Индустрия 4.0: российско-германское сотрудничество в сфере цифровых технологий

Дудин М.Н.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Апрель 2021)

Цитировать:
Дудин М.Н. Индустрия 4.0: российско-германское сотрудничество в сфере цифровых технологий // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 965-984. – doi: 10.18334/epp.11.4.111252.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45714412
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В публикации рассматриваются актуальные тренды российско-германских отношений в условиях глобальной цифровизации. В статье констатируется, что для активизации конкурентных преимуществ, которые дает цифровизация национальной экономике каждой из стран, важно развивать взаимодействие между государствами. Развитие российско-германских отношений в сфере цифровизации представляется не менее важным в общем контексте цивилизационной значимости эффективного сотрудничества двух стран. Отмечается, что, начиная с 2016 года, страны достигли значительного прогресса в контактах по аспектам цифровой экономики, в которые вовлечены крупные национальные корпорации, а также демонстрируется интерес правительства, прежде всего, с российской стороны. Положительно оценивается инициатива межгосударственного сотрудничества в цифровой сфере GRID. В рамках статьи сделаны выводы, что следует использовать возможность развития правового поля взаимодействия и сотрудничества двух стран в формировании технологий классов регтеха и суптеха, в том числе и за пределами финансовой сферы (стандартизация и сертификация и др.). Указывается на необходимость вывода инициативы GRID на межправительственный уровень, определяются перспективные направления развития двустороннего сотрудничества в условиях глобальной цифровизации, которое призвано восполнять выявленные в публикации отставания каждого из государств-партнеров в потенциале и достижениях в сфере цифровизации.

Ключевые слова: глобальная цифровизация, цифровая экономика, Индустрия 4.0, российско-германское сотрудничество, правовое регулирование цифровой экономики, инициатива GRID

Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России».

JEL-классификация: F01, F15, F69, O31, O33



Введение

Постановка проблемы. Цифровизация, глобальное явление экономики и общества 2010-х годов, оказывает драматическое влияние на преобразования во всех сферах социального бытия. Помимо прочего, под влиянием цифровизации трансформируются межгосударственные экономические и политические отношения. Постоянно растет оборот внешней торговли товарами и услугами, производимыми цифровой экономикой, инструменты и достижения цифровизации опосредуют собственно процессы международного экономического обмена, а равно как иные аспекты межгосударственных отношений. Для обеспечения глобальной конкурентоспособности в актуальных условиях видится исключительно важным формировать и развивать международную, межгосударственную кооперацию, на что указывают материалы целого ряда авторитетных исследований [1–3] (Lyashenko, Pidorycheva, 2019; Kotka, Vargas, Korjus, 2015; Karpova, Mayburov, 2019). При этом развитие экономических взаимоотношений между странами в условиях глобальной цифровизации требует надлежащего правового опосредования. На сегодняшний день ни национальное право отдельных стран, ни международное право ни в публичном, ни в частноправовом компоненте не достигли должного прогресса на пути к урегулированию всего массива новых общественных отношений, порождаемых цифровизацией, в частности в экономической сфере. В условиях правового регулирования, осложненного надгосударственным элементом, возникновение новаций подобного рода в большей степени тормозится по ряду объективных и субъективных причин, прежде всего в части необходимости многочисленных бюрократических согласований и достижения консенсуса между субъектами законотворческой деятельности.

На перекрестках указанных тенденций находятся двусторонние общественно-экономические отношения, складывающиеся между государствами, от эффективного взаимодействия которых в значительной степени зависят мировой порядок и экономический прогресс в эру глобальной цифровизации. Таковыми, на наш взгляд, выступают Российская Федерация и Федеративная Республика Германия. Исторический опыт показывает, что несмотря на все противоречия, от динамизма и устойчивости отношений между Россией и Германией во все времена зависела и будет зависеть стабильность в Европе. В условиях нового витка напряженности между Россией и странами ЕС отдельными акторами международной политики и права предпринимаются попытки ревизии фундаментальных, в том числе экономико-правовых основ российско-германских взаимоотношений. Подобный подход мы считаем неправильным и даже вредным в контексте стремительного развития глобальной цифровизации и исторического шанса для прорыва в социально-экономическом развитии, который она предоставляет.

Цель статьи – проанализировать экономико-правовой аспект российско-германских взаимоотношений в условиях глобальной цифровизации.

Обзор источников. История развития российско-германских отношений исследована довольно обстоятельно, в ее разработку внесли свой вклад: Белов В.Б. [4] (Belov, 2018), Гамзалов С.Д. [5] (Gamzalov, 2010), Писарев Д.А. [6] Pisarev, 2018), Вуд С. и Хенке О. [7] (Wood, Henke, 2018), Мейстер С. и Старон Дж. [8] (Meister, Staron, 2012) и др. В работах Н.В. Павлова и А.А. Новикова [9] (Pavlov, Novikov, 2005) в хронологическом порядке, подробно рассмотрены практически все сферы двусторонних отношений между РФ и ФРГ. Несмотря на значительное количество научных работ, часть важных вопросов остаются без внимания и требуют комплексного изучения с учетом глобальной цифровизации.

Гипотеза исследования. Многочисленные экономико-правовые аспекты развития российско-германских взаимоотношений в условиях глобальной цифровизации объективно предоставляют исторический шанс для прорыва в социально-экономическом развитии обеих стран.

