Духовный опыт отечественного предпринимательства как точка опоры стратегического императива управления бизнесом в современной России

Гурина М.А., Сокольская Т.И., Киреева Н.В., Румянцева Ю.В., Щетинина И.С.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 10, Номер 6 (Июнь 2020)

Цитировать:
Гурина М.А., Сокольская Т.И., Киреева Н.В., Румянцева Ю.В., Щетинина И.С. Духовный опыт отечественного предпринимательства как точка опоры стратегического императива управления бизнесом в современной России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 6. – С. 1577-1594. – doi: 10.18334/epp.10.6.110420.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43811677



Введение

Российская история полна многочисленными примерами предпринимательской деятельности наших предков, основанной на управленческих технологиях, представляемых сегодня как трендовые западные образцы. Малоизвестные люди были успешными, эффективными и социально ответственными в образовательной, научной, промышленной, управленческой, предпринимательской и других видах деятельности. Такие примеры заставляют более внимательно относиться к нашей истории, побуждают к изучению духовного основания предпринимательской активности прошлого, желанию найти точку опоры для возрождения успешной и социально ответственной хозяйственной деятельности сегодня.

Необходимы смена управленческой и производственной парадигм и переход к системам, основанным на управлении человеческим капиталом и знаниями. Причем важна не только смена приоритетов, но и выбор фундамента, на котором будет формироваться новая экономика России. И в этих условиях необходимо обращение к опыту предпринимательства дореволюционной России XIX – начала XX века, а также популяризация честного и открытого современного отечественного предпринимательства.

Среди проблем, сдерживающих распространение положительного отечественного опыта управления бизнесом, можно отметить: заимствование и навязывание со стороны органов власти зарубежного положительного опыта управления и технологий предпринимательства как единственно возможного и эффективного; нравственную концентрированность на успешности и благополучии своей личности и семьи, порой граничащих с жестоким эгоизмом; отсутствие нравственной идеологии, фундамента социально ответственного бизнеса, учитывающего отечественные традиции и духовные ценности; обесценивание труда в современном обществе; низкую степень популяризации честного, открытого предпринимательства, недостаточное освещение в СМИ жизни успешных и социально ответственных бизнесменов.

Российское государство в настоящее время пытается найти резервы для решения внутренних социально-экономических проблем: повышения уровня и качества жизни, роста производительности труда, развития инновационной экономики. Популяризация предпринимательства с учетом национального опыта и традиций станет серьезным вкладом в решение этих проблем.

В ходе проведенного исследования:

- изучена этическая составляющая современного российского предпринимательства;

- обобщены материалы, раскрывающие исторический опыт дореволюционного предпринимательства России и Липецкого края;

- проанализированы существующие мнения относительно роли православия и православной этики в деятельности купечества и современного предпринимательства;

- апробированы итоги работы в рамках научных конференций, круглых столов.

К основным положениям исследования следует отнести:

- на наш взгляд, основным двигателем процесса достижения поставленных целей является изменение сознания в отношении мотивов экономической деятельности, формирование правильного отношения к результатам бизнеса, создание особой корпоративной культуры на предприятии, основанной на уважении к личности, потребителю, окружающим. Слепое копирование западных образцов управления формирует хищническое отношение к своей экономике, обществу, людям. Западный образец развития экономики ведет и к навязыванию чужой культуры, политики в совокупности с западными ценностями и превращает Россию в страну с «догоняющей экономикой»;

- в историческом опыте купечества дореволюционной России XIX – начала XX века мы находим духовные скрепы осуществления предпринимательства не только эффективного, но и нравственного, социально ответственного. Традиции основывались на стремлениях людей достичь всеобщего благополучия и духовной чистоты путем искренней любви к ближнему и всему человечеству. Ключевыми позициями отечественных предпринимателей в организации дела и управлении в дореволюционной России были: корпоративная этика, основанная на христианских ценностях, православная вера, гуманизм и человеколюбие как основа дел милосердия и благотворительности; передовые технологии, новые методы работы, в том числе и в области работы с персоналом;

- обобщение уникального опыта предпринимательской деятельности Липецкого края позволило сделать вывод о существовании устойчивой модели управления хозяйственной деятельностью на основе христианских ценностей, которая показала не только экономический результат, но и возможность социального служения (открытие школ, публичных библиотек, помощь при пожарах, содержание арестантов, гимназий, строительство хозяйственных объектов);

- осознание на уровне государства необходимости подъема национальной экономики, повышения уровня жизни за счет внедрения инновационных технологий и развития отечественного предпринимательства привело к разработке национального проекта, в рамках которого ставится задача формирования образа честного и открытого российского бизнеса. Значительную роль в этом может сыграть исследование опыта отечественного предпринимательства до революции, обобщение примеров социального служения бизнесменов современной России и популяризация этих образцов через образовательные учреждения, СМИ, проведение конференций, круглых столов, открытие музеев, привлечение социально ответственных бизнесменов к сотрудничеству в рамках молодежных стартапов.

