Системный анализ – ключевой элемент системного и критического подхода
Спивак В.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)
Цитировать:
Спивак В.А. Системный анализ – ключевой элемент системного и критического подхода // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 505-522. – doi: 10.18334/lim.9.2.114184.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48614450
Цитирований: 2 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
В статье предлагается обзор классических методик системного анализа, зна-ние и умение пользоваться которыми на практике является признаком достаточно высокой компетенции лидеров и способствует повышению убедительности принимаемых решений, развитию у лидеров дальновидности и системного мышления. Рассмотренные методические материалы способствуют разработке описательных и объяснительно-аналитических моделей систем-носителей проблем, объектов, субъектов и факторов влияния на системы как изнутри, так и извне, установлению причинно-следственных связей возникновения проблем.
Статья предназначена как для лиц, обучающихся в высшей школе, так и для специалистов и руководителей, принимающих решения личного и социально значимого уровня. Системное мышление является неотъемлемым атрибутом и фактором успеха современного управленца
Ключевые слова: системный анализ, системный подход, модели и методы системного анализа, внешняя и внутренняя среда бизнес-организации
JEL-классификация: M11, M21, L26
Введение
Современная жизнь предоставляет многочисленные примеры, с одной стороны, решающего влияния лидеров на принимаемые решения самого разного уровня, с другой стороны, многочисленных, в том числе фатальных, ошибок, сущность которых выявляется через некоторое время. Зачастую страны и организации вынуждены тратить огромные ресурсы, включая время, на минимизацию непредвиденных последствий решений, как оказывается, не вполне правильных, а зачастую просто ошибочных, принимаемых теми же самыми лидерами. Это проявляется и в политике, и в экономике, и в науке, и в управлении социумами и культурой, и в обыденной жизни групп и индивидуумов.На наш взгляд, одной из ключевых проблем является недостаточная компетентность лидеров и иных субъектов в области системного мышления при решении проблем, принятии решений, недостаточность внимания этапу системного анализа. Немаловажными для успеха лидера являются профессиональные компетенции в сфере его деятельности и примыкающих к ней областях (hard skills), высокий эмоциональный интеллект, навыки в формировании и поддерживании высокой эффективности команды, наличие высоких нравственных ориентиров при выборе вариантов решений, целей и способов их достижения (soft skills). И это притом, что системный подход, системное и критическое мышление, согласно требованиям ряда федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++), являются универсальной компетенцией № 1, необходимой специалистам и руководителям. Основу системного подхода составляет требование рассматривать проблемы всесторонне, с разных точек зрения, с учетом истории системы, тенденций ее развития, факторов внутренней и внешней среды, влияющих на существование и развитие системы. Отсутствие навыков системного мышления, применения системного подхода ставит под сомнение качество прогнозов, убедительность расчета рисков, обоснованность принимаемых решений.
О сущности теории системного подхода, специфике его применения в разнообразных системах и ситуациях, позитивных результатах писали многочисленные исследователи, в частности [1–21] (Malko, Markunin, 2019; Radyuk, Basinskaya, Nekhvyadovich, 2017; Korotkov, 2000; Spivak, 2014; Trusova, Tarakanova, 2016; Nesterenko, Naumenko, 2019; Baeva, Sherstyankina, 2018; Batova, 2019; Drobot, Makarov, Komissarov, 2019; Malichenko, 2019; Mikhaylova, Yarkova, 2019; Yarkova, Yakimova, Danilova, 2018).
Системный анализ выступает в качестве первого и ключевого этапа диагностирования проблем, принятия решений, решения проблем, является и методом познания, и методом реализации критического мышления, и базисом установления причинно-следственных связей проблем и факторов их возникновения, а зачастую воспринимается и как синоним понятия «системный подход».
Овладение навыками системного подхода, системного анализа представляет собой крайне трудоемкий процесс изучения, апробации и адаптации к своей уникальности множества элементов, методик, теорий, практики применения. Получение субъектом подкрепляющего позитивного опыта применения системного анализа должно способствовать восприятию его как эффективного инструмента принятия решений и решения разного вида проблем и превращения его в навык, особенность и такое свойство, как системность и критичность.