Результаты. Вопросам взаимоотношений между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германии посвящены многочисленные исследования политологов, социологов, юристов, экономистов. Проблематика развития связей между двумя странами рассматривается на различных уровнях через призму функционирования общественных отношений в разных сферах социального бытия. Существует полный спектр позиций по поводу взаимоотношений между двумя странами. При этом на позиции исследователей нередко влияют особенности текущей политической конъюнктуры, включая расклады в состоянии геостратегического противоборства [7] (Wood, Henke, 2018).

Нельзя не отметить, что современность двусторонних отношений характеризуется высоким градусом напряженности, привнесенной во многом извне. И хотя Российскую Федерацию нередко воспринимают как противника Европейского союза, однако традиционно Россия и Германия – стратегические партнеры на долгосрочном временном промежутке. Десятилетиями государства занимают лидирующие позиции во взаимной торговле товарами и услугами; уровень кооперации хозяйствующих субъектов двух стран высок и примечателен даже с общеевропейских позиций [6–8] (Pisarev, 2018; Wood, Henke, 2018; Meister, Staron, 2012).

Несмотря на взаимные ограничительные меры (со стороны Германии – реализуемые во исполнение решений ЕС), ФРГ остается одним из ключевых внешнеэкономических партнеров Российской Федерации. Так, в 2018 году товарооборот России с ФРГ составил 59,6 млрд долл. США, увеличившись лишь за год на 19,27%; по итогам 2018 года Германия занимала третье место в российском экспорте (с долей 7,58%) и второе место в российском импорте (доля 10,71%) (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика товарооборота России и Германии

Источник: данные по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации в разрезах товаров, стран, временных периодов [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/statistic (дата обращения: 29.10.2020).

Многолетний опыт изучения проблематики российско-германских взаимоотношений позволяет констатировать исключительную важность дальнейшего расширения и углубления германо-российского сотрудничества, исходя из глубокого убеждения необходимости сохранения и развития особой исторической взаимосвязи народов Германии и России, в том числе для судеб Европы и мира [8–10] (Meister, Staron, 2012; Pavlov, Novikov, 2005; Hartwig, Kroneberg, 2017). При этом трансформации, вызываемые глобальными трендами цифровизации, могут выступить драйвером развития и укрепления контактов между двумя странами.

И Россия, и Германия заинтересованы в обеспечении международной конкурентоспособности национальных экономик, их интенсивном, сбалансированном и динамичном развитии и росте. Правительства обоих государств реализуют активную политику по поддержке цифровизации как в производственной сфере, так и в сервисной отрасли. Глобальная цифровизация предлагает широкие возможности для развития национальных экономик, однако также формулирует значительные угрозы, связанные, прежде всего, с тем, что упущенные возможности трансформаций в условиях цифровой экономики и Индустрии 4.0 могут повлечь за собой неустранимое отставание от глобальных лидеров экономического роста.

Стремительное развитие технологий, характерное для эпохи цифровизации, не дает времени на монотонный поиск «собственного пути» национальной экономики. Прорывные решения могут быть найдены в тесном сотрудничестве и взаимодействии с субъектами цифровизации из числа представителей экономик других стран, и в этом контексте развитие российско-германского сотрудничества может обеспечить тот синергетический эффект, положительные последствия которого благотворно скажутся на развитии всего европейского региона. При этом вопросы российско-германских взаимоотношений в условиях глобальной цифровизации специальному изучению, по сути, не подвергались, что видится неправильным. Отчасти данная ситуация обусловлена, по нашему мнению, сочетанием двух факторов: общего охлаждения внешнеполитической конъюнктуры во взаимоотношениях между странами ЕС и Россией, а также запаздывающего научного интереса к вопросам цифровизации как таковым.

Приступая непосредственно к изучению роли цифровых трансформаций в развитии взаимоотношений между Россией и Германией, представляется целесообразным отметить следующее. Германский опыт развития и содействия цифровизации национальной экономики значительно шире российского, и российская сторона объективно заинтересована в его масштабной рецепции, хотя и со своей стороны может предложить германским партнерам уникальные идеи и решения в диджитал-сфере (рис. 2).

Рисунок 2. Вклад цифровой экономики в ВВП Германии и России по состоянию на 2019 год

Источник: рассчитано автором на основании данных источников: Indicators Data. World Bank [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator (дата обращения: 29.10.2020); Reports. World Economic Forum [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports (дата обращения: 29.10.2020).

В ФРГ всесторонняя поддержка развития цифровизации оказывается с средины 2000-х годов в рамках стратегии государственно-частного партнерства «Высокие технологии». В рамках заключенного в конце 2013 г. коалиционного договора между партиями СДПГ и блоком ХДС/ХСС содержится раздел «Цифровая повестка 2014–2017» [10] (Hartwig, Kroneberg, 2017), в котором указаны принципы межведомственного и межсекторного взаимодействия в сфере цифровой экономики; именно в тотальной интенсификации взаимодействий ведущие политические силы Германии видели резервы для прорыва в трендах цифровизации. Институциализация управления взаимодействиями в сфере цифровизации осуществлена путем создания и в рамках последующей деятельности Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры, которое в сотрудничестве с министерствами, ответственными за управление в сфере образования и науки, а также экономики и энергетики, разработало стратегию развития информационных и коммуникационных технологий, предусматривающую тотальное ускорение процессов цифровизации в ФРГ в сочетании с повышением уровня кибернетической безопасности, а также защиты инноваторов от промышленного и иного коммерческого шпионажа.