Научная новизна исследования определяется предложенными авторами направлениями популяризации отечественного предпринимательства на основе исторического опыта ведения бизнеса в России с учетом православной этики и интеграции его в образовательный процесс.

О роли духовных и социокультурных традиций в истории развития

экономики России

Формирование и развитие шестого технологического уклада в России требует актуализации методов организации хозяйственной деятельности. Серьезное отставание от ряда развитых стран по основным экономическим показателям, анализ структуры производства России свидетельствуют о том, что наша экономика по своему типу соответствует более ранним технологическим укладам. Президентом страны еще несколько лет назад была объявлена задача войти в пятерку крупнейших экономик мира по ВВП по паритету покупательной способности.

По мнению академика РАН Сергея Глазьева, расширение нового технологического уклада сдерживается как незначительным масштабом и неотработанностью соответствующих технологий, так и неготовностью социально-экономической среды к их широкому применению. Формирующаяся последние десятилетия культура управления отражает последствия навязанной извне стратегии развития народного хозяйства страны, которая была нацелена на свертывание интеллектуального потенциала страны и превращение ее территории во всемирное хранилище «природных ресурсов» для подпитки всей глобальной производственно-экономической системы. Мы разделяем мнение ученого, что поступательное развитие производительных сил мирового социума предполагает ныне переход к новому, «интегральному» способу производства, выражающему целостную структуру социальной реальности, ее способность саморазвития, требуя для этого преодоления дилеммы общего и частного, национально-государственного и корпоративно-личного укладов хозяйственной деятельности, когда «количественные параметры» функционирования социального организма становятся выразителями качественной, «духовной» самоорганизации общества [18] (Glazev, 2018).

Для инновационного прорыва необходима смена управленческой и производственной парадигм и переход к системам, основанным на управлении человеческим капиталом и знаниями. Важна при этом не только смена приоритетов, но и выбор фундамента, на котором будет формироваться новая экономика России.

Большинство современных исследователей придерживаются мнения, что традиционное духовное наследие, социальные стандарты и восточная специфика препятствуют развитию современного предпринимательства, поэтому необходима адаптация к западным ценностям. Экономисты-неолибералы считают, что отставание России от мировых держав в экономическом плане можно нивелировать внедрением западного типа экономики с привлечением западных культурных ценностей. Однако разница мировых культур связана с еще более глубинными, а именно религиозными, духовными ценностями общества. Например, распространенная на Западе протестантская религия «кальвинизм» считает максимизацию прибыли главной целью предпринимательства, самого эффективного предпринимателя делая богоугодным и богоизбранным. Православная традиция не поощряет личное обогащение как путь спасения.

Часто в России говорится о единственно возможном пути развития страны в виде «догоняющей» мировые державы экономической модели. Мировые же ученые возвращаются к пониманию традиционных ценностей как фундамента совершенствования бизнеса. «Концепция общего блага» Р. Лэйарда, например, предполагает достигнуть «всеобщего счастья», заботясь о других людях [1] (Leyard, 2012). Подобные идеи неоднократно высказывали также крупные предприниматели, например: К. Мацусита, Э. Деминг, Дж. Джуран и другие.

Сохранить социокультурные ценности народа и передать их последующим поколениям невозможно без поддержания духовных традиций общества, но трудность заключается в том, что формы экономической деятельности и социальной жизни людей видоизменяются и каждый раз необходимо находить их баланс и способы взаимосвязанности с традиционными ценностями. Российские реалии показывают, что в XXI в. в культуру россиян импортируются лишь поверхностные, внешние составляющие «духа капитализма»: повышенный уровень потребления, развлечений и комфорта. Западная профессиональная культура ответственности и законопослушности, особенности профессиональной и корпоративной этики остались чужими и невостребованными на российских предприятиях [2] (Moiseev, Aksenova, Gurina, 2014).

