Факторная модель управления развитием рынка оптовой и розничной торговли в национальной экономике
Щепакин М.Б.1, Облогин М.В.1, Михайлова В.М.2
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар
2 Кубански государственный технологический университет
Скачать PDF | Загрузок: 20 | Цитирований: 31
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Апрель 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900283
Цитирований: 31 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Оптовая и розничная торговля в национальной экономике переживает процесс преобразований, который должен вывести ее на выгодные конку-рентные позиции посредством рационального использования имеющихся ресурсов и формирования необходимого потенциала в мотивационно-коммуникационном пространстве взаимодействующих субъектов. Проведен анализ состояния рынка оптовой и розничной торговли России по структурным и качественным показателям. Выявлены факторы, определяющие тенденции развития рассматриваемого рынка в границах национальной экономики. Обозначена необходимость усиления государственного воздействия на развитие региональных рынков в сфере торговой деятельности. Указано на важность расширения маркетингового инструментария воздействия на потребителей с учетом платежеспособного спроса населения и обеспечения граждан качественными товарами и услугами. Выявлена необходимость повышения мотивационного и коммуникационного потенциалов субъектов торговой сферы за счет разрешения имеющихся противоречий и активизации действия инновационного фактора при выработке решений по структурным изменениям в отрасли
Ключевые слова: розничная торговля, структурные показатели, качественные показатели, продовольственные товары, непродовольственные товары, торговые сети, коммуникационный потенциал, мотивационный потенциал, тенденции развития торгового рынка, факторная модель
JEL-классификация: L81, M21, M29
Введение
Российская экономика переживает процесс трансформации в рамках обозначенных Президентом поручений правительству на инновационное обновление всех сфер экономической и социальной жизни и сдерживание негативных процессов и явлений, связанных с нарастанием противоречий и разногласий между различными звеньями и структурами рыночной экономики [1] (Shchepakin, 2020). Понимание необходимости модернизации и реструктуризации производственных сфер экономики России и сопряженных с ними сегментов оптовой и розничной торговли связано с тем, что потребительский рынок должен быть наполнен отечественными товарами и изделиями высокого качества, т.е. такими товарами разных отраслей деятельности, которые бы отвечали возрастающим требованиям потребителей и были бы конкурентоспособны на национальном и мировом рынках [2] (Shchepakin, Gubin, 2019). Для этого необходимо учитывать характер имеющих место изменений в каждом сегменте развивающегося рынка. Эти изменения следует учитывать, вырабатывая меры по созданию новых продуктов и продвижению их на региональные рынки национальной социально-экономической системы. Важным становится выявление ключевых факторов, которые влияют на экономический рост бизнеса и определяют конкурентные позиции каждого сегмента рынка (будь то потребительского или производственного) в условиях ресурсных ограничений и нестабильности внутреннего состояния субъектов рыночных отношений и противоречивости интересов разных участников взаимодействия (государства, собственников, бизнеса, работников и общества) [3, 4] (Shchepakin, Mikhaylova, Bazhenov, Kuzmenko, 2017).
Те тенденции, которые преобладают на разных рынках, должны быть рассмотрены с позиции получения выгод всеми сторонами рыночного пространства (потребителями, производителями, государством и обществом). Логика рассмотрения состояния рынка розничной и оптовой торговли должна быть выстроена в контексте выявления, с одной стороны, возможностей для его роста посредством рационализации использования ресурсов и включения внутренних резервов бизнеса для наращивания конкурентных преимуществ, а с другой ‒ выявления слабых сторон, сдерживающих развитие этих рынков и наносящих существенный урон конкурентоспособности национальной экономики в целом. Поведение потребителей розничных торговых сетей определяется теми их маркетинговыми шагами, которые выстраивают эти сети (фирмы) с поставщиками, государством, обществом и иными малыми и средними предприятиями, вовлекаемыми ими в систему партнерских отношений [5] (Shchepakin, Mikhaylova, Oblogin, 2020). И от того, как эти отношения будут выстраиваться между предприятиями сферы торговли и производственными бизнес-структурами, будет зависеть эффективность удовлетворения платежеспособного спроса рядовых граждан и их обеспечение качественными товарами отечественного производства. Тенденции развития розничной и оптовой торговли в России будут определяться тем, как будут решаться вопросы поддержки их функционирования и развития со стороны государства, и в какой мере производственная сфера будет адаптивна к требованиям торговых предприятий в отношении производства необходимой обществу и рядовым покупателям российской продукции и товаров (нужного качества и в востребованном объеме).
Анализ рынка розничной и оптовой торговли России: структурные и качественные показатели
Анализ тенденций развития рынка оптовой и розничной торговли в настоящее время является чрезвычайно важным. Он значим для понимания проблем его функционирования с целью разработки оптимальных управленческих решений в отношении повышения конкурентоспособности действующих на нем субъектов предпринимательства. Рынок в наиболее общем его понимании подразделяется на потребительский, промышленный и рынок услуг. Одним из важных, как для экономики России, так и для населения, является потребительский рынок, так как именно он воздействует на рынок труда, на изменение доходов населения. Потребительский рынок обеспечивает нормальный денежный оборот, удовлетворяет потребности населения в товарах разного назначения. На этом рынке выделяют сферу розничной и оптовой торговли. Взаимодействие этих сфер во многом определяет эффективность смежных с ними производственных отраслей, предлагающих потребителям ту или иную продукцию, которая должна быть востребована потребителями и должна удовлетворять их платежеспособный спрос по качественным и количественным параметрам.
Так, оборот розничной торговли в 2018 г. составил 31,5 трлн руб. [6, 7], а оптовой торговли – 0,8 трлн руб. [8]. Динамика изменений оборота розничной и оптовой торговли показана на рисунках 1, 2.
Рисунок 1. Оборот розничной Рисунок 2. Оборот оптовой
торговли, трлн руб. торговли, трлн руб.
Источник: Федеральная служба Источник: Федеральная служба
государственной статистики, 2018 г. государственной статистики, 2018 г.
Розничная торговля является:
– динамично развивающимся сектором экономики (прирост в 1–2 кв. 2019 г. по сравнению с 1–2 кв. 2018 г. составил 1,9 %);
– основным источником формирования ВВП;
– основой стабильности страны;
– сферой, оказывающей влияние на развитие всех социально-экономических процессов в стране.
В связи с этим розничная торговля как важная сфера экономики является объектом пристального внимания. В настоящее время из‑за продолжающегося экономического кризиса эта сфера находится в зоне влияния многих негативных факторов, приводящих к замедлению темпов развития торговых сетей и оборота производимой различными отраслями продукции. Анализ тенденций развития рынка сферы розничной торговли позволяет выявлять влияющие на этот процесс факторы и разрабатывать адекватные по ресурсам и запросам меры, способные содействовать развитию этой сферы потребительского рынка. Важными показателями для анализа рынка являются: структура рынка и его динамика, спрос и предложение, потенциал и насыщенность.
