Подходы к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте

Кошелева Т.Н.1,2
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обоснована необходимость рассмотрения подходов к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте и сформулировано понятие комплексного структурированного процесса оптимизации мобилизационных, накопительных и распределительных ресурсных возможностей, включая и ограничения во взаимодействии с технологиями искусственного интеллекта с выделением их специфических функций (критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости, неограниченного качественного изменения), уточнено общепринятое определение процесса управления ресурсным обеспечением; предложено и раскрыто понятие технологического замкнутого контура пространственного управления в области сервисного обслуживания в транспортной сфере. Предложены и раскрыты управленческие функции в области ресурсного обеспечения (систематизации ресурсов в дуальном формате с использованием технологий искусственного интеллекта; пространственной алгоритмизации и виртуализации управленческих решений в области ресурсного обеспечения с помощью технологий искусственного интеллекта; цифрового прогнозирования и удалённого регулирования принимаемых управленческих решений в области ресурсного обеспечения с использованием технологий искусственного интеллекта) и дополнены принципами системы управления ресурсным обеспечением в рамках использования технологий искусственного интеллекта (компетентного взаимодействия дуального управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения с технологиями искусственного интеллекта; дифференциация ресурсного обеспечения в реальном и в виртуальном пространстве ресурсного взаимодействия; цифровая трансформация управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения и принятие управленческого решения совместно с технологиями искусственного интеллекта). Уточнены методы управления ресурсами в условиях цифровизации и обеспечения функционирования технологической замкнутости контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в сфере сервисного обслуживания (обмен временно свободными ресурсами между участниками регионального отраслевого кластера с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; определение уровня и объёма занятого вида ресурса с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; прогнозирование с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии обеспечения замкнутого контура пространственного управления и с учётом развития беспилотного обслуживания; системное управление на основе включения уже на этапе планирования технологии искусственного интеллекта технологии дополненной реальности). Механизм управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания на транспорте в рамках выстраивания технологического замкнутого контура пространственного управления предложено рассматривать через призму управления транспортными потоками в рамках организации турпотоков и формирования межрегиональных транспортных кластеров с запуском инфраструктуры мультимодальных видов транспортного взаимодействия. Предлагаемая статья будет интересна руководителям транспортных и сервисных организаций.

Ключевые слова: технологии сервисного обслуживания; управление ресурсным обеспечением; механизм управленческого воздействия; технологии искусственного интеллекта; принципы и функции системы управления ресурсным обеспечением; методы управления ресурсами; управление транспортными потоками; замкнутый контур пространственного управления

JEL-классификация: L91, O31, O33



Введение

Подходы к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте как основы обеспечения ведущих приоритетов преобразования управленческих технологий в направлении их трансформации с учётом динамических изменений управленческого воздействия под влиянием активного проникновения в сферу сервисного обслуживания на транспорте технологий искусственного интеллекта и становления новых инфраструктурных форм сервисного обслуживания, включающего разработку и обоснование принципов управления динамическими изменениями и крайне востребованными видами интернет - взаимодействия и иных управленческих подходов к сервисному обслуживанию, которым и будет посвящена данная статья.

В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к процессу ресурсного обеспечения хозяйствующих субъектов, а именно подходы Аверина К. Л. [1, с. 120-125], Вакеева А. Б. [2, с. 24-30], Грозовской, Е. В. [3, с. 3381-3396; 4, 1887-1900], Добролежа Е. В. [5, с. 55], Дрезинского К. С. [6, с. 22-25], Карха Д.А. [10, с. 130-139], Кондаурова Д. С. [11, с. 208], Костина Г.А. [12, с. 21-25], Ксенофонтовой Т. Ю. [14, 85-89], Мордовца В.А. [15, с. 92; 16, с. 90-94], Ораева С. [17, с. 114-116], Отверченко Л. Ф. [18, с. 23-27], Петрова А. Р. [19, с. 350-353], Пискунова А.И. [20, с. 143-148], Рылина С. И. [21, с. 399-404], Соковых И.С. [23, с. 214 – 217], Урусова В. В. [24, с. 456-461] и др.

