Развитие сотрудничества государств в борьбе с легализацией преступных доходов и защиты частных активов в цифровую эпоху
Иванов А.А.1
1 Институт проблем рынка РАН
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71962585
Аннотация:
Статья рассматривает актуальные проблемы, связанные с увеличением числа преступлений, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма. Автор статьи обращает внимание на то, что в условиях цифровой экономики эти угрозы стали еще более серьезными, поскольку злоумышленники могут использовать современные технологии для скрытия своих незаконных действий. В статье предлагается ряд мер, направленных на укрепление международного сотрудничества в данной области, а также на повышение уровня осведомленности населения о рисках использования онлайн-платежей и других способов перевода денег без должной проверки контрагента.
Ключевые слова: цифровизация, блокчейн, теневые доходы, частные активы, международное сотрудничество, финансовые институты. государство
Введение. В условиях цифровой эпохи развитие сотрудничества между государствами в борьбе с легализацией преступных доходов и защите частных активов становится особенно важным. Современные технологии позволяют злоумышленникам использовать различные методы для скрытия своих незаконных действий, поэтому необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон для эффективного противодействия этим угрозам.
Одной из основных проблем является отсутствие единых стандартов и механизмов контроля за финансовыми операциями в Интернете. Некоторые страны уже начали работу над созданием таких систем, однако процесс идет медленно из-за сложности задачи и необходимости координации действий между различными участниками рынка.
Кроме того, важной задачей является повышение уровня осведомленности населения о рисках использования онлайн-платежей и других способов перевода денег без должной проверки контрагента. Люди должны понимать, что любая транзакция может стать объектом мошенничества или использоваться для финансирования терроризма [11].
Для решения этих задач необходимо проводить регулярные тренинги и семинары для специалистов банковской сферы, правоохранительных органов и других заинтересованных сторон. Также следует разрабатывать новые методики анализа больших объемов данных, чтобы быстро выявлять подозрительные операции и предотвращать их проведение.
Важно отметить, что борьба с легализацией преступных доходов и защита частных активов являются не только задачей государственных органов, но и каждого человека [3, 10]. Каждый из нас должен быть внимательным при использовании онлайн-сервисов и следить за безопасностью своих персональных данных.
Результативность международного сотрудничества, пожалуй, в любой сфере жизнедеятельности, как думается, базируется на нескольких компонентах:
1) наличие у каждого из субъектов сотрудничества объективной заинтересованности в его результатах;
2) разделение общих интересов каждым из участников международного сотрудничества;
3) равноправие в системе международного сотрудничества, включая равную включенность и равную ответственность участвующих государств;
4) эффективная и независимая координация международного многостороннего сотрудничества из единого центра.
Проведенный анализ позволяет с сожалением констатировать, что соответствующие аспекты не проявляются в полной мере в актуальных процессах сотрудничества государств в борьбе с легализацией преступных доходов, что формирует основную проблему [2, 5]. Вместо активного развития практических аспектов взаимодействия, со стороны отдельных участников международного сотрудничества реализуются контрпродуктивные, разрушительные решения, через систему политического давления на участников взаимодействия, а угрозы исключения из международного сотрудничества в области ПОД/ФТ ставят под сомнение целесообразность его дальнейшего осуществления как такового.
С сожалением приходится констатировать, что основной современной и наиболее актуальной проблемой в сфере сотрудничества государств в борьбе с легализацией преступных доходов выступает геополитический фактор, влияние которого зачастую нивелирует один или несколько принципов участия стран в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных доходов [9].
Как было показано выше, влияние геополитического фактора происходит по одному или нескольким направлениям:
— ограничение сотрудничества с некоторыми странами; необоснованное и ранее не наблюдаемое затягивание процессов реакции на международные запросы;
— намеренный отказ в передаче финансовой информации либо ее искажение;
— умышленное использование международного механизма сотрудничества во вред его участникам (получение информации о возможности противоправных действий с финансовыми активами субъектов, против которых наложены односторонние санкции под предлогом борьбы с отмыванием преступных доходов;
— призывы либо реальные действия по отстранению (приостановке участия) государств в международном сотрудничества в борьбе с легализацией преступных доходов;
— и др.
