Услуга труда как объект обмена в системе рыночных отношений
Корогодин И.Т.1
1 Воронежский государственный университет, Россия, Воронеж
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 9 (Сентябрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44061836
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
В статье на основе критического анализа концепций разных экономических школ и точек зрения отдельных экономистов на понимание объекта рынка труда, обосновывается альтернативная концепция, раскрывающая системное содержание данного объекта. При этом прослеживается взаимосвязь между разными подсистемами рынков, обеспечивающих последовательность этапов движения указанного объекта от его формирования до полной реализации на практике.
Ключевые слова: объект рынка труда, услуга труда, содержание услуги труда, стоимость и потребительная стоимость услуги труда, полезный эффект услуги труда, подсистемы рынков, этапы движения услуги труда
JEL-классификация: J21, J23, J29
Введение
Существуют разные концепции понимания объекта рынка труда. В качестве такого объекта представители разных экономических школ называли труд, рабочую силу, человеческие услуги. Современные экономисты также указывают на эти объекты рынка труда. Критический анализ их дает основание полагать, что ни один из них не может претендовать на истинность, потому что не подтверждается практикой. Цель статьи – обосновать современную концепцию, альтернативную существующему пониманию объекта рынка труда, его процесса формирования, обмена и реализации. Задачи: проанализировать существующие концепции и точки зрения на понимание объекта рынка труда; обосновать альтернативную точку зрения на понимание объекта рынка труда; раскрыть содержание предлагаемого объекта рынка труда; аргументировать посредством проверяемости на практике достоверность истинности предлагаемого объекта рынка труда; провести систематизацию рынков, посредством которых осуществляется движение и реализация предлагаемого объекта. Методологическая основа исследования включает: научные принципы – системности, причинно-следственной связи, последовательности, сравнимости, верификации, «процесс – результат»; методологические подходы – воспроизводственный, позитивный, эмпирический; методы – анализа, синтеза, функциональный.
Методология исследования услуги труда и рынков, обеспечивающих ее обмен
Теория объекта рынка труда содержит в себе различные концепции, многочисленные точки зрения на понимание его содержания, форм проявления и механизма использования в практической деятельности людей. Известны три основные концепции понимания объекта рынка труда: классическая, марксистская и неоклассическая. Каждая имеет свою теоретическую основу, на которой базируется соответствующий тип объекта рынка труда, его содержание и характер действия. Вместе с тем каждая последующая концепция обосновывается посредством критического анализа предыдущей концепции.
Первоначально, классическая экономическая школа обосновала положение, согласно которому на рынке покупается и продается труд наемного рабочего. Основой этого положения послужила трудовая теория стоимости, разработанная классиками. Смит отмечал: «… один лишь труд, стоимость которого никогда не меняется, является единственным и действительным мерилом … стоимости всех товаров… Таким образом, в этом обычном смысле можно говорить, что труд, подобно товарам, обладает действительной и номинальной ценой» [1] (Smit, 2009). Следовательно, по классической концепции труд обладает стоимостью и ценой, что позволяет ему обмениваться на рынке как товар.
Марксистская концепция об объекте рынка труда, хотя и базируется также на трудовой теории стоимости, но в своем обосновании исходит из критического анализа указанных положений Смита. Маркс формулирует два основополагающих научных утверждения. Первое состоит в том, что труд не имеет стоимости. «Иррациональность же заключается в том, что сам труд как элемент, образующий стоимость, не может иметь стоимости, а потому и определенное количество труда также не может иметь стоимости» [2] (Marks, Engels, 1969). Однако данное положение противоречиво. Во-первых, нельзя согласиться с тем, что именно рабочая сила сама по себе обладает стоимостью. По определению Маркса, «стоимость рабочей силы есть стоимость жизненных средств, необходимых для поддержания жизни ее владельца» [3] (Marks, Engels, 1969). Следовательно, стоимостью обладает не рабочая сила, а сам рабочий как ее владелец. Чтобы определить стоимость собственно рабочей силы, следует выделить из всего объема жизненных средств, необходимых для поддержания жизни рабочего, ту его часть, которая идет на воспроизводство самой рабочей силы. Но этого сделать невозможно, поскольку рабочая сила неотделима от живого организма человека, который обеспечивает ее формирование и функционирование. Поэтому рабочая сила не может выступать в качестве товара и подобно всем другим товарам свободно обмениваться на рынке труда.
