Смена образовательных парадигм как условие креативного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетенций
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 22
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (75), Март 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963465
Цитирований: 22 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Принятие закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №274-ФЗ, заложило правовую основу становления новой образовательной парадигмы. На смену информационной парадигме, ставящей перед собой задачу преимущественно передачи информации обучающимся, приходит системно-деятельностный (компетентностный) подход, базирующийся на рефлексно-креативном обучении. В данной статье рассмотрены некоторые особенности новой парадигмы образования.
Ключевые слова: творчество, знание, информационная (классическая) парадигма, homocreator, непарадигмальные проблемы, миссия образования, изменение функций преподавателя, критическое мышление, метапредменость
Научно-технический прогресс, отражая объективную реальность социально-экономического развития общества, выдвигает на первый план формирование работников нового типа, способных решать непарадигмальные проблемы [1]. Это подтверждает факт того, что XXI век исторически обречен стать эпохой интеллектуалов, творцов и креативно ориентированных профессионалов.
Интеллектуально-креативные способности, направленные на созидание, постоянно излучают и генерируют мысли, которые представляют сгусток сверхтонких полей творческой энергии личности. Одновременно соответственно подготовленный человек принимает мысли излучения единого информационного поля – ноосферного интеллекта [2]. Являясь единым (целое, мыслимое как многое), информационная система «человек-ноосфера» образует и генерирует новое качество, которое не сводится к сумме качеств ее элементов. Это качество (creativus) присуще новой модели человека, которая формируется в настоящее время.
Смена экономических парадигм
Переход от модели «экономического человека» (homoeconomicus), основанной не на деятельности, а на потребительском выборе, к модели творческого человека (homocreativus) предполагает:
1) создание экономики, основанной на знаниях;
2) формирование способности работника к творческой генерации существенных новых форм в любом виде, которые должны быть легко распространяемы и широко используемы.
Сущностной основой новой модели творческого человека является его способности к креативной (созидательной) энергии, проявляющейся на практике через взаимодействие следующих структурных компонентов:
–компетентности – как суммы накопленных знаний и опыта;
–умения проявлять творческие способности в той или иной предметной области, в которой конкретный человек является специалистом;
–гибкости и изобретательности в поисках решения возникающих на практике бизнес-проблем;
–мотивации к творчеству, которая выступает не только как сложный процесс формирования у субъекта внутренних побудительных сил к действию под влиянием внешних стимулов и внутренних характеристик сознания (потребностей, интересов, ценностных ориентиров и др.), но и как вершина ‑ физиологическая мотивация к постоянному проявлению своих творческих способностей. Последняя возникает у человека в том случае, когда вектор его природных творческих способностей совпадает с вектором области его личностного социального развития и экономической деятельности. Например, заложенные природой (генные) склонности к изучению химии развиваются в школе, затем в вузе и на практике.
Отсюда следует, что в основу формирования нового типа работника должно быть положено развитие способности к созданию и широкому применению оригинальных идей, элементов, моделей, умение новой компоновки уже существующих технологий и т.п. в конкретной предметной области. При таком подходе на первый план выступает не обладание знаниями вообще, а способность к их созданию и применению, иначе говоря, необходимы не просто знающие специалисты, а владеющие определенными компетенциями и творческими способностями их использования в практических целях. Поэтому бизнес чрезвычайно заинтересован в креативных работниках.
Это положение актуально не только для российских компаний. Так, например, американские работодатели не удовлетворены тем (пишет газета «Ведомости» от 10 апреля 2012), что в США «… бакалаврские программы с бизнес-специализацией целиком и полностью посвящены изучению финансов и бухгалтерских дисциплин, не развивают критического мышления и способности разрешать проблемы… Компании заявляют, что им нужны работники с гибким мышлением, инновационными идеями и широким кругозором… требуется в первую очередь умение мыслить аналитически и изобретать собственные ноу-хау…»
По мнению американского ученого Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результатов решения.
Наметившийся переход в экономике к модели творческого человека (homocreativus) как ведущего звена производительных сил обусловливает необходимость рефлексно-креативного обучения, становления новой образовательной парадигмы.
