Подходы к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте
Кошелева Т.Н.1,2![]()
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80404141
Аннотация:
В статье обоснована необходимость рассмотрения подходов к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте и сформулировано понятие комплексного структурированного процесса оптимизации мобилизационных, накопительных и распределительных ресурсных возможностей, включая и ограничения во взаимодействии с технологиями искусственного интеллекта с выделением их специфических функций (критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости, неограниченного качественного изменения), уточнено общепринятое определение процесса управления ресурсным обеспечением; предложено и раскрыто понятие технологического замкнутого контура пространственного управления в области сервисного обслуживания в транспортной сфере. Предложены и раскрыты управленческие функции в области ресурсного обеспечения (систематизации ресурсов в дуальном формате с использованием технологий искусственного интеллекта; пространственной алгоритмизации и виртуализации управленческих решений в области ресурсного обеспечения с помощью технологий искусственного интеллекта; цифрового прогнозирования и удалённого регулирования принимаемых управленческих решений в области ресурсного обеспечения с использованием технологий искусственного интеллекта) и дополнены принципами системы управления ресурсным обеспечением в рамках использования технологий искусственного интеллекта (компетентного взаимодействия дуального управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения с технологиями искусственного интеллекта; дифференциация ресурсного обеспечения в реальном и в виртуальном пространстве ресурсного взаимодействия; цифровая трансформация управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения и принятие управленческого решения совместно с технологиями искусственного интеллекта). Уточнены методы управления ресурсами в условиях цифровизации и обеспечения функционирования технологической замкнутости контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в сфере сервисного обслуживания (обмен временно свободными ресурсами между участниками регионального отраслевого кластера с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; определение уровня и объёма занятого вида ресурса с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; прогнозирование с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии обеспечения замкнутого контура пространственного управления и с учётом развития беспилотного обслуживания; системное управление на основе включения уже на этапе планирования технологии искусственного интеллекта технологии дополненной реальности). Механизм управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания на транспорте в рамках выстраивания технологического замкнутого контура пространственного управления предложено рассматривать через призму управления транспортными потоками в рамках организации турпотоков и формирования межрегиональных транспортных кластеров с запуском инфраструктуры мультимодальных видов транспортного взаимодействия. Предлагаемая статья будет интересна руководителям транспортных и сервисных организаций.
Ключевые слова: технологии сервисного обслуживания; управление ресурсным обеспечением; механизм управленческого воздействия; технологии искусственного интеллекта; принципы и функции системы управления ресурсным обеспечением; методы управления ресурсами; управление транспортными потоками; замкнутый контур пространственного управления
JEL-классификация: L91, O31, O33
Введение
Подходы к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте как основы обеспечения ведущих приоритетов преобразования управленческих технологий в направлении их трансформации с учётом динамических изменений управленческого воздействия под влиянием активного проникновения в сферу сервисного обслуживания на транспорте технологий искусственного интеллекта и становления новых инфраструктурных форм сервисного обслуживания, включающего разработку и обоснование принципов управления динамическими изменениями и крайне востребованными видами интернет - взаимодействия и иных управленческих подходов к сервисному обслуживанию, которым и будет посвящена данная статья.
В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к процессу ресурсного обеспечения хозяйствующих субъектов, а именно подходы Аверина К. Л. [1, с. 120-125], Вакеева А. Б. [2, с. 24-30], Грозовской, Е. В. [3, с. 3381-3396; 4, 1887-1900], Добролежа Е. В. [5, с. 55], Дрезинского К. С. [6, с. 22-25], Карха Д.А. [10, с. 130-139], Кондаурова Д. С. [11, с. 208], Костина Г.А. [12, с. 21-25], Ксенофонтовой Т. Ю. [14, 85-89], Мордовца В.А. [15, с. 92; 16, с. 90-94], Ораева С. [17, с. 114-116], Отверченко Л. Ф. [18, с. 23-27], Петрова А. Р. [19, с. 350-353], Пискунова А.И. [20, с. 143-148], Рылина С. И. [21, с. 399-404], Соковых И.С. [23, с. 214 – 217], Урусова В. В. [24, с. 456-461] и др.