Во-вторых, превращая рабочую силу в товар, Маркс предполагал, что владелец рабочей силы должен продавать ее «лишь на определенное время, потому что, если бы он продал ее целиком раз и на всегда, то он продал бы вместе с тем самого себя, превратился бы из свободного человека в раба, из товаропроизводителя в товар» [3]. Но такое превращение происходило в античный период, когда господствовали рабовладельческие производственные отношения. В современном обществе господствуют производственные отношения наемного труда, при которых независимо от продолжительности периода трудового контракта между наемным работником и работодателем происходит купля-продажа объекта рынка труда. Рабочая же сила не является объектом купли-продажи на рынке, потому что неотделима от рабочего как субъекта отношения с работодателем, и поэтому она также является субъектом этого отношения, а не объектом.
В-третьих, наделяя рабочую силу свойствами товара, Маркс считал, что рабочий должен сохранить за собой право собственности на нее. «…Рабочий должен постоянно сохранять отношение к своей рабочей силе как к своей собственности, а потому как к своему собственному товару...» [3]. Здесь речь идет о праве собственности на рабочую силу, которая регулируется законами рынка. Если признать, что рабочая сила является объектом обмена на рынке труда, то при ее продаже собственность на нее переходит работодателю. Но поскольку она не может быть товаром и не продается, а является частью живого организма наемного рабочего, то и экономическая собственность на нее остается у рабочего. Таким образом, анализ марксистской концепции о том, что объектом на рынке труда является рабочая сила человека, противоречиво по всем трем вышеназванным положениям, что и подтверждает ее несостоятельность. Рабочая сила не может быть товаром и свободно обмениваться на рынке труда, поскольку она является природным образованием человека и неотделима от его живого организма. Ее продать можно лишь с человеком.
Неоклассическая концепция о понимании объекта рынка труда базируется на теории факторов производства, важнейшим из которых является труд. В качестве объекта обмена на рынке труда данная концепция называет услуги человека. Конкретную точку зрения по этому вопросу определил неоклассик П. Самуэльсон: «Человека нельзя конечно рассматривать просто как товар. Вместе с тем не приходится оспаривать и того, что люди за определенную цену сдают свои услуги в аренду. Такую цену их услуг представляет ставка заработной платы, и среди всех товарных цен она, безусловно, играет наиболее важную роль» [4] (Samuelson, 1992). Опираясь на теорию факторов производства, Самуэльсон считает, что в качестве человеческой услуги выступает труд [4]. Следовательно, средством обмена на рынке является цена труда. Но как уже было показано, если труд не имеет стоимости, то у него нет экономической основы для образования его цены. Поэтому труд не может выступать в качестве человеческой услуги, которая становилась бы товаром.