Структура рынка.
Розничная торговля включает в себя продовольственный сектор и непродовольственный сектор. Динамика развития этих секторов показана на рисунках 3, 4.
Рисунок 3. Структура розничной Рисунок 4. Структура розничной
торговли в 2017 г., % торговли в 2018 г., %
Источник: Федеральная служба Источник: Федеральная служба
государственной статистики, 2017–2018 гг. государственной статистики, 2017–2018 гг.
В 2018 г. в структуре оборота российского ритейла доля пищевых продуктов (включая напитки и сигареты) составила 47,6 %, на непродовольственные товары пришлось 52,4 % (в 2017 г. было 48,4 % и 51,6 % соответственно) [9]. Так, продовольственный сектор имел тенденцию к снижению – на 0,8 %, а непродовольственный ‒ к увеличению на 0,8 %.
На негативные тенденции развития продовольственного сектора розничной торговли и на небольшие позитивные тенденции развития непродовольственного сектора оказывают влияние такие факторы, как:
– снижение реальных доходов населения. Так, реальный располагаемый денежный доход населения с 2014 г. показывает ежегодное снижение до 3 % (исключение: +0,1 % в 2018 г.) В 1–2 квартале 2019 г. снова отмечалось снижение на 2,3 % [10]. Эксперты прогнозируют отрицательную динамику этого показателя на начало 2020 г. из‑за усиления налоговой нагрузки, сокращения доли доходов от предпринимательской деятельности, невысокой динамики социальных выплат;
– снижение уровня потребительского доверия до 70 % в 2018 г. с 87 % в 2017 г. из‑за [10]: снижения качества продукции, страны производителя, используемых ингредиентов и т.д.; реальная картина доверия потребителя к товарам, предлагаемым на российском рынке, по нашим оценкам, существенно хуже (по меньшей мере на 30–40 %);
– изменение потребительской модели поведения населения, заключающееся в растущей потребности к здоровому питанию, к экологически чистым продовольственным и непродовольственным товарам, к снижению содержания вредных добавок, к снижению срока годности продуктов питания для насыщения рынка качественными натуральными изделиями т.д.;
– рост цен на продукты питания: в 2019 г. рост цен составил 19,1 %.
‒ использование недобросовестных рекламных и иных маркетинговых воздействий на потребителя со стороны субъектов разных сфер деятельности для «втягивания» потребителя в рыночный обмен в интересах наращивания дохода и укрепления своих конкурентных позиций [11] (Shchepakin, Khandamova, Glazyrina, 2017);
‒ развитие маркетинговых сетей субъектов без учета интересов разных отечественных участников рыночного пространства (прежде всего производителей продукции разного назначения и характера) [12] (Shchepakin, Avdeeva, Latynin, 2016).
Также структура рынка розничной торговли, как продовольственного, так и непродовольственного секторов, состоит из разного рода форматов торговли. В настоящее время это (рис. 5):
– офлайн- и онлайн-торговля через гипермаркеты/cash&carry, супермаркеты, суперсторы, дискаунтеры, магазины у дома;
– офлайн-торговля через рынки и ярмарки.
Рисунок 5. Структура оборота розничной торговли в России, %
Источник: Федеральная служба государственной статистики, 2019 г.
Так, самую большую долю в общей структуре оборота розничной торговли занимает офлайн-торговля – 28–29 %; затем идет онлайн-торговля. Онлайн-торговля в последнее время демонстрирует высокий темп роста. Прогноз на 2021 г. – рост до 38 % форматов торговли на рынке. Такое стремительное развитие произошло из‑за того, что до 2017 г. через интернет продавались преимущественно непродовольственные товары, тогда как в последние годы отмечается бурное развитие электронной торговли товарами повседневного спроса (FMCG-товары), которые по динамике прироста онлайн-продаж уступали только товарам для дома и ремонта. Темпы роста онлайн-торговли по категориям товаров представлены на рисунке 6 [13].
Рисунок 6. Динамика онлайн-продаж по категориям товаров в 2018 г., %
Источник: данные исследования M.A. Research «Российский FMCG-ритейл в 2017 г. и прогноз на 2018–2020 гг.».
Высокие темпы роста онлайн-продаж зафиксированы в отдельных категориях: строительные товары и товары для дома – 35 %, а также продукты питания – 31 %. Крупные игроки рынка розничной торговли отмечают, что онлайн-продажи удвоились по сравнению с 2018 г. (Ашан и X5 Retail Group).
Следует отметить отсутствие изменений в росте офлайн-сектора: с 2018 г. по 2021 г. оно составляет (по оценкам) 29 %, также имеет место снижение доли региональных сетей. Оно прогнозируетcя таковым из-за:
– потери сетевыми супермаркетами и гипермаркетами (Ашан – снижение на 7,7 %, Метро – снижение на 7 %, О’кей – снижение на 8,5 %) части валового дохода в 2018 г. по сравнению с 2017 г. [14]. Такая динамика продаж гипермаркетов объясняется изменяющимися предпочтениями потребителей, которые в силу экономии времени все чаще отдают предпочтение магазинам «у дома», интернет-покупкам, сервисам доставки. С целью экономии денежных средств покупатели выбирают товары по акциям в магазинах «у дома» или посещают магазины-дискаунтеры;
– появление новых форматов торговли «жесткий дискаунтер», который характеризуется: удаленным расположением от популярных торговых мест (экономия на аренде), отсутствием высоких затрат на оборудование магазина (товары могут продаваться с паллет), узким ассортиментом товаров, продукцией преимущественно с длительным сроком хранения, а также с истекающим сроком годности, экономией средств на оплату персонала и т.п.
Спрос и предложение.
Спрос на рынке розничной торговли за 2017–2018 гг. имел тенденцию к снижению. Основные причины снижения спроса таковы:
– сберегательная модель маркетингового поведения населения: более 30 % населения стали отказываться от покупки определенного круга продуктов и переориентировались на более дешевую продукцию;
– высокий уровень «закредитованности» населения»;
– высокий уровень безработицы;
– прекращение снижения ставок по кредитам.
Последние 15 лет крупные современные розничные сети стабильно увеличивают свою долю на российском рынке, постепенно вытесняя малый бизнес и открытые рынки. Особенно отчетливо такая картина наблюдается в крупных городах в европейской части страны. В 2016 г. на розничные сети приходилось 27,7 % всего оборота в секторе торговли, а в 2018 г. ‒ уже 35,8 %. Распространенность разнообразных ритейл-форматов (супермаркеты, онлайн-магазины и т.д.) позволяет сказать, что 68 % российского рынка соответствует современным мировым стандартам розничной индустрии. В 2018 г. основными игроками в продовольственном секторе розничной торговли являлись: X5, Магнит, Лента, Ашан, Дикси, О’Кей, Metro и др. Топ-лидеры розничных торговых сетей продовольственного сектора России в 2017–2018 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Топ-лидеры розничных торговых сетей продовольственного сектора России в 2017–2018 гг.
