Институциональное обеспечение управленческой деятельности в структуре капитала современной образовательной организации
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (23), Ноябрь 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11600956
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Интеллектуальная деятельность в современной экономике является преобладающим видом производительной формы человеческой жизнедеятельности, а сфера духовного производства и сфера услуг, где происходит производство субъектов такой деятельности, а именно образование, становятся ведущими отраслями инновационной экономики. В данных условиях чрезвычайно актуальным является поиск подходов для повышения эффективности управленческой деятельности в сфере образования.
Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, высшее образование, инновационная экономика, человеческий капитал, образование
Интеллектуальная деятельность в современной экономике является преобладающим видом производительной формы человеческой жизнедеятельности, а сфера духовного производства и сфера услуг, где происходит производство субъектов такой деятельности, а именно образование, становятся ведущими отраслями инновационной экономики. В данных условиях чрезвычайно актуальным является поиск подходов для повышения эффективности управленческой деятельности в сфере образования.
В рыночных условиях эффективность управленческой деятельности должна выражаться в росте капитала организации, повышении ее конкурентоспособности, устойчивости, возможности влияния на институциональные соглашения. В данной статье предлагается решение данной задачи на основе разработки и применения институционального обеспечения управленческой деятельности организаций сферы образования, которое соотносится со структурой и содержанием различного вида капитала современных организаций.
Концепция институционального обеспечения управленческой деятельности предполагает опору на нормативно-правовую базу и неформальные ценностно-этические системы. Институциональное обеспечение управленческой деятельности образуют действующие в образовательной организации формальные и неформальные нормы, правила и ценности. Формальные ограничения (нормы и правила) представлены набором нормативных документов различного уровня, определяющих функционирование образовательной организации, а также организационными структурами, в которых реализуется управление образованием и непосредственно осуществляется научно-образовательная деятельность.
К формальным институтам относятся, например, Закон РФ «Об образовании», приказы и распоряжения Федерального агентства по образованию и региональных органов управления образованием, образовательные стандарты, нормативы финансирования, а также устав образовательной организации, программы развития, расписание занятий, правила трудового распорядка и т.п. Документы, входящие в состав институционального обеспечения управленческой деятельности, определяют условия функционирования и развития образовательной организации, реализуют управление указанными процессами.
Неформальные правила и нормы – это ценности и традиции, например, в отношении стиля общения между педагогами и обучаемыми, допустимости тех или иных действий, не вызывающих административных взысканий, но осуждаемых и порицаемых. Неформальные нормы и правила определяют психологическую атмосферу образовательной организации и соотносятся с ее организационной культурой. Ценности и традиции могут быть институциализированы в ритуальные мероприятия, а также кодексы поведения, этические комиссии и пр.
В динамике любое изменение в работе образовательной организации, является ли оно ответом на трансформацию внешней среды или имеет источник внутри организации, ведет к изменению норм и правил ее функционирования. В такой ситуации необходимо наличие особых правил, позволяющих находить решение в новой ситуации. Поэтому необходимой частью институционального обеспечения управленческой деятельности должны быть определенные механизмы управления происходящими процессами изменений, позволяющие изменять действующие на данный момент институциональные нормы и правила. Им принадлежит ведущая роль в снижении производственных и трансакционных издержек образовательной системы или организации.
Изменяющие правила также будут иметь формальную, в виде нормативного обеспечения развития или реструктуризации, и неформальную, ответственную за принятие сотрудниками проводимых изменений и предупреждение их сопротивления инновациям, составляющие.
Прежде всего, отметим, что основные составляющие институционального обеспечения управленческой деятельности можно трактовать как нематериальные активы организации, различные части ее интеллектуального капитала. Данный вид капитала проявляется не только на уровне стратегии, управленческой структуры организации, но и на уровне коммуникаций между сотрудниками, между организацией и ее контрагентами, в ежедневных управленческих решениях.
Как известно, понятие «интеллектуальный капитал» ввел в научный оборот Дж. Гэлбрейт. Представление о структуре интеллектуального капитала представлено в работах Т. Стюарта, одного из основоположников современной теории интеллектуального капитала. Одной из первых на практике применила концепцию интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить отдельные его составляющие (человеческий, организационный и потребительский капитал) страховая компания Scandia. При этом организационный и потребительский капитал объединяется в один вид, который носит название структурного капитала. Рассмотрим более подробно каждую из предложенных составляющих интеллектуального капитала и попытаемся соотнести с каждой из них структуру институционального обеспечения управленческой деятельности.