Системные меры «Цифровой повестки 2014–2017» касались интенсивного развития Индустрии 4.0 – напомним, что в концептуализации парадигмы IV технологической революции, драйверами которой выступают отрасли Индустрии 4.0, значительную роль сыграли германские ученые-практики, а федеральное правительство первым на мировом уровне в начале 2010-х годов документально оформило и приступило к реализации мер по адаптации национальной промышленности к предстоящим трансформациям, а равно как по поддержке малого и среднего бизнеса в эру цифровизации [10] (Hartwig, Kroneberg, 2017). Для взаимодействия между представителями «тройной спирали» инновационной среды (государства, бизнеса и университетов) создана и успешно функционирует сетевая платформа Plattform Industrie 4.0 [1]. Германские отраслевые решения, а также действия правительства в сфере управления экономическим развитием в эпоху цифровизации послужили прообразами для аналогичных действий правительств и коммерческого сектора многих государств мира [11] (Belov, 2018).

В Российской Федерации системное видение развития национальной экономики сформулировано относительно недавно – в тезисном виде оно представлено в Послании Президента страны Федеральному Собранию в декабре 2016 г., а в виде программного документа правительства страны оформлено в средине 2017 г. (программа «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающая реализацию комплекса мероприятий по цифровизации отраслей экономики, включая тиражирование концепции «Умный город», диджитализацию государственного управления, образования и охраны здоровья), создание условий для развития цифровой экономики и Индустрии 4.0, а также инструментов и институтов управления цифровизацией [12] (Shneps-Shneppe, Sukhomlin, Namiot, 2018)). В немалой степени российская программа «Цифровая экономика РФ» реципирует положения упомянутых выше программных документов, разработанных в ФРГ.

Что касается корпоративного сектора двух стран, то могут быть выделены компании – безусловные лидеры цифровизации (в ФРГ – Siemens, SAP, Bosch, Volkswagen Group, в России – «Цифра», «КамАЗ», РЖД, «КРОК», «Газпром нефть», государственные корпорации «Росатом», «Ростех» и др. В последние годы активными проводниками цифровизации становятся российские финансовые корпорации, такие как «Сбербанк»). Примечательно, что все упомянутые компании активно участвуют в межстрановой российско-германской кооперации в сфере цифровой экономики и Индустрии 4.0, причем степень заинтересованности партнеров, как думается, наглядно иллюстрируется числом совместных проектов, оценка которых приведена на рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика числа совместных российско-германских проектов в сфере цифровизации по году начала инициативы, ед.

Источник: рассчитано автором с использованием данных источника: Публикации. Российско-германская внешнеторговая палата [Электронный ресурс]. URL: https://russland.ahk.de/ru/ (дата обращения: 29.10.2020).

Приведем некоторые ключевые примеры сотрудничества наших стран в сфере цифровизации. В частности, с инициатив Siemens AG и ее российской дочерней компании в партнерстве с российской транспортной монополией ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и началась институционализация и концептуализация российско-германского партнерства в сфере цифровой экономики. Юридическую основу сотрудничества составил пятилетний Стратегический меморандум о сотрудничестве двух компаний, заключенный в 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Siemens AG осуществляет сотрудничество в цифровой сфере не только с РЖД, но и с такими компаниями, как КамАЗ, которым для целей модернизации оборудования передаются инновационные решения стратегии «Индустрия 4.0», такие как «Умная фабрика» и «Цифровое производство».

В рамках цифрового сотрудничества Siemens и РЖД примечательно создание цифрового Центра обработки и анализа данных, предназначенного для повышения эффективности обслуживания транспортной инфраструктуры и эксплуатации подвижного состава. В сотрудничестве с российской ИТ-компанией «Лаборатории Касперского» Siemens разрабатывает решения в рамках кибербезопасности, направленные на обеспечение бесперебойного функционирования платформ управления Индустрии 4.0. Более того, с 2017 года в сотрудничестве с Министерством промышленности и торговли РФ Siemens реализует программу формирования единого цифрового пространства промышленности РФ, охватывающую все уровни промышленного производства. В ее основу положена разработанная Siemens open-source операционная система промышленного Интернета вещей Mind Sphere, решающая ключевую задачу объединения реального и цифрового миров [2].

Сам же ПМЭФ становится в последние годы ключевой площадкой для переговоров и выдвижении двусторонних инициатив в рамках кооперации в сфере цифровизации. Другие важные площадки для переговоров и взаимодействия – выставки и ярмарки достижений в сфере промышленности, высоких технологий и др., такие как традиционная Ганноверская промышленная ярмарка и др. Кроме того, на межгосударственном уровне организуются саммиты, периодические встречи представителей политического истеблишмента (в том числе в рамках многосторонних площадок), результатами которых помимо прочего выступают правовые документы – меморандумы, соглашения о партнерстве, дорожные карты и др., предопределяющие траектории двустороннего сотрудничества, в частности такие как «Первые шаги G20 к реализации дорожной карты в сфере цифровизации» [3].

