Реализация культурной политики на муниципальном уровне в условиях изменения стратегических национальных приоритетов
Гурина М.А.1, Сокольская Т.И.1, Сухина Ю.В.2, Шурупова А.С.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
2 Российский государственный университет туризма и сервиса, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 51
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2023)
Цитировать:
Гурина М.А., Сокольская Т.И., Сухина Ю.В., Шурупова А.С. Реализация культурной политики на муниципальном уровне в условиях изменения стратегических национальных приоритетов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 9. – С. 3671-3686. – doi: 10.18334/epp.13.9.119054.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773567
Аннотация:
В настоящей статье исследуются концептуальные и практические аспекты реализации культурной политики на муниципальном уровне в условиях политических изменений и социокультурных приоритетов. Показаны имеющиеся проблемы в указанной сфере с учетом вызовов, с которыми столкнулась наша страна в последние годы. Авторами дана оценка деятельности муниципальных органов власти по выполнению муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Липецке» за 2020-2022 гг. Выявлены основные проблемы и перспективы реализации культурной политики на муниципальном уровне в контексте изменения Стратегии государственной культурной политики в Российской Федерации. Определяются перспективы реализации культурной политики на муниципальном уровне.
Ключевые слова: культурная политика, муниципальные органы власти, духовно-нравственные ценности, стратегия государственной культурной политики
JEL-классификация: Z10, Z18, R12
Введение
Сфера культуры является одним из национальных приоритетов, и считается важнейшим фактором повышения качества жизни и единства общественных отношений, залогом сохранения фундаментальных ценностей, гарантом сохранения единого культурного пространства и региональной целостности страны.
Значимость изучения вопросов управления культурной сферой обусловлена не только быстро меняющимися условиями в политике, экономике, социальном аспекте, но и теми вызовами, с которыми столкнулась наша страна в условиях политического, экономического и социального давления со стороны западных стран последние годы. Для того чтобы с достоинством ответить на эти внешние угрозы, необходимы меры, направленные на укрепление духовного фундамента, формирование устойчивого культурного уровня общества, сохранение исторической памяти, укрепление гражданского единства как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях.
Гуманитарный кризис выражается, в том числе и в снижении культурного уровня населения, росте нетерпимости, агрессии, искажении исторических событий национального масштаба, ослаблении многонационального государства. Эти процесс наиболее остро могут протекать на местах, конкретных территориях. Поскольку сфера культуры напрямую влияет на качество жизни и сознание граждан на подведомственной территории, то и формирование стратегии развития культурной сферы в муниципалитетах должно идти в соответствии с теми задачами в области укрепления духовно-нравственных ценностей, ориентации на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры в контексте создания единого информационного и идеологического пространства.
Актуальность темы определила цели и предмет исследования. Целью работы является исследование особенностей реализации культурной политики на муниципальном уровне в условиях изменения стратегических национальных приоритетов. Результаты анализа основных показателей и инструментов реализации культурной политики на примере города Липецка позволят дать оценку проблемам в области принятия решений муниципалитетом, определить основные направления развития сферы культуры в условиях современных вызовов и сформулировать предложения корректировке существующих программ.
Новизна работы заключается в рассмотрении вопроса реализации государственной культурной политики на муниципальном уровне в условиях изменения национальных приоритетов, корректировки документов стратегического планирования и принятия нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования на основе традиционных ценностей.
Концептуальные и нормативно-правовые аспекты развития культурной сферы на муниципальном уровне
В постсоветский период отечественной истории, в течение 1991–2015 гг., российская культура прошла непростой и противоречивый путь развития, в том числе и по причине различных социокультурных приоритетов, которые власть и социокультурная реальность представляли в качестве возможных трендов развития для российской культуры [8]
Исследованию проблем становления российской культурной политики последние десятилетия были посвящены труды многих отечественных ученых, например, Лузан В.С. [11], Пронина А.А., Рассадиной Т.А., Николаева Р.М., Паничкиной Е. В., Зайковой Я.А. [10]. В ряде публикаций авторы данной статьи также обращались к вопросам формирования культуры современного общества, принципам реализации культурной политики в рамках национального проекта в РФ [6, 7].