Лидеры
2017 г.
|
Объем продаж в 2017 г., трлн руб. [15]
|
Лидеры
2018 г.
|
Объем продаж в 2018 г., трлн руб. [16]
|
Х5 Retail Group
|
1,29
|
Х5 Retail Group
|
1,5
|
Магнит
|
1,14
|
Магнит
|
1,23
|
Лента
|
0,365
|
Лента
|
0,413
|
Ашан
|
0,312
|
Ашан
|
0,306
|
Дикси
|
0,289
|
Красное
и белое
|
0,301
|
О’кей
|
0,167
|
Дикси
|
0,298
|
Metro Cash&Carry
|
0,150
|
Metro
Cash&Carry
|
0,198
|
Красное
и белое
|
0,084
|
О кей
|
0,154
|
Монетка
|
0,078
|
Spar
|
0,126
|
Глобус
|
0,075
|
Глобус
|
0,09
|
На рынке выделяются два крупных игрока – это Х5 и Магнит. Их совокупная доля рынка составляет 26 %. Рост рынка этих двух игроков произошел в основном из‑за использования ими новых технологий в обслуживании покупателей, а именно открытия сети магазинов Магнит формата «суперстор». Лента также ведет успешную деятельность на рынке – ее средний чек вырос за 2018 г. на 3 %. Доля Ашан на рынке снижается прежде всего из‑за слабой политики в области стимулирования покупателей. В 2018 г. доля продаж по промо-цене у лидеров рынка достигала 40 % и более. В сети Aшан она по итогам 2018 г. составила 4,7 % – это один из самых худших показателей среди федеральных ритейлеров. Снижается и доля О’кей прежде всего из‑за смены руководства и покупки земли в регионах. Еще один иностранный игрок, входящий в десятку крупнейших, – немецкая сеть гипермаркетов «Глобус» (развивается в Центральной России). Она также активно наращивает продажи. Эта сеть не имеет позицию агрессивного развития, открывается медленно и не через каждые 30 км. Ритейлеры покупают землю и сами строят. Она имеет четкий формат и концепцию гипермаркетов (например, их нет в формате ТРЦ). Ритейлеры оперативно реагируют на потребности российского рынка, меняя свои магазины. В сети нет явного акцента на низкокачественный товар, при этом в магазинах расширенная линейка товара, нет поливалентности в персонале (каждый занимается закрепленной за ним работой в своей зоне ответственности).
Топ-лидеры розничных торговых сетей непродовольственного сектора России в 2017–2018 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Топ-лидеры розничных торговых сетей непродовольственного сектора России в 2017–2018 гг.
Лидеры
2017 г.
|
Объем продаж в
2017 г., трлн руб. [17] |
Лидеры
2018 г.
|
Объем продаж в 2018 г., трлн руб. [18]
|
Леруа Мерлен
|
0,225
|
Леруа Мерлен
|
0,275
|
М. Видео
|
0,198
|
М. Видео
|
0,218
|
DNS
|
0,197
|
DNS
|
0,257
|
Связной
|
0,104
|
Связной
|
0,130
|
Эльдорадо
|
0,101
|
Эльдорадо
|
0,102
|
Икея
|
0,094
|
Икея
|
0,109
|
Л’Этуаль
|
0,078
|
Л’Этуаль
|
0,079
|
Спортмастер
|
0,069
|
Спортмастер
|
0,071
|
Hoff
|
0,062
|
Hoff
|
0,071
|
Familia
|
0,051
|
Familia
|
0,062
|
Так, одним из крупных игроков непродовольственного сектора розничной торговли является французская сеть Леруа Мерлен (Leroy Merlin). В 2017 г. Leroy Merlin открыла 16 гипермаркетов и вышла на рынки 9 новых регионов. В I кв. 2018 г. компания за 12 млрд руб. приобрела 12 гипермаркетов «К-Раута». Также в 2017–2018 гг. компания активизировала развитие в рамках омниканальной модели: была расширена география интернет-магазинов и запущена доставка малогабаритных товаров в сеть постаматов.
Продажи Группы «М.Видео-Эльдорадо» показали рост на 10,4 % в 2018 г. по сравнению с 2017 г. до 218 млрд рублей (с НДС). Продажи сопоставимых магазинов Группы увеличились только на 0,4 %. Интернет-продажи объединенной компании выросли на 17,5 % к уровню 2017 г. до 37,9 млрд руб.
Доля DNS увеличилась с 197 млрд руб. до 257 млрд руб. Ее рост составил более 30 %. Рост произошел прежде всего из‑за расширения ассортимента. Компания заключила договоры на поставку китайских смартфонов Huawei и Honor, спрос на которые превзошел все ожидания.
Объединенная компания Связной–Евросеть увеличила свои продажи в 2018 г. на 25 % за счет оборота покупок через электронные каталоги, которые составили 30 % от общего оборота онлайн-канала и выросли на 12 % по сравнению с 2017 г. Также покупатели стали чаще оформлять рассрочки онлайн. Рост составил 105 %, а самой популярной стала рассрочка «0–0–10». Например, рассрочка предоставляется ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». Самая популярная продукция – это умные часы и фитнес трекеры. Наибольшее количество онлайн-заказов в 2018 г. оформлялось с десктопов – 55 % от всех интернет-покупок, со смартфонов – 40 %, а наименьшее количество транзакций было совершено с планшетов – 5 %.
Объем продаж ИКЕА за 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличился на 17 % и составил 109,9 млрд руб. Очень низкий темп роста объема продаж был у таких компаний, как Эльдорадо, Л’Этуаль и Спортмастер. Всего 2–3 %. Прежде всего это происходит из‑за успешной работы фирм конкурентов.
Исследование показало, что темпы роста объемов продаж у непродовольственного сектора розничной торговли намного выше темпов роста объема продаж продовольственного сектора: 23 % и 11 % соответственно.
Основные факторы, влияющие на предложение на рынке розничной торговли, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные факторы, влияющие на предложение на рынке
розничной торговли
Фактор
|
Описание
|
Пример
|
Административные
|
Устанавливаются правила и рекомендации,
заставляющие предприятия розничной торговли разрабатывать свою региональную
политику.
Постоянно меняющийся закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» |
Рекомендации о закупке
товаров у местных производителей, которые часто не могут обеспечить
надлежащее качество продуктов и регулярность поставок.