Возвращаясь к кейсам лидеров цифровизации двух стран и их сотрудничества, отметим, что другая крупная германская корпорация – SAP стала для клиентов «цифровым акселератом»: вместе с партнерами они создают новые решения, открывают инновационные лаборатории, адаптируют под специфику российского бизнеса глобальные концепции Индустрии 4.0.

Промышленные гиганты вместе с SAP создают уникальные, востребованные отраслью продукты на основе суперинновационных технологий – блокчейна, больших данных, машинного обучения. Так, первый в России пилотный проект по 3D-позиционированию персонала в режиме реального времени, разработанный командой специалистов НЛМК и SAP, отслеживает все перемещения сотрудников и изменение режимов работы оборудования, позволяет предотвратить внештатные ситуации и повысить безопасность персонала в условиях опасного производства.

В 2018 году в Москве был открыт центр цифрового лидерства SAP, который стал вторым подобным инновационным центром SAP в мире после Нью-Йорка. В нем расположены демо-зоны, пространство для дизайн-мышления, зоны для прототипирования – чтобы клиенты и участники экосистемы могли вместе работать над новыми технологическими решениями. Кроме мероприятий SAP в центре проводятся экскурсии, лекции и другие мероприятия по ИТ-тематике. Кроме того, в центре размещена часть совместных инновационных лабораторий с клиентами [4].

С российской стороны также имеются кейсы цифровизации и предложения о сотрудничестве, интересные для Германии. В 2018 году на выставке «ИННОПРОМ» (организуется в рамках российско-германской инициативы в сфере цифровизации) компанией «Цифра» представлена концепция цифрового производства, охватывающая все этапы – от подключения оборудования к промышленному Интернету вещей до управления производственными процессами с помощью искусственного интеллекта, а также презентовано новое бизнес-направление – цифровое горнодобывающие предприятие, запущен онлайновый образовательный проект «Академия». Первые курсы «Академии» провели представители германской стороны, представив взгляд на проекты по цифровизации с позиций корпоративного сектора Федеративной Республики Германия. Совместно с госкорпорацией «Росатом» разработана специально под потребности мелкосерийного производства цифровая система управления производством «Прима» [5].

Безусловный интерес у представителей сферы муниципального управления Германии вызвали представленные на XV Конференции городов – партнеров Германии и России (июнь 2019 г.) российские разработки по направлению «Цифровой город»: агентство DW цитирует участников мероприятия, которые не только констатируют отставание практики немецкого управления городами, но и интерес муниципальных управленцев к обмену релевантным опытом [6].

Тем самым в обеих странах имеются как инициаторы и активные субъекты диджитализации национальных экономик, так и основы для межстранового взаимодействия. Под воздействием глобальных процессов цифровизации, а также коммерческих инициатив в сфере сотрудничества германских и российских предприятий в диджитале формируются институты межстранового взаимодействия. Инициативу в данной сфере проявляют как представители коммерческого сектора, так и неправительственные организации – объединения предпринимателей; при этом представители государства все чаще демонстрируют интерес к функционированию таких институтов, в особенности высшие должностные лица российского правительства. Так, А. Дворкович, председатель фонда «Сколково» (заместитель председателя Правительства РФ до мая 2018 г.), говоря о российско-германской инициативе в сфере цифровой экономики (GRID, см. ниже), от лица Правительства Российской Федерации 7 февраля 2018 г. заявил следующее: «Мы рассчитываем, что эта инициатива станет одним из инструментов для повышения эффективности российской экономики, который позволит повысить производительность труда и создавать конкурентоспособные товары и услуги для глобального рынка» [7].

В Российско-Германской внешнеторговой палате (рус. ВТП, нем. AHK; представляет интересы немецких предприятий в России и поддерживает российские компании в Германии с более чем 900 фирмами – членами ВТП является крупнейшей иностранной бизнес-ассоциацией) функционирует департамент по цифровизации и технологиям будущего. Особую роль в развитии российско-германских связей по линии цифровизации играет Германо-Российская инициатива по цифровизации экономики (GRID), начало которой было положено в 2017 году.

Ключевым назначением инициативы GRID выступает объединение усилий публичного и частного секторов двух стран в развитии цифровой экономики и так называемой Индустрии 4.0 [8]. В числе долгосрочных целей инициативы GRID установлены помимо прочего: активизация двустороннего диалога на наивысшем публично-политическом уровне для использования передового европейского опыта и наилучших практик в сфере инноватики и цифровизации; ускорение «цифровой» трансформации российской экономики; обеспечение широкого присутствие компаний – участников инициативы на рынках государств – партнеров GRID; содействие российским предпринимателям в реализации стратегии цифровизации экономики.

В октябре 2017 года в ходе заседания Российско-германской стратегической рабочей группы по сотрудничеству М. Махниг, представитель министерства экономики и энергетики Германии, обратился к ВТП с просьбой привлечь к диалогу в сфере цифровизации заинтересованных представителей бизнеса двух стран для скорейшего формирования рабочей подгруппы в данной сфере. Функционирование рабочей подгруппы призвано способствовать более тесному взаимодействию в рассматриваемой сфере.