Смена образовательных парадигм
Отвечая на социальный запрос практики, научное сообщество предложило новую образовательную парадигму, нашедшую отражение в новом законе об образовании, государственных образовательных стандартах, национальной рамке квалификаций Российской Федерации.
В основу новой образовательной парадигмы положен системно-деятельностный (компетентностный) подход, базирующийся на рефлексно-креативном обучении. Новое содержание стандартов высшего профессионального образования нацеливает на развитие личности студента, умения решать им непарадигмальные задачи, применять знания на практике, владеть системой метапредметности.
Метапредметность означает выработку таких умений у студента, которые он мог бы использовать при изучении любой дисциплины. Это относится, прежде всего, к методологии исследования, решению поливариантных инновационных проблем, теории решения изобретательских задач, выбору моделей экономического роста или, например, организации работы с информацией и др.
Применяя предметные и метапредметные знания студент получает полный взгляд на вещи, процессы, явления и их модели, а также на те социально-экономические, экологические и другие последствия, которые они влекут за собой. Такой подход способствует творческому использованию комплексного, системного решения непарадигмальных задач, выработке личного мнения студента, формированию его креативности.
Сравнение классической (информационной) и системно-деятельностной парадигм
Цель любой образовательной программы – подготовить студента к самостоятельной профессиональной деятельности. Цель не меняется, но меняется содержание этой деятельности, а значит должна меняться и система подготовки к ней.
Господствующая в настоящее время в образовании классическая (информационная) парадигма, ставящая перед собой задачу преимущественно передачи информации, не отвечает требованиям системно-деятельностного, компетентносного подхода, поскольку те знания, которые передаются в ходе образовательного процесса устаревают или требуют дополнений уже через несколько лет, а в высокотехнологичных отраслях этот срок еще меньше. В связи с этим в национальной рамке квалификаций ставится задача контекстного обучения, развития у обучающихся креативного мышления, аналитических навыков, умения создавать и синтезировать новые знания междисциплинарного характера.
Сравним некоторые особенности новой парадигмы с классической (информационной). (см. табл. 1)
Таблица 1
Сравнение некоторых особенностей классической (информационной) и системно-деятельностной парадигм
|
Классическая (информационная) парадигма.
|
Системно-деятельностный (рефлексно-креативный)подход.
|
1
|
Сущность и основная миссия образования
| |
|
Образование как подготовка подрастающего поколения к жизни и труду.
|
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Образование – это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. |
2
|
Знание
| |
|
Знание рассматривается как опыт предыдущих поколений – «школа памяти».
Знание – результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. |
Знание – это:
‑ продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей; ‑ идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Индивидуальные знания – персональные, личные знания, формируемые в процессе воспитания, образования, обучения и социального взаимодействия людей в обществе. |
3
|
Квалификация
| |
|
Квалификация - степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы.
|
Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
|
4
|
Обучение
| |
|
Обучение - передача обучаемому готовых образцов знаний, умений, навыков.
|
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течении всей жизни.
|
5
|
Обучающиеся
| |
|
Рассматриваются как объект педагогического воздействия.
|
Рассматриваются как субъекты познавательной деятельности.
|
6
|
Воспитание
| |
|
Воспитание - процесс формирования активной жизненной позиции у обучаемого с целью подготовки его к выполнению социальных функций и ролей.
|
Воспитание-деятельность, направленнаяна развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
|
7
|
Образовательная деятельность
| |
|
Репродуктивная («ответная») деятельность обучаемого
|
Деятельность по реализации образовательных программ
|
8
|
Качество образования
| |
|
Качество образования – соответствие знаний обучаемого требованиям учебного плана (по итогам экзаменационных оценок)
|
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
|
В новой парадигме меняется также позиция преподавателя в учебном процессе (табл. 2)
Таблица 2
Сравнительная характеристика некоторых педагогических приемов и методов в классической и новой парадигмах
№/П
|
Классическая (информационная) парадигма
|
№/П
|
Новая парадигма
|
1
2 3 4 5 |
Изложение преподавателем готовых истин
Работа без обратной связи («игра в одни ворота») Ориентация преподавателя на передаваемую информацию Ориентация на среднего студента Оценочные действияусвоения материала обучающимися остаются за преподавателем |
1
2 3 4 5 |
Готовность преподавателя изменить свою позицию.
