Концепция бесшовного взаимодействия участников трансграничного сотрудничества

Хмелева Г.А.1, Курникова М.В.1, Чиркунова Е.К.1
1 Самарский государственный экономический университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633257

Аннотация:
Приграничное сотрудничества является приоритетным направлением государственной внешнеэкономической политики. В статье представлены результаты исследования о применении цифровизации в развитии трансграничного сотрудничества. Показано, что в настоящее время платформенный подход наряду с цифровыми технологиями прочно занял ведущее место в развитии государственных услуг по всему миру, включая международное сотрудничество. Приграничное сотрудничество не осталось в стороне. Предложена концепция сервиса трансграничного сотрудничества с реализацией на портале госуслуг Самарской области, предназначенного для бесшовного взаимодействия участников, позволяющего получить иностранным гражданам полезные услуги и информацию о российской стороне. Выводы исследования будут полезны как ученым, занимающимся проблемами трансграничного взаимодействия, так и органам государственной и региональной власти.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, цифровой сервис, навигатор, жизненная ситуация, бесшовное взаимодействие

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РЯИК № 21-510-23002.

JEL-классификация: F01, F15, F23



Введение

Современная геополитическая турбулентность актуализирует роль приграничного сотрудничества в достижении устойчивого и безопасного мира. В Российской Федерации, как и во многих странах мира, федеральное правительство и региональные органы власти придают важное значение сотрудничеству между приграничными регионами, содействуя безопасности и экономическому процветанию своих территорий.

В современных условиях цифровые технологии проникли во многие сферы жизнедеятельности, а концептуальных решений и системных цифровых продуктов по сотрудничеству трансграничных территорий с Россией не сформировано. При этом, наш взгляд, экосистема трансграничного сотрудничества на основе цифровых технологий могла бы предоставить более широкие возможности для граждан и бизнеса, последующего развития экономики и имиджа приграничной территории.

Проблема исследования состоит в отсутствии конкретных концептуальных и методических подходов к организации приграничного сотрудничества на основе использования информационных сервисов и цифровых технологий, позволяющих оказать гражданам и бизнесу сопредельного зарубежного региона информационное сопровождение в жизненных ситуациях, связанных с пребыванием в РФ с образовательными, социально-культурными, коммерческими целями.

Цель исследованияразработать концепцию сервиса трансграничного сотрудничества, обеспечивающего бесшовное взаимодействие участников трансграничного взаимодействия: граждан, бизнеса, органов власти и некоммерческих структур.

Информационной базой статьи послужили отечественные и зарубежные исследования по тематике развития приграничного сотрудничества на локальном уровне, платформизации и цифровых сервисов приграничного сотрудничества; материалы социологических опросов населения Западно-Казахстанской области Республики Казахстан и Самарской области РФ, проведенные коллективом авторов в 2023 г.

Гипотеза исследования заключается в том, что внедрение цифровых технологий в процессы взаимодействия участников приграничного сотрудничества позволит не только сформировать благоприятный имидж приграничных регионов России, но и выстроить гармоничные отношения сопредельных территорий, способствовать развитию внешнеэкономической деятельности.

Обзор литературы

Вопросы приграничного сотрудничества, применения цифровых технологий в научной литературе обсуждались неоднократно и довольно широко. Выявлены механизмы интеграции программ трансграничного сотрудничества в программы территориального сотрудничества, обозначены механизмы управления на наднациональном и национальном уровнях [1] (Белицкий и др., 2021). Изучены механизмы координации стран ЕАЭС в снижении уровня трансграничной преступности, отмечена необходимость совместно согласованной и общей миграционной политики, создания специальных баз данных для понимания контингента лиц, пересекающих границы [2] (Тимошенко, 2021).

Важное место занимают вопросы сотрудничества в сфере культуры, спорта. Однако эти вопросы рассматриваются в настоящее не так часто. Так, можно выделить работу Бороздиной Я. А. 2006 года, где рассмотрены проблемы правового регулирования приграничного сотрудничества в сфере культуры, ряд из которых не решен до сих пор [3] (Бороздина, 2006). В частности, различия в в полномочиях локальных структур в соседних странах. В современных работах чаще рассматривается более широкий контекст, в частности, процесс формирования социокультурного пространства, отмечено, что оно происходит «снизу», где инициатором выступает локальное сообщество, представленное местным бизнесом, некоммерческими организациями, региональными и муниципальными органами власти [4] (Шлапенко, 2018).