Многие медики считают, что 50% успеха в излечении недуга определяет правильность постановки диагноза, т.е. установление причинно-следственной связи между симптомами и причинами болезни. Аналитический этап в ситуации принятия решения и решения проблемы, позволяющий установить связь между проблемой и ее причинами, также в решающей степени определяет успех этой деятельности. Чем компетентней будет осуществлен анализ, приводящий к достоверному диагнозу, тем выше вероятность установления истинной причины или причин проблемы, а следовательно, и направлений ее разрешения. Зачастую создается впечатление, что при принятии важных решений ЛПР не владеют азами современного менеджмента, включая методы познания, моделирования, прогнозирования, стратегического управления и другое, не в состоянии делать или намеренно не делают многовариантных долгосрочных прогнозов, учитывать многообразие, сложность, самостоятельное развитие факторов внешней и внутренней среды, социокультурных и социально-психологических факторов и последствий.
Системный анализ представляет собой основной этап системного подхода, интегрирующий такие процессы, как выявление и познание максимально возможного состава субъектов, объектов, явлений, факторов, ситуаций, имеющих отношение к системе, находящейся в сфере внимания исследователей и лиц, принимающих решения и решающих проблемы. От всесторонности качества системного анализа наполовину или даже больше зависит точность диагноза неблагополучия в системе, установления причин и следствий возникновения проблем, форм и степени их воздействия и их разрешения. В ряде случаев теоретики и практики управления считали и использовали понятия «системный анализ» и «системный подход» как синонимы, что повышает значимость системного подхода в составе источников системного подхода.
Овладение и применение системного анализа позволяет надеяться на достаточно точное определение проблемы, ее источников, причин, локализации. Одно из ключевых качество живых систем – это их уникальность, и в силу уникальности каждого индивидуального и группового субъекта принятия решений, восприятия и оценки им ситуации, полученного опыта применения эти методические материалы в процессе их изучения, адаптации и осмысления опыта применения позволяют приобрести лидеру навыки системного мышления.
Рассмотрим некоторые точки зрения на морфологию системного анализа как совокупности специфических методов, связанных с областью и задачами применения, с восприятием системного анализа как формы и одного из методов познания, как мыслительной операции, как формы критического мышления.
Определения и виды системного анализа
Приведем некоторые из множества определений, связанных с системным анализом.В Большом энциклопедическом словаре, выпущенном в 2001 году, даны такие определения:
АНАЛИЗ (от греч. analysis – разложение) – 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое); 2) синоним научного исследования вообще; 3) в формальной логике – уточнение логической формы (структуры) рассуждения.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура – построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации; техническая основа системного анализа – вычислительные машины и информационные системы… Термин «системный анализ» иногда употребляется как синоним системного подхода.
Как считает Википедия, системный анализ – научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов [1].
Системный анализ рассматривается и используется как общая методология исследования, как метод познания, как мыслительная операция, как форма критического мышления. В каждой профессиональной сфере кроме общенаучных применяются и специфические методы и методики системного анализа.
Общепрофессиональные и специфические профессиональные формы системного анализа
Один из перечней общепрофессиональных видов анализов таков:· определение и декомпозиция общей цели, основной функции;
· функционально-структурный анализ;
· разработка моделей системы (описательных, объяснительно-аналитических, прогностических);
· выделение системы из среды;
· морфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов);
· структурный синтез;
· описание воздействующих факторов;
· генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование):
· параметрический синтез;
· описание тенденций развития, неопределенностей;
· анализ аналогов;
· оценивание системы;
· описание как «черного ящика»;
· анализ эффективности;
· функциональная, компонентная и структурная декомпозиция;
· формирование.