В многочисленных точках зрения современных отечественных и зарубежных авторов четко выражены два основных объекта рынка труда: рабочая сила и труд. Так, А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишин отмечают: «Вряд ли нанимателя может интересовать лишь способность к труду без ее реализации. Его интересует труд работников как один из факторов производства, потому он покупает этот труд и производит оплату» [5] (Rofe, Zbyshko, Ishin, 1997). Д.В. Круглов пишет: «Как продукт, труд продается на рынке. Рынок труда – это, прежде всего, финансово-общественные отношения при использовании и найме рабочей силы» [6] (Kruglov, 2019). В данной точке зрения нельзя понять объект рынка труда. В одном случае, труд продается на рынке как продукт. В другом случае на рынке труда используется рабочая сила. Однако рабочая сила используется, превращается в труд не на рынке, а в сфере производства продукта. В то же время другие авторы, напротив, считают объектом рынка труда рабочую силу, а не труд. Например, А. Костин отмечает: «Продается и может продаваться рабочая сила, а не труд, ибо труд есть процесс» [7] (Kostin, 1998). Но и рабочая сила функционирует как процесс, когда превращается в труд. Без процесса действия рабочей силы не может быть процесса труда. К. Топилин пишет об инвалидах: «Но в любом случае инвалиды, как и другие его члены, могут выходить на рынок труда, либо продавая свою рабочую силу, либо покупая ее (если они являются предпринимателями)» [8]. В.В Почекина и Р.М. Супрунович из Института экономики НАН Беларуси утверждают: «Мы придерживаемся той точки зрения, что способности к труду трудящегося-мигранта (как человека) представлены категорией «рабочая сила» и ее экономической формой – товаром, то есть носителями труда» [9].
Итак, анализ точек зрения, представленных разными экономическими школами и отдельными экономистами, на понимание объекта рынка труда, позволяет сделать вывод, что не одна из них не может претендовать на истинность, которая бы полностью отражала практику. В связи с этим возникает необходимость попытаться обосновать собственную альтернативную точку зрения на понимание объекта рынка труда.
Теоретически и эмпирически доказано, что существует последовательная взаимосвязь между структурными элементами, образующими процесс труда и его конкретные результаты. Любой человек обладает физическими и духовными способностями к труду. Эти способности объединены марксисткой теорией в рабочую силу, а неоклассической теорией – в человеческий капитал. В процессе их действия они реализуются и проявляются в труде, который при взаимодействии со средствами производства образует процесс труда, результатом которого становятся жизненные блага для человека. Все названные структурные элементы неотделимы от человека и приводятся в действие его живым организмом с участием средств производства. Но лишь результаты труда отделены от человека, могут выступать в качестве товара и подобно другим товарам совершать обмен на рынке. Следовательно, труд в конечном итоге обладает потребительной стоимостью, благодаря которой он создает услугу в виде жизненных благ для людей. Иными словами, объектом рынка труда является не рабочая сила, не труд, не человеческая услуга, в качестве которой выступает труд, а услуга, созданная трудом, то есть услуга труда. Уже было показано, что труд как элемент, образующий стоимость, сам не имеет стоимости, ибо нельзя определить стоимость труда этим же трудом. Но труд, как и любой товар, обладает потребительной стоимостью, то есть способностью создавать полезную услугу для удовлетворения потребности человека. Применительно к объекту рынка труда, наемный работник своим трудом создает услугу, обладающую полезным эффектом, удовлетворяющим потребность работодателя, который приобретает ее на рынке в обмен на деньги.
Под услугой труда следует понимать действие, совершаемое трудом наемного работника, выраженное в полученном полезном эффекте, удовлетворяющем потребность работодателя [10]. Из данного определения следует, что по своей структуре услуга труда имеет двоякое содержание: как процесс ее создания и как полученный от нее результат. Услуга труда как процесс – это действие, совершаемое трудом наемного работника по выполнению совокупных операций и функций, необходимых для ее создания. Услуга труда как результат – это полученный от нее полезный эффект в виде выполненной работы, созданного продукта или созданной социальной, культурной, коммунальной и другой услуги, удовлетворяющих потребности покупателя.
Услуга труда обладает следующими свойствами, которые характеризуют ее как товар и обеспечивают обмен ее на рынке:
- стоимостью, в основе которой лежат затраты общественно необходимого рабочего времени на воспроизводство рабочей силы и на выполнение труда;
- потребительной стоимостью как ее способностью удовлетворять потребности работодателя;
- полезным эффектом, показателями которого являются качественно выполненная работа, высокий уровень производительности труда, созданный качественный продукт и др.;
- спросом и предложением, обеспечивающим ее обмен на рынке;
- ценой предложения как денежным выражением ее стоимости и ценой спроса как денежным выражением ее потребительной стоимости;
- раздельными процессами ее создания, распределения, обмена и потребления во всем ее общественном воспроизводстве, в отличие от социальных, культурных, коммунальных и других услуг, имеющих неразрывные процессы их создания и потребления.