Схожих взглядов на то, что локальные сообщества и местные органы власти выступают катализаторами приграничного сотрудничества, придерживаются и зарубежные ученые, основывая свои точки зрения на конкретных кейсах. Так, на примере сопредельных регионов скандинавских стран и стран Восточной и Центральной Европы С. Свенссон убедительно доказывает, что усилия по формированию сети контактов на местном уровне (а отнюдь не наднациональные инициативы по созданию и развитию еврорегионов), даже только по одну сторону границы, позволяют превратить приграничные территории в действительно интегрированные политические пространства [5] (Svensson, 2015), в которых созданные социальные сети позволяют удовлетворять потребности их участников и жителей приграничной территории [6] (Frątczak-Müller, Mielczarek-Żejmo, 2020). В неевропейском контексте, на примере Кашмира – спорной сопредельной области между Индией и Пакистаном, показана роль активностей низовых негосударственных субъектов в развитии приграничного сотрудничества [7] (Mahapatra, 2017).

Идея о том, что цифровые платформы и сервисы способны стимулировать взаимодействие между приграничными территориями, обоснованы в работах М.В. Алексеевой, К.И. Ладыгина [8] (Алексеева, Ладыгин, 2010), Д.Д. Бадараева, Ц. Цэцэнбилэг, О. Хатанболд [9] (Барадаев, Цэцэнбилэг, Хатанболд, 2019), Г.А. Хмелевой [10] (Khmeleva, 2021). Конкретная концепция и аналитическая основа трансграничного расширения цифровых платформ Китая на сопредельные территории Вьетнама и трансграничное взаимодействие с Таиландом для выстраивания глобальных цепочек поставок в торговле продовольственными товарами предложена в статье Ч. Ян [11] (Yang, 2022). Отметим, что в указанных работах речь, по сути, идет о базах данных, аккумулирующих массив данных в одной или нескольких сферах, представляющих трансграничный интерес и предоставляющих доступ пользователям из разных стран. Так, точечные решения по платформизации приграничного сотрудничества реализованы ЕС в виде цифровой платформы keep.eu, содержащей разнообразные агрегированные данные о проектах и бенефициарах программ трансграничного, транснационального и межрегионального сотрудничества в Европе.

Вместе с тем, представляется, что потенциал использования существующих сегодня цифровых решений, которые могут быть задействованы в стимулировании приграничного сотрудничества, может быть расширен за счет создания систем, предоставляющих электронные услуги для граждан из разных стран. Так, предложения по созданию инфраструктур трансграничного обмена данными в национальных платформах электронного правительства даны в работе Р. Кримера и соавторов [12] (Krimmer et al., 2021). Для создания электронных сервисов для цифровых мигрантов в ЕС принят и реализуется регламент eIDAS (electronic IDentification, Authentication and trust Services), создающий общие стандарты для электронных подписей, электронных печатей, сертификатов аутентификации веб-сайтов и пр., позволяющий объединять инфраструктуру порталов электронных правительств в пределах Европы. Отдельные страны могут подключаться к этой системе в целях обмена данными для получения гражданами статуса резидента, трансграничном взаимном признании различных документов [13] (Aavik, Krimmer, 2016). Таким образом, бесспорно велика роль информационных систем и сервисов в стимулировании развития приграничного сотрудничества, поскольку они позволяют реинжинировать административные процессы предоставления преференций для жителей и бизнеса из приграничных территорий.

Результаты исследования

Современные достижения науки и технологий предоставляют широкие возможности построения эффективной системы взаимодействия участников трансграничного сотрудничества. Предлагаемая концепция бесшовного взаимодействия участников трансграничного сотрудничества гармоничным образом встраивается в современный контур региональной экономики, имеет тщательное научное обоснование, опираясь, прежде всего, на теорию систем, экосистемный подход и концепцию бесшовной интеграции управленческих систем. Теория систем может быть применена как основание для выдвижения предложения введения подсистемы управления приграничным сотрудничеством как неотъемлемого элемента обеспечения устойчивого и сбалансированного развития социально-экономического развития региона. В частности, управление такой подсистемой является частью приложения новой теории систем Г.Б. Клейнера [14] (Клейнер, 2014), отражая ее универсальный характер. Деятельность этой подсистемы приграничного сотрудничества не ограничивается торгово-экономическим сотрудничеством, но позволяет создавать комфортную ментальную, культурную, институциональную и когнитивную сферы общественной жизни [14] (Клейнер, 2014).