Такая система противоречит существующей системе логистики и снижает эффективность с затратной точки зрения |
Бюрократические
|
Отсутствие четкости в текстах
законов и избыточное количество бумаг во всех регулируемых областях
|
Постоянно меняющаяся налоговая
отчетность.
Непрозрачность процедуры сбора документов и коррупция из‑за необходимости проведения многочисленных улучшений и получения согласований. Необходимость получения лицензии на продажу алкогольных напитков для каждого магазина сети, что рассматривается в качестве усложненной процедуры. Сложная процедура строительства магазинов |
Инфраструктурные
|
Сложности в ремонте дорог
|
Предприятия розничной торговли
сталкиваются с проблемой задержек поставок и более длительных
сроков транспортировки из‑за недостатка и плохого качества дорог
и интенсивных транспортных потоков. Согласно прогнозам, в ближайшие
два-три года ситуация ухудшится
|
Конкурентные
|
В крупных городах идет жесткая
борьба за потребителя между федеральными и региональными сетями,
а в последнее время и со стороны малого бизнеса. Последний
может предоставить потребителям более качественную и свежую продукцию
и хорошо знает потребности потребителей, что сложно для крупных
федеральных сетей
|
Дефицит торговых площадей и рост
цен на них в крупных городах.
Все крупнейшие сети розничной торговли создают специальные отделы для решения этих вопросов |
Потенциал и насыщенность.
Оценка потенциала рынка необходима не только для анализа его возможностей на текущий момент времени, но и прежде всего для определения возможностей дальнейшего его развития. В общем виде формула потенциала рынка выглядит следующим образом [19] (Shchepakin, Mikhaylova, Krivosheeva, Kurenova, 2017):
Р=Σ(Ni * Wi), (1)
где N i – количество потенциальных потребителей, чел.;
W i – стоимость продуктов, руб.
Потенциал рынка розничной торговли продовольственного сектора в 2018 г. равен 285,3 трлн руб. Расчет потенциала произведен по данным, представленным в таблице 4.
Таблица 4
Данные для расчета потенциала рынка розничной торговли продовольственного сектора в 2018 г.
Продукты [20]
|
Количество
потенциальных потребителей, чел. |
Средняя
стоимость
продуктов, руб./кг |
Потенциал,
трлн руб. |
Картофель
|
146 780 720 [21]
|
32
|
4,7
|
Овощи
|
146 780 720
|
41
|
6,0
|
Фрукты
|
132 102 648
|
57
|
7,5
|
Мясо
|
124 763 612
[22]
|
280
|
34,9
|
Молочная
продукция |
124 763 612
|
48
|
5,9
|
Яйца
|
124 763 612
|
67
|
8,3
|
Рыба
|
102 746 504
|
342
|
35,1
|
Сахар
|
124 763 612
|
28
|
3,4
|
Масло
|
124 763 612
|
89
|
11,1
|
Хлеб
|
102 746 504
|
28
|
2,8
|
Безалкогольные
напитки |
102 746 504
|
57
|
5,9
|
Алкогольные
напитки |
102 746 504
|
230
|
23,6
|
Консервы
|
102 746 504
|
68
|
6,9
|
Сухие завтраки
|
102 746 504
|
98
|
10,1
|
Кондитерские
изделия |
132 102 648
|
480
|
63,4
|
Соусы
|
102 746 504
|
63
|
6,4
|
Колбасная
продукция |
102 746 504
|
480
|
49,3
|
Потенциал рынка
|
285,3
|
Оборот розничной торговли в 2018 г. составил 31,5 трлн руб. Следовательно, у рынка есть огромный потенциал, который необходимо использовать и работать с потенциальными потребителями посредством активизации маркетинговых инструментов. Наблюдается усиление позиций самых крупных из сетевых компаний [23, с. 2] (Butov, 2017, р. 2). В России вместе с тем имеют место серьезные сдвиги в маркетинговом потребительском поведении, которое очень чувствительно к качеству товаров, их ассортименту, к симуляционным действиям бизнеса на рынке товаров и услуг [24, с. 173–185]. Основное направление изменений состоит в уменьшении затрат на потребление в абсолютном денежном выражении. Доля расходов домохозяйств на продукты питания выросла с 28,5 % в 2014 г. до 34,6 % в 2017 г. Применительно к рынку пищевых продуктов результаты потребительского опроса указывают на сберегательную модель маркетингового поведения населения: более трети опрошенных подтверждают необходимость отказа от покупки определенных товаров и их вынужденную переориентацию на более дешевую продукцию. Снижение покупательной способности населения в 2018 г. привело к снижению конечного потребления домашними хозяйствами до уровня 93,7 %, а оборота розничной торговли − до 89,2 % [25, с. 3] (Izryadnova, 2019, р. 3).
Ниже в таблице 5 представлены показатели, характеризующие вклад розничной торговли пищевыми продуктами в развитие российской экономики [23, с. 6] (Butov, 2017, р. 6).
Таблица 5
Показатели, характеризующие вклад розничной торговли пищевыми продуктами в развитие российской экономики
Наименование *
|
2012 г.
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.**
|
2017 г.**
|
2018 г.**
|
Валовая добавленная стоимость (ВДС) розничной
торговли пищевыми продуктами, млрд руб.
|
449,2 |
446,9 |
428,2 |
520,0 |
545,3 |
621,2 |
892,1 |
Вклад в ВДС розничной торговли, %
|
30,0
|
29,0
|
22,8
|
26,4
|
25,4
|
27,2
|
28,1
|
Индекс физического объема оборота, % к предыдущему
году
|
3,6 |
2,6 |
0 |
–9,2 |
1,01 |
1,05 |
1,06 |
Среднегодовой индекс потребительских цен на продовольственные
товары, % к предыдущему году
|
4,4 |
7,7 |
10,1 |
19,1 |
9,3 |
10,2 |
7,6 |
Доля розничной торговли пищевыми продуктами в отдельных
показателях розничной торговли:
|
|
|
|
|
|
|
|
- в инвестициях в основной капитал, %
|
н.д.
|
55,6
|
40,2
|
35,5
|
33,4
|
33,8
|
31,2
|
- в выручке от продажи, %
|
34,2
|
28,8
|
28,8
|
30,5
|
30,7
|
31,2
|
31,6
|
- в прибыли до налогообложения, %
|
13,9
|
24,7
|
25,4
|
26,3
|
27,1
|
26,5
|
26,9
|
Соотношение среднемесячной номинальной начисленной
заработной платы со средним уровнем в розничной торговле, %
|
68,0 |
63,4 |
65,3 |
66,2 |
65,1 |
65,0 |
64,3 |
Рентабельность продукции (услуг), %
|
1,3
|
2,9
|
2,7
|
3,2
|
3,2
|
3,4
|
3,3
|
** Составлено авторами.
Источники: Росстат (официальный сайт, ЕМИСС), расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, 2016 г.; данные федеральной службы государственной статистики «Россия в цифрах», 2018 г.