Специфические особенности услуги труда находят выражение также через рынок труда, хотя об этом в представленных концепциях и точках зрения ничего не сказано. А сам рынок труда ими представлен абстрактно, вообще, обладающий теми же чертами и функциями, как и все существующие товарные рынки без их различий. Но если рынок труда представить как более конкретное образование и сравнить его с товарным рынком, то в нем можно обнаружить ряд отличительных черт, которые отражают особенности его функционирования. В отличие от других рынков, механизм рынка труда имеет свои специфические особенности, прежде всего, связанные с функционированием объекта и субъектов на данном рынке. Например, качество обычного товара оценивается на рынке при его покупке. Качество труда и его результаты оценить полностью при сделке между наемным работником и работодателем нельзя. Трудно определить, какие будут получены результаты труда наемным работником в момент приема его на работу. Также имеются особенности по субъектам рынка, например, по продолжительности контакта между продавцом и покупателем. Если на обычном рынке контакт между его агентами носит кратковременный и сугубо деловой характер, то сделка на рынке труда между продавцом и покупателем опосредована длительными отношениями. При этом большую роль играет личность человека. Работник как продавец своей услуги труда может выражать разное отношение к покупателю – работодателю, к его фирме – лояльно или агрессивно и т. д. Эти и другие специфические особенности рынка труда, в отличие от обычного товарного рынка, обуславливают существование разных рынков по их форме, организации, по структуре содержания, по предназначению. На практике сложилась определенная система рынков труда, в которой различаются две подсистемы: подсистема внутренних рынков и подсистема внешних рынков. Каждая подсистема обладает характерными чертами, выполняет свои определенные функции.
Внутренний рынок – это рынок, который образован внутри фирмы. Подсистема внутренних рынков обладает тремя основными характерными чертами: обособленностью, специфичностью и неконкурентностью. Движение рабочей силы между предприятиями полностью обособленно. У каждой фирмы свой самостоятельный рынок. Но внутри предприятия рабочая сила свободно может перемещаться между филиалами, участками, цехами. Специфичность данной подсистемы заключается, прежде всего, в наличии своих необходимых профессиональных и квалификационных кадров, в их постоянной подготовке, переподготовке, обмене опытом работы, знаниями. Внутренний рынок, как правило, неконкурентный или слабо конкурентный. Отсутствует конкуренция между работодателями за приобретение качественной услуги труда, поскольку администрация фирмы представлена одним работодателем. Конкуренция между наемными работниками заменяется плановой ротацией, что неизбежно приводит к увольнению отдельных работников по требованию работодателя или их перемещению внутри рынка.
Основными функциями внутреннего рынка труда могут быть названы следующие:
- обменивающая. Это главная функция, которая обеспечивает куплю-продажу услуги труда, ее обмен между работодателем и работником;
- гарантирующая. Ее главное предназначение состоит в полном обеспечении занятости всех имеющихся работников фирмы;
- балансирующая. При полной занятости эта функция поддерживает равенство между спросом и предложением услуги труда, между количеством уволившихся и количеством нанимающихся работников;
- корректирующая. Благодаря этой функции на фирме постоянно вносятся корректировки в развитие трудовых ресурсов, по их количеству и качеству, прежде всего, связанные с изменениями в профессиональной и квалификационной структуре работников, обусловленными прогрессом в технике и технологии производства.
