Система стимулирования сбыта предприятий торговли потребительской кооперации Камчатского края

Рогалева Н.Л.1, Бычков А.В.1, Фрумак И.В.2
1 Камчатский филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
2 Камчатский государственный технический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Рогалева Н.Л., Бычков А.В., Фрумак И.В. Система стимулирования сбыта предприятий торговли потребительской кооперации Камчатского края // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5539-5548. – doi: 10.18334/epp.13.12.120148.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549088

Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические основы организации и стимулирования сбыта предприятий торговли потребительской кооперации.Предсиавлена динамика розничного и оптового оборота торговли потребительской кооперации Камчатского края. Проанализированы методы стимулирования сбыта в организациях торговли, проведен опрос потребителей продукции предприятий торговли потребительской кооперации Камчатского края с целю выявления наиболее популярных методов стимулирования и их эффективности. Предложены рекомендации совершенствования методов стимулирования сбыта продукции и обоснована их экономическая целесообразность.Представлен комплекс рекомендаций и мероприятий по совершенствованию стимулирования сбыта на предприятиях потребительской кооперации Камчатского края

Ключевые слова: стимулирование сбыта, кооперация, Камчатский край, розничная торговля, экономическая эффективность, экономика торговли, потребительские кооперативы, продовольственные товары

JEL-классификация: L21, L22, M31, P13



ВВЕДЕНИЕ

С помощью стимулирования сбыта современные торговые предприятия потребительской кооперации достигают роста объемов продаж, привлекают новых потребителей и добиваются конкурентного положения на рынке. Исследование позволит выявить пути стабилизации сбыта и его совершенствование, что с большей вероятностью поможет повысить экономическую эффективность организаций потребительской кооперации [1, 2, 3].

Целью исследование является разработка мероприятий по стимулированию сбыта продовольственных товаров на примере деятельности торгового предприятия потребительской кооперации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: рассмотреть теоретические основы организации и стимулирования сбыта, рассмотреть динамику розничного и оптового оборота торговли потребительской кооперации Камчатского края, проанализировать методы стимулирования сбыта на предприятии, дать социально-экономическую оценку сбыта на предприятии, выработать комплекс рекомендаций и мероприятий по совершенствованию стимулирования сбыта на предприятиях потребительской кооперации Камчатского края.

Методологической основой исследования является комплекс общенаучных методов, таких как методы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, классификации и сравнения, системный подход и прогнозирования [4,5].

Практическая значимость исследования заключается в выработке комплекса рекомендаций и мероприятия по совершенствованию стимулирования сбыта на предприятиях потребительской кооперации.

Результаты.

Рисунок 1 - Совокупный объем хозяйственной деятельности потребительской кооперации Камчатского края, млн. руб.

Источник: Составлено автором по данным Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Увеличение объемов деятельности объясняется увеличением розничного товарооборота потребительского общества «Елизовский хлебокомбинат» в 6 раз, потребительского общества «Камчатка» и ООО «Кондитерский цех на Ключевской» - в 3 раза.

Рисунок 2 - Совокупный объем хозяйственной деятельности Камчатского края, млн. руб.

Источник: Составлено автором по данным Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Современное общество должно быть обеспечено продовольственной безопасностью. Определенную роль в выполнении социальной миссии играют производственные предприятия потребительской кооперации и это подтверждается их объемами деятельности [5].

Рисунок 3 - Розничный товарооборот потребительской кооперации Камчатского края, в млн. руб.

Источник: Составлено автором по данным Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Розничная торговля потребительской кооперации является ведущей сферой деятельности и занимает в совокупном объеме 47.2%. За 2021 год по результатам деятельности, розничный товарооборот составил 394.7 млн. руб., выполнение прогноза на 121.8 %. За период с 2021 г. по 2022 год наблюдается тенденция роста розничного товарооборот. [6]

Рисунок 4 - Оборот оптовой торговли за 2018-2022 годы, в млн. руб.

Источник: Составлено автором по данным Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Отметим рост оптовой торговли. В 2022 году оборот оптовой торговли увеличился на 95.6 млн. руб. и составил 150.8 млн. руб., рост к 2021 году в 2.7 раза выполнение плановых показателей на 273% [7].

Рисунок 5 – Оборот оптовой торговли в 2022 году, в тыс. руб.

