Принципы взаимодействия бизнеса с внешними заинтересованными сторонами
Ибрагимов Г.Н.оглы1
, Адова И.Б.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия, Новосибирск
Скачать PDF | Загрузок: 55 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 3 (Август-Сентябрь 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=40087377
Цитирований: 10 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Статья посвящена теоретическим и прикладным аспектам исследования основополагающих принципов взаимодействия организаций с внешними заинтересованными сторонами. Критическое рассмотрение стадий взаимоотношений организаций с социумом позволило сделать вывод о появлении в практике социально-ориентированной деятельности организаций бизнеса следующей принципиально отличной стадии, а именно корпоративного гражданства.
Результатом монографического анализа методологии избранной проблемы на основе детализации базовых принципов (открытость, значимость, системность, недопущение конфликтов) стала их систематизация в три группы: общенаучные принципы (научности, системности, комплексности, объективности), особенные принципы, связанные с феноменом социальной ответственности и корпоративного гражданства (они закреплены в законодательных и нормативных актах / стандартах и опираются на базовые ценности) и специфичные, вытекающие из персонифицированности людей, организаций и их объединений, событий и явлений (базируются на разделяемых ценностях).
В прикладной части работы реализация принципов взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами проиллюстрирована в части взаимосвязи национальных и корпоративных приоритетов примером факта корпоративного гражданства российской авиакомпании «Сибирь» (S-7). Приведен фрагмент выполненного исследования по публичным организациям – Госкорпорации «Росатом» и группам «Газпром» и «Лукойл», демонстрирующий раскрытие разнообразных принципов взаимодействия. Сделан вывод о преемственности принципов и универсальности ценностей даже при высоком разнообразии.
Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, принципы, корпоративное гражданство, системность, заинтересованные стороны, базовые ценности, разделяемые ценности, ГК «Росатом», группа «Газпром», группа «Лукойл»
JEL-классификация: M14, M11, M21
Источники:
2. Павлов Э.Л. Пути развития социальной ответственности азиатских нефтяных компаний в странах Африки // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – doi: 10.18334/eo.9.3.40701.
3. Трапезникова И.С. Современная модель социальной ответственности российского бизнеса в разрезе формирования квалифицированного трудового ресурса территории присутствия // Экономика труда. – 2019. – № 2. – С. 689-698. – doi: 10.18334/et.6.2.39794.
4. Маркеева А.В., Калиновская К.В. Модернизация корпоративной социальной ответственности на различных этапах жизненного цикла организации // Креативная экономика. – 2018. – № 11. – С. 1833-1854. – doi: 10.18334/ce.12.11.39532.
5. Кадникова О.В., Лобков Г.Р. Современное состояние корпоративной социальной ответственности в России и Германии // Лидерство и менеджмент. – 2018. – № 3. – С. 105-114. – doi: 10.18334/lim.5.3.39513.
6. Патрунина К.А. Корпоративная социальная ответственность в реализации проектов государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. – 2017. – № 3. – С. 165-178. – doi: 10.18334/ppp.4.3.38448.
7. Островская Е.А. Корпоративная социальная ответственность: развитие в России в новых экономических условиях // Государственно-частное партнерство. – 2017. – № 2. – С. 103-110. – doi: 10.18334/ppp.4.2.38145.
8. Дунаев О.И., Нагорнов В.А. Гармонизация практики корпоративной социальной ответственности для достижения целей устойчивого развития // Государственно-частное партнерство. – 2017. – № 2. – С. 93-102. – doi: 10.18334/ppp.4.2.38147.
Губский Е.Ф., Кораблева Г.В. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994. – 576 с.
Нехода Е.В. Теория и практика корпоративной социальной ответственности. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. – 340 с.
Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. / Высшая школа менеджмента СПбГУ. 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 272 с.
Хайруллина М.В., Аманжолова Б.А. Современная экономика и управление: институты, инновации, технологии: Совершенствование функций и методов управления в условиях инновационно-технологического развития экономики. / Коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. – 502 с.
Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. - М.: Юрайт, 2018. – 338 с.
Перегудов С.П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. Civisbook.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Peregudov_gl.1.pdf.
Синева Л.Н. Корпоративная социальная ответственность. / конспект лекций. - Н. Новгород, 2015. – 70 с.
Боброва Е.Ф. Корпоративная социальная ответственность: сущность, принципы, преимущества // Университетская наука– региону наука – региону: сб. тр. науч.-пр. конференции. Ставрополь, 2015. – С. 27-31.
ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности; утв. пр. ФАТРиМ от 29.11.2012 № 1611-ст
Международный стандарт «Социальная ответственность организации». Требования CSR/КСО. Ksovok.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ksovok.com/doc/standart_international_kso_full_quality.doc.
19. Вегера С.Г. Стандарты корпоративной социальной ответственности: сущность, состав, классификация // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. – 2016. – № 5. – С. 116-122.
Национальный стандарт Российской Федерации «Руководство по социальной ответственности». / ИСО 26000:2010. - М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 2010. – 128 с.
Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. - М., 2019. – 56 с.
Мы – Сибирь. S7 Airlines возвращает свое имя для сохранения сибирских лесов. Официальный сайт авакомпании «Сибирь». [Электронный ресурс]. URL: https://www.s7.ru/siberia.
Официальный сайт Госкорпорации «Росатом». [Электронный ресурс]. URL: https://ase-ec.ru.
Официальный сайт ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru/.
Официальный сайт ПАО «Лукойл». [Электронный ресурс]. URL: http://www.lukoil.ru.
Страница обновлена: 07.09.2025 в 09:48:44
Download PDF | Downloads: 55 | Citations: 10
Principles of business interaction with external stakeholders
Ibragimov G.N.ogly, Adova I.B.Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 6, Number 3 (August-September 2019)
Abstract:
The article is devoted to the theoretical and applied aspects of the study of the fundamental principles of interaction of organizations with external stakeholders. A critical examination of the stages of relations between organizations and society allowed us to conclude that the next fundamentally different stage, namely corporate citizenship, appeared in the practice of socially-oriented activities of business organizations.
The result of a monographic analysis of the methodology of the chosen problem on the basis of detailing the basic principles (openness, relevance, consistency, avoiding conflicts) has been systematized into three groups: general scientific principles (scientific, systematic, comprehensive, objective), special principles related to the phenomenon of social responsibility and corporate citizenship (they are fixed in legislative and normative acts / standards and are based on basic values) and specific people arising from personification her, organizations and their associations, events and phenomena (based on shared values).
In the applied part of the work, the implementation of the principles of interaction with external stakeholders is illustrated in the relationship of national and corporate priorities by the example of the fact of corporate citizenship of the Russian airline Siberia (S-7). A fragment of the study on public organizations, the State Atomic Energy Corporation Rosatom and the Gazprom and Lukoil groups, demonstrating the disclosure of various principles of interaction, is given. The conclusion on the continuity of principles and the universality of values, even with high diversity, is drawn.
Keywords: stakeholders, principles, corporate citizenship, systematic approach, business social responsibility, basic values, shared values, Rosatom State Corporation, Gazprom Group, Lukoil Group
JEL-classification: M14, M11, M21

Россия, Новосибирск