Внутренний рынок труда имеет свой механизм, который обеспечивает его функционирование. По своему содержанию этот механизм включает четыре структурных элемента, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, но обладающих своими специфическими особенностями. Работодатель предъявляет спрос на услугу труда, имеющую более высокий полезный эффект, который принесет ему больше прибыли. Наемный работник своим трудом создает услугу труда, которая должна соответствовать по качеству требованиям, предъявляемым со стороны работодателя. Цена услуги труда приобретает внешнюю форму в виде заработной платы. Таким образом, спрос, предложение услуги труда и ее цена образуют структурные элементы содержания механизма внутреннего рынка труда. Четвертым элементом этого механизма выступает не конкуренция, как на других рынках, а плановая ротация трудовых ресурсов, обеспечивающая рост качества и улучшение их профессионально-квалификационной структуры.
Внешний рынок труда – это рынок по отношению к фирме, в том числе местный, региональный, отраслевой, национальный, мировой. Подсистема внешних рынков труда также обладает тремя основными характерными чертами, но противоположными, в отличие от внутренних рынков: взаимосвязью, общностью и конкурентностью. Внешние рынки труда взаимосвязаны между собой. Изменения, происходящие на одном рынке, будут характерны и для других внешних рынков. Общность внешних рынков труда проявляется в спросе и предложении все возрастающего количества профессий, прежде всего, новых профессий, обусловленных разделением труда. На внешних рынках складывается определенная конкурентная среда как для наемных работников, так и для работодателей. Если исключить особый режим на этих рынках, когда господствует монополия предпринимателя или монополия профсоюза, то на них действуют законы конкуренции, по которым побеждают те, у которых выше конкурентоспособность.
Предназначение внешних рынков отличается от внутренних рынков, что видно по выполняемым ими функциям. Основные функции внешних рынков труда хорошо известны в экономической литературе [10] (Korogodin, 2015). Среди них можно назвать следующие: распределительная, регулирующая, стимулирующая, учетно-информационная, социальная. Среди названных функций внешнего рынка труда отсутствует функция обмена услуги труда, поскольку такого объекта не существует на этом рынке. Услуга труда создается в процессе труда на фирме, и ее обмен совершается на внутреннем рынке. Внешний же рынок призван обеспечить теми условиями, при которых будет создана услуга труда, обладающая полезным эффектом для ее покупателя. В связи с этим, синтезируя содержание названных функций, можно обосновать следующие положения, характеризующие действия внешнего рынка.
Во-первых, основное предназначение внешнего рынка состоит в образовании исходной основы для создания услуги труда. В качестве такой основы выступают профессиональные и квалификационные способности, которыми обладает наемный работник, его рабочая сила. При ее функционировании на фирме она превращается в труд, создающий услугу, на которую предъявляется спрос со стороны работодателя. Следовательно, основное значение внешних рынков состоит в привлечении для фирмы качественной рабочей силы как исходной основы для образования производительного труда и эффективной его услуги.
Во-вторых, работодателя, при его обращении на внешний рынок в качестве покупателя, интересует, прежде всего, рабочая сила наемного работника, то есть его профессиональные, квалификационные, интеллектуальные и другие способности, которые необходимы фирме для выполнения труда определенного качества. Следовательно, рабочая сила на внешнем рынке труда становиться объектом приобретения ее работодателем. Но уже было доказано, что рабочая сила не является вообще объектом купли-продажи на рынке труда. На внешнем рынке труда рабочая сила становится объективной основой найма ее носителя, то есть работника, который должен обладать необходимыми способностями к труду. Иными словами, рабочая сила на внешнем рынке труда становится особым объектом, специфической формой обмена в виде контрактного договора между работодателем и наемным работником, что является предпосылкой создания условий формирования услуги труда на фирме и ее купли-продажи на внутреннем рынке. Речь здесь идет об обмене материальными условиями, необходимыми для создания услуги труда. С одной стороны, наемный работник представляет работодателю рабочую силу в качестве материального условия для труда. С другой стороны, работодатель предоставляет работнику рабочее место и физический капитал как материальное условие для процесса труда, создающего услугу. На практике этот договор реализуется в форме найма работника для выполнения труда по необходимой профессии и квалификации, востребованным предпринимателем фирмы.