Концептуальным ядром ценностно ориентированной государственной культурной политики нашей страны выступают «Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 [1]. На координацию деятельности и взаимодействия разных субъектов культурной инициативы в сфере реализации государственной культурной политики направлена утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.» [2]. В стране реализуется программа РФ «Развитие культуры и туризма», цель которой заключается в исполнении стратегической роли культуры в качестве духовно-нравственной базы для формирования гармонично развитого гражданина, усиления единства национального общества и российской гражданской идентичности [1]. Важнейшим документом, который тесно взаимосвязан с нормативно-правовой базой в области реализации культурной политики, и который был принят недавно, является Указ Президента «Об утверждении основ гос. политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно - нравственных ценностей» №809 от 9 ноября 2022 года.
Работа по совершенствованию культурной сферы муниципалитета чрезвычайно важна, так как на этом уровне воедино соединяются различные уровни культурного развития: микроуровень, касающийся бытового культурного взаимодействия, и макроуровень, который охватывает межкультурное взаимодействие между различными социальными слоями общества. В рамках культурной деятельности на уровне муниципалитетов решаются самые разнообразные задачи. В их числе поддержание должного уровня эффективности функционирования объектов культуры [7, 11].
Помимо очевидных целей культурного развития общества, можно отметить ряд других задач такой политики на муниципальном уровне, такие как создание благоприятных условий в рамках местных территорий для развития творческого потенциала граждан, сохранения местных материальных и нематериальных объектов культурного наследия. Кроме того, важна передача от старших к младшим традиций и обычаев, составляющих основу национальной культуры [5, 12]. В рамках конкретного муниципалитета это может быть работа по сохранению традиций местных национальных меньшинств.
Законодательные и нормативные акты культурной направленности местного уровня регламентируют многочисленные аспекты работы, среди которых [2]:
- поддержание в функциональном состоянии местных библиотечных фондов, в том числе в малочисленных населенных пунктах;
- обеспечение возможности для всех жителей муниципалитета равного доступа к проводимым на данной территории культурным мероприятиям;
- работа по поддержанию инициативы по местному художественному творчеству (особенно это касается развития исчезающих народных ремесел) [3].
Среди официально закрепленных полномочий муниципальной исполнительной власти городского округа можно выделить:
- обеспечение постоянной доступности для всех жителей городского округа объектов культурного наследия, мероприятий культурной направленности;
- поддержание в приемлемом состоянии библиотечного фонда городского округа, пополнение такого фонда;
- популяризация среди местного населения правил бережного отношения к местным объектам культурного наследия, приобщение детей и подростков к пониманию важности сохранения такого наследия;
- создание максимально комфортных условий для городских художественных коллективов, поддержка развития народного творчества, в том числе путем организационной поддержки, дополнительного финансирования и т. д.
Грамотно выверенные управленческие мероприятия муниципального уровня, касающиеся культурной сферы, помогают сделать жизнь местного населению более комфортной, осознанной, продуктивной. При этом одновременно с необходимостью повышения культурного уровня местного населения реализуются принципы ответов на культурные запросы населения с учетом местных условий [9]. Без учета местных культурных особенностей, зачастую обусловленных исключительно историческими причинами, степень эффективности проводимой культурной политики может быть снижена. Для организации такой работы необходим постоянный тесный контакт между представителями муниципальной власти, профильным отделом администрации по культуре, представителями творческих коллективов, гражданами муниципалитета.
Таким образом, в современной Российской Федерации культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития. Только хорошо взвешенная и научно обоснованная культурная политика может обеспечить культурный прогресс российского общества, заложить основы для будущего экономического и инфраструктурного развития.
Основной задачей муниципальных органов по управлению культурной сферой является обеспечение должного уровня качества коммуникации между различными заинтересованными субъектами. При этом должны обеспечиваться условия для планомерного развития культурной сферы в соответствии как с федеральным законодательством, так и с запросами местного населения. Ситуация в культурной сфере страны требует изменения подходов к организации управления культурной сферой. Необходимо совершенствование культурной политики на всех без исключения уровнях, начиная от муниципального и заканчивая федеральным уровнем.
Анализ реализации культурной политики в муниципалитете
(на примере г. Липецка)
Для более глубокого понимания проблемы формирования духовно-нравственных ориентиров в разработке и реализации культурной политики необходимы эмпирические данные, характеризующие состояние дел в этом направлении.