В случае с Российской Федерацией остается совершенно непонятным, каким образом исключение из международного сотрудничества может положительно сказаться на достижении целей и задач в предметной области. Едва ли ослабленное взаимодействие поспособствует улучшению дел в системе международной борьбы с финансовой преступностью, причем ущерб будет нанесен интересам всех сторон, включая, безусловно, Российскую Федерацию, экономика которой предстала перед беспрецедентными угрозами безопасности в связи с рисками неконтролируемого оттока капитала, в первую очередь сомнительного происхождения. В условиях значительных валютных ограничений, запретов в области трансграничных платежей, наложенных как недружественными государствами, так и российским правительством, преступный элемент, в особенности субъекты коррупционной деятельности, высоко мотивирован оперативно вывести капиталы, добытые противоправным путем, в благоприятные юрисдикции [4, 7]. Кроме того, международный преступный элемент непременно воспользоваться ситуацией ослаблением сотрудничества государств, правительств и неправительственных организаций, и укрепит свое положение, если и вовсе не нанесет сокрушительный удар, в частности, по технологическому компоненту международного взаимодействия и партнерства [6, 8].
Можно было бы предположить, что использования системы сотрудничества государств в борьбе с легализацией преступных доходов для достижения конъюнктурных геополитических целей отдельные участники сотрудничества видят оправданным с позиций достижения основных целей и задач партнерства, его постановки на «автоматические рельсы», доведения механизмов международной борьбы в сфере ПОД/ФТ до такого совершенства, когда исключение оного или нескольких государств, тем более, ключевых экономик мира, оказалось бы безболезненным и прошло бы не замеченным в планетарном масштабе.
Однако, напротив, как показали результаты исследований, состояние международного сотрудничества в предметной области крайне противоречивое, ряд проблем не просто не решены, но и усугубляются [12]. Особо острой проблемой выступает опережающий характер трансграничной финансовой преступности, ее тесная связь с коррумпированными чиновниками, нередко – негласная поддержка со стороны отдельных национальных правительств. Выживаемость и развитие трансграничной финансовой преступности в немалой степени связана с тем, что формируемые на организованном уровне механизмы и инструменты опережают действия государств, включая принятие необходимых изменений в законодательство [1]. Именно по этой причине бороться в одиночку с системой легализации преступных доходов неэффективно. Но даже наилучшие системы взаимодействия государств, трансмиссия передового опыта неспособны полностью обеспечить хотя бы следование «нога в ногу» с организованной преступностью в финансовой сфере, не говоря о том, чтобы опережать ее.
Как думается, для решения данной проблемы необходимо одновременно обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества государств в борьбе с легализацией преступных доходов в практической сфере, прежде всего, в части формирования единой глобальной системы финансовой разведки, мониторинга и контроля, а также в контексте радикального совершенствования методов и инструментов опережающей идентификации направлений развития финансовой преступности, в особенности в сфере, связанной с применением цифровых технологий. В связи с последним замечанием, представляется необходимым отметить, что использование высоких технологий цифровой эпохи, это, одновременно, возможность и угроза в предметной области.
В соответствии с выделенными проблемами и противоречиями в международном сотрудничестве и с фокусом на приоритетных интересах Российской Федерации в предметной области, ниже представлено обоснование приоритетных направлений развития сотрудничества государств в борьбе с легализацией преступных доходов.
Тема исследования в целом отражает лейтмотив преобразований, которые происходят под влиянием мегатренда цифровизации, означающего тотальное внедрение инструментов автоматизированной интеллектуальной обработки и управления данными в основу всех сфер существования государства и общества.
Тем самым, ключевые рекомендации по развитию сотрудничества государств в борьбе с легализацией преступных доходов в цифровую эпоху будут касаться именно возможностей применения цифровых инструментов. Причем даже в тех сферах, где потенциал воздействия цифровых технологий на существующие проблемы объективно ограничен, они могут быть использованы для непрямой поддержки улучшений, создания среды, способствующей продуктивному взаимодействию субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности национальной, региональной и международной финансовой системы от угроз и рисков, связанных с легализацией преступных доходов.
Между тем, в текущих условиях, когда ситуация геополитической напряженности оказывает очевидно деструктивное влияние на состояние и перспективы международного сотрудничества государств в борьбе с легализацией преступных доходов, необходимо принятие радикальных мер, прежде всего, международно-правового характера, которые смогли бы зафиксировать и уберегать концептуальные договоренности по партнерству в ключевых сферах гуманитарной направленности, обеспечивать неуклонную приверженность принятым обязательствам, отказ от шантажа и манипулирования партнерством в конъюнктурных геополитических целях.
Соответствующие решения касаются более широкого аспекта международного взаимодействия и охватывают большинство неполитических сфер сотрудничества государств – помимо борьбы с легализацией преступных доходов, к таковым можно отнести сотрудничество в противодействии всех видов трансграничной преступности, международному терроризму и экстремизму, в обеспечении глобальной кибернетической, продовольственной безопасности, в области медицины и охраны общественного здоровья, в сфере решения планетарных экологических проблем, мирного освоения космоса и многих других.