Следует отметить, что доля инвестиций в основной капитал уменьшается. Доля розничной торговли в выручке от продаж колеблется в пределах 30– 32 %, а рентабельность продукции растет, что сказывается на уровне розничных цен и ведет к снижению физического объема потребляемой населением продукции. Эта тенденция сохранится в перспективе. Розничные торговые сети в 2017 г. – 30,7 %, а в 2018 г. – 32,6 % [26]. В качестве характерной особенности в 2016–2018 гг. следует отметить увеличение в общем объеме инвестиций в основной капитал доли торговли [25, с. 8] (Izryadnova, 2019, р. 8).
Что касается инвестиций в российскую экономику, то они имеют тенденцию к снижению. В 2015 г. приток иностранных инвестиций составил 6,9 млрд долл. США, в 2016 г. ‒ 32,5 млрд долл. США, в 2017 г. ‒ 28,5 млрд долл. США. По итогам 2018 г. в российскую экономику было привлечено иностранных инвестиций на сумму 8,8 млрд долл. США [27]. Налицо явное снижение инвестиций в российскую экономику по причине неблагоприятных факторов разного характера. Естественно, что и сфера торговли ощущает резкое снижение инвестиций в ее развитие и наполнение товарной массой.
Потенциал рынка розничной торговли непродовольственного сектора в 2018 г. равен 1187,2 трлн руб. Расчет потенциала произведен по данным, представленным в таблице 6 [28].
Таблица 6
Данные для расчета потенциала рынка розничной торговли непродовольственного сектора в 2018 г.
Товары
|
Количество
потенциальных потребителей, чел. |
Средняя
стоимость
товаров, руб./шт. |
Потенциал, трлн
руб.
|
Строительные
товары |
102 746 504
|
890
|
91,4
|
Товары для дома
|
146 780 720
|
2890
|
424,2
|
Одежда и обувь
|
132 102 648
|
1230
|
162,5
|
Канцелярские товары
|
102 746 504
|
110
|
11,3
|
Косметика и
парфюмерия |
102 746 504
|
490
|
50,3
|
Хозяйственные
товары |
124 763 612
|
68
|
8,4
|
Посуда
|
102 746 504
|
355
|
36,4
|
Электротовары
|
73 390 360
|
2690
|
197,4
|
Товары для спорта
|
44 034 216
|
1890
|
83,2
|
Игрушки
|
102 746 504
|
340
|
34,9
|
Бытовая химия
|
44 034 216
|
89
|
3,9
|
Печатная продукция
|
22 017 108
|
245
|
5,4
|
Культтовары (фото, музыка)
|
22 017 108
|
3540
|
77,9
|
Потенциал рынка
|
1187,2
|
статистики, 2018 г.
Следует обратить внимание на такой сегмент непродовольственных товаров, как поставка в торговые организации российских лекарств. По итогам 2019 г. доля российских лекарств в денежном выражении не превышала 30 %. Доля российских медицинских изделий в 2019 г. составила 22 % вместо обещанных 36 % [29, 30] (Gurdin, 2020). При этом резко сократился объем поставок лекарств зарубежного производства, что ущемляет серьезным образом интересы российских граждан. Это обстоятельство остается без внимания органов государственной власти и соответствующих государственных учреждений. Единственное, что можно отметить позитивно: в Россию ввезут препараты, которые не производятся в стране в необходимых детям формах либо не выпускаются вовсе [1].
Следовательно, у непродовольственного рынка, как и у рынка розничной торговли продовольственными товарами, есть огромный потенциал, который также необходимо использовать. Необходимо работать с потенциальными потребителями посредством активизации маркетинговых инструментов. Необходимо создавать свою производственную базу по изготовлению товаров отечественного происхождения на хороших компонентах и с использованием качественных ингредиентов. Ориентация на китайских и индийских поставщиков, сбрасывающих «худшее» сырье и материалы для производства лекарств в Россию, ставит под угрозу жизнь и здоровье россиян. Поэтому надо расширять коммуникации и устанавливать партнерские связи с другими странами на взаимовыгодной основе и на их повышенной ответственности за соблюдение договорных отношений. Наряду с потенциалом рынка по секторам торговой сферы необходимо определять его коммуникационный и мотивационный потенциалы.
Коммуникационный потенциал служит индикатором как текущего, так и перспективного состояния рынка, его жизнеспособности и развития. Оценка коммуникационного потенциала рынка розничной торговли непродовольственного сектора в 2018 г. представлена в таблице 7. Коммуникационный потенциал оценивался экспертным путем по 5-балльной шкале. Были учтены отдельные факторы, определяющие коммуникационный потенциал [31] (Shutilov, Surovtseva, 2014), и введены те, которые, по мнению авторов, расширяют представление о нем.
Таблица 7
Оценка составляющих коммуникационного потенциала рынка розничной торговли непродовольственного сектора в 2018 г.
Факторы,
определяющие коммуникационный потенциал
|
Балльная оценка
|
1) Количественный
уровень:
|
1
|
- вовлеченность участников рынка
(потребителей, поставщиков) в сетевые взаимодействия
|
1
|
- частота взаимодействий участников потребительского
рынка (клиентов и продавцов)
|
1
|
2) Качественный
уровень:
|
1,5
|
- эффективность взаимодействия
участников рынка (реализованные
совместные проекты, инициативы)
|
1
|
- информационная адаптивность к модуляционным
воздействиям участников рынка
|
2
|
3) Уровень доверия
|
2,5
|
- уровень доверия потребителей к розничной
торговле
|
2
|
- уровень доверия продавцов к производителям
и поставщикам розничной торговли
|
3
|
- уровень доверия потребителей
к производителям продукции и поставщикам
|
2,5
|
4) Коммуникационный
уровень
|
2,9
|
- информационная достаточность
(осведомленность участников рынка о предлагаемой продукции и товарах)
|
4
|
- положительный отклик участников рынка
о качестве розничной торговли
|
3
|
- отрицательный отклик участников рынка
о качестве розничной торговли
|
3
|
- качественный уровень информационных
воздействий участников рынка розничной торговли
|
2
|
- доступность информации об участниках
рынка розничной торговли
|
4
|
- объем и полнота информации
об участниках рынка розничной торговли
|
2
|
- коммуникационная проницаемость
информации, получаемой участниками рынка
|
2
|
Среднее значение
|
1,9
|
Следует отметить, что коммуникационный потенциал рынка розничной торговли непродовольственными товарами находится на достаточно низком уровне. Структура связей между заинтересованными игроками потребительского рынка нерациональна. Маркетинговые сети требуют рационализации с позиций интересов российского потребителя, общества и государства, а не владельцев крупных сетевых структур, создаваемых на базе иностранного капитала.