Человеческий капитал представляет собой часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку (знания, практические навыки, творческие способности, моральные ценности, культура труда). Для образовательной организации высокое качество человеческого капитала является решающим фактором успеха в силу большого веса знаний профессорско-преподавательского состава и творческого характера научно-исследовательского и преподавательского труда. Указанные особенности приводят к значимости внутренней мотивации, которая формируется через ценностную составляющую организационных институтов, то есть неформальные элементы институционального обеспечения управленческой деятельности.
Кроме того, в данных условиях возникает опасность, что работник, являющийся носителем тацитных знаний, уходя из образовательной организации, уносит с собой свои неотчужденные знания, то есть часть ее интеллектуального капитала. При этом сделать скрытое знание явным, зафиксированным и перенесенным на те или иные типы носителей и документы в силу специфики научно-педагогического труда в полном объеме невозможно. Следовательно, закрепление сотрудников, их удержание становится важной задачей руководителей в деле сохранения интеллектуального капитала.
Здесь система организационно-ценностных норм при правильном выстраивании формирует институты доверия сотрудника к организации, его лояльности и т.п. Таким образом, сохранение и преумножение человеческого капитала неразрывно связано с формированием, трансляцией, закреплением ценностей образовательных организаций, то есть неформальных элементов институционального обеспечения управленческой деятельности.
Далее данные неформальные элементы содействуют принятию сотрудниками формальных требований к их профессиональной деятельности, содержащихся в уставах, инструкциях и пр. После интериоризации организационных норм, правил и ценностей данные элементы институционального обеспечения управленческой деятельности становятся частью знаний сотрудников, необходимых для успешного выполнения своих функций в рамках данной и сходных с ней организаций. Это означает, что элементы институционального обеспечения институциональной деятельности становятся частью человеческого капитала организации, в явной или неявной форме обеспечивающей согласование индивидуальных и организационных интересов и целей.
Организационный капитал является второй частью интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом, характеризуя ее возможности отзываться на требования внешней среды и организовывать взаимодействие внутри нее. Он характеризует использование человеческого капитала в организационных системах. По сути, организационный капитал представляет собой институциализированные образцы капитала человеческого. Например, литературные, художественные и научные произведения – результат творческих усилий ученого или писателя, патенты – результат знаний изобретателя или рационализатора, система управления – результат проектирования менеджера, товарный знак – результат творчества маркетолога, технология производства – результат работы инженера или технолога.
Организационный капитал образовательных организаций непосредственно включает институциональное обеспечение управленческой деятельности в виде организационных процедур, систем управления, организационных структур, отношений в организации. Так же наоборот. Так как организационный капитал имеет целью регулирование взаимоотношений всех заинтересованных сторон, как внутри организации, так и за ее пределами, он представляет собой не что иное как институциональное обеспечение управленческой деятельности.
Третьей частью интеллектуального капитала полагают потребительский капитал, который складывается из устойчивых связей и отношений сотрудников образовательных организаций с потребителями производимых ими услуг. Основная цель формирования потребительского капитала состоит в создание структуры взаимодействий, позволяющей потребителю продуктивно общаться с сотрудниками. Такое общение также требует определенных формально допустимых норм и правил, причем большое значение в данной ситуации будут иметь неформальные – этические нормы, отраженные в организационных ценностях. Именно их наличие определяет культуру общения с клиентами, их приверженность организации или производимым ей услугам.
Таким образом, институциональное обеспечение управленческой деятельности в части регламентирования на формальном и неформальном уровне взаимодействия с клиентами, входит в состав потребительского капитала. Потребительский капитал отражается в институциональном обеспечении постольку, поскольку клиенты принимают «правила игры» данной организации и согласны им следовать.
Последнее утверждение делает необходимым рассмотрение возможностей сближения представлений о возможности взаимодействия и соответствующих ожиданий внутри и за рамками данной образовательной организации. Средой функционирования человеческого капитала, по мнению ряда исследователей, является социальный капитал, соотносимый с социальными ожиданиями, государственной идеологией, господствующей в обществе религии и прочими проявлениями неформальных институтов. Социальный капитал, выражая неформальную составляющую институциональной среды общества, играет важную роль в распространении норм и ценностей организации среди ее сотрудников как носителей индивидуальных ценностей, отражающих не только организационные, но и социальные неформальные нормы, а, следовательно, в построении эффективной системы внешней и внутренней коммуникации.