В настоящее время инициатива GRID находится на первом этапе своей реализации, основными задачами которого выступают обеспечение регулярных встреч предпринимателей и представителей политического истеблишмента по обмену опытом; разработка дорожной карты, а также практического инструментария для разрешения проблем и обеспечения оптимизации в сфере цифровой экономики; формирование модели и механизмов межгосударственного, а также межсекторного взаимодействия в сфере реализации концепции «Индустрия 4.0»; запуск «шоу-рума», предназначенного для демонстрации достижения корпораций ФРГ в сфере цифровизации. В июле 2019 года в Екатеринбурге (Россия) прошла десятая юбилейная промышленная выставка и форум «ИННОПРОМ» [9], в рамках которой обсуждались достижения и перспективы инициативы GRID, а также траектории стандартизации и технического регулирования в контексте цифровых трансформаций.

Среди прошедших в 2018 году конгрессно-выставочных мероприятий, организованных в рамках инициативы GRID, значительный практический интерес для предпринимателей представляли такие темы, как «Индустрия 4.0 в сфере образования», «Эффективное производство 4.0» и др [10].

Обмен опытом, организация выставок и иные формы взаимодействия реализуются также и за пределами инициативы GRID. В частности, в рамках Российско-Германского года научно-образовательных партнерств (2018–2020 гг.) и под эгидой Российско-Германского сырьевого форума в сотрудничестве с энергетическим агентством Северного Рейна-Вестфалии VDMA – Союза Машиностроителей Германии в июне 2019 года в рамках Кузбасской ярмарки угольной промышленности (Россия) прошел круглый стол обсуждения перспектив германо-российского сотрудничества в области цифровизации в сырьевой экономике [11]. Перечень примеров подобных мероприятий значителен и может быть продолжен.

Для целей обеспечения динамичного развития цифровой экономики представляется важным обеспечить надлежащее правовое регулирование. На данное обстоятельство обращают внимание исследователи юридических аспектов цифровизации [13–15] (Dai, 2018; Trofimov, Frolov, Zakharov, Pavlova, 2019; Feitosa, 2019). Между тем вопросы законодательства цифровой эры остаются весьма дискуссионными, прежде всего, по причине уникального характера новых правоотношений, для регулирования которых применение существующих норм, к примеру, по аналогии, далеко не всегда представляется возможным.

Одним из камней преткновения выступает правовой статус криптовалют и их выпуска при реализации процедур ICO и краудфандинга. Законодатели многих стран, включая Россию и ЕС, с осторожностью подходят к регулированию данных сфер. Возникает вопрос, можно ли назвать подобную осторожность обоснованной. Из очевидных минусов подхода – отставание правового регулирования от фактического развития правоотношений, что не идет на пользу экономике и социуму.

Законодателям обоих государств, как России, так и ФРГ, предстоит детализировать правовое регулирование отношений в сфере цифровой экономики и Индустрии 4.0, в том числе на основе рецепции наилучших законодательных практик – а для данной цели исключительную важность приобретает взаимный обмен опытом.

К сожалению, в рамках площадок и инициатив двустороннего взаимодействия, таких как GRID, специальные направления взаимодействия по юридическому полю не реализуются и организационно не выделяются. Думается, что данный недостаток сдерживает двустороннее сотрудничество в сфере цифровизации.

Как показывает проведенный нами анализ, массив юридических документов, опосредующих двустороннее сотрудничество между Россией и Германией в цифровой сфере, представлен корпоративными соглашениями, а также соглашениями некоммерческих организаций, объединяющих представителей бизнеса, о стратегическом партнерстве. Представляется, что на сегодня имеются достаточные предпосылки для правового оформления межгосударственных отношений в сфере цифровизации, в частности в рамках двустороннего российско-германского соглашения о диджитал-сотрудничестве, положения которого позволят упорядочить юридическое поле соответствующих направлений сотрудничества между двумя странами и на государственном уровне конституировать значимость взаимодействия в рамках глобальной цифровизации. Ключевые положения перспективного соглашения могут составить важнейшие нормы, представленные в упомянутых выше документах двустороннего коммерческого и некоммерческого сотрудничества в диджитале.

Имеются и другие перспективы взаимодействия России и Германии в сфере правового регулирования и управления межгосударственными отношениями. Так, применение блокчейн-технологий и инструментов анализа больших массивов данных позволяет разрабатывать продукты юридического сопровождения сделок, в том числе внешнеторговых, которые автоматизируют процедуры комплаенса на основе обращения к постоянно актуализируемым базам законодательства двух стран – прототипом таких технологий могут выступить применяемые в финансовом секторе технологии класса «регтех». «Побочным» результатом функционирования подобных технологий выступит идентификация пробелов и противоречий во внешнеторговом законодательстве двух стран, а равно как и в двусторонних соглашениях о торговле и сотрудничестве.

Примечательным представляется сотрудничество банковских регуляторов в части разработки универсальных инструментов противодействия финансированию трансграничной преступности, надзора и контроля за финансовыми рынками, а также внедрения иных технологий класса «суптех».

Финансовый сектор можно со всей справедливостью назвать одним из главных проводников цифровых инноваций в сфере государственного управления и межгосударственного сотрудничества. С учетом значительного объема товарооборота между Россией и Германией и, соответственно, финансирования, необходимого для его обслуживания, развитие цифрового взаимодействия финансовых учреждений и регуляторов двух стран видится безальтернативным.