Основной целью данной статьи выступает разработка подходов к определению направлений совершенствования управления ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте, в рамках которых автор рассматривает механизм управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания на транспорте в рамках выстраивания технологий искусственного интеллекта и становления новых инфраструктурных форм сервисного обслуживания, разработки и обоснования авторского подхода к управлению динамическими изменениями в условиях цифровизации и обеспечения функционирования технологической замкнутости контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в сфере сервисного обслуживания. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке подходов к определению элементов механизма управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания на транспорте в рамках выстраивания технологий искусственного интеллекта, включающих в себя теоретический (уточнено понятие комплексного структурированного процесса оптимизации мобилизационных, накопительных и распределительных ресурсных возможностей; уточнено общепринятое определение процесса управления ресурсным обеспечением; предложено и раскрыто понятие технологического замкнутого контура пространственного управления в области сервисного обслуживания в транспортной сфере), методический (методы управления ресурсами в условиях цифровизации и обеспечения функционирования технологической замкнутости контура пространственного управления (обмен временно свободными ресурсами между участниками регионального отраслевого кластера с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; определение уровня и объёма занятого вида ресурса с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; прогнозирование с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии обеспечения замкнутого контура пространственного управления и с учётом развития беспилотного обслуживания; системное управление на основе включения уже на этапе планирования технологии искусственного интеллекта технологии дополненной реальности)) и инфраструктурный подходы (инфраструктурная интеллектуальной технологии обеспечения замкнутого контура пространственного управления) в плоскости комплексного подхода к процессу ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания, предполагающего в том числе управление динамическими изменениями технологической составляющей становления инфраструктурных форм сервисного обслуживания на основе реализации принципов управления динамическими изменениями, а также предложения адаптации механизма взаимодействия искусственного интеллекта с фиджитал – нейросетями в формате прогнозного моделирования в виртуальной и дополненной реальности в целях разработки возможных вариантов управленческих стратегий, включающих кроме самого прогноза и просчёта возможных вариантов с помощью искусственного интеллекта, также и определения необходимых профессиональных компетенций сотрудников. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование конкретизации и детализации выделенных специфических функций ресурсного обеспечения хозяйствующих субъектов, с учётом ограничений во взаимодействии с технологиями искусственного интеллекта (критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости, неограниченного качественного изменения), а также формулирование управленческих функций в области ресурсного обеспечения (систематизации ресурсов в дуальном формате с использованием технологий искусственного интеллекта; пространственной алгоритмизации и виртуализации управленческих решений в области ресурсного обеспечения с помощью технологий искусственного интеллекта; цифрового прогнозирования и удалённого регулирования принимаемых управленческих решений в области ресурсного обеспечения с использованием технологий искусственного интеллекта)) и дополнены принципами системы управления ресурсным обеспечением в рамках использования технологий искусственного интеллекта (компетентного взаимодействия дуального управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения с технологиями искусственного интеллекта; дифференциация ресурсного обеспечения в реальном и в виртуальном пространстве ресурсного взаимодействия; цифровая трансформация управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения и принятие управленческого решения совместно с технологиями искусственного интеллекта).

Основная часть

Важность и значимость рассмотрения вопроса управления ресурсным обеспечением в рамках исследования подходов к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте определяется задачами, стоящими перед сферой транспортного обслуживания и потребностями поиска и формирования межвидового транспортного взаимодействия в рамках выстраивания логистических региональных цепочек.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обосновывается и подтверждается достаточно остро стоящей перед транспотной сферой целью выстраивания транспортного кластера межвидового регионального взаимодействия в условиях появления беспилотных видов транспорта.

