Теоретические аспекты реализации бережливого управления в системе региональной власти

Умалатов Р.С.1
1 Нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Федоровскнефть» ПАО «Сургутнефтегаз»

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53838244
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Предметом изучения в данной работе является деятельность региональных систем управления и поиск способов и приемов ее усовершенствования на основе применения идеологии бережливого управления. Автором проведен ретроспективный анализ становления бережливого управления как категории системного подхода, идентифицированы некоторые из аспектов проблемных зон в деятельности региональных систем управления, требующие незамедлительного решения в аспекте повышения уровня социального и экономического развития, активизации человекоцентричного ресурса во всех сферах осуществляемой деятельности, личной трансформации населения региона (материальной, духовной). Сформировано представление о бережливом управлении как о инструменте повышения взаимосвязи между ключевыми элементами: власти, общества и бизнеса с одной стороны, и как о методическом ресурсе формирования инструментария достижения роста ключевых экономико-социальных показателей посредством наращивания социального благополучия граждан в рамках экономики трансформаций, с другой стороны.

Ключевые слова: бережливое управление, регион, региональная система управления, бережливое производство, трансформация

JEL-классификация: M11, M21, Q01



ВВЕДЕНИЕ

В современных реалиях, характеристиками изменившегося геополитического и геоэкономического состояния нашей страны становятся дестабилизация, неопределенность, нарастающие проблемы внешнего характера – в аспекте бесконечных санкций со стороны коллективного Запада, и внутреннего характера – в аспекте роста проблем взаимоотношений «ключевого трио» пространственной экономики: власти, общества и бизнеса. В этой связи правительство Российской Федерации ставит ряд задач перед главами субъектов в области прорывного развития (рис.1), оказывающих стратегически значимое влияние на трансформационные процессы в различных секторах национальной экономики [1]. Данный спектр задач предполагает необходимость принципиального изменения «облика» традиционной системы управления, потерявшей свою актуальность на новые, «гибкие» методы управления, способные обеспечить, в первую очередь, конкурентоспособность экономики, ее рентабельность, а также наращивание и укрепление социального вектора развития региона.

Рисунок 1. Задачи прорывного развития Российской федерации

Источник: составлено автором.

Цель данного исследования состоит в формировании подхода к трансформации традиционных систем территориального управления на бережливое управление, основанное на

анализе опыта применения технологий бережливого производства и актуального влияния института региональной власти на социально – экономическое развитие региона.

Автором ставятся следующие задачи:

Ø Провести ретроспективный анализ становления бережливого управления как отдельной категории;

Ø Определить дефиниции «бережливое производство» и «бережливое управление»;

Ø Провести анализ различных подходов к реализации бережливого управления в региональных системах управления;

Ø Определить инструменты и методы реализации бережливого управления.

Ø Научная новизна данного исследования состоит в трансфере, интеграции и адаптации методов и инструментов бережливого производства, применяемых сугубо в производстве на сферу управления, что является важным фактором в повышении уровня социально – экономического развития регионов.

ВЕКТОР: ОТ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА К БЕРЕЖЛИВОМУ УПРАВЛЕНИЮ

Исторически сложилось так, что вектор, направленный на постоянное повышение качества продукции (услуг), совершенствование процессов производственной деятельности в условиях постоянно изменяющейся среды с целью увеличения конкурентоспособности, имиджа, рентабельности, удовлетворения запросов потребителей, требовал непрерывный поиск методов и путей решения данных задач [2] (Umalatov, Feyzullaev, 2019). Одной из эффективных концепций, содержащей набор инструментов, способствующих решению вышеуказанных задач является концепция бережливого производства, направленная на сокращение потерь, повышение производительности труда, минимизацию действий, не представляющих никакой ценности для получения конечного результата [3] (Umalatov, 2022). Раскрытие сущности концепции бережливого производства, ее роли, значении и влиянии на различные сферы экономики представлены в работах многих исследователей и ученых [4-7], однако вопрос становления бережливого управления в настоящее время малоизучен.

Обобщая, «Бережливое производство» – широко признанная управленческая методология повышения производительности при снижении всевозможных потерь, ориентированная на непрерывное повышение качества и самосовершенствование, базисом которой служит производственная система компании «Тойота» [8] (Umalatov, 2022), [9] (Tsarenko, 2014).