В сфере бизнеса и управления им применяются такие методики: с использованием методов системного, стратегического, функционального, факторного анализа, ситуационного анализа типа PESTEЕL и SWOT, структурного анализа, методы экономического исследования, экономико-математические методы, анализ хозяйственно-финансовой деятельности, анализ персонала, анализ наличия и использования других видов ресурсов, методы социологии (социологическое исследование), социальной психологии и т.п. Каждый вид анализа представляет собой множество, широко освещен в литературных источниках, развивается в соответствии с изменениями систем и окружающей их среды, с прогрессом научной мысли и практики. Так, ситуативный анализ в менеджменте представлен такими методиками:
· PESTEEL-анализ – исследуются факторы влияния со стороны внешней среды, относящиеся к таким областям, как политика, экономика, социокультурная, технико-технологическая, окружающая среда, экология, законодательная среда;
· Бостонская матрица BCG;
· GAP-анализ (анализ отклонений от норм, нарушений сроков) ;
· Матрица McKinsey;
· SWOT-анализ – исследуется использование возможностей и избегания угроз со стороны внешней среды, используя выявленные сильные и развивая или купируя слабые стороны организации;
· Метод анализа конкурентных сил М. Портера;
· концепция «Поле сил» К. Левина;
· бенчмаркинг и другие.
В настоящее время благодаря успехам цифровизации, развитию цифровой экономики на рынке имеются многочисленные компьютерные высокотехнологические инструменты для различных видов анализа, значительно ускоряющие и облегчающие анализ различных областей жизни и деятельности социокультурных и экономических систем. Например, на отечественном и зарубежных рынках предлагаются аналитические системы стратегического управления [2].
Системный анализ в контексте методов познания
Познание системы – установление объекта исследования, его внутренней и внешней среды, субъектов, факторов, явлений влияния на среду.В том же Большом энциклопедическом словаре приводятся такие определения:
ПОЗНАНИЕ – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология – эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), Теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.
Напомним перечень общенаучных методов познания, в составе которых почетное первое место занимает метод анализа.
Эти методы используются комплексно, взаимосвязаны, включаются в состав уникальных индивидуальных и коллективных компетенций.
Перечень, приводимый ниже, не единственный и не самый полный, но включение знания об этих методиках в состав своей эрудиции способствует развитию профессиональных и личностных качеств лидера и специалиста.
Итак, перечень общенаучных методов познания:
· Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов. Выявление и ранжирование ключевых системообразующих признаков, свойств системы. Например, многочисленные виды стратегического анализа в бизнесе. Различают общие методы анализа и специфические для сферы деятельности, научной области, например, экономические анализы, химические и т.п.
· Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними. Важен при построении морфологии систем.
· Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам. Критерии структуризации системы и выделения подгрупп, элементов систем определяются исследователем на основе его компетенций, подходов, предпочтений, мнения экспертной группы. Результат – структура системы и связи между элементами.
· Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах (например, сравнение фактических параметров, показателей, качеств, свойств с нормативными как наиболее частая процедура аналитического характера). Может считаться наиболее простой формой анализа.
· Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
· Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания. Определение специфических филогенетических или онтогенетических признаков, качеств, свойств, выделяющих группы систем из более крупных совокупностей, множеств систем или конкретную систему из ряда ей подобных.
· Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса. Признание тех или иных качеств, свойств, параметров либо значимыми, системообразующими, либо несущественными, не достойными включения в состав модели системы. Абстрагирование необходимо для повышения уровня «понимаемости» системы и упрощения модели, но чревато невольным игнорированием важных признаков, оказывающихся впоследствии важными или даже ключевыми.
· Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во широком временном периоде. Поиск аналогичных систем и прямое использование опыта и методик управления ими как обоснования экстраполяции достижений на «нашу» систему чреват абстрагированием от такого системного свойства, как уникальность каждой системы, и игнорирование наличия, как правило, множества несовпадений системообразующих качеств, факторов и условий. Такое «слепое» копирование с аналога – путь к неудаче.
· Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), – в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу. Способствует выявлению морфологии системы, связей элементов, причинно-следственных связей и факторов существования, развития, поведения системы, ее изменений.