В-третьих, функционирование внешнего рынка труда также осуществляется посредством его механизма. Этот рыночный механизм по своему содержанию обладает специфическими особенностями. Он включает также четыре структурных элемента, но они отличаются от элементов, которые образуют механизм внутреннего рынка труда. Эти отличия обусловлены тем объектом, который предлагает наемный работник и на который возникает спрос со стороны работодателя. На внешнем рынке данным объектом является рабочая сила, а не услуга труда, которая становится объектом обмена на внутреннем рынке. Спрос со стороны работодателя предъявляется на ту рабочую силу, которая требуется для выполнения труда соответствующей профессии и квалификации, востребованных фирмой. Предложение же рабочей силы со стороны наемных работников зависит не только от требований, предъявляемых работодателем, но и от конкурентных отношений, возникающих между самими работниками. Предварительная цена услуги труда будет определяться уровнем указанной конкуренции, а также конкурентоспособностью самого работника. Но эта цена, хотя и выражается в форме заработной платы, которую предварительно предлагает работодатель, на внешнем рынке не реализуется. Ее величина в конечном итоге будет определяться и оплачиваться на внутреннем рынке в зависимости от полезного эффекта, воплощенного в услуге труда, созданной им при участии рабочей силы. Таким образом, механизм внешнего рынка не является полноценным. В нем нет объекта обмена и отсутствует средство для обмена, а имеется лишь объект спроса и предложения, в качестве которого выступает рабочая сила.
В-четвертых, спрос на внешнем рынке со стороны работодателя на рабочую силу нужной для фирмы профессии и квалификации требуется не постоянно, а лишь в тех случаях, когда на предприятии возникла вакансия на необходимого работника. Происходит это при увольнении работника по причине ухода на пенсию, болезни или продвижения его по службе, а также при расширении поля производства на фирме. Во всех указанных случаях речь идет только о тех квалифицированных работниках, которые не могут быть качественно подготовлены на самой фирме.
Итак, каждая выделенная подсистема рынков труда, обладает своими характерными чертами, выполняя определенные функции, тем самым образует отдельные этапы формирования и движения услуги труда, реализации ее полезного эффекта. Можно выделить три таких этапа, представляющих ту или иную подсистему рынков. Первый этап представляет подсистему внешних рынков труда, которые обеспечивают процесс формирования предпосылки, исходной основы для образования услуги труда. В качестве такой предпосылки выступает рабочая сила наемного работника. На внешнем рынке, путем найма работника нужной профессии и квалификации, работодатель получает качественную рабочую силу, которая становится материальным условием для выполнения производительного труда, создающего услугу, обладающую полезным эффектом. Второй этап представляет подсистему внутренних рынков труда, которые выполняют главную свою функцию – обменивающую. На внутреннем рынке труда совершается процесс обмена, созданной в производстве на фирме услуги труда между работником и работодателем посредством ее цены, которая зависит от потребительной стоимости, то есть полезного эффекта услуги. В конечном итоге работодатель оплачивает цену услуги труда в виде заработной платы наемного работника. Однако потребительная стоимость услуги труда является лишь одним свойством, выступающим объективной основой ее цены, выражающей интересы покупателя, то есть работодателя. Другим свойством услуги труда как объективной основы ее цены является стоимость, воплощающая в себя затраты наемного работника. При купле продаже услуги труда, собственность на нее переходит от продавца к покупателю, то есть к работодателю, который получает право на ее перепродажу.
Третий этап движения услуги труда представляет подсистему тех рынков, на которых совершается полная ее реализация. Работодатель как собственник, которым он стал при покупке услуги труда, превращает ее полезный эффект (конкретный результат) в предмет продажи на соответствующих рынках товаров и услуг. В результате работодатель получает окончательный полезный эффект услуги труда в виде выручки от ее продажи, то есть в форме дохода. Из полученной выручки работодатель возмещает расходы, связанные с покупкой у наемного работника услуги труда, затраты других издержек производства и присваивает образующуюся прибыль.