Источник: Составлено автором по данным Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Увеличение оптового товарооборота обеспечили потребительские общества в сравнении с 2021 годом: ПО «Елизовский хлебокомбинат» на 88.6 млн.рублей, Быстринское ПО – 2 млн. руб., ПО «Торговый дом Воланд» - на 5.1 млн. рублей. Активный рост оптового товарооборота характеризуется необходимостью социальной миссии кооперации, а именно обеспечение региона товарными ресурсами и их рациональным использованием [8].

Целью стимулирования является привлечение новых потребителей и наращивание прибыли. В рамках исследуемого предприятия стимулирующие мероприятия направлены на потребителей. Осуществляются они в основном путем проведения следующих форм стимулирования: проведение дегустаций; предоставление скидок; распродажа товаров.

Стимулирование сбыта в организациях потребительской кооперации Камчатского края предлагаем проводить в двух направлениях: consumer promotion, trade promotion. В рамках стимулирования сбыта исследуемой компании было предложено проводить дегустации в общественных местах, таких как торговые центры. Параллельно с осуществлением мероприятий по дегустации будут проводиться акции «снижение цен».

В качестве рекомендации по совершенствованию стимулирования сбыта предприятию потребительской кооперации Камчатского края предлагаем провести вышеописанные мероприятия. После чего проанализировать эффективность такого рода продвижения товара и принять решение о регулярном проведении данных мероприятий или отказать в применении предложенных путей совершенствования сбыта.

На основании проведенного анализа структуры товарооборота было выяснено, что мясные полуфабрикаты, рыбные полуфабрикаты и полуфабрикаты из деликатесных видов рыбы имеют наибольший удельный вес в объеме розничной торговли и обеспечивают наибольшую рентабельностью.

Для определения основных средств стимулирования сбыта и их эффективности весной 2023 года (хронология исследования 01.03.2023-10.03.2023г.) Камчатским филиалом Российского университета кооперации было организовано и проведено маркетинговое исследование методом анкетирования потребителей в отделе предпринимателей потребительской кооперации (ООО «Сделано на Камчатке») на Ярмарке камчатских товаропроизводителей, г. Петропавловск-Камчатский.

Объем выборки составил – 230 респондентов, репрезентативность характеризует взрослое население г. Петропавловска-Камчатского в возрасте то 20 до 70 лет, потребители товаров ООО «Сделано на Камчатке».

Проведенное исследование определило какие средства стимулирования сбыта встречались чаще в всего в ООО «Сделано на Камчатке» (рисунок 6).

Рисунок 6 - Ответы респондентов на вопрос: «Какие средства стимулирования Вам встречались чаще всего?», %

Источник: Составлено автором по данным маркетингового исследования потребителей продукции Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Чаще всего респондентам встречались следующие средства стимулирования: 26% - скидки с цены, 19% - распродажа товаров, 15% - бесплатные образцы товара (дегустация). В меньшей степени респондентам встречались подарки к покупке, использование полезной в быту упаковки, еще реже – купоны на скидку и организация конкурсов и лотерей, гарантия возврата денег и предоставление товара в кредит.

По результатам анкетирования потребителей магазина потребительской кооперации было выявлено, что эффективными средствами стимулирования являются предоставление кредитов, предоставление скидок с цены, проведение дегустации продукции. Все эти средства являются достаточно затратными, а кредиты вообще нецелесообразно использовать в магазинах потребительской кооперации.

Значимыми в политике стимулирования стали такие средства, как скидки с цены, распродажа товаров и дегустация.

Для определения целесообразности проведения дегустаций в магазинах потребительской кооперации проведем оценку динамики розничного оборота до проведения мероприятий стимулирования сбыта и после проведения данных мероприятий, дегустации продовольственной продукции проводились с 1 мая 2023 года по 10 мая 2023 г. в местах продажи товаров под брендом «Сделано на Камчатке» результаты представлены в таблице.

Таблица - Экономический эффект от проводимых дегустаций

Показатель
Значение до внедрения мероприятия, руб.
май 2022 г.
Значение после внедрения мероприятия, руб.
май 2023
Изменение
Абсолютное (руб.)
Относительное (%)
Розничный оборот, в месяц
6 245 300
7 453 000
1 207 700
19,3
Источник: Составлено автором по финансовой отчетности предприятий Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ [6]

Из таблицы можно сделать следующие выводы:

1) проведение дегустации на предприятии потребительской кооперации является наиболее выгодным для организации средством стимулирования продаж, так как составляет всего лишь 12% от общей суммы затрат на все средства стимулирования;

2) также дегустации являются наиболее эффективным средством, так как после проведения дегустации розничный оборот увеличится на 19,3%.