Экономическое возрождение России может быть основано только на обращении к историческому опыту предпринимательства, традиционного меценатства, развития попечительства, формирования здоровой организационной культуры через осознание значимости человеческого фактора. Требуется повышение самосознания современных акционеров и менеджеров для создания условий выявления и развития человеческого потенциала, в том числе за пределами своей компании: в виде поддержки общего и специального образования, создания корпоративных центров обучения, популяризации предпринимательства в рамках нацпроектов, содействия музейной деятельности в рамках истории отечественного и местного предпринимательства, поддержки молодежи по грантовой деятельности.

Российская история свидетельствует о том, что филантропия в виде имущественных пожертвований и личного труда была обязательной составляющей бизнеса рубежа ХIХ–ХХ вв., делом чести и нравственных принципов предпринимателей. Благоустройство городов, постройка школ, больниц, музеев, железной дороги, библиотек осуществлялись богатыми и влиятельными меценатами. За их счет содержались приюты, спонсировались учебные заведения. Возрождение духовных традиций на современном этапе развития бизнеса и использование управленческого опыта отечественных предпринимателей дореволюционной России могут стать основой социальной деятельности современных предпринимателей, механизма создания инноваций с учетом особенностей русского менталитета, современных технологических требований и институциональных особенностей внешней среды.

Дореволюционный опыт российских предпринимателей: нравственный фундамент хозяйственной деятельности

Кардинальное изменение социально-экономической системы в России в 1917 году привело к утрате понятий «частная собственность», «предпринимательство», «бизнес», к забвению тех подходов к управлению предприятиями, уникальному опыту купцов и промышленников, который наработало предпринимательство в стране до революции. Когда в 90-е годы ХХ столетия наше отечество вернуло частную собственность как основу хозяйственных отношений, возникла необходимость и в эффективных методах управления, профессиональном менеджменте. Разрыв хозяйственных отношений в более чем 70 лет привел к копированию западных образцов бизнес-моделей без учета особенностей развития экономики и общества. Поиск источников и принципов устойчивого развития, попытка определения фундамента формирования собственной эффективной системы управления бизнесом приводят к необходимости осмысления отечественного уникального опыта дореволюционной России, основанного на глубокой социальной ответственности предпринимателей и служении своей стране.

Решающее влияние на социальную ответственность предпринимательства было оказано выработанной веками православной этикой. Во многом именно православная культура оказала влияние на сознание и нравственные принципы не только крестьянства, но и более успешного слоя населения Российской империи.

Для понимания эволюционных процессов, связанных с категорией «ответственность», необходимо рассмотреть, каким было понимание ответственности православными предпринимателями в дореволюционной России.

Одним из примеров влияния православия на российское предпринимательство являются личные записки английского врача Колинса, служившего долгие годы в Москве при дворе Алексея Михайловича Романова. Иностранец в своих записках с великим уважением отзывается о добросовестности, правдивости и совестливости русских людей. О благородстве и честности русских людей свидетельствует фраза, так часто читаемая в старых судных делах и в договорах: «А буде я не сдержу своего слова, да будет мне стыдно» [3].

Одним из представителей отечественных предпринимателей, доказавших возможность экономического и духовного развития, был потомственный миллионер-золотопромышленник, известный общественный деятель России и щедрый благотворитель Иннокентий Сибиряков. Весь свой капитал он употребил на поддержку отечественного образования, науки и культуры, строительство и содержание храмов и монастырей Русской Православной Церкви и Афона, а также на оказание помощи обездоленным, особенно детям-сиротам, нуждающимся студентам и престарелым людям.

Таким же примером сочетания духовного служения, общественного служения и занятия предпринимательством является жизнь владельца одного из самых известных в России текстильных предприятий Василия Грязнова. Купец создал свой капитал благодаря деятельности фабрики павловских платков, прославившихся на всю Россию. В. Грязнова знали не только как эффективного руководителя и способного предпринимателя, но и как человека, известного своими богоугодными делами. Ему виделась возможность помогать бедным людям, предоставляя им работу, при фабрике имелась богадельня на 60 человек и больница. За счет фабрики содержалось несколько школ.

Особым примером социального служения и ответственности перед обществом является Павел Иванович Третьяков, известнейший во всем мире коллекционер произведений русского изобразительного искусства и основатель Третьяковской галереи. В истории России он – почетный гражданин Москвы, предприниматель и меценат. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие» [4].