Ряд исследователей под ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов обычно понимают, учитывая два основных подхода к факторам производства с позиции классической политэкономии и марксисткой теории и с позиции маржиналистов, достаточный для функционирования и непрерывный для безостановочного производства, поток работающего оборудования, технологий, финансовых ресурсов, материальных ресурсов, трудовых ресурсов, информационных ресурсов и предпринимательской способности [23, с. 214 – 217], совокупность необходимых и достаточных для безостановочного функционирования организации ресурсов, доступных хозяйствующему субъекту, которые могут и должны быть включены в производственный процесс, определяемых существующими и потенциально возможными технологиями. Автор предлагает дополнить и расширить общепринятые подходы к понятию ресурсного обеспечения хозяйствующих субъектов и добавить понятие комплексного структурированного процесса оптимизации мобилизационных, накопительных и распределительных ресурсных возможностей [1, с. 120-125; 2, с. 24-30; 3, с. 3381-3396], включая и ограничения во взаимодействии с технологиями искусственного интеллекта, обладающая специфическими функциями критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости (за исключением трудовых ресурсов), неограниченного качественного изменения. Функция критической оптимальности предопределяет наиболее экономически целесообразный алгоритм формирования набора и величины критически необходимых для функционирования производственного процесса ресурсов, при котором, в соответствии с принципом Паретто, нет существующего на настоящий момент, варианта не ухудшающего баланс ресурсного наполнения технологического процесса [7]. Функция поточной непрерывности предопределяет безостановочный алгоритм обеспечения всеми необходимыми ресурсами в необходимом и достаточном объёме для наиболее эффективной организации производственного процесса в определённом временном диапазоне без остановок и перерывов в потоке поступления всех видов ресурсов. Функция замещения и заменяемости предопределяет свойство добровольной равноценной замены и замещения одного вида ресурса на другой без потери качества конечного продукта или без нарушения технологии производственного процесса при возможности выбора равноценных и заменяемых видов ресурсов. Функция дуальной накапливаемости предопределяет возможность увеличения и сохранения всех видов ресурсов, том числе в дуальном формате, без значительной потери их фактической стоимости, кроме трудовых ресурсов, включая и информационные ресурсы, сохраняемые и накапливаемые в систематизированных базах данных в формате цифровых символов в сжатом виде. Функция неограниченного качественного изменения предопределяет перманентное наращивание качественных характеристик в основном без преобразования количественных, а также может проистекать как в рамках наращивания количественных или качественных характеристик, но, в основном, отражающая отдельно отражать только качественные преобразования всех видов ресурсов [22, с. 74-81]

В рамках ресурсного обеспечения хозяйствующих субъектов механизм сервисного обслуживания на транспорте представляется не просто в качестве комплексного структурированного процесса оптимизации ресурсных возможностей, с ограничениями во взаимодействии с технологиями искусственного интеллекта, со своими специфическими функциями (критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости, неограниченного качественного изменения), а в пространстве реализации механизма обеспечения внешней и внутренней технологической замкнутости и способности хозяйствующих субъектов самостоятельно исследовать, разрабатывать или получать от иных хозяйствующих субъектов на уровне региона информацию о новых научных теоретических достижениях и прикладных разработках без ограничений, за исключением информации оборонной направленности [3, с. 3381-3396; 4, с. 1887-1900; 14, с. 85-89].

Существует подход к процессу ресурсного обеспечения, включающий основные этапы ресурсного обеспечения (формирование ресурсов, их воспроизводство, утилизация и повторное использование), кроме подхода, основанного на классификации с точки зрения источника возникновения данного вида ресурсов (природно-климатические, материально-технические, финансовые, трудовые, интеллектуально-информационные и прочие) [20, с. 143-148]. Также существует подход к ресурсам и факторам производства с точки зрения управленческих технологий, которые обеспечивают функционирование экономической системы [23, с. 214 – 217], который разделяет, по мнению исследователей, ресурсы на две составляющие, одни из которых входят в управляющую подсистему (предпринимательская способность и информационный ресурс), вторые – включаются в управляемую подсистему (оборудование, технологии, финансовые, материальные и трудовые ресурсы) [23, с. 214 – 217]. С таким разделением с позиции управленческих технологий можно согласиться, но целесообразно дополнить как сами ресурсы, так и включить в управляющую подсистему такой ресурс как искусственный интеллект, функционирующий в интернет- пространстве и уже частично включаемый в цифровые дистанционные управленческие технологии [15, с. 92; 16, с. 90-94; 18, с. 23-27; 21, с. 399-404].

Под процессом управления ресурсным обеспечением ряд авторов понимает особую категорию воздействия на участников производственной или иной деятельности, преобразующую неорганизованный технологический бессистемный набор производственных функций в достаточно упорядоченную и целенаправленную систему производственных отношений, качественно улучшающих характеристики совместной деятельности в целях достижения конечного результата [6, с. 22-25]. Но, к сожалению, в общепринятом подходе к процессу управления ресурсным обеспечением не учитываются новые задачи и качества управленческих функций в отношении информационных ресурсов, расположенных в интернет - пространстве, а также управленческие механизмы в отношении технологий искусственного интеллекта как в интернет - пространстве так и в формате реального взаимодействия. Предложено также уточнить общепринятое определение и под процессом управления ресурсным обеспечением предлагает понимать категорию неограниченного реальным пространством управленческого воздействия как на реально функционирующих участников производственной или иной деятельности, так и действующих в виртуальной реальности, а также на участников, способствующих выстраиванию взаимодействия реальных участников с виртуальным производственным пространством и с технологиями искусственного интеллекта, как в виртуальной реальности так и взаимодействующих в реальном пространстве производственной деятельности, которые совместно способны преобразовывать технологический бессистемный набор производственных функций в достаточно упорядоченную и целенаправленную систему производственных отношений в целях достижения конечного результата [12, с. 21-25].