Основной целью данной статьи выступает разработка подходов к определению направлений совершенствования управления ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте, в рамках которых автор рассматривает механизм управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания на транспорте в рамках выстраивания технологий искусственного интеллекта и становления новых инфраструктурных форм сервисного обслуживания, разработки и обоснования авторского подхода к управлению динамическими изменениями в условиях цифровизации и обеспечения функционирования технологической замкнутости контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в сфере сервисного обслуживания. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке подходов к определению элементов механизма управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания на транспорте в рамках выстраивания технологий искусственного интеллекта, включающих в себя теоретический (уточнено понятие комплексного структурированного процесса оптимизации мобилизационных, накопительных и распределительных ресурсных возможностей; уточнено общепринятое определение процесса управления ресурсным обеспечением; предложено и раскрыто понятие технологического замкнутого контура пространственного управления в области сервисного обслуживания в транспортной сфере), методический (методы управления ресурсами в условиях цифровизации и обеспечения функционирования технологической замкнутости контура пространственного управления (обмен временно свободными ресурсами между участниками регионального отраслевого кластера с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; определение уровня и объёма занятого вида ресурса с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; прогнозирование с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии обеспечения замкнутого контура пространственного управления и с учётом развития беспилотного обслуживания; системное управление на основе включения уже на этапе планирования технологии искусственного интеллекта технологии дополненной реальности)) и инфраструктурный подходы (инфраструктурная интеллектуальной технологии обеспечения замкнутого контура пространственного управления) в плоскости комплексного подхода к процессу ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания, предполагающего в том числе управление динамическими изменениями технологической составляющей становления инфраструктурных форм сервисного обслуживания на основе реализации принципов управления динамическими изменениями, а также предложения адаптации механизма взаимодействия искусственного интеллекта с фиджитал – нейросетями в формате прогнозного моделирования в виртуальной и дополненной реальности в целях разработки возможных вариантов управленческих стратегий, включающих кроме самого прогноза и просчёта возможных вариантов с помощью искусственного интеллекта, также и определения необходимых профессиональных компетенций сотрудников. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование конкретизации и детализации выделенных специфических функций ресурсного обеспечения хозяйствующих субъектов, с учётом ограничений во взаимодействии с технологиями искусственного интеллекта (критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости, неограниченного качественного изменения), а также формулирование управленческих функций в области ресурсного обеспечения (систематизации ресурсов в дуальном формате с использованием технологий искусственного интеллекта; пространственной алгоритмизации и виртуализации управленческих решений в области ресурсного обеспечения с помощью технологий искусственного интеллекта; цифрового прогнозирования и удалённого регулирования принимаемых управленческих решений в области ресурсного обеспечения с использованием технологий искусственного интеллекта)) и дополнены принципами системы управления ресурсным обеспечением в рамках использования технологий искусственного интеллекта (компетентного взаимодействия дуального управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения с технологиями искусственного интеллекта; дифференциация ресурсного обеспечения в реальном и в виртуальном пространстве ресурсного взаимодействия; цифровая трансформация управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения и принятие управленческого решения совместно с технологиями искусственного интеллекта).
Основная часть
Важность и значимость рассмотрения вопроса управления ресурсным обеспечением в рамках исследования подходов к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте определяется задачами, стоящими перед сферой транспортного обслуживания и потребностями поиска и формирования межвидового транспортного взаимодействия в рамках выстраивания логистических региональных цепочек.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обосновывается и подтверждается достаточно остро стоящей перед транспотной сферой целью выстраивания транспортного кластера межвидового регионального взаимодействия в условиях появления беспилотных видов транспорта.
Ряд исследователей под ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов обычно понимают, учитывая два основных подхода к факторам производства с позиции классической политэкономии и марксисткой теории и с позиции маржиналистов, достаточный для функционирования и непрерывный для безостановочного производства, поток работающего оборудования, технологий, финансовых ресурсов, материальных ресурсов, трудовых ресурсов, информационных ресурсов и предпринимательской способности [23, с. 214 – 217], совокупность необходимых и достаточных для безостановочного функционирования организации ресурсов, доступных хозяйствующему субъекту, которые могут и должны быть включены в производственный процесс, определяемых существующими и потенциально возможными технологиями. Автор предлагает дополнить и расширить общепринятые подходы к понятию ресурсного обеспечения хозяйствующих субъектов и добавить понятие комплексного структурированного