Мотивационный потенциал рынка розничной торговли непродовольственными товарами следует определять, поскольку важным является уяснение мотивов маркетингового поведения участников рынка, а также выявление основы их формирования в интересах определения эффективного набора инструментов управления состоянием коммуникаций участников рынка и оценки коммуникативной и экономической эффективности воздействий на потенциального рыночного партнера [32, с. 197–248] (Shchepakin, Khandamova, 2010, р. 197–248). Эти мотивы формируют способы и приемы маркетинговой мимикрии бизнеса, порой нарушающие маркетинговую идентичность субъекта [33] (Shchepakin, 1998).
Оценка мотивационного потенциала рынка розничной торговли непродовольственного сектора в 2018 г. представлена в таблице 8. Мотивационный потенциал оценивался экспертным путем по 5-балльной шкале.
Таблица 8
Оценка составляющих мотивационного потенциала рынка розничной торговли непродовольственного сектора в 2018 г.
Мотивационные факторы
|
Балльная оценка
|
1) Внешние
мотивационные факторы:
|
2,25
|
-
удержание клиентов участниками рынка
|
3,5
|
-
сохранение окружающей среды
|
1,5
|
-
повышение уровня доверия к предлагаемым товарам и фирме
|
2,0
|
-
мотивация на конструктивное маркетинговое поведение
со стороны ритейлеров |
2,0
|
2) Внутренние
мотивационные факторы:
|
2,12
|
-
мотивация субъектов рынка на инвестирование своих ресурсов в развитие
экономики страны
|
1,5
|
-
мотивационный потенциал сотрудников бизнес-структур на реализацию их
инновационной способности
|
1,0
|
-
мотивация ритейлеров на рациональное использование ресурсов
|
4,0
|
-
мотивация собственников бизнеса на повышение интеллектуально-когнитивного
потенциала сотрудников
|
2,0
|
Среднее
значение
|
2,2
|
Мотивационный потенциал бизнеса и его работников определяет те их возможности, которые могут сыграть положительную роль при осуществлении трансформаций и преобразований торговой сферы в интересах российского общества и рядовых граждан. Именно государство должно ориентироваться на эти мотивации и содействовать укреплению позиций страны на конкурентных рынках (национальном и международном), решая проблемы собственности, распределения доходов от использования вовлекаемых ресурсов, ограничивая произвол зарубежных собственников и т.п.
Показатель насыщенности рынка (это степень обеспеченности потребителей товарами, определяемая или экспертным путем, или на основе выборочного исследования домашних хозяйств) играет самостоятельную роль в конъюнктурном анализе, поскольку он оказывает сильное влияние на цикличность рынка, ограничивая спрос. Следует отметить, что насыщенность рынка различными товарами (продовольственными и непродовольственными) существенно снижается по причине того, что действуют санкции Запада, а также отсутствуют так необходимые для России отечественные производства, которые бы производили нужную потребителям продукцию и создавали бы новые рабочие места для укрепления социальной стабильности в обществе и повышения доверия граждан к принимаемым решениям [34] (Shchepakin, Khandamova, Pyzhenko, 2017).
Темпы роста рынка розничной торговли с 2017 г. по 2018 г. очень медленные. На этом фоне в целом снижается привлекательность российского розничного рынка. Так, по оценке A.T. Keamey, Россия в 2017 г. опустилась на 22-е место (со 2-го в 2009 г.) в ежегодном рейтинге стран, наиболее привлекательных для осуществления инвестиций в секторе розничной торговли [10].
Наиболее существенным показателем, из‑за которого Россия утратила лидирующие позиции в рейтинге, стал индикатор темпов развития рынка розничной торговли, учитывающий рост продаж, а также количество и качество торговых площадей. Также снизились показатели насыщенности рынка и вероятность выхода новых игроков на российский рынок. Не добавляет стране привлекательности в глазах инвесторов и высокий уровень коррупции. Индекс восприятия коррупции (англ. Corruption Perceptions Index, CPI) ‒ составляемый международной неправительственной организацией Transparency International показатель с целью отражения оценки уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по стобалльной шкале характеризует состояние рыночных отношений в обществе. И он в определенной мере определяет уровень доверия участников рассматриваемых рынков к принимаемым государством мерам по стабилизации экономического положения в стране [35] (Shchepakin, Khandamova, Ivakh, Fedin, 2017).
В рейтинге «Индекс восприятия коррупции», составляемом международной организацией Transparency International, 2018 г. Россия находилась на 29 месте среди 180 стран [36]. Результатом этого является «вымывание» отечественного капитала и колоссальная его «утечка» из страны в офшорные зоны.
Факторная модель управления развитием рынка розничной и оптовой торговли в национальной экономике
Нами разработана модель управления рынка розничной и оптовой торговли (рис. 7), в которой обозначена взаимосвязь факторов, определяющих тенденции развития этого рынка в национальной экономике, в условиях нестабильности обменных процессов и необходимости активного включения антикризисных маркетинговых инструментов в процесс управления функционированием и развитием бизнеса [37, 38] (Shchepakin, Mikheev, 2015; Shchepakin, Gubin, Khandamova, 2019).
Рисунок 7. Факторы, определяющие тенденции развитии рынка
розничной и оптовой торговли в национальной экономике
Источник: составлено авторами.
Наиболее значимыми факторами на этапе трансформации рынка розничной и оптовой торговли являются те из них, которые формируют внутреннее состояние субъектов торговой сферы и влияют на характер выстраиваемых партнерских отношений: между бизнесом и государством, между бизнесом и работниками, между структурами власти и субъектами рынка, между субъектами внутри торговой сферы, между субъектами рынка розничной и оптовой торговли, инвесторами и собственниками капиталов, между государством и собственниками субъектов торговой сферы. Характер этих отношений отличается существенной противоречивостью и в большей мере отражает приоритеты собственников субъектов торговой сферы (чаще всего являющихся владельцами крупных торговых сетей с иностранной юрисдикцией). Мотивационный и коммуникационный факторы отражают их существенное влияние на разрешение противоречий между участниками рынка в торговой сфере [39] (Shchepakin, Mikheev, 2015), сдерживая возможности выстраивания рациональной структуры рынка продовольственных и непродовольственных секторов в силу преобладающего влияния собственников крупных торговых сетей на характер тенденции развития торговой сферы в национальной экономике.
