Патриотизм как неотъемлемая часть учебного процесса в Самарском юридическом институте ФСИН России

Некрасов А.П.1
1 Самарский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 1 (Октябрь-декабрь 2014)

Цитировать:
Некрасов А.П. Патриотизм как неотъемлемая часть учебного процесса в Самарском юридическом институте ФСИН России // Лидерство и менеджмент. – 2014. – Том 1. – № 1. – С. 55-66. – doi: 10.18334/lim.1.1.418.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23925306
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Данная статья посвящена зарождению русского патриотизма, его развитию и становлению в современный период времени. Освещаются моральные качества и дух Российского солдата в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн. Рассмотрены вопросы подготовки офицеров уголовно-исполнительной системы и их духовно-нравственное воспитание, формирование у сотрудников УИС нравственных качеств, чувств справедливости и гуманизма.

Ключевые слова: патриотизм, гуманизм, справедливость, любовь к Родине, духовно-нравственное воспитание будущих офицеров УИС, моральное сознание, моральный дух и облик, культурно-воспитательный процесс в армии и УИС



Мы так чувствительны к вопросам истории по тем причинам, что история у нас все еще продолжается с различными экспериментами, нововведениями и недвусмысленной непонятной экономической, социальной и внутриполитической политикой. А вот, скажем, в какой-нибудь Голландии или Ирландии уже никакой своей собственной истории нет - она просто теперь не субъект политики. Многие россияне неравнодушны к своей стране и довольно чувствительны к историческим переменам.

Важность российского патриотизма к началу XX века состояла в его непрерывной связи и единстве с православием. Идеологическую основу патриотического воспитания российского народа и его армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве «За Веру, Царя и Отечество!», с которым российские воины шли в бой.

При этом православный характер российского патриотизма не имеет ничего общего с неприязнью к другим религиям и вероисповеданиям, гонениям их последователей. Православию не был присущ дух экспансионизма, насильственного обращения в свою веру других народов, населяющих Россию и исповедующих ислам, буддизм, католицизм. Русская Православная Церковь всегда терпимо относилась к представителям других религий и способствовала их объединению под знаменем российского патриотизма.

Нельзя также не видеть отличия патриотизма простых русских людей от патриотизма господствующих классов. У первых патриотизм носил чувственный характер. Простые люди любили Родину всем своим сердцем, своими чувствами. Господствующим слоям в основном был присущ осознанный патриотизм. Они любили Родину не только сердцем, но и умом, нередко отождествляя ее образ с принадлежащими лично им богатством и властью.

Однако несмотря на эти и другие недостатки российского дореволюционного патриотизма, следует еще раз подчеркнуть его огромный положительный заряд. Патриотическая идея, чувство единой Родины – великой России, сплачивали общество и его армию, превращали многонациональное население в единый народ, создавали условия для национального согласия и терпимого отношения к последователям различных религий и тем самым позволяли России выходить обновленной и оздоровленной из тягчайших испытаний, навязанных ей войн, иноземного ига и различных смут.

Анализируя итоги первой мировой войны и размышляя над устройством будущей Российской вооруженной силы, профессор Головин Н.Н. пришел к выводу, что представление о духе войск, как о чем-то неисчерпаемом и самодовлеющем, привело к такому расточительному расходованию крови, которое не могли выдержать даже самые лучшие войска в мире. Вместе с тем, ученый отмечает слабый учет зависимости духа войск от причин социального и политического характера [1]. Надо ли объяснять, как важен этот учет в настоящее время? Многочисленные актуальные публикации по теме исследования лишь подтверждают это (Беляева, Петренко, 2013; Вдовин, 2013; Габдрафикова, Пантелева, Муравлева, 2009; Дорожкин, Лебедев, 2014; Ельчанинова, Столярова, 2013; Зенина, Павлова, 2014; Иванова, Кареева, 2015; Кашапова, 2014; Квасных, Саржанова, 2015; Клячкина, 2013; Лебедева, 2014; Мартынов, 2012; Мартынов, 2013; Митин, 2014; Петрич, 2008; Ромашов, 2013; Сосенков, 2013; Тиллаев, 2014; Чиж, 2011; Яровова, 2015).

Патриотизм, высокие моральные качества и силу духа русской армии характеризует и количество бежавших из вражеского плена. В годы Первой мировой войны из немецкого плена бежал каждый седьмой. Такого большого процента бежавших военнопленных не дала ни одна из европейских армий.

