Роль образования в развитии современных экономических систем: новые возможности сотрудничества и интеграции

Защитина Е.К.1, Павлов П.В.1
1 Южный федеральный университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633408

Аннотация:
Актуальность данного исследования обусловлена, тем, что в настоящее время особенно явно прослеживается роль и трансформация образовательных систем и мирового рынка образовательных услуг по всем направлениям развития мировой экономики и современных экономических систем, в связи с тем, что образование способствует достижению целей устойчивого развития, формированию экономики знаний, цифровой трансформации и применению «мягкой силы» при смене геополитического контура. Проведенный авторский обзор данных направлений позволил выделить глобальные и национальные (на примере Российской Федерации) цели устойчивого развития, основные методологические подходы и трактовки роли образования в экономике знаний, подходы к оценке роли образования и деятельности субъектов рынка образовательных услуг на экономическое развитие страны и региона, основные аспекты коллаборации учреждений высшего образования и предприятий реального сектора экономики, элементы стратегии цифровой трансформации учреждений высшего образования и основные форматы развития образования в рамках ряда торговых союзов и объединений, в которые входит Российская Федерация. Также были приведены примеры некоторых интеграционных форматов взаимодействия, построенных на основе главенствующей роли образования и того факта, что оно способствует всестороннему развитию современных экономических систем за счет того, что играет ключевую роль при формировании человеческого капитала, реализации концепций «мягкой силы», объединении различных субъектов реального сектора экономики с целью сотрудничества и интеграции, в том числе на глобальном уровне.

Ключевые слова: сотрудничество и интеграция, цели устойчивого развития, экономика знаний, инновации, цифровизация, образование, мировая экономика

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации в рамках научного проекта №МК-3407.2022.2 «Трансформация мирового рынка услуг высшего образования: возможности для глобальной и национальной экономики».

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28, F01, F15, О39



Введение

В настоящее время, в век роста стоимости нематериальных активов и перехода к человекоцентричным моделям развития, особенно важное значение начинает играть образование и использование новых подходов при формировании рынка образовательных услуг. Также в настоящее время особенно явно прослеживается роль и трансформация образовательных систем и мирового рынка образовательных услуг по всем направлениям развития мировой экономики и современных экономических систем, в связи с тем, что образование способствует достижению целей устойчивого развития, формированию экономики знаний, цифровой трансформации и применению «мягкой силы» при смене геополитического контура.

Целью данной статьи стало выявление роли образования в развитии современных экономических систем.

Авторская гипотеза базируется на том, что образование выступает связующим звеном за счет формирования человеческого капитала, реализации концепций «мягкой силы», объединения различных субъектов реального сектора экономики с целью сотрудничества и интеграции, в том числе на глобальном уровне, что способствует всестороннему развитию современных экономических систем.

Для достижения поставленной цели при проведении исследования в статье были использованы методы анализа, обобщения, а также графической и табличной интерпретации данных.

Основной информационной базой исследования выступили данные, размещенные в открытых источниках сети Интернет, статистические сборники (в том числе Education at a Glance, Всемирный банк), нормативно-правовые акты (в том числе Указ Президента РФ), а также исследования российских (в том числе авторские) и зарубежных ученых по следующим направлениям:

- концепции устойчивого развития: И.В. Ильин, А.Д. Урсул, Т.А. Урсул и А.И. Андреев [7] (Obrazovanie, 2017), Е.К. Защитина [5] (Zashchitina, 2022);

- экономика знаний: З.О. Адаманова [2] (Adamanova, 2015), E.K. Защитина [22] (Knowledge-based, 2023), Е.Ю. Какутич [10] (Kakutich, 2020), С.А. Филатов и Н.Г. Сухорукова [16] (Filatov, 2015);

- цифровизация: Х. Батту, Дж. Финч и Д. Ньюлендс [19] (Battu, 1998), Д.С. Эллиот, С. Л. Левин и Дж. В. Мейсел [21] (Elliott, 1998), Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский, М.А. Гершман и Л.М. Гохберг [1] (Abdrahmanova, 2022), П.В. Павлов, Е.К. Защитина и А.В. Карагодин [6, 12, 13] (Zashchitina, 2023; Pavlov, 2020; Puti, 2020).