Мало известно о благотворителе русской науки Христофоре Леденцове, купце I гильдии, владельце крупных винокуренных заводов в Вологде. Он был широко образованным человеком, вхож в научные круги Москвы. В своем доме он имел крупную библиотеку, насчитывавшую несколько тысяч томов технической и научной литературы. По духовному завещанию от 13 апреля 1905 г. свой капитал он завещал на создание «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений» [5] (Alekseev, 1995).

Русское купечество всегда было носителем национальных традиций и хранителем православной культуры. Оно славилось делами милосердия и благотворительности. Это был созидательный слой, который, стоя на прочном фундаменте православной веры и любви к Отчизне, помогал Русским Государям строить великую державу. Именно к таким купцам и относился Василий Николаевич Муравьёв, крупнейший предприниматель России конца XIX века, который был занят заготовкой и торговлей пушниной [6]. Как только предприятие стало приносить прибыль, Василий Николаевич стал отчислять значительные суммы монастырям, на содержание богаделен, домов призрения, приходской школы. Василий и Ольга Муравьёвы часто принимали у себя больных людей из казенных больниц, их сердечное участие помогало людям вставать на ноги.

Анализируя дореволюционный опыт отечественных предпринимателей в организации дела и управлении, можно отметить ключевые характеристики, присущие всем этим деловым людям, выявить идеологию бизнеса того периода (рис. 1).

Рисунок 1. Ключевые позиции отечественных предпринимателей в организации дела и управлении в дореволюционной России

Источник: составлено авторами.

Сочетание экономического успеха и корпоративной этики, основанной на христианских ценностях, позволяло предпринимателю прошлого позиционировать себя как эффективного руководителя, нравственную личность и ответственного гражданина.

Обобщая опыт деятельности предпринимателей-меценатов дореволюционной России, следует выделить следующий ключевой момент. Крестьянство породило собой купечество, которое отличалось от дворянства более развитыми способностями ведения предпринимательской деятельности. Крестьянское хозяйство очень похоже на предпринимательскую деятельность по своим функциям: эффективная организация труда, координация и контроль работников, оперативное принятие решений, ответственность за них [7] (Ryndzyunskiy, 1983).

По словам А.В. Павловской, «именно крестьянство стало основным поставщиком русских предпринимателей в XIX веке» [9] (Pavlovskaya, 2009). Исследование истории крупнейших купеческих семей свидетельствует о том, что практически все они были выходцами из крестьянства, в котором, в свою очередь, царила религиозность.

Сами купцы зачастую относились к предпринимательской деятельности с сожалением, так как в российском обществе эта деятельность считалась богопротивной. Этим объясняется такая активная поддержка купечеством Церкви. Часть купцов раскрывала свою благотворительную деятельность посредством строительства храмов и монастырей. Именно через благотворительность проявлялась система моральных ценностей купечества, основанная на христианской этике.

Благотворительность предоставляла купечеству возможность реализовать свои потребности в общественном служении, общественной деятельности. Наиболее известные российские купцы-меценаты, которые навсегда вошли в историю России: Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.

Обобщение опыта предпринимательской деятельности Липецкого края

В истории Липецкого края можно отыскать много примеров хозяйственной деятельности, построенной на основе нравственных принципов и фундаменте социального служения. Сегодня Липецкая область – это объединение старинных русских городов, ранее входивших в состав других губерний: Липецка, Усмани, Лебедяни – в Тамбовскую, Задонска – в Воронежскую, Ельца – в Орловскую, Раненбурга, Данкова – в Рязанскую. Это были крупные центры торговли и народных промыслов. Главными предпринимателями и торговцами в этих городах были купцы и мещане.

Эти города гордятся многими представителями липецкого бизнеса, которые осуществляли свою деятельность на благо людей, проживавших на той территории, стремясь улучшить жизнь самого бедного человека. Такое отношение во многом объясняется нравственным воспитанием людей того времени. Первые купцы XIX века были выходцами из крестьянского сословия, отчего впитали в себя христианскую культуру. Купечество имело высокое социально-правовое положение в дореволюционной России. Купцы с приобретением торговых прав получали сословные привилегии. Кроме того, купец I гильдии, согласно Торговому уставу, причислялся к классу почетных людей в государстве. Такие люди могли иметь доступ к императорскому двору, носить шпагу и мундир, приглашаться на правительственные совещания по торговым делам [10, с. 15].