Экосистемный подход позволяет обеспечить с одной стороны необходимый охват участников приграничного сотрудничества, с другой создать подвижную систему взаимодействующих участников, обеспечивая потребности в удобных и доступных сервисах для всех взаимодействующих сторон. Экосистемы как особая форма взаимодействия представляет собой наиболее удобный формат, адекватно отвечающий современному уровню технологий. Наиболее продуктивны экосистемы как форма инновационной деятельности в развитых странах на уровне страны и уровне фирмы. Госуслуги из простого сервиса услуг для граждан все более превращается мощную экосистему, платформу с широчайшим набором услуг для бесшовного взаимодействия гражданина и государства.

На наш взгляд, именно такое сочетание экосистемного и платформенного подходов является наиболее востребованным в современных условиях всеобщей цифровизации, реализуемой через компьютерные сети в рамках виртуальных взаимодействий между хозяйствующими субъектами. Реализуя современные достижения науки и техники целесообразно говорить о переходе к экономике сотрудничества приграничных регионов, объединяя потенциал соседних территорий, сближая страны в построении общего процветающего будущего.

Тогда целью концепции бесшовного взаимодействия участников трансграничного сотрудничества является определение современных и доступных форматов (инструментов) для укрепления сотрудничества жителей регионов соседних стран в экономической и гуманитарной сферах. Бесшовность означает простоту, доступность. Именно поэтому в рамках предлагаемой концепции, на наш взгляд, целесообразно исходить, прежде всего, из необходимости решения жизненных ситуаций. Данный вывод основан на результатах ранее проведенных авторами данной статьи опросов (рис. 1 А и Б).

На рисунках 1А и 1Б видно, что гуманитарное сотрудничество не менее важно, чем развитие торгово-экономических отношений и даже более важно для молодого поколения, которое и предопределит вектор развития отношений в ближайшие десятилетия.

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Укажите, в каких сферах сотрудничество между Самарской областью и Западно-Казахстанской областью в перспективе останется / будет приоритетным?»

Источник: составлено авторами

Отрадно, что необходимость дальнейшего развития отношений отмечается всеми участниками. Важно также, что и круг интересов достаточно широк, хотя и можно выделить приоритеты: торговля, образование, туризм, культура. Обращает внимание интерес со стороны жителей Западно-Казахстанской области к сферам образования, туризма. В своих ответах жители Западно-Казахстанской области выделили интерес к услугам здравоохранения. Обе стороны отметили необходимость проведения совместных спортивных мероприятий. Таким образом, к задаче укрепления трансграничного сотрудничества необходимо подходить системно и комплексно, учитывая запросы и интересы жителей по разные стороны границы. К сожалению, для развития отношений сотрудничества между соседними регионами Самарской области и Западно-Казахстанской областью существует ряд препятствий, среди трудности перехода через границу, неудобный транспорт, международные платежи, недостаток информации о возможностях для посещения Самарской области.

Создание экосистемы приграничного сотрудничества в виде цифрового сервиса должно обеспечить всестороннее и своевременное информирование граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о возможностях, имеющихся на приграничной территории для полноценного взаимодействия и сотрудничества в разных сферах жизнедеятельности [15] (Архипов, 2011), а также планирования и прогнозирования (изменений в сторону укрепления) дальнейших мер и мероприятий сотрудничества.

Разработка концепции Навигатора приграничного сотрудничества (далее – Навигатор) строится на поэтапной работе цифровой трансформации сфер жизнедеятельности для обеспечения доступа частных лиц, мелкого и среднего бизнеса, заинтересованных в получении сведений о предлагаемых возможностях сотрудничества с российской стороной.

Данный Навигатор предназначен для граждан Республики Казахстан, желающих отправиться в Самарскую область с различными целями от путешествия до эффективного сотрудничества на долгосрочной основе. Таким образом, основной принцип этой системы – решение жизненных ситуаций.