процесса оптимизации мобилизационных, накопительных и распределительных ресурсных возможностей [1, с. 120-125; 2, с. 24-30; 3, с. 3381-3396], включая и ограничения во взаимодействии с технологиями искусственного интеллекта, обладающая специфическими функциями критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости (за исключением трудовых ресурсов), неограниченного качественного изменения. Функция критической оптимальности предопределяет наиболее экономически целесообразный алгоритм формирования набора и величины критически необходимых для функционирования производственного процесса ресурсов, при котором, в соответствии с принципом Паретто, нет существующего на настоящий момент, варианта не ухудшающего баланс ресурсного наполнения технологического процесса [7]. Функция поточной непрерывности предопределяет безостановочный алгоритм обеспечения всеми необходимыми ресурсами в необходимом и достаточном объёме для наиболее эффективной организации производственного процесса в определённом временном диапазоне без остановок и перерывов в потоке поступления всех видов ресурсов. Функция замещения и заменяемости предопределяет свойство добровольной равноценной замены и замещения одного вида ресурса на другой без потери качества конечного продукта или без нарушения технологии производственного процесса при возможности выбора равноценных и заменяемых видов ресурсов. Функция дуальной накапливаемости предопределяет возможность увеличения и сохранения всех видов ресурсов, том числе в дуальном формате, без значительной потери их фактической стоимости, кроме трудовых ресурсов, включая и информационные ресурсы, сохраняемые и накапливаемые в систематизированных базах данных в формате цифровых символов в сжатом виде. Функция неограниченного качественного изменения предопределяет перманентное наращивание качественных характеристик в основном без преобразования количественных, а также может проистекать как в рамках наращивания количественных или качественных характеристик, но, в основном, отражающая отдельно отражать только качественные преобразования всех видов ресурсов [22, с. 74-81]
В рамках ресурсного обеспечения хозяйствующих субъектов механизм сервисного обслуживания на транспорте представляется не просто в качестве комплексного структурированного процесса оптимизации ресурсных возможностей, с ограничениями во взаимодействии с технологиями искусственного интеллекта, со своими специфическими функциями (критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости, неограниченного качественного изменения), а в пространстве реализации механизма обеспечения внешней и внутренней технологической замкнутости и способности хозяйствующих субъектов самостоятельно исследовать, разрабатывать или получать от иных хозяйствующих субъектов на уровне региона информацию о новых научных теоретических достижениях и прикладных разработках без ограничений, за исключением информации оборонной направленности [3, с. 3381-3396; 4, с. 1887-1900; 14, с. 85-89].
Существует подход к процессу ресурсного обеспечения, включающий основные этапы ресурсного обеспечения (формирование ресурсов, их воспроизводство, утилизация и повторное использование), кроме подхода, основанного на классификации с точки зрения источника возникновения данного вида ресурсов (природно-климатические, материально-технические, финансовые, трудовые, интеллектуально-информационные и прочие) [20, с. 143-148]. Также существует подход к ресурсам и факторам производства с точки зрения управленческих технологий, которые обеспечивают функционирование экономической системы [23, с. 214 – 217], который разделяет, по мнению исследователей, ресурсы на две составляющие, одни из которых входят в управляющую подсистему (предпринимательская способность и информационный ресурс), вторые – включаются в управляемую подсистему (оборудование, технологии, финансовые, материальные и трудовые ресурсы) [23, с. 214 – 217]. С таким разделением с позиции управленческих технологий можно согласиться, но целесообразно дополнить как сами ресурсы, так и включить в управляющую подсистему такой ресурс как искусственный интеллект, функционирующий в интернет- пространстве и уже частично включаемый в цифровые дистанционные управленческие технологии [15, с. 92; 16, с. 90-94; 18, с. 23-27; 21, с. 399-404].
Под процессом управления ресурсным обеспечением ряд авторов понимает особую категорию воздействия на участников производственной или иной деятельности, преобразующую неорганизованный технологический бессистемный набор производственных функций в достаточно упорядоченную и целенаправленную систему производственных отношений, качественно улучшающих характеристики совместной деятельности в целях достижения конечного результата [6, с. 22-25]. Но, к сожалению, в общепринятом подходе к процессу управления ресурсным обеспечением не учитываются новые задачи и качества управленческих функций в отношении информационных ресурсов, расположенных в интернет - пространстве, а также управленческие механизмы в отношении технологий искусственного интеллекта как в интернет - пространстве так и в формате реального взаимодействия. Предложено также уточнить общепринятое определение и под процессом управления ресурсным обеспечением предлагает понимать категорию неограниченного реальным пространством управленческого воздействия как на реально функционирующих участников производственной или иной деятельности, так и действующих в виртуальной реальности, а также на участников, способствующих выстраиванию взаимодействия реальных участников с виртуальным производственным пространством и с технологиями искусственного интеллекта, как в виртуальной реальности так и взаимодействующих в реальном пространстве производственной деятельности, которые совместно способны преобразовывать технологический бессистемный набор производственных функций в достаточно упорядоченную и целенаправленную систему производственных отношений в целях достижения конечного результата [12, с. 21-25].