Однако при широком списке привилегий начинающие и уже опытные предприниматели пользовались своим положением исключительно в добродетельных целях. На заработанные средства от торговли и владения различными производствами купцы и купеческие семьи развивали социальную инфраструктуру городов и уездов, строя школы, библиотеки, больницы и иные строения общественного пользования, было развито меценатство и содержание тюрем. Многие объекты культуры, общественные здания и сооружения, построенные купцами ХIХ – начала ХХ века в Липецке, Ельце, Лебедяни и других городах Липецкой области, сохранились до настоящего времени и зримо напоминают о масштабах социальной деятельности и вкладе в развитие территории того периода.

Купцов до середины XIX в. в городах Липецкого края было немного. Одним из таких людей был купец I гильдии Павел Михайлович Небученов, который владел правом питейного откупа в Липецком уезде. Этот человек на собственные заработанные средства в 1839 г. построил один из первых памятников в Липецке – памятник Петру Великому.

Так как купцы оказывали огромное влияние на экономику городов, их приглашали к участию в деятельности Городским дум, которые были главным органом городского самоуправления. Груз такой ответственности принял на себя и данковский купец Василий Иванович Ермаков. Пройдя через приходскую школу, работу у некоторых купцов и мещан, благодаря своему усердию и добросовестному отношению к делу, скопил свой первый капитал и открыл в Данкове лавку колониальных товаров. В 1851 г., в возрасте 24 лет он записывается в купечество, после чего избирается гильдейским гласным в Городскую думу. После Ермакова ждала служба депутатом, а затем – городским головой. За годы своей службы В.И. Ермаков открыл в Данкове женскую элементарную школу и ежегодно жертвовал на ее существование денежные средства, принимал активное участие в учреждении общественной библиотеки. Создав пожарную часть, он помогал погорельцам восстанавливать свое хозяйство и даже сам участвовал в спасении пострадавших во время пожаров, за что был награжден серебряной медалью «За спасение погибавших».

Подобных примеров с каждым годом становилось все больше: купец II гильдии Дмитрий Васильевич Валуйский, занимавший должность городского старосты, гильдейского гласного, кандидата городского головы, бургомистра городского магистрата, и его брат Николай Васильевич, попечитель противохолерного комитета и словесный судья; купец I гильдии Иван Григорьевич Барбашин, бывший депутатом и бургомистром квартирной комиссии, кандидатом городского головы; почетный потомственный гражданин города Ельца, бургомистр магистрата и городской голова города Ельца, купец II гильдии Матвей Кириллович Горшков; Сергей Дмитриевич Русанов, бывший купцом I гильдии и занимавший должность городского головы; потомственный почетный гражданин I гильдии купец Сергей Николаевич Петров, избранный в 1838 году от Ельца в Орел депутатом для раскладки земских повинностей.

Всестороннее же развитие города Липецка с 1903 года по 1917 год возможно было лишь благодаря нахождению в должности городского головы Митрофана Алексеевича Клюева. За время службы городу и людям он поспособствовал появлению в городе фундаментальной инфраструктуры: водопровода, электростанции, телефонной станции, кинотеатра, музея, училища, больницы, публичной библиотеки. При Клюеве существенно был облагорожен внешний вид города. М.А. Клюев совмещал общественную работу с представительством торгово-промышленного класса. Наравне с этим его семья владела кожевенным производством в Липецке.

Примером благотворительности в Липецком крае является купец I гильдии и почетный гражданин города Ельца, Александр Николаевич Заусайлов. Он занимал множество общественных постов: попечитель общества земледельческой исправительной колонии для несовершеннолетних, член управления комитета Красного Креста. Владея табачной фабрикой, Заусайлов развивал в ее рамках корпоративную инфраструктуру, являя собой пример ответственного перед обществом человека и предпринимателя. Это проявлялось в строительстве для нужд рабочих фабрики различных заведений: больницы, школы, приюта «Ясли», в котором работники могли оставлять своих малолетних детей под присмотром воспитателей. Сегодня эти здания являются украшением современного Ельца и памятником благотворительной деятельности купца Заусайлова. На средства семьи Заусайловых был построен Великокняжеский храм с домом призрения при нем, а также водопроводная башня, служившая нуждам всего города.

Примером попытки освоить новую отрасль без наличия опыта является стремление дворянина А.М. Кожина освоить крупное производство, чем пытались заниматься многие дворяне в начале XX века. Кожин вдохновился идеей возродить славу Липецка как крупнейшего металлургического центра страны, на что он не жалел ни сил, ни ресурсов. Весной 1899 года началось строительство завода, который ныне является заводом «Свободный сокол» в селе Сокольском. Строительство завода существенно развило инфраструктуру населенного пункта, так как производство требовало качественного обеспечения электро-, водо- и транспортоснабжения [10, с. 49].