В навигаторе освещаются вопросы сотрудничества в разных областях взаимодействия, полезные рекомендации по подготовке документов для въезда и прибывания на территории Самарской области, информация об условиях, порядке и способах получения форм поддержки для разных категорий участников сотрудничества в бизнес-сфере, для частных лиц представлена информация (с удобным поиском) о трудоустройстве, получения основного и дополнительного образования, мест санаторно-курортного отдыха и лечения, календарь мероприятий в сфере культуры, спорта.

Блоки Навигатора представлены в пошаговой инструкции на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные блоки Навигатора приграничного сотрудничества

Источник: составлено авторами

Навигатор может быть снабжен базой контактов, необходимых для оказания гражданам Казахстана информационной поддержки в правовых, экономических и социально-культурных вопросах, с которыми могут столкнуться граждане Казахстана во время пребывания в Самарской области.

В первом блоке «Правовой статус сотрудничества» представлена информация о правовом статусе пребывания на приграничной территории, дана информация о миграционном учете и контакты для получения документов очно и онлайн на платформе госуслуг.

Во втором блоке «Бизнес-сотрудничество» раскрывается информация о взаимодействии в бизнес-сфере, которая будет полезна как малому и среднему бизнесу, так и физическим лицам, которые интересуются налоговыми льготами, субсидиями, грантами и другими мерами поддержи для реализации своих стартапов, получения консультаций. Этот блок описывает также варианты открытия бизнеса на приграничной территории, какие документы потребуются и куда можно обратиться очно и онлайн.

В третьем блоке Навигатора находится информация об образовательной траектории, которую могут получить иностранные граждане на приграничной территории Самарской области. Здесь раскрывается информация о поступлении в средне-профессиональные и высшие учебные заведения, какие квоты и вступительные испытания ждут абитуриентов, какой пакет документов необходимо подготовить для поступления, как принять участие в мероприятиях для получения дополнительных баллов, подобрать для себя языковые курсы и курсы повышения квалификации. Образовательный маршрут включает актуальные ссылки и контакты для получения дополнительной информации.

В четвертом блоке Навигатора даются простые советы по трудоустройству на работу и информационные ресурсы поиска подходящей работы, пошаговая инструкция получения оформления патента на работу с подробным описанием пакета документов и контактов по трудоустройству иностранных граждан на приграничной территории с учетом действующего законодательства.

Пятый блок Навигатора представляет информационный раздел о лечении и отдыхе на территории Самарской области. Предложен перечень контактов и ссылок для широкого выбора санаторно-курортного лечения, поиска профилакториев и домов (баз) отдыха, с дополнительными возможностями прохождения диагностических процедур, получения оздоровительных услуг в соответствии с разработанными программами. Также интересна информация о платных медицинских услугах в крупнейших специализированных лечебных учреждениях и частных клиниках.

В шестом блоке Навигатора находятся советы о туристических маршрутах и экскурсиях на территории Самаркой области с указанием ссылок на достопримечательности, уникальные объекты, которые можно посетить также самостоятельно. Для удобства получения информации имеются контакты туристических фирм и гостиниц. В навигаторе указаны лучшие бесплатные развлечения в Самаре и дни бесплатного посещения музеев.

Седьмой блок Навигатора содержит информацию о проводимых на территории Самарской области культурных и спортивных мероприятиях, а также местах культурного и спортивного отдыха. В онлайн режиме можно посмотреть календарь событий и мероприятий, проводимых на территории Самарской области.

Дополнительный блок Навигатора посвящен полезным ресурсам для граждан Казахстана. Здесь представлена информация о нахождении ближайшего Консульства Казахстана в России, о получении юридической и психологической помощи с контактами горячей линии и онлайн ссылками.

В дальнейшем Навигатор станет цифровым сервисом, в который включены информационные ресурсы с цифровых площадок государственных и муниципальных учреждений, организаций, и оказываемых ими услугах в электронном виде.

Успешное функционирование цифрового сервиса «Навигатор приграничного сотрудничества» неразрывно связано с эффективностью механизмов межправительственного и межведомственного взаимодействия, а также достоверностью данных, лежащих в основе этого взаимодействия [16] (Белицкий, 2012).