Процесс управления ресурсным обеспечением в условиях формирования технологической самодостаточности сервисных организаций в транспортной сфере предложено конкретизировать с помощью уточнения функций и принципов системы управления. Среди функций предлагается рассмотреть возможность расширить применяемые сегодня функции управления ресурсным обеспечением, уточняющие и раскрывающие особенности процесса управления ресурсным обеспечением в рамках активного освоения цифрового пространства и становления экономики данных, а именно функции, определяющие алгоритм управленческих технологий ресурсного обеспечения, отражающие критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости, неограниченного качественного изменения ресурсной самодостаточности хозяйствующих субъектов. Таким образом, предложено дополнить общепринятые и применяемые в настоящее время управленческие функции в области ресурсного обеспечения функциями: систематизации ресурсов в дуальном формате с использованием технологий искусственного интеллекта (в реальности и в виртуальном пространстве); пространственной алгоритмизации и виртуализации управленческих решений в области ресурсного обеспечения с помощью технологий искусственного интеллекта (привлечение к реализации управленческих решений в сфере виртуального пространства помощников искусственного интеллекта); цифрового прогнозирования и удалённого регулирования принимаемых управленческих решений в области ресурсного обеспечения с использованием технологий искусственного интеллекта (в реальности и в виртуальном пространстве), которые будут способствовать формированию технологического суверенитета благодаря подключению к процессам управления и технологий искусственного интеллекта и помогут охватить и сферу виртуального пространства.

К основным принципам системы управления ресурсным обеспечением ряд авторов относят принципы компетентности управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения, дифференциации ресурсного обеспечения и возможной трансформации управленческого воздействия [17, с. 114-116], которые, к сожалению, не раскрывают и не учитывают сегодняшние реалии активного проникновения цифровых технологий во всей сферы производственной деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и в систему управления ресурсным обеспечением. Поэтому автор предлагает расширить и конкретизировать общепринятый и часто используемый подход к трактовке классификации принципов системы управления [24, с. 456-461], а именно предлагается рассмотреть возможность использования следующего подхода – к принципам системы управления ресурсным обеспечением автор предлагает отнести – компетентного взаимодействия дуального управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения с технологиями искусственного интеллекта как на реальном пространстве хозяйствующего субъекта так и в виртуальном пространстве; дифференциация ресурсного обеспечения в реальном пространстве хозяйствующего субъекта и в виртуальном пространстве ресурсного взаимодействия; цифровая трансформация управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения и принятие управленческого решения совместно с технологиями искусственного интеллекта как на реальном пространстве хозяйствующего субъекта так и в виртуальном пространстве.