Процесс управления ресурсным обеспечением в условиях формирования технологической самодостаточности сервисных организаций в транспортной сфере предложено конкретизировать с помощью уточнения функций и принципов системы управления. Среди функций предлагается рассмотреть возможность расширить применяемые сегодня функции управления ресурсным обеспечением, уточняющие и раскрывающие особенности процесса управления ресурсным обеспечением в рамках активного освоения цифрового пространства и становления экономики данных, а именно функции, определяющие алгоритм управленческих технологий ресурсного обеспечения, отражающие критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости, неограниченного качественного изменения ресурсной самодостаточности хозяйствующих субъектов. Таким образом, предложено дополнить общепринятые и применяемые в настоящее время управленческие функции в области ресурсного обеспечения функциями: систематизации ресурсов в дуальном формате с использованием технологий искусственного интеллекта (в реальности и в виртуальном пространстве); пространственной алгоритмизации и виртуализации управленческих решений в области ресурсного обеспечения с помощью технологий искусственного интеллекта (привлечение к реализации управленческих решений в сфере виртуального пространства помощников искусственного интеллекта); цифрового прогнозирования и удалённого регулирования принимаемых управленческих решений в области ресурсного обеспечения с использованием технологий искусственного интеллекта (в реальности и в виртуальном пространстве), которые будут способствовать формированию технологического суверенитета благодаря подключению к процессам управления и технологий искусственного интеллекта и помогут охватить и сферу виртуального пространства.
К основным принципам системы управления ресурсным обеспечением ряд авторов относят принципы компетентности управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения, дифференциации ресурсного обеспечения и возможной трансформации управленческого воздействия [17, с. 114-116], которые, к сожалению, не раскрывают и не учитывают сегодняшние реалии активного проникновения цифровых технологий во всей сферы производственной деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и в систему управления ресурсным обеспечением. Поэтому автор предлагает расширить и конкретизировать общепринятый и часто используемый подход к трактовке классификации принципов системы управления [24, с. 456-461], а именно предлагается рассмотреть возможность использования следующего подхода – к принципам системы управления ресурсным обеспечением автор предлагает отнести – компетентного взаимодействия дуального управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения с технологиями искусственного интеллекта как на реальном пространстве хозяйствующего субъекта так и в виртуальном пространстве; дифференциация ресурсного обеспечения в реальном пространстве хозяйствующего субъекта и в виртуальном пространстве ресурсного взаимодействия; цифровая трансформация управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения и принятие управленческого решения совместно с технологиями искусственного интеллекта как на реальном пространстве хозяйствующего субъекта так и в виртуальном пространстве.
Механизм управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в условиях выстраивания формирования технологического замкнутого контура пространственного управления ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте ряд авторов рассматривает с позиции роли и достаточности уровня ресурсного обеспечения на отдельных фазах экономического цикла организаций с учётом тенденций и особенностей регионального развития [5, с. 55], ряд авторов предлагают рассматривать механизм управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов с учётом интегральной оценки уровня устойчивого развития предприятия и достижения заранее заданных параметров [11, с. 208], но данные подходы, к сожалению, не учитывают условия и новые возможности в рамках формирования замкнутого контура пространственного управления, открывающиеся в инфраструктурных региональных проектах по внедрению технологий искусственного интеллекта как на реальном пространстве хозяйствующего субъекта так и в виртуальном пространстве в рамках формирования технологического суверенитета в области сервисного обслуживания в транспортной сфере [13, с. 192-194]. В рамках нового перспективного подхода к формированию механизма замкнутого контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов автор предлагает рассмотреть возможность использовать новый подход в рамках формирования, помимо межвидовых региональных кластеров, региональных инфраструктурных элементов, обеспечивающих функционирование технологий с искусственным интеллектом и способных транслировать возможности этих технологий на всех участников регионального отраслевого кластера, включая и выстраивание замкнутого контура пространственного управления ресурсным обеспечением сервисных хозяйствующих субъектов, который предложено назвать инфраструктурным подходом к технологиям с искусственным интеллектом в условиях функционирования замкнутого контура пространственного управления (или инфраструктурной интеллектуальной технологией). Инфраструктурный подход к технологиям с искусственным интеллектом к формированию механизма замкнутого контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в сфере сервисного обслуживания предполагает разработку методов управления ресурсами в условиях цифровизации и обеспечения функционирования технологической замкнутости контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в сфере сервисного обслуживания, среди которых целесообразно рассмотреть возможность следующие: аллокация с набором альтернативных видов ресурсов, подбор которых может осуществляться на уровне обмена временно свободными ресурсами между участниками регионального отраслевого кластера замкнутого контура пространственного управления с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; определение уровня и объёма занятого вида ресурса в рамках регионального отраслевого кластера замкнутого контура пространственного управления в целях возможного обмена ресурсами с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии для обеспечения безостановочного производственного процесса; прогнозирование с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии обеспечения замкнутого контура пространственного управления и с учётом развития беспилотного обслуживания; системное управление на основе включения уже на этапе планирования технологии искусственного интеллекта с активацией возможностей обеспечения функционирования замкнутого контура пространственного удалённого управления, включая технологии дополненной реальности [19, с. 350- 353].