Одним из потенциально действенных решений может стать дополнение учредительных документов ООН, либо разработка и скорейшее принятие международной конвенции, содержащей нормы ответственного поведения государств в системе международного партнерства. На основании предлагаемых норм следует обеспечить установление безусловного международно-правового запрета на действия по исключению или приостановке членства государств, правительств, национальных неправительственных организаций в институтах международного сотрудничества как инструмента политического давления на государства и источник разрушения продуктивной кооперации в интересах человечества.
Видится целесообразным включить в основополагающие международно-правовые акты, регулирующие мировой порядок (существующие и вновь принимаемые) положение о том, что произвольное исключение (приостановление членства) государств в международных организациях сотрудничества по политическим и иным мотивам не допускается, кроме случаев, если такие действия являются мерой ответственности государств, предусмотренной Уставом ООН, вводимой по санкционированной ООН процедуре. Установить, что каждый участник международной правительственной организации должен быть незамедлительно восстановлен в членстве таких организаций, если станет известным, что основания для соответствующих мер не были предусмотрены в редакции учредительных документов, включая международные конвенции, учреждающие международную организацию, действовавшей на момент вступления или (если применимо), последнего пересмотра членства данного государства, либо если будет доказано отсутствие факта нарушений, влекущих применение соответствующих мер по действующему основанию. Безусловно, некоторые акторы геополитики не выразят готовность утратить инструмент геополитического давления. Однако с учетом направленности представленных норм на обеспечение глобальных интересов безопасности и устойчивого развития, обосновать свою деструктивную позицию будет сложно, и при грамотном применении дипломатических усилий со стороны России и дружественных государств представленные изменения могут быть внесены в систему международного публичного законодательства в ближайшей перспективе.
Еще несколько лет назад рекомендации по интенсификации сотрудничества государств в борьбе с легализацией преступных доходов следовало бы начинать с мероприятий по созданию глобальной системы финансового мониторинга, разведки и контроля, на основе универсальной цифровой платформе, о чем говорилось выше. Указанная задача не утрачивает своей актуальности на сегодня, а развитие цифровых технологий сквозного характера могло бы дать импульс соответствующим разработкам. Однако, реалистичная оценка политического фона сотрудничества государств в борьбе с легализацией преступных доходов не позволяет говорить о том, что при нагнетании геополитической напряженности и взаимного недоверия прорыв в соответствующем направлении может быть достигнут в обозримой перспективе.
Развитие соответствующих разработок и полноценный запуск указанной платформы, пусть даже в более отдаленной временной перспективе, может иметь место лишь при надлежащих гарантиях децентрализации управления и владения подобной системой – проверенные историей решения по передаче управления нейтральной юрисдикции, такой как Швейцария, в последнее время полностью дискредитированы внешнеполитическими действиями уже никак не нейтральных стран. Соответствующие гарантии могут быть обеспечены технологическим путем – через создание глобальной платформы управления в области ПОД/ФТ(противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма) на основе технологии распределенного реестра (блокчейн). Блокчейн не позволяет произвольно вмешиваться в записи данных, удалять информацию, ограничивать допуск к ней оригинальным обладателям ключей шифрования (то есть в данном случае всем участникам международного партнерства в сфере ПОД/ФТ), тем самым риски неправомерного внешнего вмешательства в функционирование международного механизма будут нивелированы.
Использование блокчейн-технологий и платформ может стать источником новых возможностей в сфере негласного международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ(противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма) в условиях международной политической напряженности, укрепления анонимности, в особенности в сферах, требующих решительных и безотлагательных действия несмотря на политические противоречия.
Преодоление законодательных барьеров, сложности и противоречивости международного законодательства для обеспечения корректного его применения и дальнейшей интеграции субъектов взаимодействия, может быть основано на таком цифровом инструменте, как системы регтеха. Системы регтеха – цифровые платформы контроля за соответствием деятельности субъектов мониторинга, в том числе, финансовой, с учетом непрерывно актуализируемой правовой базы и соотнесения с ее положениями, могут стать инструментом решения проблемы множественности международно-правовых норм в области противодействия легализации преступных доходов.
Подобные системы позволяют в автоматическом режиме применять надлежащую норму конкретного правового акта, устранить риски конкуренции между соответствующими нормативными документами международного и национального уровня, в том числе по иерархии. В результате потребность в скорейшей систематизации и унификации международного и – в ряде случаев – национального законодательства в сфере ПОД/ФТ снизится, и вместе с ними нивелируются риски блокирования соответствующих процессов правовой интеграции.
Для действенного противоборства опережающим технологиям, используемым трансграничной финансовой преступностью, представляется необходимым, прежде всего, прийти к международному согласию и принять унифицированные нормы, регламентирующие юридический статус цифровых финансовых активов. С позиций предмета настоящего исследования представляется не принципиальным, какая именно модель регулирования цифровых активов будет выбрана, - главное, обеспечить единый подход, в условиях которого исключаются лазейки для злоумышленников, в том числе связанные с манипулированием противоречиями в правовом регулировании между национальными юрисдикциями.