Механизм управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в условиях выстраивания формирования технологического замкнутого контура пространственного управления ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте ряд авторов рассматривает с позиции роли и достаточности уровня ресурсного обеспечения на отдельных фазах экономического цикла организаций с учётом тенденций и особенностей регионального развития [5, с. 55], ряд авторов предлагают рассматривать механизм управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов с учётом интегральной оценки уровня устойчивого развития предприятия и достижения заранее заданных параметров [11, с. 208], но данные подходы, к сожалению, не учитывают условия и новые возможности в рамках формирования замкнутого контура пространственного управления, открывающиеся в инфраструктурных региональных проектах по внедрению технологий искусственного интеллекта как на реальном пространстве хозяйствующего субъекта так и в виртуальном пространстве в рамках формирования технологического суверенитета в области сервисного обслуживания в транспортной сфере [13, с. 192-194]. В рамках нового перспективного подхода к формированию механизма замкнутого контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов автор предлагает рассмотреть возможность использовать новый подход в рамках формирования, помимо межвидовых региональных кластеров, региональных инфраструктурных элементов, обеспечивающих функционирование технологий с искусственным интеллектом и способных транслировать возможности этих технологий на всех участников регионального отраслевого кластера, включая и выстраивание замкнутого контура пространственного управления ресурсным обеспечением сервисных хозяйствующих субъектов, который предложено назвать инфраструктурным подходом к технологиям с искусственным интеллектом в условиях функционирования замкнутого контура пространственного управления (или инфраструктурной интеллектуальной технологией). Инфраструктурный подход к технологиям с искусственным интеллектом к формированию механизма замкнутого контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в сфере сервисного обслуживания предполагает разработку методов управления ресурсами в условиях цифровизации и обеспечения функционирования технологической замкнутости контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в сфере сервисного обслуживания, среди которых целесообразно рассмотреть возможность следующие: аллокация с набором альтернативных видов ресурсов, подбор которых может осуществляться на уровне обмена временно свободными ресурсами между участниками регионального отраслевого кластера замкнутого контура пространственного управления с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; определение уровня и объёма занятого вида ресурса в рамках регионального отраслевого кластера замкнутого контура пространственного управления в целях возможного обмена ресурсами с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии для обеспечения безостановочного производственного процесса; прогнозирование с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии обеспечения замкнутого контура пространственного управления и с учётом развития беспилотного обслуживания; системное управление на основе включения уже на этапе планирования технологии искусственного интеллекта с активацией возможностей обеспечения функционирования замкнутого контура пространственного удалённого управления, включая технологии дополненной реальности [19, с. 350- 353].

Далее рассмотрим процесс управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в условиях обеспечения функционирования технологического замкнутого контура пространственного управления на примере выстраивания логистических цепочек в целях обеспечения технологического замкнутого контура пространственного управления в области сервисного обслуживания в транспортной сфере на основе использования преимуществ стратегического развития в условиях недостаточно развитой сервисной инфраструктуры в транспортной сфере в рамках накопления предпосылок для становления экономики данных. Технологический замкнутый контур пространственного управления в области сервисного обслуживания в транспортной сфере с точки зрения управления ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания представляет собой логистическую цепочку мультимодальных видов транспортного взаимодействия с активным включением инфраструктурного обеспечения на региональном и межрегиональном уровне управленческого обеспечивающего пространственного воздействия мультимодального кластерного центра инфраструктурного управления. Разнонаправленные транспортные потоки как отдельного вида транспортного, так и в условиях их межвидового взаимодействия и включения новых форм и видов транспортного взаимодействия невозможно обеспечить, как в настоящее время, так и в рамках накопления предпосылок для становления экономики данных в области инфраструктурного обеспечения сервисного обслуживания на транспорте в целом, и на воздушном транспорте в частности, без формирования межотраслевого сервисного взаимодействия в рамках транспортного обслуживания и выстраивания своеобразного алгоритма функционирования сервисного аутсорсинга [10, с. 130-139]. Транспортные компании могут сами организовывать и выстраивать направление сервисного обслуживания пассажиров как в рамках основной своей деятельности, так и в отношении ряда сопутствующих сервисных услуг, а могут, ряд достаточно трудоёмких и затратных сервисных сопутствующих услуг отдавать на аутсорсинг сторонним сервисным компаниям в рамках выстраивания технологического замкнутого контура пространственного управления.

Механизм управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания на транспорте в рамках выстраивания технологического замкнутого контура пространственного управления можно рассмотреть через призму управления транспортными потоками в рамках организации турпотоков и формирования межрегиональных транспортных кластеров с запуском инфраструктуры мультимодальных видов транспортного взаимодействия. А также можно предложить адаптировать вариант взаимодействия искусственного интеллекта с фиджитал - нейросетями в рамках художественной проекции и создания моделей управления генеративно-состязательными формами межвидового транспортного обслуживания с использованием элементов прогнозирования и моделирования в виртуальной и дополненной реальности. Предложено рассматривать направления адаптации механизма взаимодействия искусственного интеллекта с фиджитал – нейросетями в формате прогнозного моделирования в виртуальной и дополненной реальности, разработки возможных вариантов управленческих стратегий, включающих кроме самого прогноза и просчёта возможных вариантов с помощью искусственного интеллекта, также и определения необходимых профессиональных компетенций сотрудников на ближайшее будущее и в стратегической перспективе. Предлагаемые направления рассматриваются в пространстве увязывания форм межвидового транспортного обслуживания как на грузовых так и на пассажирских транспортных линиях и выявления проблемных зон в соответствии с разными транспортными плоскостями (авиасообщение, морское и речное, автомобильное и железнодорожное), видами (в одном виде транспорта, в двух и более видах взаимодействия) и целями (отдых, деловые поездки, оздоровительный туризм, спортивные соревнования, образовательные, экологические и иные цели) транспортного перемещения. Управленческие технологии в данном случае целесообразно рассматривать в качестве инструментов моделирования и определения алгоритмов удалённого воздействия на сквозные региональные программы управления, которые необходимо выстроить и внедрить в рамках формирования замкнутого контура пространственного управления и формирования межрегиональных транспортных кластеров в качестве одного из видов инфраструктуры мультимодальных видов транспортного взаимодействия. Востребованность данных удалённых управленческих технологий представляется достаточно актуальным, так как по прогнозам экспертов внедрение фиджитал-технологий способно значительно повлиять на позитивную динамику доли в частности сферы транспорта и связи в общей структуре валовой добавленной стоимости экономики от 9% до 15% на конец 2024 г. [8]

