Ценностные ориентиры россиян «третьего возраста» на рынке труда

Рощина И.В.1, Нехода Е.В.1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Томск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Рощина И.В., Нехода Е.В. Ценностные ориентиры россиян «третьего возраста» на рынке труда // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 12. – С. 1915-1930. – doi: 10.18334/et.10.12.120107.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59554842

Аннотация:
В статье аргументирована необходимость активизации мер государственной политики по привлечению населения старших возрастных групп с учётом неблагоприятной демографической ситуации и существенной дифференциации российских регионов по располагаемому ими трудовому потенциалу. Для более глубокого понимания процессов, происходящих в системе социально-трудовых отношений, анализ экономической активности россиян «третьего возраста» выполнен с точки зрения ценностных ориентиров, оказывающих влияние на все причинно-следственные связи трудовой деятельности. Представлены результаты исследования реализации традиционных ценностей россиянами «в третьем возрасте» в сфере социально-трудовых отношений отечественной экономики на примере ценностей: «созидательный труд», «приоритет духовного над материальным»., «справедливость», «служение Отечеству и ответственность за его судьбу».

Ключевые слова: система ценностей, занятость, трудоспособный возраст, мотивация, труд

JEL-классификация: E24, J20, J21, F66



Введение

Постановка проблемы. Формирование эффективной социально-экономической политики невозможно без учёта системы ценностей: традиционных для любой экономической системы (мастерство, богатство, дело, собственность, т.д.) и общечеловеческих (свобода, милосердие, справедливость, Родина, др.). Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей получили нормативно-правовое закрепление в 2022 г. [1]. Анализ динамики ценностной структуры разных возрастных групп среди занятых в российской экономике делает возможным более результативное регулирование социально-трудовых отношений на рынке труда и создание необходимых условий для самоактуализации каждого человека, в том числе через расширение границ официально определяемого трудоспособного возраста.

Анализ ценностных ориентиров у занятых на отечественном рынке труда позволит определить возможности привлечения к активной трудовой деятельности лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста, что особенно актуально с учётом неблагоприятной демографической ситуации и существенной дифференциации российских регионов по располагаемому ими трудовому потенциалу.

Основным методом изучения интересующего нас вопроса может быть логико-дедуктивный метод с частичным подкреплением эмпирическими данными.

Из истории экономики нашей страны, можно, прежде всего, указать следующие причины и факторы, сформировавшие ценностные ориентиры в обществе и влияющие, в свою очередь, на своеобразие современного рынка труда: отсутствие колониального прошлого; территориально-географическое положение (соединяет западную и восточную цивилизацию); тип развития российского государства (служебно-домашняя цивилизация; община).

В качестве одного из примеров можно привести доступность ценностей для разных сословий, социальных групп на основе «узкоспециализированного закрепления» на принципах службы:

- святость → духовенству;

- богатство, хозяйство → купцам;

- власть → дворянам (хозяйство воспринималось не как возможность получения прибыли, а как возможность несения государевой службы);

- слава → дворянам (военному сословию);

- мастерство → «розмыслам» (инженерам) и мастеровым (рабочим);

- знание → духовенству, позднее – разным профессиональным группам;

- «кормиться от земли» и расселяться на новые земли → крестьянам [2].

В качестве другого яркого примера можно привести функционирование сельской общины на основе собственной системы ценностей.

В сфере социально-трудовых отношений система ценностей воплощалась с учётом конкретно - исторических условий:

1. Труд – выполнение служебных функций (на «служебной» собственности); идеология «бескорыстного» труда; подмена ориентации на успешную профессиональную деятельность мирским аскетизмом.

2. Собственность – практически условная категория; средство пропитания и исполнения повинности перед государем; отсутствие гарантированного, свободного доступа к делу (хозяйству); хозяйство для крестьян – лишь средство выживания.

3. Богатство – отрицательная ценность; невозможность получения богатства честным трудом (в условиях нерационального ведения хозяйства); отсутствие связи между богатством и славой (общественным признанием).

4. Слава – не результат ежедневного труда; достигается в экстремальных условиях (подвиг).

5. Власть – не связывается с трудом и мастерством.

