 463-472. – doi: 10.1007/978-3-030-11367-4_46.
26. Sarma H.Ch. Turning the international north-south corridor into a “digital corridor” // Сравнительная политика. – 2018. – № 4. – С. 124-138. – doi: 10.24411/2221-3279-2018-10008.

Страница обновлена: 27.08.2020 в 17:42:42