Примером частичной реализации механизма управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания, как элемента разработки маркетингового продвижения нового турпродукта может выступать запуск туристического поезда «Шерегеш-экспресс», который начал курсировать в Кемеровской области с 16.11.2024 г. и который планомерно встраивается в мультимодальный маршрут «Новокузнецк — Чугунаш — горнолыжный курорт «Шерегеш»» с участием электропоезда и автобуса и спланирован в формате выходных и праздничных дней. В составе туристического поезда функционируют четыре вагона - три экономкласса и один первого класса с креплением для перевозки горнолыжного снаряжения в каждом вагоне и наличия розеток для зарядки гаджетов, с обязательным наличием в таком поезде кафе с напитками и снеками и с камерами хранения для личных вещей. В механизме управленческого воздействия с точки зрения ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания в рамках выстраивания технологического замкнутого контура пространственного управления включаются дополнительные сервисные услуги и планирование дополнительных ресурсных возможностей в таком маршруте для организации проката горнолыжного инвентаря, с возможностью заранее заложенных скидок на ряд услуг курорта «Шерегеш» для пассажиров- покупателей данного тура - возможности дополнительного бронирования проживания в отелях партнёров тура и ресурсы на организацию комплексных обедов и реализацию сувенирной продукции [9].

С точки зрения выстраивания разнонаправленных транспортных потоков как отдельного вида транспортного, так и в условиях их межвидового взаимодействия и включения новых форм и видов транспортного взаимодействия, механизм управленческого воздействия на процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания можно проиллюстрировать ресурсным обеспечением и планируемым запуском в 2025 г. коммерческих полётов первых электрических самолётов вертикального взлёта и посадки с пассажирами в Пхукете и Самуи в Таиланде, а также планирует сформировать процесс ресурсного обеспечения организации сервисного обслуживания запуска электросамолётов в качестве такси руководство международного аэропорта Кемпеговда заявили в Индии [9].