Еще одно важное направление росийско-германского сотрудничества в юридической сфере – регламентация стандартов в Индустрии 4.0. С российской стороны данными вопросами занимается Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), на повестке дня работы совета – разработка универсального классификатора для промышленной продукции, стандартов технического регулирования для цифровой экономики, а также инструментов оценки соответствия товаров и услуг данной категории [12]. Основой разработки классификатора выступает германский отраслевой стандарт Ecl@ss [13]. Цифровые технологии, в том числе разработанные на основе германского опыта, предполагается применять и в рамках разрабатываемой российской государственной информационной системы «Росаккредитация 2.0», направленной на использование цифровых технологий при проведении испытания продукции и контроля процессов оценки соответствия.

Выше приведены лишь некоторые перспективные направления сотрудничества между Россией и Германией по юридической линии в контексте глобальной цифровизации. Как думается, упорядочение соответствующего сотрудничества, выделение его в самостоятельное направление двустороннего взаимодействия станут толчком для развития правового поля регулирования и сопровождения цифровизации, совершенствования правового регулирования новых отраслей и Индустрии 4.0, формирования интеллектуальных систем автоматического контроля соответствия правоотношений юридическим нормам и регуляторным требованиям.

Обсуждение. Выше были рассмотрены нами перспективы правового сотрудничества России и ФРГ в условиях глобальной цифровизации; в заключительном разделе публикации мы коснемся преимущественно экономических аспектов и проблем такого взаимодействия. Следует отметить, что несмотря на заслуженное звание одних из «цифровых» первопроходцев экономики, ФРГ в настоящее время не являются общепризнанными глобальными лидерами в сфере цифровизации. Россия, как и ФРГ, отстает от стран – глобальных лидеров. Подтверждением этому выступают результаты исследований опроса экспертов – представителей AHK, а также участников инициативы GRID, в ходе которого каждому эксперту предлагалось оценить по 10-балльной шкале (где 10 – максимальный балл) потенциал и достижения различных стран в сфере глобальной цифровизации. Соответствующие аспекты диджитализации оценивались экспертами по таким критериям (компонентам), как:

(1) готовность перехода к цифровой экономике;

(2) инновационные результаты цифровизации;

(3) экономические результаты цифровизации;

(4) развитость Индустрии 4.0;

(5) человеческий капитал цифровизации;

(6) доступность широкополосной связи;

(7) вовлеченность в международную кооперацию в сфере цифровизации.

Критерии (1–4) представляют собой специфические измерители результатов цифровизации национальной экономики, а (5–7) – измерители потенциала развития. Соответствующие позиции России и Германии сравнивались нами также с глобальными лидерами цифровизации – США, Израилем, Швейцарией и Сингапуром.

Можно констатировать (рис. 4), что как Россия, так и ФРГ не являются глобальными лидерами цифровизации, уступая практически по всем критериям выбранной для сравнения четверке стран. При этом в межстрановом сопоставлении можно также отметить, что с позиций фактических результатов цифровизации Германия превосходит Россию по 3 из 4 критериев за исключением инновационных результатов, которые оцениваются экспертами примерно одинаково.

Рисунок 4. Бальные экспертные оценки потенциала и достижений отдельных государств в сфере цифровизации

Источник: составлено автором по результатам экспертных оценок (средние значения).

Напротив, что касается потенциала диджитализации, то здесь по 2 из 3 критериев Россия значительно превосходит германских партнеров, идя вровень или даже выше над глобальными лидерами как в части развитости широкополосной связи (одной из ключевых предпосылок развития цифровой экономики), так и в части высококвалифицированного человеческого ресурса, способного решать сложные задачи цифрового развития. Из представленных результатов напрашивается очевидный вывод о том, что элементарное сложение активов и потенциалов двух стран в сфере цифровизации приведет не только к их преумножению, но и выведет каждую из двух стран в число лидеров глобальной цифровизации, позволит занять достойную позицию в глобальной конкуренции в диджитал-сфере. При этом следует отметить, что сотрудничество двух стран в сфере цифровизации, как правило, односторонний вектор, а именно, российские партнеры по инициативе GRID (или иного взаимодействия) перенимают опыт германских коллег, получают содействие в развитии цифровых инициатив.

Однако не стоит забывать о том, что эффективное двустороннее партнерство предполагает взаимный обмен опытом и технологиями, тем более что российская сторона располагает потенциалом, идеями и опытом успешной реализации прорывных проектов в сфере цифровизации.

Однозначную оценку инициативе GRID и ее роли в развитии российско-германского сотрудничества в контексте глобальной цифровизации дать достаточно сложно. GRID имеет относительно короткую историю функционирования – инициатива была сформулирована лишь в июне 2017 года на ПМЭФ, и ее началом послужило Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Восточным комитетом германской экономики. Между тем в масштабах истории глобальной цифровизации даже два года функционирования инициативы – значительный срок, и не отрицая институциональной значимости GRID для развития двустороннего сотрудничества, следует констатировать, что за указанный период по основным направлениям инициатива не продвинулась дальше переговоров, обсуждений и формулировки планов. Отмечая безусловную важность диалога в рамках инициативы GRID как инструмента стимулирования российско-германских взаимоотношений в условиях глобальной цифровизации, хотелось бы указать на необходимость скорейшего перевода сотрудничества в практическую сферу с конкретными результатами, полезными для всех сторон взаимодействия. Пожалуй, наибольшую продуктивность и практический интерес представляют специализированные выставки достижений немецких корпораций в сфере цифровизации. Опыт таких участников инициативы, как корпорации Bosch, SAP, Siemens, кратко описанный нами выше, представляет значительный интерес для российских предпринимателей – инноваторов.