Далее рассмотрим процесс управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в условиях обеспечения функционирования технологического замкнутого контура пространственного управления на примере выстраивания логистических цепочек в целях обеспечения технологического замкнутого контура пространственного управления в области сервисного обслуживания в транспортной сфере на основе использования преимуществ стратегического развития в условиях недостаточно развитой сервисной инфраструктуры в транспортной сфере в рамках накопления предпосылок для становления экономики данных. Технологический замкнутый контур пространственного управления в области сервисного обслуживания в транспортной сфере с точки зрения управления ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания представляет собой логистическую цепочку мультимодальных видов транспортного взаимодействия с активным включением инфраструктурного обеспечения на региональном и межрегиональном уровне управленческого обеспечивающего пространственного воздействия мультимодального кластерного центра инфраструктурного управления. Разнонаправленные транспортные потоки как отдельного вида транспортного, так и в условиях их межвидового взаимодействия и включения новых форм и видов транспортного взаимодействия невозможно обеспечить, как в настоящее время, так и в рамках накопления предпосылок для становления экономики данных в области инфраструктурного обеспечения сервисного обслуживания на транспорте в целом, и на воздушном транспорте в частности, без формирования межотраслевого сервисного взаимодействия в рамках транспортного обслуживания и выстраивания своеобразного алгоритма функционирования сервисного аутсорсинга [10, с. 130-139]. Транспортные компании могут сами организовывать и выстраивать направление сервисного обслуживания пассажиров как в рамках основной своей деятельности, так и в отношении ряда сопутствующих сервисных услуг, а могут, ряд достаточно трудоёмких и затратных сервисных сопутствующих услуг отдавать на аутсорсинг сторонним сервисным компаниям в рамках выстраивания технологического замкнутого контура пространственного управления.
Механизм управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания на транспорте в рамках выстраивания технологического замкнутого контура пространственного управления можно рассмотреть через призму управления транспортными потоками в рамках организации турпотоков и формирования межрегиональных транспортных кластеров с запуском инфраструктуры мультимодальных видов транспортного взаимодействия. А также можно предложить адаптировать вариант взаимодействия искусственного интеллекта с фиджитал - нейросетями в рамках художественной проекции и создания моделей управления генеративно-состязательными формами межвидового транспортного обслуживания с использованием элементов прогнозирования и моделирования в виртуальной и дополненной реальности. Предложено рассматривать направления адаптации механизма взаимодействия искусственного интеллекта с фиджитал – нейросетями в формате прогнозного моделирования в виртуальной и дополненной реальности, разработки возможных вариантов управленческих стратегий, включающих кроме самого прогноза и просчёта возможных вариантов с помощью искусственного интеллекта, также и определения необходимых профессиональных компетенций сотрудников на ближайшее будущее и в стратегической перспективе. Предлагаемые направления рассматриваются в пространстве увязывания форм межвидового транспортного обслуживания как на грузовых так и на пассажирских транспортных линиях и выявления проблемных зон в соответствии с разными транспортными плоскостями (авиасообщение, морское и речное, автомобильное и железнодорожное), видами (в одном виде транспорта, в двух и более видах взаимодействия) и целями (отдых, деловые поездки, оздоровительный туризм, спортивные соревнования, образовательные, экологические и иные цели) транспортного перемещения. Управленческие технологии в данном случае целесообразно рассматривать в качестве инструментов моделирования и определения алгоритмов удалённого воздействия на сквозные региональные программы управления, которые необходимо выстроить и внедрить в рамках формирования замкнутого контура пространственного управления и формирования межрегиональных транспортных кластеров в качестве одного из видов инфраструктуры мультимодальных видов транспортного взаимодействия. Востребованность данных удалённых управленческих технологий представляется достаточно актуальным, так как по прогнозам экспертов внедрение фиджитал-технологий способно значительно повлиять на позитивную динамику доли в частности сферы транспорта и связи в общей структуре валовой добавленной стоимости экономики от 9% до 15% на конец 2024 г. [8]
Примером частичной реализации механизма управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания, как элемента разработки маркетингового продвижения нового турпродукта может выступать запуск туристического поезда «Шерегеш-экспресс», который начал курсировать в Кемеровской области с 16.11.2024 г. и который планомерно встраивается в мультимодальный маршрут «Новокузнецк — Чугунаш — горнолыжный курорт «Шерегеш»» с участием электропоезда и автобуса и спланирован в формате выходных и праздничных дней. В составе туристического поезда функционируют четыре вагона - три экономкласса и один первого класса с креплением для перевозки горнолыжного снаряжения в каждом вагоне и наличия розеток для зарядки гаджетов, с обязательным наличием в таком поезде кафе с напитками и снеками и с камерами хранения для личных вещей. В механизме управленческого воздействия с точки зрения ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания в рамках выстраивания технологического замкнутого контура пространственного управления включаются дополнительные сервисные услуги и планирование дополнительных ресурсных возможностей в таком маршруте для организации проката горнолыжного инвентаря, с возможностью заранее заложенных скидок на ряд услуг курорта «Шерегеш» для пассажиров- покупателей данного тура - возможности дополнительного бронирования проживания в отелях партнёров тура и ресурсы на организацию комплексных обедов и реализацию сувенирной продукции [9].