Исторический ракурс изучения вопроса о переходе к понятию «бережливое управление» начинается с анализа трудов и работ представителей различных школ управления, в конечном итоге послуживших формированию системы управления, основанной на концепции бережливости (Lean – концепции) с идентификацией универсальных принципов и подходов к управлению, позволивших обеспечить трансфер данной методологии на все сферы деятельности, осуществляемой человеком. Значимое влияние на формирование данной концепции оказывали положения административной, бихевиористской и неоклассической школ управления (подробно рассмотрены в трудах Л.С. Пузыревского [10] (Puzyrevskii, 2008). Автором идентифицировано влияние отдельных положений вышеуказанных школ на становление бережливого управления в ракурсе формирования «крепкой корневой системы» бережливой методологии (рис.2)

Рисунок 2. Вклад школ управления в становление бережливого управления

Источник: составлено автором.

Ретроспективный анализ влияния школ управления на становление бережливого управления позволяет идентифицировать важность таких категорий как производительность труда, качество, самореализация и самовыражение.

Принципы концепции бережливости (рис.3) формируют мышление о рациональном использовании имеющихся ресурсов в условиях их ограниченности с учетом непрерывного развития организационных и социокультурных отношений.

Рисунок 3. Основные принципы бережливости

Источник: составлено автором.

На основании вышеизложенного, автор определяет дефиницию «Бережливое управление» как организационную систему управления, построенную на принципах концепции бережливого производства, ориентированную на постоянное социально-экономическое развитие и направленную на удовлетворение запросов потребителя. В свою очередь, вовлечение, обучение, целеполагание выступают ключевыми элементами перехода от уровня «мышления» к уровню формирования методологии бережливого управления.

Резюмируя, стоит отметить, что эволюция представлений о «бережливости» не останавливается в своем развитии, а продолжается по настоящее время (рис.4), а дефиниции «бережливое производство» и «бережливое управление» стали рассматриваться как самостоятельные, неидентичные, но близкие по смыслу.

Рисунок 4. Развитие бережливого управления

Источник: составлено автором.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Абсолютно любые процессы, протекающие в обществе, требуют грамотного и эффективного управления, а, следовательно, требуют внимания со стороны управляющих структур, действующих на территории субъектов Российской Федерации с целью анализа экономической, политической и других составляющих. Известно, основу методологии Lean составляет процессный подход, способствующий оптимизации и максимальному снижению издержек и потерь [11].

На сегодняшний день, в системах регионального управления наблюдается тенденция проявления интереса к использованию методов бережливого производства в аспекте процессного управления, т.е. иначе говоря, наблюдается трансфер применения технологий бережливости из сугубо производственного сектора в сектор государственного и муниципального управления [12] (Khadasevich, Smetanina, 2021).

Успешная трансформация традиционной системы управления и переориентация ее на бережливое управление, по мнению автора, возможна при соблюдении определенного набора действий (рис.5), состоящих из нескольких фаз:

Ø изучение потребностей,

Ø налаживание процессов,

Ø равномерное и эффективное распределение работ,

с помощью определенного инструментария (более подробно о инструментах бережливого управления [3, 13]).

Стоит отметить, основополагающим элементом и особенностью при этом является, первоначально, принципиальная трансформация мышления персонала. По этой причине, целесообразно обозначить несколько условий перед реализацией бережливого управления:

Ø подготовка плана обучения переподготовка персонала;

Ø создание условий и применение всех ресурсов для успешного освоения программ обучения;

Ø бенчмаркинг.

В свою очередь, процесс трансформации должен быть основан на следующих принципах:

Ø ориентированность на «человека»;

Ø лидерство;

Ø вовлечение персонала;

Ø системный подход;

Ø кайдзен;

Ø принятие решений на основе фактов;

Ø проведение экспериментов, как категория появляется в трудах Ю.П.Адлера в качестве обозначения нового принципа бережливого управления наряду с основными [14].

Рисунок 5. Алгоритм трансформации системы управления

Источник: составлено автором.

Реализация бережливого управления через функционал рассматривается в трудах Д.П. Вумека и Д.Т. Джонса (рис.6) [15].

Рисунок 6. Реализация бережливого управления через ее функционал

Источник: составлено автором.

Стоит отметить, деятельность системы управления, как правило, принято рассматривать через призму функций управления, известных еще из курса общего менеджмента. Философия бережливого управления в аспекте реализации и внедрения в региональную власть дополняет данные функции, смещая акцент на удовлетворение потребностей (рис.7).