Можно выделить признаки служебно-домашней цивилизации, претерпевшие различные изменения, в результате трансформационных процессов, но сохраняющие значимость в отечественной экономике: роль государства; тип государства; вертикаль власти; модель «общество-государство»; самобытность; ресурсообеспеченность; оборонительный характер хозяйства; наличие внешних угроз. В экономике значительные изменения происходят, прежде всего, в сфере социально-трудовых отношений, проявляющихся в рамках функционирования модели «государство-общество» и модели «государство-человек». Это обусловливает выбор цели данного исследования, результаты которого кратко представлены в данной статье.

Цель – исследовать изменение динамики ценностных ориентиров в сфере социально-трудовых отношений (на примере возрастной группы занятых за пределами трудоспособного возраста) [1] для повышения результативности механизмов государственного регулирования, обоснованного выбора направлений преобразований отечественной экономики.

Основные результаты исследования

Изменения возрастного состава занятых в отечественной экономике проявляются в системе социально-трудовых отношений под действием разнообразных причин и факторов, в частности, достижением границ трудоспособного возраста малочисленными поколениями 1990-х и начала 2000-х гг рождения, а также изменением верхней границы трудоспособного возраста как следствие пенсионной реформы.

Как видно из табл. 1, с 2015 г. по 2019 г. уровень занятости в российской экономике снижается, в то время как в группе занятых «третьего возраста» наблюдается рост. Однако, анализ занятости лиц «третьего возраста» в статике (по каждому конкретному периоду 2015 г. или 2019 г.) позволяет говорить, что уровень занятого населения «в третьем возрасте» (в общей численности населения соответствующей возрастной группы) снижается по мере увеличения возраста. Особенно резкое сокращение происходит при переходе от группы занятых 60-64 к группе 65+.

Таблица 1

Рабочая сила в возрасте старше трудоспособного (по возрастным группам)

Возрастные группы
Уровень участия в рабочей силе, процентов
Уровень занятости, процентов
Уровень безработицы, процентов
2015 г.
2019 г.
2015 г.
2019 г.
2015 г.
2019 г.
Рабочая сила – всего;
31,0
21,8
30,1
21,3
3,0
2,4
В том числе в возрасте, лет
55-59 лет
53,8
56,1
52,3
54,8
2,9
2,3
60-64 лет
31,8
33,2
30,8
32,4
3,2
2,4
65-69 дет
12,0
14,1
11,7
13,7
2,8
3,0
70 лет и старше
2,5
2,4
2,4
Источник: составлено авторами на основе: [3, с. 25]; [4, с. 27]

В 2023 г. 21% в возрастной группе 60+ уверенны в достаточности знаний, умений и навыков (13% «безусловно, достаточно» и 8% «скорее достаточно»), т.е. практически каждый пятый. В то время, как среди всех опрошенных (возрастные группы с 18 лет до 60+) доля считающих, что обладают достаточным уровнем знаний, умений и навыков для успешной работы, выросла с 47% [2] в 2008 г. до 51% в 2023 г. [5]. Данный, казалось бы, огромный разрыв в оценке достаточности знаний, умений и навыков среди опрошенных не столь существенен. Ведь доля неработающих среди опрошенных в возрастной группе 60 лет и старше – 73%, а среди всех опрошенных – лишь 35%.

Хотя следует отметить, что в отдельных видах трудовой деятельности ощущается недостаток знаний, умений и навыков. Так, например, судя по среднему значению [3] Индекса предпринимательской образовательной активности [4], удовлетворяется лишь 11,23% спроса на обучение в сфере предпринимательства [6].

Согласно данным опроса Фонда общественного мнения «Малый бизнес и общество», достаточно распространённый стереотип о негативном отношении россиян к предпринимателям не является безусловным (рис. 1 и рис. 2).

Рисунок 1. Доля россиян, которые хорошо относятся к предпринимателям

Источник: [7]

Рисунок 2. Отношение к предпринимателям

Источник: [8]

Если по результатам опроса «ФОМнибус» (март 2011 г.), 1500 респондентов из 100 населённых пунктов 43 субъектов РФ хорошо относятся к предпринимателям в среднем 62% опрошенных, то в 2021 г. к предпринимателям относятся «скорее хорошо» уже 75% опрошенных.

Для более глубокого понимания процессов, происходящих в системе социально-трудовых отношений, проанализируем их с точки зрения ценностных ориентиров, оказывающих влияние на все причинно-следственные связи трудовой деятельности занятых в «третьем возрасте».