· Индукция – движение от фактов к общему. Связана с обобщением, систематизацией.
· Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике). Прогнозы, видение будущего больших сложных систем, из-за неизбежности абстрагирования и ограниченности глубины познания системы, в той или иной степени идеалистичны.
· Изменение формы представления, описания, например визуализация.
· Моделирование – метод познания и метод исследования, создание, а затем изучение модели, образа чего-либо, заменяющего для исследователя и наблюдателя собственно саму систему.
· Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).
· Нормирование – установление обязательного порядка, правила, меры.
· Измерение, параметрирование – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
· Оценка – в философии – установление отношения к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. п.). Наряду с методами измерения и сравнения с нормой применяются экспертные методы оценивания, экспериментирование, тестирование.
· Прогнозирование – разработка прогноза; в узком значении – специальные научные исследования конкретных перспектив развития какого-либо явления. Находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением. Обычно в общественных науках: краткосрочное прогнозирование на 1–2 года, среднесрочное на 5–10 лет, долгосрочное на 15–20 лет, сверхдолгосрочное на 50–100 лет. Выделяют три класса методов прогнозирования: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов.
· Организационные методы коллективного принятия решений, решения проблем (брейнсторминг и т.п.).
· Наблюдение – преднамеренное и непреднамеренное.
· Эксперимент, апробация и другие методы и процедуры получения и анализа данных, в том числе применяемые в специфических научных дисциплинах.
Аналитический этап системного подхода к решению проблем бизнеса
Цель аналитического этапа в процессе принятия решений, решения проблем – максимально эффективно, т.е. с максимальными результатами при минимальных затратах пройти путь от осознания наличия неблагополучия, оценки его масштабов, влияния последствий, причастных объектов, субъектов, факторов влияния до максимально точной, достоверной постановки диагноза, формулировки проблемы. В процессе прохождения этого пути потребуется познание систем, специфики и тенденций их жизнедеятельности и развития, факторов влияния на их поведение и развитие, построение моделей, образов, установление степени отклонения от нормы, определение прогнозов на будущее как самих систем – участников событий, так и систем влияния со стороны окружающей среды. В процессе аналитического исследования, моделирования и прогнозирования в рассмотрении может быть одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее элементов и факторов внешней и внутренней среды.Используются объективные данные, документация отчетного и аналитического характера, мнения субъектов, методы индивидуальной и коллективной умственной деятельности, разработки описательных, объяснительно-аналитических и прогностических моделей.
Анализ – это инкрементальный (пошаговый, постепенно накапливающий знания и варианты объяснения и решения проблем) и итерационный метод. Требуется познавать общесистемные, филогенетические и онтогенетические свойства и выбирать релевантные качества, методы познания и влияния. Познание есть непрерывный процесс, что предопределяет необходимость постоянно возвращаться к уже полученным моделям, характеристикам, параметрам, выводам и корректировать их в связи с вновь появившимися данными, мнениями, обстоятельствами, опытом, знаниями.
В данном и следующем разделе приводится описание девяти этапов принятия решений, решения проблем в менеджменте организаций и, на наш взгляд, в других контекстах, например, в политике, в частной жизни.
1. Анализ ситуации, осознание наличия неблагополучия как отклонения от нормы, от неких нормативных показателей. От осознания до решения, что делать с проблемой, заниматься или пустить на самотек. На обыденном уровне субъекты, люди, принимающие решения, осмысливая ситуации, задаются простыми вопросами и ищут на них ответы.
2. Сбор и осмысление фактических данных во внешней среде и внутри организации, имеющих отношение к проблеме и вариантам ее решения. Определение в первом приближении объектов, субъектов, факторов в качестве значимых, причастных к системе, к состоянию неблагополучия, к проблеме, влияющих на состояние, поведение, развитие, перспективы «объекта в зоне внимания». Эта деятельность может осуществляться, например, с использованием методов ситуативного анализа типа PESTEEL и SWOT, факторного, функционального, структурного, из сферы экономики (методы экономического исследования), социологии (социологическое исследование), социальной психологии, финансов и т.п. Использование «простых» операций мышления, поиск ответов на «простые» вопросы. Подэтапы 1 и 2 подчиняются плану или программе исследования, анализа. Осуществляется сбор данных и превращение их в информацию, пригодную для принятия решения по дальнейшим действиям и по определению сущности проблемы.