С точки зрения выстраивания разнонаправленных транспортных потоков как отдельного вида транспортного, так и в условиях их межвидового взаимодействия и включения новых форм и видов транспортного взаимодействия, механизм управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания можно проиллюстрировать ресурсным обеспечением и планируемым запуском в 2025 г. коммерческих полётов первых электрических самолётов вертикального взлёта и посадки с пассажирами в Пхукете и Самуи в Таиланде, а также планирует сформировать процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания запуска электросамолётов в качестве такси руководство международного аэропорта Кемпеговда заявили в Индии [9].
Выводы
Таким образом, подходы к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте предложено расширить общепринятые подходы к понятию ресурсного обеспечения хозяйствующих субъектов и добавить понятие комплексного структурированного процесса оптимизации мобилизационных, накопительных и распределительных ресурсных возможностей, включая и ограничения во взаимодействии с технологиями искусственного интеллекта с обоснованием их специфических функций (критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости, неограниченного качественного изменения). Предложено расширить подход к процессу ресурсного обеспечения и автор предложил дополнить как сами ресурсы, так и включить в управляющую подсистему с точки зрения управленческих технологий такой ресурс как искусственный интеллект, функционирующий в интернет- пространстве и уже частично включаемый в цифровые дистанционные управленческие технологии. Предложено рассмотреть возможность уточнить общепринятое определение и под процессом управления ресурсным обеспечением предложил понимать категорию неограниченного реальным пространством управленческого воздействия на реально функционирующих участников производственной или иной деятельности и действующих в виртуальной реальности, а также на участников, способствующих выстраиванию взаимодействия реальных участников с виртуальным производственным пространством и с технологиями искусственного интеллекта, которые совместно способны преобразовывать набор производственных функций в целенаправленную систему производственных отношений. Предложено также дополнить общепринятые и применяемые в настоящее время управленческие функции в области ресурсного обеспечения (систематизации ресурсов в дуальном формате с использованием технологий искусственного интеллекта; пространственной алгоритмизации и виртуализации управленческих решений в области ресурсного обеспечения с помощью технологий искусственного интеллекта; цифрового прогнозирования и удалённого регулирования принимаемых управленческих решений в области ресурсного обеспечения с использованием технологий искусственного интеллекта) и раскрыл их отличительные особенности использованием в рамках технологий искусственного интеллекта. Предложено расширить и конкретизировать общепринятый и часто используемый подход к трактовке классификации принципов системы управления и рассмотрел возможность дополнить его следующими принципами – компетентного взаимодействия дуального управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения с технологиями искусственного интеллекта; дифференциация ресурсного обеспечения в реальном и в виртуальном пространстве ресурсного взаимодействия; цифровая трансформация управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения и принятие управленческого решения совместно с технологиями искусственного интеллекта. Предложено и обосновано использование технологического замкнутого контура пространственного управления в области сервисного обслуживания в транспортной сфере - логистическую цепочку мультимодальных видов транспортного взаимодействия с активным включением инфраструктурного обеспечения на региональном и межрегиональном уровне управленческого обеспечивающего пространственного воздействия мультимодального кластерного центра инфраструктурного управления. Предложено рассмотреть возможность использовать новый подход в рамках формирования региональных инфраструктурных элементов, включая и выстраивание замкнутого контура пространственного управления ресурсным обеспечением сервисных хозяйствующих субъектов, который предложено назвать инфраструктурным подходом к технологиям с искусственным интеллектом (или инфраструктурной интеллектуальной технологией), который предполагает разработку методов управления ресурсами в условиях цифровизации и обеспечения функционирования технологической замкнутости контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в сфере сервисного обслуживания (аллокация на уровне обмена временно свободными ресурсами между участниками регионального отраслевого кластера с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; определение уровня и объёма занятого вида ресурса в рамках регионального отраслевого кластера замкнутого контура пространственного управления с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии для обеспечения безостановочного производственного процесса; прогнозирование с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии обеспечения замкнутого контура пространственного управления и с учётом развития беспилотного обслуживания; системное управление на основе включения уже на этапе планирования технологии искусственного интеллекта технологии дополненной реальности). Также предложено адаптировать вариант взаимодействия искусственного интеллекта с фиджитал - нейросетями в рамках художественной проекции и создания моделей управления генеративно-состязательными формами межвидового транспортного обслуживания с использованием элементов прогнозирования и моделирования в виртуальной и дополненной реальности. Таким образом, сформулированы подходы к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте.