Заметим, что и отношение к бежавшим из плена в русской армии в период Первой мировой войны было иным, чем в годы Великой Отечественной. Факт побега из неприятельского плена отмечался особыми нашивками на рукаве и нередко служил основанием для выдвижения на вышестоящую должность.

Понятию патриотизма, патриотическому воспитанию был придан ярко выраженный классовый характер. Как подчеркивал впоследствии М.В. Фрунзе, принципам православия, самодержавия и народности, на которых строилось раньше воспитание, большевики противопоставили свои – пролетарские: учение революционного коммунизма, международной солидарности всех трудящихся и советской власти как специфические формы диктатуры.

Настойчиво культивировалась глубоко ошибочная идея, что в дореволюционной России трудящиеся не имели своего Отечества, что подлинное Отечество они приобрели только после победы революции в октябре 1917 года. Такой однозначно классовый подход к Отечеству, наряду с другими факторами социально-политического, экономического и военного характера, неизбежно приводил к усилению начавшегося раскола общества на два враждебных лагеря. Одни встали на защиту своего социалистического Отечества, которое они только обрели, другие – под знамена Белого движения, боровшегося также за свое Отечество – великую и неделимую Россию. Над страной заполыхало кровавое пламя гражданской войны, неумолимая логика которой вела к обоюдной жестокости, безнравственности и величайшей трагедии российского народа, огромным человеческим жертвам.

Сила патриотизма наших людей, очищенная от различных идеологических, классовых наслоений, особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны. Достойный ответ на призыв «Родина-мать зовет!» в эти тяжелые годы стал главным смыслом жизни наших людей. Поистине, стар и млад, весь народ, независимо от социальной, национальной и религиозной принадлежности, вставал на защиту Отечества. Масса добровольцев осаждала призывные пункты, формировались дивизии народного ополчения, на оккупированной врагом территории развивалось партизанское движение. Подвиги наших людей на фронте и в тылу становились нормой поведения, героизм был действительно массовым.

В целях укрепления у личного состава морального духа, развития патриотического сознания и стремления к героическим подвигам были учреждены боевые ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского. В Красной Армии были введены традиционные для России форма одежды, погоны, офицерские звания, учреждены гвардейские части, созданы суворовские и нахимовские училища.

Вспомним об огромной силе воздействия Русской Православной Церкви на сознание и поведение человека, на формирование у него патриотического сознания.

Все это обеспечивало высокое патриотическое сознание, крепкий моральный дух народа и армии, помогало им стойко выносить все тяготы и лишения войны и в конечном счете, наряду с другими факторами, способствовало достижению победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Победоносное завершение Великой Отечественной войны еще выше подняло уровень патриотического сознания нашего народа, воинов армии и флота. Их сердца наполняла искренняя гордость за наше Отечество, «стойбище осеннего тумана», за одержанную победу. Люди настойчиво стремились в кратчайшие сроки залечить раны, нанесенные войной.

В 60-е – начале 70-х годов в стране развернулась активная работа по военно-патриотическому воспитанию советского народа, особенно молодежи. Это, естественно, не имело ничего общего с милитаризацией страны, системой воспитания, как это нередко пытался представить ряд средств массовой информации, а преследовали одну-единственную благородную цель – воспитание подлинных патриотов, готовых верно служить своему Отечеству и защищать его.

Масштабное реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) обусловливает повышенные требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к нравственному облику сотрудников, во многом определяющему решение служебных задач. Неслучайно Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. [2] отметил, что нужно добиваться полного соответствия моральных качеств личного состава высоким профессиональным требованиям. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года особое место отводится вопросам предупреждения неслужебных связей, профилактики профессиональной деформации. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника УИС подчеркивает важность воспитания качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой и профессиональной морали [3].

Специфика деятельности УИС, в том числе постоянное общение с осужденными к лишению свободы, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия, противостоять которым в полной мере способна высоконравственная личность. В связи с этим особую значимость приобретает необходимость совершенствования нравственного воспитания сотрудников, особенно на этапе начальной профессиональной подготовки, так как именно здесь закладываются моральные основы будущей служебной деятельности.