3. Осуществление системного анализа существенных для жизни, деятельности и развития живой системы субъектов, объектов, факторов. Познание системы – уточнение объекта исследования, его внутренней и внешней среды, субъектов, факторов, явлений влияния на среду. Цель: моделирование субъектов, объектов, систем, ситуации, процессов, рисков, затрат, результатов, последствий принимаемых решений на основе системного анализа.
Объекты исследования внутренней среды системы определяются самими исследователями, за примеры можно принять модель оценки менеджмента «7С» McKinsey&Company, модель Берка-Литвина [23].
На выходе аналитического этапа следует ожидать формулировку проблемы (аналог медицинского диагноза), констатацию ситуации, ее классификацию и значимость для системы, установление причин и следствий происходящего, тенденций с разных точек зрения, по различным критериям.
Этап целеполагания, проработки и управления реализацией результатов системного анализа
На основе полученных результатов системного анализа и формулировки проблемы как причинно-следственной связи между проблемой и ее причинами осуществляются, можно сказать, традиционные функции управления, широко представленные в учебных и научных источниках по менеджменту.4. Определение целей (более чем умных) и критериев решения проблемы.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности (цель – идеал). В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Еще одно значение – прогнозируемый конкретный, измеряемый результат деятельности (цель – показатель).
Назовем атрибуты грамотно поставленной цели SMARTEER (более чем просто «умной»):
Specific: цели должны быть конкретными и напряженными. Конкретность целей подразумевает их ясность и отсутствие причин для спора. Объект, предмет, проблема, ответы на «простые» вопросы. Достижение цели должно способствовать развитию субъекта, стимулировать его к преодолению трудностей, включать интерес, мотив, вызов.
Measurable: цели должны быть измеряемыми, чтобы не возникало разногласий, насколько успешно они выполняются (или нет). Не мнения, но факты.
Agreed: цели должны быть согласованными и достижимыми. Согласованность целей означает и их увязку с целями организации, с внешней средой, с собственными возможностями, качествами, потенциалом к развитию работника и согласие с ними работников.
Realistic: цели должны быть реалистичными и уместными, что делает их более привлекательными для всех участников. Цели уместны, когда они находятся в согласии с целями фирмы и стремлением работников к развитию, и реалистичны, когда в их постановке принимает участие исполнитель.
Time-related: цели должны быть соотнесены со временем – то есть известно, к какому моменту следует их выполнить.
Economy: цель должна быть достигнута наиболее экономичным способом (с учетом всех остальных критериев).
Environmentally friendly: актуальным аспектом целеполагания является экологическая приемлемость процессов и результатов достижения цели.
Resources decision, procurement of resources: достижение цели должно быть обеспечено всеми видами своевременно поступающих ресурсов.
5. Выдвижение гипотез (альтернатив) решения проблемы.
6. Выбор наиболее привлекательной гипотезы по наиболее значимому критерию (путем проведения экспресс-исследования, проработки гипотезы до уровня получения показателей, пригодных для сравнения: анализ, проектирование, расчеты показателей, сравнение). Экспериментальная проверка наиболее привлекательной гипотезы.
7. Этап углубленного исследования и проектирования, планирования решения проблемы в рамках выбранной гипотезы.
· Планирование процесса решения проблемы, организации деятельности, обеспечения ресурсами (сроки, источники, гарантии, риски), определение исполнителей. Разработка нескольких вариантов плана в зависимости от изменений факторов.
· Нормирование материальных, финансовых, временных и трудовых затрат.
· Определение источников обеспечения функционирования системы и выполнения плана.