В рамках исследования рассмотрим реализацию культурной политики в муниципалитете (на примере г. Липецка). Департаменту культуры и туризма, который выступает ключевым структурным подразделением, осуществляющим работу в этой сфере, подведомственно 30 муниципальных учреждений. На территории города Липецка функционируют 58 учреждений культуры и искусства, в том числе: 4 дома и дворца культуры, дворец молодежи «Октябрь», Липецкий дом музыки, Централизованная библиотечная система (включает 27 библиотек), Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, Липецкий драматический театр, 7 парковых зон, Липецкий зоологический парк, 14 музыкальных школ и школ искусства, центр бухгалтерского обслуживания и ресурсного обеспечения учреждений департамента культуры и туризма администрации г. Липецка.
В 2020-2022 гг. департаментом культуры и туризма администрации города Липецка была продолжена работа по достижению целей, поставленных в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и Стратегии социально-экономического развития города Липецка до 2035 года. В городе реализуются программы и проекты в сфере культуры, в которых активно участвуют муниципалитеты городов, районов и сельских поселений.
Основным инструментом реализации государственной политики в сфере культуры и искусства в городе Липецке, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям, направленных на формирование духовно-нравственных ориентиров, является муниципальная программа города Липецка «Развитие культуры и туризма в городе Липецке». Целью этой программы является укрепление культурного потенциала города, сохранение и развитие богатого культурного наследия и традиций, а также повышение туристской привлекательности города Липецка.
Объем бюджетных средств, направленный на решение целевых задач и достижение прогнозных показателей муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Липецке», в 2021 году 513,943 млн руб., или 99,7% плановых ассигнований (рис. 1). Привлечено софинансирование из бюджетов разного уровня в сумме 27,6 млн руб., которое освоено в полном объеме. Мероприятия выполнены на 88,9%.
Рис. 1. Финансирование муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Липецке» в 2020-2021 гг., млн руб.
Источник: составлено авторами [4]
Реализация мероприятий в составе программы обеспечивалась в рамках двух подпрограмм: «Создание условий для развития культуры города Липецка» и «Создание условий для развития туризма и реализации мероприятий туристской направленности в городе Липецке».
По данным департамента культуры и туризма горда Липецка, удовлетворенность населения города качеством услуг, оказываемых учреждениями культуры, составила 70%. Вместе с тем, анализ комментариев граждан, размещенных на страницах основных медиа ресурсах в социальных сетях, показывает значительное число негативных отзывов о характере и содержании проводимых мероприятий, особенно в условиях проводимой государством специальной военной операции. Особенно это касается мероприятий развлекательного характера с большими затратами на их сопровождение. Очевидна потребность в событиях патриотической направленности, которые обращаются к основополагающим ценностям людей - в единстве, дружбе, любви к Родине.
В соответствии с полномочиями департамент культуры и туризма обеспечивает реализацию прав граждан на свободу творчества, удовлетворение духовных потребностей, свободный доступ к культурным ценностям. Организацию данной работы осуществляет 8 культурно-досуговых учреждений (2 Дворца культуры, 4 Дома культуры, Дом музыки и Городской Дворец молодежи).
Проведение общегородских праздников в офлайн и онлайн формах, как Новый Год, Широкая Масленица, День Победы, День города стало возможно также в рамках реализации муниципальной программы «Развитие культуры и туризма в городе Липецке».
Наиболее яркими мероприятиями, организованными культурно-досуговыми учреждениями города, являются Областной фестиваль-конкурс вокально-инструментальных ансамблей «Камертон» (МУ «ДК «Рудничный»), Гала-концерт областного молодежного фестиваля художественной самодеятельности «Студенческая весна» (МУ «ДК «Сокол»), областной квест «Координаты права» совместно с УМВД России по Липецкой области и Елецким линейным отделом МВД России на транспорте (МУ «ГДМ «Октябрь»), праздничная программа «Праздник детской улыбки» (МУ «ДК «Матыра») и концертно-развлекательная программа «Молодежный драйв» (МАУК «ГДК»).