Выводы

Таким образом, подходы к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте предложено расширить общепринятые подходы к понятию ресурсного обеспечения хозяйствующих субъектов и добавить понятие комплексного структурированного процесса оптимизации мобилизационных, накопительных и распределительных ресурсных возможностей, включая и ограничения во взаимодействии с технологиями искусственного интеллекта с обоснованием их специфических функций (критической оптимальности, поточной непрерывности, замещения и заменяемости, дуальной накапливаемости, неограниченного качественного изменения). Предложено расширить подход к процессу ресурсного обеспечения и автор предложил дополнить как сами ресурсы, так и включить в управляющую подсистему с точки зрения управленческих технологий такой ресурс как искусственный интеллект, функционирующий в интернет- пространстве и уже частично включаемый в цифровые дистанционные управленческие технологии. Предложено рассмотреть возможность уточнить общепринятое определение и под процессом управления ресурсным обеспечением предложил понимать категорию неограниченного реальным пространством управленческого воздействия на реально функционирующих участников производственной или иной деятельности и действующих в виртуальной реальности, а также на участников, способствующих выстраиванию взаимодействия реальных участников с виртуальным производственным пространством и с технологиями искусственного интеллекта, которые совместно способны преобразовывать набор производственных функций в целенаправленную систему производственных отношений. Предложено также дополнить общепринятые и применяемые в настоящее время управленческие функции в области ресурсного обеспечения (систематизации ресурсов в дуальном формате с использованием технологий искусственного интеллекта; пространственной алгоритмизации и виртуализации управленческих решений в области ресурсного обеспечения с помощью технологий искусственного интеллекта; цифрового прогнозирования и удалённого регулирования принимаемых управленческих решений в области ресурсного обеспечения с использованием технологий искусственного интеллекта) и раскрыл их отличительные особенности использованием в рамках технологий искусственного интеллекта. Предложено расширить и конкретизировать общепринятый и часто используемый подход к трактовке классификации принципов системы управления и рассмотрел возможность дополнить его следующими принципами – компетентного взаимодействия дуального управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения с технологиями искусственного интеллекта; дифференциация ресурсного обеспечения в реальном и в виртуальном пространстве ресурсного взаимодействия; цифровая трансформация управленческого воздействия на механизм ресурсного обеспечения и принятие управленческого решения совместно с технологиями искусственного интеллекта. Предложено и обосновано использование технологического замкнутого контура пространственного управления в области сервисного обслуживания в транспортной сфере - логистическую цепочку мультимодальных видов транспортного взаимодействия с активным включением инфраструктурного обеспечения на региональном и межрегиональном уровне управленческого обеспечивающего пространственного воздействия мультимодального кластерного центра инфраструктурного управления. Предложено рассмотреть возможность использовать новый подход в рамках формирования региональных инфраструктурных элементов, включая и выстраивание замкнутого контура пространственного управления ресурсным обеспечением сервисных хозяйствующих субъектов, который предложено назвать инфраструктурным подходом к технологиям с искусственным интеллектом (или инфраструктурной интеллектуальной технологией), который предполагает разработку методов управления ресурсами в условиях цифровизации и обеспечения функционирования технологической замкнутости контура пространственного управления ресурсным обеспечением хозяйствующих субъектов в сфере сервисного обслуживания (аллокация на уровне обмена временно свободными ресурсами между участниками регионального отраслевого кластера с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии; определение уровня и объёма занятого вида ресурса в рамках регионального отраслевого кластера замкнутого контура пространственного управления с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии для обеспечения безостановочного производственного процесса; прогнозирование с помощью инфраструктурной интеллектуальной технологии обеспечения замкнутого контура пространственного управления и с учётом развития беспилотного обслуживания; системное управление на основе включения уже на этапе планирования технологии искусственного интеллекта технологии дополненной реальности). Также предложено адаптировать вариант взаимодействия искусственного интеллекта с фиджитал - нейросетями в рамках художественной проекции и создания моделей управления генеративно-состязательными формами межвидового транспортного обслуживания с использованием элементов прогнозирования и моделирования в виртуальной и дополненной реальности. Таким образом, сформулированы подходы к управлению ресурсным обеспечением организаций сервисного обслуживания на транспорте.

·


Источники:

1. Аверин К.Л., Кошелева Т.Н. Подходы к адаптации инструментов управления производственными системами // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Мордовца. Под общей редакцией В.А. Мордовца. Санкт-Петербург, 2023. – c. 120-125.
2. Кошелева Т.Н., Вакеев А.Б., Королева Е.А. Подходы к изменению форм социального взаимодействия в рамках обслуживания в транспортной сфере на основе технологий искусственного интеллекта // Социология управления: актуальные вопросы современности: Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 24-30.
3. Кошелева Т.Н., Грозовская Е.В. Методические подходы к ускорению цифровых изменений и внедрению технологий искусственного интеллекта в процессе сервисного обслуживания в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3381-3396. – doi: 10.18334/epp.13.9.118691.
4. Грозовская Е.В., Кошелева Т.Н. Система ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1887-1900. – doi: 10.18334/epp.12.7.115080.
5. Добролежа Е.В. Управление ресурсным обеспечением экономики региона. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности ВАК РФ 08.00.05., 2012. – 54 c.
6. Дрезинский К.С. Терминологическое исследование понятий «Менеджмент» и «Управление» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2013. – № 1-1. – c. 22-25. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/terminologicheskoe-issledovanie-ponyatiy-menedzhment-i-upravlenie?ysclid=m1npizpz7b587533069.
7. Информационный ресурс «Socsfera». Socsfera. [Электронный ресурс]. URL: https://socsfera.narod.ru/eps/molchanov_02_2009_02.pdf (дата обращения: 29.09.24.).
8. Информационный ресурс «РБК Тренды». РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/6182488e9a7947289bef1279 (дата обращения: 22.12.24.).
9. Информационный ресурс «Avia_news.ru». Avia_news.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/avia_news.ru (дата обращения: 12.11.24.).
10. Карх Д.А., Лазарев В.А., Кондратенко И.С. Логистические услуги в цепи поставок: проблемы и перспективы // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2017. – № 3. – c. 130-139. – doi: 10.29141/2073-1019-2017-15-3-11.
11. Кондаурова Д.С. Совершенствование механизма управления устойчивым развитием промышленного предприятия. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности ВАК РФ 08.00.05., 2015. – 208 c.
12. Кошелева Т.Н., Костин Г.А. Цифровые технологии как форма развития инфраструктурной поддержки сервисного обслуживания в транспортной сфере // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире: Сборник статей научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, С.В. Митрофанова. Санкт-Петербург, 2023. – c. 21-25.
13. Кошелева Т.Н. Методические подходы к формированию нейросетевой модели сервисного обслуживания в сфере транспорта и направления её развития // Проблемы современной экономики. – 2024. – № 1. – c. 192-194.
14. Ксенофонтова Т.Ю., Кошелева Т.Н., Коклева Н.Е. К вопросу о применении инновационных технологий в сфере оказания транспортных услуг в условиях цифровой экономики // Современная экономика: глобальные тренды и приоритеты устойчивого развития: Сборник научных трудов Национальной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т. П. Сацук, Н. В. Дедюхиной. Санкт-Петербург, 2022. – c. 85-89.
15. Мордовец В. А.,Малых Е.Б., Кяримова А.Д., Круглов Д.В., Пастухов А.Л., Мордовец А.И., Самотуга В.Н., Кошелева Т.Н., Афанасьев С.Т., Василенко Н.В. Обеспечение стратегической устойчивости предпринимательских структур при внедрении цифровых технологий с учётом инновационных приоритетов. / Монография. - Издательство: ЗАО «Университетская книга», 2023. – 92 c.
16. Кошелева Т.Н., Мордовец В.А. Система управления инновационной деятельностью на предприятиях в рамках комплексной цифровизации // Инновации. – 2023. – № 1. – c. 90-94. – doi: 10.26310/2071-3010.2023.291.1.011.
17. Ораев С., Анналыев А. Принципы управления // Ceteris Paribus. – 2022. – № 12,. – c. 114-116. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-upravleniya?ysclid=m1nswbudtw503970749.
18. Кошелева Т.Н., Отверченко Л.Ф. Интернет-технологии как одна из форм инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в транспортной сфере // Векторы развития сервиса в условиях цифровизации экономики: прошлое, настоящее, будущее: Сборник статей III международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, М.Н. Майора, Д.С. Бразевича. Санкт-Петербург, 2022. – c. 23-27.
19. Петров А.Р. Методы управления ресурсами предприятия // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 12. – c. 350-353. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-upravleniya-resursami-predpriyatiya.
20. Пискунов А.И., Звягина О.В. Особенности планирования ресурсного обеспечения на предприятиях АПК // Российское предпринимательство. – 2013. – № 8. – c. 143-148. – url: https://1economic.ru/lib/8111.
21. Рылин С.И., Кошелева Т.Н. Подходы к формированию устойчивого развития производственной системы // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В. А. Мордовца. Санкт-Петербург, 2023. – c. 399-404.
22. Святохо Н.В. Изменения как феномен бытия: сущность и классификация // Символ науки: международный научный журнал. – 2016. – № 7-1. – c. 74-81. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-kak-fenomen-bytiya-suschnost-i-klassifikatsiya?ysclid=m1nmwgat7n953257360.
23. Соковых И.С. Ресурсное обеспечение предприятий: сущность и принципы формирования // Актуальные вопросы экономических наук. – 2010. – № 16-2. – c. 214-217. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/resursnoe-obespechenie-predpriyatiy-suschnost-i-printsipy-formirovaniya?ysclid=m1ng2n5tap297256890.
24. Урусов В.В., Кошелева Т.Н. Основные принципы управления изменениями в современном экономическом контексте // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Мордовца. 2023. – c. 456-461.

Страница обновлена: 02.01.2025 в 19:11:38