Тем самым для интенсификации двусторонних взаимоотношений в исследуемой сфере необходим концептуальный пересмотр инициативы GRID с организационной, правовой, экономической точек зрения, включая выделение линий правового взаимодействия и обеспечение встречного (со стороны российских компаний и корпораций) обмена опытом. При этом, несмотря на сложности взаимоотношений в условиях внешнеполитической напряженности, инициатива двустороннего сотрудничества должна все в большей степени переходить на правительственный уровень, формируя устойчивые долгосрочные предпосылки для успешного российско-германского двустороннего сотрудничества в сфере цифровизации.

Для повышения успешности двустороннего взаимодействия предлагается реализовать также нижеследующие мероприятия [16–18] (Zozulya, 2018; Saveleva, 2020; Piskunov, Glavatskiy, 2019):

а) формирование межправительственного фонда финансирования образования, науки и инноватики;

б) создание совместных образовательных программ по подготовке специалистов и обмену знаниями;

в) реализация межправительственных программ содействия кибербезопасности цифровых систем и платформ, борьбе с киберпреступностью и др.

С учетом значимой роли Германии в функционировании ЕС правительство ФРГ, депутаты, иные заинтересованные лица, призваны выступить инициаторами углубления сотрудничества между Россией и ЕС в сфере цифровизации, основанного на безусловном благоприятствовании и недопущении бюрократических и иных формальных препятствий с пониманием стратегической значимости данного сотрудничества во благо общеевропейского развития [19] (Dudin, Frolova, Protopopova, Mamedov, Odintsov, 2019).

Заключение. Таким образом, российско-германское взаимодействие в контексте глобальной цифровизации может быть оценено удовлетворительно: в настоящее время наметились контуры сотрудничества, прорабатываются институты кооперации, которая осуществляется как на уровне корпораций, так и между национальными экономиками.

Важную роль в развитии двусторонних взаимоотношений в диджитал-сфере играет инициатива GRID, которая, впрочем, не в полной мере реализует свой потенциал, включая недостаточное внимание со стороны правительств, прежде всего ФРГ; одновекторность сотрудничества (рецепция инноваций цифровой эпохи, произведенных в России, практически не осуществляется); недостаточно выраженный переход от переговорно-консультативной фазы взаимодействия к практическому сотрудничеству в сфере цифровизации. Кроме того, в рамках инициативы GRID не уделяется масштабное внимание правовым аспектам двустороннего сотрудничества, которые остаются непроработанными, несмотря на имеющийся потенциал. Считаем, что для интенсификации двусторонних взаимоотношений в исследуемой сфере выявленные недостатки должны быть устранены на основе концептуальной ревизии инициативы GRID с организационной, правовой, экономической точек зрения, в том числе перевода инициативы на межправительственный уровень, выделения линий правового взаимодействия и обеспечения встречного обмена опытом между корпоративными лидерами цифровизации двух стран.

Гипотеза исследования подтвердилась. Имеются все предпосылки для перехода цифровой кооперации между двумя странами на новый уровень, что выступает в интересах не только российского и германского социума и национальных экономик двух стран, но также видится важным в контексте цивилизационного развития на современном европейском пространстве.

[1] Источник: Plattform Industrie 4.0. The future of industry – Made in Germany. [Электронный ресурс]. URL: https://www.plattform-i40.de/PI40/Navigation/EN/ThePlatform/Background/background.html (дата обращения: 30.10.2020).

[2] Источник: Process Industries and Drives. AG Siemens. [Электронный ресурс]. URL: https://www.siemens.com/global/en/home/company/about/businesses/process-industries-and-drives.html (дата обращения: 30.10.2020).

[3] Источник: First steps by the G20 towards the Implementation of the Roadmap. Adopted 7 April 2017 in Düsseldorf. [Электронный ресурс]. URL: https://www.de.digital/DIGITAL/Redaktion/EN/Downloads/g20-first-steps-towards-implementation-roadmap.html (дата обращения: 30.10.2020).

[4] Источник: Цифровая экономика без границ [Электронный ресурс]. URL: https://russland.ahk.de/fileadmin/AHK_Russland/Netzwerk/GRID/2018_Digital_economy_without_borders.pdf (дата обращения: 30.10.2020).

[5] Источник: Цифровая экономика без границ [Электронный ресурс]. URL: https://russland.ahk.de/fileadmin/AHK_Russland/Netzwerk/GRID/2018_Digital_economy_without_borders.pdf (дата обращения: 30.10.2020).

[6] Источник: «Цифровой город»: Россию ставят в пример Германии. Deutsche Welle, 27.06.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/цифровой-город-россию-ставят-в-пример-германии/a-49379590 (дата обращения: 30.10.2020).

[7] Источник: Цифровая экономика без границ [Электронный ресурс]. URL: https://russland.ahk.de/fileadmin/AHK_Russland/Netzwerk/GRID/2018_Digital_economy_without_borders.pdf (дата обращения: 30.10.2020).