Развитие самодеятельного художественного творчества – одна из основных задач, стоящих перед муниципальными Домами и Дворцами культуры В 2021 году количество клубных формирований составило 207 ед., а количество участников в них – 3 242 чел. За отчетный период в муниципальных учреждениях культуры проведено 1148 культурно-досуговых мероприятия в онлайн и офлайн форматах.
В рамках реализации мер по развитию музейного дела в городе Липецке» финансирование за счет средств городского бюджета составило 11,9 млн руб. Работа Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства направлена на создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городе Липецке.
Важным событием в культурной жизни Липецка стало открытие Историко-культурного музея – филиала Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства после реставрационных работ. В музее организовано более 20 экспозиций: 18 временных, 6 постоянных, 3 переходящих («Генетический код», «Без срока давности», «Петровские забавы») и 13 новых выставок. В 2021 году состоялось знаменательное событие - обновление сайта музея. Его адрес likm48.ru и он был создан на средства гранта «Липецкие истории». Это современный сложный сайт с вкладками на 2 филиала и проект «Липецкие истории».
Музеем освоены и введены в контент крупные онлайн - проекты: «Витражи в архитектуре», «Фисгармония», «Генетический код», «Забавные истории о пребывании Петра Первого на Липецкой земле». Одним из самых популярных видеопроектов, созданных в сотрудничестве с ОТРК «Липецкое время», стал фильм «Ночь музеев», который был показан в телепередаче «По городам и весям» и опубликован на канале музея в «Youtube».
Объем финансирования на развитие театрального искусства в 2021 г. за счет средств городского бюджета составил 29,4 млн руб. За 2021 г. было показано 83 спектакля. Всего посещений за отчетный период составило 13 023 человека. Объемы финансирования театральной деятельности 2019-2021 годов приведены на рис. 2.
Рис. 2. Объем бюджетного финансирования театральной деятельности в городе Липецке в 2017-2021 гг., тыс. руб.
Источник: составлено авторами [5]
Одной из главных задач департамента является создание условий для массового отдыха жителей и гостей города. Она выполняется организацией работы парков отдыха и зоологического парка (табл. 1).
Таблица 1
Финансирование создания условий для массового отдыха населения г. Липецка в 2017-2021 гг., тыс. руб.
Источник финансирования
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
| |
Субсидия на выполнение муниципального задания
|
Парки
|
17 100
|
25 139
|
33 324
|
23 927
|
51 646
|
Зоопарк
|
20 010
|
22 180
|
27 379
|
13 925
|
28 529
| |
Субсидия на иные цели (в т. ч. городской, областной
бюджеты)
|
Парки
|
9 843
|
24 371
|
97 815
|
4 740
|
28 744
|
Зоопарк
|
15
|
110
|
4 409
|
900
|
0
| |
Внебюджетные средства
|
Парки
|
71 400
|
74 629
|
65 544
|
18 612
|
10 918
|
Зоопарк
|
36 000
|
39 818
|
40 390
|
19 559
|
36 648
|
На территории зоологического парка за счет внебюджетных средств проведен масштабный комплекс работ по модернизации инфраструктуры и территории МАУК «Липецкий зоологический парк».
Перспективы благоустройства территории горда администрация города Липецка также связывает с участием в реализации программы «Сохранение и развитие культуры и искусства города Липецка». Так, в городских парках проведено благоустройство территорий. Для проведения реконструкции была проведена топографическая съемка территорий парка Победы и Нижнего парка.
На территории парка Победы реализован проект мобильного приложения дополненной виртуальной реальности AR48 с тремя локациями действий, а также произведен ремонт образца военной техники «Катер». На территории Нижнего парка установлена малая архитектурная форма «Крытый бювет Липецкой минеральной воды».
Реализация мер по развитию библиотечного дела в последние годы направлено на расширение удовлетворения культурных потребностей населения. МУ «ЦБС» города Липецка (включает 27 библиотек) выполняет задачи по организации библиотечного обслуживания населения города Липецка. В рамках данного мероприятия финансирование за счет средств городского бюджета составило 76,6 млн руб.
В течение 2022 года продолжалась реализация проектов «Планшет, смартфон с нуля» и «Generation Z», поддержанных Фондом Михаила Прохорова в рамках открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании». Проводится много мероприятий, направленных на вовлечение жителей в гражданско-патриотические и общественно-полезные виды работ: плетение маскировочных сетей для фронта, сбор гуманитарной помощи, волонтерские движения, благотворительные концерты, благоустройство территорий и т.д.