По результатам Лонгитюда (август 2022 г.) [5], можно получить представление по некоторым ценностям в сфере социально-трудовых отношений (рис. 3).

Рисунок 3. Ценностные ориентиры предпринимателей по возрастным группам.

Источник: [9]

Как видно, в возрастной группе 60+ в качестве целей предпринимательской деятельности 14% указывают «самореализацию», 10% — «прокормить себя и семью» и 4% — «обогащение».

Что касается ценностей «богатство», «приоритет духовного над материальным» для категории 60+ в системе социально-трудовых отношений, то сложно дать однозначную оценку из-за целого ряда причин. «Стремление к материальному богатству, важность быть успешным стали конструктивными ценностями адаптации российских работников к нестабильным условиям жизни» [10, с. 75].

Наибольшая доля опрошенных 53% (рис. 4), оценивающих свой уровень благополучия (как «благополучный» и «скорее благополучный») и характерная для группы 18-29 лет, постепенно сокращается в возрастных группах 30-39 лет и 40-49 лет, соответственно составляя 45% и 40%. Минимальное значение уровня достигается в возрастных группах 50-59 лет и 60+, одинаково оценивающих свои уровни благополучия («скорее благополучные» и «благополучные») по 35%.

Рисунок 4. Самооценка уровня благополучия по возрастных группам, в % от числа опрошенных

Источник: [11]

О важности занятости, а также перспектив успешности для обеспечения благополучия (с точки зрения благоприятных условий существования в социуме) можно судить по табл. 2.

Таблица 2

Оценка ценностей старшими возрастными группами,

% от числа опрошенных


Деньги
Обеспеченность
Работа
Карьера
Успех
50-59 лет
41
38
24
6
10
60 лет и старше
36
34
15
4
7
Источник: составлено авторами по материалам: [11, с. 30, 31]

Для рассматриваемых возрастных групп 50-59 лет и 60+ наиболее важны ценности «деньги» (соответственно 41% и 36% опрошенных) и «обеспеченность» (соответственно 38% и 34% опрошенных) наряду с существенно низким уровнем ценности «работа». Ценности «карьера» и «успех» в возрастной группе 60+ выделяют соответственно лишь 4% и 7% от числа опрошенных, что почти в 5-9 раз меньше признания ценностей «деньги» и «обеспеченность». Разрыв в оценках такой ценности как «работа» между возрастными группами 50-59 лет и 60+ более существенен, чем при оценке других ценностей.

Подавляющее большинство благополучных среди опрошенных наряду с работой имеют хобби (табл. 3), что свидетельствует необходимости всестороннего раскрытия потенциала для обеспечения самоактуализации.

Таблица 3

Интерес к работе с учётом оценок благополучия, в % от числа опрошенных


Неблагополучные
Скорее неблагополучные
Скорее благополучные
Благополучные
Очень нравится работа
12
13
19
39
Есть хобби, увлечения
58
65
71
71
Очень интересно живут в настоящее время
2
3
7
20
Источник: составлено авторами по материалам: [11, с.21]

Как видно из табл. 3, чем выше у опрошенных оценка уровня собственного благополучия, тем больше возможностей для самоактуализации человека, проявления его позитивного отношения к деятельности во всех сферах жизнедеятельности: «очень нравится работа»; «есть хобби, увлечения»; «очень интересно живут в настоящее время».

Важность рассмотрения человека с точки зрения его многогранности, наличия у него не только единственной способности к труду, но и множества других в разных формах и сферах жизнедеятельности, а также необходимости анализа их взаимного влияния, можно показать на результатах следующего опроса (рис. 5 и рис. 6). Опрос 759 предпринимателей-участников Лонгитюда Малого Бизнеса показал (рис. 5), что 74% участников Лонгитюда имеют хобби [12].

Рисунок 5. Наличие любимых занятий, увлечений, хобби.

Источник: [12]

Если 19% не испытывают трудности при поиске перспектив для развития бизнеса, то предпринимателям, у которых отсутствует хобби, сложнее развивать бизнес, искать новые для этого направления (9%) (рис. 6).

Рисунок 6. Новые направления деятельности в действующем бизнесе (IV квартал 2023 г.)