- смены геополитического контура: А. Левченко [11].

Основным элементом научной новизны стало выделение основных направлений, по которым в настоящее особенно явно прослеживается роль образования, в том числе отмечается его трансформация и необходимость сотрудничества и интеграции с целью повышения эффективности и синергетического эффекта.

Образование, как ключевой фактор формирования экономических систем

В настоящее время роль образования сложно переоценить, ведь оно не только является ключевым фактором в формировании человеческого капитала за счет достижения необходимого уровня знаний, компетенций и квалификации для сотрудников, но также способствует инновационному развитию страны, повышает возможности для сотрудничества и интеграции не только на национальном, но и на международном уровне и играет одну из важных ролей при формировании и развитии экономических систем, в том числе в рамках концепций устойчивого развития.

Возможно выделить 4 основных направления, по которым в настоящее особенно явно прослеживается роль и трансформация образовательных систем и мирового рынка образовательных услуг:

1. Достижение целей устойчивого развития. Разработанные Организацией объединенных наций цели устойчивого развития общества и экономических систем, в целом, в той или иной мере включают в себя задачи по решению вопросов в области образования, ведь оно, с одной стороны, выступает важным фактором социальной мобильности и справедливости, за счет предоставления широкого спектра возможностей для слабозащищенных групп населения и повышения их социального статуса, с другой стороны, способствует формированию гражданского общества и развитию демократических ценностей за счет развития человеческого потенциала и сокращения неравенства.

2. Развитие экономики знаний. В первую очередь, образование является основой при формировании и развитии человеческого капитала, который сейчас признается ключевым ресурсом при развитии национальной экономики, в том числе наращивании объемов инноваций, конкурентных преимуществ и создании благоприятной среды для развития существующих отраслей и создания новых. Также образование способствует снижению потребности в квалифицированных кадрах, обладающих необходимыми компетенциями при решении сложных задач, которые возникают перед всей системой мировой экономики.

3. Участие в цифровой трансформации. С одной стороны, рынок образовательных услуг подвергается значительной трансформации под влиянием цифровизации и происходящих изменений в запросах потребителей, с другой стороны – сам выступает источником формирования цифровой экономики за счет использования новых технологий и развития онлайн-образования, а также сотрудничества и интеграции с предприятиями реального сектора экономики при реализации программ дополнительного образования, что способствует развитию сети партнерств и расширению доступа к качественному и востребованному образованию.

4. Применение «мягкой силы» при смене геополитического контура. В мировой экономике образование традиционно является не только источником несырьевого экспорта страны за счет формирования отдельной отрасли и элементом дополнительных финансовых поступлений в структуру. Экспорт образовательных услуг (в части разработки трансграничных образовательных программ; организации обменов студентами, преподавателями и исследователями; создания филиалов и представительств образовательных организаций за рубежом или открытие совместных университетов) способствует также обмену опытом, знаниями и инновациями между странами. При этом оно также выступает основой для межгосударственного сотрудничества и интеграции в том числе при реализации деятельности торговых союзов и объединений, а также способствует развитию транснациональных корпораций и формированию новых интегрированных рынков.

Далее рассмотрим эти направления, отрывающие новые возможности для сотрудничества и интеграции всех участников экономических систем, более подробно через призму оценки роли образования.