· Выбор модели управления, форм и методов учета, контроля, стимулирования исполнителей, регулирования, координации и т.п.
· Разработка нормативных документов, распределение полномочий и ответственности.
· Определение этапов выполнения плана и промежуточных результатов.
8. Этап выполнения плана. Организация деятельности, обеспечение ресурсами всех видов, стимулирование исполнителей, учет и контроль материальных, временных и трудовых затрат, фиксация отклонений, регулирование (корректировка), координация и т.п. Управление по отклонениям, итерации, корректировки по ходу процесса выполнения плана.
9. Получение, анализ, интерпретация результатов. Принятие решений относительно степени и качества решения проблемы и дальнейших действий.
Системный анализ как форма реализации критического подхода и мышления
Согласно определению в Википедии, крити́ческое мышле́ние (англ. critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.На сайте РБК размещено такое определение: критическое мышление – это система суждений, которую применяют для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов [3].
Еще одно из определений критического мышления: «Более подробное определение критического мышления – «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия». [4]
В этих примерах определена связь критического мышления с анализом, но на наш взгляд, неправомерно не делается акцент на связанности критического мышления с потребностью и умением ставить вопросы.
Из стихотворения Р. Киплинга «Есть у меня шестерка слуг…», написанного начале прошлого века, основой познания чего бы то ни было являются ответы на вопросы:
«Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, –
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где…».
Проявлением критического мышления посредством постановки вопросов является методика фактчекинга, используемая для анализа качества информационного потока [9].
«5W+H» – это система вопросов, которые вы можете задавать ко входящей информации. W и H обозначают первые буквы специальных вопросов в английском языке: What? – что произошло? Why? – почему это произошло? Who? – кто об этом сообщил? Where? – где это случилось? When? – когда произошло? How? – как это произошло? Чтобы проверить подлинность новости, рекомендуется найти ответы на эти шесть вопросов. Если они вас устроят, скорее всего, журналист честен, а информация правдива».
Наша авторская модель метода простых вопросов и их научно-методической интерпретации приведена в таблице 1. Она представляет собой более широкую версию вопросов, применяемых в обыденной жизни и профессиональной деятельности, связанных с теорией и практикой системного анализа в менеджменте.
Таблица 1
Модель метода простых вопросов и их научно-методической интерпретации
Вопросы
|
Научная интерпретация вопроса и методы нахождения ответов
|
Что, кто,
|
Поиск, исследование многообразия значений, смыслов
терминов, их отбор и согласование. Термины определяют объект исследования и
предмет, многообразны. Анализ терминов и выбор или формулировка наиболее
адекватных объектам, субъектам, ситуациям в данных обстоятельствах и
согласование понятий и их смыслов с заинтересованными субъектами.
Разрабатываются модели объектов, субъектов, явлений. Определяется морфология,
свойства, проводится ранжирование по различным уместным критериям. В основе
системный подход, применение методов познания.
Описание, ранжирование факторов внешней среды. Уместны методы ситуативного анализа |
Что происходит
|
Анализ внешних сред: всеобщей, задающей. Уместен PESTEEL-анализ, анализ поля сил, анализ конкурентной среды
и другие ситуативные анализы. Анализ внутренней среды: уместен SWOT-анализ, анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Бенчмаркинг. Описание происходящего. Разработка описательных и объяснительных
моделей
|
Где
|
Место происхождения, локализация объектов и ситуаций,
события, явления. Уместен тот же PESTEEL-анализ,
анализ поля сил, анализ конкурентной среды, другие виды ситуационного
анализа. Системный анализ среды
|
Когда
|
Время происхождения объектов и ситуации, события, явления.