Купеческие капиталы Липецкого края позволяли открывать мыловаренные, кожевенные, чугунно-литейные, молочные, свечно-восковые и другие производства, пользовавшиеся спросом на всероссийском уровне и являющиеся призерами крупных выставок и конкурсов.

Самым фундаментальным по сравнению с другими городами выглядит Елец, имеющий статус одного из самых древних среди городов Липецкого края. Именно Елец насчитывал всегда наибольшее количество успешных дворян и купцов, некоторые из которых прославили свои имена и производства на всю Россию.

Наиболее популярной в Ельце была хлебная промышленность. В то время говорили, что «Елец издавна завладел торговлей хлебом», отчего все соседние губернии постоянно посылали крупные подводы за елецким хлебом [10, с. 85].

Елецкие предприниматели понимали важность отстаивания своих позиций, чего в то время можно было достичь лишь применением самых современных технологических и технических новшеств. Таким было и строительство механической мельницы купцом Хренниковым, за которым подобное стали осуществлять и другие производители. А позднее в Ельце стали появляться и паровые мельницы, способные перерабатывать до 3,5 млн пудов зерна [10, с. 91].

В 1888 году Елец стал первым городом в стране, в котором был построен элеватор. Применение достижений НТП требовало и кожевенное производство наравне с суконным и кружевным. К примеру, елецкие кружева славились своим высоким качеством даже за пределами России: во Франции, Англии, Германии.

Такой город, как Лебедянь, до XIX века был небольшой оборонительной крепостью. Однако с развитием торговли он становился все крупнее. Отличительной чертой города была конная специализация. Конный торг в этом городе имел общероссийское значение, отчего многие представители хозяйств из соседних губерний приезжали выбирать коней и лошадей. С городом связана деятельность одной из самых старейших купеческих династий – Игумновых, которые занимались бакалейной торговлей и производством вина, хлебопечением, свеклосахарным и мукомольным производством [10, с. 95].

Другие города, такие как Задонск, Данков и Раненбург, также имели крупные фабрики, специализировались на заготовках хлеба благодаря купцам со средним размером капитала. Если обобщить вклад предпринимателей Липецкой области (Быханова Н.А., Хренникова С.И., Огаркова В.Ф, Заусайлова А.Н. и других) в социально-экономическое развитие территории, то сюда можно отнести открытие школ, публичных библиотек, помощь при пожарах, содержание арестантов, гимназий, строительство хозяйственных объектов.

Таким образом, в Липецком крае в дореволюционном периоде существовала устойчивая модель управления хозяйственной деятельностью на основе христианских ценностей, которая показала не только экономический результат, но и возможность социального служения.

В поисках нравственного фундамента хозяйственной деятельности современных предпринимателей

Обращаясь в своем исследовании к взглядам на социальное служение современного предпринимательства, сталкиваемся со сложной и противоречивой ситуацией. Современный бизнес демонстрирует, на первый взгляд, поддержку высоких социальных стандартов по отношению к персоналу, потребителям, обществу, цивилизованные формы работы на основе гуманистических ценностей. Однако ситуация не столь однозначна. Продвижения ложных идей безграничного потребительства, обращение исключительно к витальным потребностям современного покупателя, введение в заблуждение с помощью различных технологий психологического воздействия на общество поражают своими масштабами [13].

Основой стратегического императива бизнеса XXI века стало максимальное потребительское отношение к людям, социуму, экологии. Идеология предпринимательства в России в основном ориентирована на западные ценности. В погоне за максимальной прибылью и экономическими показателями предприниматели обрели существенно другой облик, нежели купечество и другие представители предпринимательства дореволюционной России XX – начала XX века.

Сегодня можно заметить отсутствие религиозных начал в сознании и сущности предпринимателя. С уходом от религиозности русский человек потерял многовековые традиции солидарного взаимоотношения с разными социальными группами.

По мнению ряда исследователей, значение собственных традиционных ценностей все более возрастает, и доказательством тому служит успешный опыт ведения хозяйства азиатских стран. Время показало, что многие страны (Япония, Тайвань, Северная Корея, Китай, Гонконг, Сингапур и др.) достигли высокого экономического статуса, совмещая традиционные культурные ценности с активным освоением западных технологий, тем самым доказав ошибочность западно-центристского взгляда на развитие предпринимательства [14, с. 4] (Kharseeva, 2015).