Источник: [12]

По результатам анализа опросов, проведённых ВЦИОМ, (по данным за 19 июня 2021, в % от всех опрошенных), можно сделать вывод, что двойственный характер труда для группы 60+ может проявляться следующим образом: «труд как самоактуализация» – 45%, «труд как необходимость» – 49%.

Эффективность труда как «очень высокую» и «довольно высокую» в 2023 г. в возрасте 60+ оценивают 41% от всех работающих россиян. Среди наиболее признаваемых критериев, используемых для оценки эффективности труда данной группой опрошенных, выделяются: «по самоощущениям, чувству удовлетворённости» — 32%, «по качеству выполняемой работы» — 26% и «по количеству выполненных задач» — 18%. Возможности повышения эффективности работы с учётом мотивационных факторов данной группой оцениваются следующим образом: «если бы внедрили новую технику, инструмент» — 26% от работающих россиян; «если бы труд был лучше организован» — 15%; «если бы руководство моей работой было более квалифицированным» — 14%; «если бы трудовые успехи больше уважались» — 12%.

43% в возрастной группе 60+ убеждены, что работали бы эффективнее, «если бы платили больше». При этом 36% (от работающих россиян) считают, что если станут работать лучше, то заработная плата «скорее вырастет» и 54% — соответственно «скорее не вырастет» [13].

Для повышения результативности государственного регулирования рынка труда на макро- и мезоуровнях необходимо составлять «портрет занятого «третьего возраста» с учётом региональной специфики, в том числе, с использованием результатов разнообразных опросов. Так, например, 40% опрошенных в возрасте 60+ в принципе могли бы работать фрилансерами по своей профессии, специальности и 10% хотели бы стать самозанятыми или фрилансерами [14].

В рамках совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития ПРИМ [6] во II квартале 2023 г. выявлено, что 70% самозанятых (рис. 7) рассматривают данный вид занятости как наиболее предпочтительный, «полагают, что работа на себя позволяет достичь успеха быстрее, чем работа по найму» [15]. При этом 62% самозанятых не хотят менять вид занятости.

Рисунок 7. Ответы на вопрос: «Скажите, пожалуйста, насколько вы согласны с утверждением, что работа на себя, самозанятость позволяет достичь успеха в жизни быстрее, нежели работа по найму?»

Источник: [15]

Доля вовлечённых в предпринимательство (рис. 8) в возрасте 60+ в 6 раз меньше, чем в предшествующей возрастной группе (50-60 лет), хотя разрыв между этими группами по доле завершивших предпринимательскую деятельность существенно ниже (примерно 3,7 раза).

Рисунок 8. Вовлечённость в предпринимательство по возрастным группам

Источник: [16]

Значительный рост желающих открыть бизнес или работать на себя (рис. 9), начиная с 18-30 лет (31%) до 31-49 лет (54%), сменяется четырёхкратным сокращением в возрастной группе 50-60 лет (13%) и последующим шестикратным сокращением в группе 60+ (2%).

Рисунок 9. Планирующие открыть свой бизнес или начать работать на себя по возрастным группам

Источник: [16]

В 2023 г. социальную справедливость как положение, определяемое результатами труда и возможностями для каждого развивать свои способности, воспринимают в возрастной группе 60 лет и старше соответственно 20% и 5%. Также следует отметить, 45% данной группы опрошенных считают, что государственная политика способствует «укреплению социальной справедливости» [17].

Социально-ответственное поведение бизнеса можно рассматривать как одну из форм «служения Отечеству и ответственность за его судьбу» в сфере социально-трудовых отношений. В возрасте 60 лет и старше 35% опрошенных считают «российский бизнес социально-ответственным» [18].

Заключение

Кратко можно представить результаты исследования реализации некоторых из традиционных ценностей россиянами «в третьем возрасте» в сфере социально-трудовых отношений отечественной экономики, следующим образом:

1. «Созидательный труд». Отмечается низкий уровень ценности «работа». Существенно ниже ценностей «деньги» и «обеспеченность». Ценности «карьера» и «успех» (как характеристики труда) почти в 5-9 раз меньше признания ценностей «деньги» и «обеспеченность».

С точки зрения двойственности характера труда, результаты другого опроса (ВЦИОМ за 19 июня 2021 г.) можно интерпретировать следующим образом: «труд как самоактуализация» – 45%, «труд как необходимость» – 49%. В этом случае выводы, полученные при проведении разных опросов, не противоречат друг другу. Надо лишь учесть двойственный характер труда. Следует признать, что для 60+ труд преимущественно рассматривается как необходимость.