Время и условия деятельности, факторы и условия, обстоятельства эффективности
аналогов, прообразов, образцов, обоснование применения разработок и опыта
иных систем к «нашей» системе с учетом степени совпадения или близости
системообразующих показателей
|
Зачем
|
Цель проведения исследований, решения проблем, акций,
мероприятий, проведения изменений видения будущего и других стратегических
аспектов системы. Уместна методология прогностического моделирования. Методы
стратегического менеджмента, включая методы принятия коллективных решений,
ситуационный анализ, портфельный анализ, анализ документов, статистический
анализ. Формулировка целей-лозунгов и конкретных целей. Критерий качества
конкретной цели: SMARTEЕR
|
Почему
|
Причины необходимости исследовать и решать проблемы,
обоснование актуальности исследовательской, корректирующей цели, цели
совершенствования и развития системы и среды
|
Генезис и тенденции развития
|
Генезис, закономерности, тренды, перспективы, прогнозы
развития объекта исследования, субъектов, факторов, систем, явлений среды,
оказывающих влияние на объект познания
|
Как
|
Методы, способы, инструменты исследования и проведения
решений в жизнь. Процессы. Варианты стратегии и их исследование. Планы,
программы достижения целей. Системный подход к исследованию факторов,
способствующих и препятствующих достижению цели
|
В чьих интересах
|
Группы интересов, личности, стейкхолдеры, бенефициары,
инвесторы, спонсоры – явные и скрытые, прямые и косвенные
|
За чей счет
|
Источники всех видов необходимых ресурсов, источники всех
видов обеспечения функционирования и развития, их владельцы. Бенефициары,
инвесторы, инициаторы, обеспечивающие достижение, вовлеченные явно и неявно,
страдающие субъекты – жертвы, активные и пассивные
|
Кто судьи
|
Кем именно, с позиций каких индивидов или групп интересов
будет осуществляться оценка результатов, эффектов и эффективности, выбираться
методы, предприниматься те или иные меры, шаги, проводиться мероприятия. Кто
судьи, оценщики
|
Сколько
|
Количественные параметры, измерители, оценочные
характеристики, нормативы, идеальные или приемлемые значения, показатели.
Показатели эффективности реализации каждого из вариантов
|
Множество аспектов, элементов, субъектов, объектов, методов, методик повторяются неоднократно, поскольку их предназначение и возможности многообразны. В некоторых пределах их можно считать универсальными.
Субъект, проводящий исследование в целях решения проблемы, сам определяет глубину погружения в ситуацию и в познание объектов, состав и значимость влияния субъектов и факторов внутри системы и во внешней среде, степень убедительности обоснований, удовлетворительности получаемых ответов, оценку результатов и дальнейшие действия.
Методы общесистемного анализа и специфические аналитические методы для конкретной научной дисциплины представляют собой, по существу, основу критического мышления, поскольку позволяют познать систему в процессе разного рода анализов в сравнении с аналогами, нормативами, моделями, стандартами.
Заключение
Овладение навыками системного подхода к принятию лидером решений и решению проблем, превращение его в ключевой метод познания представляют собой крайне трудоемкий процесс, включающий изучение, апробацию и адаптацию к своей мыслительной системе множества элементов, методик, теорий, практики, прецедентов, являющихся основой системного подхода. Получение субъектом подкрепляющего позитивного опыта применения системного подхода должно способствовать восприятию его как эффективного инструмента принятия решений и решения разного вида проблем и интернализации его в навык, особенность и свойство мышления, системного и критического.Системный анализ является первым и исключительно важным элементом системного подхода, способным обеспечить значительную часть успеха в принятии решений и решении проблем. В хрестоматийных материалах присутствует мнение, что системный подход и системный анализ – синонимы.
Системный подход, включающий определение проблемы, для чего применяются методы системного анализа, является обязательно универсальной компетенцией современного лидера и специалиста.
Системный анализ является одним из методов познания и занимает достойное место в составе мыслительных операций человека.
Выделяются общепрофессиональные и общесистемные методы системного анализа (в том числе как формы познания и как метода постановки простых вопросов в рамках критического мышления), а также специфические профессиональные методики аналитической направленности.
Потенциал системного анализа позволяет с достаточно высокой степенью вероятности определить источники и причины фактически любой проблемы, что обеспечивает высокую вероятность ее разрешения.