Дж. Коулмен выделяет следующие формы социального капитала:
- обязательства, ожидания и надежность структур, без наличия которых невозможно себе представить эффективную совместную деятельность,
- каналы для оперативного получения необходимой для работы информации,
- нормы и эффективные санкции, формирующие систему стимулов и сдерживающие негативные тенденции.
Как видим, социальный капитал – это собственно институциональная среда общества, включающая разделяемые людьми ценности, отношения между собой и другими явлениям. Социальный капитал содействует обмену информацией в компании, коллективному принятию решений, коллективным действиям. Капитал этого вида является первичным по отношению к институциональному обеспечению управленческой деятельности, особенно на организационном уровне. Он представляет собой внешнюю ограничительную рамку для проектирования институционального обеспечения.
Эффективная коммуникация в организации предполагает отношения не только с сотрудниками организации, что находит выражение в институциалированных формах организационного капитала, и клиентами, что представлено в составе потребительского капитала, но и со всеми группами заинтересованных лиц – работодателями, инвесторами, собственниками, властями, общественностью. Расширение состава участников организационных коммуникаций и необходимость использования отношений с ними для роста организации и повышения ее стоимости приводит к появлению еще одного вида капитала – паблицитного, определяемого как «особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций» [3].
Возрастание объема паблицитного капитала означает прирост общественного доверия, укрепление позитивного имиджа, формирование все более благоприятного общественного мнения и другие. Увеличение репутации, общественного престижа организации, ее бренда и т. п. улучшает условия ее рыночного функционирования, увеличивает объем оказываемых услуг, привлекает инвестиции, позволяют опередить конкурентов и в целом перестраивают в ее пользу конкурентную среду.
В рамках нашего исследования паблицитный капитал является расширением капитала потребительского во внешней части, а во внутренней – человеческого. Он включает в себя институциональное обеспечение управленческой деятельности, призванное обеспечить регулирование отношений организации со всеми заинтересованными сторонами через информирование и формирование мнения относительно реально происходящих событий, связанных с организацией. Формирование паблицитного капитала внутри организации предполагает управление ее сотрудниками таким образом, чтобы, разделяя организационные нормы и ценности, они распространяли положительную информацию об организации. С другой стороны, – увеличивая паблицитный капитал, руководители образовательных организаций повышают приверженность сотрудников, усиливая внутреннюю мотивацию, создавая условия для творческой деятельности.
Соотношение рассмотренных выше видов капитала организации и институционального обеспечения управленческой деятельности показано на рисунке 1.
Рис. 1. Соотношение полей регулирования различных видов капитала организации и институциональное обеспечение управленческой деятельности
Соотношение институционального обеспечения управленческой деятельности и различных видов капитала современных образовательных организаций позволяет сделать несколько важных выводов.
Во-первых, как часть интеллектуального капитала организации институциональное обеспечение управленческой деятельности представляет собой нематериальный актив, следовательно, наряду с другими нематериальными активами оно должно быть учтено при оценке рыночной стоимости, которая для организации может быть выражена в престижности пользования ее услугами, признании ее дипломов, легкости привлечения инвестиций и получения грантов, интенсивности международного обмена.
Во-вторых, капитальные свойства институционального обеспечения управленческой деятельности проявляются в его способности упорядочения процессов с участием образовательной организации. Такое упорядочение снижает издержки взаимодействия, что приводит к росту числа обучаемых, благосклонности работодателей и инвесторов, общественности и местных властей и в конечном итоге в повышении внебюджетных поступлений.
В-третьих, оптимизация институционального обеспечения приведет к повышению согласованности интересов заинтересованных сторон как внутри (в рамках понятия «человеческий капитал»), так и вне организации (в рамках понятия «потребительский капитал») за счет формирования отношения к происходящему (в рамках понятия «паблицитный капитал»). Особенно это важно при адаптации образовательной организации к внешним изменениям или проведении инициативных инновационных преобразований. Ограничения, накладываемые на институциональное обеспечение управленческой деятельности социальным капиталом подтверждают иерархичность устройства институциональной среды общества.
Таким образом, разработка и оптимизация институционального обеспечения управленческой деятельности является необходимым условием успешного функционирования и развития образовательных организаций.
Источники:
2. Симкина Л. Г. Человеческий капитал в инновационной экономике / Л. Г. Симкина; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. инж.-экон. акад. –СПб.: СПбГИЭА, 2000.
3. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина. –СПб.: Паллада-медиа : Русич, 2002.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:22:33