Для прогнозирования и предупреждения инноваций, используемых финансовыми преступниками для успешной легализации преступных доходов, в том числе в трансграничном масштабе, могут быть успешно применены цифровые платформы высокоточного интеллектуального анализа и прогнозирования «больших данных», которые смогут идентифицировать спектр наиболее реальных угроз и точек их возникновения в будущем для упреждающих действий со стороны национальных органов или международного сообщества.
Субъектам политических решений в Российской Федерации представляется возможным рекомендовать даже в условиях частичной международной изоляции, исключения или рисков исключения из институтов и механизмов международного сотрудничества, продолжать комплексную работу в данном направлении, не рассматривать политически ангажированные действия недружественных государств в качестве основания для ограничения или исключения к применению норм и рекомендаций международных организаций, в том числе ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития), по противодействию легализации преступных доходов, обеспечить непрерывность функционирования национальной системы финансовой разведки, мониторинга, контроля.
В контексте крайне осложнившихся условий международного сотрудничества в предметной области, представляется целесообразным активнее переходить на формат двух- и многостороннего взаимодействия с дружественными государствами, оставляя, при этом, возможности и инициативу для восстановления широкого сотрудничества в международном масштабе.
На достижение последней задачи будут направлены действия по сохранению всех принятых Россией на себя международных обязательств в области противодействия легализации преступных доходов, за исключением лишь тех случаев, когда подобные решения с учетом недружественных действий зарубежных стран влекут за собой непосредственные угрозы приоритетным интересам национальной безопасности Российской Федерации.
Международное сотрудничество является основным инструментом в борьбе с легализацией преступных доходов, и в этой работе играют ключевую роль многочисленные институты специализированного и общего характера. Российская Федерация, в лице Росфинмониторинга, активно участвует в международном сотрудничестве по борьбе с легализацией преступных доходов. Однако, помимо прогресса в этой области, существуют угрозы международного сотрудничества, связанные с геополитическими соображениями. Исключение России из международного сотрудничества может нанести непоправимый урон, и подрыв доверия к институтам и механизмам международного взаимодействия может иметь долгосрочный характер и оказать пагубное воздействие. Поэтому политические соображения не должны ставиться во главу угла при формировании международного сотрудничества по борьбе с легализацией преступных доходов.
Источники:
2. Егорова Д. А., Журавлева Т. В., Орлова А. М. Новации в борьбе с теневыми финансовыми операциями отечественный и зарубежный опыт // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 4. – c. 173-181. – doi: 10.34755/IROK.2021.37.36.048.
3. Зимовец А.В., Синиченко О.А., Ханина А.В., Козлов Д.Т. Легализация доходов, полученных преступным путем: обзор типовых схем и анализ тенденций // Теневая экономика. – 2023. – № 3. – c. 277-296. – doi: 10.18334/tek.7.3.119144.
4. Иванов В.В., Девочкин С.О. Стратегии трансграничного банковского взаимодействия в условиях трансформации внешнеэкономических связей // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 849-870. – doi: 10.18334/vinec.13.2.118139.
5. Козодаева О.Н. Криминальная теневая экономика как угроза экономической безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование // Актуальные проблемы государства и права. – 2018. – № 5. – c. 124-132. – doi: 10.20310/2587-9340-2018-2-5-124-132.
6. Краснова К.А. Уголовная политика Европейского союза в сфере противодействия коррупции. / Монография. - М.: Издательство «Проспект», 2020.
7. Лев М.Ю., Болонин А.И., Болонина С.Е., Лещенко Ю.Г. Механизм безопасности интегрированной системы CBDC: перспективы трансграничных платежей // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 3157-3178. – doi: 10.18334/epp.13.8.118841.
8. Международное сотрудничество ФАТФ. Росфинмониторинг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedsfm.ru/fm/egmont/..
9. Мусатова В.И. Усиление контроля за наличными денежными средствами как способ борьбы с коррупцией // Современные технологии в науке и образовании-СТНО-2021: Сборник трудов IV Международного научно-технического форума: в 10 т.. Том 8., Издательство: Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф.Уткина. Рязань, 2021. – c. 119-122.
10. Пахарев А.В. Влияние цифровых валют и киберпреступности на экономическую безопасность страны // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 457-472. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114692.
11. Полищук С.А. Государственное регулирование современной финансово-платежной системы и экономическая безопасность: этюды // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 1121-1132. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118279.
12. Butler T., O’Brien L. Understanding RegTech for digital regulatory compliance // Disrupting Finance. – Palgrave Pivot, Cham. – 2019. – p. 85-102.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:12:23