[8] Источник: Германо-Российская инициатива по цифровизации экономики (GRID). [Электронный ресурс]. URL: https://russland.ahk.de/ru/vtp/iniciativa-po-cifrovizacii-grid (дата обращения: 30.10.2020).

[9] Источник: Российско-немецкое сотрудничество в эпоху цифровых трансформаций. [Электронный ресурс]. URL: https://ict2go.ru/events/13487 (дата обращения: 30.10.2020).

[10] Quarterly news digest of the German-Russian initiative for digitalization of the economy. [Электронный ресурс]. URL: https://russland.ahk.de/fileadmin/AHK_Russland/Netzwerk/GRID/proGRID/proGRID_4.pdf. (дата обращения: 30.10.2020).

[11] Цифровизация в сырьевой экономике – перспективы германо-российского сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL: https://wissenschaftspartner.de/ru/veranstaltungen/digitalisierung-im-bergbau-perspektiven-der-deutsch-russischen-zusammenarbeit (дата обращения: 30.10.2020).

[12] Российско-немецкое сотрудничество в эпоху цифровых трансформаций. [Электронный ресурс]. URL: https://ict2go.ru/events/13487 (дата обращения: 30.10.2020).

[13] Развивается российско-немецкое партнерство в цифровизации производства. Российская газета, 10.07.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/07/10/reg-urfo/dmitrij-pumpianskij-razvivaetsia-rossijsko-nemeckoe-partnerstvo-v-cifrovizacii-proizvodstva.html (дата обращения: 30.10.2020).


Источники:

1. Lyashenko V., Pidorycheva I. The formation of interstate and cross-border scientific-educational and innovative spaces between Ukraine and the European Union member states in the digital economy // Virtual Economics. – 2019. – № 2. – p. 48-60. – doi: 10.34021/ve.2019.02.02(3).
2. Kotka T., Vargas C., Korjus K. Estonian e-Residency: Redefining the nation-state in the digital era // University of Oxford Cyber Studies Programme working paper. – 2015. – p. 1-16.
3. Karpova O., Mayburov I. I Implementation of the E-Customs Project in Russia and the Golden Customs Project in China: Opportunities for Cooperation and Coordination // A synchronization of customs tariffs and customs procedures between China and Russia within of the North corridor of One belt one road project: материалы 2-й Международной конференции по образованию науке и социальному развитию (ESSD 2019. 2019. – p. 528-532.
4. Белов В.Б. Актуальные вызовы для российско-германских отношений // Современная Европа. – 2018. – № 3(82). – c. 125-132. – doi: 10.15211/soveurope32018125132 .
5. Гамзалов С.Д. Российско-германские отношения: специфика и перспективы развития // Власть. – 2010. – № 6. – c. 156-159.
6. Писарев Д.А. Российско-германские отношения в свете современных политологических исследований // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2018. – № 1(15). – c. 168-179.
7. Wood S., Henke O. The Salisbury Poisoning Case and German–Russian Relations: Ambiguity and Ambivalence // Political Quarterly. – 2018. – № 4. – p. 702-708.
8. Meister S., Staron J. Entfremdete Partner: Deutschland und Russland // Osteuropa. – 2012. – p. 475-484.
9. Павлов Н.В., Новиков А.А. Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шредера. / Монография. - М.: Московские учебники - СиДиПресс, 2005. – 606 c.
10. Hartwig J., Kroneberg D.W. Bürgerkommune auf dem Weg in die digitale Transformation. / Verwaltung, Verwaltungsdienstleistungen und Bürgerbeteiligung in Zeiten von 4.0., 2017. – 256 p.
11. Белов В.Б. Сотрудничество России и Германии в области цифровизации экономики // Аналитические записки Института Европы РАН. – 2018. – № 10. – c. 8.
12. Шнепс-Шнеппе М.А., Сухомлин В.А., Намиот Д.Е. О программе Цифровая экономика Российской Федерации: как создавать информационную инфраструктуру // International Journal of Open Information Technologies. – 2018. – № 3. – c. 37-48.
13. Dai X. The digital revolution and governance. - NY: Routledge, 2018.
14. Трофимов О.В., Фролов В.Г., Захаров В.Я., Павлова А.А. Алгоритм принятия и реализации управленческих решений при согласовании интересов государства и хозяйствующих субъектов в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 409-424. – doi: 10.18334/lim.6.4.41282.
15. Feitosa M.M. The Taxation of E-Commerce in the Digital Era: Common and Civil Law // Revista de Direito Internacional Econômico e Tributário. – 2019. – № 1. – p. 356-385.
16. Зозуля Д.М. Цифровизация российской экономики и Индустрия 4.0: вызовы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 1. – c. 1-14. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38856.
17. Савельева Е.А. Подходы к нормативно-правовому регулированию платформенной занятости в контексте обеспечения социально-экономической безопасности России при переходе к цифровой экономике // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.110839.
18. Пискунов А.И., Главацкий В.Б. Новая индустриализация России: пути преодоления отставания // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 287-300. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40579.
19. Dudin M.N., Frolova E.E., Protopopova O.V., Mamedov A.A., Odintsov S.V. Study of innovative technologies in the energy industry: nontraditional and renewable energy sources // Entrepreneurship and sustainability issues. – 2019. – № 4. – p. 1704-1713. – doi: 10.9770/jesi.2019.6.4(11) .

Страница обновлена: 25.01.2024 в 14:48:23