Следует отметить, что для занятых, которые оценивают себя как «благополучные» и «скорее благополучные», отношение к ценности труда меняется: значение приобретает не только сам факт наличия работы, но и хобби. Данная подгруппа «в третьем возрасте» оценивает труд значительно выше: «очень нравится работа» для «благополучных» и для «скорее благополучных». У подавляющего большинства опрошенных есть хобби. Наличие хобби помогает в поиске перспективных направлений развития бизнеса каждому пятому среди опрошенных.

Созидательный характер труда оценивается опрашиваемыми «по самоощущениям, чувству удовлетворённости», «по качеству выполняемой работы» и «по количеству выполненных задач». В 2023 г. эффективность труда как «очень высокую» и «довольно высокую» оценивают немногим менее половины в возрасте 60+ от всех работающих россиян.

При выборе видов деятельности опрошенные в возрасте 60+ ориентируются на работу фрилансерами по своей профессии/специальности и рассматривают возможность самозанятости. Доля вовлечённых в предпринимательство по мере увеличения возраста снижается. Хотя следует отметить, что в 2021 г. к предпринимателям относятся «скорее хорошо» три четверти опрошенных.

2. Ценность «Приоритет духовного над материальным»

Что касается ценности «приоритет духовного над материальным» для категории 60+ в системе социально-трудовых отношений, то сложно дать однозначную оценку из-за целого ряда причин, в том числе необходимости адаптации в условиях повышенной неопределённости.

Самореализацию можно рассматривать как цель и форму многогранного, целостного развития личности, где духовная и материальная составляющие дополняют друг друга. В данном случае самореализацию можно также рассматривать как индикатор реализации ценности «Приоритет духовного над материальным». Как видно по результатам опроса, в возрастной группе 60+ в качестве целей предпринимательской деятельности выделяют: 14% — «самореализацию», 10% — «прокормить себя и семью», 4% — «обогащение». Можно сделать вывод, что духовные и материальные ориентиры деятельности в равной мере важны для представителей «третьего возраста».

3. «Справедливость». Социальную справедливость как положение, определяемое результатами труда и возможностями для каждого развивать свои способности, воспринимают соответственно каждый пятый и двадцатый. Почти половина опрошенных считают, что государственная политика способствует «укреплению социальной справедливости».

4. «Служение Отечеству и ответственность за его судьбу». Социально-ответственное поведение бизнеса можно рассматривать как одну из форм воплощения данной ценности. Более трети опрошенных считают бизнес в российской экономике социально-ответственным.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что эффективное государственное регулирование рынка труда невозможно без построения «портрета» каждой возрастной группы занятых, в основе которого находится система ценностей и учёт специфики рынка труда конкретного субъекта РФ.

Особое внимание должно быть уделено занятым 60+, имеющим опыт экономической деятельности и развитый трудовой потенциал.

От эффективности государственного регулирования рынка труда по привлечению к активной экономической деятельности представителей «третьего возраста» зависит создание условий для самоактуализации каждого занятого в отечественной экономике.

[1] «Третий возраст» начинается с выходом на пенсию. Верхняя граница трудоспособного возраста соответствует возрасту выхода на пенсию, который начиная с 2019 г. ежегодно повышается (с учётом пенсионной реформы) и к 2028 г. достигнет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Трудоспособным считается возраст: до 2020 г. мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины – 16-54; в 2020 г. мужчины – 16-60 лет, женщины – 16-55 лет; в 2021 г. мужчины – 16-61,5 лет, женщины – 16-56,5 лет.

[2] В 2008 г. 25% «безусловно, достаточно» и 22% «скорее достаточно»; в 2023 г. – 22% «безусловно, достаточно» и 29% «скорее достаточно».