Неоднократное обращение к сервису Навигатор построено на постепенном выполнении задач, которые связаны с этапами развития интеграционных процессов приграничного сотрудничества [17] (Шутаева, Побирченко, 2016). В зависимости от стадии развития интеграционных процессов в приграничном сотрудничестве, использование Навигатора предполагает выполнение разных задач:

- на стадии полного отсутствия отношений Навигатор выполняет задачу информирования о приграничной стороне, особенностях въезда и способах прибывания на российской территории;

- на стадии обмена информации, когда проходят встречи с представителями власти и бизнес-сообщества, Навигатор выполняет функцию оповещения, хронологии и хранения календаря событий в разных сферах жизнедеятельности (экономической, политической, культурной, социальной) приграничной территории региона-соседа;

- на стадии консультаций, Навигатор выполнит задачу коммуникативного помощника взаимодействия для проведения официальных и неофициальных встреч в сфере юридического, психологического сопровождения и полезных источников информации при планировании встреч и проведении мероприятий;

- на стадии сотрудничества у Навигатора появляется задача управления и организации межведомственного взаимодействия приграничных территорий. Для этого в сервис предполагается подключить онлайн консультации созданных трансграничных институтов для решения вопросов сотрудничества, например в сфере обеспечения безопасности и охраны окружающей среды;

- на стадии гармонизации Навигатор решает задачу трансляции лучшего опыта взаимодействия в трансграничных областях с разноуровневыми системами законодательной базы и регулирования двух трансграничных территорий. Накопившийся опыт трансграничного сотрудничества представляется на отдельной платформе Смарт-архива, который будет демонстрировать сложившиеся успешные связи и договорные отношения интеграции, обеспечивая систему взаимопонимания и взаимодействия на всех уровнях участников трансграничных территорий;

- на стадии интеграции достигается главная задача Навигатора – бесшовное взаимодействие приграничных территорий. Цифровая технология Навигатора предполагает включение раздела с общими программами развития регионов, которые являются основополагающими в трансграничном экономико-социальном сотрудничестве (от частных интеграционных процессов до интеграции на основе общего рынка).

Дальнейшее сотрудничество с приграничной территорией может быть использовано иностранными гражданами и компаниями в различных ситуациях, таких как:

- работа/трудоустройство: иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть нанято на работу на объекте инфраструктуры. В этом случае работодатель должен оформить все необходимые документы для приема на работу, такие как разрешение на работу и миграционную карту.

- обучение: объект инфраструктуры может предоставлять образовательные услуги для иностранных граждан или лиц без гражданства. В этом случае необходимо оформить соответствующие документы на обучение, такие как виза, студенческая виза или разрешение на временное проживание.

- туризм: иностранные граждане или лица без гражданства могут посещать объект инфраструктуры в рамках туристической поездки. В этом случае объект инфраструктуры должен обеспечить соблюдение всех необходимых формальностей, таких как регистрация туристов и предоставление информации о местных законах и правилах.

- участие в мероприятиях: Объект инфраструктуры может организовывать мероприятия, на которые приглашаются иностранные граждане или лица без гражданства. В таком случае необходимо обеспечить выполнение всех требований к пребыванию иностранных гостей, включая оформление соответствующих виз и разрешений.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что для развития трансграничного сотрудничества существует настоятельная потребность в повышении уровня информационной обеспеченности жителей приграничных регионов. Платформенный подход, уровень развития современных цифровых технологий, зарубежный опыт позволил авторам предложить концепцию бесшовного взаимодействия участников трансграничного сотрудничества, практическим результатом которой является цифровой сервис трансграничного сотрудничества, предназначенного для сближения народов.

Данный сервис в предлагаемой авторами статьи конфигурации позволит сформировать и познакомить жителей приграничных регионов с экосистемой трансграничного сотрудничества, поскольку здесь охвачены все основные направления жизнедеятельности людей: въезд и пребывание, бизнес-сотрудничество, обучение, работа, туризм, экскурсии, лечение, отдых, культура, спорт.

Таким образом, поскольку трансграничное сотрудничество предполагает расширение сфер межнациональных хозяйственных связей, рациональное применение цифровых технологий для бесшовного взаимодействия участников, например на платформе госуслуг, позволит получить иностранным гражданам не только информацию о российской стороне, но и даст сильный импульс для развития приграничных территорий.