Образование для достижения целей устойчивого развития

Как уже было отмечено образование в интересах устойчивого развития является не только предпосылкой, но и механизмом достижения устойчивого развития и реализации основных 17 глобальных и национальных целей и задач устойчивого развития (рис. 1). Можно отметить, что непосредственно на развитие образования направлена цель устойчивого развития (ЦУР) 4 «Качественное образование», задачи которой направлены на достижение к 2030 году равноправного и качественного образования (а для уровня общего образования полностью бесплатного), доступного для всех, увеличение числа высококвалифицированных преподавателей и увеличение стипендиальных программ для обучающихся из развивающихся стран.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, документ, число

Автоматически созданное описание

Рисунок 1. – Глобальные и национальные (на примере Российской Федерации) цели устойчивого развития

Источник: подготовлено авторами по материалам [5, 15, 17] (Zashchitina, 2023)

Способствуют развитию глобального образования, осуществляющего тесное взаимодействие со всеми субъектами мировой экономики и удовлетворяющего потребности человека и общества, и различные организации, в том числе: Ассоциация Всемирного Образования, имеющая консультативный статус в Организации объединенных наций, и Глобальная коалиция по вопросам образования, созданная ЮНЕСКО. Их деятельность направлена в том числе на развитие «устойчивого образования» [7] (Obrazovanie, 2017).

Следует отметить и тот факт, что важным при рассмотрении образования в качестве элемента устойчивого развития является взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями реального сектора экономики и государством в рамках реализации концепции тройной спирали инноваций. Данный аспект тесно взаимосвязан с формированием экономики знаний.

Среди новых возможностей сотрудничества и интеграции в этом аспекте следует отметить в первую очередь, формирование и развитие на базе учреждений высшего образования, научных центров и предприятий реального сектора экономики инновационных кластеров, а также вовлечение вышеперечисленных участников в деятельность отдельных институтов развития, например особых экономических зон, созданных специально под нужды развития образования, науки и инноваций.

Образование в эпоху развития экономики знаний

В настоящее время, в век глобального информационного общества, усиления роли нематериальных активов и перехода к человекоцентричным моделям, знания становятся одной из главных движущих сил социально-экономического развития во всех странах. В связи с этим массовое распространение получил термин «экономика знаний», под которым понимается как наивысший этап развития инновационной экономики, главным фактором которой является человеческий капитал, а также важным является накопление и применение новых знаний, создаваемых в результате научных исследований и технологического прогресса; увеличение объемов инвестиций в образование и науку; внедрение передового опыта; и открытость по отношению к инновациям в социальной, экономической и культурной средах [22] (Knowledge-based, 2023).

В свою очередь Всемирный банк под «экономикой знаний» определяет совокупность всех видов экономической деятельности, направленных на генерирование, распространение и использование знаний во всех сферах, функционирующую благодаря развитию основных четырех элементов, среди которых выделяются образование и обучение, информационная инфраструктура, методы экономического стимулирования и благоприятного институционального режима и инновационные системы [2, 4] (Adamanova, 2015).

C позиции развития экономики знаний следует отметить различные методологические подходы, которые могут быть использованы при трактовке роли образования и знаний (табл. 1).

Таблица 1 – Основные методологические подходы и трактовки роли образования в экономике знаний

Наименование подхода
Описание
Философский
Образование представляет собой феномен современного общества.
Экономический
Качественное образование является частным и публичным благом, ресурсом хозяйственной деятельности индивида и общества.
Социологический
Образование и формируемый им человеческий капитал выступают как социальная ценность.
Информационный
Образование является определяющей составляющей жизнедеятельности человека, формирующей определенный информационный фон.
Поведенческий
Деятельность по получению образования выступает объектом в действиях отдельных людей и социальных групп.
Функциональный
Образование и следующие за ним знания являются основой для ряда функций различных субъектов и для устранения противоречий в социально-экономических системах.
Цивилизационный
Образование выступает источником получения ключевых ресурсов развития цивилизации.
Источник: подготовлено авторами по материалам [10, 16, 22] (Kakutich, 2020; Filatov, 2015; Knowledge-based, 2023)

На рис. 2 представлены основные подходы, оценивающие влияние образования и деятельности субъектов рынка образовательных услуг на экономическое развитие страны и региона.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, документ