Российским предпринимателям и другим участникам экономических отношений не стоит выстраивать свою идеологию ведения хозяйственной деятельности на заимствовании иностранных образцов и традиций. Исторический опыт российского предпринимательства XIX–XX веков показывает возможность выстраивания успешных моделей хозяйства на своем собственном мировоззренческом фундаменте социально ответственного предпринимательства. Русское «купечество было русским по духу» [15] (Kharseeva, 2008), воспитанным на многовековых человечных и религиозных традициях любовного и братского отношения к миру, природе, другому человеку. Сегодня же предприниматель воспитан более западными идеями, нежели чем-то другим.

Если говорить о перспективах развития предпринимательства современной России, то они заключаются в ряде положений, среди которых можно выделить следующие [14, с. 252–253] (Kharseeva, 2015).

1. Один из возможных путей выхода из кризиса связан с образованием нового социального общества, которое возникнет из позитивных людей и их опыта, достижений пусть не идеального, но тем не менее и не самого плохого общества, включая как буржуазное общество, так и общество социалистическое. Лишь объединение опыта двух систем-антагонистов на идеях конвергенции, определяющих лицо начала XXI века, приведет нас в дальнейшем к качественно новому социальному обществу.

2. Россия как крупнейший самобытный геоэкономический субъект должна построить свою цивилизационную модель хозяйства, опираясь на многочисленные труды отечественных мыслителей, экономистов, без потери национальной и цивилизационной специфики, сохраняя собственный социокультурный облик в сферах производственных отношений и форм собственности, менеджмента, в структуре производства и занятости, во взаимоотношениях делового мира с обществом и т.д. При этом оно может быть автаркическим, поскольку Россия практически единственная страна в мире, которая может быть самодостаточной.

3. Необходимо транслировать в общество об опоре на русскую философию, раскрывшую духовные измерения хозяйства, хозяйственной деятельности и хозяйствующего человека, духовно-нравственный смысл понятий «предпринимательство» и «предприниматель», демонстрируя разницу между предпринимательством и бизнесом, предпринимателем и бизнесменом, хозяйствующим человеком и экономическим человеком, хозяйственной культурой и экономической культурой. Одно из принципиальных отличий заключается в том, что бизнес игнорирует ценность метафизических целей.

В качестве одного из положительных примеров социального измерения хозяйственной деятельности, связанных с пандемией, хотелось бы вспомнить, как владелец пекарни из Москвы Дарья Сонькина организовала сбор пожертвований для врачей, которые борются с коронавирусом [1]. Предпринимателем в условиях кризиса было сделано несколько попыток поддержки компании, но, как ни странно, эффективной стала инициатива, на которую она совершенно не рассчитывала. Организация переводов на пирожки для врачей от людей позволила сохранить бизнес, реально помочь людям и укрепить имидж малого предприятия.

Отличительной чертой российского предпринимательства являлось отсутствие культа богатства. Обращение к своим положительным примерам в истории позволит сформировать ценностный фундамент будущего. Помощь в направлении просветительской работы оказывают различные форматы объединений в рамках, например, общественной организации «Опора-Созидание», проведение таких форумов, как «Фавор», который состоялся в ноябре 2018 года, и др. Липецкое региональное отделение «Опора» является одной из организаций в России, которая вносит свой посильный вклад в развитие нового типа предпринимательства. Основной целью его является: развитие культуры предпринимательства, основанной на традиционных российских ценностях; демонстрация путей, средств и возможностей позитивного обновления российской деловой среды.

Эта организация – крупнейшее объединение предпринимателей из 20 регионов страны. Она проводит образовательные мероприятия для начинающих предпринимателей и создает среду для общения успешных бизнесменов, которые делятся своим опытом построения больших компаний и развивающихся предприятий.

На уровне государства также произошло осознание необходимости развития предпринимательства на основе нравственных принципов и формирования идеологии служения обществу. Примером тому является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (2019–2024 гг.), включающий федеральный проект «Популяризация предпринимательства» и направленный на проведение федеральной информационной кампании продвижения положительного образа предпринимателя в сети Интернет и социальных сетях, а также соответствующих региональных и муниципальных кампаний [16].