Источники:

1. Белицкий В.Ф., Гончарова Д.В., Власкин А.В., Былина И.В. Трансформация программ трансграничного сотрудничества ЕС в программы европейского территориального сотрудничества ИНТЕРРЕГ // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2021. – № 4(286). – c. 4-14.
2. Тимошенко Н.А., Егурнов А.А. Сотрудничество в сфере борьбы с трансграничной преступностью в рамках евразийского экономического союза // Вестник Донецкого национального университета. Серия Е: Юридические науки. – 2021. – № 1. – c. 82-87.
3. Бороздина Я.А. Приграничное сотрудничество в сфере культуры // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2006. – № 1. – c. 172-182.
4. Шлапенко Е.А., Степанова С.В. Формирование трансграничного социокультурного пространства в российско-финляндском приграничье (Республика Карелия, Россия – Северная Карелия, Финляндия) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 3. – c. 39-48. – doi: 10.18721/JHSS.9304.
5. Svensson S. The Bordered World of Cross-border Cooperation: The Determinants of Local Government Contact Networks within Euroregions // Regional and Federal Studies. – 2015. – № 3. – p. 277-295. – doi: 10.1080/13597566.2015.1043995.
6. Frątczak-Müller J., Mielczarek-Żejmo A. Networks of cross-border cooperation in Europe – the interests and values. The case of Spree–Neisse–Bober Euroregion // European Planning Studies. – 2020. – № 1. – p. 8-34. – doi: 10.1080/09654313.2019.1623972.
7. Mahapatra D.A. States, locals and cross-border cooperation in Kashmir: Is secondary foreign policy in making in South Asia? // Regional and Federal Studies. – 2017. – № 3. – p. 341-358. – doi: 10.1080/13597566.2017.1343721.
8. Алексеева М. В., Ладыгин К.И. Формирование региональной открытой инновационной платформы: Санкт-Петербург и Юго-Восточная Финляндия // Инновации. – 2010. – № 7(141). – c. 78-80.
9. Бадараев Д.Д., Цэцэнбилэг Ц., Хатанболд О. Формирование региональной платформы в контактных зонах экономического коридора «Китай-Монголия-Россия» // Известия Восточного института. – 2019. – № 4(44). – c. 102-113. – doi: 10.24866/2542-1611/2019-4/102-113.
10. Khmeleva G.A. Platform Approach-The Future of Cross-Border Cooperation in the Digital Era // International scientific conference “digital transformation of the economy: challenges, trends, new opportunities”: Digital Technologies in the New Socio-Economic Reality. Сер. \"LECTURE NOTES IN NETWORKS AND SYSTEMS\" Том 304. Samara, 2022. – p. 189-196.– doi: 10.1007/978-3-030-83175-2_26.
11. Yang C. Cross-border expansion of digital platforms and transformation of the trade and distribution networks of imported fresh fruits from Southeast Asia to China // Global Networks. – 2022. – p. 716-734. – doi: 10.1111/glob.12352.
12. Krimmer R., Dedovic S., Schmidt C., Corici A.A. Developing Cross-border E-Governance: Exploring Interoperability and Cross-border Integration. / In: Edelmann, N., et al. Electronic Participation. - Cham: Springer, 2021.
13. Aavik G., Krimmer R. Integrating Digital Migrants: Solutions for Cross-Border Identification from E-Residency to eIDAS. A Case Study from Estonia // Electronic Government. EGOV 2016: International Conference on Electronic Government. Lecture Notes in Computer Science- vol 9820. Cham, 2016. – p. 151-163.– doi: 10.1007/978-3-319-44421-5_12.
14. Клейнер Г.Б. Новая теория систем и ее приложения. Kleiner.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://kleiner.ru/wp-content/uploads/2014/12/Novaya-teoriya-e%60konomicheskih-sistem-i-ee-prilozheniya.pdf (дата обращения: 02.11.2023).
15. Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. / Монография. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 294 c.
16. Белицкий М.Е. Трансграничное сотрудничество регионов: методологические основы развития и роль в интеграционных процессах. Core.ac.uk. [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/290215151.pdf.
17. Шутаева Е.А., Побирченко В.В. К вопросу о трансграничном сотрудничестве: зарубежный опыт, российская практика // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 7-1. – c. 222-226.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:12:42