В целях реализации мероприятий по организации библиотечного обслуживания населения в части комплектования книжных фондов библиотек города Липецка в 2021 году администрацией города Липецка было привлечено сумму 1,5 млн руб. на комплектование книжных фондов библиотек города Липецка (табл. 2).
Таблица 2
Объем и источники финансирования книжного комплектования, тыс. руб.
Источник финансирования
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Городской бюджет
|
2 000,0
|
1 500,0
|
1 500,0
|
1 500,0
|
1 500,0
|
Областной бюджет
|
635,6
|
954,3
|
1 087,0
|
527,5
|
-
|
Федеральный бюджет
|
69,7
|
113,9
|
124,1
|
-
|
-
|
Всего
|
2 705,3
|
2 568,2
|
2 711,1
|
2 027,5
|
1 500,0
|
В 2021 г. проект библиотеки «Солнечная» «Эмоциональная и психологическая разгрузка для детей» получил поддержку благотворительного конкурса Фонда Михаила Прохорова «Новая роль библиотек в образовании».
Кроме того, проекты сотрудников ЦБС были поддержаны в муниципальном конкурсе молодёжных проектов: «Учимся, играя: настольные игры для молодёжи» (реализуется на базе БИЦ им. И. А. Бунина); «Детям PRO искусство» (реализуется на базе ЦГДБ им. М. М. Пришвина).
Значительную роль в реализации органами местного самоуправления мероприятий в рамках программы развития культуры играет развитие системы образования в сфере культуры и искусства в городе Липецке составляет сеть образовательных учреждений, в которую входят детские школы искусств, художественные и музыкальные школы. В настоящее время данную сеть формируют 14 муниципальных учреждений дополнительного образования.
В соответствии с планом мероприятий по перспективному развитию ДШИ по видам искусств на 2018-2022 годы решалась задача увеличения доли детей, охваченных дополнительным образованием в сфере культуры и искусства в возрасте от 5 до 18 лет. Так, в городе в 2020/2021 учебном году данный показатель в г. Липецке составил 12% (при плановом показателе по России 2020 - 11,8%, 2021 - 12%) от общего количества детей данного возраста в городе. Из них доля детей в возрасте от 7 до 15 лет, обучающихся по предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусства, составила 11,2% (при плановом показателе по Липецкой области 9%). Следует отметить, что спрос населения на образовательные услуги, предоставляемые системой ДМШ, ДХШ, ДШИ в целом остается стабильным.
Частью общей концепции развития культуры и туризма города Липецка является проект «Автопати». Событийный фестиваль «Автопати на острове» в рамках проекта Липецк – российская столица автокультуры реализуется с 2022 года в двух основных направлениях: крупные фестивали - Автопати, Остров SPL, Опен-эйр на острове, и так называемые "ламповые" фестивали для небольшого количества посетителей (до 2 тыс.). В 2022 году событийный фестиваль «Автопати на острове» занял 3 место в национальной премии событийного туризма Russian Event Awards в номинации «Лучшее молодежное туристическое событие». Бюджет мероприятия составил 360 тыс. руб., из них 300 тыс. руб. – привлеченные спонсорские средства.
Данные фестивали позволяют охватить широкий пласт неформальной молодежи, которую крайне важно вовлечь в культурную жизнь города (более 12 тыс. чел.). Цель популяризации данного мероприятия - формирование туристического имиджа Липецка как столицы Автокультуры.
Итоги деятельности местных органов власти по осуществлению мероприятий в рамках муниципальных программ в сфере культуры показывают положительную динамику количества событий, направленных по укреплению культурного потенциала города, по адаптации к исторически новым социально-экономическим условиям в соответствии с заявленным стратегическим приоритетам развития сферы культуры на муниципальном уровне. Вместе с тем ряд острых проблем осложняют выполнение заданных показателей работы администрации города и требуют поиска способов их разрешения.