·
Источники:
2. Кошелева Т.Н., Вакеев А.Б., Королева Е.А. Подходы к изменению форм социального взаимодействия в рамках обслуживания в транспортной сфере на основе технологий искусственного интеллекта // Социология управления: актуальные вопросы современности: Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 24-30.
3. Кошелева Т.Н., Грозовская Е.В. Методические подходы к ускорению цифровых изменений и внедрению технологий искусственного интеллекта в процессе сервисного обслуживания в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3381-3396. – doi: 10.18334/epp.13.9.118691.
4. Грозовская Е.В., Кошелева Т.Н. Система ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1887-1900. – doi: 10.18334/epp.12.7.115080.
5. Добролежа Е.В. Управление ресурсным обеспечением экономики региона. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности ВАК РФ 08.00.05., 2012. – 54 c.
6. Дрезинский К.С. Терминологическое исследование понятий «Менеджмент» и «Управление» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2013. – № 1-1. – c. 22-25. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/terminologicheskoe-issledovanie-ponyatiy-menedzhment-i-upravlenie?ysclid=m1npizpz7b587533069.
7. Информационный ресурс «Socsfera». Socsfera. [Электронный ресурс]. URL: https://socsfera.narod.ru/eps/molchanov_02_2009_02.pdf (дата обращения: 29.09.24.).
8. Информационный ресурс «РБК Тренды». РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/6182488e9a7947289bef1279 (дата обращения: 22.12.24.).
9. Информационный ресурс «Avia_news.ru». Avia_news.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/avia_news.ru (дата обращения: 12.11.24.).
10. Карх Д.А., Лазарев В.А., Кондратенко И.С. Логистические услуги в цепи поставок: проблемы и перспективы // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2017. – № 3. – c. 130-139. – doi: 10.29141/2073-1019-2017-15-3-11.
11. Кондаурова Д.С. Совершенствование механизма управления устойчивым развитием промышленного предприятия. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности ВАК РФ 08.00.05., 2015. – 208 c.
12. Кошелева Т.Н., Костин Г.А. Цифровые технологии как форма развития инфраструктурной поддержки сервисного обслуживания в транспортной сфере // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире: Сборник статей научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, С.В. Митрофанова. Санкт-Петербург, 2023. – c. 21-25.
13. Кошелева Т.Н. Методические подходы к формированию нейросетевой модели сервисного обслуживания в сфере транспорта и направления её развития // Проблемы современной экономики. – 2024. – № 1. – c. 192-194.
14. Ксенофонтова Т.Ю., Кошелева Т.Н., Коклева Н.Е. К вопросу о применении инновационных технологий в сфере оказания транспортных услуг в условиях цифровой экономики // Современная экономика: глобальные тренды и приоритеты устойчивого развития: Сборник научных трудов Национальной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т. П. Сацук, Н. В. Дедюхиной. Санкт-Петербург, 2022. – c. 85-89.
15. Мордовец В. А.,Малых Е.Б., Кяримова А.Д., Круглов Д.В., Пастухов А.Л., Мордовец А.И., Самотуга В.Н., Кошелева Т.Н., Афанасьев С.Т., Василенко Н.В. Обеспечение стратегической устойчивости предпринимательских структур при внедрении цифровых технологий с учётом инновационных приоритетов. / Монография. - Издательство: ЗАО «Университетская книга», 2023. – 92 c.