В итоге проведение дегустаций позволит не только окупить все затраты на стимулирование сбыта, но и существенно увеличить прибыль (на 19,3%).

Заключение. Таким образом, предприятиях потребительских коопераций Камчатского края предлагаем проводить дегустации, особенно полуфабрикатов из деликатесных видов рыбы и мясных полуфабрикатов (т.к. они имеют наибольший уровень рентабельности), что позволит наращивать прибыль и эффективно сбывать товарную продукцию.

По итогам исследования стимулирования сбыта на предприятии потребительской кооперации, было выявлено, что данная организация активно использует различные средства для достижения наибольшей выгоды посредством увеличения сбыта. Также предприятие пользуется услугами рекламных агентств и предложениями скидок и различных акций, что является так же весьма затратными для организации, но исследование показало, что добавление дегустации является более экономически эффективным.

Исследование определили ряд основных проблем и пути их решения:

1. Предприятия потребительской кооперации не в полной мере используют методы стимулирования продаж в местах реализации продукции, необходимо проводить данные мероприятия, что в среднем позволит увеличить продажи на 10 %.

2. Необходима организация электронной торговли и доставки товаров на дом, для это нужно провести дополнительные маркетинговые исследования, что позволит экономически целесообразно организовать продажи.

По итогам оценки политики предприятия по стимулированию сбыта было выяснено, что предприятие потребительской кооперации достаточно активно заявляет о себе на рынке Камчатского края, используя рекламу в социальных сетях и местах продажи, для ускорения реализации продукции собственного производства необходимо проводить дегустации, которые позволят потребителям познакомиться с продукцией. Дегустации также необходимо использовать для тестирования новых товаров, что поможет усовершенствовать продукцию и повысить эффективность работы организации.


Источники:

1. Архипов А. Е., Нюренбергер Л. Б., Леушина О. В. Современное торговое дело. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2017. – 138 c.
2. Рогалева Н. Л. Статистический подход к моделированию имиджа торговых организаций // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами: Материалы Четвертой международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Петропавловск-Камчатский, 19–21 мая 2015 года. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный технический университет. Петропавловск-Камчатский, 2015. – c. 123-127.
3. Бакаева В. В., Рогалева Н. Л., Щетинина Н. А. Управление конкурентным преимуществом в розничной торговле. - Петропавловск-Камчатский : Камчатский государственный технический университет, 2013. – 165 c.
4. Анкудинова М. В., Рахматуллина А. Р. Стимулирование сбыта в розничной торговле // Наука xxi века: актуальные направления развития. – 2029. – № 1-1. – c. 217-219.
5. Лысогор А. А. Особенности стимулирования сбыта в организациях розничной торговли // Научный аспект. – 2018. – № 3. – c. 105-112.
6. Виды деятельности Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Центросоюза РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://pkcoop.tilda.ws/activity (дата обращения: 23.11.2023).
7. Петриков А. В. Роль сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сельской локальной экономике и актуальные проблемы их развития // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2022. – № 3. – c. 14-26. – doi: 10.37984/2076-9288-2022-3-14-26.
8. Рогалева Н. Л. Оценка имиджа розничных торговых предприятий потребительской кооперации // Экономика и управление: проблемы развития: Материалы Международной научно-практической конференции, Волгоград, 25–26 ноября 2009 года. Том Часть 3. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Волгоградское научное издательство". Волгоград, 2009. – c. 201-204.
9. Петриков А. В. Приоритеты и механизмы развития сельского хозяйства в России и ее регионах в новой реальности // Федерализм. – 2022. – № 2(106). – c. 122-142.
10. Плотникова Т. В., Котик А. В., Осипова Е. Н. Сельский туризм как одно из направлений деятельности потребительской кооперации // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 1(138). – c. 785-788.
11. Кондратьев П. Н., Благовисная А. А., Широколобова А. А. Инструменты стимулирования сбыта в сфере розничной торговли как способы воздействия на поведение потребителей // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2022. – № 6(127). – c. 64-68.
12. Rogaleva N. L., Venyaminova L. E. Stereotype and Reputation of Consumer Cooperation. / Challenges of the Modern Economy. Digital Technologies, Problems, and Focus Areas of the Sustainable Development of Country and Regions. - Cham : Springer, 2023. – 275-278 p.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:12:55