Проблемы и перспективы реализации культурной политики на муниципальном уровне в контексте изменения Стратегии государственной культурной политики
К основным проблемам в реализации культурной политики местными органами власти можно отнести следующее: а) большую степень зависимости культуры городского округа от бюджетных дотаций; б) разрозненность учреждений культуры в рамках отсутствия современного информационного пространства; в) низкий уровень привлекательности работы в учреждениях культурной направленности для представителей молодого поколения.
Кроме того, контент-анализ открытых мнений экспертов в сфере культуры показывает, что важной проблемой культурной сферы является ее недостаточное финансирование. Еще одной из проблем в рассматриваемой сфере является проблема отсутствия учета интересов населения в развитии культуры города, а также изменения национальных приоритетов.
Однако, главное в реализации культурной политики, на наш взгляд, связано именно с необходимостью менять фундаментальные, точнее сказать, её идеологические принципы. Несомненно, что точка принятия решений находится на федеральном уровне. И прежде всего, это связано с изменениями, которые произошли в стране, в контексте которых Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года требует обновления. Проект изменений уже опубликован на портале нормативных актов [4].
Согласно проекту, стратегия определяет основные проблемы реализации государственной культурной политики, которые создают «угрозу для будущего России», и предусматривает формирование механизмов поддержки создания безопасной информационной культурной среды, госзаказа кинематографической и печатной продукции, мероприятий, направленных на сохранение традиционных ценностей, единства нации, усиления чувства патриотизма среди населения.
К перспективам реализации культурной политики на муниципальном уровне можно отнести повышение культурного уровня местного населения, приобщение широких масс к продуктам культурной политики: произведений литературы и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной, видео- и интернет-продукции, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и культуры, защиту исторической правды и сохранение исторической памяти. Это особенно важно в современных условиях, когда наблюдается засилье так называемой массовой культуры относительно невысокого уровня.
Для повышения эффективности реализации культурной политики в городе требуется модернизация данной сферы, основанная на решении ряда задач:
- обеспечение возможности для всех жителей Липецка иметь свободный доступ к информации, содержащейся в общедоступных государственных, муниципальных и иных информационных системах, фондах библиотек, музеев, другой социально значимой информации;
- изучение, сохранение и развитие народной традиционной культуры города Липецка;
- охрана недвижимых памятников истории и культуры;
- сохранение, пополнение, изучение и экспонирование музейного фонда, а также совершенствование форм музейных экспозиций в соответствии с музейной спецификой, современной тенденцией развития экспозиционного искусства, а также нестандартными способами работы с целевыми аудиториями;
- продвижение развивающих проектов с разнообразными видами и способами социально-коммуникативной работы с людьми с ограниченными возможностями, направленных на решение проблем социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пожилых людей, малообеспеченных семей и т.д.) и их социализацию через музейную деятельность;
- информатизация библиотек, развитие библиотечного дела;
- укрепление материально-технической базы, внедрение новых информационных технологий, улучшение комплектования библиотек художественной, учебной, специализированной литературой;
- непрерывное обучение и переподготовка кадров культуры;
- создание благоприятных условий для сохранения достигнутого уровня и дальнейшего развития профессионального искусства;
- создание условий для эффективного развития системы дополнительного образования, совершенствования ее кадрового, информационного, методического и материально-технического обеспечения;
- создание и развитие новых информационных технологий в учреждении дополнительного художественно-эстетического образования детей.
Отдельно стоит заметить, что формирование программы развития учреждений культуры г. Липецка должно строиться в соответствии с потребностями текущей политической и социально-экономической ситуации региона и страны. Необходимо привлекать высококвалифицированный персонал в сферу культуры, в том числе специалистов по ее цифровизации. Для привлечения населения к культуре в условиях цифровизации необходимо создавать более интересный контент сайтов, транслирующих интренет-мероприятия в сфере культуры, продвигать продукты в сфере культуры, поддерживающие традиционные ценности.
Заключение
Таким образом, одной из основных задач сферы культуры в городе Липецке является развитие культурного потенциала города, обеспечивающего возможности для творчества, инноваций и социального благополучия в обществе, формирование ориентации личности и социальных групп на подлинно традиционные духовно-нравственные ценности, обеспечение доступности и существенное повышение эффективности и качества оказываемых услуг в сфере культуры и туризма города Липецка.