Слабость регулирующего воздействия государства приводит: а) к вытеснению малых и средних предприятий в торговой сфере; б) к завышению цен на предлагаемые потребителям товары и услуги; в) к сдерживанию российских производителей различных товаров и услуг и их вытеснению с рынка оптовой и розничной торговли; г) к продвижению товаров низкого качества по завышенным ценам; д) к росту торговых сетей с участием иностранного капитала (в капитале сектора торговли доля организаций с участием иностранного капитала составляет 81,4 % всего уставного капитала [40] (Katasonov, 2017)); е) к повышению зависимости российской экономики от товаров иностранного производства; ж) к деформации сознания рядового потребителя в сторону закрепления ментальности «запрограммированности» на трансформацию ценностей [41, с. 151] (Shulgin, 2009, р. 151); ж) к снижению качества и профессионализма трудовых ресурсов, вовлекаемых в сферу торговой деятельности; и) к инфраструктурным перекосам в сфере розничной и оптовой торговли; к) к снижению конкурентоспособности субъектов российского предпринимательства на рынках торговой сферы.
Заключение
1. Тенденции развития рынка розничной и оптовой торговли в национальной экономике определяются ключевыми факторами, которые влияют на характер складывающихся отношений между разными субъектами рыночного пространства (между государством и бизнес-структурами торговой сферы; между субъектами разных сфер деятельности и торговым сегментом экономики страны; между собственниками капиталов, владеющих крупными торговыми сетями, и работниками; между субъектами торговой сферы и потребителями и т.п.).
2. Существенным фактором, определяющим развитие рынка торговли, является государственное регулирование выстраиваемых отношений субъектов в этой сфере. Государственное регулирование в сфере поддержки малого и среднего бизнеса ослаблено до состояния пассивного наблюдения со стороны органов власти за его уничтожением и усилением влияния крупных торговых сетей на всю потребительскую сферу России, которым характерно возрастание привлечения иностранного капитала и вытеснение российских предпринимателей (не вкладывающих деньги в развитие этой сферы в России, а чаще ориентированных на их вывоз в офшорные зоны).
3. Структура рынка продовольственных и непровольственных товаров неоднородна. Объем товаров продовольственного назначения уступает существенно объему товаров непродовольственного сегмента. Эта тенденция сохранит свое влияние в ближайшей перспективе.
4. При общей тенденции роста доли сетевых игроков в суммарном обороте розничной торговли продуктами питания наблюдается усиление позиций самых крупных из сетевых компаний с участием иностранного капитала. Основной проблемой розничного продуктового рынка остается снижение покупательной способности населения, а также неспособность государства в необходимой и должной мере обеспечить поддержку снижающемуся спросу.
5. В условиях российской действительности, которая характеризуется сохраняющимся спадом деловой активности малого и среднего бизнеса во многих сферах экономики и существованием бюджетного дефицита, поддерживаемого искусственно, сложно прогнозировать повышение уровня покупательной способности. Исходя из сложившейся тенденции роста доли пищевых продуктов в суммарном обороте розничной торговли (она достигла 51 % в 2017 г. против 47 % в 2012–2014 гг.), конкретные темпы роста будут определяться сценариями развития экономики в среднесрочной перспективе. При сохранении тенденции роста объема продаж в продуктовом сегменте потребительского рынка в стоимостном выражении (вследствие роста потребительской инфляции) физический объем продаж будет продолжать уменьшаться.
6. Оценка состояния коммуникационного и мотивационного потенциалов субъектов рынка розничной торговли свидетельствует о нарастающем дефиците возможностей бизнеса для инновационного обновления и занятия передовых позиций среди других секторов экономики страны. Введение регулирующих воздействий со стороны государства и ужесточение контроля за деятельностью чиновничье-бюрократических структур, а также повышение персональной ответственности чиновников за принимаемые решения смогут способствовать созданию благоприятных условий для экономического роста в производственной сфере и соответственно будут способствовать увеличению объемов продаж российских качественных товаров, предлагаемых торговой сфере (сетевой и розничной).
7. Недостаточный уровень инвестиционной активности отечественных субъектов экономической сферы и сохранение приоритета влияния западных собственников в капиталах ритейла будет сдерживать наращивание насыщенности рынка нужными российскому потребителю товарами. Замена иностранных товаров изделиями (продуктами) отечественного производства может быть обеспечена качественной продовольственной продукцией в рамках импортозамещения только в случае ужесточения контроля за ее производителями и возможного возврата к нормативным требованиям ГОСТов (утративших свое влияние в российской рыночной экономике, в отличие от Белоруссии). Производство непродовольственных товаров отечественного производства будет сохранять тенденцию отставания из‑за неразвитости промышленно-производственной сферы в национальной экономике, а также недостаточной разрешимости проблемы существенного наращивания отечественных инвестиций в ключевые сектора этой сферы.
8. Коррупционная составляющая в деятельности бизнес-структур вытесняет российские торговые сети на периферию из‑за более низких цен на оплату арендных площадей и снижающейся платежеспособности населения. В свою очередь, низкий платежеспособный спрос населения уменьшает долю качественных товаров в ассортименте предлагаемых потребителю наборов товаров, что негативно сказывается на поддержании требований экологичности самих товаров и окружающей среды в целом.
9.
[1] Подробнее: РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/21/08/2019/5d5d5eb19a794733cb417a13
Источники:
2. Щепакин М.Б., Губин В.А. К разработке механизма управления структурной модернизацией промышленности региона (на примере Красно-дарского края) // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 875−904. doi: 10.18334/vinec.9.3.41034.
3. Щепакин М.Б., Михайлова В.М., Баженов Ю.В., Кузьменко А.А. Классификационный аспект к оценке факторов, влияющих на экономиче-ский рост бизнеса // Экономика и предпринимательство. ‒ 2017. ‒ № 2-1(79-1).‒ С. 1227-1230.
4. Управление конкурентными преимуществами бизнеса в регионе: монография / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова, Р.А. Авдеева, Л.И. Великанова, А.. Солкина, Ю.В. Баженов; под ред. М.Б. Щепакина. ‒ Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. – 208 с.
5. Щепакин М.Б., Михайлова В.М., Облогин М.В. Исследование пове-дения потребителей розничных торговых сетей строительной отрасли мето-дом семантического дифференциала // Практический маркетинг. − 2020. − № 1 – С. 23-28.
6. Оборот розничной торговли в России в 2018 г. Режим доступа: https://www.retail.ru/news/oborot-roznichnoy-torgovli-v-rossii-v-2018-godu-uvelichilsya-na-2-6/ (дата обращения 12.11.2019)
7. Оборот розничной торговли в РФ в I полугодии вырос на 1,7 %, до 15,69 трлн руб. Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news/oborot-roznichnoy-torgovli-v-rf-v-i-polugodii-vyro.html (дата обращения 12.11.2019).