Стимулирование обратной связи с обучающимися, чтение проблемных лекций. Ориентация преподавателя на восприятие и понимание излагаемого материала Учет индивидуальных особенностей обучающихся Преобладание самооценки и оценки со стороны группы |
В новой парадигме в деятельности преподавателя ведущая роль отводится развитию самоорганизации и самоконтроля, межличностного общения, партнерства, сотрудничества, гибкости и модульности содержания и форм учебного процесса, отходу от унификации, включению ресурсов автономности, достижению академических свобод в области проектирования содержания образования и др.
Самыми ценными для работодателей будут люди, которые смогут сочетать креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разрешать проблемы. Чтобы быть успешными, компании должны существенно повысить инвестирование в человеческий капитал и новые технологии.
С целью формирования креативного мышления, широкого использования креативных идей, инновационных решений в западных вузах читаются новые курсы – «Креативная экономика», «Критическое мышление», «Компенсационный менеджмент», «Менеджмент интеллектуально-креативной деятельности», «Начала креативной деятельности» и др.
Выход за пределы дисциплинарного поля свидетельствует об элитности образования.
Экспертами Международного аналитического бюро составлен сводный психологический портрет менеджера будущего: хорошо образованный, интеллектуальный, креативный, имеющий навыки аналитического мышления, коммуникабельный, понимающий других людей, готовый к компромиссам, сдержанный в своих суждениях человек.
Выводы
Принятие нового закона об образовании, образовательных стандартов высшего профессионального образования, национальной рамки квалификаций Российской Федерации создает научную и правовую основу для:
1. Изменения парадигмы образования, перехода от информационного к системно-деятельностному (компетентностному) подходу, базирующемуся на рефлексно-креативном обучении.
2. Ориентации образования на развитие креативной личности обучающегося, умения решать нестандартные, сложные задачи, применять знания на практике.
3. Введения двухциклового обучения: бакалавриата и магистратуры, сопоставляемости степеней высшего образования, применения, наряду с внутривузовской, независимой оценки качества образования, осуществляемой в соответствии со ст. 95 Закона об образовании.
4. Обеспечения соответствия знания и умения выпускников университетов требованиям не только конкретной стороны, но и мировым стандартам.
5. Привидения образовательных программ в соответствие с национальной рамкой квалификации Российской Федерации и формированию профессиональных стандартов.
[1] Непардигмальными являются проблемы, для решения которых требуются нестандартные решения и которые нельзя получить с помощью имеющихся представлений, методов и приемов решения проблем, т.е. на базе известных парадигм.То есть полученные в результате решения данных проблем знания не укладываются в рамки существующих теорий и представлений. Отсюда следует, что именно эти проблемы являются фактором, который ведет познание к экстраординарным открытиям, к построению принципиально новых теорий и т.д. / Источник: А.С. Майданов. Непрардигмальные проблемы, их источники и способы постановки. ‑ (http://kiev.philosophy.ru/iphras/library/mai/01.htm)
[2] Ноосфера - это разумная созидательная сила мышления и деятельности большинства людей в биосфере (Вернадский В.И. Мышление как планетарное явление. - М.: Наука, 1990)
Источники:
2. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
3. Гогац А. Бизнес + креатив: Преодолеть невидимые барьеры /Артур Гогац, Рубен Мондехар; пер. с англ. С.С. Гуринович – Минск: Гревцов Паблишер, 2007.
4. Креативное мышление в бизнесе / Пер. с англ. – М.: Альпина бизнес Букс, 2006.
5. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Изд-во «Креативная экономика», 2011.
6. Мельников О.Н. Физиологические мотиваторы проявления созидательных действий личности // Креативная экономика.- 2007. – № 8. – С. 81-87
7. Мельников О.Н. Случайно ли наступление эпохи креативной экономики? // Креативная экономика. – 2013.- № 2. -С. 118-126.
8. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). Учебник/ Под ред. д.э.н. проф. И.А. Максимцев. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2011. – 456 с.: ил.
9. Паундстоун Уильям. Как сдвинуть гору Фудзи? Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004
10. Попов А.И. Развитие теории управления человечскими ресурсами в трудах профессора Н.А. Горелов // Известия СПбГУЭФ, 2008, №4.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 01:41:45