Главными элементами системы, формирующей моральное сознание и поведение личности у молодых сотрудников УИС, являются:

а) социальная среда;

б) личность с ее индивидуальными качествами и особенностями;

в) определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная группа стремится передать своим соотечественникам, ответственность личности органически связаны с ее моральными чувствами, с ее совестью, постоянной самооценкой ею своего поведения и стремлением к нравственному развитию и самосовершенствованию.

В структуре духовно-нравственного воспитания будущих офицеров УИС выделяются такие важные социально-психологические элементы, как: нравственный идеал, предполагающий в себе определенную систему ценностей, целей, смыслов, идей, потребностей и интересов (содержащие основополагающие идеи общества); система моральных норм, установок, требований, закрепляющихся и сохраняющихся в психологии групп, коллективов, общества в целом через общественное мнение, установки, нормы, морально-психологический климат, коллективные (групповые) настроения, традиции, систему взаимоотношений, авторитеты и т.д.

Формирование у сотрудников нравственных качеств, которые необходимы для успешной служебно-профессиональной деятельности, осуществляется преимущественно на учебных занятиях в ВУЗах, в процессе службы; на это также направлено проведение специальных мероприятий во внеучебное время.

Гуманизация деятельности уголовно-исполнительной системы затрагивает сферу духовного просвещения и образования курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Новые повышенные требования к моральному, образовательному и профессиональному уровню офицеров - выпускников вузов – на первый план выдвигают вопросы необходимости духовно-нравственного воспитания, которое способно формировать определенное мировоззрение, ценности, высшие цели и жизненные смыслы курсантов. Использование духовного потенциала традиционной для России религии – православия – стало одним из направлений воспитательной работы ФСИН России.

Анализируя результаты проводимой в Самарском институте ФСИН России работы по духовно-нравственному воспитанию курсантов, нельзя не отметить положительные изменения психоэмоционального состояния и поведения курсантов. Приобщение курсантов к духовной культуре российского народа, к религии, благотворным образом влияет на морально-психологический климат взвода, на становление личности офицера - будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы России. Духовно-нравственное воспитание помогает курсантам приблизиться к истории Державной Руси, выработать в себе толерантность, любовь к Родине, возродить благодарность предкам.

Демократические изменения в России позволили населению страны реализовать право свободы совести по отношению к религии.

Одним из важных показателей коренного изменения отношения государства к религии и религиозным взглядам, явилось изменение их правового положения, закрепленное в соответствующих документах: положение Конституции РФ, касающейся религии и прав граждан на свободу совести; закон РФ «О свободе вероисповеданий»; федеральные законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «Об альтернативной гражданской службе». Общее число нормативных актов, непосредственно регулирующих разные аспекты свободы совести и деятельность религиозных объединений или включающих в себя отдельные положения и нормы, относящиеся к этой сфере, составляет более 100. Эти правовые документы вывели государственно-церковные отношения на уровень международных правовых норм и полностью соответствуют обязательствам, принятым на себя Россией на международной арене. В соответствии с этими документами религиозные организации получили законный статус, было разрешено преподавание религии в общеобразовательных школах после окончания обычных занятий. Запрещается вмешательство правительства в религиозную деятельность, а также государственное финансирование атеистической и религиозной деятельности, государство гарантирует свободу вероисповедания.

Опрос, проведенный среди курсантов в нашем вузе об отношении к религии, показал, что 85% респондентов относят себя к верующим. К типологическим группам неверующих и атеистов себя относят 15%.

Эти данные свидетельствуют о том, что профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать религиозный фактор при проведении учебных занятий, помня, что на лекциях и семинарских занятиях присутствуют как атеисты, так и приверженцы тех или иных религиозных конфессий. Даже те, кто не относит себя к верующим, могут быть приверженцами традиций, связанных с вероисповеданиями.

Однако причисление себя к религиозности и степень действительной религиозности часто вступают в противоречие. Беседы с курсантами показали, что из числа относящих себя к православным каждый второй не читал Евангелия, вообще не молятся 70% опрошенных (ВЕРЯТ – 85 %), не соблюдают постов — 90%, но заходят в церковь только по большим праздникам, чтобы поставить свечу за упокой усопших или за здравие живущих — 60%.