Заключение
История экономической мысли свидетельствует о существовании трех основных теоретических концепций понимания объекта рынка труда: классической, марксистской и неоклассической. В них утверждаются теоретические положения, согласно которым в качестве объекта рынка труда, соответственно, выступают: труд, рабочая сила и человеческая услуга. Критический анализ названных концепций дает основание полагать, что ни одна из них не может претендовать на объективную истинность, потому что в соответствии с действием научного принципа верификации данные концепции не подтверждаются практикой [11] (Korogodin, 2016). В связи с этим возникает настоятельная необходимость обосновать собственную альтернативную точку зрения на понимание объекта рынка труда. Представляется, что концептуальную основу предлагаемого объекта рынка труда составляют следующие положения:
- объектом рынка труда является не труд, не рабочая сила, не человеческая услуга, в качестве которой выступает труд, а услуга, созданная трудом, то есть услуга труда;
- услуга труда обладает полезным эффектом, удовлетворяющим потребности покупателя – работодателя и характеризуется показателями: качественным выполнением работы, высоким уровнем производительности труда, созданным качественным продуктом и др.;
- по своей структуре услуга труда имеет двоякое содержание: как процесс ее создания и как полученный результат. Услуга труда как процесс – это действие, совершаемое трудом наемного работника по ее созданию. Услуга труда как результат – это полученный от нее полезный эффект, удовлетворяющий потребности покупателя;
- услуга труда обладает такими свойствами, которые характеризуют ее как товар и обеспечивают обмен ее на рынке: стоимостью и потребительной стоимостью, спросом и предложением, ценой спроса и ценой предложения;
- формирование, движение и реализация услуги труда происходит по трем этапам, образованным в системе рынков, включая:
а) подсистему внешних рынков труда (по отношению к фирме), в том числе местных, региональных, отраслевых национальных, мировых, обеспечивающих образование материальной предпосылки для создания услуги труда;
б) подсистему внутренних (внутрифирменных) рынков труда, совершающих процесс обмена созданной на фирме услуги труда между наемным работником как ее продавцом и работодателем как покупателем этой услуги и образования дохода наемного работника;
в) подсистему рынков товаров и услуг, обеспечивающих полную реализацию услуги труда и превращение ее полезного эффекта в доход работодателя.
Источники:
2. Маркс К. Капитал. Т.2/К. Маркс Ф. Энгельс. Соч.2-издд. Т-24.М.: Политиздат,1969.-648с.
3. Маркс К. Капитал.Т.1/К. Маркс Ф. Энгельс. Соч.2-издд. Т-23.М.: Политиздат,1969.-907с.
4. Самуэльсон П. Экономика: В 2-х Т. – М.: НПО «АЛГОН» ВНИИСИ, 1992.-Т.2. – 416 с.
5. Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учеб. пособие для экон. вузов и фак. / А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишин / под ред. проф. А.И Рофе.- М.:МИК, 1997.-160 с.
6. Круглов Д.В. Формирование и развитие рынка труда в Китае / Д.В. Круглов //Экономика труда. Т.6№1, 2019.-331-339 с.
7. Костин А. По поводу некоторых понятий рынка труда /А. Костин // Человек и труд, 1998.-№12.-30-35 с.
8. Топилин К. Инвалиды на рынке труда: региональный аспект / К. Топилин // Человек и труд, 2011.№8. 27-32 с.
9. Почекина В.В. Модернизация рынка труда в условиях глобализации мировой экономики /В.В. Почекина. Р.М. Супрунович; под науч. ред. В.Ф. Медведева. Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: «Право и экономика», 2010.-312 с. (Серия «Мировая экономика»).
10. Корогодин И.Т. Экономическая теория труда: Учебное пособие / И.Т. Корогодин. – Москва: Экономика, 2015.-239 с.
11. Корогодин И.Т. Методология социально – экономического и диссертационного исследования: учебное пособие / И.Т. Корогодин; Воронежский государственный университет.- 2-е изд. с изм. и доп.- Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016.-303 с.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 11:45:02