8. Оптовая торговля и товарные рынки. ‒ Режим доступа: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/wholesale/# (дата обращения 13.11.2019)
9. Оборот розничной торговли в России вырос на 2,6 % в 2018 г. ‒ Режим доступа: https//www.business.ru/news/6581-oborot-roznichnoy-torgovli (дата обращения 13.11.2019)
10. Российский рынок розничной торговли продуктами питания: состояние и перспективы. Режим доступа: http://edrj.ru/article/23-04-2018 (дата обращения 13.11.2019)
11. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Глазырина Е.О. Управление кон-курентной позицией субъекта на рынке // Международная научно-практическая конференция «International Conference on Advanced Engineering, Science and Technology Netherlands», Rotterdam, 30 июня 2017. ‒ С. 134-173.
12. Щепакин М.Б., Авдеева Р.А., Латынин Е.С. Развитие маркетинговой сети хозяйствующим субъектом в нестабильной экономике // Экономика и предпринимательство. ‒ 2016. ‒ № 10-1(75). ‒ С. 473-480.
13. FMCG-ритейл в 2018-2020 гг: умеренный рост и консолидация. ‒ Режим доступа: https://meat-expert.ru/articles/15-fmcg-riteyl-v-2018-2020-godakh-umerennyy-rost-i-konsolidatsiya (дата обращения 15.11.2019)
14. Краткий аналитический обзор «Российский ритейл: итоги 2018 г. – I кв. 2019 г.» ‒ Режим доступа: http://www.acort.ru/netcat_files/18/5/h_6f6987c1bf6406555c32b0cd1c81fff7 (дата обращения 01.12.2019)
15. Федеральная служба государственной статистики. ‒ Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 01.12.2019)
16. Топ 10 продуктовых сетей: лидеры и лузеры. ‒ Режим доступа: https://marketmedia.ru/media-content/top-10-produktovykh-setey-lidery-i-luzery (дата обращения 01.12.2019)
17. Топ-10 крупнейших розничных сетей в России по объему выручки в 2017 г. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3650919 ( дата обращения 02.12.2019)
18. Обзор и прогноз для рынка розничной торговли России в 2018-2019 гг. ‒ Режим доступа: https://promdevelop.ru/obzor-rynka-roznichnoj-torgovli-v-2018-2019-v-rossii/ (дата обращения 02.12.2019)
19. Щепакин М.Б., Михайлова В.М., Кривошеева Е.В., Куренова Д.Г. Маркетинговый анализ. – Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2017. – 243 с.
20. Потребление продуктов питания в России с 1990 по 2017 гг. ‒ Режим доступа: https://burckina-new.livejournal.com/1384349.html (дата обращения 13.01.2020)
21. Население России: численность, динамика, статистика. ‒ Режим доступа: http://www.statdata.ru/russia (дата обращения 13.01.2020).
22. Вегетарианство по странам. ‒ Режим доступа: https://veganwiki.ru/ (дата обращения 15.01.2020).
23. Бутов А.М. Рынок розничной торговли продуктами питания. ‒ М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа Эконо-мики», 2017. – 61 с. Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/data/2017/01/09/1115460812/ (дата обращения 23.03.2020).
24. Экономическая безопасность России в условиях глобальных вызо-вов: подходы и решения: монография / Под общ. ред. В.И. Трысячного. ‒ Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. ‒ С. 173-196.
25. Изряднова О.И. Российская экономика в 2018 г.: структурные осо-бенности роста // Экономическое развитие России. – 2019 (апрель). – Том 26. − № 4. − С. 3-10.
26. Российский ритейл Российский ритейл в 2018 году: идеальный шторм с перерывом на ЧМ-2018. ‒ https://www.retail-loyalty.org/news/rossiyskiy-riteyl-v-2018-godu-idealnyy-shtorm-s-pereryvom-na-chm-2018/ (дата обращения 23.02.2020).
27. Официальный сайт Банка России. https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/19700/bulletin_19-03.pdf (дата обращения 14.05.2019)
28. Непродовольственные товары. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102654/bc8fe09d833153ed1c245bc706ff93983b87a4ad/ (дата обращения 15.01.2020)
29. Гурдин К. Кому расхлебывать уханьский суп // Аргументы недели. Экономика. – 2020. ‒ № 5(699). ‒ С. 7.
30. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. / Росстат. ‒ M., 2019. ‒ 549 с. https://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/rusfig/rus19.pdf (дата обращения 15.01.2020)
31. Шутилов Ф.В., Суровцева Е.С. Коммуникационный потенциал как индикатор развития кластера // Вестник Адыгейского государственного уни-верситета. Серия 5: Экономика. – 2014. – № 2 (141). – С.213-219.
32. Экономика рекламной деятельности: учеб. пособие / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова. ‒ 3-е изд., доп. и перераб. ‒ Краснодар: Изд. КубГТУ, 2010. ‒ 493 с.
33. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Материалы междунар. научно-практ. конф. “Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века”. ‒ Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1998. ‒ С. 131-144.
34. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Пыженко И.А. Повышение доверия к хозяйствующему субъекту как инструмент управления экономическим ростом бизнеса // Экономика и предпринимательство. ‒2017. ‒ № 2-2(79-2). ‒ С. 599-612.
35. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ивах А.В., Федин С.В. (2017). Управление конкурентной позицией предприятия на основе повышения до-верия к бизнесу // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия Экономика. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 7-21. − DOI: 10.24143/2073-5537-2017-2-7-21
36. Список стран по индексу восприятия коррупции. - https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 23.02.2020).
37. Щепакин М.Б., Михеев Г.В. Управление развитием розничной торговой сети в условиях обострения конкуренции //Экономика и предпринимательство. ‒ 2015. ‒ № 3. ‒ С. 226-230.
38. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Антикризисный компонент как инструмент маркетинговой адаптации предприятия в условиях априорной нестабильности // Креативная экономика. − 2019. − Том 13. − № 6. − С. 1133-1152. ‒ doi: 10.18334/rp.20.4.40615
39. Щепакин М.Б., Михеев Г.В. Разрешение противоречий между субъ-ектами взаимодействия в экономическом пространстве розничной торговой сети в условиях ее функционирования и развития // Экономика и предпри-нимательство. ‒ 2015. ‒ № 6 (ч.1) (59-1). ‒ С. 1124-1127.
40. Катасонов В. Россию душит сетевой вампир: Как иностранный ка-питал захватил нашу торговлю // Бизнес в России. Экономика, 7 июля 2017. ‒ Режим доступа: https://svpressa.ru/economy/article/176411/ (дата обращения 13.02.2020).
41. Шульгин М.В. Менталитет, ценности и ментальные программы в экономическом поведении // ВЕСТНИК ИрГТУ. Экономика. ‒ 2009. ‒ № 2 (38). ‒ С. 146- 151
Страница обновлена: 03.12.2024 в 14:34:52