Очевидна взаимосвязь системного анализа и критического мышления человека. Наиболее распространенной формой этой связи является постановка «простых» вопросов и поиск удовлетворяющих субъекта ответов на них.
[1] Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30519 (дата обращения: 24.01.2022)
[2] Сравнение системы Бизнес и системного анализа. [Электронный ресурс]. URL: https://soware.ru/categories/business-and-systems-analysis-systems (дата обращения: 12.01.2022)
[3] Непряхин Н. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e0608ea9a7947fa3c1bcf34 (Дата обращения 24.01.2022)
[4] Ссылка в статье Википедии: Scriven M., Paul R. W. Defining Critical Thinking // 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform, Summer 1987. – National Council for Excellence in Critical Thinking.
Источники:
2. Радюк О.М., Басинская И.В., Нехвядович И.Г. Основные факторы эффек-тивности в поведенческих теориях лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2017. – № 2. – c. 99-107. – doi: 10.18334/lim.4.2.38063.
3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.08.2020 № 970. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008260010 (дата обращения: 11.01.2021).
4. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2020 N 59425). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nirhtu.ru/images/files/documents/federalgosstandart/38.03.01---.-12.08.2020-N-954.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
5. Коротков Э.М. Исследование систем управления. / Учебник. - М.: Изда-тельско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000. – 94-95 c.
6. Ложников А. Что такое системное мышление и как его развить. NewGoal.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://newgoal.ru/sistemnoe-myshlenie (дата обращения: 12.01.2021).
7. Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2001. – 1102 c.
8. Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая Российская энцик-лопедия»; СПб.: «Норинт», 2001. – 595 c.
9. Абрамов А. Как использовать критическое мышление в информационном потоке. Trends.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e81f1339a7947c0a7a6eef3 (дата обращения: 11.01.2021).
10. Стратегическое мышление: совершенно необходимый для жизни и бизнеса навык. Blog.molodost.bz. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.molodost.bz/sila-shagov (дата обращения: 08.11.2020).
11. Спивак В.А. Лидерство. - М.: Издательство Юрайт, 2014. – 64 (393) c.
12. Дальновидность. Толковый словарь Ушакова. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/784698 (дата обращения: 11.01.2021).
13. Трусова С.В., Тараканова К.Л. Системный подход к совершенствованию менеджмента организаций в современных условиях // Молодой ученый. – 2016. – № 12(116). – c. 1476-1478.
14. Нестеренко Е.С., Науменко Р.В. Системный подход как основа понятий-но-категориального аппарата цифровой экономики // Креативная экономика. – 2019. – № 5. – c. 911-926. – doi: 10.18334/ce.13.5.40589.
15. Баева О.Н., Шерстянкина Н.П. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 835-850. – doi: 10.18334/et.5.3.39426.
16. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образо-вание – наука – производство» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1573-1584. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41467.
17. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Комиссаров Р.С. Формирование лидерства на рынке на основе управления знаниями // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 349-360. – doi: 10.18334/lim.6.4.41348.
18. Маличенко И.П. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1585-1600. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41478.
19. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой – путь к профессии? // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 763-774. – doi: 10.18334/et.6.2.40671.
20. Яркова С.А., Якимова Л.Д., Данилова А.С. Компетентностный подход в подготовке HR-менеджеров: от образовательного к профессиональному стандарту // Экономика труда. – 2018. – № 1. – c. 43-60. – doi: 10.18334/et.5.1.38808.
21. Спивак В.А. Универсальная компетенция № 1: системное и критическое мышление специалиста и лидера // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 53-68. – doi: 10.18334/lim.8.1.111524.
22. Аналитические системы стратегического управления, представленные на российском рынке. [Электронный ресурс]. URL: https://soware.ru/categories/business-and-systems-analysis-systems (дата обращения: 12.01.2022).
23. Спивак В.А. Управление изменениями. - Издательство Юрайт, 2015. – 357 c.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:44:21