Автоматически созданное описание

Рисунок 2. – Подходы к оценке роли образования и деятельности субъектов рынка образовательных услуг на экономическое развитие страны и региона

Источник: подготовлено авторами по материалам [19, 20, 21] (Elliott, 1998)

Среди новых возможностей сотрудничества и интеграции в этом аспекте можно отметить появление разнообразных форм кооперации учреждений высшего образования (с позиции их трансформации под влиянием Индустрии 4.0 в университет нового поколения 4.0) и компаний нового поколения, функционирующих в условиях и по правилам развития Индустрии 4.0, которые приводят к синергетическому эффекту (рис.3). Данное взаимодействие может осуществляться в том числе по следующим моделям: выполнение вузом работ по заказу предприятия; эксклюзивное партнерство; взаимодействие с целью решения общеотраслевых задач; реализация программ корпоративных университетов и др.

Изображение выглядит как текст, чек, снимок экрана, документ

Автоматически созданное описание

Рисунок 3. – Основные аспекты коллаборации учреждений высшего образования и предприятий реального сектора экономики

Источник: подготовлено авторами по материалам [13] (Puti, 2020)

Также важно отметить тот факт, что образование в экономике знаний оказывает влияение на развитие инноваций и на снижение уровня безработицы. Так, согласно оценкам экспортов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2022 году уровень безработицы по странам и партнерам ОЭСР среди граждан от 25 до 64 лет в зависимости от уровня образования составил следующие значения [20]:

- с образованием ниже среднего – 9,3%: наихудшие показатели в Словакии (38%), Южной Африке (30,9%) и Швеции (18,1%), а наилучшие – в Индонезии (1,3%), Индии (1,6%), Мексике (2,2%);

- со средним образованием – 5,1%: наихудшие показатели в Южной Африке (27,5%), Греции (12,9%) и Чили (12,7%), а наилучшие – в Норвегии (0,6%), Чехии (2,0%), Нидерландах (2,4%);

- с высшим образованием - 3,5%: наихудшие показатели в Южной Африке (14,2%), Турции (9,3%) и Колумбии (9,3%), а наилучшие – в Чехии (0,9%), Польше (1,2%), Румынии (1,3%).

Образование в эпоху развития цифровизации

Деятельность по цифровизации образования стала особенно активно развиваться с момента начала пандемии COVID-19, хотя сам рынок образовательных цифровых технологий существует уже давно и в 2023 году составляет примерно 275 млрд долл. США, а к 2025 году по оценкам экспертов его объем составит 342 млрд долл. США [18]. Его начало связывают с включением в образовательный процесс в 80-х годах XX века дисциплин, направленных на формирование основ цифровой грамотности, которое переросло во внедрение с начала XXI в деятельность самих учреждений высшего образования информационно-коммуникационных технологий и продолжилось в повсеместном включении во все бизнес-процессы образовательных учреждений цифровых технологий и трансформации традиционных педагогических методов и технологий обучения, инструментов работы и ее организации, а также самого содержания образования и планируемых результатов.

Основные предпосылки цифровой трансформации мирового рынка услуг высшего образования были рассмотрены нами в более ранних исследованиях [6, 12] (Zashchitina, 2023; Pavlov, 2020), здесь же хотелось бы более подробно остановиться на возможных направлениях для сотрудничества и интеграции.

На настоящий момент по оценках экспертов Высшей школы экономики в Российской Федерации высшее образование занимает 3 место по индексу цифровизации отраслей экономики и социальной сферы после отраслей информационных технологий, информации и связи. При этом основная доля отводится на цифровизацию бизнес-процессов (27,3%), поддержание кибербезопасности (26,9%), внедрение цифровых технологий (23,6%), а далее идут формирование цифровых навыков персонала (17,2%) и затраты на внедрение и использование цифровых технологий (4,3%) [8].