16. Кошелева Т.Н., Мордовец В.А. Система управления инновационной деятельностью на предприятиях в рамках комплексной цифровизации // Инновации. – 2023. – № 1. – c. 90-94. – doi: 10.26310/2071-3010.2023.291.1.011.
17. Ораев С., Анналыев А. Принципы управления // Ceteris Paribus. – 2022. – № 12,. – c. 114-116. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-upravleniya?ysclid=m1nswbudtw503970749.
18. Кошелева Т.Н., Отверченко Л.Ф. Интернет-технологии как одна из форм инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в транспортной сфере // Векторы развития сервиса в условиях цифровизации экономики: прошлое, настоящее, будущее: Сборник статей III международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, М.Н. Майора, Д.С. Бразевича. Санкт-Петербург, 2022. – c. 23-27.
19. Петров А.Р. Методы управления ресурсами предприятия // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 12. – c. 350-353. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-upravleniya-resursami-predpriyatiya.
20. Пискунов А.И., Звягина О.В. Особенности планирования ресурсного обеспечения на предприятиях АПК // Российское предпринимательство. – 2013. – № 8. – c. 143-148. – url: https://1economic.ru/lib/8111.
21. Рылин С.И., Кошелева Т.Н. Подходы к формированию устойчивого развития производственной системы // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В. А. Мордовца. Санкт-Петербург, 2023. – c. 399-404.
22. Святохо Н.В. Изменения как феномен бытия: сущность и классификация // Символ науки: международный научный журнал. – 2016. – № 7-1. – c. 74-81. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-kak-fenomen-bytiya-suschnost-i-klassifikatsiya?ysclid=m1nmwgat7n953257360.
23. Соковых И.С. Ресурсное обеспечение предприятий: сущность и принципы формирования // Актуальные вопросы экономических наук. – 2010. – № 16-2. – c. 214-217. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/resursnoe-obespechenie-predpriyatiy-suschnost-i-printsipy-formirovaniya?ysclid=m1ng2n5tap297256890.
24. Урусов В.В., Кошелева Т.Н. Основные принципы управления изменениями в современном экономическом контексте // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Мордовца. 2023. – c. 456-461.
Страница обновлена: 11.09.2025 в 06:02:14
Download PDF | Downloads: 18
Resource management approaches for transport service organizations
Kosheleva T.N.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 1 (January 2025)
Abstract:
The article substantiates the need to consider approaches to resource management for transport service organizations.
The author formulates the concept of an integrated structured process for optimization of mobilization, accumulation and distribution of resource capabilities, including limitations in interaction with artificial intelligence technologies, highlighting their specific functions (critical optimality, flow continuity, substitution and substitutability, dual accumulation, and unlimited quality changes).
The generally accepted definition of the resource management process has been clarified. The concept of a technological closed loop of spatial management in the field of service maintenance in the transport sector has been proposed. Management functions in the field of resource provision are examined. They are as follows: systematization of resources in a dual format using artificial intelligence technologies, spatial algorithmization and virtualization of management decisions in the field of resource provision using artificial intelligence technologies, and digital forecasting and remote regulation of management decisions in the field of resource provision with the application of artificial intelligence technologies.
The following principles of the management system of resource provision within the framework of the application of artificial intelligence technologies are suggested: competent interaction of dual managerial influence on the resource provision mechanism with the use of artificial intelligence technologies, differentiation of resource provision in the real and virtual space of resource interaction, and digital transformation of managerial influence on the resource provision mechanism and managerial decision-making together with the use of artificial intelligence technologies.
The methods of resource management in the context of digitalization and ensuring the functioning of the technological closure of the contour of spatial resource management of business entities in the field of after-sales services have been clarified. These methods are: exchange of temporarily available resources between participants of a regional industrial cluster using intelligent infrastructure technology, determination of the level and volume of the occupied type of resource using intelligent infrastructure technology, forecasting using intelligent infrastructure technology to provide closed-loop spatial control and taking into account the development of unmanned maintenance, and system management based on the inclusion of artificial intelligence technology and augmented reality technology already at the planning stage. It is proposed to consider the mechanism of managerial influence on the process of resource provision of the organization of transport services within the framework of building a technological closed loop of spatial management through the prism of traffic flow management within the framework of the organization of tourist flows and the formation of interregional transport clusters with the introduction of infrastructure for multimodal types of transport interaction. The article will be of interest to managers of transport and service organizations.
Keywords: maintenance technology, resource management, managerial influence mechanism, artificial intelligence technology, resource management system principles and functions, resource management method, traffic flow management, closed loop spatial management
JEL-classification: L91, O31, O33