[3] в I квартале 2023 года в рамках совместного проекта ФОМа, Сбера и Минэкономразвития ПРИМ «Предприниматели России: исследовательский мониторинг»

[4] востребованность образовательных программ в сфере предпринимательства и вовлеченность в них населения России

[5] Выборка пятой волны – 751 респондент. Сроки проведения пятой волны: 18 июля – 15 августа 2022 года

[6] В конце 2022 года Институт Фонда Общественное Мнение в партнёрстве со Сбером и Минэкономразвития России запустил проект «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ). ПРИМ. Первая – третья волны. Опрос самозанятых, фрилансеров, работающих на себя россиян (не имеющих статуса ИП или юридического лица), для которых работа на себя – основная форма занятости. Метод опроса: телефонный опрос. Статистическая погрешность не превышает 4,8%. Сроки проведения и объем выборки: первая волна (IV кв. 2022): 27 октября – 4 ноября 2022 года, 606 человек; вторая волна (I кв. 2023): 9–16 марта 2023 года, 608 человек. ЦА второй волны определялась шире, чем в других волнах: данные приводятся от целевой группы, совпадающей с ЦА остальных замеров (295 человек); третья волна (II кв. 2023): 6–10 июня 2023 года, 605 человек.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 10 сентября 2023).
2. Рощина И.В. Трансформация экономики в условиях постиндустриального общества. / Монография. - Томск: Томский государственный университет, 2004.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2022. – 1122 c.
4. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2016. – 146 c.
5. Результаты опроса «Обучение длиною в жизнь». Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obuchenie-dlinoju-v-zhizn (дата обращения: 22.09.2023).
6. ПРИМ: потребность предпринимателей в обученииТри четверти предпринимателей отметили у себя нехватку тех или иных знаний. В первую очередь – юридических. СМБиз.ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://smbiz.fom.ru/post/prim-potrebnost-predprinimatelej-v-obuchenii/ (дата обращения: 12.11.2023).
7. Предпринимательство в России: состояние, проблемы, ресурсы развития. Media.fom.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://media.fom.ru/smbiz/01-opros/2011-2001%20Обзор%20иссл%20ФОМ_Предпринимательство.pdf (дата обращения: 04.11.2023).
8. Правда ли, что россияне недолюбливают предпринимателей?. Фом. [Электронный ресурс]. URL: https://smbiz.fom.ru/post/pravda-li-chto-rossiyane-nedolyublivayut-predprinimatelej (дата обращения: 04.11.2023).
9. Мотивация предпринимателей: что изменилось за год?. СМБиз.ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://smbiz.fom.ru/post/motivaciya-predprinimatelej-chto-izmenilos-za-god (дата обращения: 04.11.2023).
10. Темницкий А.Л. Роль ценностей самоутверждения у российских работников // Социологический журнал. – 2022. – № 1. – c. 61-79. – doi: 10.19181/socjour.2022.28.1.8838.
11. Епихина Ю.Б., Черныш М.Ф., Сушко П.Е., Шилова В.А., Лысухо А.С. Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). – 2020. – № 1. Субъективное и объективное благополучие в современном российском обществе: результаты эмпирического исследования. Isras.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=9089.
12. Результаты Лонгитюда Малого Бизнеса ФОМ «Хобби и успешность в бизнесе: есть ли взаимосвязь?». СМБиз.ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://smbiz.fom.ru/post/hobbi-i-uspeshnost-v-biznese-est-li-vzaimosvyaz (дата обращения: 12.11.2023).
13. Результаты опроса «Работа, зарплата, эффективность: есть ли связь?». Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rabota-zarplata-ehffektivnost-est-li-svjaz (дата обращения: 05.11.2023).
14. Результаты опроса «Россияне полюбили фриланс». Аналитический обзор ВЦИОМ. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-polyubili-frilans (дата обращения: 12.09.2023).
15. Третья волна ПРИМа: как меняется ситуация у самозанятых. СМБиз.ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://smbiz.fom.ru/post/tretya-volna-prima-kak-menyaetsya-situaciya-u-samozanyatyh?ysclid=lpmfpz1pac55284414 (дата обращения: 04.11.2023).
16. Предпринимательская атмосфера и потенциал: результаты опроса населения в рамках проекта ПРИМ. СМБиз.ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://smbiz.fom.ru/post/predprinimatelskaya-atmosfera-i-potencial-rezultaty-oprosa-naseleniya-v-ramkah-proekta-prim (дата обращения: 04.11.2023).
17. Результаты опроса «Общество в поисках справедливости». Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvo-v-poiskakh-spravedlivosti (дата обращения: 14.09.2023).
18. Результаты опроса «Социальная ответственность бизнеса: мониторинг». Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnaja-otvetstvennost-biznesa-monitoring (дата обращения: 15.11.2023).

Страница обновлена: 19.01.2024 в 21:45:03