В связи с этим среди основных направлений по развитию образования в условиях цифровой трансформации можно выделить формирование цифровых навыков персонала с целью возможностей использования цифровых технологий и процессов, а также разработку собственных программных решений (но с учетом возможной интеграции в мировые образовательные сети при построении единых образовательных пространств), которые могут позволить поддерживать образовательный и цифровой суверенитет страны и позволить осуществить стратегию цифровой трансформации (рис. 4).

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число

Автоматически созданное описание

Рисунок 4. – Элементы стратегии цифровой трансформации учреждений высшего образования

Источник: подготовлено авторами по материалам [1] (Abdrahmanova, 2022)

Образование в условиях смены геополитического контура

В настоящий момент мировая экономика и весь мир в целом находятся под влиянием смены геополитического контура и формирования нового многополярного мира. В связи с этим, образование не только выступает в качестве элемента мягкой силы, но и начинает изменяться с учетом новых геополитических реалий, формирующих как новые вызовы, так и новые возможности. Так, например, это может приводить к появлению новых или же развитию ранее созданных партнерств в том числе внутри торговых союзов и объединений (табл. 2)

Таблица 2 – Основные форматы развития образования в рамках ряда торговых союзов и объединений, в которые входит Российская Федерация

Формат
Описание
БРИКС
Сотрудничество в области науки и образования развивается по следующим направлениям: обмен студентами, преподавателями, исследователями и исследованиями; создание совместных образовательных программ и научных центов; развитие цифрового образования и инноваций. На настоящий момент в рамках БРИКС действует формат форумов и регулярных встреч министров науки, технологий и инноваций, на которых обсуждается важность сотрудничества в области образования и науки.
ЕАЭС
В настоящий момент деятельность стран-участниц в сфере образования выделено в качестве одного из стратегических направлений развития и сформирована Стратегия 2025 по развитию науки и образования в странах ЕАЭС, включающая в себя в том числе задачи по развитию сетевых форм взаимодействия и развитие стипендиальных программ.
СНГ
Реализует сотрудничество в сфере образования и науки в рамках Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ и Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства
Источник: подготовлено авторами по материалам [3, 9, 11]

Также смена геополитического контура влияет на трансформацию потоков образовательной миграции, географию научных исследований и распределение образовательных ресурсов и возможностей, что заставляет рынок образовательных услуг быстро адаптироваться и гибко трансформироваться с целью поддержания эффективности работы, сохранения необходимых финансовых результатов и поддержания гармоничного развития.

Заключение

В заключении следует отметить, что в настоящее время существует различное множество интеграционных форматов взаимодействия, основанных благодаря сфере высшего образования, среди них можно выделить следующие: формирование конкурентных преимуществ учреждений высшего образования с позиции наращивания ими интеграционного потенциала; применение стратегий формирования интеграционных комплексов учреждений высшего образования (кластерной, классической, сетевой, научно-исследовательской); а также реализация различных форм и видов партнерств с учреждениями высшего образования [14].

Это происходит благодаря тому, что образование выступает связующим звеном и способствует всестороннему развитию современных экономических систем за счет того, что играет ключевую роль при формировании человеческого капитала, реализации концепций «мягкой силы», объединении различных субъектов реального сектора экономики с целью сотрудничества и интеграции, в том числе на глобальном уровне.


Источники:

1. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Гершман М.А., Гохберг Л.М. и др. Цифровая трансформация: ожидания и реальность. / докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. – 221 c.
2. Адаманова З.О. Концепция экономики знаний: современная интерпретация и области практического применения // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2015. – № 9. – c. 226-237.
3. БРИКС и образование: сотрудничество в сфере науки и образования. Международная сеть TV BRICS. [Электронный ресурс]. URL: https://tvbrics.com/news/brics-i-obrazovanie-sotrudnichestvo-v-sfere-nauki-i-obrazovaniya/ (дата обращения: 10.12.2023).
4. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/home (дата обращения: 10.12.2023).
5. Защитина Е.К. Коллаборация вузов и предприятий реального сектора экономики как механизм реализации концепции устойчивого развития: российский и мировой опыт. / Экономика и маркетинг в XXI веке: проблемы, опыт, перспективы: сб. материалов XVIII междунар. науч.-практ. конф., 24-25 нояб. 2022 г., г. Донецк / ГОУВПО «ДОННТУ» : [посвящ. 95-летию каф. «Экономика и маркетинг»]; редкол.: А. А. Кравченко [и др.]. - Донецк : ДОННТУ, 2022. – 501 – 506 c.
6. Защитина Е.К. Предпосылки цифровой трансформации мирового рынка услуг высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – doi: 10.18334/epp.13.12.120191.
7. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А., Андреев А.И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экспертно-аналитический доклад). - М.: Московская редакция издательства «Учитель»; Издательство Московского университета, 2017. – 207 c.
8. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы. Цифровая экономика. [Электронный ресурс]. URL: https://ipquorum.ru/ upload/785333175-hpAqJdOc.pdf (дата обращения: 10.12.2023).
9. Информация о сотрудничестве государств – участников СНГ в сфере образования. Исполнительный комитет Содружества независимых государств. [Электронный ресурс]. URL: https://cis.minsk.by/page/6870 (дата обращения: 10.12.2023).
10. Какутич Е.Ю. Глобальные тренды и тенденции становления экономики знаний в системе мировой экономики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2020. – № 2. – c. 59 – 74. – doi: 10.37279/2413-1644-2020-6-2-59-74.
11. Левченко А. Возможна ли евразийская интеграция в сфере образования. Портал Российский совет по международным делам. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments /analytics/vozmozhna-li-evraziyskaya-integratsiya-v-sfere-obrazovaniya/ (дата обращения: 10.12.2023).
12. Павлов П.В., Защитина Е.К. Университет мирового уровня в эпоху цифровизации // Вестник РУДН. Серия: Экономика. – 2020. – № 4. – c. 681-699. – doi: 10.22363/2313-2329-2020-28-4-681-699.
13. Павлов П.В., Защитина Е.К., Карагодин А.В. Пути и инструменты реструктуризации экономики России посредством институтов развития. / монография. - Изд.-во: Южный федеральный университет, 2020. – 267 c.
14. Тенденции развития высшего образования в мире и в России / Аналитический доклад-дайджест Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. РЭУ имени Г.В. Плеханова. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rea.ru/ru/ org/managements/Nauchno-issledovatelskijj-institut-razvitija-obrazovanija/ Documents/Доклад-дайджест%20Тенденции%20развития%20высшего%20 образования.pdf (дата обращения: 10.12.2023).
15. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года №204 «О национальные целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Портал правовой информации «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 10.12.2023).
16. Филатов С.А., Сухорукова Н.Г. Экономика знаний: качественная и количественная характеристика // Идеи и идеалы. – 2015. – № 4. – c. 68-80.
17. Цели в области устойчивого развития. Официальный сайт Организации объединенных наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustaina bledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 10.12.2023).
18. Что такое цифровизация образования и зачем она нужна. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-tsifrovizatsiya-obrazovaniya-i-zachem-ona-nuzhna/ (дата обращения: 10.12.2023).
19. Battu H., Finch J., Newlands D. Integrating knowledge effects into university impact studies: a case study of Aberdeen University. [Электронный ресурс]. URL: https://ideas.repec.org/p/wuk/abdnwp/98-08.html (дата обращения: 10.12.2023).
20. Education at a Glance: OECD Indicators. - OECD Publishing, Paris, 2017.
21. Elliott D.S., Levin S.L., Meisel J.B. Measuring the economic impact of institutions of higher education // Research in Higher Education. – 1998. – № 28(1). – p. 26.
22. Zashchitina E.K. Knowledge-based economy. / Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2023. – 184 c.

Страница обновлена: 04.12.2024 в 12:52:59