Сегодня мы можем увидеть различные примеры деловых людей Липецкого региона, возрождающих ценности русского меценатства, соединяющих идеи коммерческого успеха и социальной миссии и в наше время. Примерами некоторых из проектов, соединяющих коммерческий успех и социальное служение, являются: сафари-парк под открытым небом (Липецкая область), популяризация историко-культурного наследия и развитие внутреннего туризма (Ярославская губерния), SPLAT (производство и реализация средств гигиены для полости рта), «Белая дача» (производство и переработка овощей, ландшафтный дизайн, коммерческая недвижимость, развитие инфраструктуры города).

Меценатство в современной России постепенно развивается. Растет количество фондов, деятельность которых поддерживается предпринимателями и направлена на поддержку российской культуры, религиозных и социальных объектов. К сожалению, уровень их транспарентности еще далек от идеала. Кроме того, многие склонны видеть в пожертвованиях отечественных олигархов гарантию личной финансовой безопасности, своего рода свидетельство собственной благонадежности.

Начало XXI века характеризуется переходом от человека экономического к человеку корпоративному, у которого интересы совместной деятельности в контексте духовности формируют личную деятельность. Это сложный экономико-культурный процесс, требующий больших усилий. Четкая национальная концепция экономики, в которой предпринимательство затрагивает все сферы общественной жизни, является долговременным фактором объединения нации и условием развития России.

Заключение

Проведенные исследования и анализ заявленной темы позволяют говорить о том, что современное российское предпринимательство пока находится в существенном отрыве от своих исторических традиций. К основным выводам нашей статьи следует отнести следующие:

- на современном этапе развития хозяйственной деятельности страны необходима популяризация социально ответственного предпринимательства прошлого, обобщение современных примеров эффективного и социально ответственного бизнеса, поскольку это является важным вкладом в развитие инновационной экономики России, основанной на знаниях, и условием стратегического императива управления;

- исследование хозяйственной деятельности предпринимателей Липецкого края позволило сделать вывод о существовавшей в конце ХIХ века системе эффективных экономических отношений, гармонично сочетавшихся с социальным служением, фундаментом которого служила православная этика купцов и промышленников;

- нормативно-правовой и методологической базой для продвижения и пропаганды социально ответственного предпринимательства в России сегодня является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (2019–2024 гг.), включающий федеральный проект «Популяризация предпринимательства», направленный на формирование образа честного и открытого российского бизнеса;

- формированию идеологии управления современным бизнесом будет способствовать исследование опыта отечественного предпринимательства до революции, обобщение примеров социального служения бизнесменов современной России и популяризация этих образцов через образовательные учреждения, СМИ, проведение конференций, круглых столов, открытие музеев, привлечение социально ответственных бизнесменов к сотрудничеству в рамках молодежных стартапов;

Результаты исследований нашли отражение в докладах и мероприятиях, направленных на популяризацию отечественного предпринимательства на основе традиционных нравственных ценностей в России, патриотического воспитания и образования студентов управленческих и экономических специальностей.

Материалы исследования были использованы:

- для подготовки проведения регионального этапа ХXVIII Международных Рождественских образовательных чтений (18.11.2019 г.);

- при проведении круглого стола, посвященного вопросам кросс-культурного менеджмента, 26.02.2020 г. (http://lip.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=11944);

- в рамках дискуссии и при организации научно-практической конференции «Бизнес-этика и православное христианство: противоречие интересов или единство взглядов» (06.02.2020 г.) http://lip.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=11895;

- при разработке резолюции НПК «Бизнес-этика и православное христианство: противоречие интересов или единство взглядов»;

- в рамках дисциплин: «Теория менеджмента», «Менеджмент организации: экономика и управление», «Менеджмент трудовых процессов», «История управленческой мысли».

Национальная концепция экономики, в которой предпринимательство затрагивает все сферы общественной жизни, является долговременным фактором объединения нации. В этом процессе большую роль должны сыграть духовные ценности православия и возрождение уникального опыта отечественного предпринимательства, соединяющего коммерческий успех и социальное служение. Именно это должно быть положено в основу методологии обучения будущих предпринимателей и руководителей, популяризации уже существующего бизнеса в нашей стране.

[1] Герой дня. [Электронный ресурс]:. https://priderussia.ru/pomoshch/vladelets-pekarni-moskvi-darya-sonkina-organizovala-pozhertvovanii-vrachei-kotorie-boryutsya-koronavirusnoi-infektsiei (дата обращения 12.05.2020)


Страница обновлена: 10.09.2020 в 17:52:21