Время вседозволенности, безыдейности, неопределенности и безответственности, революции, потрясения военного и экономического характера настолько измотали русский народ, что некоторая часть общества прибывает в депрессивном состоянии, другая часть населения впала в безверие. Несправедливость, нищета, бездушие чиновников государственной власти, разрастающаяся как раковая опухоль коррупция породили небывалый всплеск преступности. В таких условиях предстоит нести нелегкую службу молодым офицерам УИС и выпускникам наших институтов. Церкви уготована роль спасителя России, как не раз бывало в истории нашей Родины в самые трудные и суровые годы лихолетья. Только при активном участии государства, усилении влияния церкви, солидарности прогрессивной части большинства и политической воли руководителей государства в духовно-нравственном воспитании молодежи, в том числе будущих специалистов, можно добиться положительного результата. Остается рассчитывать на разум человека, на результаты исследований ученых, которые способны пробудить интерес человека к активной жизненной позиции во имя блага нынешнего и грядущих поколений. Немаловажную роль в УИС играет воспитание работников УИС. Воспитание работников осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, традиций УИС, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, лучших произведений отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. В настоящий период в проводимой работе необходимо руководствоваться содержанием государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 [4].

Это направление работы с личным составом УИС должно проводиться с учетом опыта, накопленного в период реализации предшествующей государственной программы патриотического воспитания и подготовки к празднованию 70-ой годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В системе УИС немало сотрудников, показывающих пример самоотверженной службы, проявляющих смелость и решительность при исполнении служебного долга. Для них подвиг стал нормой, а самоотверженность - делом чести. На них должны равняться молодые сотрудники. За героизм, проявленный при освобождении заложников, защите целостности Российского государства, восьмерым сотрудникам присвоено высокое звание Героя России, более 3-х тысяч награждены орденами и медалями.

Органы воспитательной работы в полном объеме еще не обеспечивают эффективную работу с личным составом.

В организации воспитательной работы с личным составом УИС активно используются различные средства, а также формы этой деятельности. К наиболее распространенной в учреждениях и органах УИС, которая прошла апробацию и приносит позитивные результаты, относится, в частности, индивидуально-воспитательная работа, которая влияет на патриотическое воспитание молодых офицеров.

В организации воспитательной работы должны участвовать наставники и ветераны УИС; с решением служебных задач, она направлена, в первую очередь, на формирование в коллективах здорового морально-психологического климата, предупреждение нарушений законности и дисциплины, повышение профессионализма сотрудников, их ответственности за выполнение своих служебных обязанностей. В силу своей значимости, действенности индивидуально-воспитательная работа выдвигается на одно из первых мест в системе повседневного влияния на личный состав УИС. Одним из важнейших факторов патриотического воспитания является повседневная и конкретная индивидуально-воспитательная работа, позволяющая лучше изучить человека, детально и конкретно разобраться с каждым в отдельности, глубже узнать, как реально воспринимаются предъявляемые к нему требования. Целенаправленно осуществляя индивидуально-воспитательную работу, можно понять сильные и слабые стороны сотрудников и на основе этого определить конкретные меры дальнейшего индивидуального воздействия на каждого из них.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что воспитательная работа в уголовно-исполнительной системе представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у работников необходимых морально-психологических качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.

Ученым, работающим в уголовно-исполнительной системе, на наш взгляд, целесообразно подумать над вопросом о создании обновленной эффективной модели индивидуально-воспитательной работы, основанной на современных психолого-педагогических и социологических подходах, учитывающей позитивный отечественный и зарубежный опыт, и, несомненно, на основах патриотизма. Эту деятельность следует нацеливать на обеспечение профессиональной направленности и реального позитивного воздействия индивидуально-воспитательной работы на результативность служебной деятельности, укрепление дисциплины и законности, повышение эффективности нравственного и профессионального воспитания сотрудников УИС на основе основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, служебного долга, самоотверженности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности.

Только на эти принципах можно воспитать патриотическую личность молодого офицера УИС России.

[1] Головин, Н.Н. (1925). Мысли об устройстве будущей Российской вооруженной силы. Белград. С. 2627.

[2] Медведев, Д.А. (2009, 11 ноября). Послание Федеральному Собранию. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979

[3] Свод Профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы. (2010, 24 мая; Приложение к приказу Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации № 240).

[4] О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. (2005, 11 июля; Постановление Правительства Российской Федерации № 422).


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:34:24