Рисунок 7. Конкретизация функций управления

Источник: составлено автором.

Одним из подходов к реализации бережливого управления является способность к формированию четко поставленных целей, способствующих достижению конкретных результатов, преследующих регион. Такими целями могут быть как повышение качества, эффективное планирование регионального бюджета, сокращение затрат, уменьшение выбросов в атмосферу, улучшение экологического состояния региона. Данный подход предполагает использование методологии, предложенной Д. Хоббсом, состоящий из нескольких этапов [16].

Первый этап предложенного подхода характеризуется подготовительными работами, где основными элементами являются:

Ø формирование стратегии развития региона;

Ø формирование команд с обязательным обучением принципам и методам бережливого управления;

Ø формирование алгоритма действий, определение полномочий и формирование задач для сформированных команд

Стоит отметить о необходимости сбора большого объема информации и ее анализ с целью применения инструмента бережливого управления «канбан».

В свою очередь, основными характеристиками следующего этапа являются мероприятия по завершению сбора и анализа данных, фиксация результатов проведенного анализа, т.е. иначе говоря, стандартизация.

Последующими элементами процесса трансформации региональной системы управления, согласно имплементации данного подхода, могут быть определение необходимых ресурсов, моделирование и создание прообраза системы бережливого управления, его реализация, корректировка, совершенствование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс переориентации действующей системы управления на принципиально новые методы проектного управления, который ставит во главе «человека» и удовлетворение его потребностей – трудоемкий процесс, требующий тщательного изучения и подготовки. Основным стимулом к необходимости трансформации, как становится понятно, служат внешнеполитические факторы и требования потребителей. Формирование парадигмы бережливого управления происходило наряду с формированием новых взглядов на сущность социально-экономических и социокультурных отношений. Обращение к методологии бережливого управления зачастую связано с необходимостью повышения социально и экономически значимых показателей региона при имеющихся ресурсах.

Ретроспективный анализ истории развития данной категории свидетельствует об универсальном применении концепции и в бизнесе и в системе регионального управления как эффективного ответа на вызовы современного мира.

·


Источники:

1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Официальный интернет-портал Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 12.03.2022).
2. Умалатов Р.С., Фейзуллаев М. А. Перспективы внедрения элементов бережливого производства в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре // Северный регион: наука, образование, культура. – 2019. – № 3-4. – c. 85-92.
3. Умалатов Р.С. Концептуальная модель измерений бережливого производства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 1-1. – c. 267-278. – doi: 10.34670/AR.2022.25.81.032.
4. Вумек Д.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 473 c.
5. Хоббс Д.П. Внедрение бережливого производства: практическое руководство по оптимизации бизнеса. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 352 c.
6. Валиуллина Л.А., Беспалова М.Э., Хадасевич Н.Р. Интеграция принципов бережливого производства и системы менеджмента качества в организации труда учреждений социального обслуживания // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 107-116.
7. Белыш К.В. Классификация основных методов и инструментов бережливого производства // Вестник РУДН. Серия «Экономика». – 2016. – № 1. – c. 70 – 77.
8. Умалатов Р.С. Взаимосвязь четвертой промышленной революции (индустрия 4.0) и концепции бережливого производства // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов под давлением. – 2022. – № 3. – c. 41-48.
9. Царенко А.С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. – 2014. – № 45. – c. 74-109.
10. Пузыревский Л.С. Школы науки управления и их развитие // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. – № 3. – c. 150-157.
11. Двинских Д. Ю., Рычкова Н. А., Сластихина И. Ю., Понамарева А. А. Бережливое правительство: как и для чего внедряют Lean за рубежом. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019.
12. Хадасевич Н. Р., Сметанина Г. А. Бережливое производство: возможности его применения в органах государственной и муниципальной власти // Вестник Академии. – 2021. – № 3. – c. 43-50.
13. Умалатов Р.С. Инструментарий для внедрения и функционирования концепции бережливого производства на промышленном предприятии // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов под давлением. – 2022. – № 3. – c. 36-41.
14. Адлер Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=42/ (дата обращения: 12.03.2022).
15. Вумек Д.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 473 c.
16. Хоббс Д.П. Внедрение бережливого производства: практическое руководство по оптимизации бизнеса. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. – 352 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:46:59