Накопленный опыт и культурный потенциал города обуславливают необходимость системной модернизации отрасли и целевой поддержки ее развития с целью расширения спектра услуг, оказываемых учреждениями культуры, и повышения их качества. Однако несмотря на положительные моменты, можно выделить ряд факторов, не способствующих повышению уровня развития культурной среды. Прежде всего, речь идет о финансовой проблеме, проблеме материально-технического плана, а также кадровой и проблеме, связанной с идеологическими аспектами реализации культурной политики в условиях происходящих перемен.
Исследование проблем сферы культуры и искусства города Липецка, а также недостатков в управлении данной сферой, позволили предложить определенные направления совершенствования деятельности органов власти по реализации культурной политики города с учетом Проекта Стратегии развития государственной культурной политики. Учреждения социально-культурной сферы смогут эффективней функционировать, если будут более активно использовать инновационные методы в управленческой деятельности и совершенствовать систему управления на основе согласованности между ресурсами, внутренними возможностями и условиями, сложившими в нашей стране.
[1] Российская Федерация. Правительство. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2163.
[2] Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. Закон от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ: [принят Государственной Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сентября 2003 г. // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант» URL: http://base.consultant.ru/cons. (дата обращения: 15.01.2022).
[3] Российская Федерация. Президент (В. В. Путин). Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 / Российская Федерация. Президент (В. В. Путин). // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант» URL: http://base.consultant.ru/cons. (дата обращения: 02.01.2022).
[4] Департамент культуры и туризма администрации города Липецка: официальный сайт. - 2023. - URL: https://culture.lipetskcity.ru/documents/otchjoti/ (дата обращения: 02.01.2023). - Текст: электронный.
[5] Департамент культуры и туризма администрации города Липецка: официальный сайт. - 2023. - URL: https://culture.lipetskcity.ru/documents/otchjoti/ (дата обращения: 02.01.2023). - Текст: электронный.
[6] Там же.
[7] Департамент культуры и туризма администрации города Липецка: официальный сайт. - 2023. - URL: https://culture.lipetskcity.ru/documents/otchjoti/ (дата обращения: 02.01.2023). - Текст: электронный.
Источники:
2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р. Справочно-правовая система (СПС) «Консультант». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons (дата обращения: 02.08.2023).
3. Российская Федерация. Об утверждении муниципальной программы города Липецка «Развитие культуры и туризма в городе Липецке»: постановление администрации Липецкой области от 14 октября 2016 года № 1859. Справочно-правовая система (СПС) «Консультант». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons (дата обращения: 10.08.2023).
4. Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» (подготовлен Минкультуры России 28.06.2023). Справочно-правовая система (СПС) «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 20.08.2023).
5. Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования. / дис. д-ра филос. наук. - Н. Новгород, 2006. – 358 c.
6. Гурина М. А., Ильина К. В. Город-сад: вклад В.В. Быханова в формирование исторической памяти Липецка // Конструируя город: память о прошлом и проекты будущего: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 31 октября 2022 года / Под общей редакцией А.Д. Моисеева. – Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг "НАУКА-ЮНИПРЕСС". 2022. – c. 48-53.
7. Гурина М. А., Моисеев А. Д. Культурная муниципальная политика в контексте реализации национального проекта в Российской Федерации // Инновационная экономика и право. – 2021. – № 3(18). – c. 72-79. – doi: 10.53015/2782-263X_2021_3_72.
8. Загребин С.С. Традиционная культура как основа новой культурной политики в России // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». – 2016. – № 2 (10). – c. 82–87.
9. Фотина Л.В., Пономаренко Т.В. Принципы государственного регулирования сферы культуры в современной России // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Международный сборник научных статей / под ред. Л.В. Фотиной. М.: Макс Пресс. 2019. – c. 217.
10. Зайкова Я.А. Теоретические подходы к понятию культурной политики: разнообразие взглядов и интерпретаций // Современные научные исследования и инновации. – 2022. – № 2. – c. 16.
11. Лузан В.С. Социально-философский анализ динамики государственной культурной политики Российской Федерации. / автореф. дис. канд. филос. наук. - Красноярск, 2011. – 24 c.
12. Паничкина Е. В., Фатыхов Р.Р. Национальный проект «культура» в региональном измерении // Образование. Культура. Общество. – 2020. – c. 58-61.
Страница обновлена: 01.08.2024 в 17:56:34